Что такое политическое лобби
Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Красивые иностранные слова завораживают слух, но не мешало бы в точности знать, что они обозначают.
Поэтому в этой статье мы проанализируем, сколько значений у слова «лобби», что определяет каждое из них. Остановимся подробней на политической трактовке понятия.
С английского «lobby» переводится как «коридор», с латинского «lobium» — галерея. Лобби как помещение — это изначальное значение слова. Сейчас стало модно так называть фойе, вестибюли, бары. Похожее по значению слово — «кулуары».
Второе значение «лобби» имеет иносказательный характер. Так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях (политических, общественных).
Почему трактовка «лобби» как политического термина имеет «кулуарные» корни? Дело в том, что в Англии члены парламента, перед тем как войти в зал заседаний, собирались в лобби (в кулуарах) и обсуждали проблемы без официоза (как говорится: «Без галстуков»).
В этих беседах принимали участие не только члены парламента, но и прочие лица, которые хотели донести свои интересы до сведения парламента. Зачастую в лобби принимались решения, которые затем проводились и утверждались в парламенте.
То есть члены парламента лоббировали какие-либо и чьи-либо интересы (обсужденные в лобби).
Лица, занимающиеся лоббированием чьих-либо интересов, называются лоббистами, а их деятельность — лоббизмом.
Лоббистами могут быть как физические лица, так и общественные организации. Их деятельность может осуществляться на любом уровне: от местных органов до международных организаций.
Суть лоббизма — это воздействие на органы власти или местные органы управления с целью принятия решений в пользу лиц (организаций, общественных движений, партий), чьи интересы представляют лоббисты.
Методы лоббистской деятельности:
Лоббизм выгоден не только лицам (организациям), чьи интересы «проталкиваются», но и властным структурам, особенно тем, кто не имеет своих экспертов на местах.
Получается, что лоббисты информируют власть о проблемах, имеющихся в субъектах государства.
Депутаты, которых мы периодически выбираем (подробней о выборах можно прочитать в другой статье нашего блога), по сути, лоббируют интересы своих избирателей (может, не делают это по факту, но должны).
В современном мире существует 3 вида отношения к лоббистам со стороны государственной власти (что это?):
Разрешено ли лоббирование в РФ
Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.
Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).
Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.
Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.
Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.
В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.
После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.
Читайте наш блог, это повысит вашу информированность!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Впервые слышу такое понятие, но тоже интересно узнать. Такими терминами как «Лобби» в основном пользуются дизайнеры или сотрудники музеев, скорее всего.
А вот лоббизмом я не прочь бы и позаниматься во благо народа.
Хоть одна петиция получила в нашей стране зелёный свет? У меня такое чувство, что глас народа только тогда находит поддержку власти, когда этот глас совпадает с мнением власти.
Лоббизм для России
Растущее напряжение в обществе, конфронтация различных властных и экономических, политических и иных групп в нашем обществе, а так же уровень коррупции и отсутствие рабочей системы сдержек и противовесов в структуре власти в нашей стране приводит нас к понимаю необходимости изменения в законодательстве и создания дополнительной структуры которая могла бы стать тем недостающим звеном в системе власти Российской Федерации которое урегулировала бы взаимоотношения власти и общества а так же внутренние противоречия во власти и смогло бы привести к экономическому прорыву путем улучшения отношений власти и общества, а так же образования групп способных улучшать экономический политический и социальный климат в нашей стране путем продвижения своих законных интересов во властных структурах. Таким решением может стать создание института лоббизма.
Для правильного понимания цели значения и перспектив лоббизма для экономики российской федерации следует определится с понятием лоббизма. В науке понятия лоббизма различаются:
Объединив представленные определения, мы можем сформулировать собственное.
Лоббизм – это высококвалифицированная профессиональная политическая деятельность, направленная на продвижение, изменение и отстаивание экономических, политических, правовых интересов, имеющих политический смысл и правовое обоснование, группы лиц путем создания лоббистского давления на органы государственной власти.
Исходя из данного определения, мы можем выделить основные признаки лоббизма.
Получается, что лоббизм — это деятельность, требующая определенного уровня образования квалификации, знаний и компетенции.
