Что такое политический ресурс
РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Полезное
Смотреть что такое «РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ» в других словарях:
Ресурсы и источники политической власти — Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником… … Политология. Словарь.
Ресурсы — Ресурс Ресурс средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурс (техника) объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа,… … Википедия
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия
Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
Ресурсы политической власти
Одна из сторон взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Осуществление властной воли достигается посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
Ресурсы политической системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность власти и политической системы
В современном научном знании укоренилось как обыденное определение понятия «власть», так и его научная трактовка. Связано это не только с многозначностью данного слова, но и с широким диапазоном его употребления. Среди многочисленных трактовок понятия «власть» мы выделим следующие:
Также многие авторы подразумевают под властью особый тип социального действия, который основан на осознании возможностей изменить поведение других людей, направить его в выгодных для человека позициях. Тем не менее, в общем виде власть представляет собой основной элемент жизни любой социальной системы, который выражается в специфическом отношении между двумя субъектами (как минимум).
Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения. Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства. Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.
Основания власти и политической системы
При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем. Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей. Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:
Ресурсы власти и политической системы
Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям. Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли. В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.
Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.
При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться. Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей. К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.
Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей. При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия. Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.
Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.
Субъекты и ресурсы власти. Ресурсы политической власти
Человечество регулярно создает себе определенные схемы жизни, согласно которым потом существует столетиями. К примеру, возьмем власть. Все к этому понятию настолько привыкли, что не пытаются его анализировать. Однако оно не относится к разряду естественных, как род или семья. Его придумали и внедрили в общество, так сказать, искусственно. Для этого какие-то умные головы изучили ресурсы власти. Сами воспользовались этими знаниями и потомкам их оставили. Давайте и мы приобщимся к этой «тайне».
Что такое власть?
Источники власти
В Конституции записано, что право распоряжаться страной принадлежит народу. Кстати, таковой пункт внесен в основные законы многих стран. Фактически же решения принимают вполне конкретные лица, а не народ в целом. Значит, общество делегирует свои права этим людям. Вот здесь и начинаются ресурсы власти. Они вполне конкретны и строго определены. Специалисты предлагают несколько методов их классификации. К примеру, в некоторых источниках к ресурсам власти относятся финансовые и принудительные, социальные и информационные. Давайте остановимся на этой классификации и постараемся расшифровать простым языком, то, что включено в каждый пункт. Пожалуй, можно добавить, что ресурсы власти включают в себя еще и персональные характеристики личности. Так говорил В. Крюгер. Наверняка спорить с этим сложно. Давайте далее остановимся на этом подробнее.
Финансовые ресурсы власти
Некоторые из источников, дающие право управляющего воздействия, расположены в сугубо материальной сфере. Если рассматривать ресурсы государственной власти, то к ним относятся финансовые потоки, за которые отвечает правительство. Оно осуществляет сбор и распределение налогов. С одной стороны, это является обязанностью государства по отношению к гражданам. С другой – властным ресурсом. Ведь финансы сами по себе дают возможность влиять как на группы населения, так и на каждую конкретную личность. А раз есть определенная зависимость, следовательно, появляется возможность склонить на свою сторону, принять мнение, выраженное власть предержащими. Это можно рассмотреть на примере работы предприятия. Люди чаще всего прислушиваются к тому, кто имеет возможность влиять на начальство по вопросам распределения денег. Тот, кто держит в руках фонд заработной платы, тот и властью обладает. Так и в масштабах страны происходит. Пусть в политическом пространстве появится хоть святой философ, знающий как осчастливить каждого смертного, без денег он не сможет завоевать доверие людей. У него просто не будет возможности поговорить с каждым, то есть о нем никто не узнает. Ресурсы политической власти сродни тем, которыми пользуются руководители предприятий. Финансы занимают среди них первое место. Они позволяют донести свои идеи до каждого гражданина.
Из чего складываются финансовые ресурсы органов власти
Вот здесь обычно возникает путаница. Дело в том, что люди подменяют понятия. Общие ресурсы власти они перекидывают на государственные структуры. Смысл, естественно, искажается. Получается, что работники государственных органов обладают властью. Хотя, это не совсем так. Ею наделено государство, а не отдельные чиновники. Последним же предоставляются финансы для выполнения конкретных функций. Деньги эти выделяются из бюджета. Значит, они являются государственными. Целью их использования не может быть личная выгода. Законы, во всяком случае, говорят именно об этом. Финансовые ресурсы органов государственной власти складываются из тех средств, которые платятся в бюджет предприятиями и гражданами. Кроме налогов в них входят штрафы и иные денежные наказания. Эти деньги государственные органы обязаны использовать для развития территорий. Есть еще специальные источники доходов страны. К ним относятся государственные предприятия. Их прибыли также поступают в бюджет и используются для развития общества.
