Что такое полная предоплата
Предоплата и аванс: есть ли разница
Чем отличается аванс от предоплаты:
Чем аванс отличается от предоплаты
Вопрос о том, в чем юридическая разница между авансом и предоплатой, является дискуссионным, и правоведы по-разному подходят к его решению. Одной из распространенных точек зрения является полное отождествление этих понятий, поскольку оба они предполагают, что заказчик, покупатель или получатель услуги, работы или товара выплачивает определенную сумму продавцу, исполнителю или подрядчику до начала его исполнения обязательств по договору. То есть обе эти категории предполагают, что поставщик товара, работы или услуги получит деньги до того, как выполнит обязательства.
Такая выплата, предваряющая исполнение, бывает полной или частичной, полная предоплата — это выплата исполнителю всей суммы по договору до того, как он исполнит обязательства. Это понятие соответствует понятию стопроцентного авансирования.
Однако имеется и ряд точек зрения, в соответствии с которыми эти две категории различаются между собой. Поскольку отличие аванса от предоплаты законодательно не зафиксировано, есть несколько подходов к тому, чем эти категории различаются друг от друга:
В каких договорах прописывать одно, а в каких — другое понятие
Законодательно не установлено жестких рамок, когда что прописывать. При этом, если следовать букве закона дословно, то в соответствии со ст. 487 ГК РФ в договорах купли-продажи следует предусматривать предоплату, а по ст. 711 ГК РФ в соглашениях подряда прописываются авансовые платежи.
Так или иначе, из текста соглашения должны следовать:
Что такое предоплата? Авансовый платеж, предварительная частичная оплата
В настоящее время многие предпочитают приобретать товары не через розничные торговые точки, а заказав непосредственно у производителя или генерального дистрибьютора. Таким образом удается сделать приобретение с существенной скидкой. Но зачастую фирма требует полную оплату за товар еще до его отгрузки – так называемый аванс. Что такое предоплата и почему ее требуют с одних клиентов, а с других – нет?
Предварительный платеж
В случае заказа товара по предоплате поставщик требует перечисления полной или частичной суммы стоимости товара на свой расчетный счет. Заранее оплаченная стоимость служит гарантией того, что покупатель действительно заинтересован в приобретении. Такой вид перечисления в бухгалтерии носит название «авансовый платеж». Стандартные условия предоплаты выставляются разовым или случайным покупателям. Постоянным клиентам удобнее заключить договор купли-продажи установленного образца, в котором оговариваются условия – предоплата, перечисление по факту, отсрочка платежа. Если по условиям соглашения клиент согласен перечислить деньги заранее, подписывается договор предоплаты. Поставщик может выдвинуть встречные требования, к примеру настоять, что расчет с отсрочкой возможен лишь после заказа определенного количества товара. При невыполнении данного условия клиент непосредственно узнает, что такое предоплата, и перечисляет деньги еще до отгрузки товара.
Полная и частичная предоплата
В зависимости от того, насколько заинтересован поставщик в покупателе, может применяться полная или частичная предоплата. Полная возможна для новых покупателей, для клиентов, осуществляющих нерегулярные закупки, и в случае, если стоимость товарной продукции может измениться за короткий период времени.
Что такое предоплата частичная? В этом случае клиент оплачивает 70, 50, 30 процентов от общей стоимости покупки. После получения товара в полном ассортименте покупателю остается доплатить оставшуюся сумму.
Возможен и другой вид обработки операции. К примеру, покупателю выставляется счет на авансовый платеж в размере 30% стоимости товара. После оформления сделки клиент оплачивает 100% стоимости. На счетах продавца возникают излишне перечисленные средства. Их он впоследствии или возвращает покупателю, или же использует как предоплату за следующую партию товара. Такой способ носит название «револьверного», так как движение денег похоже на перемещение патронов в барабане револьвера. Данным способом часто пользуются продавцы при периодических поставках товара своим контрагентам.
Счет на предварительный платеж
Счет на предоплату выписывается после заявки контрагента и включает в себя следующие реквизиты:
Правильно оформленный и принятый контрагентом счет на предоплату является бухгалтерским документом и должен быть отражен в складском и налоговом учете.
Взаиморасчеты между физическими лицами
Конечно, при приобретении товара через интернет никакие счета никому не выставляются. Такие сделки осуществляются на основании устной договоренности между покупателем и продавцом. Тогда же оговаривается и авансовый платеж – уместен ли он и в какой сумме будет производиться. Окончательный взаиморасчет возможен лишь по результату полной договоренности.
Как выбрать надежного продавца
Разумеется, любая предоплата – это риск прежде всего для покупателя. Есть вероятность того, что за совершенный авансовый платеж заказчик не получает выбранный товар. Давайте посмотрим, как можно уберечься от мошенников, применив элементарные правила безопасности.
В первую очередь смотрите на репутацию продавца. Разумеется, многие мошенники покупают отзывы в сети. Как правило, такие отзывы стандартны, пишутся не по существу и по сути своей сводятся к двум фразам: «замечательный товар», «хороший продавец». Конечно же, такие комментарии не отражают ни реальную репутацию продавца, ни способы его работы с покупателями.
Среди положительных отзывов интерес представляют те, которые описывают сам процесс покупки – была ли предоплата за товар, как была запакована покупка, как быстро продавец выходил на связь и прочее. Такие отзывы стоит принимать во внимание при оценке надежности лица, реализующего товар.
Интереснее рассматривать отзывы отрицательные – если они есть, конечно. Разумеется, отрицательные отзывы никто не пишет за деньги – а значит, все они написаны реальными или несостоявшимися покупателями. Проанализируйте не количество, а суть этих отзывов. Если жалобы касаются того, что покупателю неизвестно, что такое предоплата, что он не смог договориться с продавцом – смело игнорируйте такой комментарий. Обращайте внимание на жалобы про плохую обратную связь, на непонятные задержки с отправкой товара и тому подобные вещи. Если эти жалобы выложены в сеть и пропущены администрацией ресурса, на котором они размещены – к ним стоит прислушаться.
Остерегаемся мошенников
Второй момент – кстати, очень интересный – количество лотов товара, выставленного данным продавцом на этом ресурсе. Стандартный продавец с хорошей репутацией может настаивать на предоплате, если на данной интернет-площадке он выставляет большой ассортимент предлагаемых товаров. В таком случае ему неинтересно вас обманывать – ваша жалоба автоматически закроет ему доступ к дальнейшей реализации. Если покупатель с не очень хорошей репутацией выставляет один-два лота по подозрительно низким ценам, которые хочет продать на условиях предоплаты – вполне возможно, что перед вами мошенник.
Так что не спешите выкладывать деньги за интересную позицию на условиях предоплаты, не ознакомившись с продавцом и его репутацией. Данный совет касается работы и с юридическими лицами, и с частными предпринимателями.
Что такое предоплата и зачем она нужна
Бизнес услуг основан на предоставлении услуг клиентам, которые заказывают получение этой услуги в компании или у конкретного человека. Очень часто происходит так, что заказывая услугу, клиенты не приходят в заказанное ими время и компания теряет прибыль. Поэтому в этой статье мы рассмотрим, как бороться с такой ситуацией и почему так важно работать с предоплатой.
Что такое предоплата и зачем она нужна
Предоплата — это частичная или полная оплата за услуги и товары. Предоплата нужна не только компаниям, оказывающим услуги, но и самим клиентам. Сегодня каждый клиент ценит свое время и деньги, следовательно, посещая салон красоты, он хочет, чтобы забронированное им время не было отдано другому клиенту. Поэтому, внося предоплату за услуги, клиент сам себя защищает от возможных форс-мажорных обстоятельств.
Компания, оказывающая услуги, с помощью предоплаты минимизирует возможный риск остаться без получения прибыли.
В товарном бизнесе все намного проще, клиент отдает деньги и получает товар.
Что касается услуг, то здесь все немного сложнее. Клиентам психологически сложно отдать предоплату за продукт, который они пока не получили. А предпринимателю, оказывающему услуги, так же рискованно выполнять работу, которая может оказаться неоплаченной. Рискуют обе стороны.
Например, фотограф или видеограф может отснять весь свадебный день, а невесте просто не понравятся фотографии, и она не оплатит их. Получается, что фотограф работал бесплатно, так как фотографии невеста в любом случае получит в электронном варианте. Сама же невеста рискует, заказывая услуги фотографа на свадьбу, не получить фотографии по какой-то причине или получить некачественные снимки.
Поэтому, отвечая на вопрос, зачем нужна предоплата, следует заметить, что предоплата уменьшает риски обеих сторон.
Если заглянуть в законодательство, то предоплата определяется как вид обязательств, связанный с куплей-продажей товара или услуги. Предоплата — это получение исполнителем заранее оговоренной суммы за услуги, которые он будет выполнять.
— Полная предоплата предполагает оплату полной стоимости договора.
— Частичная предоплата — это аванс, внесение заранее оговоренной суммы за товары или услуги.
— Револьверная предоплата — по сути, это — постоянная оплата, которая происходит в тех случаях, когда поставка товара или услуг происходят регулярно на протяжении длительного времени
Если компания заключает с клиентом договор, то в договоре важно оговаривать возврат денежных средств в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора. Неисполнение обязательств с обеих сторон приводит к возврату предоплаты.
Вообще, договорные отношения всегда должны регулироваться письменным договором, чтобы не попадать в ситуации, которые требуют судебных разбирательств.
Но многие начинающие предприниматели, которые только-только начинают оказывать услуги, задаются вопросом, как работать без предоплаты, и имею ли я право брать предоплату?
Как работать без предоплаты
Работая без предоплаты, предприниматель должен четко взвесить все свои риски. На примере фотобизнеса, фотограф, оказывающий услуги без договора и предоплаты, должен понимать, что он несет риск не получить полную оплату за проделанную работу. Он несет риск использовать свою дорогостоящую технику и не заработать.
То есть техника, на которой работает фотограф, может выйти из строя, а у него просто не будет средств, чтобы отремонтировать довольно дорогую фототехнику. Потому что он работает бесплатно.
Если предпринимателя устраивают эти риски, то он может продолжать работать без предоплаты. В таком случае стоит искать плюсы и выгоды для себя в подобном сотрудничестве. То есть, фотограф должен выстраивать такое позиционирование, чтобы его клиенты не боялись с ним работать.
Они должны понимать, что ничем не рискуют и оплачивают работу после того, как получают готовый продукт — фотографии. В любом случае, даже если работа фотографа останется неоплаченной, то фотографии войдут в портфолио фотографа и помогут привлечь новых клиентов.
Каждый предприниматель должен ценить свое время, деньги и ресурсы, которые он затрачивает, выполняя работу. Поэтому предоплата — это некая гарантия добросовестного сотрудничества, ведь, заказывая услуги, бронируя столик в ресторане или время на маникюр, клиент просто может не прийти и компания упустит прибыль.
Получите план по созданию онлайн-бизнеса с доходностью 200-500 тысяч рублей за 120 дней. Записывайтесь на открытый онлайн-мастер-класс!
Понравилась статья? Жмите «Мне нравится»!
Наверняка вы уже устали слушать о том, что привлечь клиентов через интернет сегодня уже намного дешевле, чем через стандартные источники — радио телевидение, баннеры.
Но не всегда понятно, как получать клиентов из интернета в свой бизнес. Об этом наша статья, читайте прямо сейчас!
Аванс или предоплата: что указать в договоре
Как, например, покупатель может подтвердить свое намерение приобрести товар? Самый распространенный способ — внести аванс. Рассмотрим, что он собой представляет, есть ли отличие от предварительной оплаты (далее — предоплата) и как правильно сформулировать условие об авансе в договоре.
1. Что такое аванс и для чего он нужен?
В законодательстве нет определения понятию «аванс», обратимся к словарям.
Так, Однотомный большой юридический словарь (2012) определяет аванс как денежную сумму или другую имущественную ценность, выдаваемую вперед в счет условленных платежей или предстоящих расходов (https://slovar.cc/pravo/slovar-bolsh/2469960.html).
Словарь «Экономика и право» дает схожее понятие авансу: «денежная сумма или другая имущественная ценность, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, работы и услуги; засчитывается в счет окончательного платежа при надлежащем исполнении договорного обязательства».
На основании определений и норм законодательства, в которых он упоминается, можно выделить характерные особенности аванса:
— это часть предстоящей оплаты по договорным обязательствам;
— вносится до совершения сделки;
— служит доказательством намерения к исполнению договора;
— сумма внесенного аванса засчитывается в счет причитающихся по договору платежей;
— не выполняет обеспечительную функцию.
Важно!
Аванс служит гарантом намерения совершить сделку, но не является способом обеспечения ее исполнения. Если обязательство не исполнено — аванс подлежит возврату . В этом случае можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами .
При этом в случае расторжения договора, если обязательство исполнено в части, которую покрывает сумма аванса, он возврату не подлежит .
2. Что такое предоплата?
Словарь экономических терминов (2012) называет предоплатой полную или частичную оплату товаров и услуг в счет общей суммы долга, которая служит гарантией оплаты покупаемого товара (https://slovar.cc/ekon/term/2340130.html).
Согласно словарю бизнес-терминов (2001) на Академик.ру предоплата — предварительная частичная оплата товаров и услуг в счет общей суммы платежа, являющаяся гарантией последующей полной оплаты, — может производиться и в полном объеме стоимости (https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10502).
Выделим ключевые характеристики предоплаты:
— часть оплаты по договорным обязательствам, которая может достигать 100%;
— вносится до совершения сделки;
— служит доказательством намерения к исполнению договора;
— сумма внесенной предоплаты засчитывается в счет причитающихся по договору платежей;
— не выполняет обеспечительную функцию.
3. В каких договорах и для чего актуально предусмотреть условие о предоплате?
Чаще всего условие о предоплате, как полной, так и частичной (аванс), предусматривают в договорах купли-продажи, оказания услуг, подряда.
В каждом из видов договоров стороны находят для себя преимущества. Так, например, внесение предоплаты по договору купли-продажи гарантирует продавцу, что его товар купят (особенно актуально в случае производства товаров на заказ), а покупателю — что данный товар не продадут другому (как форма резервирования). В договоре оказания услуг предоплата гарантирует исполнителю уверенность, что его работа будет оплачена. По договору подряда предоплата дает возможность приступить к работе после покупки, к примеру, стройматериалов.
Резюмируем
Из приведенных характеристик следует, что аванс — это предоплата, если сумма предварительного платежа по договору составляет менее 100%.
Как правило, аванс составляет минимальную сумму от цены сделки и устанавливается в размере от 10 до 40%. Однако стороны могут договориться и об ином размере предварительного платежа. Предоплата может составлять любую сумму вплоть до полной стоимости сделки.
Что предусмотреть в договоре — внесение аванса или осуществление предоплаты — решать только сторонам.
Предоплата
Что такое предоплата
Предоплата — предварительная полная или частичная оплата товаров и услуг. Она применяется для гарантированной оплаты покупаемого товара. Находит применение в торговле и сфере оказания услуг.
Предварительная оплата или аванс как вид оплаты за товар, услугу, работу допускается Гражданским кодексом РФ, ст. 487.
При внесении предоплаты в договоре указывается сумма предоплаты, перечень услуг и окончательная стоимость. Ни один из этих параметров не меняется. Например, стоимость аренды жилья всегда указана заранее.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
При внесении предоплаты заказчик подтверждает, что согласен и готов начать сотрудничество. Внесение предоплаты для исполнителя — это начало выполнения заказа. При этом заказчик обязан выплатить остаток суммы в установленный срок, а заказчик к этому сроку обязан оказать услугу.
Предоплата — это, как правило, инициатива продавца. Покупателю это не всегда выгодно. Он должен понимать, что рискует. Однако он вынужден заключать такую сделку, т.к. других предложений, без предоплаты, в конкретном случае нет.
В то же время предоплата — это гарантия стабильных отношений контрагентов. Если сделана предоплата, покупатель от покупки, как правило, не отказывается.
Аванс и задаток, в чем отличие
Задаток — денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне.
Задаток рассматривается как один из способов обеспечения сделки. Соглашение о задатке совершается в письменной форме.
Аванс — это полная или частичная оплата товара или услуги, у которых итоговая цена не определена или определена приблизительно.
Аванс в переводе с французского «avance» — опережение. Определения понятия аванс в законодательстве нет. Поэтому понятие аванс сложилось из практики заключения письменных договоров или устной договоренности между продавцом и покупателем.
Например, окончательная стоимость может измениться при изготовлении мебели или строительстве дома в зависимости от использованных материалов.
Если аванс не внести, то заказчик имеет полное право не приступать к работе.
Аванс и задаток — это предварительные платежи по будущей сделке.
Разница понятий аванса и задатка:
Зачем нужна предоплата
Предоплата активно применяется в практике работы компаний, оказывающих услуги. Применяя предоплату, исполнитель стремится к уменьшению риска в намеченной сделке. Объявляя о предоплате, он хочет убедиться в благонадежности и платежеспособности заказчика. А также получает возможность приобрести материалы, нужные для оказания услуг, например, закупить краску для ремонта.
Заказчик менее заинтересован в предоплате. Ему приходится частично оплачивать работу, которая еще не сделана. Он может столкнуться с неисполнением работы: ремонтники получили предоплату и исчезли. В этом случае грозит судебное разбирательство.
Таким, образом, рискуют оба контрагента. Чтобы уменьшить риск, необходимо заключать письменный договор, в котором указать, что момент внесения предоплаты является началом оказания услуг.
Сколько процентов составляет предоплата
Размер предоплаты, как правило, определяется продавцом в индивидуальном порядке. На законодательном уровне он не установлен.
Рекомендуется при составлении договора двум сторонам согласовать размер предоплаты и срок ее уплаты после заключения договора. Факт передачи предоплаты фиксируется в расписке.
Сложилась практика внесения предоплаты в зависимости от объекта продажи или вида оказываемых услуг.
Например, размер задатка при покупке квартиры составляет обычно 5-10% от общей стоимости. Эта сумма является частичной оплатой и засчитывается в основной платеж.
При покупке тура обычно вносится 20-30%, если до начала более 14 дней.
При бронировании гостиницы вносится, как правило, 10-20% от общей стоимости.
Когда используется полная предоплата
При покупках через интернет почти всегда требуют полную оплату. Отправляя товар по почте без предварительной оплаты, продавец очень сильно рискует: часто товар без предварительной оплаты не забирают. Если товар поступает с фабрики, которая требует полную оплату, продавцу приходится отправлять товар после 100% оплаты. Поэтому покупка через интернет — это всегда риск.
Виды предоплаты
Условия предоплаты прописываются в заключаемом договоре купли-продажи или предоставлении услуг.
Какие гарантии по предоплате
Статья 487 Гражданского кодекса РФ обязывает продавца, получившего предоплату, передать товар в установленный срок. В то же время покупатель согласно ст. 457 вправе требовать товар или возврат суммы предварительной оплаты. Статья 395 предусматривает выплату процентов на сумму предварительной оплаты.
Возврат предоплаты, причины
Если покупатель отказывается от приобретения товара, продавец обязан вернуть внесенную предоплату в полном объеме согласно Закону о защите прав потребителей РФ.
Возврат не возможно вернуть, если в письменной форме договора прописано условие о не возврате залога.
Как осуществляется возврат:
Если продавец не возвращает предоплату, покупатель имеет полное право подать жалобу в отдел по защите прав потребителей или прокуратуру.
Когда невозможно вернуть предоплату:
Причины возврата:
Если продавец дорожит репутацией, он удовлетворит претензию.