Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится инструмент). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами — при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Техника игры на флейте

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из семейства духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках)[2]

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике — разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. [3] Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя — важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX — начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» (1896 – 1897). [4] В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:
Мультифоники — извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.
Whistle tones — напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.
«Танграм» — короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.
«Jet whistle» — звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на «фюить».

Существуют и другие приёмы современных техник — стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

РАЗНОВИДНОСТИ ФЛЕЙТЫ (поперечной)

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта. Также существуют, но гораздо реже используются — большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латино-американский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Поперечные флейты (дополнительный материал)

Обычная оркестровая флейта – это поперечная закрытая флейта. Относится она по традиции к деревянным духовым инструментам. Однако делается сегодня в основном из металла, а иногда и из стекла и керамики. На ней мы видим множество клапанов для управления высотой звука. Эти клапаны появились на ней в 1832 году благодаря немецкому мастеру Бёму. Ее иногда так и называют – флейта Бёма.

У такой флейты есть более высокая разновидность – флейта-пикколо. У нее очень резкий высокий и пронзительный звук. А по размеру она в два раза меньше своей сестры. Благодаря своему пронзительному звуку она использовалась как сигнальный инструмент.

Поперечные флейты широко распространены в Азии. Это и китайская «ди», и «лимба». Последняя распространена среди монголов, бурят, тувинцев и в Тибете. Характерной особенностью этих двух флейт является дополнительное отверстие, закрытое тонкой перепонкой. Оно формирует неповторимый «китайский» тембр, столь характерный для национальных оркестров. Поперечная флейта в Средней Азии называется «най».

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c² и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Конструкция флейты-пикколо в целом такая же, как и у большой флейты, однако отверстие амбушюра (головки) меньше диаметром, отсутствует колено и отверстия в теле инструмента расположены ближе друг к другу. Длина пикколо около 32 сантиметров, что практически в два раза короче большой флейты, диаметр сверления — 1 сантиметр. Флейты-пикколо бывают деревянные, металлические, реже из других композитных материалов. Техника игры на флейте-пикколо такая же, как и на большой, но для полного владения инструментом требуется продолжительный целенаправленный период освоения со стороны исполнителя (в отличие от например альтовой флейты).

Основная сфера применения малой флейты — симфонический и духовой оркестры, использование её в качестве солирующего инструмента относится к единичным случаям (Вивальди — Концерт C-dur).

Предшественником флейты-пикколо является флажолет. Собственно флейта-пикколо была сконструирована в XVIII веке и на рубеже XVIII—XIX веков вошла в состав симфонического оркестра, где стала одним из самых высоких по регистру инструментов. В духовых оркестрах XIX века часто использовались флейты-пикколо в строе ре-бемоль или ми-бемоль, сегодня такие инструменты встречаются крайне редко.

Обычно в симфоническом оркестре используется одна малая флейта (реже две), партия которой в партитуре помещается на отдельной строчке над партиями больших флейт (то есть над всеми остальными инструментами оркестра). Нередко партия малой флейты представляет собой временную замену партии одной из больших флейт. Наиболее частая функция флейты-пикколо в оркестре — поддержка верхних голосов в общем звучании, но иногда композиторы доверяют этому инструменту и сольные эпизоды (Равель — Фортепианный концерт № 1, Щедрин — Фортепианный концерт № 4), Шостакович ― симфонии № 9 и № 10).

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Альтовая флейта (итал. flauto contralto; фр. flûte alto; нем. Altflöte) ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, сконструированная Теобальдом Бёмом около 1854 года.

По строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.

Применяется чаще всего in G (в строе соль), реже in F (в строе фа), то есть звучит на чистую кварту или квинту ниже написанных нот. Диапазон ― от g (соль малой октавы) до d³ (ре третьей октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но на практике они почти не используются. Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее меццо-форте. Средний регистр ― гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний ― резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на пиано.

