Что такое полифония в музыке 6 класс
Методические рекомендации к уроку музыки на тему «Полифония: Мир образов полифонической музыки» (6 класс)
Тема урока: МИР ОБРАЗОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
— знакомство с церковной культурой, полифонической музыкой;
— выявление связей церковных тем и образов в разных видах искусства — иконописи, архитектуре, музыке; понимание этической и эстетической ценности церковного искусства в культуре человечества;
— понимание значения слов «полифония», «канон», «имитация», «камертон», «орган»; умение объяснить эти понятия.
Планируемые результаты учебной деятельности:
— формирование и укрепление уважения и интереса к старинному искусству, церковной культуре.
— осознание полифонической музыки разных веков как важнейшей и ценнейшей культурной традиции;
— формирование возвышенного, эстетического и этического отношения к церковному искусству, к полифонической музыке.
— понимание полифонии как способа организации музыкальной ткани;
— знание и понимание понятия «канон»;
— формирование умения канонического пения.
Живопись: Рафаэль. «Мадонна Конестабиле»; А. Рублёв. «Троица».
Архитектура: внутренний вид собора Сен-Шапель, Париж (фото).
Музыка: В.А. Моцарт. Канон «Да будет мир».
Песенный материал: Норвежская народная песня «Камертон». Песня соответствует теме урока, так как в тексте говорится о каноне; она включает в себя канон (в качестве припева между куплетами). Музыкальный материал песни интонационно, ритмически и образно близок канону В.А. Моцарта.
СПРАВОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ
Полифония – одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки.
В Музыкальной энциклопедии дано следующее определение: «Полифония (от греч. «многоголосие», «многозвучие») — вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух или более мелодических линий или мелодических голосов» (т. 4, с. 343).
Полифоническая (многоголосная) музыка может быть вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной.
Полифония — одно из важнейших средств художественной выразительности. Законы, отличающие полифоническую музыку: прежде всего в ней присутствуют несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию.
Орган (др.-греч. ― инструмент, орудие) — клавишный духовой музыкальный инструмент. Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Звучание органа отличается торжественностью и мощью.
В настоящее время орган используется в богослужениях католиков и протестантов как аккомпанирующий и (реже) сольный инструмент. В современной исполнительской практике интерьер церкви рассматривается в некотором смысле как декорированный концертный зал; в таких «залах» устраиваются концерты различного рода музыки, в которой наряду с другими инструментами используется и орган. Органы устанавливаются и в специализированных концертных залах (например, в Большом зале Московской консерватории).
Орган нередко используется не только как сольный, но и как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент, в сочетании с другими инструментами камерного ансамбля, оркестром, вокалистами и хором, используется в различных кантатно-ораториальных музыкальных жанрах (редко — в опере).
Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.
Слово «канон» переводится с греческого языка как «правило», «образец».
Канон — это приём полифонического письма, при котором многоголосная музыкальная ткань образуется путём точного повторения мелодии одного голоса в другом или в нескольких других голосах. В старину другие голоса не выписывали в нотах, и исполнители сами «выводили» их из первого голоса. Поэтому исполнение канонов было увлекательным, интересным занятием, своего рода загадкой, задачкой для решения.
Канон – простейший полифонический жанр, в котором ярко проявляется равноправие нескольких голосов, ведущих самостоятельную мелодическую линию. Форма канона создаёт единство, повторяемость, бесконтрастность музыкального произведения.
Слово «имитация» в переводе с латинского обозначает «подражание». Имитация — «точное или неточное повторение в одном из голосов мелодии, только что прозвучавшей или продолжающей звучать в другом голосе» («Музыкальный словарь Гроува», с. 349).
Имитация – приём повторения в музыке, когда главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно.
Дополнения по теме «Мир образов полифонической музыки» см. в Приложении.
Рекомендации по слушанию музыкального материала:
В каноне В.А. Моцарта нужно найти имитации, отметить троекратное вступление темы. Обязательно следует обратить внимание на удивительное качество мелодии, в которой начало мелодической линии может звучать одновременно с её продолжением.
Рафаэль. «Мадонна Конестабиле»
Андрей Рублёв. «Троица»
Что такое полифония в музыке 6 класс
Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы
Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.
История становления и развития полифонии
Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.
В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:
Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.
Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.
Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.
Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия
Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:
Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.
Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:
Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.
Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия
Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.
Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:
Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:
Основные полифонические жанры
Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.
К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:
К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:
Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии
Средневековая полифония
Эпоха ArsNova
Композиторы эпохи Барокко
Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Полифония. Фуга. Хорал.
Образы скорби и печали в творчестве композиторов
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— светская и духовная музыка;
— одноголосие и многоголосие (полифония);
— жанры духовной музыки;
— жанры духовной музыки в творчестве музыка Баха, Моцарта, Перголези, Орфа.
Одноголосие – мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами.
Многоголосие – музыка, где одновременно сочетается нескольких мелодических линий.
Полифония – вид многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодий.
Месса – многоголосное хоровое произведение для церковной службы в сопровождении органа или оркестра.
Токката – виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа в быстром темпе и в чётком ритме.
Фуга – музыкальное произведение с последовательным голосоведением, повторяющим какую-либо тему.
Кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
Реквием – оркестрово-хоровое произведение траурного характера.
Орган – это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.
Клавир – это название всех струнных клавишных инструментов (клавикордов, клавесина, рояля, пианино).
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Лейпциге.
Он вырос в большой семье, где был младшим среди восьми детей. В роду его было много музыкантов. Когда Себастьяну исполнилось десять лет, старший брат начал учить его играть на органе и клавире. Большая часть музыки Баха – духовная, значительную часть жизни композитор проработал в церкви Святого Фомы.
Орган — это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.
Вспомним, что музыка бывает одноголосной и многоголосной.
Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 многоголосных произведений. Его называют мастером полифонии.
Полифония — это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.
Бах писал как духовную музыку, то есть музыку, связанную с религиозными текстами и обрядами, так и светскую, не относящуюся к религии.
Он попробовал себя во всех существующих в его время жанрах, кроме оперы.
Бах писал и инструментальную музыку, и вокально-инструментальные произведения.
Месса — это многоголосное хоровое произведение для церковной службы, исполняемое в сопровождении органа или оркестра.
Слово «хорал» в переводе с греческого означало хоровое церковное песнопение. Мелодии хоралов отличаются возвышенным, торжественным характером.
Месса си минор – яркий образец полифонии Баха. В небольшом фрагменте мы слышим звучание хора, органа и два проведения темы. Сначала в низком, а затем и в более высоком регистре прозвучала фраза «Кирие элейсон», что в переводе с греческого означает «Помилуй нас, Господи».
Значительное место в творчестве композитора занимали токкаты и фуги.
Токката – это виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром темпе и в чётком ритме.
Фуга – это музыкальное произведение, основанное на последовательном вступлении нескольких голосов, повторяющих какую-либо тему.
Духовная музыка была не только торжественной, она была и скорбная, связанная со страданиями Иисуса Христа. Одно из таких скорбных произведений – кантата «Стабат Матэр», что в переводе означает «стояла мать скорбящая», и посвящена она деве Марии.
Кантата – это крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
Знаменитую кантату «Стабат Матэр» написал итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези.
Ещё один жанр концертной духовной музыки – реквием. Реквием – это оркестрово-хоровое произведение траурного характера.
Один из самых известных реквиемов написал Вольфганг Амадей Моцарт.
А теперь отправимся на двести лет вперёд и узнаем, как звучит самая знаменитая сценическая кантата двадцатого века – «Кармина Бурана».
Её написал немецкий композитор Карл Орф.
Орф познакомился с ней случайно в 1934 году. По его словам навзание книги «с магической силой приковало его внимание».
Сегодня мы познакомились с творчеством великих композиторов:
Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттиста Перголези, Вольфганга Амадея Моцарта и Карла Орфа.
Прослушали фрагменты их крупных произведений в различных жанрах: мессу, токкату и фугу, реквием, кантаты.
Узнали, что музыка может быть одноголосной и многоголосной.
А также то, что музыка бывает духовная, имеющая отношение к религии, и светской.
Первая часть называется «O Fortuna». Фортуна – это древнеримская богиня удачи.
Сегодня мы познакомились с творчеством великих композиторов:
Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттиста Перголези, Вольфганга Амадея Моцарта и Карла Орфа.
Прослушали фрагменты их крупных произведений в различных жанрах: мессу, токкату и фугу, реквием, кантаты.
Узнали, что музыка может быть одноголосной и многоголосной.
А также то, что музыка бывает духовная, имеющая отношение к религии, и светской.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Вычеркните лишний в цепочке инструмент.
Варианты ответа: пианино; саксофон; орган; рояль
Вопрос основан на общей эрудиции учеников, а также определениях клавикорда и органа. Орган – это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух. Клавир – это название всех струнных клавишных инструментов (клавикордов, клавесина, рояля, пианино). Исходя из описаний инструментов лишним является саксофон, так как он не клавишный инструмент.
№ 2. Какой жанр не характерен для творчества Баха? Выберите правильный ответ.
Варианты ответа: месса; токката; фуга; опера
Ответ на вопрос звучал на уроке. Кроме того, на уроке ученикам были предложены для прослушивания фрагменты из мессы и токкаты Иоганна Себастьяна Баха.
Конспект + презентация урока музыки в 6 классе: «Мир образов полифонической музыки»
Выбранный для просмотра документ Урок музыки в 6 классе.docx
Конспект урока музыки
в 6 классе: Мир образов полифонической музыки»
Учебник: Т. И.Науменко, В. В.Алеев.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: На материале урока раскрыть перед обучающимися красоту музыки Баха, Моцарта, Бетховена, Верди.
Закрепить у обучающихся понятие «полифоническая музыка».
Познакомить с творчеством Баха, Моцарта, Бетховена, Верди.
Развивать интерес к полифонической музыке, умение эмоционально откликаться на представленные на уроке произведения.
Воспитывать у ребят культуру слушателя.
Организационный момент. Повторение пройденного
Объяснение нового материала с участием обучающихся
Исполнение песни «Самый лучший день»
Подведение итогов урока
Начнем урок с повторения пройденного материала по теме Гармония.
Перед вами интерактивный кроссворд. СЛАЙД №1
Необходимо ответить на вопросы кроссворда. Открываем тетради и записываем ответы.
Проверяем работы: меняемся работами в парах, ставим оценки.
На прошлом уроке мы познакомились с новым музыкальным термином. Кто помнит, с каким?
ПОЛИФОНИЯ– это одна из самых ранних музыкальных форм. Давайте вспомним.
Термин ПОЛИФОНИЯ означает…
ПОЛИФОНИЯ – одновременное звучание нескольких голосов, подчиненных законам Гармонии.
С какой музыкальной областью связан термин ПОЛИФОНИЯ? Где впервые услышали полифоническую музыку, где и по сей день звучит полифоническая музыка?
Какой церковный музыкальный инструмент исполняет полифоническую музыку?
Ответ: Орган СЛАЙД №4
(звучит фоном Фуга И. С. Бах)
Своего расцвета полифоническая музыка достигла в средневековье, эпоху Возрождения, творчестве композиторов последующих веков.
Произведение какого композитора мы слушали на прошлом уроке, оно звучит и сейчас?
Творчество каких композиторов открывает перед нами двери в мир полифонической музыки?
Ответ: Творчество Баха, Бетховена
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте разделимся на 2 группы. Каждой группе приготовлена карточка с подсказками и буквы, из которых нужно сложить два слова из названия урока.
Давайте вместе поставим задачи, которые мы должны выполнить на уроке.
Большинство музыкальных произведений полифонической музыки отмечено сдержанностью чувств, вечному стремлению к Богу. Покой, свет, чувство нежной любви пронизывает произведения мастеров живописи, внутреннее убранство церквей и храмов.
Мастером огранной музыки поистине считается Иоганн Себастьян Бах.
СЛАЙД № 6 ИОГАНН СЕБАСТЬЯН Бах
О И. С. Бахе нам расскажет ____________
(Прослушивание Музыкального материала)
Какой образ нарисовала в вашем воображении токката Баха?
Перед вами ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ – великий композитор. Сообщение о нем подготовил _____________
Разнообразные полифонические произведения написаны В. Моцартом.
Главная мелодия – 1 голос переходит во второй, затем в третий. Все последующие голоса повторяются предельно точно, ИМИТИРУЯ первый голос. Такой музыкальный прием называется ИМИТАЦИЕЙ. (записать в тетради)
Что вы можете сказать о музыке Моцарта?
Какую музыку вы сейчас услышали? Чем отличается от канона «Слава солнцу, слава миру»?
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН – австрийский композитор, о нем расскажет __________
( видео) Лунная соната
Какие образы приоткрыла вам сегодня музыка великих композиторов?
Любую музыку можно передать будущему поколению, записав на бумагу. Сегодня вы прочитаете музыкальный отрывок из «Канона» Моцарта, записанного на языке музыки. Ваша задача – записать в тетради по порядку ноты, при помощи которых записана музыка.
(Выдаются карточки, информация на слайде)
Для самопроверки вам выдается карточка-ключ. Проверяйте свои работы и выставляйте оценку. Систему оценивания вы найдете в карточке-ключе.
(обучающиеся выставляют себе оценки)
На последнем уроке мы с вами разучивали песню. Как она называется?
Подводим итоги нашего урока. Музыку каких композиторах мы сегодня услышали? Как назывались эти музыкальные произведения? Какие образы передавали эти произведения?
Оценки за урок вы сегодня поставите сами: у вас в тетради 2 оценки за работы на уроке, итоговая оценка – среднее арифметическое этих оценок. Все помнят, как посчитать?
(ребята озвучивают свои оценки) Открываем дневники.
Домашнее задание записано на доске и в электронном журнале.
Всем спасибо. Молодцы. Урок окончен.
Выбранный для просмотра документ мир образов полифонической музыки.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Какие жизненные периоды древние греки характеризовали словом «гармония»? Как зовут бога в древнегреческой мифологии, дочерью которого была Гармония? Основное свойство музыки, которое выражает слово «гармония» Печальный, лирический лад в музыке. Единство противоположных начал: светлого и затемненного, печального и радостного, способность передавать оттенки человеческих чувств в музыке, все это … 4. 2. 1. 5. и р 1. м а е с 2. м н и р 4. н о м р а г я 5. и
ПОЛИФОНИЯ – склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Одна из самых ранних форм музыки Означает «МНОГОЗВУЧИЕ»
Мир образов полифонической музыки Задачи урока:
ТОККАТА ( прикосновение)– это полифоническая пьеса виртуозного характера
Диктант: запиши ноты из отрывка «Канон» Моцарта
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-643986
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.