Что такое поликультурное образование

Поликультурное образование

Смотреть что такое «Поликультурное образование» в других словарях:

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (англ. multicultural education) 1) концептуальное идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества; 2) образовательная стратегия, представляющая последовательные образовательные процессы (организация,… … Большая психологическая энциклопедия

Глобальное образование — одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70 е гг. как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном многокультурном мире. В российской … Педагогический терминологический словарь

Факультет начальных классов МПГУ — Факультет начальных классов Московский педагогический государственный университет Английское название … Википедия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аккультурация, бикультурность, диалог культур, диаспора, картина мира, коммуникативная неудача, коммуникативное пространство, коммуникативные барьеры, компетенция лингвострановедческая, компетенция социальная, компетенция социокультурная,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Дискриминация — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Источник

Поликультурное образование: описание, основные категории

Что такое поликультурное образование

Поликультурное образование — это система образовательного процесса, настроенная на погружение учащегося в многонациональную среду.

Основной целью такого подхода является воспитание в учащемся уважения к различного рода культурам и национальностям. Развитие способности к построению коммуникативных связей с людьми самых разных мировоззрений, вероисповеданий и уровней жизни.

Теоретические основы

Впервые понятие поликультурного образования возникло в Международном педагогическом словаре: «поликультурное образование — полиэтническая (поликультурная) образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Факторы, отвечающие за повышение значимости роли межнационального образования в современном мире:

Становление и преобразования мультикультурного обучения в постсоветской России

Первый этап

Он охватывает 90-е года прошлого века. В эти времена представление о поликультурных связях опирается на идею совокупности материальных и духовных достижений каждого этноса. Тогда официальное признание культуры было лишь у тех народностей, которые были наиболее многочисленны.

Так и были созданы советские социалистические республики, внутри которых уже были автономные республики и национальные округа. Опираясь на это, реализовывалась система этнокультурного образования.

Таким образом, были определены основные задачи такого вида обучения:

Второй этап

Он охватывает период с конца 90-х по начало 2000-х. В поликультурном образовании появляются идеи формирования региональной идентичности и толерантности. Происходит внедрение поликультурных федеральных программ по обучению межкультурному диалогу, повышению устойчивости к различным этническим, религиозным и политическим конфликтам, а также формированию веротерпимости и толерантного сознания. Таким образом, решались сразу и проблемы гуманизации отношений между людьми, которые составляли одну этническую группу.

Третий этап

Происходит с начала 2000-х годов. В России продвигается идея о культуре, как о личном человеческом опыте. Так, каждый человек — создатель собственной культуры, который смешивает различные культурные влияния и делает из этого что-то индивидуальное. Поэтому российское поликультурное образование сегодня — это шанс для каждого человека продемонстрировать свой отдельный культурный мир, который при этом будет готов к интеграции других культур.

Принципы поликультурного образования и их характеристики

В концепцию развития поликультурности России входят следующие принципы образования:

Компоненты поликультурного образования

Структура идентификации культурной принадлежности человека многокомпонентна и строится, исходя из следующей градации ее составляющих:

Источник

Материал для доклада «Особенности поликультурного образования обучающихся»

Особенности поликультурного образования обучающихся

Поликультурное образование ( гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения. Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, то есть поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности.

Нельзя не отметить, что идеи поликультурного образования являются не только продуктом современности. Они обосновывались в прошлом многими исследователями. В этом плане большой интерес вызывает программа «Пампедия» Яна Коменского. Значительная ее часть посвящена формированию у детей умений жить в мире с окружающим, выполнять взаимные обязательства, уважать и любить людей. «Пампедия» представляет собой попытку создать программы универсального воспитания.

Наиболее полно, поликультурное образование рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования такого ученого как Д. Бэнкс и межкультурного образования: П. Бателаан, Г. Ауернхаймер,

В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции «Воспитание культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» Г. Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева,

З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования учеными А.Г. Абсалямовой,

Н.Б. Крыловой, А. В. Шафриковой и другими.

Л.Л. Супрунова видит цель поликультурного образования в развитии у обучающегося:

— способностей к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде;

— чувства понимания и уважения к представителям других культур;

— умений жить в мире и согласии с представителями разных наций, рас и верований.

Зарубежные и отечественные ученые по-разному определяют сущность поликультурного образования: как концептуальную основу содержания обучения и воспитания в культурно разнородном обществе, как направленность образовательного процесса, как процесс и результат подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире, как реформу школы с позиций мультикультурализма.

Сравнительный анализ словарно-справочной литературы, публикаций ученых позволяют выделить ряд сходных положений, характеризующих сущность этого феномена: нацеленность на создание в образовательных учреждениях условий для выбора обучающимися культурной идентичности; стремление обеспечить педагогическими средствами равноценные предпосылки для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; ориентация на утверждение в школе и обществе принципов социальной справедливости, соблюдения прав человека.

Международная энциклопедия образования, обобщая теоретические положения и скалывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях разных стран, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения инокультурных систем.

В российской справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающих поколений к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире.

Международные организации приняли пакет документов, инициирующих развитие идей поликультурного образования в европейском и мировом образовательном пространстве. Среди таких документов важнейшими являются Рекомендация Совета министров Евросоюза по обучению преподавателей межкультурному пониманию (1984), Декларация принципов толерантности (1995), Конвенция о миротворческом воспитании (2002), Конвенция о поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (2005).

Деятельность ЮНЕСКО и Совета Европы направлена на обеспечение качественного образования для всех и поощрение образования в интересах ценностей, прав человека, гражданственности, толерантности.

Поликультурное образование начинается с усвоения человеком ценностных представлений, признанных в окружающей социокультурной среде. Вместе с тем подготовку подрастающего поколения к жизни в многокультурном обществе следует осуществлять на основе разнообразных нравственных ценностей, сложившихся в ходе развития человечества. Это представления о добре, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость, то есть принимаемые и разделяемые большинством людей во все времена. Высоким нравственным потенциалом обладают ценности русской культуры: служение общественному долгу, открытость, бескорыстие, сострадание.

Цель поликультурного образования и воспитания состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Эта цель определяет конкретные задачи поликультурного образования:

— глубокое и всестороннее овладение обучающимися, культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

— формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

— создание условий для интеграции обучающихся в культуры других народов;

— развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

— воспитание обучающихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.

Таким образом, поликультурное образование направлено не только на воспитание обучающихся в духе уважения к представителям других наций и народностей, как это понимается большинством российских педагогов, но и на обеспечение образования равноценного качества всем обучающимся независимо от их цвета кожи, разреза глаз, пола, социального статуса, физических и умственных возможностей.

Источник

Поликультурное образование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Теоретические основы поликультурного образования

Поликультурное образование – это обучение, основанное на приобщении учащегося к многонациональному образовательному пространству и поликультурной жизнедеятельности.

Рисунок 1. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такое образование направлено на развитие у подрастающего поколения толерантности, уважения к чужой культуре, принятие вариативности культурного развития и уважения к разным культурам, национальным традициям и особенностям.

В основе поликультурного образования заложены:

Рисунок 2. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современном мире постоянно происходят процессы смешения разных культур, поэтому сохранение своего культурного наследия не теряет своей актуальности. Однако, при этом, у ребенка необходимо формировать навыки уважительного отношения к чужой культуре и тенденциям ее развития.

Поликультурное образование выстраивается таким образом, что культурная идентичность каждого субъекта сохраняется. При этом, формируются навыки культурного взаимодействия и функционального сотрудничества подрастающего поколения в полиэтнической среде.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование ориентировано на вписание этнокультурной идентичности каждого гражданина в национально-культурную среду, состоящую из совокупности разных культурных обществ. Этнокультурная идентичность каждого гражданина охраняется государством.

Интересы каждого гражданина должны оптимально сочетаться с интересами всего общества и государства. Это и есть ориентир функционирования поликультурного образования.

Рисунок 3. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы становления поликультурного образования

Поликультурное образование получило активное развитие после распада советского союза. В его становлении можно выделить следующие этапы:

Принципы поликультурного образования

Поликультурное образование предполагает формирование у личности особого образа мышления, опирающегося на идеи свободы, равенства, добра и справедливости. Такое образование исключает различия людей по национальным и культурным признакам. Оно отвечает интересам каждого учащегося и его образовательным возможностям, независимо от его расовой, этнической, культурной, языковой, гендерной принадлежности. Такое образование призвано дать каждому учащемуся возможность раскрыть свой потенциал и стать участником многокультурных отношений.

Поликультурное образование опирается на следующие принципы:

Источник

Поликультурное образование в России – термин, который знаком далеко не каждому. Есть несколько научных работ, посвященных этой проблеме, а также ряд воззваний методологов, привлекающих внимание широких масс к пониманию такого подхода. И все же стоит признать: современное поликультурное образование должно развиваться, чтобы подходы соответствовали духу времени.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

Наши дни – наши способы

Современность характеризуется несколькими основными идеями и ценностями. Активно продвигаются постулаты толерантности и терпимости, взаимного уважения между участниками сообщества вне зависимости от принадлежности к узким группам. Задача современного человека – уметь работать в компании с окружающими, контактировать с ними, чтобы достигать оптимальных результатов. Понимание концепции поликультурного образования должно прийти на помощь в этом вопросе и совершенствовать общественные взаимоотношения, наблюдаемые в настоящее время.

Возможности и правила

Отличительная черта нашего столетия – коммуникационные масштабы, в некоторой степени обусловливающие основы поликультурного образования. Народы, государства, отдельные группы, сообщества и индивидуумы могут взаимодействовать, сближаться. Выражено это и в активной миграции.

На фоне такой корректировки повседневности одним из наиболее важных терминов становится «глобальная деревня», наиболее точно характеризующий мировое состояние: пространство больше не мешает контактировать двум точкам планеты, как бы они ни были далеки друг от друга. Это формирует условия поликультурного образования, что особенно важно, если осознать масштабы: сейчас на планете существует около 2 000 народностей, более двух сотен стран, граждане которых участвуют в глобализационных процессах.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

Терминологии посвящается

Нельзя сказать, что содержание поликультурного образования в последнее время становилось предметом внимания многочисленных серьезных научных работ в нашей стране, поэтому невозможно говорить и о наличии отечественной методологической базы применительно к этому аспекту. А вот американские авторы рассматривали этот термин довольно обширно, и при анализе их трудов можно выявить несколько подходов к пониманию и определению явления. Следует отметить следующее наполнение термина:

Кто, что и о чем

Поликультурное образование не раз становилось важной темой измышлений:

О чем говорят?

В работах этих методологов можно найти определение поликультурного образования как набора ориентиров в области ценностей, метода мышления, концепции. В их среде принято было говорить о понимании термина как взгляда, присущего философии. В рамках доказательства важности осознания поликультурного образования особенное внимание обращалось на факт того, что многообразие (этноса, культуры) очень ценно, играет важную роль для социума и каждой личности в отдельности.

Методологи предложили несколько путей улучшения потребностей обучаемых, связанных с образовательной программой. Поддержка идеи поликультурного образования стала базой продвижения идеи о разработке таких потребностей с учетом принадлежности к этносу, специфической культурной группе.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

Зачем нужно?

Описанный подход позволяет говорить о целях поликультурного образования:

Первоначально американские ученые все это формулировали и разрабатывали применительно к нуждам социума своей державы, но многие постулаты и определения в равной степени подходят для любого современного государства. Не будет исключением и Россия, которой еще только предстоит пойти по пути развития поликультурного образования и осознания важности толерантности широкими массами, а не только избранными гуманистами и общественными деятелями.

Исследования прошлого столетия

Идеи развития поликультурного образования стали важной областью исследования в плане социальных взаимоотношений в среде американских ученых еще в прошлом столетии. В семидесятые годы именно там две крупные организации профессионалов в области педагогики, развития образовательных программ, объединили свои усилия для поддержки авторов, способных создать базовую методологию для исследуемого вопроса. Как результат, опубликованы две крупные работы, посвященные аспектам развития поликультурного образования.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

Основные постулаты одной из этих публикаций сводились к необходимости усиления плюралистического мировоззрения в широких слоях населения. Вторая работа настаивала на необходимости реформирования образовательной политики. Новым направлением должна была стать такая работа с этносами, которая обеспечивала бы им качественно высокий уровень образования наравне с широкими правами, ничем не уступающими представителям доминирующей национальности.

Гуманизм и методология

Изданные в семидесятых годах прошлого столетия научные публикации рассматривали принципы поликультурного образования, на первый план ставя гуманистический характер такой деятельности. Можно найти постулаты, призванные объяснить читателю важность связи успеваемости обучаемых и наличия у них таких же возможностей, как у всех прочих, в рамках образовательного процесса.

Отмечалось, что стратегии, применяемые в педагогике, должны быть чувствительными к особенностям каждого ребенка, обусловлены в том числе принадлежностью к конкретной культурной группе. Только в таком случае представители каждого этноса будут достигать хорошие результатов, проходя установленную образовательную программу.

Реформы в массы!

Основная идея такого подхода к пониманию поликультурного образования в необходимости существенного изменения содержания, ценностей, характерных образовательной программе. Необходимо изменить подходы таким образом, чтобы программа отражала особенности национального состава, обилия культурных групп, этносов. Немаловажным стал декларированный аспект обязательности учета лингвистического многообразия державы.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

Наиболее значимые методологи, продвигавшие такого рода идеи:

Идеи Баптиста и Беннета

В их работах можно увидеть декларирование необходимости переработки образовательной системы с учетом поликультурного подхода, что предполагало бы институционализацию философии подобного движения. Причем самая важная особенность высказанных идей – именно требование институционализации, то есть введения изменений в действующую систему образования.

В результате подобная активность могла бы стать основой новых отношений, закрепленных в правовой документации, подтвержденных организационными мероприятиями. Идея предложенных реформ – в достижении равенства, признании всех культурных групп, этносов в равной степени ценными, что помогло бы скорректировать социум в лучшую сторону.

У Беннета можно увидеть подход, в центре которого – идея планомерности внесения изменений в социум. Им была предложена структура реформирования, состоящая из трех важных последовательных шагов:

Голник и Чинн

В работах этих авторов можно встретить рекомендации относительно общественных изменений, в общих чертах сходные с описанными выше. Не раз внимание акцентируется на необходимости совершенствования учреждений, ответственных за образование, таким образом, чтобы обучаемые и обучающие могли более эффективно общаться, а их взаимоотношения становились бы базой для улучшения качества образовательного процесса. Важно скорректировать общение внутри среды учителей, внутри группы школьников.

В равной степени необходимо уделять внимание не только урокам, но и деятельности в остальное время. Учитель должен использовать только действительно эффективные методики, формы, материалы. Предложения касались также изменения зданий, чтобы каждое учреждение было приспособлено к группам обучаемых.

Впрочем, отличия от описанного ранее подхода есть. Так, Беннет настаивал, что дискриминация связана с этническим аспектом и именно ее нужно устранять в первую очередь, а вот Чинн, Голник обращали внимание на разные аспекты проблемы, требуя влияния на социальные факторы, принадлежность к возрастной группе, полу, конфессии таким образом, чтобы никто не подвергался гонениям. Особенно важно это применять к обучаемым, характеризуемым альтернативным развитием интеллекта, физически.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

МакЛарен и Слитер

Методологический подход, рекомендованный в публикациях этих авторов, предполагал реформирование общества, дабы исключить притеснения, связанные с принадлежностью к этносам, культурным группам. При этом отмечалось, что всякий индивид имеет право на поддержку и нуждается в ней.

Это касалось как обучаемых, отличающихся альтернативным развитием психики, интеллекта, физических параметров, так и других групп учеников. В работах декларировано, что подобную поддержку, помощь необходимо оказывать до тех пор, пока ребенок не обучится адаптироваться под общественные требования, меняющиеся внешние условия.

Альтернативный вариант

Не менее интересное понимание поликультурного образования можно встретить в работах Бэнкса, декларирующего термин как идею, процесс, реформирование, задача которых – скорректировать структуру института образования.

При этом необходимо достичь равноправия полов, корректного отношения к особенным детям, а также правильного социального взаимодействия между принадлежащими к разным этносам, культурным группам индивидуумами. Задача общественной реформы в обеспечении всем и каждому равного уровня доступа к образовательным услугам, сходных возможностей применительно к академическим успехам.

Суть явления

Как можно заметить из всего сказанного выше, поликультурное образование в понимании ведущих американских методологов, рассматривавших этот вопрос, – не столько продукт, сколько явление, процесс. Отмечается, что это в некоторой степени образ мышления, сопряженный со специфическим отношением к окружающим.

Также звучали определения, позволяющие понимать поликультурное образование как поведенческие шаблоны в среде, характеризуемой наличием представителей многочисленных культурных групп.

Процесс реформирования общественного мнения требует длительных временных промежутков, вложения в него существенных ресурсов, разработки эффективной стратегии, плана, все этапы которого согласовывались бы один с другим.

Что такое поликультурное образование. Смотреть фото Что такое поликультурное образование. Смотреть картинку Что такое поликультурное образование. Картинка про Что такое поликультурное образование. Фото Что такое поликультурное образование

Распространяется на всех

Не раз отмечалось, что поликультурное образование предполагает комплексный подход, включающий в себя все преподаваемые в образовательных учреждениях дисциплины. Недопустимо возлагать задачи преподнесения идей толерантности, адекватности, терпимости только на отдельную программу. Важно охватить целиком образовательный курс, привлечь педагогов, ответственных за самые разные аспекты развития детей. Задачи, которые при этом должны достигаться первостепенно, это:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *