Что такое полезность блага

Полезность блага

Смотреть что такое «Полезность блага» в других словарях:

Полезность блага — или товара есть способность его удовлетворять какой нибудь человеческой потребности. П. блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Полезность (экономика) — Полезность блага или товара есть способность его удовлетворять какой нибудь человеческой потребности. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее … Википедия

Полезность — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

полезность — Удовлетворение потребностей, обеспечиваемое товаром или услугой. [http://www.lexikon.ru/dict/uprav/index.html] полезность (ITIL Service Strategy) Функциональность, предлагаемая продуктом или услугой для удовлетворения специфических потребностей.… … Справочник технического переводчика

Полезность — [utility] категория, применяемая для характеристики результатов, эффективности экономических решений или деятельности. Этому термину придается различный смысл в ряде областей знания: в экономике, социологии, психологии, в теории игр и др. В… … Экономико-математический словарь

ПОЛЕЗНОСТЬ — (utility) Синоним благосостояния (welfare) в отношении отдельного человека. Функция полезности показывает индивидуальное благосостояние как возрастающую функцию потребляемых благ и уменьшающуюся функцию различных типов выполненной работы.… … Экономический словарь

Блага — [goods] – обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые… … Экономико-математический словарь

блага — Обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты,… … Справочник технического переводчика

Полезность — (utility) Субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. В классической школе (Classical school) политической экономии полезностью называлась потребительная стоимость товара в противоположность его стоимости (value)… … Словарь бизнес-терминов

Полезность предельная — полезность, которую получает покупатель от потребления последней, дополнительной единицы какого либо блага, услуги, товара … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Источник

Тема 4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. Полезность блага

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):

Что такое полезность блага. Смотреть фото Что такое полезность блага. Смотреть картинку Что такое полезность блага. Картинка про Что такое полезность блага. Фото Что такое полезность блага

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления.

2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность.

2. Потребительский выбор

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

Условие равновесия потребителя:

Что такое полезность блага. Смотреть фото Что такое полезность блага. Смотреть картинку Что такое полезность блага. Картинка про Что такое полезность блага. Фото Что такое полезность благагде MUi – предельная полезность i-того блага;

Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:

Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.

Источник

Полезность — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье поговорим о таком экономическом термине как полезность. Вы узнаете что это такое простыми словами и в чем основная суть полезности. Также познакомитесь с такими понятиями как обычная полезность, количественная полезность, общая и предельная полезности. Обо всем этом далее в статье.

Что такое полезность блага. Смотреть фото Что такое полезность блага. Смотреть картинку Что такое полезность блага. Картинка про Что такое полезность блага. Фото Что такое полезность блага

Содержание статьи:

Что такое полезность?

Полезность — это термин в экономике, который означает полное удовлетворение, полученное от потребления товара или услуги. Экономические теории, основанные на рациональном выборе, обычно предполагают, что потребители будут стремиться максимизировать свою полезность. Важно понимать экономическую полезность товара или услуги, поскольку она напрямую влияет на спрос и, следовательно, на цену этого товара или услуги. На практике полезность потребителя невозможно измерить и определить количественно. Однако некоторые экономисты считают, что они могут косвенно оценить полезность экономического товара или услуги, используя различные модели.

Суть полезности

Определение полезности в экономике происходит от концепции полезности. Экономический товар приносит пользу в той степени, в которой он полезен для удовлетворения нужд или потребностей потребителя. Различные школы отличаются в том, как моделировать экономическую полезность и измерять полезность товара или услуги. Полезность в экономике впервые была придумана известным швейцарским математиком XVIII века Даниэлем Бернулли. С тех пор экономическая теория развивалась, что привело к появлению различных типов экономической полезности.

Ординалисткая (порядковая ) полезность

Ранние экономисты испанской схоластической традиции 1300-х и 1400-х годов описывали экономическую ценность товаров как проистекающую непосредственно из этого свойства полезности и основывали свои теории цен и денежных обменов. Эта концепция полезности не была количественной, а была качественной характеристикой экономического блага. Более поздние экономисты, особенно представители австрийской школы, развили эту идею в ординалистскую (порядковую/объективную) теорию полезности или идею о том, что индивиды могут упорядочивать или оценивать полезность различных дискретных единиц экономических благ.

Австрийский экономист Карл Менгер в своем открытии, известном как маргинальная революция, использовал этот тип структуры, чтобы помочь ему разрешить парадокс алмаз-вода, который раздражал многих прежних экономистов. Поскольку первые доступные единицы любого экономического блага будут использоваться для наиболее ценных целей, а последующие единицы — для менее ценных видов использования, эта порядковая теория полезности полезна для объяснения закона убывающей предельной полезности и фундаментальных экономических законов спроса и предложения.

Кардиналистская (количественная) полезность

Для Бернулли и других экономистов полезность моделируется как количественное (субъективное) или кардинальное свойство экономических благ, которые потребляет человек. Чтобы помочь в этом количественном измерении удовлетворенности, экономисты принимают единицу, известную как «утилита», для представления количества психологического удовлетворения, которое определенный товар или услуга создает для подгруппы людей в различных ситуациях. Концепция измеримой полезности позволяет рассматривать экономическую теорию и отношения с помощью математических символов и расчетов.

Однако он отделяет теорию экономической полезности от реальных наблюдений и опыта, поскольку «полезности» на самом деле нельзя наблюдать, измерять или сравнивать между различными экономическими благами или между людьми.

Если, например, человек считает, что кусок пиццы дает 10 утилит, а порция макарон дает 12 утилит, этот человек будет знать, что съесть макароны будет более полезным. Производители пиццы и макаронных изделий, зная, что средняя порция макаронных изделий дает два дополнительных продукта, поможет им установить цену на макароны немного выше, чем на пиццу.

Кроме того, полезность может уменьшаться по мере увеличения количества потребляемых продуктов или услуг. Первый кусок пиццы может принести 10 утилит, но по мере того, как будет потреблено больше пиццы, утилиты могут уменьшиться по мере того, как люди насытятся. Этот процесс поможет потребителям понять, как максимизировать их полезность, распределяя деньги между несколькими типами товаров и услуг, а также поможет компаниям понять, как структурировать многоуровневое ценообразование.

Экономическую полезность можно оценить, наблюдая за выбором потребителя между аналогичными товарами. Однако измерение полезности становится сложной задачей, поскольку между вариантами появляется все больше переменных или различий.

Определение общей полезности

Если полезность в экономике количественна и измерима, общая полезность (TU) определяется как сумма удовлетворения, которое человек может получить от потребления всех единиц определенного продукта или услуги. Используя приведенный выше пример, если человек может съесть только три ломтика пиццы, и первый кусок потребленной пиццы дает десять утилит, второй кусок потребленной пиццы дает восемь утилит, а третий ломтик дает две утилиты, общая полезность пиццы будет быть двадцать утилит.

Определение предельной полезности

Предельная полезность (MU) определяется как дополнительная полезность, полученная от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги или дополнительного (порядкового) использования, которое человек имеет для дополнительной единицы. Используя тот же пример, если экономическая полезность первого ломтика пиццы составляет десять утилит, а полезность второго ломтика — восемь утилит, MU поедания второго ломтика составляет восемь утилит. Если полезность третьего слайса равна двум утилитам, MU поедания этого третьего слайса составляет две утилиты. С точки зрения обычной полезности, человек может съесть первый кусок пиццы, поделиться вторым с соседом по комнате, сохранить третий кусок на завтрак и использовать четвертый как сэндвич.

Резюме

А на этом сегодня все про полезность в экономике. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Полезность блага

Смотреть что такое «Полезность блага» в других словарях:

Полезность блага — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В XIX в. была выявлена закономерность потребления последней части какого–либо блага, обладающей убывающей полезностью для потребителя. При этом… … Словарь по экономической теории

Полезность (экономика) — Полезность блага или товара есть способность его удовлетворять какой нибудь человеческой потребности. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее … Википедия

Полезность — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

полезность — Удовлетворение потребностей, обеспечиваемое товаром или услугой. [http://www.lexikon.ru/dict/uprav/index.html] полезность (ITIL Service Strategy) Функциональность, предлагаемая продуктом или услугой для удовлетворения специфических потребностей.… … Справочник технического переводчика

Полезность — [utility] категория, применяемая для характеристики результатов, эффективности экономических решений или деятельности. Этому термину придается различный смысл в ряде областей знания: в экономике, социологии, психологии, в теории игр и др. В… … Экономико-математический словарь

ПОЛЕЗНОСТЬ — (utility) Синоним благосостояния (welfare) в отношении отдельного человека. Функция полезности показывает индивидуальное благосостояние как возрастающую функцию потребляемых благ и уменьшающуюся функцию различных типов выполненной работы.… … Экономический словарь

Блага — [goods] – обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые… … Экономико-математический словарь

блага — Обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты,… … Справочник технического переводчика

Полезность — (utility) Субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. В классической школе (Classical school) политической экономии полезностью называлась потребительная стоимость товара в противоположность его стоимости (value)… … Словарь бизнес-терминов

Полезность предельная — полезность, которую получает покупатель от потребления последней, дополнительной единицы какого либо блага, услуги, товара … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Источник

Полезность, ценность, цена. Теория потребительского выбора

Потребность и полезность

Основу спроса составляют потребности человека. Среди них можно выделить те, с которыми связано само существование человека, — потребности в пище, одежде, жилище. Наряду с ними имеются другие потребности, которые возникают, изменяются, исчезают вместе с развитием цивилизации, духовным, экономическим и техническим прогрессом. Границы между этими потребностями весьма подвижны. Причем одно и то же благо в одних условиях может быть первичным, в других — второстепенным, в третьих — бесполезным. Все зависит от множества факторов, начиная с природно-климатических и кончая вкусовыми.

Характеристика благ

Для потребителя имеет немаловажное значение и тот факт, что для удовлетворения одной и той же потребности можно использовать различные блага. С этих позиций необходимо различать товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы). Товары-субституты отличаются друг от друга какими-то свойствами, качественными характеристиками, ориентируясь на которые (не забывая при этом о ценах на них), потребитель и выбирает те из них, которые ему более подходят.

Например, в качестве субститутов можно назвать масло и маргарин; чай и кофе; различные крупы; ручку и карандаш; калькулятор и логарифмическую линейку; автомобиль и мотоцикл; книгу и фильм; театр и кино и т.п. Товары-комплементы — это те товары, которые дополняют другие товары и тем самым делают возможным использование последних. В качестве дополняющих товаров можно назвать пленку (для кинокамеры и фотоаппарата), химические препараты (для пленки), кассеты (для магнитофона), бензин (для автомобиля).

Подавляющее число благ не является товарами-заменителями или товарами-дополнителями, так как они самостоятельно и независимо от других благ удовлетворяют многообразные потребности людей. Кроме того, многие блага могут удовлетворять многоплановые потребности. Приобретая те или иные блага, люди тем самым как бы оценивают их полезность для себя. Отсюда и возникла теория полезности, с помощью которой пытались и пытаются обосновать процесс формирования цен.

Полезность

Теория полезности представляет одно из течений экономической мысли, которое зародилось в XVIII в. Пропорции, в которых один товар обменивается на другой (их меновая стоимость), считалось, зависят от того, как участники обмена оценивают полезность этих товаров (Ф. Галиани). Ценность того или иного блага ставится в зависимость от индивидуальных оценок участников хозяйственного процесса. При этом ценность определяется как суждение лиц, ведущих хозяйство, о значении находящихся в их распоряжении благ, т.е. ценность напрямую связывалась с сознанием хозяйственных субъектов (К. Менгер).

В отличие от классической и марксовой политической экономии в теории полезности центр внимания был смещен на изучение хозяйственного поведения единичного, обособленного субъекта. Данная экономическая школа впервые поставила покупателя с его потребностями в центр экономической системы.

Отсюда на первый план выходят потребности (отношения потребления), которым должно подчиняться производство и на которые последнее должно быть сориентировано. В своей основе данная экономическая концепция цены как никакая другая сориентирована на конечные потребности человека, общества. В этом ее большая и неоценимая заслуга.

Полезность, спрос и предложение

Другая особенность концепции полезности заключается в том, что основным объектом исследования стала сфера не производства, а обращения. Предполагается, что именно в ней индивидуальные оценки благ формируют их ценности. Поэтому цена рассматривается от начала до конца как продукт исключительно субъективных определений ценности благ участниками обмена. Каждый покупатель решает для себя проблему, какое количество своего товара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо. Цена регулируется оценками «предельного покупателя» и «предельного продавца». При этом «предельные пары» устанавливают рыночное равновесие между числом желающих купить товар по данной цене и числом лиц, стремящихся продать его по этой цене. В сущности, это баланс спроса и предложения, опирающийся на механизм взаимодействия индивидуальных оценок.

Что касается издержек производства, то, как мы уже знаем из соответствующей теории, они сводились и определялись субъективными ощущениями «неудобства», «жертвенности», «воздержания», величина которых зависела от полезности блага. Общая же ценность благ, участвующих в процессе производства, регулируется предельной полезностью конечного продукта, используемого для удовлетворения личных потребностей. При этом в основе цены на средства производства лежит не прямая, а косвенная их полезность, проявляющаяся в тех продуктах потребления, которые производятся с помощью данных средств производства.

Закон убывающей полезности

Дальнейшее свое развитие теория полезности получила в теории предельной полезности, или полезности, рассматриваемой по отношению каждого дополнительно приобретаемого блага. В данном случае каждый потребитель при приобретении последующей добавочной единицы блага оценивает ее на основе убывающей функции полезности. Впервые данная тенденция была замечена немецким экономистом Г. Госсеном и сформулирована в виде закона убывающей полезности, или первого закона Госсена. Согласно этому закону, полезность, а следовательно, и ценность каждой последующей единицы блага падает и достигает нуля в точке полного насыщения.

Первоначально действию этого закона приписывался универсальный характер, т.е. он распространялся на все проявления человеческих эмоций, «от голода до любви» (Ф. Визер). Однако в дальнейшем его универсальность была поставлена под сомнение, а в отношении отдельных благ его действие принимает прямо противоположный характер. В связи с этим были выделены две группы потребностей: потребности наслаждения и потребности страдания (Ф. Кугель). Потребности наслаждения не подчиняются действию первого закона Госсена, так как в процессе потребления происходит не угасание чувства неудовлетворенности, а усиление чувства наслаждения.

Предельная полезность

Экономическая концепция, базирующаяся на исследовании предельных (дополнительных) полезностей потребляемых благ и их влияния на спрос, получила название теории маржинализма (фр. marginal — предельный), или теории предельной полезности. Впоследствии в экономическом анализе большое внимание уделялось предельным величинам и их связи со спросом. Что касается падения полезности каждой дополнительной единицы блага по сравнению с предыдущей, то здесь для понимания особых усилий не требуется, достаточно обратить внимание на наши ежедневные покупки любых продуктов питания: хлеба, молока, мяса, яиц, овощей, фруктов.

Необходимо различать общую и предельную полезность. По мере роста объема потребления общая полезность блага растет, тогда как предельная убывает. Эта тенденция получила название «закон убывающей предельной полезности». В условиях действия данного закона каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей добавочной полезностью, а следовательно, потребитель станет их приобретать только при снижении цен на них. Дело в том, что цена, которую готов покупатель уплатить за товар, определяется не общей его полезностью, а предельной полезностью последней единицы товара. Последние единицы товара имеют весьма низкую ценность, поскольку от их потребления можно отказаться без существенного для себя ущерба.

Ценность

При рассмотрении цен спроса возникает необходимость определения ценности предлагаемых благ для покупателей. Как уже отмечалось, категория «ценность» во всех концепциях, в которых она используется для анализа, играет роль критерия полезности, нужности для общества произведенного блага и затраченных на него ресурсов, ибо оценка товаров или услуг осуществляется, во-первых, через обмен, во-вторых, посредством доходов (денег) различных социальных групп населения. Наконец, в-третьих, категория «ценность» выступает связующим звеном в системе рыночных отношений между вещами как таковыми и общественной, социальной формой их реализации, которая находит самое непосредственное проявление в акте купли-продажи необходимых обществу благ. Следовательно, цена спроса — это весьма сложное явление, характеризующееся множеством составляющих технико-природного, экономического, социально-психологического характера. Категории «общественная полезность», «ценность» позволяют поставить в центр всей системы рыночных отношений потребителя-покупателя, без которого, собственно, теряет всякий смысл само производство благ.

Здесь следует остановиться на оценке полезности с точки зрения общества. Если отдельный индивид выражает субъективную оценку полезности, то вся совокупность субъектов, претендующая на покупку данного блага, выступает как общественная покупательная сила, которая и формирует социально-объективную ценность того или иного блага для общества. В марксистской теории данная сторона характеристики блага находит свое выражение в общественной потребительной стоимости. Потребительная стоимость, выражая естественную сущность блага, тем не менее в процессе обмена приобретает социальное содержание. Купленное благо становится общественной потребительной стоимостью, т.е. нужным, ценным обществу продуктом. Покупая тот или иной товар, услугу, общество через любого своего агента тем самым оценивает общественную значимость или ценность данного блага.

Ценность в этом случае выступает в качестве связующего звена между потребительной стоимостью и ценой. С одной стороны, она определяет полезность, нужность произведенного блага для общества, с другой — она выражает социальную меру осуществленных затрат на производство данного товара. Отсюда нетрудно перекинуть мостик к предельной полезности, определяемой ценностью блага, которая зависит от соотношения запаса данного блага и потребности в нем. Но запас благ зависит от массы труда и его структуры, направленной на производство этих благ, равно как и степень удовлетворения имеющихся потребностей. Поэтому здесь важно выделить пункт, в котором, взаимодополняя друг друга, перекрещиваются теории трудовой стоимости, предельной полезности, спроса и предложения.

Соединение полезности с трудовой стоимостью позволяет по-новому посмотреть на факт сопоставимости между собой различных полезностей, представленных потребительными стоимостями. Через категорию общественной значимости (ценности) осуществленных затрат абстрактного труда в социальном смысле вполне допустима не только относительная, но и абсолютная (в социальном, а не физиологическом смысле) сопоставимость. В то же время общественная значимость (ценность) затраченного труда через категории его сложности и квалификации позволяет обратить внимание как на потребительные стоимости, так и на их качественные характеристики.

Полезность элементов продукта

Необходимо обратить внимание также на ту совокупность свойств любого блага, на которые покупатель обращает внимание, приобретая его.

Предельная полезность того или иного блага может оцениваться не просто в целом, а на основе оценки предельной полезности отдельных свойств (элементов) данного блага. Поэтому предельную полезность блага можно рассматривать как суммарную оценку предельных полезностей составляющих его элементов или свойств. Такой подход к оценке предельной полезности товаров и услуг, впервые осуществленный американским экономистом Дж. Кларком, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость в условиях появления колоссального многообразия благ как с одинаковым, так и с различным функциональным и технико-технологическим назначением.

Для наглядной демонстрации такого подхода к оценке предельной полезности воспользуемся условными иллюстрациями, которые приводил в свое время русский экономист Н.Н. Шапошников (табл. 9.1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *