Что такое полный адрес регистрации в паспорте
Всё, что нужно знать об адресе регистрации: что это такое, где находится в паспорте и как выглядит штамп?
В паспорте гражданина содержится основная информация о нем. Если рассмотреть этот документ, в нем можно увидеть некоторые важные сведения о человеке являющиеся необходимыми во многих жизненных ситуациях. Адрес регистрации в паспорте проставляется на отдельной странице в виде специальный печати. Зачем нужна эта информация и так ли важно знать место регистрации человека?
Адрес постоянной прописки: что это значит?
Полный адрес регистрации в паспорте указывается на отдельной странице. Что означают эти данные? Из них можно понять, где именно прописан гражданин.
Такая информация нередко необходима для оформления документов, получения кредита в банке и т.д. Адрес прописки необходим также для прикрепления гражданина к разным инстанциям и учреждениям.
Например, в зависимости от места регистрации, лицо может обращаться к участковому врачу конкретной поликлиники или определить ребенка в школу, которая соответствует адресу прописки указанной в документе удостоверяющем личность.
Фактический адрес – это какой?
Место прописки и фактического проживания лица могут отличаться, в этом нет ничего противозаконного при соблюдении определенных условий:
Фактическое место проживания и прописка, находящиеся в разных субъектах, должны быть правильно оформлены при помощи временной прописки.
Она не аннулирует постоянную и позволяет законно находиться вдали от указанного в документах места. Однако в случае вопроса о фактическом месте проживания, лицу следует называть именно тот, по которому его можно найти.
Отличия регистрации по месту жительства и пребывания
Так как место прописки и фактического нахождения могут быть различными, то и в предназначении каждого из них есть существенная разница.
Она очевидна, так как первое не подразумевает безусловного проживания по данному адресу, а место фактического нахождения не обязательно должно быть указано в документах.
Если лицу потребуется зарегистрировать прописку по другому адресу, где оно находится по факту, следует обратиться в миграционные органы с заявлением. Для этого придется пройти стандартную процедуру оформления, не отличающуюся от получения постоянного прикрепления.
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Где в паспорте указан адрес регистрации?
Обычно в процессе оформлении требуют представления страниц с фотографией и именно этой. Штамп с указанием адреса прописки проставляется начиная с 5 страницы гражданского паспорта. Так как регистрация может меняться, для этой цели отведено несколько страниц в документе – с 5 по 12.
Это необходимо, для того, чтобы не требовалось получения нового личного документа каждый раз когда лицо меняет место жительства. Штамп просто проставляется заново на следующей странице.
Как выглядит штамп в паспорте?
На странице, где должны быть указаны данные о прописке, проставляется специальная печать, в которой вписывается адрес.
Штамп выглядит стандартным образом:
Все перечисленные данные обязательны к указанию. Они должны быть верны и точны, так как ошибка недопустима.
Где и как поставить печать?
Для получения регистрации по месту жительства потребуется подготовить определенный комплект документов:
Если лицо меняет прописку, то выписываться с предыдущего места нет необходимости, это произойдет автоматически.
Для оформления прописки следует обращаться в органы миграции, сделать это можно несколькими способами:
Независимо от места обращения, результатом будет получение прописки при выполнении всех правил.
[expert_bq лицо, получающее документ, заметило наличие ошибок, необходимо сразу сообщить об этом оформляющему сотруднику.[/expert_bq]
В результате, регистрация проставляется в паспорте гражданина в специально отведенном месте. Делается это при помощи штампа с указанием адреса прописки.
Если лицо неоднократно меняло место прописки, то будет проставляться новый штамп, поэтому листов в паспорте отведено несколько. Для правильного и быстрого получения регистрации следует обращаться в миграционные органы с необходимым комплектом документов.
Что такое адрес регистрации в паспорте
Законодательство обязывает каждого гражданина РФ иметь в паспорте штамп о регистрации. Для его получения необходим минимальный пакет документов. Прописка дает человеку право пользоваться государственными услугами, а ее отсутствие грозит штрафом.
Для чего нужна прописка в паспорте
Термин «прописка» широко применялся в советском административном и жилищном праве. Сегодня считается устаревшим, но имеет место быть. Вместо него используется «постоянная и временная регистрация».
Она не обязывает гражданина жить в конкретном городе или населенном пункте и носит уведомительный характер.
Где написан адрес регистрации в паспорте
Страницы с 5-й по 12-ю в паспорте предназначены, чтобы органы МВД проставляли на них штампы о прописке и снятии с учета по месту жительства. Адрес регистрации написан в документе на 5-й странице. На ней же посередине сверху размещена надпись «Место жительства».
Как выглядит штамп с адресом регистрации в паспорте, шаблон
Прописка в паспорте — прямоугольный штамп, который занимает чуть меньше половины страницы. В самом верху заглавными буквами напечатано «ЗАРЕГИСТРИРОВАН». Ниже указана дата прописки. Несколько строчек отводится для полного адреса регистрации.
Под ним находится наименование подразделения МВД, которое поставило гражданина на учет. Еще ниже код подразделения и подпись того, кто заверил процедуру.
Процедура прописки и выписки
Процесс не займет много времени. Требуется личное присутствие прописываемого и собственника жилья.
Что делать при смене регистрации места жительства
Человек обязан обратиться в одно из государственных учреждений и написать заявление о регистрации на новом месте. Такими учреждениями могут быть;
Как поменять прописку через Госуслуги
Госуслуги — портал, который позволяет получить практически любую справку онлайн. Однако процедура регистрации по месту жительства подразумевает личную подачу документов, и пройти ее онлайн нельзя.
На сайте можно записаться на прием, составить заявление, загрузить копии документов, чтобы их проверили. Перед тем как поменять прописку по новому месту жительства на Госуслугах, необходимо:
Как поменять прописку через МФЦ
Для этого необходимо:
Преимуществом оформления прописки в МФЦ является быстрота обслуживания. На прием документов от одного заявителя тратится в среднем 15 минут. После этого гражданину будет выдана расписка о том, что у него приняли документы. Также в ней будет указан срок выполнения процедуры.
Прописка и выписка через паспортный стол ЖКХ
Чтобы получить регистрацию по новому месту жительства или выписаться из старой квартиры, можно обратиться в паспортный стол ЖКХ.
При процедуре должны присутствовать собственник жилья и человек, который хочет в нем прописаться. Если собственников несколько, необходимо их присутствие или письменное согласие. Заявление заполняет прописываемый, а собственник должен предоставить документы на квартиру.
Необходимые документы для регистрации
Что дают взамен паспорта
Сколько стоит поменять прописку
Все услуги, которые касаются регистрации, предоставляются гражданам бесплатно. Но могут потребоваться дополнительные услуги от сотрудников учреждений, например, помощь в заполнении заявления или иные действия. Они предоставляются за отдельную плату.
Сколько выписывают из квартиры в паспортном столе
Достаточного одного желания сняться с учета. Присутствие собственника жилья и его согласие не требуется. Сотрудник спросит, где будет проживать человек. Эта информация хоть и считается обязательной, но ее не проверяют.
Когда человек называет адрес, его снимают с учета. Через 3 дня он получит листок убытия, который необходимо предъявить на новом месте регистрации.
Как узнать, готова ли прописка в паспорте, в МФЦ или паспортном столе
При подаче документов в МФЦ гражданину будет выдана расписка, в которой прописан номер обращения. По нему на официальном сайте госучреждения можно узнать готовность прописки. Услуга доступна круглосуточно.
Можно ли прописать человека без его присутствия с его паспортом
Прописать человека без его присутствия можно, если есть нотариально заверенная доверенность. Многие отделения МВД требуют присутствия обеих сторон: как владельца квартиры, так и прописываемого в ней.
При оформлении временной регистрации прописка по основному месту жительства не отменяется. Гражданину на определенное время придется отдать оригинал паспорта регистратору.
Ставят ли штамп в паспорте при временной регистрации
Сколько можно жить без прописки в паспорте, в течение скольких дней нужно прописаться
Максимальные сроки проживания без прописки составляют:
Штраф за отсутствие прописки в 2019 году
Если в паспорте отсутствует прописка, придется заплатить штраф от 2 000 до 3 000 рублей. В городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) — от 3 000 до 5 000 рублей.
Проверка прописки по паспортным данным онлайн
Узнать, по какому адресу зарегистрирован человек, можно онлайн в интернете. Одной фамилии будет недостаточно. Сайты, обещающие предоставить информацию по фамилии, мошеннические. Не рекомендуется вводить информацию на сторонних ресурсах.
Имея на руках паспортные данные человека, можно узнать его адрес, воспользовавшись одним из доступных способов:
Можно ли узнать место регистрации по ИНН
Узнать адрес регистрации человека можно по номеру его ИНН. Для этого необходимо:
Проверка прописки по паспорту на действительность
Проверить прописку по паспортным данным на действительность можно онлайн, на официальном сайте МВД. В разделе «Соответствие документа и адреса регистрации» ввести данные документа и проверить, действителен ли он.
Вопрос-ответ
Граждане, у которых нет прописки в паспорте, часто интересуются, могут ли они воспользоваться теми или иными услугами, совершать крупные покупки, брать кредиты и выезжать за границу.
Можно ли получить карту Сбербанка?
При обслуживании физического лица банк проводит его идентификацию. Одним из реквизитов является адрес регистрации. Если в паспорте отсутствует прописка, стать клиентом Сбербанка и получить карту гражданин не сможет.
Можно ли взять ипотеку?
Как правило, банки выдают ипотечный кредит на длительный срок и на большую сумму. По этой причине финансовые учреждения стараются собрать как можно больше информации о заемщике. Для них важна его надежность и платежеспособность.
Если в паспорте клиента нет прописки, в кредите ему откажут. Это дополнительный риск для банка. В то же время даже временная регистрация может дать право на получение ипотеки.
Можно ли купить билет на поезд?
Можно. Законодательство РФ разрешает передвижение граждан внутри страны. Соответственно, никаких ограничений для пассажиров без регистрации не будет.
Можно ли поставить машину на учет?
Учет автотранспорта придуман, чтобы идентифицировать владельца по регистрационным знакам авто. Если у гражданина нет прописки, найти его тяжело.
Поставить на учет машину не получится. Но если у гражданина в паспорте есть штамп с адресом, он может зарегистрировать свой автомобиль даже не по месту постоянной прописки, а в любом другом регионе страны.
Нужна ли смена регистрации автомобиля при изменении прописки?
При смене прописки перерегистрация автомобиля обязательна, чтобы все штрафы и извещения о транспортных сборах приходили владельцу авто по новому адресу. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с выплатами страховки при ДТП и техосмотре автомобиля.
Можно ли пересекать границу?
Согласно статье 2 Федерального закона N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», граждане страны не могут быть ограничены в выезде за границу, за исключением некоторых случаев. Отсутствие регистрации в паспорте к ним не относится, без нее можно в любое время выехать из России.
На границе проверят наличие долгов по кредитам, а также факт уклонения от воинской службы. Чаще всего граждане выезжают в другие страны по загранпаспортам, а штамп прописки находится в общегражданском.
Можно ли подать заявление в ЗАГС и расписаться?
Требование иметь прописку для регистрации брака законодательно не прописано, следовательно, не является обязательным. Граждане вправе официально зарегистрировать свои отношения в любом ЗАГСе.
Чтобы пожениться, будущие супруги должны написать заявление, в котором указывается место проживания, но не регистрации. Прописка в паспорте в этом случае не играет никакой роли.
Можно ли купить квартиру?
Купить квартиру, а затем зарегистрировать право собственности можно и без прописки. Регулируется это п. 4 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней».
Сколько можно жить без прописки после продажи квартиры?
Продав квартиру и выписавшись из нее, гражданин в обязательном порядке должен заново зарегистрироваться. Если у него пока нет постоянного места жительства, ему необходимо оформить временную прописку. Закон отводит на это 90 дней.
В случае, если гражданин из старой квартиры переезжает в новую и планирует жить в ней постоянно, он должен зарегистрироваться в течение 7 дней.
Как поставить прописку в паспорте в другом городе?
При переезде в другой город человек обязан посетить ближайший к нему отдел МВД и подать заявление на прописку. К заявке нужно приложить необходимый пакет документов. Для удобства гражданин может оформить регистрацию в паспортном столе, МФЦ или через портал Госуслуги.
Как часто можно менять прописку в паспорте?
Законом не предусмотрены ограничения на частоту смены прописки в паспорте. Переезжая, каждый гражданин обязан соответствующим образом зарегистрироваться по новому месту жительства.
Как исправить, если есть ошибка в прописке?
Если информация в штамп с пропиской внесена неверно и не соответствует действительности, стоит немедленно обратиться в МВД. В паспорте недопустимы исправления, придется написать заявление о его замене.
Как выглядит временная прописка, фото
Свидетельство о временной регистрации носит название формы № 3. Это документ формата А5 (половинка стандартного формата А4), внешний вид которого регламентирован не формой, а исключительно содержанием. В нем прописаны следующие данные:
Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться со сложностями при получении регистрации по месту жительства? Как вы решили данные проблемы?
Адрес регистрации, адрес пребывания, постоянное место жительства. Чем они отличаются
Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на свободное передвижение по территории страны. Никому не возбраняется по собственному желанию менять место жительства, переезжать на ПМЖ в другой город или регион. Однако каждый человек при этом обязан уведомлять компетентные государственные инстанции о смене своего места жительства. Если адрес регистрации не совпадает с фактическим проживанием человека, об этом необходимо в установленном порядке сообщать в службы, занимающиеся постановкой граждан на учет.
Разница понятий
Необходимость фиксировать местонахождение обусловлена соблюдением правопорядка и исполнением обязанностей и со стороны граждан, и со стороны государства. ГК РФ обязывает людей регистрироваться в их же интересах. Ведь если фактическая численность населения в городе не совпадает с официальным количеством людей на основании переписи— это способно привести к проблемам в административном, жилищном, избирательном и других аспектах права такого региона.
Например, незарегистрированные граждане, проживающие в городе, юридически не могут проголосовать на выборах. В мед учреждениях количество койка-мест и обслуживающего медицинского персонала также будет не соответствовать фактической нагрузке. Вот почему каждый гражданин должен указать местонахождение в паспортно-визовой службе при переезде в другой район или город.
К сожалению, далеко не все жители проявляют ответственность и приходят в УВМ МВД (управление по вопросам миграции, заменившее ФМС) для постановки на регистрационный учет. И во многом это связано с путаницей в понятиях.
Адрес регистрации (официальная прописка) — постоянное место жительства, которое ставится на пятой странице паспорта в виде печати. В Гражданском Кодексе различают три основных термина, касающихся дислокации людей и закрепления ее за определенными территориальными органами:
Нередко адрес в паспортах не совпадает с адресом регистрации, по которым граждане жительствуют. В этом случае подойдет формулировка «место проживания» или «место пребывания». Как разобраться в этих понятиях на практике? Приведем несколько простых примеров.
Что такое место регистрации
Регистрация граждан, оформленная юридически – это прописка, которая указывается в паспорте как постоянное место жительства. Как правило, ее получают в результате приватизации муниципальных квартир, при покупке жилья на первичном или вторичном рынке. Большинство граждан получают начальную прописку в родительском доме. Если человек не переезжает, то указанный адрес в паспорте совпадает с местом проживания. В этом случае закон, предписывающий гражданам обитать по месту регистрации (Постановление правительства РФ No713), соблюдается.
Нюансы понятия «место жительства»
Когда человек покидает квартиру или дом, в котором он был изначально прописан, то новой точкой дислокации считается место жительства. Если гражданин селится по такому адресу, то он обязан зафиксировать этот факт, сообщив данный адрес проживания в территориальную паспортно-визовую службу. Например, девушка вышла замуж или молодой человек женился и переехал жить к своему супругу в другой город. При этом ему (ей) не обойтись без регистрации по новому месту нахождения.
Если муж или жена выписывает супруга в своей квартире, то речь снова будет идти об официальной регистрации. Для этого в территориальном органе УМВ необходимо произвести снятие с учета по месту жительства, поставив соответствующую печать в паспорте.
Что такое место пребывания
Если гражданин переезжает по иному адресу ввиду выполнения служебных, воинских и других обязанностей на короткий срок, то его дислокация квалифицируется как место пребывания. Это означает кратковременную смену пункта проживания, после которой предполагается возвращение человека по адресу указанному при государственной регистрации в качестве места жительства основного. Например, при командировании сотрудников в другой город компания-работодатель на время арендует квартиры для их проживания на 2 месяца. В этом случае нужно зарегистрироваться временно в паспортном столе.
Где делается оформление временной прописки
Меняя место регистрации, человек обязан оповестить об этом УМВ МВД в новом районе или городе. При переезде в другую местность, где человек будет жить и работать большую часть времени без предполагаемого возвращения, ему необходимо встать на учет не позднее чем через 7 дней после прибытия. Если гражданин временно покидает официальное место прописки, собираясь вернуться не позднее чем через 3 месяца, то по закону у него есть период на регистрацию по месту пребывания в 90 дней.
Постоянная и временная прописка: особенности процедуры
Под понятием «прописка» подразумевается неизменное место жительства, то есть то, на котором человек обитает на законных основаниях как:
Постоянная прописка и право собственности
Смена адреса места жительства не влияет на имущественные права. У гражданина может быть прописка в квартире, которую он купил, получил в дар или в наследство. Но он также имеет право переехать на другое место, сменив адрес прописки по своему желанию. Это не предполагает отчуждение квартиры: человек остается ее законным владельцем и имеет право сдавать ее в аренду другим лицам.
Постоянная прописка — это то же самое, что и место официальной регистрации.
Собственника недвижимости выписать без его ведома невозможно.
Где фиксируется временная прописка
Временная регистрация отличается от постоянной тем, что она не указывается в паспорте гражданина. Человеку выдают свидетельство о регистрации согласно с регламенту регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства (форма No 3 и 8 соответственно). Чтобы получить такой документ, необходимо просто назвать сотруднику адрес, по которому будете временно проживать. Представители МВД имеют право проверить его, нанеся визит или поручив эту задачу участковому.
Когда нужно подтвердить фактический адрес нахождения
Проживание человека по адресу, совпадающему с пропиской или нет, в ряде случаев требуется подтвердить или опровергнуть. Формально официальное обитание человека на занимаемой жилплощади предполагает несение им определенных обязательств: оплату счетов за коммунальные услуги, за аренду по договору.
Нередко адрес действительного проживания человека требуется подтвердить для привлечения его к административной или уголовной ответственности. Например, должника банка или человека, уклоняющегося от уплаты алиментов. Для подтверждения фактического проживания используются показания соседей, коллег с работы, участкового и т. п.
Штрафы за нарушения
Всё о прописке: что такое постоянная и временная регистрация
Ещё со времён СССР прописку воспринимают как нечто сакральное — жизни без неё буквально нет. Так ли это на самом деле? Что даёт прописка и можно ли жить без неё в России хотя бы какое-то время?
Прописка или регистрация
Правильно — регистрация. Термин прописка — это пережиток советских времен, когда каждый гражданин должен был прописаться по месту жительства. Слово так укоренилось в языке, что никакая регистрация не смогла его победить.
Говоря «прописка», многие имеют в виду постоянную регистрацию, ведь есть ещё и временная. Юридически же — и временная, и постоянная, но регистрация.
Чем временная регистрация отличается от постоянной
Постоянная регистрация. Это регистрация по месту жительства. Местом жительства может считаться квартира, оформленная в собственность, например, купленная или полученная в наследство, или жильё, оформленное по договору социального найма.
Постоянная регистрация действует до тех пор, пока человека не снимут с учёта по указанному адресу. Это происходит, например, при получении постоянной регистрации в другом месте или признании человека безвестно отсутствующим.
Временная регистрация. Это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, где вы собираетесь поселиться на какое-то время.
Местом пребывания считается не только квартира вашего родственника, у которого вы зарегистрировались на время ремонта своей квартиры. Это может быть и кемпинг, и отель, и санаторий — любое место, где вы собираетесь какое-то время жить. Но нас, конечно, интересует регистрация в жилых помещениях, для которой в законе есть особые условия и ответственность за их нарушение.
Временная регистрация оформляется на какой-то определенный срок. Она не отмечается в паспорте, человеку просто выдаётся специальное свидетельство. Постоянная регистрация при этом остаётся прежней: временная не заменяет и не отменяет её.
Если у квартиры есть другие собственники, то они должны дать письменное согласие на ваше проживание в квартире — оно оформляется прямо на месте, в МФЦ.
Регистрация делается сразу же. Как только истекает срок, на который вас зарегистрировали в квартире, временная регистрация прекращается — никаких дополнительных действий для снятия с учёта не требуется.
Как сняться с постоянной регистрации
В разных случаях есть свои нюансы:
Если же у вас уже есть новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Всё это делается бесплатно.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. В нём вы пишете, откуда, куда и на какой срок решили уехать.
Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно: достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение. Если у вас требуют листок на новом месте регистрации, это незаконно.
Если вы решили уехать из России (или уже уехали)
Если у вас несовершеннолетние дети
Ребёнок автоматически снимается с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если нового места жительства нет, то можно снять несовершеннолетнего с учёта в общем порядке. К обычному пакету документов добавляется письменное согласие второго родителя на снятие ребёнка с учёта. За детей младше 14 лет заявление пишут законные представители, а ребенок старше 14 лет подаёт заявление самостоятельно, с согласия законных представителей. В этом пункте есть довольно много нюансов, поэтому в некоторых случаях процедура может быть другой.
Если вы военнообязанный
Военнообязанные должны в двухнедельный срок известить военкомат о том, что они:
● прописались (получили постоянную регистрацию) по новому адресу;
● переехали на новое место на 3 месяца и более (и получили временную регистрацию);
● уезжают из России больше чем на 6 месяцев;
● уезжают с места жительства или пребывания минимум на 3 месяца.
То есть при любом снятии с регистрации по месту жительства или пребывания военнообязанному нужно сообщить об этом в военкомат для снятия с учёта ещё и в нём. И встать на учёт в военкомате по новому месту жительства или пребывания.
Можно ли жить вообще без регистрации
Спойлер: можно, но недолго
Что делать, если у вас нет своего жилья?
Закон не может заставить вас обзавестись квартирой и зарегистрироваться в ней к конкретному сроку. Если у вас нет постоянной регистрации, то нужно постараться получить хотя бы временную по месту вашего пребывания: с ней жить в России проще, чем без неё.
Но что делать, если нет ни постоянной, ни временной регистрации?
По правилам регистрации вам нужно встать на учёт на 90-й день проживания во временном жилье, поэтому представить ситуацию, когда вы не живёте в одном месте хотя бы 3 месяца, сложно, но можно:
● Вы продали квартиру, чтобы построить дом или купить новую квартиру. Временно жить и регистрироваться вам не у кого и приходится ночевать в машине, на работе или в недостроенном доме, который просто пока не существует как объект недвижимости с юридической точки зрения.
● Вы не живёте в России. Продали всю недвижимость и уехали путешествовать или на ПМЖ в другую страну.
● Вы путешествуете по России и нигде не задерживаетесь дольше чем на месяц.
● Вы много переезжаете — меняете Москву на Питер раз в пару месяцев, живёте по друзьям и знакомым, потому что не можете понять, где вам хочется осесть окончательно.
Во всех этих случаях регистрации у вас может не быть — ни постоянной, ни временной.
И что мне за это будет
Есть 2 основных нарушения, за которые полагается административный штраф:
Отсутствие постоянной регистрации на новом месте
Если вы переехали и за 7 дней не зарегистрировались на новом месте. Семь дней считаются не с даты выписки (снятия с учёта на предыдущем месте), а с момента, когда вы поселились по новому адресу. Поэтому мнение о том, что вам надо «прописаться» во что бы то ни стало в течение недели с момента снятия с учёта, — миф.
Отсутствие временной регистрации по месту пребывания
Если вы живёте по месту пребывания и в течение 90 дней и не сделали временную регистрацию. Но 89 дней вы можете жить в любом месте совершенно спокойно. Как вы понимаете, доказать, сколько именно дней вы прожили в том или ином месте, очень сложно. Но в ваших же интересах регистрацию получить. Если собственник съемной квартиры отказывается регистрировать вас даже временно — он нарушает закон.
За оба эти нарушения полагается штраф:
● от 2 до 3 тысяч рублей для нарушителя, который не зарегистрировался;
● от 2 до 5 тысяч рублей — для собственника или нанимателя, который поселил и не зарегистрировал такого нарушителя в квартире.
В Москве и Санкт-Петербурге эти штрафы ещё больше: 3–5 тысяч рублей для поселившегося нарушителя и от 5 до 7 тысяч рублей — для приютившего собственника жилья.
Лучше обговорить необходимость получения регистрации заранее — многие собственники квартир очень боятся, что после этого зарегистрированный жилец «отнимет квартиру». Однако регистрация никаких прав на жильё не даёт. Да и отменить её хозяин может в одностороннем порядке — достаточно его заявления.
А вот фиктивная регистрация по месту жительства или по месту пребывания — это уже уголовное преступление, за которое грозит 3 года лишения свободы.
Закон наказывает не за отсутствие регистрации как таковой, а за то, что вы не регистрируетесь там, где живёте. Но если вы путешествуете по России и ночуете в машине на обочине или уехали в Марокко после продажи квартиры, то, конечно, получить регистрацию вы не можете
Есть несколько исключений, когда закон позволяет не регистрироваться:
● Можно не отмечаться по месту пребывания, если у вас есть постоянная регистрация в пределах того же субъекта Федерации. Например, вы зарегистрированы в поселке Мирном Кировской области, но уже 4 месяца живете в Кирово-Чепецке — делать там временную регистрацию не обязательно, и штрафа за это не будет.
● Если у вас есть постоянная регистрация в Москве или Московской области, а вы живете в другом населённом пункте Москвы или Московской области. То есть, если вы решили полгода дауншифтить в Звенигороде, имея постоянную регистрацию в Москве, можете не волноваться.
● Та же история с Петербургом и Ленобластью: закон позволяет не регистрироваться по месту пребывания в Ленинградской области, если у вас есть постоянная регистрация в самом Петербурге, и наоборот.
● Это же правило распространяется на Севастополь и Республику Крым.
● Можно не делать регистрацию, если вы живете в квартире вашего родственника — собственника или нанимателя — который сам зарегистрирован там по месту жительства. Или если вы живёте в этой квартире вместе с таким родственником. Это может быть родитель, супруг, бабушка или дедушка, тесть, свекровь или другой родственник (точный перечень ищите в статье 19.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Так что если ваш ребенок с мая до сентября уезжает к бабушке в её деревенский дом, то регистрацию можно не делать.
Как жить, если у вас только временная регистрация или и её нет
В Конституции прописано ваше право на свободу передвижения: никто не может заставить вас находиться на одном месте. И даже само по себе отсутствие регистрации никак не может и не должно влиять на ваши права и как-то ограничивать их.
В идеальном государстве при отсутствии регистрации вам не должны отказать в заключении трудового договора, в приёме у врача или в записи ребёнка в школу. На деле выходит иначе, и отсутствие регистрации может осложнить вам жизнь.
Разберемся, как жить с временной регистрацией или вовсе без нее:
Регистрация ребёнка
По закону новорожденный (и любой ребенок до 14-летнего возраста) регистрируется вместе с родителями — можно сделать это по одному из адресов места жительства или пребывания, если родители живут раздельно.
Если ни у одного из родителей нет даже временной регистрации, то не регистрировать ребенка возможно. Но только в том случае, если родители не живут на одном месте дольше 89 дней и поэтому не регистрируются. Если же они где-то живут постоянно, но без регистрации, это нарушение закона. И не регистрировать по этому адресу ребенка — такое же нарушение.
Такую ситуацию в реальности представить сложно. К тому же отсутствие у ребенка и родителей регистрации осложнит получение материнского капитала, оформление пособия, постановку ребенка на учёт в поликлинике и устройство в садик или школу.
Медицина
Регистрация никак не влияет на ваше право получить бесплатную медицинскую помощь: по закону любой гражданин может на неё рассчитывать в любой точке России в пределах программы обязательного медицинского страхования.
Любой отказ в оказании медицинской помощи по месту обращения незаконен, его можно обжаловать.
Пенсия
Для получения пенсии не обязательно иметь регистрацию по месту жительства — достаточно и временной. Нужно только подать документы в отделение Пенсионного фонда по фактическому адресу.
Получать пенсию можно, проживая за рубежом, без регистрации в России. Потребуется отправить в Пенсионный фонд несколько обязательных документов, и вы сможете получать свои деньги в другой стране. Порядок получения для этого случая Пенсионный фондподробно расписал на своем официальном сайте.
Получение паспорта
А вот проживающему за границей россиянину придётся приехать за паспортом в Россию — подать заявление на его выдачу можно через сайт Госуслуг, но получить документ можно только лично. Для этого нужно выбрать любое отделение миграционной службы по месту обращения.
Постановка на налоговый учёт и уплата налогов
Если у вас нет регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, то подать заявление о постановке на налоговый учет вы можете в любую налоговую на свой выбор. Платить налоги вам надо будет там же, если для конкретного налога не прописан другой порядок.
Если вы живете за границей, но в России остался бизнес, то налоги будете платить по месту нахождения юридического лица.
С налогами физического лица или индивидуального предпринимателя всё сложнее: нужно определить, где должен уплачиваться каждый из налогов (в РФ или стране вашего проживания), и являетесь ли вы налоговым резидентом РФ — этот статус вы теряете, если в течение 12 месяцев находитесь 183 дня за пределами России.
И будьте внимательны — раз у вас нет официального места жительства или пребывания в России, то связываться с вами будут по тем адресам, которые вы указываете в своих заявлениях в те или иные госорганы.
А вот с этим точно будут проблемы
Юридически отсутствие регистрации никак не должно ограничивать в правах, но на деле будет сложнее. Вы вряд ли сможете:
Проголосовать на выборах. Потому что это можно сделать только по месту жительства или по месту пребывания — по этому принципу формируются списки избирателей по конкретным участкам.
Устроить ребенка в садик или школу. О законных прецедентах нам не известно.
Получить кредит на выгодных условиях. Для многих банков отсутствие регистрации — это особый риск, поэтому для перестраховки они могут повысить ставку или просто откажут в выдаче кредита.
Устроиться на работу. Отказывать в приеме на работу из-за отсутствия регистрации незаконно, и такое решение работодателя можно обжаловать, но редкий работодатель признается, что он не взял вас на работу именно поэтому.
Заключать договоры. Никто не хочет связываться с лицом без определённого места жительства или пребывания, ведь это порождает массу проблем. Непонятно, где искать такого человека в случае нарушения договора, в какой суд на него подавать и как заставить исполнять свои обязанности. Поэтому многие компании предпочитают вовсе не иметь дела с такими контрагентами.
Зарегистрировать ИП или юридическое лицо. Хотя формально нельзя ограничивать человека без регистрации в правах, на деле никто не хочет брать на себя лишний риск.
Заключение
Несмотря на то, что «прописка» ушла в прошлое, жить без какой бы то ни было регистрации в России вообще вряд ли получится. Но и представить себе ситуацию, когда вы живёте полной жизнью — ходите на работу, заводите семью, обращаетесь к врачам, платите налоги, покупаете машину или квартиру, — и всё это без постоянного местожительства, представить сложно. Поэтому при переезде на новое место старайтесь сделать хотя бы временную регистрацию. Она даёт вам практически те же права, что и постоянная.