Что такое полисенсорная среда
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
«Логопедические занятия с детьми с ОВЗ»
Ресурсы полисенсорной среды как элемент логопедического занятия с детьми с ОВЗ
Автор: Токарь Ольга Николаевна, логопед, Тындинский комплексный центр социального обслуживания населения, город Тында, Амурская область
Ресурсы полисенсорной среды как элемент логопедического занятия
с детьми с ОВЗ
Полисенсорная среда – это организованное особым образом окружающее пространство, состоящее из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на анализаторные системы человека. Восприятие окружающего мира и себя человеком осуществляется при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых нарушениях развития у детей, в том числе и при речевых нарушениях, сенсорный поток депривирован. Дети нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции, которую удобней всего реализовать в полисенсорной среде, оснащенной стимуляторами различного типа. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно-неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно. В полисенсорной среде возможно создать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Элементы логопедических занятий, проводимые в полисенсорной среде могут быть направлены на решение следующих задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций центральной нервной системы за чет создания обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных функций (зрение, осязание, слух, моторика); развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению занятий. Приведем примеры оборудования, применяемого на логопедических занятиях в Тындинском комплексном центре.
Мягкие пуфики используются для сидения в удобной для ребенка позе. Сидя на пуфиках, ребенок с ОВЗ отдыхает, слушает музыку, наблюдает за светоэффектами в полисенсорной комнате, релаксирует. Пуфики легкие и мобильные, их можно легко размещать в любой зоне пространства. Использование мягких модульных наборов с целью создания окружающей среды по замыслу логопеда и самого ребенка с нарушениями в развитии. Игры с модулями способствуют развитию моторных навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. Разнообразие модулей по форме, величине и цвету способствует сенсорному и познавательному развитию детей, развивают пространственное мышление. Пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Она дает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой колонной, усиливают этот эффект. Применение панно «Кривое зеркало», способствует изменению положения ребенка при его передвижении, т.к. меняется комната, изменяются пропорции отдельных частей его тела: головы, глаз, рук, туловища и др. Данное кривое зеркало искажает все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент неожиданности, сказочности, необычности. Включение в логопедическую работу прибора динамической заливки светом – чрезвычайно полезное направление, он создает на противоположной стене комнаты световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Зрелище, напоминающее северное сияние, оказывает сильное эмоциональное и оптическое воздействие. Изменяющиеся цвета без четких границ не требуют значительного интеллектуального напряжения и позволяют ребенку с ОВЗ максимально расслабиться, способствуя релаксации, развитию фантазии и речи. Данное оборудование позволяет сделать занятие более познавательным, увлекательным и повышает эффективность работы логопеда с детьми с ОВЗ.
Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»
ЕЛЕНА КОСЕНОК
Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»
Подготовили и провели:
Учитель – дефектолог Е. А. Косенок
Воспитатели: Н. А. Клушина; В. В. Бражнова
(Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом)
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Работаем мы на группе компенсирующей направленности для детей с
Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием, а так же жизнедеятельностью всего организма.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.
Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.
Сенсорное развитие ребенка – это формирование и развитие его восприятия и выработка представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, качествах и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия.
Развитие полисенсорного восприятия – зрительного слухового, обонятельного, осязательного, вкусовой чувствительности – необходимо детям с ослабленным зрением и тем более – с глубоким нарушением зрения. При недостаточности зрения у детей полноценный образ предметов формируется искаженно (низкая острота зрения, сужение поля зрения, нарушение цветовосприятия, отсутствие бинокулярного зрения). Поэтому надо развивать сохранные анализаторы: осязание, обоняние, слуховое восприятие, вкусовую чувствительность, которые дополнят зрительный образ.
Коллеги предлагаю перейти к практической части семинара.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Игра «Ручеёк радости»
Приглашаю всех на общий круг.
Возьмитесь за руки и закройте глаза. Я легко пожимаю руку стоящему рядом игроку – «передаю радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться ко мне. Улыбнитесь друг другу, и пройдите на свои места.
Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов.
Вопрос: «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники?»
(Цвет, форма, величина, пространственное положение)
Предлагаю представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (выбор игры для презентации из предложенных на выставке). Презентация игры не более 2 минут. Предлагаю начать презентацию, кто готов.
2. Презентация дидактических игр.
3. Игра «Бродилка». (проводит Н. А. Клушина)
Предлагаю каждой команде карточку с описанием маршрута. По его ходу вы должны выполнить все задания. Приступайте к выполнению, после прохождения маршрута занимаем свои места.
4. Игра «Передай рисунок» (проводит Н. А. Клушина)
Коллеги, приглашаю всех встать «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, он озвучивает, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.
5. Игра «Угадай-ка» (проводит В. В. Бражнова)
Приглашаю по одному представителю от каждой команды.
Предлагаю угадать объекты, используя:
а) слуховой анализатор;
Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:
б) тактильный анализатор;
Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:
в) обонятельный анализатор;
Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:
в) вкусовой анализатор.
6. Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию»
(рисование двумя руками одновременно, проводит В. В. Бражнова)
Наш семинар подходит к завершению, у нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас получил возможность проявить свое творчество и заряд положительных эмоций.
Приглашаю по одному представителю от каждой команды.
Предлагаю нарисовать двумя руками одновременно настроение сегодняшней встречи.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Наш опыт работы с такими детьми показывает, что при использовании дидактических игр направленных на развитие полисенсорного восприятия детей с нарушением зрения, является формирование у них умений и навыков активного использования зрительного (по возможности, слухового, осязательного восприятия, обонятельной и вкусовой чувствительности, как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях.
В заключение нашей встречи, благодарим всех за сотрудничество, желаем успехов и творческих идей.
Дидактические игры для детей с нарушением зрения Дидактические игры для детей с нарушением зрения1. «Угадай чей силуэт?» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, целостное.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения Ориентировка в пространстве. «Игрушки пришли к нам в гости». Цель: Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению.
Методическая разработка «Семинар-практикум для детей и родителей «Игры без ничего» (подготовительная группа) Семинар-практикум для родителей с детьми «Игры без ничего» в подготовительной группе. Участники практикума: дети, родители, воспитатели.
Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения» В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эти.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с развивающими.
Семинар-практикум для воспитателей «Дидактические игры для формирования фонематических процессов у дошкольников» Семинар – практикум для воспитателей ДОУ Яшина Т. А. 07 апреля 2017 г на базе дошкольного корпуса 1799 СОШ №1394 Тема : Дидактические игры.
Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.
Семинар-практикум «Игры для подготовки детей к школе» в подготовительной группе Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Спасибо, что дела свои отложили, В зал наш светлый поспешили. Пошутить и поиграть,.
Развитие полисенсорного восприятия у дошкольников со зрительной депривацией.
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Оксана Владимировна Соколова | Коррекционные дисциплины | Детский сад класс | Доклады | 1 111 |