Особенности постсоветской политической системы и специфика лоббизма в современной России
Как и прежде, перераспределение ресурсов и собственности неподконтрольно общественности и прессе. Не только потому, впрочем, что общественность и пресса не могут добраться до информации. Просто общественности как таковой в России тоже пока не существует, как и независимой и отважно-неподкупной прессы.
Система советского лоббизма осталась в целости и сохранности, а значит остался во многом прежним и сам механизм властвования.
Во-первых, не изменились государственные приоритеты. Новых приоритетов почти нет (достаточно посмотреть на так называемый Федеральный бюджет государства), в то время как по инерции существуют многие старые. По-прежнему в структуре экономики доминируют экспортные отрасли: топливно-энергетический комплекс, отдельные направления машиностроения и производства вооружений, некоторые горнодобывающие отрасли (драгоценные и цветные металлы). Эти же отрасли наиболее масштабно представлены сегодня и в высших эшелонах власти.
Во-вторых, основные «группы давления» не только уцелели, но и, избавившись от узды КПСС, нарастили ресурсы, приватизировав основные средства производства.
В-третьих, остался довлеющим отраслевой принцип артикуляции интересов граждан, которые в условиях неразвитости политической инфраструктуры по-прежнему являются скорее производственными единицами, чем гражданами. В условиях же приватизации предприятий и нарастающей безработицы «граждане», особенно в небольших городах, становятся еще более зависимыми от руководителей, владельцев предприятий и местной «элиты».
В-четвертых, в целости и сохранности остались ядра «групп давления» монополии, которые в условиях ослабления государственной поддержки мелких, убыточных предприятий, даже укрепились.
В-пятых, по-прежнему в ходу земляческий принцип артикуляции и агрегации интересов, катализирующий дезинтеграцию России и процесс укрепления местных «мафий».
В-шестых, в целости остались основные каналы (кроме КПСС) лоббирования:
Кое-что, конечно, изменилось. Произошла плюрализация лоббизма. Появились новые, внеотраслевые, то есть фактически альтернативные отраслевым субъекты и каналы лоббирования. Таковыми являются прежде всего структуры «нового бизнеса» и, отчасти, новые профсоюзы и некоторые общественные объединения, в частности, женские, молодежные, детские и экологические организации, ассоциации инвалидов и ветеранов. Активизировались различные религиозные конфессии. Одним из мощнейших субъектов и каналов лоббирования стала пресса, во многом самостоятельно формирующая не только массовое сознание, но и сознание «элиты», людей, принимающих решения.
Еще одним субъектом и каналом лоббирования стали политические партии и движения. Трудно отрицать ту роль, которую играли в свое время, к примеру, Движение «Демократическая Россия» или политический блок «Гражданский союз» в принятии правительством и парламентом тех или иных решений.
Представительная власть пока слаба, политические институты еще не сложились, трудные времена переживает пресса, общественность маломощна и разрозненна. Исполнительная же власть (т.е. бюрократы и чиновники) по-прежнему властвует в России. И к ним, как и прежде, идут лоббисты.
В связи с тем, что опыт Российской Федерации в осуществлении лоббистской деятельности очень специфичен, нам стоит обратится к опыту западных стран.
Регулирование лоббизма в Канаде и США
Для того что бы избежать ошибок при регулировании лоббизма у нас, стоит обратится к опыту других государств и воспользоваться уже имеющимися у них разработками. Так мы рассмотрим опыт США и Канады и Европейского Союза.
Однако в последствии законодательство большинства штатов пошло по другой модели регулирования. Суть которой заключалась в установлении открытости лоббистской деятельности так лоббисты были обязаны регистрировать и раскрывать доходы от своей деятельности.
Главной задачей лоббистского законодательства в Канаде стало обязать лоббистов регистрироваться, внося сведения в специальный реестр. В этой связи ключевым понятием в федеральных и провинциальных законах стало понятие «лоббист». В зависимости от содержания этого понятия определяется действие законов по кругу лиц и его применимость к определенной категории субъектов права. В первоначальной редакции Закон 1989 года под лоббистами понимались «лица, которое за плату от своего имени или от имени и в интересах любого физического лица или организации взаимодействует с должностных лицами в попытках повлиять на принятие государственных решений». Соответственно под лоббированием понималась любые устные и письменные взаимодействия с должностными лицами в попытках влияния на принятие государственных решений. При этом лоббистом признавалось любое лицо назначающее или посещающие встрече с представителями власти или другими физическими лицами.
В 2003 году концепция законодательства поменялась и «взаимодействие в попытке влияния» заменили на концепцию «взаимодействие относительно государственных решений». Это позволило ликвидировать неопределенность слова влиять и более широко охватить все формы взаимодействия с должностными лицами вне зависимости от того, достигнута ли цель такого взаимодействия, и вне зависимости от того, удалось ли осуществить даже попытку влияния. Под «государственными решениями» закон понимает следующие действия: развитие любой законодательной инициативы правительства или члена парламента Канады; внесение, принятие, отмену закона (постановления) или внесение поправок в любой закон (постановление); принятие или изменение любого акта органов исполнительной власти; создание или изменение политических программ; заключение государственных контрактов; получение грантов, взносов или других финансовых выгод. Как можно заметить, понятие «государственные решения» включает множество действий и распространяется на деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц. Отсюда следует, что взаимодействие с должностным лицом по любому из вышеперечисленных действий рассматривается как лоббистская деятельность. И эта деятельность вызывает необходимость для лоббиста регистрироваться в специальном реестре. Лоббистской деятельностью также будет являться организация встреч между должностными лицами и другими физическими лицами, а также участие в таких встречах. Получилось, что благодаря поправкам 2003 года любой контакт с должностным лицом по обозначенным Законом вопросам теперь становился лоббистским взаимодействием. И поэтому любое лицо должно регистрироваться независимо от того факта, была ли даже попытка влиять. Форма контакта значения не имеет. Такое уточнение формулировок (и расширение понятия лоббирования) позволило ликвидировать возможность обойти закон и избежать ответственности, что подтвердилось практикой применения Закона и ростом случаев привлечения к ответственности после 2003 года.
В США же понимание лоббистской деятельности претерпело сильное влияние в 1936 году когда комитетом конгресса фактически была разработана концепция загона о регулировании лоббистской деятельности основным принципом стало признание права общества получать информацию о работе лоббистов, их целях, финансовых источниках и политической деятельности.
В 1938 году Обострившаяся ситуация потребовала принятия акта о регистрации иностранных агентов (FARA). Основной целью было уменьшение влияния иностранной пропаганды в американской политике.
Согласно акту иностранным агентом считалось любое лицо действующее в качестве лоббиста, специалиста по общественным отношениям или адвоката в интересах иностранного доверителя, американский компании получающей финансирования из иностранных источников.
В последствии в США был принят акт о федеральном регулировании лоббизма Целью закона было установление четкой системы регистрации и раскрытия деятельности групп интересов. Как отмечалось сторонниками принятия акта, «без указания информации о деятельности лоббистов голос народа не будет услышан среди требований влиятельных групп, маскирующих свои узкие интересы как общественное благо». В соответствии с Актом о федеральном регулировании лоббизма 1946 г. каждый, «основной» целью которого является влияние на принятие законопроектов в Конгрессе США, обязан регистрироваться у клерка Палаты представителей и секретаря Сената, а также ежеквартально подавать финансовые отчеты. Финансовый отчет должен содержать имя, адрес лоббиста и всех его клиентов, информацию о сумме вознаграждения, сумме понесенных при осуществлении лоббистской деятельности расходов, указание на все статьи, опубликованные по инициативе лоббиста, а также законопроекты, для принятия или отклонения которых лоббист был нанят. За нарушение требований к отчетности предусмотрена ответственность в виде штрафа до 5000 долларов или тюремного заключения сроком на 1 год и трехлетнего лишения права заниматься лоббистской деятельностью.
Необходимо отметить, что принятый Акт о федеральном регулировании лоббистской деятельности подвергся критике уже вскоре после его принятия. На наш взгляд, критика закона была во многом справедлива.
В качестве недостатка акта отмечался тот факт, что его действие распространяется только на взаимодействие лоббистов с членами Конгресса США. Оказание давления на представителей органов исполнительной власти осталось вне рамок правового регулирования.
Более того, положения закона создавали правовую неопределенность по поводу вопроса о том, кто должен регистрироваться в качестве лоббиста. Так, зачастую даже судьи не могли определить, что подпадает под определение «основная цель» (principal purpose) в осуществлении деятельности.
Отсутствовала и четкая система контроля за исполнением закона. Клерк Палаты представителей и секретарь Сената не получили реальных полномочий. Орган, ответственный за исполнение закона, так и не был сформирован. Клерк и секретарь не могли потребовать отчетов или преследовать нарушителей. Таким образом, контроль за действиями лоббистов оставался в значительной мере формальным.
Как следствие вышеперечисленного, уже в 1948 г. Национальная ассоциация предпринимателей обратилась в суд с требованием признать этот закон неконституционным на том основании, что он слишком неопределен и неясен, чтобы отвечать требованиям права. Федеральный окружной суд Вашингтона признал закон неконституционным. Верховный Суд США отменил это решение, однако не принял никакого решения, признающего конституционность закона.
Исследование, проведенное в 1991 г., показало, что из 13 500 лоббистов 10 000 не были зарегистрированы в качестве таковых.
Недостатки Акта 1946 г. были во многом исправлены принятым в 1995 г. Актом о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act). Новый закон распространяет свое действие на лоббистов не только в законодательных органах, но и в органах исполнительной власти. Взаимодействие частных лиц с президентом и вице-президентом также считается лоббистским контактом. Более ясно даны определения терминам «лоббизм» и «лоббистская деятельность», что позволяет более достоверно определить, кто обязан регистрироваться в соответствии с законом.
В новом Законе прописан и учтен ряд принципиальных моментов, в том числе понятийный аппарат, который состоит почти из двух десятков терминов и определений; перечень сведений, который должен отразить лоббист в регистрационном документе; сроки отчетов зарегистрированных лоббистов; сведения, которые должны содержаться в отчетах; обязанности зарегистрированного лоббиста или лоббистской организации; обязанности секретаря Сената и клерка Палаты представителей; размеры штрафа за нарушение норм лоббистской деятельности и т.д. Действия данного Закона распространяются на лоббистскую деятельность как в Конгрессе США, так и в исполнительных органах власти.
Лоббизм является важным элементом политической системы. С учетом американского опыта очевидно, что в любой стране с ростом экономики неизбежно встает вопрос о легализации этого института, чтобы вывести деятельность лоббистов из тени, сделать законодательный процесс более прозрачным. Наиболее эффективным средством регулирования данной области отношений выступает не запрет, а требование открытости деятельности субъектов лоббистской деятельности.
В зависимости от типа лоббиста различается объем информации, подлежащей раскрытию и порядок регистрации лоббистов. Лоббисты-консультанты регистрируются самостоятельно и должны сообщать об осуществлении лоббистской деятельности независимо от продолжительности взаимодействия с должностным лицом. Лоббисты-сотрудники регистрируются через ответственное за это в организации лицо, которое подает списки лоббистов. Организация должна подать список всех своих лоббистов-сотрудников, если частью из задач хоть одного из сотрудников является взаимодействие с государственными должностными лицами по поручению работодателя (раздел 7, ч. 1). При регистрации указываются имена всех таких сотрудников, а в ежемесячных отчетах должны быть отражены все взаимодействия сотрудников с должностными лицами.
Закон 1989 года подробно описывает процедуру регистрации лоббистов, устанавливая порядок представления и объем сведений, необходимых лоббисту при регистрации, сроки регистрации и перерегистрации (в целях актуализации сведений), ответственность за нарушения требований Закона, а также общие правила организации и ведения федерального реестра лоббистов. Актуализация сведений осуществляется посредством перерегистрации и отчетности. Однажды зарегистрировавшись, лоббист будет периодически перерегистрироваться. На федеральном уровне этот срок составляет 6 месяцев. Кроме того, лоббисты должны ежемесячно отчитываться обо всех взаимодействиях с должностными лицами.
Ответственности за нарушения требований Закона посвящен раздел 14. За отказ в регистрации на федеральном уровне первый штраф составляет до 50 000, а повторное нарушение может обернуться тюремным заключением сроком до 6 месяцев. Лоббисты, которые намеренно представили в регистрирующий орган ложные сведения или фальшивые документы, понесут ответственность в размере до 200 000 канадских долларов и двух лет лишения свободы.
Лоббизм в европейском союзе
Лоббизм в европейском союзе стал достигать тех же размеров что и в США, однако способы осуществления лоббистской деятельности в Европе и США сильно разнятся. Лоббизм США носит довольно агрессивный характер и рассчитан на скорейший результат, в то время как европейский лоббизм носит более долгосрочный и менее агрессивный характер. Институты европейской власти регулируют в зависимости от своей предрасположенности к определенным группам интересов степень доступа к принятию решений. Поэтому агрессивная тактика, равно как и тактика представления индивидуальных, а не групповых интересов, отвергается в лоббировании на уровне ЕС. Власти в Европе предпочитают вести диалог с группами интересов. И в целом роль лоббистов в европейском союзе менее институционализированна что дает большой просто для субъективного предоставления доступа. Особенности лоббирования определяют не представители бизнеса, а европейские власти, заинтересованные в учете многосторонних интересов. Европейские лоббисты обычно склонны к конструктивному партнерству с властями, чтобы иметь возможность влиять на законотворческий процесс.
Представители бизнеса, предпочитавшие оказывать сильное давление на европейские власти, были вынуждены пересмотреть свою стратегию. Так, в 1970-х гг. Комитет ЕС Американской торговой палаты (АМПАЛ ЕС) пытался заблокировать принятие европейской социальной директивы с помощью оказываемого через многочисленных американских адвокатов давления. Такая агрессивная наступательная тактика вызвала резкое неприятие у представителей европейских властей. В течение многих лет после этого АМПАЛ ЕС должен был прилагать усилия для восстановления положительного восприятия американского бизнеса в институтах европейской власти.
На уровне ЕС негативное лоббирование, направленное на блокирование законодательных предложений, является неэффективным, так как они могут быть заблокированы только в исключительных случаях после их рассмотрения в течение очень продолжительного времени. На самой ранней стадии подготовки законодательного предложения оно проходит неформальное согласование во всех институтах европейской власти, поэтому представители бизнеса могут лишь лоббировать внесение в него своих коррективов. При этом уровень влияния на европейские власти зависит от готовности бизнеса действовать в качестве их конструктивного партнера.
Европейский бизнес должен ориентироваться на действия властей в своем лоббировании и учитывать существующую коньюктуру. Европейские институты власти отличаются специфическими подведомственными интересами на которые представители бизнесы должны обращать свое внимание и проводить лоббирование в соответствии с ними. Европейские чиновники и политики заинтересованы в устранении деталей законопроектов, способных нанести вред, поэтому лоббисты с учетом этого должны представлять свои экспертные оценки изменяющегося законопроекта на всем пути его рассмотрения.
При взаимодействии с европейскими властями важно ориентироваться на общеевропейскую идеологию, на которой базируются законодательство и инициативы ЕС. Выдвижение на первый план в лоббистских предложениях принципов европейской интеграции, свободного перемещения товаров и капитала, социального единства, увеличения занятости и конкурентоспособности способствует улучшению восприятия позиции бизнеса. При лоббировании помимо ориентированности на интересы властей необходимо взаимодействовать со всеми действующими лицами и учитывать их проблемы и интересы.
Для привлечения поддержки немецких европарламентариев во время рассмотрения проекта директивы REACH, противоречащей интересам химической промышленности, Союз химической промышленности Германии (СХП) организовал кампанию критики директивы в немецких и европейских средствах массовой информации. Немецкая химическая компания BASF для усиления критики директивы в СМИ направила своих специалистов по связям с общественностью в Брюссель.
Проведение критической кампании в СМИ и намеренная политизация вопроса являются исключением из правила при лоббировании интересов бизнеса на уровне ЕС. Такая стратегия может быть реализована только при отсутствии эффекта от других стратегий и при наличии больших ресурсов влияния, особенно на национальном уровне. Обычно бизнес старается не привлекать общественное внимание, так как это может спровоцировать увеличение числа заинтересованных в рассмотрении вопроса сторон, и вследствие этого процесс принятия решений станет неконтролируемым.
Глава консалтингового агентства Kimmons & Kimmons К. Кайммонс, бывший лоббист фармацевтической компании GlaxoSmith-Kline, выделила основные стратегии евролоббирования бизнеса, используемые в зависимости от обстоятельств.
1. «Боевой вертолет». Это агрессивное лоббирование, используемое при отсутствии эффекта от всех других стратегий. Включает угрозы миграции бизнеса на другую территорию с дешевыми ресурсами и более приемлемыми условиями в случае, если европейские политики окажутся недостаточно уступчивыми.