Социальные источники власти
Объекты управления – это простые люди. У них много собственных проблем. Решением некоторых из них призвано заниматься государство. Для этого у него есть средства и специальные органы. Люди, получающие блага от государства, будут его поддерживать. Они же не захотят остаться без дополнительных (а иногда и основных) источников доходов. Получается, что финансовые и социальные ресурсы власти в некотором роде пересекаются. Но не полностью. Здесь ресурсы политической власти перетекают в иную плоскость.
Об информации
Это, пожалуй, основной ресурс власти. Дело в том, что в настоящее время информация приобретает первостепенное значение. Ее правильное использование, направление и перераспределение потоков дают возможность влиять на все общество в целом. Люди сами стремятся быть в центре событий, стараются иметь представление о наиболее важных из них. С информацией работают в разных направлениях. Какую-то стараются сделать общедоступной, донести до каждого жителя страны. Иную скрывают, чтобы не вызвать волнений или социальных взрывов. Владение информацией является серьезным ресурсом властных структур.
Принудительные средства
Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.
Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.
О роли личностных качеств
В демократическом обществе считается, что любой человек может достичь вершин власти. То есть нет людей, рожденных для того, чтобы руководить. Относиться к этому можно как угодно. Однако всемирная история говорит о том, что роль личности нельзя совсем отрицать. Человек, ведущий за собой общество, должен обладать определенным набором качеств, чтобы люди к нему тянулись, уважали, желали подражать. Нынче говорят, что такие способности можно воспитать. А без них власть становится шаткой, ее можно легко перехватить. Получается, что хоть в классификацию данный ресурс не входит, его значение признано. Публичный представитель власти должен обладать харизмой. И хотя бы вызывать уважение, если не восхищение народа.
Общественный контроль
Очень часто возникают споры по поводу использования некоторыми недобросовестными чиновниками (руководителями) власти в корыстных интересах. Таковое, как мы с вами знаем, происходит. Но не является нормой. Чаще всего негативные явления становятся возможными из-за равнодушия и «попустительства» субъекта власти. А таковым являются все люди. Даже маленький чиновник руководит определенной группой. Раз народ терпит его произвол, значит, он не желает иметь нормальную власть над собой. Для недопущения таких явлений необходим общественный контроль. Народ и сам может забрать себе часть власти. Вы скажете, что ничего люди против произвола не сделают? А вы еще раз изучите ресурсы власти. Один из них, а именно информационный, не так просто отнять у людей.
А зачем обществу власть?
Начали мы с того, что управление является искусственно внедренным в массы инструментом. Но это не отрицает его пользы. Мы живем в постоянном взаимодействии друг с другом. Если каждый станет поступать по своему разумению и прихоти, то возникнут неизбежные проблемы, может, драки. Для того чтобы структурировать и упорядочить общественную жизнь, нужна власть. Осознавая это, люди стараются ее поддержать. Конечно, когда ее представители не впадают в коррупционные крайности. Власть необходима для того, чтобы сделать жизнь людей простой, понятной и комфортной.
Функции и ресурсы власти
Любая власть с большим или меньшим успехом выполняет множество функций. Эти функции могут наполняться различным содержанием в зависимости от того, о какой эпохе и каком политическом строе идёт речь в каждом конкретном случае. В целом всё огромное разнообразие действий со стороны власти может быть сведено к нескольким общим задачам.
Прежде всего, это непосредственно задача управления обществом. Она решается через осуществление властью законодательных и судебных функций, через контроль и регулирование политической, социальной, экономической и других сфер жизни общества. Естественно, способы выполнения этой функции бывают принципиально разными: управление может строиться в основном на принуждении страхе, а может — с использованием более гибких методов.
Не менее важной функцией власти является поддержание стабильности в обществе. Эта функция может реализовываться различными способами, Понятно, что представления о стабильности в авторитарном и демократическом государствах сильно различаются. Если при авторитарном и, уж тем более, тоталитарном строе власть добивается стабильности через подавление любой оппозиции, ограничивая гражданские и политические свободы, то в более открытых обществах она выполняет посредническую функцию между различными группами населения, стремится максимально учитывать их интересы и по возможности разрешать существующие в обществе или потенциальные конфликты.
С этой функцией тесно связана информационная: с одной стороны, получение достоверных сведений о жизни общества, потребностях различных групп, их интересах, существующих проблемах и т. д., а с другой — информирование общества о действиях власти.
Ещё одна функция, служащая целям и управления, и достижения стабильности, — идеологическая. Любая власть стремится формировать в обществе лояльное отношение к себе, внушать гражданам определённые идеалы и интересы. Эта задача реализуется, прежде всего, через образование и культуру. Государства с жёстким политическим строем придают насаждению в обществе своей идеологии особенное значение и сурово карают тех, кто ей противостоит. Они стремятся к максимально широкому контролю, включающему в себя контроль над частной жизнью, нормами поведения, мышлением подданных. В свободных обществах у человека куда больше возможностей оставаться вне идеологического влияния власти, однако полностью изолироваться от него практически невозможно.
Наконец, важная функция власти — приспособление политических институтов к выполнению поставленных целей: налаживание работы бюрократического аппарата, контроль над этим аппаратом, укрепление или, наоборот, ослабление принципа разделения властей, формулирование принципов отношений с оппозицией, проведение политических реформ в своих интересах и т. д.
Основания власти
Упоминавшиеся ранее три «лица власти» могут проявляться в разных формах. Подчинение объекта может строиться на различных основаниях.
Страх — одна из важнейших основ власти. Выше уже говорилось о неизбежной связи власти с наказанием или хотя бы с угрозой возможности применения такового в случае неповиновения. Естественно, в каждом конкретном обществе страх играет большую или меньшую роль. Чем более деспотично государство, тем сильнее страх подданных перед нарушением закона и следующей за этим суровой карой. В то же время в любой системе, опирающейся на правила, предполагаются определённые санкции за их несоблюдение. Даже в любящей и заботливой семье ребёнок знает, что за проступок его накажут, хотя форма наказания, скорее всего, будет не такой суровой, как в семье с более жестокими порядками.
В демократических государствах, основанных на рациональной легитимности, страх значит куда меньше, чем в государствах традиционной легитимности, однако и здесь существуют суд, карательные органы, тюрьмы, различные формы наказания за неповиновение власти, а значит, и страх перед ними. Но если страх превращается в главную, почти единственную основу власти, то велика вероятность, что рано или поздно объект власти прекратит повиноваться — произойдёт революция, переворот, свержение тирана и т. д.
Поэтому даже самые жестокие политические режимы не держатся исключительно на страхе. Одновременно проводится массированная идеологическая обработка общества при помощи средств массовой информации, образования, культуры, которая создаёт основу для более сознательного подчинения народа власти, основанного на ощущении им (народом) своей причастности к тем идеалам, которые она проповедует.
Другим прочным основанием власти может служить традиция, мысль о том, что отношения между субъектом и объектом власти, существующие на сегодняшний день, оставались неизменными в течение многих поколений и «не нам их менять». Роль этого фактора была очень велики в доиндустриальных обществах, построенных на традиционной легитимности. Не случайно в Древнем мире и в Средние века в подавляющем большинстве государств власть передавалась по наследству. Право на престол нового царя, короля, князя, султана естественным образом выводилось из того, что его отец, дед и т. д. тоже были монархами. В торжественном именовании древнего правителя, как правило, подчёркивался царский титул не только его самого, но и его отца. Вполне закономерно стремление многих правителей возводить свою генеалогию к богам или героям — таким образом традиция передачи власти в их семье получала сильнейшее подкрепление.
Одной из существенных причин, повлиявших на начало в России Смутного времени, стало пресечение в конце XVI в. династии Рюриковичей. Борис Годунов (1552—1605)— мудрый, разумный и достаточно мягкий по тем временам правитель — казался законным царём, пока не разразились природные катаклизмы. Холод и голод начала XVII в. были восприняты большинством подданных Годунова как Божья кара, от которой народ не мог защитить государь, избранный и Земским собором, а значит, не опиравшийся на древнюю традицию.
И Новое и Новейшее время значение страха и традиции для поддержания политической стабильности но прежнему остаётся достаточно существенным. Но в странах с рациональной легитимностью власти на передний план выдвигаются другие факторы: интересы объекта, убеждение авторитет субъекта власти.
По мере того как всё новые и новые страны переходили к демократическому строю, распространялась и укреплялась убеждённость в том, что власть должна учитывать и защищать интересы всех членов, а не только собственные. По сути дела, любое народное представительство отвечает или, по крайней мере, должно отвечать этому условию. В борьбе за власть представители различных политических течений пытаются максимально убедительно продемонстрировать, что именно они являются наилучшими выразителями и защитниками интересов избирателей, т. е. стремятся завоевать наибольший авторитет. Естественно, авторитет может строиться на прочных основаниях, а может быть «дешёвым», приобретённым за счёт популистских действий лидера или организации.
Но в любом случае наличие авторитета, вера людей в то, что эти конкретные носители и форма власти соответствуют их интересам, — один из важнейших факторов, определяющих прочность и стабильность власти.
Конечно, традиционная власть пользовалась не меньшим, а в какой-то мере и большим авторитетом, чем основанная на рациональной легитимности. В этом последнем случае субъект власти апеллирует к логическим доводам, формулирует политические программы, планы экономического развития и т. д. Впрочем, авторитет власти может быть окружён иррациональным ореолом и в Новое время, как это происходит с многочисленными диктаторами и харизматическими лидерами, которым приписывают все мыслимые достоинства и на которых возлагают надежды по решению всех существующих в обществе проблем.
Ресурсы власти
Политическая власть использует различные виды ресурсов.
Обладание экономическими ресурсами является одним из ключевых условий устойчивости и мощи власти. Может быть, в истории и есть примеры, когда харизматический лидер приходил к власти, не располагая большим запасом средств, но удержаться у руля и эффективно управлять государством, не владея достаточными ресурсами, уж точно нельзя.
Прежде всего, власти требуются деньги — как для собственного функционирования (организация госаппарата, сбор информации, содержание силовых органов), так и для успешного управления страной (развитие экономики, социальные программы, содержание бюджетников).
Помимо денег экономическими ресурсами власти служат природные богатства страны. В число важнейших из них в современном мире входит нефть, обладание или же, наоборот, нехватка которой оказывает огромное влияние не только на экономическое развитие страны, но и на её политическую жизнь.
Долгое время государственная власть не так уж сильно вмешивается в экономическую сферу. Использование экономических ресурсов в древних и средневековых государствах ограничивалось в большинстве случаев сбором налогов и содержанием чиновников и войска. Только в XVII в. возникли первые теории о необходимости более пристального контроля над этими ресурсами. В частности, сформулированная тогда экономистами теория меркантилизма гласила, что богатство страны зависит от количества денег в ней. Вдохновляясь этими идеями, правители стали проводить протекционистскую политику, суть которой сводилась к защите собственной экономики при помощи системы таможенных пошлин. Таким образом, государство впервые начало активно участвовать в процессе формирования экономических ресурсов страны.
Совершенно новый подход обозначился в XX в., когда распространились представления о возможности, а иногда и о жизненной необходимости государственного вмешательства в финансовую сферу, участие в контроле над природными ресурсами, развитие госсектора в экономике и т. д.
Силовые ресурсы — другое мощное средство, с помощью которого власть обеспечивает своё влияние. Как уже отмечалось, любое, даже самое демократическое правление в той или иной мере использует принуждение, наказание или хотя бы страх перед возможным наказанием. Именно поэтому — силовые структуры армия, карательные органы, суд, тюрьмы, разведка и контрразведка — играют огромную роль в жизни государства. Такая ситуация существовала во все времена; не случайно одним из важнейших этапов формирования государственной власти в любом обществе было сначала выделение военной знати, затем создание письменных законов и, соответственно, аппарата, отвечающего за их исполнение и наказание тех, кто законы нарушает.
Роль силовых структур в современной власти — сложная и противоречивая проблема. С одной стороны, они необходимы для поддержания власти, с другой — постоянно существует риск приобретения этими структурами излишнего влияния, так как они легко могут под видом обеспечения всеобщей безопасности добиться полного контроля над остальными институтами.
В последние годы во многих странах ведутся острые дебаты о том, надо ли наделять силовые структуры новыми полномочиями для более эффективной борьбы с терроризмом. Сторонники такой политики говорят о необходимости обеспечить безопасность общества, тогда как противники опасаются возможных нарушений прав человека.
Примерами излишнего влияния силовых структур могут служить многочисленные милитаристские перевороты в странах Латинской Америки и Азии, где военные приходили к власти, отстраняя демократические правительства. Конечно, власть не способна обойтись без силовых ресурсов — но очевидно, что она должна использовать их только при достаточно широком контроле со стороны общества.
Ещё одна группа ресурсов, чьё значение постоянно возрастает, — это ресурсы информационные. Владение информацией всегда было необходимым условием существования власти. С глубокой древности правители стремились иметь адекватное представление о своих подданных: об их количестве, нуждах, а подчас и об их настроениях. Для этого они проводили переписи, принимали жалобы, содержали шпионов. В то же время «третье лицо» власти нуждается в распространении информации, служащей интересам государства, — для обоснования своей политики и формирования соответствующих взглядов у подданных.
Прежде, когда информация передавалась медленно, а большая часть населения была неграмотной, функцию информационных ресурсов часто брали на себя религия и образование — две силы, с помощью которых власть внушала нужные ей идеи. Правители XVI—XVII вв. не жалели денег на строительство дворцов, устройство пышных празднеств, приглашение знаменитых художников и скульпторов, чтобы продемонстрировать всем своё могущество, — это тоже был своеобразный информационный ресурс.
Когда в Новое время стали возникать новые способы передачи информации и появилась система СМИ (средств массовой информации), власть быстро почувствовала, как огромен их потенциал. В современном мире, где постоянно с огромной скоростью передаются гигантские объёмы информации, значение этих ресурсов трудно переоценить. Владение информацией и правильное её размещение часто дают возможность выиграть в борьбе за власть. С одной стороны, это приводит к желанию как можно быстрее получать сведения об экономических, политических, экологических и любых других переменах. С другой стороны, власть использует практически безграничный потенциал СМИ для обоснования своей политики, внушения подданным тех или иных идей, борьбы с оппозицией (которая со своей стороны также стремится поставить информацию себе на службу).
В современном мире вовремя опубликованная статья или материал, размещённый в Интернете, могут уничтожить репутацию политика, а правильно проведённая пиар-кампания способна изменить расстановку политических сил в стране и повлиять на исход выборов. Настоящим войнам часто предшествуют или же сопутствуют войны информационные: СМИ освещают ход событий в нужном власти свете и мощно воздействуют на общественное мнение. Когда в 1991 г. американская телекомпания CNN показывала в прямом эфире операцию «Буря в пустыне» (войну между США и Ираком), такие передачи были редкостью. Ныне онлайновое освещение вооружённых конфликтов стало само собой разумеющимся.
Власть может пользоваться также социальными ресурсами, предполагающими повышение или понижение социального статуса граждан, обеспечение их доступа к образованию, здравоохранению и т. д. Важную роль в выполнении задач власти играют и демографические ресурсы.
Уровни власти
Политическая власть может осуществляться на нескольких уровнях: макроуровень — власть в масштабе всего государства, мезоуровень — власть на уровне тех административных единиц, на которые делится государство, и, наконец, микроуровень — проявление власти в малых группах на местах.
Макроуровень, естественно, определяет стратегические вопросы в деятельности власти, однако стабильность государства и эффективность управления во многом зависят от того, как организована координация действий власти на всех уровнях. Если решения, принимаемые на макроуровне, в той или иной форме саботируются на других уровнях, то власть оказывается неэффективной. Политика, при которой практически все вопросы решаются на макроуровне, обычно оказывается не слишком успешной.
Микроуровень важен тем, что на нём осуществляется контакт представителей власти с обществом — в виде его отдельных членов или же неправительственных организаций. Если эти контакты дают возможность сотрудничества и соотнесения интересов обеих сторон, то они оказываются крайне выгодными, если же они носят излишне бюрократический или, наоборот, слишком анархический характер, то от этого страдают и власть, и общество.
Типы власти
Типы политической власти могут определяться по различным принципам. Наиболее распространённый подход — классификация по форме политического режима. Возможно деление в зависимости от формы правления: монархия (абсолютная, конституционная), республика (президентская, парламентская, смешанная), а также по национально-территориальному устройству государства: унитарная, федеративная, конфедеративная власть.