Что такое полимент для золочения
Опять про полимент
Золочение по гипсу, дереву, мастике на полимент.
Приготовление полимента.
— Жирную, предварительно отмученную глину на несколько дней замачивают. Затем мелко растирают, подогревают на водяной бане и тщательно перемешивают с постепенно добавляемой теплой массой следующего состава
(вес. ч.): глина — 100; детское мыло — 2; воск — 1; свиной жир — 0,5.
Перед употреблением полимент растирают курантом на мраморной плите и разбавляют «разводом».
-Развод готовят следующим образом:
1). яичные белки сбивают с водой в весовом соотношении 1 : 4, затем полученную смесь выдерживают в течение нескольких дней в теплом темном месте до сильного протухания;
2). 2%-й желатиновый клей.
Перед нанесением полимента предварительно ставят практические пробы, т. е. испытывают его на блеск («полер»), жесткость и адгезию.
По результатам проб вносят поправки в рецептуру: добавляют тот или иной компонент полимента и определяют необходимую степень разбавления его разводом.
2.22. Для первого покрытия используют полимент, разбавленный разводом на 75% (для лучшего сцепления всего полиментного покрытия с грунтом), для второго и третьего — на 50%, для четвертого — на 33%).
Последнее покрытие («сполоск») вновь выполняют полиментом самой жидкой консистенции.Полимент наносят колонковой или беличьей кистью ровными тонкими слоями (до 10 слоев) с перерывами для просушки каждого слоя.
По высыхании каждый слой протирают суконкой («очесывают»).
Накладка золота на полимент и полировка.
На увлажненную водкой поверхность полимента накладывают листки золота «внахлест» (до 1,5—2 мм) и тщательно «притыкают» их беличьей короткой кисточкой («притычкой») особенно в местах углублений.
При золочении больших гладких поверхностей золото накладывают с книжки целыми листами, а при золочении рельефных поверхностей золото «выдувают» из книжки на специальную подушку из замши, режут золотарным ножом на отдельные части («строфья»), затем веерообразной кистью («лапкой»), изготовленной из беличьего хвоста, переносят на поверхность, предназначенную для золочения, и притирают.
Полировку золота производят спустя 2—3 часа после золочения, разглаживая его до блеска сердоликовыми или агатовыми «зубками». Плавно, несильно надавливая, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте. При этом необходима особая осторожность, чтобы не «раздавить» золото и не вызвать шелушение левкаса.
Образовавшиеся трещины, разрывы золота, недозолоченные участки «фликуют», т. е. места дефектов золотят вновь.
Золочение на полимент
Золочение «на полимент» — один из древнейших методов нанесения чистого сусального золота, сусального серебра и, реже, потали. Многовековая традиция, передаваемая от мастера к мастеру, привела к тому, что оно по сей день практически идентично тому, как оно было создано при истоках искусства золочения.
Эта техника используется, прежде всего, при восстановлении позолоты, когда необходимо интегрировать отсутствующие или поврежденные части мебели, рамы. Она также подходит для создания точных копий старинных предметов и получения очень блестящих поверхностей или с заметным чередованием блестящих и непрозрачных участков.
Это более сложная и трудоёмкая техника золочения, в отличие от золочения на мордан или водную эмульсию.
Золочение на полиметн используется для:
Грунтовка или подготовительный этап.
Инструменты и материалы:
Первый этап заключается в подготовке клея, необходимого для последующей обработки мелового грунта.
Кроличий клей смешивают с водой в пропорции 1: 8 и дают ему отстояться около 12 часов. Затем состав подогревают в водяной бане около 8 часов. Через 2-3 часа после этого полученный клей нагревают вместе с болонским мелом в пропорции 1:3, чтобы получился состав полужидкой консистенции, и, не дав ему остыть, наносят на деревянную основу.
Необходимо нанести 6-7 слоев, непременно обрабатывая каждый слой наждачной бумагой. В заключение меловой грунт обрабатывают скребком для позолоты, чтобы сделать поверхность ровной и однородной.
Нанесение болюса
Инструменты и материалы:
Подготовленный на предыдущем этапе клей смешивают с болюсом в пропорции 1:3, чтобы получился состав полужидкой консистенции, но не очень водянистый. Затем, используя беличью или какую-либо другую подходящую кисть, состав наносят на меловой грунт в один или несколько слоев, так, чтобы не просвечивал белый фон.
Необходимое количество слоев зависит от густоты состава: чем она выше, тем меньше слоев потребуется. Слой болюса не должен быть слишком толстым, так как это может привести к отслаиванию листа после золочения.
Золочение
Инструменты и материалы:
В зависимости от формы и площади декорируемой поверхности, может потребоваться разрезать листы на более мелкие части. В этом случае лист надрезают при помощи ножа позолотчика, убедившись, что он хорошо разглажен на подушке. Одновременно в водяной бане разогревают водный раствор рыбьего клея в пропорции 1:10, который затем наносится на болюс, после чего на него можно накладывать золотой лист.
Во избежание растворения болюса, ни в коем случае не следует наносить слишком много клея. Пока состав не остыл, необходимо наложить золотой лист на болюс, перенося его с подушечки при помощи лампемзеля надлежащих размеров. Во время золочения листы придавливают ватным тампоном для усиления их контакта с болюсом.
Необходимо помнить, что золото ни в коем случае нельзя трогать руками вплоть до полного высыхания основы. Только после полной просушки можно приступать к необходимым исправлениям или добавлению недостающих деталей.
Полировка
Инструменты и материалы:
Этот процесс производится при помощи агатового зубка, по форме совпадающего с обрабатываемой поверхностью, путем многократных проходов с постепенным усилением нажима. Таким образом, золотой лист приклеивается к основе из мела и болюса, и поверхность становится блестящей и безукоризненно гладкой.
Закрепление
Инструменты и материалы:
Позолоченную поверхность можно защитить при помощи синтетического защитного состава или очищенного шеллака, нанеся один или несколько слоев кистью соответствующего типа. Не следует наносить избыточное количество состава во избежание потери блеска, полученного в результате полировки.
Ход работы золочения на полимент
1. Подготовка поверхности левкаса. Намочить пробку и затереть все царапины на левкасе. В некоторых случаях это можно сделать и влажной рукой, но недопустимо попадание много влаги на левкас, т.к. он может потрескаться при высыхании. Затем отшлифовать поверхность наждачной бумагой №800-1000.
§ Не доводить шлифовку левкаса до глянца – при полировке золота может отслоиться полимент.
2. Приготовление клея. Клей сделать 1,5-3%-й: 2-4г желатина на 110мл воды:
в баночку объемом 90мл насыпать столько желатина, чтобы он закрывал дно тонким слоем, залить прохладной кипяченой водой до горлышка и оставить для набухания на 30-40минут. Затем на «водяной бане» нагреть клей до полного растворения желатина и хорошо размешать кистью из щетины.
3. Приготовление полимента. Небольшое количество полимента развести этим горячим клеем до консистенции густой акварели. Раствор тщательно перемешать кистью или пальцем – он должен быть однородным, без комочков.
§ Состава полимента должно хватить на всю работу!
4. Нанесение полимента. В процессе работы полимент должен быть тёплым (можно его подогревать, поставив на «водяную баню»). Наносить приготовленный полимент на левкас тонкими слоями без затеков и пропусков. Просушивать каждый слой. При высыхании поверхность полимента становится матовой. Периодически, через 2-3 слоя, поверхность можно полировать сначала ватным тампоном, затем – наждачной бумагой №1000-1500.
§ если на тампоне остаются следы полимента, значит, клей недостаточно крепок.
Закончить нанесение полимента, когда его цвет будет максимально насыщен. Теперь его нужно отполировать.
5. Полировка полимента. Сначала поверхность полимента обрабатывается наждачной бумагой №1200, №1500, №2000, затем войлоком или грубым сукном (можно использовать кусочек валенка), а в конце работы довести поверхность до блеска фетром.
§ когда нимб и фон золотые, то на нимбе слой полимента желательно накладывать потолще;
§ до начала золотильных работ желательно стереть полимент, попавший на места, не предназначенные для золочения. Снять его можно влажной ваткой, накрученной на черенок кисти;
§ поверхность, покрытая полиментом, должна быть ровной, гладкой и равномерно блестеть.
