Что такое ползание по пластунски
Физиология ползания у ребенка первого года
А вот как выглядит таз при скручивании
Вывод: для нормального функционирования таза как системы координат необходимо выравнивание ассиметрий движений вокруг таза (главным образом ассиметричный переворот на живот ребенка в возрасте 4-6 мес. Неползающая девочка – травматичные роды уже у ее ребенка (конечно без должной коррекции на первом году и сохранении ассиметрии таза в последующие годы).
5.ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ПОЛЗАНИЯ К НАЗНАЧЕННОМУ СРОКУ
Во первых, к какому сроку? Здесь опять позволю себе остановиться на нормах формирования ползания на четвереньках. Логический норматив, который брался за основу в последние 50 лет это возраст 6-7 месяцев. Предшествующая ползанию логика процесса: формирование поворота со спины на живот в 3-4 мес., выравнивание сторон поворотов – 5-й месяц, вставание в партер (четвереньки) – к 6 месяцам, формирование реципрокного ползания в партере к 6.5-7 месяцам, период чистого ползания – весь 8-й месяц, 9-й месяц- начало вставания на ноги, 10-й – перемещение вдоль опоры предметов приставным шагом вправо и влево, 11-12 месяцы – период формирования самостоятельного шага с опорой на полную стопу. Итак, оптимальный период становления ползания в партере у доношенного ребенка, родившегося с весом 3000-4000 гр., это 6-7 мес. Далее обязательно должен следовать период «чистого» ползания в партере до вставания на ноги. Этот период призван выполнить функциональные механизмы ползания в партере: укрепление рук, растяжение ТМО и длинных мышц спины, растяжение таза, выравнивание осей таза и расслабление передних мышц бедра. Исходя из вышесказанного, главные причины задержки или отсутствия формирования схемы ползания: а) общая незрелость мышечного тонуса, проявляющаяся плохой растяжимостью мышц скелетной мускулатуры, тугоподвижностью (ригидность) вращения в крупных суставах, вследствии чего ребенок не может физически встать на на четвереньки (партер); б) избыточное натяжение ТМО в районе шейного отдела позвоночника ( сглажен гиперлордоз) и функциональная блокировка в плечевых суставах при вращении снаружи вовнутрь. В этом случае ребёнок может встать в партер, но не может двигаться вперед из-за блокировки в плечевых суставах, а движется назад («ползание задом»); в) избыточное натяжение ТМО в районе пояснично-крестцового отдела (ребенок не может встать в партер, а перемещается по-пластунски, подволакивая одну или обе ноги за собой. Ноги, как правило, напряжены
; в) гипотонус (снижение тонуса)в руках, вследствии чего ребенок, вствая на колени, не может опереться на вытянутые руки. Перемещение, при этом, происходит на локтях. Часто это начальная фаза ползания, которая через некоторое время переходит в обычную с опорой на четыре точки; г) высокий мышечный тонус в ногах (так называемый «домик»)-см.фото.
Д) высокий мышечный тонус и в руках и ногах (ребенок на животе принимает позу «ласточки» опять же вследствии сохраняющегося натяжения ТМО к этому возрасту.
е) высокий тонус в руках, нормальный в ногах. Ребенок при этом стоит в партере и раскачивается. Но это все. Сделать шаг рукой он не может, так как не может согнуть руку в локте и бросить ее вперед; е) нечастый, но проблемый вариант: отсутствие двигательной мотивации. То есть незрелость мышечного тонуса сочетается с незрелостью мотивационного возраста. Ребенку просто неинтересно чего то достигнуть, достать. Ибо стремление «что то достать»-главный мотиватор, приводящий к созданию той или иной двигательной схемы.
Общий вывод: готовить ребенка к ползанию необходимо с первых месяцев жизни. Для этого необходимо представлять себе даже основные подводные камни, мешающие формированию самостоятельной и правильной схемы: патология мышечного тонуса, степень зрелости мышечного тонуса, степень натяжения ТМО, степень свободы движения в суставах и, конечно, степень соответствия календарного возраста, характеристик и зрелости мышечного тонуса и мотивации к этому движению.
Титов И.Н.(ДГКБ№1) публикуется впервые
Ребенок ползает по-пластунски
Одним из важных двигательных навыков у грудного ребенка является ползание по-пластунски. Передвижение на животе конечно не такое симметричное или правильное, как мы это привыкли наблюдать в разных сценах из жизни, но для детей важно само перемещение. Навык полезный, до определенного возраста, потом должны придти на смену четвереньки. Если ребенок начал ползать по-пластунски, это говорит о его хорошем психо-физическом развитии, если мы говорим о возрасте около 5-6 месяцев. Потребность ползти обусловлена стремлением ребенка к изучению окружающего его пространства, со всем его наполнением. На животе начинают ползать практически все дети, есть лишь небольшие отличия в “стилях”, кто-то боком начинает, кто-то назад ползет, а кто-то себя руками подтягивает и т.д. Период ползания по-пластунски у малышей обычно длится 1-2 месяца, потом ему на смену приходят четвереньки, но есть и предшественники, сначала ребенок должен научиться переворачиваться на живот. Перемещения на животе по полу это переходный период между переворотами на животик и позой четверенек. Поэтому, как только ребенок начал ползать по-пластунски, это означает начало подготовительного этапа к подъему на четвереньки. Периодические подъемы на прямые ручки, поджимание под себя коленок, подтягивание себя руками скользя по полу, все это укрепление мышц, которое важно для следующего этапа.
2. Во сколько месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски?
Все дети так или иначе начинают ползать. Возраст, в котором ребенок этому научится может отличаться до нескольких месяцев. Чаще всего дети начинают ползать по-пластунски в 5-6 месяцев. Этому предшествуют частые повороты по кругу лежа на животе. Надо сказать, что задержка в физическом развитии встречается также часто, и не ползающие дети могут быть и 7-9 месяцев. С этим желательно работать и малыша нужно укреплять вовремя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок делал все в свое время, то делайте курс общеукрепляющего массажа с гимнастикой в 3,6, 9, 12 месяцев, бывает, что требуется чаще, но большинству этого хватает. Назначение врача для проведения общеукрепляющей гимнастики с массажем не обязательно, если у ребенка нет никаких диагнозов. Если же у малыша есть проблемы со здоровьем, то можно у доктора убедиться в отсутствии противопоказаний, а дальше, как развивать и чему учить ребенка, это ваш выбор.
Когда ребенок начинает ползать по-пластунски им движет интерес приблизиться к окружающим его предметам, но также он может просто изучать возможности своего тела. К 5-6 месяцам дети не готовы уже просто лежать и разглядывать все вокруг, они стремятся к передвижению.
3. Как научить ребенка ползать по пластунски?
В отличии от ползания на четвереньках, по-пластунски ползать детей не учат. Дело в том, что здесь не отработаешь двигательные навыки. Конечно можно использовать рефлекторное ползание, но это же рефлекс, который угаснет, а от ребенка требуется осознанное усилие.
Чтобы малыш пополз на животе нужно обеспечить:
— “физику” т.е. ребенка нужно укрепить физически, чтобы хватало сил сдвинуть себя с места, в некоторых случаях приходится наоборот устранять излишнее напряжение в мышцах, гипертонус, который может сковывать движения.
— среду, которая благоприятна для формирования навыка, это твердая поверхность, ковер на полу, а не родительские пирины.
— “психику” т.е. по началу можно подманивать ребенка игрушками, выкладывать их на расстоянии, чтобы малыша мотивировать.
Практика показывает, что дети быстрее осваивают ползание по-пластунски, если их с 3-4 месяцев выкладывают на пол, это в том числе полезно и для переворотов. Как научить ребенка ползать по-пластунски? Его надо просто к этому подготовить, как описано выше, главное это физическая готовность и место.
4. Если ребенок в 7,8,9 месяцев ползает по-пластунски.
Вообще с 7 месяцев уже малышу пора осваивать четвереньки, т.е. к этому времени он уже должен отползать по идее месяца 2 на животе. Физические возможности грудничков в этом возрасте не у всех на одном уровне, но для этого есть массаж и гимнастика. Если у ребенка задержка моторного развития, то желательно, чтобы с ним поработал массажист, лучше конечно если это будет вовремя, т.е. курс массажа с гимнастикой в 3 и 6 месяцев, тогда скорее всего задержек не будет.
Помним, что для малышей с “отягчающими обстоятельствами” такими как недоношенность, заболевания, операции и т.д., нужно делать скидку и не перегрузить их всевозможными развивашками.
