Что такое политическое управление
Управление политическое
Полезное
Смотреть что такое «Управление политическое» в других словарях:
Политическое управление РВС СССР — Политическое управление Красной армии, другие названия: политический отдел РВСР, Политическое управление РВСР (ПУР), Политическое управление РВС СССР, Политическое управление РККА (ПУ РККА), Главное управление политической пропаганды Красной… … Википедия
Политическое управление РВСР — Политическое управление Красной армии, другие названия: политический отдел РВСР, Политическое управление РВСР (ПУР), Политическое управление РВС СССР, Политическое управление РККА (ПУ РККА), Главное управление политической пропаганды Красной… … Википедия
Политическое управление РККА — Политическое управление Красной армии, другие названия: политический отдел РВСР, Политическое управление РВСР (ПУР), Политическое управление РВС СССР, Политическое управление РККА (ПУ РККА), Главное управление политической пропаганды Красной… … Википедия
Политическое управление Рабоче-крестьянской Красной армии — Политическое управление Красной армии, другие названия: политический отдел РВСР, Политическое управление РВСР (ПУР), Политическое управление РВС СССР, Политическое управление РККА (ПУ РККА), Главное управление политической пропаганды Красной… … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — (political development) В широком смысле – развитие институтов, установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе. Существуют различные способы определения политического развития, в которых отражается смена проблем,… … Политология. Словарь.
Политическое управление Красной армии — Не следует путать с Государственным политическим управлением НКВД. Политическое управление Красной армии центральный военно политический орган, осуществлявший партийно политическую работу в вооруженных силах РСФСР и СССР, существовавший в… … Википедия
Политическое устройство Шпицбергена — Герб губернатора Шпицбергена. Шпицбергенский трактат … Википедия
Политическое устройство на Шпицбергене — Герб губернатора Шпицбергена … Википедия
Политическое устройство государства Сасанидов — Государственное устройство Персии при Сасанидах претерпело существенные изменения по сравнению с ахеменидским и парфянским периодами. Основными тенденциями сасанидского периода являлись усиление централизации государственной власти, что можно… … Википедия
Процесс управления в политической системе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «политическое управление»
Политическое управление – это реализация субъектом политики политико-властных отношений в своих интересах.
Политическое управление можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под политическим управлением понимают использование субъектами политики политических методов, способов, форм и средств, технологий воздействия на разные сферы общественной жизни. В узком смысле – это управление в политической сфере в отношении субъектов политики.
В современной политологии существует несколько понятий «политического управления»:
Политика и управление тесно взаимосвязаны между собой. Политика является особым видом отношений, которые проявляются в использовании значительными группами людей для реализации собственных жизненно важных интересов институтов публичной власти. Политическая власть является способностью оказывать на поведение других людей определенное воздействие, навязывать в политике свою волю. Политическое управление предстает в качестве функции политической власти.
Признаки политического управления
В современном мире существует несколько специфических признаков политического управления:
Готовые работы на аналогичную тему
Признаки политического управления предоставляют рассматривать процессы управления в политике, как осуществление политическим субъектом власти в политике, в государственном управлении, процессами, выходящими за пределы влияния государства на социальную жизнь. В этом случае политическим субъектом выступает не только государство, но и политические институты, институты гражданского общества, политическая элита власти и элита влияния, элементы политической системы, реализующие собственные политические интересы и волю в масштабах всего общества. Эта деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на политические, социальные, экономические, духовные и иные сферы жизнедеятельности общества.
Структура политического управления
Структура политического управления включает несколько элементов:
Объекты и субъекты в политическом управлении могут выступать взаимозаменяемыми элементами. Один и тот же политический институт или социальная группа одновременно могут быть и субъектом, и объектом управления, могут меняться своими местами. От субъекта политики во многом зависят средства управления, включенные в политический процесс воздействия на объект.
Отношения политического управления возникают между разными объектами и субъектами управления. Одними из наиболее всесторонних и глубоких управленческих отношений являются отношения, которые возникают между государственными органами, с одной стороны, и гражданами, отдельными представителями страны, с другой стороны.
В странах с демократическими политическими режимами устойчивыми управленческими отношениями являются те отношения, в которых субъект не имеет возможности использовать государственные ресурсы в собственных интересах, вынужден бороться с административными ресурсами, противостоять сопротивлению государственного аппарата, используя институты гражданского общества.
В политическом управлении субъективные отношения взаимны: субъект политического управления может выступать одновременно его объектом. Государство, выступающее субъектом политики, воздействует на объект политики – институты гражданского общества. В свою очередь институты гражданского общества (субъект) воздействует на объект-государство. В этом проявляется специфичность политического управления. Субъекты политики обладает противоречивыми и различными интересами, которые ими выражаются и осознаются. Направление политических процессов, реализация этих интересов, принятие политических решений происходят в политической борьбе с включением разных ресурсов.
6. Политическое управление
Управление — систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает также и обратную связь или, иными словами, «ответную реакцию» управляемой системы на воздействие управляющего субъекта.
Общество (политическая система), как и любая система, подвержено действию различных регуляторов, в том числе и стихийных. Управление — высшая форма сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы.
Структура управления состоит из следующих основных элементов:
Субъект управления — индивид, группа, организация, социальный (политический) институт, являющиеся носителями управленческого воздействия на объект.
Объект управления — социальная (политическая) система (общество, социальная общность, организация, индивид и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия.
Ресурсы управления — это все то, что может «заставить» управляемый объект выполнять распоряжения (указания, приказы) субъекта. Это может быть: материальное вознаграждение, физическое принуждение, харизма и властные полномочия субъекта управления, моральные и правовые нормы, традиции, идеи, и другое.
Цель управления — сохранение стабильного функционирования управляемого объекта, дальнейшее его развитие или перевод объекта в новое качественное состояние (реформирование).
Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления: административные, правовые, экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми другими видами управления.
Политическое управление — это одна из форм взаимодействия субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений. В его основе такие ключевые понятия, как управление, политика, государство, власть. Каждое из них придает политическому управлению свою специфику и пределы компетенции: 1)
являясь одной из разновидностей управления, политическое управление в решении функциональных задач «использует» многие принципы и методы общей теории управления; 2)
с позиции государства политическое управление является одним из видов государственного управления наряду с такими видами, как административное, экономическое, социальное и другие; 3)
с точки зрения политики политическое управление не есть только прерогатива государства, а входит в компетенцию всей политической системы. В этом смысле политическое управление в демократической политической системе значительно шире государственного управления; 4)
понятие власти в политическом управлении предполагает отношения господства и подчинения, возникающие между субъектом и объектом управления.
Существует несколько подходов к определению понятия и сущности политического управления.
Первый подход исходит из того, что в основе политического управления находятся классовые антагонистические противоречия, а сущность самого управления заключается в организованном насилии господствующего класса по отношению к порабощенным классам. Такой подход называется классовым или марксистским.
Второй подход предполагает лишь субъект-объектные отношения в системе политического управления, когда основной субъект политики (правящая партия, определенные государственные органы) разрабатывает и принимает политические решения, а исполнительно-распорядительные структуры исполняют принятые решения. При таком подходе управление имеет политический характер лишь для доминирующих в обществе и госу- дарстве институтов политической власти, а исполнительно-распорядительная деятельность является только средством реализации политической воли.
Третий подход основывается на том, что в тоталитарных и авторитарных политических системах происходит поглощение политических отношений административными и превращение политического управления в административное, предполагающее монополию государства на власть и управление. В истории России административное управление нередко приобретало форму безальтернативного политического принуждения и прямого физического насилия60.
Четвертый подход предполагает, что для политического управления наиболее характерными являются субъект-субъект- ные отношения, при этом не исключаются и субъект-объектные отношения. Это особая сфера взаимодействия между субъектами политики и управления по поводу разработки, принятия и реализации политических решений, когда ни одна из позиций не является безусловно доминирующей, когда существует постоянная необходимость диалога и поиска компромиссов, когда управленческие решения направлены на разрешение общественно значимых проблем».
Каждый из представленных выше подходов к определению понятия и сущности политического управления имеет теоретические обоснования и практические примеры в истории различных стран. Но в наибольшей степени современным представлениям о политическом управлении соответствует четвертый подход, который предполагает как субъект-субъектные, так и субъект-объект- ные политические отношения. Например, в период выборов представителей в законодательные и исполнительные органы власти социальные группы (избиратели) функционируют как субъекты политического управления. От их политической воли (политического выбора) во многом зависит кадровый состав выборных органов власти и проводимая ими политика.
После избрания выборные институты функционируют как субъекты политического управления, а объектами их управления становятся, в частности, большие и малые социальные группы общества. Но это не исключает участия гражданского общества и отдельных его структур в разработке и принятии политических решений как непосредственно (выборы, референдум, митинги, демонстрации, общественное мнение и другие), так и опосредованно, через своих представителей в государственных органах и институтах гражданского общества.
Такой подход к политическому управлению является наиболее характерным для демократических стран, в которых имеются правовое государство и развитое гражданское общество. Кроме того, политическое управление предполагает наличие эффективной нормативно-правовой системы («правил игры»), которая не позволяет ни одному субъекту занять доминирующие позиции и навязывать свою волю другим. Ведь политическое управление должно учитывать все многообразие общественных интересов; обладать цивилизованными методами урегулирования возникающих конфликтов и искусством компромиссов и консенсуса.
Демократическая система политического управления представляет собой непрерывный процесс взаимного учета и согласования общественных интересов на всех стадиях разработки, принятия и реализации управленческих решений. Это такая система политических отношений, в которой субъекты и объекты управления находятся в постоянной взаимозависимости друг от друга, когда прямая и обратная связь как бы уравновешивают друг друга.
Но если в стране нет развитого гражданского общества и правового государства, то демократический вариант политического управления в принципе невозможен.
Политическое управление.
3. В рамках классического подхода: механистическая модель политического управления. Про-граммно-целевая, «жесткая» модель, которая строится по логике: «цель – средства – принужде-ние», не учитывает внутреннего организационного ресурса (человеческого фактора) и предполага-ет, что достаточно организационного ресурса. Сильные стороны этой модели – широкое использо-вание научных методов разработки различных программ, концентрация усилий и ресурсов, эф-фективный контроль процесса реализации конкретных планов; слабые стороны – конструирование политической системы как модели желаемого ее устройства порождает управленческую иллюзию о том, что власть всесильна.
В рамках неклассического подхода: органическая модель.
Ориентируется в первую очередь на возможности управляемой системы к развитию, является мяг-кой, поскольку построена на изменении нежелательного поведения элементов управляемой систе-мы не путем внешнего принуждения, а путем создания соответствующих внутренних условий для корректировки этого поведения в нужном направлении. Эта модель учитывает органический ре-сурс (человеческий фактор), строится на понимании того, что управлять придется конкретными людьми и надо создавать условия для того, чтобы люди реализовывали свои способности в нуж-ном направлении. Логика органической модели: «цель – человеческие ресурсы – результат».
В рамках неоклассического подхода: синтетическая и инициирующе-резонансная.
Синтетическая. С одной стороны, ориентируется на некие универсальные образцы, задаваемые более развитой социальной системой, а с другой – предполагает не копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации потенциала самого модер-низируемого общества.
Синергетическая. Включает в себя следующие принципы: управление есть выбор, который огра-ничен спектром потенциально возможных структур управляемой системы; надо не «строить» («перестраивать») систему, а с помощью «инициирующе-резонансного» воздействия выводить ее на собственный и желательный аттрактор развития и таким образом добиваться значительных (ре-зонансных) результатов при минимальных управленческих затратах.
4)
5) На Юге России в условиях модернизации всех структур региональных сообществ и сохраняю-щейся ситуации нестабильности, с точки зрения соотношения затрат и результатов и соответствия социальным ожиданиям населения является инициирующе-резонансная модель. Именно она по-зволяет наиболее полно учесть особенности управляемой системы. Основным направлением раз-работки новой стратегии во многих субъектах РФ на Юге являются использование правовых, ин-формационных и финансовых рычагов повышения эффективности региональной администрации.
Политическое управление обществом
Любое общество является сложной социальной системой, нуждающейся в управлении – регуляции совместной деятельности, отношений, общения людей. Оно необходимо для поддержания общественного порядка, совершенствования и развития общества, достижения поставленных задач. В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют экономическое, политическое, социальное и духовно-идеологическое управление. Каждому из них присущи различные способы воздействия и специфические подходы к регулированию отношений. Ведущую роль среди названых видов управления обществом играет политическое управление.
Понятие и сущность
Политическое управление – основная форма регулирования социальных отношений в классовом обществе, осуществляемая публичным образом через власть государства и верховенство права. Политическое управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер. Его специфику определяет наличие у участников политических отношений несовпадающих, часто противоположных интересов и неодинаковых ресурсов. Структуру политического управления образуют элементы:
Назначение политического управления заключается в удержании завоеванной политической власти и сохранении существующей политической системы. Эффективность политического управления обществом обеспечивается достижением равновесия между стабильностью и переменами. Регулирование политических процессов происходит на 3 уровнях:
Управление важно не только для организации действительных социально-экономических и общественно-политических отношений, но и для моделирования политических процессов. Содержание политико-управленческой деятельности вытекает из функций государства, направлено на их реализацию и составляет:
Главным условием эффективности политического управления является достижение равновесия интересов, выработка компромиссных решений, побуждение различных политических сил к сотрудничеству. Функции политического управления:
Сущность политического управления состоит в функционально-деятельностной реализации принципов политической системы и политического режима. Политическое управление тесно связано с политическим курсом, реализацией политической воли и программы политической элиты.
Политическое управление как процесс
Политическое управление – процесс формирования и выполнения решений уполномоченными государственными органами. Он состоит из нескольких этапов:
Управление осуществляет специальная (руководящая) группа людей, в которую могут входить представители правящего класса, политических организаций, групп влияния. Формирование, принятие и претворение в жизнь политических решений направлено на обеспечение желаемого поведения членов общества с помощью правовых норм, убеждений и манипулирования. Доминирующую роль в политическом управлении играет государство с его органами, институтами и инструментами давления. Основой политического управления являются законы, постановления Правительства, политические доктрины, концепции, декларации, программные заявления и послания руководства страны.
Заключение
Политическое управление является одним из важнейших элементов политической системы. Оно является средством оптимизации общественных и политических отношений, реализации интересов и потребностей граждан. Благодаря механизму политического управления политическая система обретает стабильность, устойчивость, способность адекватно реагировать на новые условия, требования.