Что такое полоса в газете
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Что такое газетная полоса?
Количество полос в одной газете может меняться в зависимость от количества рекламы и журналистских материалов, а также в зависимости от величины бюджета и по другим причинам.
У журналистов, как и у представителей любой другой профессии, есть свой сленг. Это специальная лексика, так называемые «профессионализмы». Они понятны лишь узкому кругу людей, имеющих отношение к ремеслу слова.
Многие журналистские термины имеют техническое происхождение. Сначала это было связано с работой типографий, а сегодня – с современными мультимедиа-средствами и техникой. Одно из понятий, которое следует знать ещё до поступления на журфак или прихода в редакцию – газетная полоса. В обывательском понятии это слово тождественно со страницей газеты.
Полоса – это газетная страница, которая идёт вкупе с другими, несёт на себе информацию такого рода, что газета в целом становится наполненной и гармоничной. Каждая полоса влияет на компоновку печатного издания. У полосы обычно есть своя тематика, и все статьи на ней упорядочены по теме или проблеме. Главный вопрос страницы выносится в рубрику. Найти её можно сверху всех текстов, в так называемой шапке полосы.
Есть версия, что термин произошёл от процесса печатания. В типографии газету печатают на рулонах бумаги. Раньше это делали с помощью наборных форм: создавали клише для каждой страницы и прикладывали его к бумаге. Сегодня, в век принтеров и типографских станков, можно печатать что угодно, быстро изменяя исходник, но печать страниц по отдельности оказалась выгоднее с точки зрения логистики и экономии времени. Один рулон бумаги, напечатанный с двух сторон – это, например, 1, 8, 2 и 7 страницы, идущие в ряды. Потом длинное газетное полотнище разрезают, получаются полоски, на каждой из которой часть одного выпуска газеты.
Первую полосу СМИ называют «витриной», так как она анонсирует важные материалы, что содержатся в газете. А вот имя последней полосе в журналистских кругах, как это ни странно, задник. Две смежные страницы, идущие рядом – это разворот. Разворотом считаются только полосы, которые видно одновременно при открытии газеты. Это 2 и 3 полосы, 4 и 5 и так далее. На развороте подаются материалы одной тематики, возможно даже один большой текст.
Третья полоса считается самой важной и самой читаемой. Человек переворачивает первую страницу газеты и его взгляд падает именно на правую сторону, то есть на третью полосу. На третьей полосе ставят самые важные и интересные материалы.
При этом есть некоторые виды полос, которые сохранили название «страница». Это:
• тематическая страница;
• страница-плакат;
• обменная страница.
Тематическая страница отличается от полосы с рубрикатором общим лидом ко всем материалам/материалу. Это может быть сводка новостей, объединённая одной идеей или поздравление с праздником.
Страница-плакат – полоса, где почти нет текста, только наглядное изображение. Популярный вариант плаката – тематический календарь или инфографика. Сегодня страницы-плакаты часто используются для больших рекламных модулей. Это не очень здорово, но это необходимо для выживания газеты и извлечения прибыли.
Обменная страница – вкладыш другой газеты в издании. В отличие от перепечатки материалов, обмен происходит полноценными полосами, со своим фирменным стилем (цветами, шрифтами, логотипами). Обменная страница – хороший ход во взаимопиаре.
Один комментарий
У нас верстальщики этим занимаются. Тоже вредные ребята )) Но мы им не даем расслабляться, командуем на какой полосе что ставить и как ))
Компью А рт
Окончание. Начало в № 3 и 4’2005
Оформление первой и последней страниц
Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы (рис. 1). Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.
Рис. 1. Первая полоса газеты «Известия»
Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи. Передовица («флаг номера») должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным) вряд ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, изза чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.
Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какойлибо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.
Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.
Передвижение заголовочной части с ее обычного места вправо открывает дополнительные возможности для верстки и оформления первой страницы. Это позволяет открыть ее передовой статьей, важным официальным сообщением или другим материалом, который выдвигается вверх.
На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы (рис. 2).
Рис. 2. Первая полоса газеты «Ракурс»
Если на какойлибо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала.
Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования (рис. 3). Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры, но не к месту будет, например, фотопейзаж. Украшает страницу иллюстрация, поставленная «на открытие» номера, если заглавие газеты передвинуто вправо. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.
Рис. 3. Ярко иллюстрированная первая полоса газеты «Virginian-Pilot» с сильной акцентировкой на передовицу
Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок (рис. 4). На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов.
Рис. 4. Верстка последней полосы газеты «Известия»
Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.
Тематическая страница
Тематическая страница — одна из старейших форм подачи материалов в газете. По существу, это тематическая подборка, занимающая всю полосу и посвященная важной теме или событию: юбилею, важным мероприятиям и т.п. Тематические страницы весьма разнообразны по своему характеру и целям, различаются они и подачей материала. Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п. Применяя различные приемы подачи крупного материала в газете, можно облегчить восприятие такой страницы. Рекомендуется разбить эту страницу на смысловые части с подзаголовком над каждой, использовать для оживления рисованную шапку, разнообразные иллюстрации (фотоснимки, рисунки, заставки), врезать в текст цитаты в рамках и т.п.
Чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной. Оформление тематической страницы, как и подборки, зависит, разумеется, от роли и значения ее материалов: в одних сообщается о фактах, в других эти факты комментируются, анализируются, в третьих их обобщают, делают из них выводы и т.д. Основой тематической страницы должен служить публицистический материал — статья, очерк, а в крайнем случае — расширенная вводка или другое выступление, играющее роль передовицы ко всей странице и обобщающее то, о чем рассказывают остальные ее материалы. Вокруг этого публицистического ядра располагаются остальные, в том числе и мелкие, материалы: заметки, сообщения и т.п.
Если на тематической странице помещается вводка, она выделяется либо нестандартным шрифтом, который должен быть на одиндва пункта крупнее обычного текстового шрифта, либо нестандартным форматом, линейками или рамкой. Вводку, как правило, устанавливают сверху, в начале полосы, а иногда даже на одном уровне с шапкой, которая как бы накрывает все материалы тематической страницы. Шапку набирают крупным ярким шрифтом: 60 или даже 72 пт на полосе формата А2 или 3648 пт на полосе формата A3. Применяют множество различных приемов оформления шапки на тематической странице. Иногда ее выводят из вводки, размещенной «на открытие» полосы. Красиво выглядит шапка, соединенная с иллюстрацией, например с фотоснимком. Хорошо выполненная рисованная шапка украшает собой всю страницу.
Иллюстрация на тематической странице помогает раскрытию избранной темы, а также служит для разреживания текста, особенно если на полосе помещен лишь один большой по объему материал. Умело иллюстрированная фотоснимками и рисунками тематическая страница легче воспринимается читателями.
Тематическую страницу верстают большей частью асимметрично, что позволяет динамично расположить материалы и лучше выделить важнейшие из них. Но возможна и симметричная верстка, например если страница посвящена юбилею.
Нецелесообразно размещать в одном номере несколько тематических страниц — это дезориентирует читателя и ослабляет эффект каждой из них. К тому же таким образом редакция лишается возможности поместить в номере материалы, посвященные другим актуальным вопросам.
Не рекомендуется публиковать тематические страницы в газете слишком часто, ибо это может привести к обратному результату: читатель устает от их потока, не успевает с ними ознакомиться и в конечном счете перестает обращать на них внимание.
Тематическая страница является основой для других форм подачи газетных материалов, в частности для тематического разворота. Разновидностью тематической страницы является так называемый спецвыпуск, рассчитанный на определенную аудиторию — на представителей какойлибо профессии, на читателей определенного возраста и т.п. Особенно часто спецвыпуски применяют в молодежных изданиях или в газетных разделах для молодежи, где можно встретить спецвыпуски для девушек, для студентов и т.д. Спецвыпуски оформляются с использованием тех же принципов, что и тематические страницы. Как правило, они выходят с известной читателям периодичностью и под особыми названиями, оформленными в виде постоянных шапок.
Газетный разворот
Разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах. В крупноформатных газетах разворот применяют относительно редко — чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота: разнотемный и тематический.
Оформление разворота представляет еще более сложную задачу, чем оформление тематической страницы, поэтому очень большое значение имеет правильное построение композиции, позволяющее использовать разные газетные жанры, приемы и средства, которые обеспечивают разнообразие содержания и внешней формы разворота. Основой разворота обычно является публицистический материал, выражающий и обобщающий главные мысли и положения, высказанные во всех материалах. Но разворот нельзя перегружать крупными материалами — он будет трудно читаться.
Разворот предпочитают верстать асимметрично. При необходимости часть его материалов, составляющая, например, подборку, может верстаться симметрично.
Рис. 5. Верстка газетного разворота без средника. Газета «Ракурс»
Разнообразное иллюстрирование позволяет улучшить и оживить оформление разворота. Отсутствие или недостаток иллюстраций сказывается на развороте еще сильнее, чем на тематической странице, приводит к его серости, «слепоте». Но не следует и перенасыщать разворот иллюстрациями, превращая его в плакат.
Разворот может верстаться со средником и без средника. В первом случае он представляет собой две смежные полосы, объединенные общей темой, стоящей над ними, хотя и разделенной средником на две части, а также общей шапкой. При желании можно убрать средник, и тогда смежные полосы разворота сольются в одну большую полосу с расположенной над ней шапкой (рис. 5). Разворот без средника дает некоторый выигрыш в полезной площади и предоставляет большие возможности по варьированию формата текстовых колонок. Не рекомендуется снимать на развороте лишь часть средника.
Шапка на развороте должна хорошо выделяться, поэтому она набирается крупным шрифтом.
Страница-плакат
Страницаплакат — это разновидность тематической страницы. В СССР впервые страницыплакаты появились в газете «Сельская жизнь» и затем получили распространение во многих местных газетах. Сегодня такой вид тематической страницы встречается крайне редко.
Постоянные элементы композиции страницыплаката — шапка, вводка, разъясняющая цель публикации, основной материал, часто разбитый на части, а иногда и редакционное заключение.
Обычно на страницеплакате помещают всего однудве статьи: большое выступление или развернутый рассказ, к которому иногда присоединяют комментарий специалиста.
Страницаплакат может быть вывешена на стене, поэтому ее текст набирают крупным шрифтом на широкий формат. Такую страницу чаще всего верстают в тричетыре широкие колонки. Основные положения выделяют в тексте полужирным или курсивным шрифтом.
Страницаплакат должна привлекать к себе внимание живым оформлением — крупной, броской шапкой, яркими иллюстрациями. Здесь можно использовать разные виды иллюстраций: фото или рисованные портреты, репортажные снимки, диаграммы, чертежи, схемы и даже карикатуры. Сплошной текст страницы рекомендуется разбивать подзаголовками, иллюстрациями, рамочками«афишками», в которых устанавливают цифровые данные, лозунги и т.п.
Дополнительные возможности для оформления страницыплаката дает второй цвет. Его успешно используют, выделяя шапку, важнейшие заголовки, «афишки» и т.п.
Во многих газетах страницуплакат строят по одной устоявшейся схеме: после шапки в левом или правом верхнем углу полосы помещают фотопортрет или репортажный снимок, ниже — вводку в рамочке, затем — сплошной текст выступления. В свое время десятки таких страницплакатов, похожих друг на друга как две капли воды, появлялись в самых разных изданиях.
В виде плаката может быть оформлен и разворот, особенно в малоформатных изданиях. Редакции районных газет нередко публикуют подобные разворотыплакаты во время предвыборных кампаний.
Обменная страница
Обменные страницы готовятся редакцией другого издания и публикуются под соответствующей рубрикой, например «У нас в гостях». Иногда редакции обмениваются страницами, которые затем появляются в обеих газетах. Обменную страницу готовят по предварительно согласованным планам.
Макет такой страницы обычно разрабатывает та редакция, которая ее готовит. При этом, как правило, стараются выдержать стиль оформления оригинальной газеты. В начале обменной страницы часто воспроизводят логотип подготовившей ее газеты.
Газета в газете
Иногда часть газеты оформляют в качестве особого, как бы самостоятельного издания. Газета в газете выходит под своим названием и обычно отличается особенностями верстки и оформления. Нередко для выделения газеты в газете используют иные приемы верстки, набирают текст другими шрифтами и на другие форматы, чем в основной газете. Газету в газете часто выделяют дополнительным цветом. О ее выходе полезно сообщить «свистком» на первой странице.
Сменная страница
Сменные страницы характерны для изданий, распространяемых в нескольких регионах. Содержание таких страниц различно для разных частей тиража, что позволяет реализовать дифференцированный подход к читателям.
Подготовка сменных страниц, как правило, требует создания в структуре редакции специального подразделения — группы или отдела сменных страниц.
Средства выделения в номере и на странице
Одна из основных целей верстки и оформления номера и газетной страницы — выделение важнейших материалов. Это относится как к отдельным заметкам и статьям, так и к целым подборкам и даже полосам.
Выделение материалов в номере и на его страницах достигается различными средствами. Одним из них, как уже говорилось в предыдущих частях статьи, является вынесение отдельной заметки или подборки вперед, например на первую полосу, размещение ее на выгодном месте страницы. Того же эффекта можно добиться и другими средствами — изменением количества текстовых колонок на странице или даже формата полосы.
Хорошим средством выделения текстового материала служит яркий фотоснимок или рисунок. К тому же иллюстрация обладает способностью выделять не только тот текст, в который она вверстана, но и соседний материал. Для выделения на странице какойлибо заметки иногда достаточно заверстать рядом с ней фотоснимок.
Выделение газетных материалов в номере и на странице достигается также с помощью различных шрифтовых средств — выделительным шрифтом без изменения его гарнитуры и кегля. С той же целью можно применять шрифт нестандартного для данной газеты кегля. При этом не требуется менять его насыщенность.
Иногда для выделения газетного материала его набирают обычным текстовым шрифтом, но не строчными, а прописными литерами. Можно дополнительно усилить выделение, использовав полужирное начертание прописного шрифта, хотя набранный таким образом текст трудно читается, поскольку уменьшается междустрочный пробел.
Для выделения материала применяются и нешрифтовые средства, из которых одним из наиболее эффективных является изменение формата набора материала.
Весьма часто используются различные графические средства выделения — разнообразные линейки: прямые, волнистые, двойные, рантовые и др. Однако линейками следует пользоваться осторожно, тщательно продумывая, что именно и как надо выделить. Применяя линейки для выделения какойлибо подборки или статьи, иногда получают совершенно неожиданный эффект: разделительная и выделительная линейки объединяют соседние материалы, не имеющие между собой ничего общего. Газетные материалы можно выделить на странице, заключив их в рамки — полные или неполные.
Для выделения газетных материалов используется также дополнительный цвет. сегодня в газетах все шире применяют различные варианты выделения цветом. Для этого, например, текст заметки целиком печатают второй краской или на цветном фоне. Опыт показал, что при цветной печати текстовых материалов лучше набирать их полужирными шрифтами.
Рис. 6. Выделение главного материала шрифтовыми и нешрифтовыми методами в газете «Ракурс»
Когда на газетной странице нужно выделить несколько материалов, часто одновременно применяют различные средства: одну заметку выделяют ярким заголовком и полужирным текстовым шрифтом, другую — набором на нестандартный формат, третью заключают в рамку. А иногда в целях выделения важнейших сообщений одновременно используют целый комплекс как шрифтовых, так и нешрифтовых средств (рис. 6). Например, набирают заметку выделительным шрифтом на нестандартный формат и заключают в рамку из линеек.
При выделении газетных материалов необходимо соблюдать меру, поскольку неумеренное использование средств выделения может привести к обратному результату — к затруднению восприятия страницы. Выделить на странице все или почти все материалы — значит не выделить ничего.
1. Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы.
2. Бельчиков И.Ф. Художественнотехническое и полиграфическое оформление печатной продукции.
3. Вяземский Б.А. Оформление и производство газеты.
4. Киселев А.П. Из опыта оформления газет за рубежом.
5. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты.
6. Старобогатов И.И. Техника оформления газеты.
7. Хатт А. Об искусстве оформления газеты.
8. Шицгал А.Г. Шрифтовое оформление современных газет и журналов.
Компью А рт
Дизайнера и верстальщика газеты можно сравнить с архитектором и строителем, а основные элементы оформления газеты с кирпичиками, из которых возводится здание, то есть газетный номер. Дизайнеры и верстальщики решают комплекс проблем, связанных с планом этого строительства
с композицией номера и полос, с размещением материалов и т.д. Композиция полос зависит от композиции всего номера газеты, в свою очередь определяемой содержанием публикуемых материалов и их характером.
Композиция номера газеты
Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция, под которой подразумеваются характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики.
Устойчивая композиция номера один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах.
Но устойчивость композиции газетного номера не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. Один из признаков хорошей композиции ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какойлибо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.
Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.
Разумеется, связь между полосами номера не исключает возможности резкого выделения какойлибо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов. Это может быть выделение в форме тематической полосы или страницыплаката (см. ниже) и т.п. В целях выделения может быть использовано и изменение формата какойлибо из полос номера. Так, в небольшой газете, выходящей в формате A3 на четырех полосах, возможна замена двух внутренних смежных полос одной большой полосой формата А2. Эта полоса будет верстаться как бы «повернутой на бок». Подобный прием укрупнения формата применяется в тех случаях, когда необходимо более подробно осветить какуюлибо важную тему. Но возможно и уменьшение стандартного формата полосы, например с A3 до А4. Этим пользуются по большей части при оформлении «газеты в газете» (см. ниже) или спецвыпусков. Например, таким образом оформляют какойлибо из разделов, помещая на каждой странице вместо одной полосы стандартного формата A3 по две полосы формата А4, располагающиеся вместе со средником, который их разделяет, горизонтально, вдоль поперечной оси всего номера.
Разрабатывая композицию номера, можно в целях выделения какойлибо полосы изменять количество текстовых колонок на ней. Например, в газете, верстающейся на пять стандартных колонок, при необходимости выделяют одну из полос, размещая на ней шесть узких колонок. Иногда такое изменение числа текстовых колонок связано с характером постоянно помещаемых на полосе материалов. Так, если на последней полосе газеты публикуются мелкие информационные сообщения, то ее можно постоянно верстать на шесть колонок, что открывает более широкие возможности для верстки и оформления материалов.
Композиция номера во многом
определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос.
Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.
Важный элемент композиции газеты ее разделы и рубрики. Рубрики подразделяются на служебные, определяющие жанр или источник публикуемого материала, и тематические, указывающие направление и характер публикации. Для композиции номера решающее значение имеют именно тематические рубрики, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к читательской аудитории, систематизировать материал газеты и ориентировать его на конкретные группы читателей. В каждой газете существует несколько разделов, в которых помещают материалы определенного направления, характера или жанра. Раздел газеты может совпадать с рубрикой, но чаще статьи и заметки, входящие в какойлибо раздел, печатают под разными рубриками, которые выступают как его части. Чем больше таких рубрик, тем разнообразнее газета. В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определенную аудиторию и т.д. Одни рубрики используются в издании постоянно или живут длительное время, иногда несколько лет, и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие связаны с конъюнктурой или имеют сезонный характер. Применяются и эпизодические рубрики, которые помогают уточнить характер публикации в одном номере и более не повторяются. Они также помогают читателям, хотя и не играют большой роли в формировании лица газеты.
Рубрики различаются и периодичностью, частотой своего появления в газете. Одни применяются в каждом или почти в каждом номере, другие, рассчитанные на определенные читательские группы, используются реже, с большими или меньшими интервалами. Некоторые предназначены для всей читательской аудитории, иные лишь для ее части.
У рубрик в газете своя жизнь: какието из них могут наскучить читателю, а другие потребовать обновления. Иногда достаточно видоизменить рубрику над старым постоянным разделом газеты, чтобы его материалы стали восприниматься поновому. Лучший метод обеспечить оптимальное функционирование системы рубрик газеты планирование, для чего составляются редакционные планы по рубрикам, определяется периодичность их появления в газете; рубрики закрепляются за определенными страницами номера и местом на полосе, связываются с конкретными днями недели или месяца.
Композиция газетного номера в значительной мере определяет характер его верстки.
Особенности композиции специальных номеров газеты
Особенности содержания специального номера газеты целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какойлибо одной теме, определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Возможно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно надлежащим образом иллюстрировать, в его оформлении очень часто используют дополнительный цвет.
Особый вид целевого номера представляет так называемый объединенный номер. Он выпускается редакциями нескольких газет и посвящается теме, представляющей общий интерес для читателей всех этих изданий. В номере, независимо от места его издания, помещают одни и те же материалы, подготовленные по единому плану журналистским коллективом из представителей всех газет. Редакции выпускают номер по заранее разработанному макету. На первой его странице обычно воспроизводят названия и логотипы всех газет, принимавших участие в подготовке номера. Здесь же помещается и вводная часть, сообщающая о целях выпуска объединенного номера и о его участниках.
Верстка газеты
Верстка непосредственно связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. Но, несмотря на общую основу, у этих двух процессов своя специфика, которая определяется различием задач, стоящих в каждом случае перед дизайнером и верстальщиком, а также разницей в количестве и характере материалов.
Разрабатывая композицию номера, приходится иметь дело с множеством различных статей и заметок (со всем, что отобрано для публикации) и распределять их по полосам, компоновать в разделы, рубрики, определяя место каждого материала. При верстке полосы решаются в принципе те же задачи, но в ином масштабе. Характер материалов, которые должны быть здесь напечатаны, уже в основном определен; теперь необходимо организовать и разместить их на ограниченном пространстве полосы, а также выделить важнейшие. Причем речь идет не только о распределении материалов на полосе, но и о размещении каждой статьи и заметки в отдельности, о ее конфигурации, постановке ее текста на различное количество колонок и т.д. Эта задача связана с остальными элементами технического оформления с выбором шрифтов для набора текста и заголовка, с определением формата набора и т.п.
В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует; кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов значит, она выполнена некачественно.
Рассмотрим некоторые закономерности верстки, знание которых поможет в решении практических вопросов, связанных с оформлением газеты.
Общим для всех газет принципом верстки является ее зависимость от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления.
Выделение достигается с помощью различных средств верстки и технического оформления, прежде всего выдвижением важнейших материалов номера вперед. Не случайно в газетной практике бытует термин «первополосный материал»: он означает, что содержание какойлибо статьи или заметки настолько важно, что она достойна помещения на первой полосе, с которой читатель начинает ознакомление с номером. Несмотря на оправданное желание «закрепить» материалы основных разделов и рубрик газеты на относительно постоянных, привычных для читателей местах, при необходимости следует менять их расположение в номере, выдвигая важнейшие на данный момент разделы вперед.
Кроме общих для всех газет основ верстки, существуют особенности, характерные для каждого из изданий. Это и понятно: ведь верстка как один из главных компонентов внешней формы газеты в значительной мере определяет ее лицо. Как и другие элементы газетной формы, верстка, конечно, зависит прежде всего от характера и направления материалов газеты, а также от ее типа, формата и объема. Ее особенности связаны и с запросами, и с требованиями читателей данного издания.
Качество верстки газеты в основном определяется квалификацией верстальщиков. Нередко именно мастерство верстальщиков определяет характерные черты верстки и оформления того или иного издания, особенно при выпуске однотипных газет, выходящих в примерно равных условиях, решающих одинаковые задачи и предназначенных для одного круга читателей. Особенности верстки газеты во многом зависят и от технической оснащенности типографии.
Обычно из нескольких возможных вариантов верстки выбирают тот, который обеспечивает быстрейший выпуск номера и наиболее высокий уровень его оформления. Верстка должна облегчать производство и выпуск номера, а не осложнять и задерживать их.
На специализированных форумах часто просят назвать конкретные издания в качестве примера для верстки газет. Найти образец для подражания среди российских или зарубежных газет несложно, но не стоит забывать, что бездумное, механическое заимствование различных приемов верстки и оформления даже самых лучших изданий, без учета возможностей использования этих приемов в конкретной обстановке, может привести к удлинению процесса выпуска номера и даже к срыву графика производства газеты.
Особенности верстки газет зависят, наконец, и от традиций, сложившихся в процессе ее развития, а также от национальных предпочтений. Так, специфика верстки российских газет характеризуется относительно большими размерами публикуемых материалов по сравнению с материалами, помещаемыми в большинстве зарубежных изданий. Это различие в объемах газетных материалов объясняется прежде всего принципиально разными задачами, которые стоят перед российской и, например, американской прессой. Если большинство американских изданий стремятся лишь информировать читателей о происходящих событиях, то российская пресса, как правило, предлагает читателю материалы аналитического характера.
Большими объемами печатаемых материалов объясняется, например, распространение в отечественной печати многогарнитурного стиля оформления газетных заголовков. Поскольку в последнее время публикация крупных аналитических материалов все чаще сочетается с подачей большого количества разнообразной краткой информации, значительная часть номера как центральных, так и местных изданий стала конструироваться из заранее подготовленных информационных блоков или разделов. Одна из устойчивых форм организации таких разделов газетная колонка. Иногда несколько колонок объединяют в тематический блок подборку.
Информационные тематические или разнотематические колонки занимают значительное место в каждом номере, а сочетание таких колонок лежит в основе компоновки страниц многих газет. Комплекс таких информационных сообщений дополняет крупные проблемные статьи в номере.
Стремление сочетать публикацию объемных материалов и множества мелких тематически организованных информационных сообщений накладывает заметный отпечаток не только на верстку, но и на композицию номера в целом. Это предполагает как размещение устоявшихся разделовколонок в определенной части той или иной полосы, так и планирование их появления по определенным дням недели. Информационные разделыколонки должны органично входить в систему информационных рубрик газеты.
Рис. 1. Простая верстка полосы. Газета «Метро»
Вместе с тем компоновка полосы номера из композиционных элементов в форме колонки закономерно предопределяет их размещение по вертикали, то есть более частое использование приемов вертикальной верстки и соответствующего оформления материалов. Вот почему для газет, где в основу композиции некоторых полос положена информационная колонка, так характерны различные разновидности вертикальной верстки.
При верстке газет следует учитывать ее особенности, связанные с историческими и национальными традициями, которые нужно поддерживать и развивать. Разумеется, это не должно вести к отказу от заимствований лучших приемов оформления иностранных изданий: они возможны и допустимы, но при условии, что не будут противоречить характеру газеты, задачам, принципам и традициям ее оформления. Здесь в равной мере противопоказаны и вредны обе крайности: как своеобразный национальный нигилизм пренебрежение национальными традициями оформления своей прессы, так и разновидность национального газетного шовинизма отказ от всего «чужого». Известный английский газетный дизайнер А.Хатт писал, что знание различий в национальных стилях оформления газет способствует пониманию собственного стиля и может помочь верстальщику и дизайнеру критически отнестись к собственной работе. Немалое значение имеют и традиции верстки конкретного издания.
В последнее время большое влияние на верстку газет оказывает журнальная верстка. Однако при совпадении целей и задач газетная и журнальная верстки во многом различаются. Верстка газеты должна обеспечить быстрый, оперативный выпуск номера. Верстальщик журнала обычно имеет в своем распоряжении несравнимо большее время, что позволяет ему пользоваться иными, более сложными приемами верстки и дизайна. К тому же журнал, как правило, печатается на иной полиграфической технике и на бумаге более высокого качества, чем газетная, что позволяет воспроизводить сложные виды иллюстраций. Механическое перенесение в газету различных журнальных приемов верстки и дизайна, например вертикальной постановки набранного заголовка рядом со статьей, приводит к неприятию газеты читателем, привыкшим к традиционным газетным приемам верстки.
Виды верстки
В газетах применяют несколько типов (стилей) верстки. Для каждого из них характерны свои приемы размещения и технического оформления текстовых и иллюстративных материалов на полосах. Неоднократно делались попытки найти общую основу для классификации этих типов верстки и их разновидностей. Так, немецкий дизайнер Альберт Мейер выделял верстку, «не перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «горизонтальнопеременную» и «перекрещивающуюся по вертикали и переменную по горизонтали».
Подобная классификация, несмотря на ее простоту и удобство, недостаточна. Она не учитывает ряда важных признаков верстки таких как направление размещения материалов на полосе, их симметрия или асимметрия. Поэтому целесообразно отказаться от попыток определения общей основы всех типов (стилей) и видов верстки и классифицировать их по трем группам признаков. Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов. Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе вертикальное или горизонтальное. Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе. К первой группе относятся четыре вида верстки: два из них верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, обычно объединяются в практике под общим названием простой (иногда ее называют прямоугольной). Действительно, каждая статья и заметка на газетной полосе получает форму простого прямоугольника (рис. 1).
Одной из разновидностей простой верстки является так называемая брусковая верстка, получившая широкое распространение в газетах разных типов. В ее основе лежит размещение материалов на колонках одинаковой высоты при возможном изменении их горизонтального формата. Благодаря этому при брусковой верстке тексты получают форму строгих, чаще широких, разверстанных горизонтально прямоугольников «брусков» разного размера. Для этой разновидности верстки характерны также установка заголовка на полный формат статьи, то есть без «воздуха» с боков, и горизонтальная отбивка текста снизу от соседних материалов на полную ширину его разверстки.
Рис. 2. Ломаная верстка полосы. Газета «Ракурс»
Рис. 3. Вертикальная асимметричная верстка полосы. Газета «Метро»
Верстка с размещением материалов в колонках разной высоты резко изменяет конфигурацию текстов на полосе. Она лежит в основе разновидностей так называемой ломаной верстки (рис. 2). Статья или заметка приобретает при этом различную, иногда сложную форму «уступом», «сапожком» и т.п., представляя собой соединение нескольких прямоугольниковколонок разной высоты.
Вторая группа признаков классифицирует верстку в зависимости от направления разверстки материалов на полосе. Направление определяется отношением высоты текстового материала к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается). Если высота большинства статей и заметок на полосе превышает их ширину, она называется вертикальной (рис. 3). При этом все или почти все тексты представляют собой одноколонные или многоколонные прямоугольники, вытянутые по вертикали. Если текст размещают в нескольких колонках разной высоты, он может получить и иную, более сложную форму; однако главным для его разверстки остается вытянутость по вертикали.
Рис. 4. Горизонтальная верстка полосы. Газета «Глагол»
Для горизонтальной верстки характерно размещение текстов многоколонными прямоугольниками, растянутыми по горизонтали: общий формат публикации при этом больше ее высоты. В таком случае газетная полоса может быть расчленена на несколько «этажей» (рис. 4).
При вертикальной разверстке применяют приемы как простой, так и ломаной верстки. Горизонтальная же разверстка публикаций почти всегда придает им форму простых прямоугольников. Лишь изредка, когда, например, хотят избежать «перереза» полосы или нежелательного смыслового сочетания соседних заголовков, прибегают к приемам ломаной верстки: текст разверстывают горизонтально на неравные по высоте колонки, чуть увеличивая или укорачивая дветри последние.
Виды верстки можно, наконец, классифицировать и в зависимости от степени симметрии расположения материалов на полосе. При симметричной верстке полоса или подборка разделяется на две равные части: правая ее половина по расположению заметок, иллюстраций и особенностям их оформления в точности соответствует левой, представляя собой как бы зеркальное ее отражение. При отсутствии подобной симметрии верстку называют асимметричной.
При симметричной или асимметричной верстке в равной мере допустимо пользоваться приемами вертикального или горизонтального расположения материалов, которые могут принимать простую прямоугольную или сложную ломаную форму.
Таким образом, для определения особенностей верстки какойлибо газеты приходится давать развернутую характеристику, учитывающую все основные признаки, о которых шла речь выше. Например, верстальщики «Московского комсомольца» применяют брусковую (по конфигурации материалов), смешанную (вертикальногоризонтальную), асимметричную верстку.
Как определить тип верстки, который максимально отвечает задачам, стоящим перед газетой? В каждом отдельном случае нужно принимать во внимание конкретные особенности издания: соответствует ли верстка типу газеты? Обеспечит ли она ясность в размещении материалов и вместе с тем даст ли достаточные возможности для выделения важнейших статей и заметок? Позволит ли добиться разнообразия, живости и динамизма в оформлении? Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, верстальщику приходится взвешивать преимущества и недостатки того или иного вида верстки.
Простая (прямоугольная) верстка обеспечивает ясность размещения материалов в номере, облегчает их восприятие. Верстальщик получает широкие возможности выделения важнейших публикаций номера и полосы, изменения формата колонок, применения различных приемов технического оформления. Эта верстка особенно удобна для газет с уплотненным графиком выпуска. Она позволяет при необходимости быстро переверстать полосу, заменить одну или несколько статей.
Но при всей кажущейся простоте применение этого вида верстки требует от верстальщиков и дизайнеров достаточно высокого уровня профессионального мастерства. Неумелое ее использование может привести к однообразию оформления газеты.
Есть свои достоинства и у ломаной верстки. Она позволяет придавать материалам газеты различную, иногда сложную конфигурацию, предоставляет большие возможности их выделения. Благодаря этому расширяется выбор средств, с помощью которых можно оживить лицо газеты. Приемами ломаной верстки успешно пользуются, когда необходимо более разнообразно оформить номер или какуюлибо из его полос, умело подать в газете материалы, контрастные по содержанию и форме.
Однако при такой верстке необходим весьма точный расчет в процессе макетирования номера. Верстка газетных полос усложняется и может потребовать дополнительного времени, не предусмотренного графиком. А самое главное, подобная верстка усложняет восприятие материалов номера. Излишний контраст между материалами может привести к пестроте оформления газеты. Поэтому сфера применения ломаной верстки в нашей прессе в последнее время сужается. Если в 50е годы ее приемами охотно пользовались не только в молодежных, но и в целом ряде областных и центральных газет, то теперь многие газеты перешли к более простой верстке (рис. 5).
Рис. 5. Верстка газеты «Известия»
Желая использовать достоинства различных видов верстки и избежать недостатков, газетные верстальщики часто сочетают их элементы. В одном и том же номере статьи и заметки разверстывают на колонки равной или разной высоты, придают материалам прямоугольную или более сложную форму
и т.д. Подобная смешанная верстка позволяет соединить простоту и ясность размещения газетных материалов, несложность воплощения замыслов с достаточно широкими возможностями оформления. Она получила большое распространение в центральной и местной прессе.
Кроме того, возможно комбинирование вертикального и горизонтального размещения материалов в номере. Вертикальная разверстка текстов один из самых старых приемов размещения материалов в газете. Длительное время все статьи и заметки разверстывались в газетах последовательно в одну колонку за другой. Понятно, что в результате все тексты принимали форму вытянутых по вертикали узких прямоугольников. И в настоящее время статью или заметку чаще всего заверстывают на ограниченное число колонок одну, две, три. Читатели привыкли к такому традиционному построению газетных текстов, оно удобно и для верстальщиков. Подобное расположение материалов номера позволяет с равным успехом применять как простую, так и ломаную верстку и не затрудняет выделение материалов.
Достоинствами вертикальной верстки объясняется широкое применение ее вариантов во многих газетах. А в некоторых из них возродили прием вертикального размещения материалов в одну колонку он оказался удобен при разверстке многочисленных мелких информационных заметок и сообщений.
Горизонтальная разверстка также позволяет четко разграничить материалы различных разделов и рубрик газеты обычно на каждом «этаже» полосы располагаются статьи и заметки, входящие в какойлибо один раздел. К тому же, полоса получает необычный вид. Но вместе с тем подобная верстка ограничивает возможности верстальщика, вынуждая его отказаться от изменения высоты текстовых колонок. Кроме того, она эффективна лишь при размещении крупных статей, если полоса компонуется всего из трехчетырех больших текстовых «кусков»; мелкие же заметки, оформленные таким образом, выглядят весьма странно.
Практика показала, что неумеренное применение горизонтальной верстки приводит к однообразию в оформлении газеты, поэтому многие верстальщики стараются сочетать приемы вертикальной и горизонтальной верстки. Разверстывая большинство текстов вертикально, отдельные крупные статьи они размещают по горизонтали «подвалом», «чердаком» и т.п. или, располагая статью горизонтально, изменяют высоту нескольких ее колонок.
Применяя симметричную и асимметричную верстку, надо учитывать их возможности. Умело сверстанная симметричная полоса привлекательно выглядит и может украсить номер, поэтому симметричную верстку сейчас применяют в основном при оформлении целевых, праздничных номеров, тематических страниц и подборок. Но в большинстве случаев предпочитают использовать асимметричную верстку, поскольку, в стремлении добиться одинаковой величины симметрично расположенных заметок, приходится подчас сокращать некоторые из них, удаляя предложения и целые абзацы, жертвуя содержанием материалов ради избранной формы.
Асимметричная верстка более динамична, позволяет оформить газету живо и разнообразно, использовать различные средства выделения важнейших заметок. Но асимметрия не означает беспорядка на газетных полосах она должна быть продуманной, только при этом условии такая верстка поможет избежать однообразия в оформлении газеты. Разумное сочетание приемов симметричной и асимметричной верстки наилучший из возможных вариантов компоновки номера. Верстая газету в основном асимметрично, можно при необходимости использовать отдельные элементы симметрии, например расположить на асимметрично сверстанной полосе симметричную подборку или же выделить в номере тематическую страницу с помощью симметричной верстки ее материалов.
Таким образом, верстальщики имеют широкие возможности для выбора различных видов верстки газет. В основе этого выбора, как было сказано, лежат понимание и оценка ряда объективных и субъективных моментов типа газеты, опыта и мастерства дизайнеров и верстальщиков, возможностей полиграфической базы и т.д.
Тип газеты и верстка
Выбор типа верстки во многом определяется особенностями читательской аудитории, а также стремлением найти для газеты индивидуальное лицо, отличное от других периодических изданий. Для центральных, республиканских, краевых и областных массовых изданий характерно тяготение к спокойной брусковой верстке.
Приемами этой верстки все чаще пользуются и в молодежных газетах, однако в них чаще, чем в других изданиях, применяют и ломаную верстку. Это связано с особенностями читательской аудитории молодежных изданий, с необходимостью более живого и яркого их оформления. Молодежные газеты, как правило, увеличивают количество текстовых колонок на полосах, что дает дополнительные возможности для размещения материалов.
Информационный характер вечерних газет определяет небольшие размеры большинства публикуемых материалов и обусловливает довольно сложную верстку. Обычно в таких газетах увеличивают количество текстовых колонок на полосе и применяют смешанную верстку.
В большинстве районных газет применяют простую вертикальногоризонтальную асимметричную верстку.
Основные недостатки разных видов верстки
Недостатки верстки, как правило, весьма относительны: то, что ранее считалось недостатком, с течением времени может перестать быть таковым. Один из наиболее ярких тому примеров изменение отношения к так называемому перерезу. Перерез газетной страницы горизонтальной линейкой или вследствие установки на одном уровне заголовков нескольких соседних материалов раньше считался недопустимым. Чтобы его избежать, применяли различные приемы: передвигали один из заголовков в середину заметки, отбивали линейками и т.д. Но когда в газетах стала активно использоваться горизонтальная верстка, отношение к перерезу изменилось.
Однако существуют недостатки, которые повторяются в сотнях самых разных по своему типу и характеру изданий. Несмотря на их различие, у большинства этих недостатков общая основа невысокая квалификация некоторых верстальщиков и дизайнеров, непонимание ими особенностей, специфики верстки и оформления той или иной газеты, связанное с этим стремление применить приемы верстки, не соответствующие ее задачам и характеру, а также игнорирование
ограничений, связанных с возможностями полиграфической базы. Одна из причин возникновения многих недостатков в области газетной верстки утрирование какойлибо из ее сторон, упорное и постоянное применение какихлибо ее приемов, даже когда в этом нет никакой необходимости.
Так, оправданное стремление к простоте и ясности верстки, доведенное до крайности (простота во что бы то ни стало!), приводит к так называемой серой верстке. Она выражается в подаче материалов «сплошняком», в одну колонку, без попытки каклибо разрядить текст. Серая верстка однообразна, отталкивает читателя и способна погубить любой, даже самый интересный и содержательный материал. Часто этот эффект возникает при неумелой подаче крупных материалов, особенно в малоформатных местных газетах. Между тем с помощью ряда достаточно простых приемов этот недостаток легко устранить.
В то же время столь же понятное желание избежать штампа и стандарта в верстке, доведенное до предела, приводит к гипертрофированным формам ломаной верстки к крайнему усложнению оформления и столь замысловатому размещению заметок, что верстка, в конце концов, начинает запутывать читателя, превращая газетный номер в ребус. На полосах появляются уродливые «горбатые» подвалы, заметки с чудовищно длинными «ножками», статьи непонятной многоугольной формы. Подобные ошибки особенно часто встречаются в «желтой» прессе и в рекламных изданиях.
Подражая некоторым центральным газетам, во многих местных изданиях стали активно применять горизонтальную верстку. При этом нередко теряется чувство меры: любую статью и заметку, независимо от их размеров, стараются разверстать исключительно горизонтально. В результате приходят к абсурду: 1520строчную заметку размещают на тричетыре колонки по четырепять строк в каждой.
Распространенный недостаток многих газет непостоянство стилей верстки, когда за весьма короткое время без конца меняются виды и типы верстки. Подобная неразборчивость свидетельствует лишь о непонимании возможностей верстки, о неумении найти ее стиль, наиболее соответствующий типу и характеру данной газеты.