Ребенок может быть с ленцой, и не хотеть себя особо нагружать особенно если мама ему все подаст и на руки по первому писку возьмет. Но практика показывает, что после курса укрепляющей гимнастики даже излишне спокойные дети становятся более активными, появляются новые навыки, одним словом прогресс в развитии. Поэтому, если, ребенок в 7,8,9 месяцев все еще ползает по-пластунски, то принимайте меры по укреплению малыша, ему уже пора ползать на четвереньках.
5. Полезно ли малышам ползать по-пластунски?
Конечно же это очень полезный навык, как в физическом плане, так и в умственном. При ползании на животе работают множество мышц, особенно нам интересны в этом периоде плечевой пояс, мышцы таза, брюшной пресс, и грудные. Ребенок постепенно крепнет к следующему важному навыку. Параллельно с укреплением идет развитие интеллекта, малыш изучает все, до чего доползет. Мозг развивается постоянно, появляются новые нейронные связи между органами чувств, принятием решения, действием, получением информации, ее обработкой, памятью и т.д. Не держите малышей во всяких лежанках, с 3 месяцев ребенка можно отпускать на пол. Этап ползания по-пластунски длится 2-3 месяца, он очень важен для ребенка, к слову 2-3 месяца для 5-6 месячного малыша, это половина его жизни на тот момент. Что бы вы успели сделать за полжизни?
Иногда дети ползают по пластунски одной ногой в сторону,как раненый боец, желрательно конечно более менее симметричную работу и ног и рук. Скорее всего такая позадья малыша является вынужденной, потом перерастает в привычку. Делайте своевременно массаж, чтобы не было асиммерий тонуса.
Читайте также:
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Что такое ползание по пластунски
После сформировавшихся навыков удержания головы в вертикальном положении, умения длительно лежать на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, переворотов со спины на живот, необходимо способствовать развитию активной деятельности в положении на животе, а именно: разворотам на животе по и против часовой стрелки и ползанию по-пластунски. Мышечный корсет, сформированный вокруг позвоночника ползающего ребёнка, предотвратит формирование так называемой «круглой спины», возникающей при преждевременном начале сидения, заложит основы правильной осанки и здоровья спины в будущем.
1. Приучайте малыша чаще лежать на животе на твёрдых поверхностях. Тёплый пол – идеальный вариант, но необходимо позаботиться о его чистоте и отсутствии сквозняков.
2. Загрузите малыша «работой»: возня с игрушками и другими предметами продлит время нахождения на животе.
Стимулируйте развороты ребенка с помощью интересных предметов, размещая их сбоку, в 10-20 сантиметрах от вытянутой руки. Малыш сначала поворачивает в их сторону голову, тянется к ним ручкой, затем совершает движения руками, способствующие развороту.
Ребёнок начнёт разворачиваться быстрее, если его периодически оставлять в комнате одного, скрытно за ним наблюдая, и позаботившись о безопасности – отсутствии рядом острых углов и мелких предметов. Постепенно ребёнок учится разворачиваться на 180 и 360 градусов, увеличивая скорость.
4. Стимуляция ползания.
Медленно, через сторону, подтягиваем одну ногу к животу так, чтобы голени оставались параллельными, после чего приставляем к стопе ребёнка своё колено, играющее роль опоры. Другую ногу после этого отпускаем.
Ребёнок отталкивается ногой и выползает вперёд. Повторяем те же действия с другой стороны.
Если по прошествии 10 секунд ребёнок не выползает вперёд, используем второй вариант: выползание с двух ног. Для этого сгибаем вторую ногу в коленном суставе и выводим второе бедро к животу, после чего подставляем своё колено в качестве опоры. В большинстве случаев ребёнок выползает вперёд, и тогда продолжаем упражнение, начиная с другой ноги. Освоив движение вперёд с опорой на две ноги, малыш постепенно начинает выползать с одной. Дистанция зависит от настроения и возможностей малыша и составляет от 2 до 5-7 метров.
Во время ползания принципиально важно не помогать ребёнку вынимать вперёд руки, застревающие под корпусом или сбоку. Периодическое касание лицом пола должно стимулировать ребёнка делать это самостоятельно, что является дополнительной тренировкой владения руками.
1. Упражнение «Змейка», 1 фаза.
