Что такое полотняная ткань
Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания
При выборе тканей для шитья – схема плетения является основным фактором. От нее зависит то, как будет вести себя полотно при раскройке, шитье, условия обращения и ухода. Для разных типов одежды применимы отличимые материалы и формы плетения. Разобраться в ним получше можно, кратко ознакомившись с их основными характеристиками.
Простые схемы
Простое переплетение ткани, известное несколько тысяч лет называют таковым, т.к. они легче всего в ручной работе, но до сих пор популярны.
Полотняный вид
Считается самым жестким и прочным видом ткацкого переплетения. Практически не рвется, не склонен к истиранию, не боится стирки в горячей воде с отбеливателем. Ткань очень хорошо кроется и поддается шитью. Для начинающих портных и швей — лучший старт, так как край не ворсится и не расползается.
Для полотняного вида характерен шахматный порядок нитей. При нем основная нить поочередно переплетает каждую уточную, чем и создается последовательный порядок.
Если полотняное переплетение изготовлено из волокон одной толщины, то поверхность становится ровной и гладкой. В некоторых случаях используются нитки разного диаметра. Для такого полотна характерны рубчики с одной стороны.
Также встречается метод переплетения, называющийся «креп». Он образуется при высокой кучности. Таким образом получается полотно очень высокой зернистости. На ощупь чувствуется небольшая шероховатость, которая может отдавать блеском.
Полотняный вид ткется из следующих материалов:
Этот вид плетения выступает основой для более сложных схем, так как может модифицироваться с помощью удлинения перекрытий и сдвигом.
Саржевый вид
Саржевое переплетение имеет много сходств с предыдущим типом. Однако есть 2 основных отличия:
В результате образуется характерный диагональный рубчик. Он может меняться, в зависимости от плотности. Повышенная кучность делает рубец более крутым и выраженным. При ее уменьшении, он становится менее заметным.
Они намного плотнее, тяжелее, толще, в сравнении с полотняным штрихом. Практически не поддается истиранию. Но при этом немного уступает им по прочности. Хорошо тянется (особенно при нагрузке по диагонали) и драпируется.
В раскрое они менее удобны, так как направленное по диагонали натяжение может исказить ткань. Зачастую делаются на основе хлопка-шерстяных составов.
Атласные и сатиновые виды
Отличаются приятной, гладкой поверхностью, блеском на солнце. Эффект добивается с помощью очень редкого переплетения основы и утка. По своим качествам делится на 2 вида:
Несмотря на мягкость, материал очень прочный и износостойкий. Не боится стирки ручной или в машине. Позволяет легко наносить на поверхность рисунок, который не портится даже при небрежном уходе.
Чтобы добиться глянца и яркости наружной стороны, делают удлинения.
Переплетение эластичное. При растяжении не склонно к разрывам. При этом, сразу после этого восстанавливает первоначальную форму.
Традиционно эти типы переплетения производятся из натурального шелка с незначительным добавлением прочих материалов. Но встречаются и сугубо хлопковые или льняные ткани.
Важно заметить, что атлас очень похож на саржу. Может возникнуть вопрос «чем саржевое переплетение отличается от атласного». Ответ в их плотности и особых диагональных полосах.
Мелкоузорчатые схемы
К мелкоузорчатым схемам относится 2 подтипа:
Это видоизмененное полотняное плетение. Их легко отличить по характерному рубчику, который образовывается на поверхности. Существует в 2 видах:
Репс имеет довольно редкую кучность ниток, из-за чего ткань очень мягкая. Но при этом она обладает меньшей прочностью и эластичностью. При раскрое они важно наблюдать за расположением направления рубчиков. Если оно не будет совпадать, вероятна деформация полотна и ее негодность.
Рогожка
Переплетение нитей в рогожке очень похоже на полотняное, но также имеет некоторые отличия. Нитяной рисунок намного ярче выражен. Полотно очень плотное, но в то же время мягкое и приятное. Имеет высокую эластичность и не боится разрывов.
Уточная нитка и основная симметричны друг другу и образуют определенный квадрат. Рапорт может иметь пропорцию 2х2 или увеличенную 4х4, как на презентации.
Производные варианты саржевого вида
Саржевое плетение имеет больше всего производных. Каждое из них отличается от первоначального типа удлинением перекрытий. Поэтому диагонали становятся протяжными и более выраженными. Они могут быть односторонними или равными между уткам и основой.
В зависимости именно от этой пропорции, образуются следующие разновидности:
Производные варианты атласных и сатиновых видов
К производным этих видов относятся модифицированные и усиленные ткани. К примеру, в усиленном сатине из 8 нитей каждого ряда утка также есть 2 основы и 6 утков. В итоге, ткань получается намного прочнее.
Мелкоузорчатые комбинированные схемы
К комбинированным схемам относят составные виды переплетений, при которых они чередуются. В этом случае происходит чередование и добивается необычный узор.
Виды с продольными или поперечными полосами
Относительно современные виды ткацких переплетений. Они интересны тем, что возможно комбинировать любые простые виды без потери их идентичности. На готовом полотне они складываются в интересные формы. Возможно добиться ромбовидного рисунка, крестообразного, квадратного и прочее.
Зачастую чередуются следующие виды:
Комбинации выбираются произвольно, в зависимости от конкретного желаемого узора. Важно соблюдать правило разности рисунков. Рубчики должны идти в разные стороны, не перекликаться и сплетаться в один новый.
Креповые схемы
Представляют собой простые схемы, но с произвольным удлинением перекрытий. В некоторых случаях они создаются методом комбинации двух разных видов плетений. Полученный узор будет похож на шелки, образованный с помощью креповой крутки.
В связи со своими свойствами, креп получается весьма капризным. Она легко усаживается даже в нормальных условиях, а при высоких температурах и влажности резко портится.
Рельефные рисунки
В зависимости от разного соотношения выпирающего утка и основы. Именно так образуются 3 популярные группы плетений:
Для создания рельефа используется удлинение перекрытия. В диагонали рисунок образуется, благодаря рубчику с угловым направлением. Его выпуклость зависит от выбранного сдвига и его толщины нитки основы.
Диагонали рубцов часто расположены попарно в каждом рапорте. Направляться могут, как под углом, так и строго вертикально, что создает псевдо пике.
За создание просвета в вафельном плетении отвечают удлиненные перекрытия. Нити стягивают длинные промежутки, образуя отдельные вафельные группы. Просветы же делаются благодаря полотняному типу. Так как они менее плотные, лучше просвечиваются, что создает тот самый ячеистый рельеф. Эти виды также могут комбинироваться между собой, что придает им особую форму.
Ткань полотняного переплетения: внешний вид, свойства, где используется
Полотняное переплетение нитей в ткани — самое простое и наиболее распространённое. Полотна широко используются для домашнего текстиля, одежды, рабочей формы и вспомогательных изделий, применяются в мебельной промышленности. Основным сырьём для полотняного переплетения является хлопок, также изготавливаются шёлковые, шерстяные, льняные и синтетические материи.
Принцип полотняного переплетения
Полотно строится из двух нитяных линий, которые называются основа (долевая) и уток. От способа перекрещивания этих нитей зависит рисунок материи, её прочность и другие эксплуатационные свойства. Ткань полотняного переплетения сложно перепутать с другими. Это самый простой способ перекрещивания волокон: сетка строится по принципу шахматного порядка, то есть нити сплетаются одна через одну, две через две, три через три и т.д.
У полотняного способа есть производные. Репсовое плетение — это удлинение одиночных перекрытий двух, трёх и более нитей либо в основном, либо в уточном направлении. Иными словами, в утке или основе репса нить проходит не через одну, а через две, три и т.д. У репсовых тканей можно проследить рельефный рубчик. Если в ткани нити основы значительно толще уточных, она называется ложный репс. Такими являются материи поплин, тафта.
Рогожка — ещё одно производное от полотняного переплетение. В нём удлиняется перекрытие и в утке, и в основе.
Основные свойства
Прочность такой материи обеспечивается плотностью плетения и толщиной волокон: чтобы представить это ярче, сравните визуально марлю и бязевый пододеяльник. При этом полотняные ткани легче, тоньше и устойчивее к агрессивной стирке, чем более сложные способы плетения. Так, сатину рекомендован щадящий уход, чтобы не повредить длинные протяжки нитей. Жаккард в силу двойного плетения плотный и толстый.
Основные свойства тканей такого плетения:
Виды тканей и их свойства
Состав нитей влияет на конечные свойства материи так же сильно, как и способ их переплетения. Для полотняного переплетения используются практически все виды волокна.
Самой распространённой является хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
Примеры:
Шёлковые ткани с полотняным переплетением не менее распространены, чем хлопковые:
Лён — очень крепкое сырьё, при полотняном переплетении нитей образует материи высокой прочности:
Какие ткани полотняного переплетения можно получить из шерсти:
Где применяются
Основные сферы применения тканей такого плетения:
Примеры использования полотен различного состава
Хлопчатобумажные ткани полотняного переплетения лучше других для пошива домашнего текстиля. Из бязи получаются лёгкие и дышащие постельные комплекты. Они приятны к телу, сохраняют тепло, устойчивы к изнашиванию. Ситец также используется для простыней, одеял и наволочек. Из материала получаются лёгкие женские летние платья и блузы, одежда для сна и дома.
Шёлковые ткани часто используются для пошива деликатной женской одежды. Из шифона получаются воздушные шарфы, накидки, детали платья. Красиво смотрятся блузы и платья из креп-жоржета, крепдешина.