6. Нанесение золота. Чтобы определить, достаточно ли в полименте клея, нужно положить контрольный кусочек золота на второстепенный участок иконы. Для этого нарезать лист золота на отмеренные по размеру кусочки, один из них взять на лапку. Взять лапку с золотом в одну руку, а в другую руку – кисть, смоченную водкой. Обильно налить на поверхность полимента водку и быстро положить золото на этот участок. Золото должно как бы «соскакивать» с лапки.
§ баночку с водкой и клеем держать все время накрытой крышкой, т.к. водка быстро испаряется;
§ следить, чтобы на участке, где налита водка, не появлялись сухие пятна, а излишки водки не заливались на золото. Подождать около 5 минут, если в помещении тепло; если влажно и холодно, то подольше. Когда морщинки на золоте начнут разглаживаться и станут тонкими, ватным тампоном слегка притамповать золото перпендикулярно к поверхности.
Если образовался под золотом большой пузырь, то его нужно сразу проколоть иглой, если маленький – можно осторожно выдуть его или прижать ватным тампоном. Делать это нужно быстро и аккуратно, чтобы не сдвинуть золото.
Через 5-10 минут протереть поверхность золота тугим ватным тампоном.
§ Если золото сходит с поверхности, то нужно добавить в водку несколько капель клея и снова проверить – положить ещё один контрольный кусочек.
§ Если золото приклеивается сразу, и складки не расправляются,- значит, клей слишком крепкий. Для исправления можно: 1. Притамповывать быстрее, не выжидая 5 минут или
2 вариант.
Немного развести полимент кипячёной водой и покрыть этим составом всю поверхность, затем заново отполировать.
Если качество золочения удовлетворительно, то продолжать золотить. Взять на лапку другой кусочек золота. Налить водку до края предыдущего листка, положить листок с небольшим нахлёстом. Дальше действовать как выше описано.
§ Учитывать при притамповывании, что места нахлеста листков сохнут дольше, и полировать эти места нужно чуть позже, чем листок.
§ На нимбе листки можно накладывать друг за другом – «чешуей» или в шахматном порядке. Полировать в том же порядке. Можно золотить поля с лузгой, начиная с нижнего поля. Затем, поднимаясь вверх, позолотить нимб, и от нимба спуститься вниз, позолотив весь средник.
§ На больших иконах удобно класть золото по целому листку.
§ Для золочения мелких деталей лист золота предварительно выкладывается на золотильную подушечку, на которой он разрезается на кусочки нужной величины.
| |
| |
| |
§ Переносится золото при помощи лапки.
§ Сухой волос лапки не возьмет золота, оно льнет к маслянистым поверхностям, поэтому перед работой нужно смазать маслом тыльную сторону левой руки или стеклянной колбы и во время работы легко проводить по ней лапкой.
§ На образовавшиеся дырочки в золоте положить заплатки. Для этого:
1. Добавить в водку чуть-чуть клея.
2. Вырезать заплатку размером больше, чем сама дырочка,
3.Дырочку смазать тонкой кистью №3, не заходя на золото, и приклеить заплатку.
§ при появлении желтых пятен на золоте от водки или клея, увлажнить дыханием и протереть ваткой;
§ жёсткие швы получаются из-за большого количества клея;
§ ватный тампон должен быть абсолютно сухой,
§ притамповывать нужно вовремя: если рано – золото рвется, поздно – не приклеится; притамповывать с небольшим усилием, позже ватой легко отполировать. Чем влажнее полимент, тем мягче и легче притамповывать.
9. Полировка золота. Полировать нужно тогда, когда полимент подсох, но не пересушен. Уловить этот момент – вот в чём проявляется мастерство позолотчика. Время полировки варьируется в зависимости от влажности воздуха в помещении и от погоды. Полировать можно хорошо отполированным камнем-кристаллом на рукоятке (агатом, сердоликом, гематитом), а также зубом хищного животного. Если таковых нет, в крайнем случае, можно использовать стеклянные вещи. Полировать следует так. Сначала пригладить тяжестью самого зубца, затем полировать в разных направлениях равномерно до нужного блеска.
§ Если золото снимается при полировке, значит, полимент не просох. При пересушенном полименте появляются царапины, полируется с трудом.
10. Закрепление золота.
а) лаком с пиненом в пропорции 1:2 (сохнет 24 часа).
б) шеллаком (сохнет быстро – за 1-2часа.
Покрывать мягкой кистью, без затеков и просветов. Поскольку шеллак на спирту, то на золоте может появиться белые мутные разводы (позже они исчезают).
Шеллак – это производный продукт естественной смолы гуммилака, также продукт выделения насекомых, живущих на тропических растениях. Он продается в сухом виде или в спиртовом прозрачном растворе и может быть разных оттенков: белого, золотисто-оранжевого, темного – красно-коричневого.
Разведение сухого шеллака. Насыпать шеллак в баночку с плотной крышкой и добавить спирт (93-96 градусов). Пропорции могут быть разные: ¼шеллака х ¾спирта от общего объёма или 1часть шеллака х 17частей спирта.
В первый день каждые 15-30мин баночку встряхивать, пока раствор не станет однородным. Со второго дня растворение идет само. Лак хранится долго, если загустеет – разбавить спиртом.
Иной способ золочения на полимент. /Сербия/.
1. Взять яйцо и разделить белок и желток. Миксером сбить белок и оставить его на 3 дня при комнатной температуре.
2. Удалить образовавшуюся пену.
3. Развести белок в 1 дцм дисцилированной воды. Это будет мерой белка.
4. Взять красный полимент хорошего качества и развести его с белком и водой в таких пропорциях:
1мера полимента + 2,5меры белка + 5мер дисцилированной воды.
Покрыть участки под золочение таким составом 7 раз.
§ Рекомендуется французский полимент Charbonnel.
§ Полимент должен быть пастообразной консистенции. Если полимент сухой, его необходимо размягчить в воде.
5. Составить красно-белый полимент в таком соотношении:
2меры красного полимента+1мера белого полимента+2,5меры белка+6мер чистой воды.
6. Пройтись этим составом 3-4 раза. Сушат слои феном на расстоянии 15-20 см от поверхности доски.
7. Полируют полимент синтетической тряпкой. Пыль сметают щёткой.
8. Приготавливают на водяной бане 1%-ный кроличий клей. Им покрыть 2-3 раза участки под золочение.
9. Золото накладывают на водку пополам с водой или на разведённый спирт в соотношении: 1мера 96%-ного спирта + 3меры дисц. воды.
§ Наливать водку немного, т. к. будет выходить клей.
10. положить кусочек золота. Через 10 минут протереть его через папиросную бумагу /от золотильной книжки/ пальцем.
11. Через 30 минут отполировать агатом. Проверить готовность золота для полировки. Для этого постучать по золоту – если звук звонкий, то полировать можно, а если глухой, то подождать.
12. Заплатки класть на водку или просто на придых. После – полировать бархатом.
13. По окончании золочения ещё раз пройтись агатом. Посмотреть, где образовались проплешины, и их отдельно отполировать агатом, чтоб блеск всей поверхности был ровным.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав
Как правильно наносить полимент
На этот вопрос есть много разных ответов. Здесь сколько мастеров позолотчиков – столько и мнений. Разнится информация как о количестве слоев, так и способе нанесения.
На этот вопрос есть много разных ответов. Здесь сколько мастеров позолотчиков – столько и мнений. Разнится информация как о количестве слоев, так и способе нанесения. Мы довольны нашим способом нанесения полимента (посмотреть наши работы можно на нашем сайте, либо в профиле Натальи Пустыльник ВКонтакте либо Фейсбуке) и считаем его самым оптимальным, и с радостью расскажем вам о нем.
Что касается количества слоев, мы рекомендуем следовать правилу «много-много тонких слоев». Этот способ позволяет нанести полимент идеально ровно, без залипов и затеков, а также у вас будет полная уверенность в том, что полимент не отслоится (кстати много других ошибок позолотчиков мы подробно описали в другой нашей статье). Тут действует та же логика, как и в нанесении левкаса на доску (а вот как его правильно нанести можно узнать здесь). Для резной позолоты с умеренной полировкой можно нанести всего 15 слоев, для более интенсивной гладкой позолоты – слоев 20, а вот для позолоты в греческом «зеркальном» стиле потребуется не менее 25 слоев (о том какие бывают стили позолоты и полировки мы написали в отдельном тексте). Каждый слой необходимо тщательно просушивать, прежде чем нанести следующий (опять, та ж логика, как и в нанесении левкаса, технологию изготовления которого мы описали в этой статье).
Чем наносить полимент? Традиционно его наносят с помощью широкой беличьей кисточки. Однако белка российского производства ужасно «лезет», а более качественная итальянская может стоить баснословных денег. Мы посмотрели, какие этому могут быть альтернативы и остановились на использовании гораздо более дешевых, но вполне подходящих очень мягких синтетических кистях флейц. Тут важно чтоб длина ворса не была слишком короткой, поэтому мы протестировали много кистей большого количества производителей и остановили свой выбор на этих (посмотреть их фотографии и заказать вы можете в нашем каталоге на сайте). Их ширина варьируется от 20мм до 60мм, что позволяет к каждому размеру доски подобрать нужный размер (так как не всегда целесообразно наносить полимент на всю поверхность доски, когда зазолотить нужно лишь небольшой фрагмент, например, нимб). Как оградить левкас от полимента в тех местах где он не нужен можно прочитать тут.
Полимент должен быть достаточно жидкой консистенции, чтобы не оставлять полос, но не слишком жидким, чтоб он мог успешно абсорбироваться в левкас. Кстати на этом этапе сразу можно увидеть брак левкаса иконописной доски (кстати, о том какой должен быть левкас, идеально подходящий для полиментной позолоты можно узнать в этой статье) – так называемое «кипение» левкаса.
Полимент необходимо отполировывать, начиная с самого первого слоя,
Чем полировать полимент? Исторически его натирали войлоком и различной ветошью, однако этот способ часто оставляет поверхность загрязненной различными волокнами ткани и пылью. Поэтому мы рекомендуем пользоваться специальными высокотехнологичными губками, посмотреть и заказать которые вы можете на нашем сайте по ссылке.
Помимо просушки каждого слоя отдельно, необходимо так же просушить всю толщу полимента. Поэтому золотить обычно получается лишь на следующий день. О том, как выбрать хорошее золото для следующего этапа золочения можно прочитать здесь.
А научиться наносить полимент и вообще золотить вы можете под чутким руководством Натальи Пустыльник ( то есть меня =) ) на наших мастер-классах по золочению. Наши мастер-классы проходят регулярно в выходные в Москве, несколько раз в год в Санкт-Петербурге, а также в других странах. Посмотреть программу обучения можно тут, а уточнить подробности и записаться на уроки по позолоте вы можете по номеру телефона +7(915)000-92-28
Существуют 2 разных типа полимента – натуральный и акриловый, соответственно, для каждого типа грунта (левкаса).
Существуют 2 разных типа полимента – натуральный и акриловый, соответственно, для каждого типа грунта (левкаса). Для натурального левкаса необходимо использовать только натуральный полимент, иначе со временем акриловый слезет и испортит вашу икону, а мы стараемся сделать ее на века, чтобы реставрировать наш труд пришлось не нашему поколению, а далеким потомкам. Поэтому при выборе полимента необходимо читать его тип и состав.
Читать аннотацию так же стоит по той причине, что в составе полимента, особенно итальянского производства, нередко уже есть клей. Мы относимся к клеевой пропорции крайне трепетно, (почему это так можно прочитать в этой статье), поэтому лишний клей для нас категорически не приветствуется. Не все производители считают своим долгом перевести состав своего продукта на русский или даже английский язык, поэтому стоит запастись словарем. Мы вам поможем – на итальянском языке кроличий клей будет писаться «colla di coniglio», а акрил так и будет – «acrilico».
Мы рекомендуем пользоваться профессиональным полиментом французского производства Lefranc Charbonel. Однако его производят только в больших банках по полтора килограмма (говорю же, это продукт для профессионалов). Такого объема полимента слишком много для одного позолотчика, в крупных мастерских в год уходит 1-2 банки этого продукта. Однако мы решили эту проблему для вас – мы фасуем его по 100 грамм и продаем на нашем сайте. Этого объема хватит, чтобы отзолотить 8-10 досок 50*60см. Так же этот полимент в силу своей натуральности (в составе только специальная глина и смола) подвержен затуханию, если слишком долго хранить его в тепле. Поэтому, мы рекомендуем хранить его в холодильнике.
Что касается цвета полимента, мы рекомендуем использовать только полимент красного цвета, это самый оптимальный вариант для золочения в иконописи, остальные цвета интерьерные. Более подробно о полименте и его количестве в золочении можно узнать на наших мастер-классах, которые мы проводим в выходные дни в Москве, либо других регионах и странах.