Исходное положение: ребёнок на руках лицом вперёд.
Левой рукой подтягиваем левую ногу ребёнка вверх к животу, правой сгибаем правую ногу назад.
Сажаем ребёнка на поверхность. Поддерживая корпус правой рукой, левой рукой выдвигаем левую ногу в вперёд, пока левая голень не станет параллельной правому бедру. Выдвижение вперёд левой ноги должно происходить не столько за счёт её выпрямления в коленном суставе, сколько за счёт отведения бедра в сторону.
Формируем опору на широко расставленные прямые руки так, чтобы левая стопа оказалась между руками. Разворачиваем стопу правой ноги под ягодицу.
В случае варусной установки стоп (врождённой косолапости), разворачиваем стопу наружу.
Придерживая спину и таз, развлекая ребёнка, отвлекая его от возможных «тянущих» ощущений в ногах, даём возможность некоторое время сохранять данное положение.
На начальной стадии выполнения упражнения задача состоит в том, чтобы после кратковременного пребывания в положении опоры на прямые руки научить ребёнка выбираться из данной позиции, переползая переднюю ногу и ложась на живот, после чего самостоятельно вытаскивая из-под себя ногу.
Движение вперёд через ногу можно упростить, предварительно уперев левую стопу в правое бедро. Устав опираться на ручки, ребёнок ляжет на живот. Если после этого малыш в течение 10-20 секунд не выползает вперёд, а точнее, не вытаскивает из-под себя ногу, можно с небольшим усилием потянуть его за руки вперёд.
При повышенном тонусе в ножках, малыш плохо разводит бёдра и пытается выпрямить переднюю ногу. Противодействуем этому, отводя кистью бедро, а предплечьем не давая отклоняться спине назад и в сторону;
или, разводя бёдра, большими пальцами фиксируя поясницу.
Задача: увеличить время сидения в позиции «змейка» с опорой на прямые руки, начать играть, манипулируя предметами, одной рукой, опираясь на другую. Ребёнок будет время от времени опускаться на переднюю ногу и тут же возвращаться обратно, поднимая корпус и отжимаясь на руках. Доводим время такого сидения до 2-3 минут, после чего кладём перед ребёнком интересный предмет, стимулируя игру одной рукой с опорой на другую. При появлении признаков утомления позволяем выползти вперёд.
Поднимая интересный предмет на уровень головы, и немного помогая ребёнку, удерживая его за бёдра, стимулируем игру двумя руками. Попытки вынести вперёд заднюю ногу пресекаем её удержанием.
Во всех фазах выполнения упражнений позиции с правой и левой ногой вперёд чередуем (5-7 раз в день), уделяя им равное внимание.
Постепенно малыш начинает сидеть в «змейке» самостоятельно, без опоры на руки, что говорит о готовности ребёнка сидеть с двумя ногами вперёд и прямой спиной.
Таким образом, подводя итог, скажем: помогать ребенку в освоении сидения, нужно не сажая его в подушки, а тренируя мышцы, участвующие в этом процессе, чего можно добиться, обучая малыша ползанию по – пластунски.
Пластуны: Откуда пошло выражение «ползать по-пластунски»?
«Мы пол-Европы по-пластунски пропахали…»
Что такое «ползти по-пластунски», мы прекрасно себе представляем — ползти на локтях, не отрывая тело от земли. Но почему «по-пластунски»? И означает ли это, что были какие-то «пластуны», от которых и осталось в современном языке одно лишь наречие? Как есть, например, «рыбак», а от него наречие «по-рыбацки», «рыцарь» — «по-рыцарски», «солдат» — «по-солдатски»…
Да, «пластун» был, и это слово по смыслу довольно близко к «солдату». Пластун — военная специальность, которая действительно существовала и сейчас больше всего напоминает отряды специального назначения!
«На улице встречаете вы и обгоняете команды солдат, пластунов, офицеров«, — находим у Л. Толстого в «Севастопольских рассказах». Как видите, упоминание «пластунов» в этом тексте совершенно будничное, слово «пластун» тогда, в XIX веке, не казалось необычным. Хотя профессия-то была героическая…
В 1842 году пластунские команды были учреждены при пеших и конных частях Черноморского войска (затем Кубанского), а в 1870 году пешие батальоны того же войска были даже и названы «пластунскими», некоторые из них участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Если говорить современным языком, пластунские подразделения — это аналог частей спецназа, которые занимаются разведкой и глубокими рейдами по тылам противника.
Как уточнял Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «пластунами» называли казаков, которые высылались вперед от сторожевой линии и составляли в камышах и плавнях Кубани линию засад. Сутками они следили за действиями противника — в воде, среди насекомых, под дождем или в снегу. За эту способность долгое время «лежать пластом» их так, видимо, и назвали. Отбирали для этих целей лучших стрелков, ходоков, людей выносливых и крепких, но, по понятным причинам, малозаметных.
Лучшие пластуны получаются из коренных охотников, поскольку их не нужно специально учить беззвучному перемещению, способности пройти незамеченным, запоминать каждую тропинку, три дня неподвижно выслеживать цель, а потом так же внезапно ее нейтрализовать: всё это, с одной стороны, навыки, а с другой — природный дар, часть человеческой натуры.
Пластунов в современных армиях нет, но осталось выражение «ползти по-пластунски». Как говорит языковед В. Мокиенко, — «живой памятник одной из героических профессий наших прадедов».
Текст: Марина Королева (журналист, кандидат филологических наук)
Российская газета — Неделя №7355 (189)
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Пластун – это вполне официальное название военных разведчиков казацкого войска Новой Запорожской (Кубанской) Сечи. Во время военных действий пластуны, притаившись, могли часами следить за действиями противника. За эту довольно полезную способность лежать пластом в течение длительного времени их и назвали пластунами. (На фото Николай II)
Во второй половине 19 века, незадолго до окончания Кавказской войны, это название было закреплено Русским Царем Александром Вторым за пешими батальонами отличившегося в ходе войны Кубанского казачьего войска.
Главная задача пластунов заключалась в том, чтобы уберечь станицы от внезапного нападения кавказских горцев. С этой целью им предписывалось вести непрерывное наблюдение за кордонной линией из потайных мест-секретов, залегать своеобразным живым капканом на путях возможного проникновения врага в глубь казачьих земель.
Боевые традиции и тактика пластунов складывались веками. В походе они находились в передовом разведывательном дозоре, на привале — в засаде в боевом охранении. В полевом укреплении — в постоянном поиске по окрестным лесам и ущельям. При этом пластуны ночью группами от 3 до 10 человек проникали глубоко в расположение неприятеля, наблюдали за ним, подслушивали разговоры. Многие из них знали местные наречия, нравы и обычаи. В некоторых аулах у пластунов были приятели — кунаки, сообщавшие им замыслы противника. Однако сведения, полученные даже от самых закадычных друзей-кунаков, всегда подлежали тщательной проверке
Давайте еще углубимся в историю:
Боевое применение сил спецназа в современных конфликтах стало обычной практикой. Это вызвано тем, что современные боевые действия очень часто требуют нанесения хирургически точных и в то же самое время быстрых и незаметных ударов, что и является задачей отрядов специального назначения. На первый взгляд, спецназ – понятие относительно новое, свойственное характеру современных боевых действий. Однако это далеко не так: история отечественного спецназа уходит своими корнями в далёкое прошлое, если быть точнее — в эпоху зарождения казачества в южнорусских степях.
Слово «пластун» происходит от глагола «пластувати» — ползать, особ. прижимаясь к земле. Таким образом, это слово отражает не только способ незаметного передвижения, но и сам принцип ведения операций: незаметно для противника, сливаясь с окружающей обстановкой. По словам исследователя казачества Д. Кошкарева, ещё запорожцы залегали пластом в днепровских камышах, высматривая неприятеля и совершая небольшие разведовательно-диверсионные операции. В числе 40 запорожских куреней значился так называемый Пластунский, казаки которого исполняли эту службу.
В случае обнаружения противником в ходе разведки пластуны практически никогда не сдавались. Считалось за правило, что пластун лучше погибнет, чем потеряет свободу. Грамотно выбрав позицию и заблаговременно наметив пути отступления в случае погони, пластуны либо отстреливались, либо сливались с местностью, умело используя её особенности. Неприятель предпочитал избегать прямого столкновения с отрядом разведчиков и не преследовать его, поскольку в этом случае он легко мог попасть в засаду и понести бессмысленные потери от меткого огня пластунов.
Важной стороной выучки пластуна была психологическая подготовка. Молодых пластунов учили, что в случае встречи лицом к лицу с противником «даже самый храбрый из горцев непременно немного струсит, если рядом не будет свидетелей». Поэтому в подобной ситуации, горец едва ли по собственному желанию решится на схватку с вооруженным казаком.
Особенный упор делался на терпение и хладнокровие, что объясняется спецификой работы пластуна. Ведь в засаде им приходилось часами лежать или сидеть в камышах, колючем кустарнике, а порой и в ледяной воде или зарывшись в снег, ни в коем случае не обнаруживая своего присутствия случайным движением.
Манеру действия пластунов их современники характеризуют выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное грозное нападение. К главным достоинствам пластуна относилось умение скрыть собственные передвижения, первым выявить местонахождение неприятеля и заманить его в засаду. Особым уважением пользовались казаки, умевшие читать «сакму» (след врага), по нему определявшие число противников и траекторию их движения.
Свои собственные следы, если не было возможности скрыть их вовсе, пластуны тщательно запутывали, используя для этого разные приемы: двигались задом наперед, скакали на одной ноге, всячески скрывая направление своего движения и число человек в отряде.
Участие пластунов в боевых операциях разных лет
Пластуны принимали участие не только в боевых операциях на Кавказе, их выдающиеся качества приносили пользу Отечеству и на других неспокойных рубежах. Во время Крымской войны пластунские подразделения успешно участвовали в боях под Балаклавой и в легендарной обороне Севастополя. Пластуны предпринимали вылазки в окопы неприятеля, и с присущей им аккуратностью бесшумно снимали часовых, уничтожали вражеские орудия, а однажды даже захватили и донесли к своим три мортиры противника.
Пластунские подразделения были задействованы во всех русско-турецких войнах, в Русско-персидской и Русско-польской войнах, а на фронтах Первой мировой сражалось 24 пластунских батальона. Для организации знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году было привлечено 22 батальона пластунов.
В Великой Отечественной войне пластунскими назывались несколько казачьих батальонов, полков, а также одна дивизия. За свои боевые качества и бесстрашие фашисты называли пластунов «сталинскими головорезами». Высокую оценку боеспособности бойцов-пластунов давало не только командование Советской армии, но и западные военные специалисты, в числе которых были и эмигрировавшие офицеры-пластуны служили в качестве консультантов при подготовке морской пехоты США, а также некоторых специальных частей французской армии, например, Иностранного легиона.
Напрашивается вопрос, возможно, теперь с целью сохранения традиций нашему военному руководству стоило бы задуматься о присвоении особо отличившимся подразделениям сил спецназа почетного наименования «пластунские».
Казаки в Великой Отечественной войне
В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:
Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины … Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину…
В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й) 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов [3]) или имеющие родство с репрессированными и неблагонадежными лицам. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы[10]. Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. Ф. Малеев, И. В. Тутаринов, Я. С. Шарабурко, П. Я. Стрепухов, В. С. Головской, Ф. В. Камков, М. И. Суржиков и другие военачальники как казачьего, так и неказачьего происхождения.
2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.
На Дону казачья сотня из станицы Березовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.
С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же было сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.
При боевом столкновении в ходе разведывательного рейда пластуны почти никогда не давались в руки врагам. Считалось правилом, что пластун скорее потеряет жизнь, чем свободу. Умело выбрав позицию и заранее наметив пути отхода, пластуны в случае преследования отстреливались или молча укрывались на местности. В обоих случаях противник опасался немедленно открыто атаковать небольшой отряд разведчиков, зная меткость пластунского выстрела и опасность засады. Сбив таким образом «кураж» у преследователей, пластуны отходили. Раненых в беде не бросали, погибших — хоронили на месте или по возможности уносили с собой.
Oпытные пластуны были отличными психологами. В пластунские команды казаки не назначались, а выбирались «стариками» из среды надежных и проверенных в деле воинов. Стремились брать молодое пополнение из проверенных и надежных пластунских династий, в которых секреты боевого и охотничьего ремесла передавались по наследству от дедов и отцов. Пройти придирчивый отбор могли только казаки, способные на трудную пластунскую службу и кроме природной удали и отваги имеющие верный глаз и твердую руку для стрельбы без промаха.