Льняные материи используются в качестве прокладки для стойкости деталей одежды, в том числе верхней. В последнее время популярен лён средней и низкой плотности и для повседневной одежды.
Из сукна шьётся одежда для военных.
Из мягкой и плотной фланели получаются отличные рубашки, пижамы, постельные принадлежности.
Полотняное переплетение считается первым изобретённым способом создания материй, из которого произошли все остальные. Благодаря большому выбору сырья полотняные ткани могут иметь разные свойства. Полотна были и остаются самыми популярными, так как они просты в изготовлении, удобны в эксплуатации и доступны по цене.
Выбираем постельное белье: ткани с полотняным плетением
Большинство покупателей предпочитает постельное белье из натуральных хлопковых тканей, однако разбирается в видах текстильных материалов далеко не каждый. По этой причине неопытные покупатели рискуют разочароваться в новом, казалось бы, идеальном белье из 100% хлопка.
В чем же особенности постельного белья из популярных хлопковых тканей? Поскольку это очень большая тема, в этой статье мы подробно остановимся на тканях, выработанных исключительно полотняным плетением.
Полотняное переплетение характеризуется одинаково гладкими лицевой и изнаночной сторонами полотна. Это древнейший и очень простой тип плетения, созданный последовательным чередованием нитей основы (вертикальных) и утка (продольных). Рисунок переплетения – раппорт образуют две нити утка и две основы: уток перекрывает нить основы и тут же уходит за вторую нитку. Второй ряд плетется со сдвигом в одну нить.
Ткани для постельного белья с полотняным типом плетения
Бязь – хлопковая ткань с плотностью 100-145 г на квадратный метр. Количество нитей на 1 кв. см в бязи – 30-40, а при плотности 142 г/м – 80. Бязь считается одной из самых популярных и бюджетных тканей для пошива постельного белья. Ткань хорошо сохраняет тепло и позволяет телу «дышать».
Приобретая текстиль из бязи, покупатели часто сталкиваются с проблемами: изделия садятся после стирок и быстро выцветают, а на лицевой стороне ткани могут образовываться катышки.
Долговечность бязевого постельного белья зависит от качества ткани и исходного сырья. Итальянский производитель постельного белья Caleffi создает достойные внимания комплекты из бязи с приятным дизайном.
Ранфорс – более плотный и износостойкий аналог бязи. Количество нитей на 1 кв. см ткани – 50-60. Ранфорс, в отличие от бязи, не теряет форму после многочисленных стирок и не образует катышек, однако без должного ухода ткань может быстро утратить первоначальную яркость красок.
Ткань нередко применяется для пошива детского постельного белья. Итальянский бренд Caleffi, уже упомянутый нами выше, активно использует ранфорс в своих комплектах.
Ситец – легкая и воздушная хлопковая ткань родом из Индии. Плотность ситца – всего 80-100 г/м. Ситцевая ткань получается в процессе выделки сурового миткаля и последующего окрашивания полотна.
На рынке текстиля часто встречаются изделия из набивного ситца. Эта разновидность ткани предполагает нанесение рисунка на поверхность готового полотна.
В основном, ткань применяется для пошива летних сарафанов и домашних халатов. Постельное белье из ситца – не самая лучшая идея. Основной недостаток ситца в том, что тонкая ткань довольно быстро изнашивается и рвется.
Поплин – более дорогая ткань с интересной историей. В XIV-XV веках поплин служил основным материалом для пошива одежды духовенства. В России ткань прозвали «европейской бязью», хотя поплин обладает большей прочностью и износостойкостью чем его более бюджетный аналог.
Ткань получается в результате использования нитей разной толщины: нить основы в полтора-два раза толще, чем нить утка. По этой причине поплин имеет характерную фактуру – поперечный рубчик. Ввиду этой особенности ткань получила название «ложный репс». Количество нитей на 1 кв. см поплина – 80-100.
Поплин не образует катышков и почти не мнется, однако полотно с недостаточной плотностью может сесть после первой же стирки, а выступающие рубчики поплина могут со временем начать махриться.
Перкаль – хлопковая ткань, известная высокой плотностью (от 115 до 159 г/м), количество нитей на 1 кв. см – 100-160. Наиболее качественное постельное белье шьют из ткани плотностью выше 130 г/м. В начале XX века прочная перкаль применялась в авиационной промышленности как материал для изготовления обшивки крыльев самолетов.
Постельное белье из перкали отличается долговечностью и износостойкостью. Перкалевый текстиль не видоизменяется после большого количества стирок.
Перкаль – сильномнущаяся ткань. При высыхании на ткани образуются заломы, которые бывает сложно отгладить без отпаривателя.
Широкий выбор комплектов качественного постельного белья из перкали предлагает итальянский производитель Mirabello.
Фланель – хлопковая ткань с высокой плотностью (175 г/м). Ткань имеет характерный начес. Технология его создания предусматривает вытягивание отдельных волокон хлопка на поверхности готового полотна стальным ершиком. Начес придает фланели дополнительную мягкость.
Постельное белье из теплой и уютной фланелевой ткани охотно покупают зимой. Фланель гигроскопична, кроме того, она имеет отличные терморегулирующие свойства. Из ткани с давних пор производят детские пеленки, бережно согревающие нас с первых дней жизни.
Среди минусов деликатного фланелевого текстиля можно отметить вытирание ворса по истечении времени. Также есть вероятность небольшой усадки ткани после стирок.
Высококачественное постельное белье из фланели представлено в коллекции немецкого бренда Janine.
Грамотный подход к выбору постельного белья – это вклад в ваш комфортный отдых и здоровый сон. В следующей статье мы разберем ткани для постельного белья с сатиновым типом плетения, пользующиеся не меньшей популярностью на рынке текстиля.
Главные ткацкие переплетения: полотняное, саржевое и сатиновое
Внимательно рассмотрите любое изделие из ткани. То, что можно увидеть только при увеличении – это и есть ткацкое переплетение! Вы не сможете не заметить: существует железная последовательность чередования вертикальных и горизонтальных нитей. От метода их переплетения зависит разнообразие полученных тканей.
Нити основы (вертикальные) проходят параллельно друг другу и располагаются вдоль края ткани. На ткацком станке они сильно натянуты и создают скелет ткани. Уточные нити (нити утка) тянутся перпендикулярно основным нитям и кромке ткани. Уток ныряет сквозь нити основы, формируя узор ткани. Последовательность, при которой нити основы переплетаются с нитями утка, называется ткацким переплетением. А периодически повторяющийся в ходе переплетения рисунок получил название раппорт.
Ткацкие переплетения и их производные
Бесчисленное многообразие материй, существующих в мире на сегодняшний день, созданы на основе трех ткацких переплетений – их называют главными или фундаментальными – полотняного, саржевого и сатинового.
Полотняное
Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.
Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.
В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.
Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.
Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.
Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют «ложный репс». А ткань, полученная таким способом – поплин.
Рогожка
Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.
Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.
Саржа – еще одна разновидность переплетений
При саржевом переплетении нить утка перекрывает нити основы не через одну, а через три, уходит под четвертую нить, перекрывая три последующие. Каждый из далее идущих рядов сдвигается на одну вертикальную нить. Особенностью тканей, изготовленных с саржевым переплетением, является выраженный диагональный рельеф с лицевой стороны. Наклон диагоналей зависит от сочетания плотности нитей по утку и основе.
Саржевым переплетением вырабатывают хлопковые, льняные, полушерстяные и шерстяные ткани – саржа, шотландка, тик, твид, бостон. Все они отличаются большей мягкостью и пластичностью по сравнению с тканями, выделанными полотняным переплетением.
Сложная саржа
Существует множество разновидностей саржевого переплетения. Среди них: усиленная саржа, многополосная, ломаная, теневая саржа, ромбовидная (лозанж), обратная, сдвинутая, криволинейная.
Теневая саржа
Криволинейная саржа
Сатин и сатиновое ткацкое переплетение
Сатиновое переплетение создает ткани, в которых уточная нить перекрывает четыре нити основы и во всех последующих рядах идет сдвиг на две вертикальные нити. Длинные настилы уточных нитей придают сатину (ткань с сатиновым плетением) особую гладкость и мягкий шелковистый блеск. Именно за это качество полюбился сатин производителями постельного белья. В повседневной жизни сатин очень комфортен. Постельное белье из сатина можно не гладить: после стирки высушенный комплект достаточно просто разровнять и разгладить руками.
Сатиновым плетением вырабатывают самую известную ткань из хлопка – сатин. Модификация сатинового плетения – атлас, которым вырабатывают ткани из шелка. В атласе уток и основа меняются местами: если повернут схему сатинового плетения на 90 градусов, как раз и получается рисунок атласного плетения. Это эффектные ткани, лицевая сторона которых гладкая и блестящая.
Сатин (слева) и атлас (справа)
Производных сатинового и атласного переплетений ничуть не меньше, чем саржевого. Это многочисленные усиленные сатины и атласы, теневые, квадратные, отклоненные.
Всего три главных переплетения, а какое разнообразие производных и видов тканей они дают! И с усложнением каждого типа мы постепенно переходим в класс мелкоузорчатых и комбинированных переплетений, где почти полностью стираются признаки главных ткацких переплетений, которые были взяты за основу. А там уже недалеко до жаккарда и дамаста. Но все это темы для следующих рассказов о ткацких переплетениях.