Что такое полисенсорная среда

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

    Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда

«Логопедические занятия с детьми с ОВЗ»

Ресурсы полисенсорной среды как элемент логопедического занятия с детьми с ОВЗ

Автор: Токарь Ольга Николаевна, логопед, Тындинский комплексный центр социального обслуживания населения, город Тында, Амурская область

Ресурсы полисенсорной среды как элемент логопедического занятия

с детьми с ОВЗ
Полисенсорная среда – это организованное особым образом окружающее пространство, состоящее из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на анализаторные системы человека. Восприятие окружающего мира и себя человеком осуществляется при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых нарушениях развития у детей, в том числе и при речевых нарушениях, сенсорный поток депривирован. Дети нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции, которую удобней всего реализовать в полисенсорной среде, оснащенной стимуляторами различного типа. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно-неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно. В полисенсорной среде возможно создать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Элементы логопедических занятий, проводимые в полисенсорной среде могут быть направлены на решение следующих задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций центральной нервной системы за чет создания обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных функций (зрение, осязание, слух, моторика); развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению занятий. Приведем примеры оборудования, применяемого на логопедических занятиях в Тындинском комплексном центре.
Мягкие пуфики используются для сидения в удобной для ребенка позе. Сидя на пуфиках, ребенок с ОВЗ отдыхает, слушает музыку, наблюдает за светоэффектами в полисенсорной комнате, релаксирует. Пуфики легкие и мобильные, их можно легко размещать в любой зоне пространства. Использование мягких модульных наборов с целью создания окружающей среды по замыслу логопеда и самого ребенка с нарушениями в развитии. Игры с модулями способствуют развитию моторных навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. Разнообразие модулей по форме, величине и цвету способствует сенсорному и познавательному развитию детей, развивают пространственное мышление. Пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Она дает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой колонной, усиливают этот эффект. Применение панно «Кривое зеркало», способствует изменению положения ребенка при его передвижении, т.к. меняется комната, изменяются пропорции отдельных частей его тела: головы, глаз, рук, туловища и др. Данное кривое зеркало искажает все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент неожиданности, сказочности, необычности. Включение в логопедическую работу прибора динамической заливки светом – чрезвычайно полезное направление, он создает на противоположной стене комнаты световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Зрелище, напоминающее северное сияние, оказывает сильное эмоциональное и оптическое воздействие. Изменяющиеся цвета без четких границ не требуют значительного интеллектуального напряжения и позволяют ребенку с ОВЗ максимально расслабиться, способствуя релаксации, развитию фантазии и речи. Данное оборудование позволяет сделать занятие более познавательным, увлекательным и повышает эффективность работы логопеда с детьми с ОВЗ.

Источник

Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда ЕЛЕНА КОСЕНОК
Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»

Подготовили и провели:

Учитель – дефектолог Е. А. Косенок

Воспитатели: Н. А. Клушина; В. В. Бражнова

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда

(Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом)

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Работаем мы на группе компенсирующей направленности для детей с

Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием, а так же жизнедеятельностью всего организма.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.

Сенсорное развитие ребенка – это формирование и развитие его восприятия и выработка представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, качествах и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия.

Развитие полисенсорного восприятия – зрительного слухового, обонятельного, осязательного, вкусовой чувствительности – необходимо детям с ослабленным зрением и тем более – с глубоким нарушением зрения. При недостаточности зрения у детей полноценный образ предметов формируется искаженно (низкая острота зрения, сужение поля зрения, нарушение цветовосприятия, отсутствие бинокулярного зрения). Поэтому надо развивать сохранные анализаторы: осязание, обоняние, слуховое восприятие, вкусовую чувствительность, которые дополнят зрительный образ.

Коллеги предлагаю перейти к практической части семинара.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Игра «Ручеёк радости»

Приглашаю всех на общий круг.

Возьмитесь за руки и закройте глаза. Я легко пожимаю руку стоящему рядом игроку – «передаю радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться ко мне. Улыбнитесь друг другу, и пройдите на свои места.

Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов.

Вопрос: «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники?»

(Цвет, форма, величина, пространственное положение)

Предлагаю представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (выбор игры для презентации из предложенных на выставке). Презентация игры не более 2 минут. Предлагаю начать презентацию, кто готов.

2. Презентация дидактических игр.

3. Игра «Бродилка». (проводит Н. А. Клушина)

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда

Предлагаю каждой команде карточку с описанием маршрута. По его ходу вы должны выполнить все задания. Приступайте к выполнению, после прохождения маршрута занимаем свои места.

4. Игра «Передай рисунок» (проводит Н. А. Клушина)

Коллеги, приглашаю всех встать «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, он озвучивает, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда

5. Игра «Угадай-ка» (проводит В. В. Бражнова)

Приглашаю по одному представителю от каждой команды.

Предлагаю угадать объекты, используя:

а) слуховой анализатор;

Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:

б) тактильный анализатор;

Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:

в) обонятельный анализатор;

Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:

в) вкусовой анализатор.

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда

6. Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию»

(рисование двумя руками одновременно, проводит В. В. Бражнова)

Наш семинар подходит к завершению, у нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас получил возможность проявить свое творчество и заряд положительных эмоций.

Приглашаю по одному представителю от каждой команды.

Предлагаю нарисовать двумя руками одновременно настроение сегодняшней встречи.

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная среда

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наш опыт работы с такими детьми показывает, что при использовании дидактических игр направленных на развитие полисенсорного восприятия детей с нарушением зрения, является формирование у них умений и навыков активного использования зрительного (по возможности, слухового, осязательного восприятия, обонятельной и вкусовой чувствительности, как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях.

В заключение нашей встречи, благодарим всех за сотрудничество, желаем успехов и творческих идей.

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная средаДидактические игры для детей с нарушением зрения Дидактические игры для детей с нарушением зрения1. «Угадай чей силуэт?» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, целостное.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения Ориентировка в пространстве. «Игрушки пришли к нам в гости». Цель: Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению.

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная средаМетодическая разработка «Семинар-практикум для детей и родителей «Игры без ничего» (подготовительная группа) Семинар-практикум для родителей с детьми «Игры без ничего» в подготовительной группе. Участники практикума: дети, родители, воспитатели.

Что такое полисенсорная среда. Смотреть фото Что такое полисенсорная среда. Смотреть картинку Что такое полисенсорная среда. Картинка про Что такое полисенсорная среда. Фото Что такое полисенсорная средаОписание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения» В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эти.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с развивающими.

Семинар-практикум для воспитателей «Дидактические игры для формирования фонематических процессов у дошкольников» Семинар – практикум для воспитателей ДОУ Яшина Т. А. 07 апреля 2017 г на базе дошкольного корпуса 1799 СОШ №1394 Тема : Дидактические игры.

Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.

Семинар-практикум «Игры для подготовки детей к школе» в подготовительной группе Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Спасибо, что дела свои отложили, В зал наш светлый поспешили. Пошутить и поиграть,.

Источник

Развитие полисенсорного восприятия у дошкольников со зрительной депривацией.

Отмечая основную особенность слепого дошкольника, Л.И. Солнцева пишет, что она «заключается в некотором общем отставании развития слепого ребёнка по сравнению с развитием зрячего…, что вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира».

Первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, что объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса (неудачи поисковой деятельности, связанные с болевыми ощущениями при столкновении с предметами), а также отсутствием дистантно и сильно действующих световых и цветовых раздражителей. Слепые дети (особенно слепорождённые) очень пассивны и неподвижны. Недостаток, а тем более отсутствие зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения. Ребёнок не потягивается, не привстаёт, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками (Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко). Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на три-четыре года.

Отрицательные подкрепления ориентировочного рефлекса негативно сказываются на первоначальной мотивации сенсорной деятельности – формировании потребности в ощущениях, «желании воспринимать» (Вудвортс), а следовательно, и на активности отражения.

Развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить желание ребёнка узнать, что его окружает, но и от внешних воздействий, определяющих возникновение желания – мотива ориентировочной деятельности.

Снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие слепого ребёнка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность.

Однако действие этих неблагоприятных факторов можно успешно нейтрализовать, стимулируя в процессе специально организованной коррекционно-педагогической деятельности активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы.

Исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что что в условиях специального воспитания и обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причём компенсация недостаточности психических функций (например, развитие восприятия) в ряде случаев (при наличии остаточного зрения) влечёт за собой физиологическую компенсацию (например, улучшение зрительных функций).

В ориентировочной деятельности слепые дети могут использовать различные виды ощущений: зрительные (при наличии остаточного зрения), слуховые, тактильные (прикосновение, давление, температурные, болевые), кинестезические (мышечно-суставные), вибрационные, статические (вестибулярный аппарат), хеморецепторные (вкус и обоняние), кожно-оптическое чувство.

В обучении и воспитании слепых дошкольников важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых можно отметить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности.

Восприятие – это процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. У слабовидящих и частичнозрячих, как и в норме, наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Только при значительных снижениях остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже) и абсолютной слепоте доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательных анализатор, лежащие в основе осязательного восприятия.

Восприятие характеризуется целостностью и структурностью. В процессе сенсорного развития у ребёнка создаётся целостный образ предметов и явлений, который возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом. Целостность образа складывается на основе знаний о предметном мире, а также совокупности воспринимаемых ощущений и действий. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов.

У слабовидящих и слепых с остаточным зрением наблюдается фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями. Дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов. Сужение полей зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. Ребёнок осматривает предметы и изображения по частям, выделяя их отдельные признаки и свойства. Таким образом, одновременный характер восприятия заменяется последовательным (сукцессивным) узнаванием.

С помощью тактильного восприятия дети получают разнообразный комплекс ощущений: прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет определить форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции и пропорциональные отношения. В практике обучения и трудовой деятельности у слепых детей компенсаторно вырабатываются тонкие дифференцировки в оценке сложных пространственных характеристик, пропорциональных отношений, фактуры, формы и размера предметов.

При отсутствии или глубоких нарушениях зрения огромную роль играет развитие осязательного восприятия. С помощью осязания слепые дети могут адекватно отражать форму, величину, направление, удаление, покой и движение объектов. Только при помощи осязания можно распознать сдавливаемость, вес, тепло и холод. Только при помощи зрения можно различить цвет, однако при наличии определённых способностей можно развивать т. н. кожное зрение (различение цвета с помощью осязания).

Необходимо формировать у незрячих дошкольников младшего возраста навыки различения с помощью осязания контуров, величины и формы доступных объектов окружающего пространства. Необходимо формирование и развитие навыков предметного осязания у дошкольников старшего возраста в ходе подготовки к обучению письму шрифтом Брайля и использованию ориентировочной трости.

Осязательное обследование объектов может осуществляться мономануальным и бимануальным способом. При любом из них формируется адекватный образ объекта, однако бимануальное обследование имеет существенные преимущества: расширяется осязательное поле, повышается скорость (в 1,5-2 раза) и точность обследования. Это особенно важно при работе с большими по размеру или сложными по форме предметами, а также при работе с несколькими предметами одновременно.

В случае необходимости обследования очень мелких предметов (толщина нитки, отверстие в игле) используется ротовое осязание (при помощи языка). Если нет возможности использования пальцев в процессе осязания, можно подключать нос и подбородок.

Компенсаторные функции осязания проявляются во всех видах деятельности слепых дошкольников. Игровая деятельность слепого ребёнка должна направляться и регулироваться взрослыми. Должны использоваться все анализаторы, специальные игрушки и игры.

По звукам слепые и слабовидящие дети могут определить многие предметные и пространственные свойства окружающей среды. При достаточной тренировке они могут по звуку локализовать его источник, установить, находится ли звучащий предмет в покое или движении, определить скорость и направление его движения. Звуки для слепых детей являются опознавательными ориентирами в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности.

Для того, чтобы дети с глубокими нарушениями зрения в полной мере могли овладеть процессами игровой, учебной, трудовой, конструктивно-технической деятельности, чтения и выполнения изображений, требуется довести развитие наглядно-образных представлений и пространственного мышления до высокого уровня. Важным условием полноценного овладения навыками является активная предметно-практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мыслительными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов.

В работе по развитию и коррекции пространственного представления большое значение имеет формирование представлений о форме и размерах предметов, протяжённости и направлениях пространства. При изучении формы предметов она анализируется и делится на составляющие элементы с выделением существенных признаков. Изучению размеров и пропорций предметов, протяжённости и направлений пространства способствуют измерительная практика, моделирование и конструирование по образцу и словесному описанию, развитие навыков ориентировки в условиях микро- и макропространства.

Овладение знаниями и умениями предполагает обогащение словарного запаса у слепых детей и понимание ими конкретного значения слов специфического характера.

При ограничении чувственного познания, обеднённости представлений у слепых и слабовидящих возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, т.е. несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов. Наибольший вербализм в речи слепых детей проявляется в словесных обозначениях пространственных свойств и отношений предметов. Если слепой ребёнок называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие и правильные представления об этом предмете. Это объясняется трудностями в установлении предметной сотнесённости слова и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике. Правильно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и превращаются в объекты познания. Речь облегчает сравнение признаков предметов, оживляет прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует усвоению знаний и расширению кругозора детей.

Таким образом, необходимо вести постоянную работу по расширению чувственного и практического опыта, оречевлению и конкретизации чувственных данных, введению сформированных представлений и соответствующих им словесных обозначений в более широкую систему коммуникативных связей и отношений.

В формировании и развитии полисенсорного восприятия слепых дошкольников большую роль играет специально организованная доступная коррекционно-развивающая среда. Эту функцию успешно выполняет полифункциональное автодидактическое и интерактивное оборудование светлой и тёмной сенсорных комнат.

Сенсорная комната – это «волшебная сказка», пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Дозированные занятия с детьми дают возможность на основе использования всех сохранных анализаторов активизировать двигательную активность воспитанников, расширяют их познавательные возможности, позволяют постепенно преодолеть страх окружающего пространства, развивают речевые и творческие способности слепых детей.

Планомерное полисенсорное воспитание слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста расширяет возможности в познании ими окружающего мира.

Источник

Что такое полисенсорная среда

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.

Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.

Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.

Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.

Дисфункция сенсорной интеграции

В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, особенно в тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сферах, которые являются фундаментом остальных сфер чувствительности, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.

Согласно современным представлениям, основанным на данных многих исследований, можно выделить 4 основные группы нарушений сенсорной интеграции:

1. Диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. В эту группу входят следующие виды расстройств:

2. Дисфункция сенсорной модуляции. Под сенсорной модуляцией понимается способность центральной нервной системы к организации адекватных по силе реакций на сенсорные воздействия. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в чрезмерной силе или слабости реагирования на сенсорные импульсы, поступающие по разным чувственным каналам. Выделяют несколько основных видов расстройств сенсорной модуляции:

3. Дефицит зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, которые являются фундаментом таких сложных когнитивных функций, как зрительно-пространственный анализ, конструирование, чтение, рисование, письмо. Так как развитие зрительной системы во многом зависит от вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем, зачастую первопричиной расстройства обработки зрительных сенсорных импульсов оказывается нарушенная интеграция ощущений от данных систем.

4. Дефицит переработки слуховой и слухоречевой информации, который наиболее опасен тем, что может приводить к замедлению речевого развития и коммуникационных навыков. Ярче всего проявляется в виде трудностей в обработке и интерпретации нужной слуховой информации, когда она предъявляется в условиях среды, зашумленной другими звуками.

Создатель теории сенсорной интеграции, американский эрготерапевт и специалист по детскому развитию Э. Джин Айрес также перечисляет основные, наиболее распространенные и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребенка нарушений переработки сенсорной информации:

Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции

В своей книге Джин Айрес дает некоторые рекомендации родителям по поводу того, что нужно делать в случае обнаружения у ребенка признаков дисфункции обработки сенсорной информации. Дефицит интеграции сенсорных ощущений сказывается на эмоциональной стабильности ребенка и успешности выполнения им жизненных задач, что приводит к понижению его самооценки и уверенности в себе. Соответственно, родители, понимая физическую природу проблем ребенка, не должны предъявлять к нему завышенных требований, должны быть терпимыми и высказывать свое неодобрение в мягкой форме, спокойно объясняя, какое поведение приемлемо и неприемлемо в данной ситуации, и не создавая таким образом у ребенка негативный образ себя и ощущение непринятия его близкими людьми. Вместо наказаний необходимо помогать ребенку вернуть самообладание, в чем может помочь выведение его из стрессовой ситуации в тихое помещение с успокаивающей обстановкой. При этом нужно устанавливать дома четкие, понятные правила, поддерживать дисциплину путем поощрения хорошего поведения и лишения приятных вещей за плохое поведение. Также нужно постараться структурировать окружающую среду так, чтобы она помогала упорядочивать поток ощущений и мозговую активность ребенка. Здесь будут полезными выработка определенного режима дня, соблюдение ребенком порядка в комнате и использование дома элементов обстановки, которые не вызывают у ребенка негативных ощущений. И, наконец, детей нужно обучать разным играм, которые будут развивать их способности к обработке сенсорной информации, собственную активность и творческий потенциал.

Но, самое главное, что должны сделать родители при обнаружении признаков дефицита обработки сенсорной информации у своего ребенка — как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью. Не стоит надеяться на то, что ребенок перерастет имеющиеся у него проблемы. Детский мозг пластичен, и его пластичность снижается с возрастом, поэтому коррекционное вмешательство специалиста будет тем эффективнее, чем раньше оно начнется. А все перечисленные выше поддерживающие действия родителей будут оказывать лишь дополнительное позитивное влияние, помогающее закреплять достигнутые на занятиях со специалистом результаты и делать коррекционное вмешательство более эффективным.

Сенсорно-интегративная терапия представляет собой программу коррекционного вмешательства, предполагающую активное участие ребенка в осмысленных видах деятельности, обеспечивающих ему усиленную сенсорную стимуляцию, особенно, в вестибулярной, тактильной и проприоцептивной сферах.

Данный тип терапии базируется на следующих принципах:

Особое внимание на занятиях уделяется именно тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системам в виду того, что они являются фундаментом развития всех остальных сфер чувствительности, и, соответственно, всех поведенческих навыков и когнитивных функций (восприятие, память, речь, мышление и т.д.). Работа с тремя базовыми сенсорными сферами требует специального оснащения, поэтому отличительной чертой сенсорно-интегративного подхода является наличие специально оборудованных сенсорных комнат, включающих в себя разнообразные подвесные качели, гамаки, бревна, а также балансиры и прочие неустойчивые поверхности, тяжелые одеяла и мячи, массажеры и т.д.

Иллюстрацией игровых упражнений, которые могут использоваться специалистами для развития интеграции вестибулярно-проприоцептивных и тактильных ощущений, могут служить, например, ползание ребенка через мягкую трубу с преодолением препятствия в виде давления специалистом на верхнюю стенку трубы, качание ребенка на подвесном бревне как на «лошадке», поиск предметов в коробке, заполненной песком, или восхождение на горку снизу-вверх к любимой игрушке.

По данным многочисленных исследований, терапия в рамках сенсорно-интегративного подхода эффективна для детей с разного рода проблемами, включая, помимо перечисленных выше видов нарушений интеграции ощущений, и такие распространенные в наше время проблемы, как трудности обучения, задержка психического развития (ЗПР), синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), расстройства аутистического спектра. Однако стоит отметить, что в основе данных расстройств может лежать не только дефицит обработки сенсорной информации, но и иные нарушения ЦНС или психологические факторы, поэтому наиболее успешным путем решения этих проблем может оказаться комбинирование в терапевтической программе упражнений из разных коррекционных подходов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

АвторПредметКлассТипПросмотрыФайлы
Оксана Владимировна СоколоваКоррекционные дисциплиныДетский сад классДоклады1 111