Альтовая флейта применяется, как правило, в оркестре, для получения специфических низких звуков особого тембра, но во второй половине XX века также начала использоваться как ансамблевый и сольный инструмент. Одним из первых её использование предписал Римский-Корсаков в опере-балете «Млада» (1890). В дальнейшем партия альтовой флейты появлялась в сочинениях А. К. Глазунова (Восьмая симфония), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), И. Ф. Стравинского («Весна священная»), Г. Холста («Планеты»), Д. Д. Шостаковича (Седьмая симфония) и других композиторов. Альтовая флейта введена в ансамбль сочинения Пьера Булеза «Молоток без мастера». Сольные сочинения для альтовой флейты написаны Мати Куулбергом, Эгилем Ховланном, Леонидом Башмаковым, Аулисом Саллиненом.

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Басовая флейта- разновидность поперечной флейты.
По свидетельству Шарля-Мари Видора, на Парижской выставке 1900 года была представлена басовая флейта, настроенная октавой ниже обыкновенной, но, к сожалению, мало способная к воспроизведению самых низких звуков. О каком инструменте идёт речь — сейчас установить невозможно, но подлинная басовая флейта, построенная миланским флейтистом Абэльардо Альбизи (1872—1937) в 1910 году, представляла собою довольно остроумно устроенный инструмент. Головка этой флейты, насаженная на «корпус» инструмента в виде верхней перекладины буквы «Т», имела замкнутые с обеих сторон срезы и боковое отверстие, куда дул исполнитель, устроенное по всем правилам флейтового производства. Трубка инструмента с расположенными на ней дырочками и клапанами, имея в верхней своей части довольно большой завиток, направлялась, подобно прямой флейте, вниз, что собственно и давало возможность пользоваться инструментом во время игры.

Спустя некоторое время, в Германии, появилась новая разновидность басовой флейты, в своих внешних очертаниях не имевшая уже ничего общего с альбизифоном.

Новая бас-флейта во время игры стремилась сохранить положение обыкновенной флейты, что и достигалось загнутой в виде «крюка» вершиной, с расположенным на ней боковым отверстием для вдувания воздуха. Таким образом, присутствие «крюка» позволяло не только удержать косое положение басовой флейты, но и освобождало её от неизбежного завитка, как следствия размеров инструмента.

В техническом отношении басовая флейта вполне совершенный инструмент, но замечание, высказанное по поводу художественных достоинств альтовой флейты, в ещё большей степени приложимо и к басовой. Басовая флейта по существу своему предназначена петь, и стремительная подвижность ей так же мало свойственна, как и бас-кларнету или контрафаготу.

В оркестровой музыке басовая флейта до сих пор себя ещё никак не проявила. Потому ли, что композиторы о ней ничего не знают или потому, что она, вследствие своей дороговизны, оказалась «не по карману» даже самым видным и мощным оркестрам — сказать трудно. Но так или иначе, чуть ли не единственным случаем её использования в крохотном камерном ансамбле остаётся, по свидетельству Эгона Вэллеса (1885—), указание на её применение в Conversations Артура Блиса (1891—?). Этот сборник из пяти вещиц, написанный в 1919 году, предназначен для скрипки, альта, виолончели, флейты и гобоя с заменой последних басовой флейтой и рожком. Ничего другого более крупного или внушительного для басовой флейты написано до сих пор, очевидно, не было.

Источник

Поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Диапазон флейты — более трёх октав: от h или c 1 (си малой октавы или до первой) до c 4 (до четвёртой) и выше. Играть более высокие ноты представляется затруднительным, но встречаются произведения, в которых задействованы ноты «ре» и «ми» четвёртой октавы. Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, шипящий в нижнем и несколько резкий — в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, — в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту.

Содержание

История инструмента

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двумя стами лет до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону.

Средние века

Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII—XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю

В Средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт в соль (сейчас диапазон альтовой флейты). Инструмент имел цилиндрическую форму и 6 отверстий одинакового диаметра.

Ренессанс

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

В эпоху ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Инструмент позволял брать все ноты хроматического звукоряда при условии хорошего владения аппликатурой, которая была довольно сложной. Средний регистр звучал лучше всего. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

Эпоха барокко

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором как правило располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей — тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

В последних декадах XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов — как правило от 4 до 6, и более. На некоторых инструментах становится возможным брать c 1 (до первой октавы) с помощью удлинённого колена и двух дополнительных клапанов. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц.

Классический и романтический период

Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией этого инструмента. В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Существовало большое количество вариантов клапанов. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии — с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где число клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие. Существовали даже системы клапанов, специально сделанные для того, чтобы облегчить определённый пассаж. В первой половине XIX века существовали флейты т. н. венского типа, до звука соль малой октавы. В опере «Травиата», написанной Джузеппе Верди в 1853 г., в заключительной сцене 2-ой флейте поручена фраза, состоящая из звуков нижнего регистра от до вниз — си, си-бемоль, ля, ля-бемоль и соль малой октавы. Такая флейта теперь заменяется альтовой флейтой [1]

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей — для того чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

XX век

В начале XX века большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.

Были предприняты попытки усовершенствовать систему Бёма, чтобы создать возможность исполнения чистого четвертитонового звукоряда и тем самым расширить возможности инструмента при исполнении современной музыки. К стандартной флейте Бёма были прибавлены 6 дополнительных клапанов, и такая система была названа по имени создателя «система Кингма». Флейтисты Роберт Дик и Матиас Циглер, специализирующиеся на исполнении современной музыки, используют такие инструменты.

Роль флейты в музыке

Классическая музыка

Ренессанс

Поперечная флейта использовалась в основном в ансамблевой игре — квартетах флейт, трио для голоса, флейты и лютни, в консортах, ричеркарах и другой музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других.

Эпоха барокко

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Среди шедевров репертуара эпохи барокко — Партита ля минор для флейты соло и 7 сонат для флейты и баса И. С. Баха (3 из которых, возможно, принадлежат перу его сына К. Ф. Э. Баха), 12 фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана, Соната для флейты соло ля минор К. Ф. Э. Баха.

Классический и романтический период

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена. В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау, которого называли флейтовым Бетховеном.

В романтическом стиле для флейты написано немного. Крупные композиторы этого времени, как Шуман или Брамс, не написали сольных произведений для флейты, предпочитая кларнет и другие духовые инструменты. К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия в преклонном возрасте). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса (в обоих случаях имеющие форму вариаций), которые относятся по сути больше к галантному салонному стилю, нежели к романтическому. Признанным переложением, сделанным для флейты при жизни, а возможно и самим автором, являются 6 сонат для скрипки и клавира Карла Мария фон Вебера.

Во флейтовом репертуаре XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов — Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Допплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других — написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром — Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

XX век

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи — Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие. К наиболее популярным и часто исполняемым произведениям этого периода относятся:

Флейта занимает важное место в творчестве Андре Жоливе, который написал для этого инструмента множество произведений, прочно вошедших в основной репертуар флейтистов: Концерт для флейты с оркестром, Концертная сюита для флейты и ударных, «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано, «5 причитаний» для флейты соло и другие. Интересны и многочисленные произведения для флейты Зигфрида Карг-Элерта. К середине XX века флейта окончательно завоёвывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита, концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера, а также другие произведения композиторов Богуслава Мартину, Франка Мартэна, Оливье Мессиана. Несколько произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

Во второй половине XX века многие композиторы пишут произведения для флейты соло без аккомпанемента, часто с применением современных техник игры на инструменте. Особенно часто исполняется Секвенция Лучано Берио, также популярны Этюды Исан Юна, «Голос» Тору Такэмицу, «Дебла» K.Халфтер, и другие произведения для флейты соло композиторов Хайнца Холлигера, Роберта Эйткена, Эллиота Картера, Жильбера Ами, Кадзуо Фукисима, Брайана Фернейхоу, Франко Донатони и других. Большое количество произведений для флейты соло с использованием расширенной трактовки инструмента написал Сальваторе Шаррино.

Джаз и другие стили

По причине негромкого звука, флейта далеко не сразу прижилась в джазовой музыке. Развитие сольной роли флейты в джазе связано с именами таких музыкантов как Херби Манн, Джереми Стиг, Хьюберт Лоуз. Одним из новаторов в джазовом флейтовом исполнительстве стал саксофонист и флейтист Роланд Кёрк, активно использующий приёмы передувания и игры с голосом. Также играли на флейте саксофонисты Эрик Долфи и Юзеф Латиф.

К числу точек соприкосновения джазовой и классической музыки относятся джазовые сюиты для флейты французского джазового пианиста Клода Боллинга, которые исполняются как академическими (Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй), так и джазовыми музыкантами.

В популярной музыке

Одним из известных флейтистов в жанре рок- и поп-музыки является Йен Андерсон из группы Джетро Талл.

Развитие флейтовой школы в России

Ранний период

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон. Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты — Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу. Есть и ранние упоминания о русских флейтистах — так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков — крепостной, получивший вольную.

Вторая половина XIX века

Первым профессором Санкт-Петербургской консерватории (год основания — 1862) по классу флейты стал знаменитый итальянский флейтист и композитор Чезаре Чиарди, a Московской консерватории (год основания — 1866) — немецкий флейтист и композитор Фердинанд Бюхнер. Оба профессора преподавали на флейтах простых венских систем.

С 1877 года класс Чезаре Чиарди перенял немецкий флейтист и солист Императорских театров Карл Ватерстраат, ученики которого — первые известные русские профессиональные флейтисты Федор Степанов и Александр Семёнов — играли на флейтах системы Бёма. С 1882 года класс Бюхнера в Московской консерватории перешёл к немецкому флейтисту, солисту Большого театра Вильгельму Кречману, который также ввел обучение на флейте системы Бёма. Кречман воспитал первую плеяду крупных российских флейтистов, таких как В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие.

Особо нужно отметить солистов Императорских театров того времени — известного немецкого флейтиста Карла Венера (с 1867 по 1884 гг.) и известного итальянского флейтиста и композитора Эрнесто Келера (с 1871 по 1907 гг.). С 1878 по 1880 год в оркестре Санкт-Петербургской королевской капеллы работал один из самых известных флейтистов XIX века Карл Иоахим Андерсен.

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты — в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак, в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель.

XX век

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов. В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб, а также чех Юлиус Федерганс. После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину, внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории — Николай Платонов и Юлий Ягудин. В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт, а позже ученики последнего — Борис Тризно и Иосиф Янус.

В 1950х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев, Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно, Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова, Юрий Должиков.

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960—1970-x годах — Альберт Гофман, Александр Голышев, Альберт Рацбаум, Эдуард Щербачёв, Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение — Сергей Бубнов, Марина Ворожцова, Михаил Каширский и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев, Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев; Санкт-Петербургской консерватории — Валентин Черенков, Александра Вавилина, Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков, Александра Грот, Григорий Мордашов и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

Строение флейты

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для прикладывания губ и вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, тело и колено.

Головка

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Тело флейты

Строение тела флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить взятие и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет лёгкое взятие этого звука и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Акустика флейты

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится строй инструмента). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами — при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Техника игры на флейте

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках) [2]

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике — разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. [3] Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя — важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX — начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» (1896 – 1897). [4] В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

Существуют и другие приёмы современных техник — стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

Разновидности флейты

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Что такое поперечная флейта. Смотреть фото Что такое поперечная флейта. Смотреть картинку Что такое поперечная флейта. Картинка про Что такое поперечная флейта. Фото Что такое поперечная флейта

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта. Также существуют, но гораздо реже используются — большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латино-американский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *