Политика работодателя в области охраны труда — это публичная декларация работодателя о намерениях выполнять обязанности по обеспечению государственных нормативных требований охраны труда (см. Приказ Минтруда 438н от 16.08.2016г.).
Политика работодателя в области охраны труда образец СКАЧАТЬ
В политике в области охраны труда организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.
Например, декларируется цель о недопущении профзаболеваний. Для этого работодатель обязуется проводить консультации с работниками по охране труда, проводить оценку рисков на рабочих местах, обучать работников и проч. Ну а для достижения этих целей вместе с политикой по охране труда разрабатывается еще один документ: «План мероприятий по охране труда«, в котором четко указано, что и когда будет сделано.
Политика работодателя в области охраны труда является составной частью системы управления охраной труда (СУОТ), которую обязан обеспечить работодатель любой организации России согласно ст. 212 ТК РФ.
Политика должна быть оформлена в виде отдельного локального документа организации, либо являться одним из разделов СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть доступна для всех работников предприятия! Поэтому ее целесообразно оформить на 1- 2 страничках, и разместить на сайте организации, на стенде или уголке по охране труда.
Нормативные документы для разработки политики
— ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ. Общие требования.
— ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
— Статья 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда».
Этапы разработки политики в области охраны труда
Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:
1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации
Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.
На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.
Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.
2) Непосредственная концепция охраны труда
На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.
3) Цели
Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.
4) Достижение целей
В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.
Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.
Какие цели должны быть заявлены в политике?
Основные цели политики в области охраны труда, выполнение которых работодатель принимает на себя, могут быть:
Что должна обеспечивать политика работодателя в области охраны труда?
Подробно изучим положения приказа №438н, где указано, что политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
Данный приоритет зафиксирован на законодательном уровне и является одним из фундаментальных принципов, на основе которого выстраивается вся система охраны труда в любой организации.
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
Помимо того, что данный порядок зафиксирован на государственном уровне, следование данному принципу позволяет не только избежать штрафа, если рассматривать данный вопрос в плоскости соблюдения законодательства, но и является профилактикой развития профессиональных заболеваний и травматизма на рабочих местах.
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
Данный пункт подразумевает не только формальное соблюдение законодательства в сфере охраны труда, но и постоянное совершенствование процессов внутри организации, которое позволит сводить негативные ситуации на минимум или вообще исключит их возникновение.
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
Индивидуальный подход всегда является преимущественным, и вопросы охраны труда не являются исключением. Чем больше факторов будет учтено, чем подробнее будет изучен тот или иной вопрос, тем более эффективное решение можно будет подобрать.
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления ОТ;
Управление охраной труда постоянно совершенствуется, соответственно и совершенствуется политика работодателя в вопросах охраны труда. Достижение новых целей, изменения законодательства, смена сферы деятельности и многие другие факторы — все это влияет на охрану труда, и она должна учитывать все текущие изменения.
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
Любая инициатива работодателя не будет эффективной без получения обратной связи от сотрудников, на условия труда которых, собственно, и направлена политика организации. Именно их предложения, отзывы, критика и прочие формы связи позволяют работодателю понимать, насколько хорошо и правильно реализуется политика организации в области охраны труда.
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
В любой организации подход к охране труда не должен быть формальным “для галочки” или направленным лишь на исключение возможности получения штрафов. На первом месте должна быть самодисциплина сотрудников в вопросах охраны труда. Если подход работодателя будет формальным, то и отношение работников будет соответствующее. Если же работодатель будет действительно проводить качественную работу в части охраны труда, находиться в постоянном взаимодействии с сотрудниками в части данных вопросов, то они ощутят всю важность данного аспекта их работы и их отношение будет более ответственным.
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
Многие работники отвечают за целые этапы в работе организации, и порой для обеспечения полноценного контроля требуется привлечение дополнительных сил, в том числе в лице сотрудников, которые хорошо знакомы с этими этапами. Выстраивание системы контроля, обучения и так далее с правильным распределением обязанности более эффективно, чем работы по так называемым “шаблонам”.
Что должно отражаться в политике по охране труда?
В политике отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.
Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.
ВЫВОД:
Таким образом,политика в области охраны труда – это обязательный документ, в котором работодатель декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда. Ее правильная разработка и, самое главное, реализация позволяют достичь высоких результатов, показателем которых будет снижение негативных воздействий на работников в процессе их трудовой деятельности.
В АО «СИБПРОМКОМПЛЕКТ» разработана и внедрена система менеджмента, которая лежит в основе общего процесса управления и является инструментом достижения поставленных целей.
Одной из приоритетных задач компании является постоянное повышение качества выпускаемой продукции, удовлетворение требований и запросов потребителей, устойчивое развитие предприятия.
Система менеджмента качества АО «СИБПРОМКОМПЛЕКТ» сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001-2015.
Система менеджмента качества ГОСТ ИСО 9001-2015
Система экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001-2016
Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
Политика в области качества
Сертификат соответствия системы менеджмента качества ГОСТ ИСО 9001-2015
Сертификат соответствия СТО Газпром 9001-2018
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА, СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Политика в области системы экологического менеджмента, системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
Охрана труда и промышленная безопасность – приоритетное социально-экономическое направление развития современной компании
В современном мире, к вопросам сохранения человеческой жизни и здоровья в процессе производственной деятельности относятся очень серьезно. Наша страна не является исключением, а в ряде аспектов устанавливает гораздо более высокие стандарты к уровню и качеству охраны труда и безопасности сотрудников.
Любое серьезное предприятие заинтересовано в производстве качественной, конкурентноспособной продукции, однако этого невозможно добиться без социально ориентированного подхода по отношению к своим сотрудникам, и окружающей среде.
Повышение уровня жизни и здоровья сотрудников является одной из наиболее важных программ социального развития России на государственном уровне, что в свою очередь влечет за собой максимально пристальное внимание, а часто и жесткие меры со стороны надзорных органов с одной стороны, и значительные поблажки и налоговые льготы для ответственный предпринемателей с другой стороны.
С учетом текущей ситуации, задача по созданию системы управления охраной труда (СУОТ) становится крайне актуальной для ответственных и рационально мыслящих руководителей (не путать с СОУТ – «специальная оценка условий труда», являющаяся лишь составной частью систему СУОТ). Так же наличие внедренной системы СУОТ позволяет организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов и работать с крупными зарубежными партнерами.
Создание и внедрение СУОТ в организации является во многих случаях не простой и возможно затратной задачей, так как это не разовое мероприятие, которое проводится для «галочки» в отчете руководства или подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В которой каждый участник четко понимает свои функции и обязанности. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» (от анг. «Plan-Do-Check-Act»).
Каждый из указанных шагов содержит ключевые задачи. Рассмотрим их кратко:
Важнейшим принципом системы является – постоянное развитие и совершенствование, которое в итоге должно повышать качество условий труда и снижать уровень происшествий в организации.
Нормативные требования охраны труда в России
На федеральном уровне определен ряд обязательных требований для всех предприятий, выполняющих экономическую деятельность на территории Российской федерации:
Данный перечень не является конечным, он содержит лишь часть основных нормативных документов, помимо перечисленных есть ряд законов и постановлений, СНИПов, регламентов, инструкций, которыми должен руководствоваться специалист по охране труда в процессе своей деятельности.
Актуальные вопросы при внедрении СУОТ и способы решения
Все вышеперечисленное, а также множество других факторов приводит к возникновению ряда вопросов:
Для ответа на эти и многие другие вопросы мы предлагаем Вам услуги по автоматизации бизнес-процессов в области охраны труда, промышленной безопасности,пожарной безопасности, экологии.
Наша компания имеет опыт разработки и внедрения комплексных информационных в крупнейших отраслевых компаниях нашей страны.
Возможные направления при создании автоматизированной информационной системы в области ОТиПБ
Основными направлениями в части автоматизации являются:
В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:
Функциональные возможности автоматизированной информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности
Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:
Блок «Охрана труда»:
Блок «Промышленная безопасность»
Блок «Пожарная безопасность»
Блок «Охрана окружающей среды»
Блок «Общие функции»
Результаты внедрения автоматизированной информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности
В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:
Политика в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности
Основной приоритет Компании – постоянный рост эффективности бизнеса, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг, удовлетворение требований и пожеланий потребителей с учетом интересов акционеров, партнеров, персонала и других заинтересованных сторон, определенных контекстом организации.
Деятельность Компании характеризуется вредными и опасными производственными факторами, сопровождается выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, сбросами сточных вод, образованием отходов производства и потребления. Расположение предприятия в районах Крайнего севера и непосредственной близости от границ Российской Федерации накладывает на Компанию повышенные экологические обязательства.
Осознавая важность обеспечения стабильной работы Компании с сохранением жизни и здоровья своего персонала, работников подрядных организаций и других лиц, пребывающих на территории АО «Кольская ГМК», а также с минимальным ущербом для окружающей среды, руководство Компании устанавливает соответствующие цели и принимает на себя следующие обязательства:
— постоянное улучшение интегрированной системы менеджмента, соответствующей требованиям ISO 9001, ISO 14001 и ISO 45001;
— соблюдение применимых требований федерального, регионального законодательств, международных соглашений, требований отраслевых и корпоративных стандартов и норм в отношении качества продукции, услуг, экологических аспектов, охраны труда и промышленной безопасности, а также других требований, исполнение которых Компания на себя взяла;
— обеспечение качества выпускаемой продукции на всех этапах ее жизненного цикла в соответствии с установленными требованиями;
— обеспечение безопасных и благоприятных для здоровья условий работы персонала с целью предотвращения травматизма и ухудшения состояния здоровья;
— устранение опасностей и снижение рисков в области охраны труда и промышленной безопасности;
— проведение консультаций с работниками Компании и их представителями и обеспечение их участия в вопросах охраны труда и промышленной безопасности;
— улучшение экологической обстановки в районах деятельности производственных объектов Компании путем поэтапного сокращения до минимально возможного уровня выбросов, включая парниковые газы, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
— реализация стратегических экологических проектов и мероприятий;
— планирование деятельности, исходя из приоритетности мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду перед деятельностью по ликвидации загрязнения и его последствий;
— участие в экологических проектах, направленных на достижение целей устойчивого развития;
— распространение экологических принципов ведения своей деятельности на физических и юридических лиц, работающих в интересах Компании (поставщиков и подрядчиков);
— взаимодействие с субъектами управления особо охраняемых природных территорий по вопросам охраны окружающей среды.
Настоящая политика проводится посредством:
лидерства и приверженности руководства;
процессного и системного подходов к менеджменту;
разработки, внедрения и контроля управленческих, методических и технологических документов и применения риск-ориентированного мышления;
повышения осведомленности, компетентности и мотивации персонала Компании в вопросах охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды;
поддержания обратной связи от потребителей и других заинтересованных сторон.
Руководство Компании берет на себя ответственность за реализацию вышеуказанных направлений и обязуется обеспечивать прозрачность деятельности в области экологии, охраны труда и промышленной безопасности для всех заинтересованных сторон.
Настоящая Политика является основой для постановки Целей в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности.
Что такое политика в области качества экологии и охраны труда
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ
Экологическая политика предприятия
Resources saving. Requirements to documentation by production of products. Environmental police of organization
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение с отходами»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.
Введение
В условиях хозяйственной деятельности отечественных предприятий после вступления России в ВТО одной из приоритетных задач бизнеса становится внедрение систем экологического менеджмента (на основе серии ГОСТ Р ИСО 14000) наряду с системами менеджмента качества (на основе серии ГОСТ Р ИСО 9000), безопасности труда (на основе серии стандартов на безопасность труда и серии OHSAS 18000) и энергоэффективности (на основе BS EN 16001:2009* «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению»).
Компании не спешат (и не заинтересованы законодательно) вкладывать деньги в экологию, что помимо непосредственного ущерба окружающей среде ведет к еще большему углублению пропасти между отечественным и зарубежным бизнесом в экологической сфере.
Деятельность по экологической сертификации производств показала, что с заявками на нее обращаются преимущественно те природопользователи (предприятия, организации, компании, фирмы и др.), кто уже имеют сертификаты соответствия на системы качества. В то же время наличие тех и других сертификатов не всегда позволяет продавать продукцию с достаточной прибылью.
В сфере финансового обеспечения охраны и восстановления окружающей среды и природных ресурсов сложилась многолетняя тенденция сокращения расходов государства на экологические цели. Формирование государственного бюджета из года в год осуществляется с нарушениями действующего законодательства, в том числе и международного. В частности, не должно предусматриваться финансирование объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Игнорируются требования законодательства о платности природопользования, о введении специального экологического налога на экологически опасные виды продукции и технологии. Это своего рода компенсация за вред, причиненный окружающей среде. Таким образом, принцип «загрязнитель платит», введенный в России в 1992 году, в полной мере не работает.
Прежде всего нужно преодолеть сложившийся в обществе пагубный стереотип общественного сознания о приоритете экономических интересов над экологическими. Только в таких условиях природоохранная деятельность, требующая больших затрат финансовых средств, может стать объектом значительных инвестиций.
Менеджмент нередко определяют как управленческую деятельность в условиях ограниченности ресурсов с целью извлечения максимума из имеющихся у предприятия ресурсов. В последние десятилетия управленческая наука стала все теснее соприкасаться с такими специальными областями знания, как маркетинг, логистика, автоматизированные системы планирования, различные области прикладной психологии и социологии. В ряду таких областей знания все большее значение приобретает экология, что и приводит к выделению такого раздела управленческой науки, как экологический менеджмент, все более определяющий конкурентоспособность субъектов и объектов хозяйственной деятельности.
У человека, незнакомого со сложившейся на мировом рынке ситуацией, может возникнуть вопрос: почему экология попала в этот список? Казалось бы, это сугубо добровольное дело, вопрос сознательности компаний, относящийся более к сфере социальной ответственности товаропроизводителя. В реальности же экология давно стала одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы: без соблюдения ее правил любая компания должна забыть о выходе на международный рынок, даже если качество ее продукции вне подозрений. Это наглядно иллюстрируют уже имевшие место провалы отечественного авто- и авиастроения. Например, сертифицированные в России самолеты не соответствуют по шуму и выбросам международным требованиям, автомобили в среднем хуже американских в три раза, а нормы Евро-3 были внедрены лишь в 2008 г., хотя в Европе они действуют с 2000 г. На рынке экологической сертификации превалируют иностранные компании, а со вступлением России в ВТО их будет еще больше.
Возможно, одним из главных стимулов для улучшения своих экологических показателей для российских фирм может стать кредитование в западных банках. Но перед получением любого значительного кредита предприятие должно проходить тщательный аудит, в том числе и экологический: без этого ни один западный банк не предоставит кредита сомнительной с экологической точки зрения фирме. На сегодня необходимость получения зарубежных кредитов стала важной причиной модернизации производства и инвестирования в экологический менеджмент.
Таким образом, возникает острая необходимость в том, чтобы каждый конкретный природопользователь формулировал свой подход к менеджменту окружающей среды, уделяя ей определенное место в системе своих приоритетов и планировании хозяйственного развития. Как правило, все эти функции выполняет документ, известный как экологическая политика компании.
Инициирование зарубежными промышленными компаниями деятельности по разработке и обоснованию экологической политики напрямую связано с развитием системы экологического менеджмента как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих успешно осуществлять природоохранную деятельность. Одной из первых компаний, обнародовавших свою экологическую политику стала компания Royal Dutch/Shell Group: в 1960 году ею были приняты основные принципы природоохранной деятельности.
К сожалению, в современном российском бизнесе реализация экологической политики сталкивается с определенными трудностями. Одна из основных проблем заключается в том, что составление соответствующего документа зачастую осуществляется формально, к тому же практически отсутствуют примеры удачной реализации грамотной экологической политики, а все это приводит к тому, что ее разработка зачастую рассматривается как малофункциональный «придаток», и в ходе работы над ней допускаются серьезные просчеты.
Соответственно все эти недостатки сказываются и на реализации экологической политики организации.
Настоящий стандарт, разработанный с учетом действующих национальных стандартов Российской Федерации в сфере экологического менеджмента и содержащий исчерпывающую информацию, важную для условий деятельности организаций в составе ВТО, может оказать существенную методическую и практическую помощь тем, кто затрудняется сформулировать свою экологическую политику или не до конца понимает ее значение в условиях современного бизнеса.
В основу настоящего стандарта положены известные принципы учета негативных воздействий на окружающую среду (с учетом ее сохранения и защиты), а также четыре стратегические функции экологического менеджмента (три из которых, кроме ресурсной, были сформулированы в Германии): ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (гарантирующая право на благоприятное существование всех поколений), СОЦИАЛЬНАЯ (с обеспечением качества образа жизни в регионе), РЕСУРСНАЯ (связанная с уровнем жизни населения) и ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (влияющая на качество красивых, надежных и традиционно приемлемых для этноса вещей).
В соответствии с четырьмя стратегическими функциями экологического менеджмента установлены стратегические требования по экологически состоятельному обращению с отходами, социальные стратегии и риски деятельности, технологические и ресурсные стратегии деятельности.
Такая структура позволяет охватить (см. рисунок 1) в содержании настоящего стандарта все четыре блока стратегий (законодательно-экологических в Целе-Экосфере, социально-организационных в Социосфере, описательно-технологических в Техносфере, мониторинга окружающей среды в Ресурсосфере с возвращением в социосферу на предмет информирования общественности о своей деятельности), обеспечивающих в качестве «рамочных» стратегических ограничений (ГОСТ Р 51750 «Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказания услуг в технологических энергетических системах. Общие положения») при одновременном их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности.
«Рамочное» структурирование в стратегическом квадрате аспектов обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к документированию экологической политики во взаимосвязи с другими политиками организации при осуществлении экологических действий и распространяется на стадию производства в жизненном цикле изделий, продукцию и услуги с учетом этапов технологического цикла отходов, на опасные отходы в твердом и жидком состояниях.
Настоящий стандарт не распространяется на медицинские, биологические, ядерные, военные производства.
Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам ликвидации изделий после их использования по назначению на этапах технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.230 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования
ГОСТ Р 14.01 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 14.03 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация
ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента
ГОСТ Р 14.12 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
ГОСТ Р 14.13 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52806 Менеджмент рисков проектов. Общие положения
ГОСТ Р 54003 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения
ГОСТ Р 54097 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54134 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Выбросы парниковых газов
ГОСТ Р 54135 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг
ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 14001-2007* Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 14004-2007** Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р ИСО 14063 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098, ГОСТ Р 54147, ГОСТ Р ИСО 14050, [1].
4 Нормативные требования к экологической политике организации
4.1 Экологическая политика включает в себя принципы, обязательства и ожидания, связанные с экологическими аспектами деятельности организации и обеспечивающие основу для достижения ее экологических целей и задач.
4.2 В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (подраздел 4.2) высшее руководство определяет экологическую политику, которая входит в состав требований создания и функционирования системы экологического менеджмента.
4.3 Согласно приложению А.2 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 экологическая политика позволяет внедрять, реализовывать и совершенствовать систему экологического менеджмента организации.
Экологическая политика поддерживает и способствует повышению экологической результативности.
Принципы экологической политики являются основными элементами целей задач организации.