2. «Кофи Аннан», или «Троянский конь». Наиболее часто используемая в Брюсселе стратегия, направленная на достижение компромисса во избежание наихудших сценариев регулирования. Часто предполагает конструктивное обязательство, предлагаемое властям на основе взаимоприемлемого компромисса.
4. «Дантист». Если компания или ассоциация не приемлет предложенную законодательную инициативу, то они первоначально пытаются «обезвредить» наихудшие для них положения (так называемые гнилые зубы), а уже потом исправить менее важные.
5. «Третья сторона». Обращение к неправительственным организациям, с тем чтобы найти компромисс по обсуждаемой проблеме.
Стратегия «Дантист», направленная на постепенную нейтрализацию вредных для бизнеса законотворческих положений, на практике может означать намеренное затягивание рассмотрения законодательства при постоянном оказании влияния на законодателей. В целом особенность европейского лоббирования состоит в его долгосрочном характере. Разработка, рассмотрение и принятие проекта директивы занимают несколько лет. Это связано с тем, что согласование законодательства на различных этапах его формирования занимает длительный промежуток времени. Такая практика дает определенные преимущества тем представителям бизнеса, которые занимаются долгосрочным лоббированием и обладают достаточными для этого ресурсами. Часто законопроекты в течение нескольких лет получают лоббистское сопровождение без привлечения общественного внимания.
Особенно сильно тактика намеренного изнуряющего затягивания рассмотрения законодательства со стороны бизнеса проявилась на уровне ЕС при составлении директивы REACH. В апреле 1998 г. Еврокомиссия выступила с инициативой разработки соответствующего проекта директивы, который был подготовлен в 2001 г. Окончательный вариант директивы был принят Европарламентом в декабре 2006 г., и она вступила в силу в июне 2007 г. В соответствии с положениями директивы химический бизнес при активном вмешательстве на всех законотворческих стадиях национальных правительств смог добиться для себя серьезных уступок.
Наиболее часто применяемая компромиссная стратегия лоббирования во всех ее проявлениях может быть продемонстрирована на примере действий автопроизводителей, пытавшихся предотвратить введение жестких норм эмиссии углекислого газа для автомобилей. В 1998 г. на переговорах с Еврокомиссией автопроизводители, чтобы избежать введения принудительного регулирования, заключили с ней добровольное соглашение о своем обязательстве к 2012 г. сократить автомобильную эмиссию углекислого газа до среднего уровня 120 г/км. В 2007 г. еврокомиссар по вопросам экологии С. Димас заявил, что автопромышленность игнорирует свое обязательство, так как средний уровень автомобильной эмиссии углекислого газа составляет приблизительно 160 г/км. Это свидетельствовало о полном нежелании автопроизводителей создавать и внедрять новые экологичные двигатели. В результате Еврокомиссия поддержала проектирование обязывающей директивы.
Эффективное лоббирование бизнеса основывается главным образом на превентивной стратегии. Потенциал влияния на раннем этапе формирования законодательной инициативы значительно выше, чем на более поздних этапах рассмотрения и принятия законодательства. Лоббирование на самой ранней законотворческой стадии становится возможным в условиях предварительной или постоянной коммуникации с представителями европейских властей. Когда законодательное досье становится предметом публичных консультаций, законодательная инициатива уже имеет определенную концепцию.
Многие ушедшие в отставку европейские чиновники и политики работают в структурах бизнеса, занимаясь при этом лоббированием в тех институтах власти, в которых они раньше служили. Подобная практика получила общепринятое название «вращающиеся двери», так как в Брюсселе имеет место систематическое лоббирование с задействованием бывших высокопоставленных служащих Еврокомиссии и европарламентариев. Бизнес за счет «вращающихся дверей» имеет преимущества в лоббировании, связанные не только с получением сети важных связей, но и со знанием различных неформальных тонкостей принятия решений. Кроме того, за счет «вращающихся дверей» бизнес обретает авторитетных представителей своих интересов в институтах европейской власти.
Иногда в институтах европейской власти может иметь место так называемый встроенный лоббизм, когда представитель власти защищает близкие ему интересы. В Еврокомиссии сотрудникам и еврокомиссарам запрещено иметь оплачиваемую работу по совместительству. Но служащие Еврокомиссии в прошлом могли занимать руководящие должности в бизнесе и иметь соответствующие лоббистские связи с ним. Действующий еврокомиссар по вопросам конкуренции Н. Крес за последние 10 лет до ее членства в Еврокомиссии занимала руководящие посты почти в 30 различных компаниях, среди которых были известные транснациональные корпорации Volvo Group, Lucent, McDonald’s, PriceWaterhauseCoopers, Thales и KLM. Н. Крес до вступления в должность еврокомиссара пообещала Европарламенту передавать дела, затрагивающие интересы компаний, в которых она работала, другим служащим Еврокомиссии. Она также подписала письменное обещание президенту Еврокомиссии Ж. Баррозо отказываться от участия в делах, непосредственно связанных с ранее управляемыми ею компаниями. Данный документ приложен к публичной декларации интересов Н. Крес. Тем не менее вряд ли она сможет избежать участия в делах, косвенно касающихся интересов компаний, в которых она ранее работала. Помимо этого при передаче дел другим служащим Еврокомиссии не исключается фактор лояльности по отношению к интересам влиятельного еврокомиссара.
Брюссель является многокультурной политической площадкой, на которой сталкиваются разнообразные южно- и североевропейские менталитеты и традиции. Например, датчане публикуют информацию о выслушанных представителях интересов в специальных публичных журналах, а грекам совершенно чуждо восприятие лоббизма в качестве нормального политического инструмента. На всех уровнях европейской власти чиновники и политики владеют разными языками, имеют различные традиции, ценности и нормы. Для успешной лоббистской деятельности надо учитывать национальную культуру главных игроков и максимально уважительно относиться к каждому из них, например, подготавливая для них справки на родном языке. Особенность евролоббирования состоит в постоянной потребности выстраивать коммуникации одновременно на нескольких языках. При этом коммуникации должны иметь интеркультурный характер, т.е. формат обсуждения каких-либо вопросов должен учитывать национальную культуру лица, принимающего решения. Представителей европейской власти объединяют общие работа и местоположение, прагматическое использование только нескольких рабочих языков (английский, французский, немецкий) и одинаковые ожидания. У них имеется чувство солидарности, но культурные различия продолжают играть важную роль.
Помимо коммуникации с представителями европейских властей язык может становиться важным лоббистским инструментом при переводе нормативных актов на все официальные языки ЕС. Нормативные акты обычно готовятся на одном из рабочих языков, а потом переводятся и публикуются на каждом официальном языке. Многие ключевые слова нормативных актов воспроизводятся в переводе без общего определения. Проблема заключается в том, что между любыми языками существуют семантические различия, а изменение формулировок при переводе приводит к появлению различий в национальных версиях нормативных актов. Это дает потенциальную возможность для лоббистской манипуляции во время перевода. Такая манипуляция может отразиться на функционировании бизнеса. Например, нидерландский молочный бизнес пострадал при переводе предписания ЕС об упаковках для молочной продукции на голландский язык. Вместо традиционной картонной упаковки в национальной версии предписания появилось требование использовать «металлическую упаковку». Причина оказалась в неправильном переводе французского слова, которое означало «любая упаковка». Согласно официальному сообщению ошибка была допущена бельгийским переводчиком, переводящим с валлонского французского языка, в котором оспариваемое слово может означать также металлическую упаковку. Тем не менее представители нидерландского молочного бизнеса полагают, что неправильный перевод был инициирован конкурентами. В связи с имеющейся вероятностью неправильного перевода представители бизнеса должны проверять все языковые версии нормативных актов ЕС, которые затрагивают их сферу деятельности. Помимо выполнения этой функции поддержание многоязычного интерфейса необходимо для проведения активной лоббистской работы, так как это ускоряет ознакомление со специфичными документами, которые могут быть представлены в переводном виде только через некоторое время.
Как видно из представленного выше материала, Лоббизм является неотъемлемой частью правовой, политической и социальной структур общества и является одним из факторов экономического роста и развития страны.
Для Российской Федерации лоббизм может стать основным развивающим фактором и механизмом прорыва для нашей экономики и общества. Улучшив взаимодействие власти и общества, мы можем создать здоровый диалог и власть сможет стать более мобильной и гибкой, что позволит ей решать проблемы еще до их появления.