Что такое полевая экспедиция

Виды экспедиций и их особенности

Что такое полевая экспедиция. Смотреть фото Что такое полевая экспедиция. Смотреть картинку Что такое полевая экспедиция. Картинка про Что такое полевая экспедиция. Фото Что такое полевая экспедицияОдним из популярных видов не только отдыха, но и работы, являются экспедиции. Сегодня эти мероприятия приобретают все черты, присущие туризму. Для одних экспедиции являются тем активным видом отдыха, с помощью которого можно найти путь к собственному «я» и высвободить внутреннюю скрытую энергию. Для других – весьма познавательное посещение самых удаленных, непознанных и плохо исследованных уголков планеты.

Классификация экспедиционных туров

Туристические экспедиции, которые больше напоминают приключенческие туры, с каждым годом находят все больше и больше сторонников. Активный туризм весьма привлекателен, ибо в нем есть та жажда движения, к которой многие стремятся, новые впечатления и испытания, позволяющие порой преодолеть земное притяжение, лень, страх и инертность повседневности.

Многие туристические фирмы не останавливаются на проторенных маршрутах и ежегодно стремятся проложить более интересные, охватывающие большие площади или экзотические страны. Каждый из подобных маршрутов представляет собой разную степень сложности экспедиции, ибо это может быть легкий треккинг-тур, где могут принять участие даже начинающие туристы, а также серьезная экспедиция, направленная на точное и детальное изучение местности, животного и растительного мира.

Кто-то предпочитает экстремальные восхождения, затяжные морские экспедиции или же джангл-туры, которые сами по себе являются небольшим географическим исследованием и открытием. Их совершать в одиночку нежелательно, а вот в приятной и подготовленной компании – запросто.

Еще несколько десятков лет назад экспедиция подразумевала под собой нечто масштабное и основательное и по части времени, и по качеству и количеству оснащения и оборудования, и по фундаментальности проводимой работы. Сегодня экспедиции существенно сократились по времени и представляют собой один из активных видов отдыха, хотя с последним термином можно поспорить.

Основные типы экспедиций

В зависимости от того, какая цель и научная программа легли в основу мероприятия, сегодня принято различать следующие виды экспедиций:

По части способа передвижения во время преодоления маршрута, экспедиции можно разделить на:

Экспедиции научного разряда

Упор на исследование этноса

Этнографическая экспедиция главной целью ставит исследование культуры, менталитета и традиций народа. В состав подобного похода могут входить этнографы, культурологи, историки, археологи, а также лица, помогающие ученым людям чувствовать себя комфортно в условиях дикой природы, например охотник и повар.

В том случае, если экспедиция выходит за пределы Российский Федерации, то в группе обязательно должен быть переводчик-полиглот. Хорошо бы пригласить в экспедицию человека, знающего язык того народа, где предполагается проведение основной части мероприятия. Это поможет быстрее установить контакт, а также получить те знания, которые вряд ли есть в книгах.

Зачастую во многих поселениях есть люди, которые знают как минимум два языка: родной и русский. Второй вариант предпочтительнее, ибо так с проводником или местным знатоком сможет общаться вся группа. Однако следует учитывать, что многие термины будут весьма специфичны, как и обычаи, поэтому с определенными моментами и особенностями следует ознакомить участников заранее.

Что такое полевая экспедиция. Смотреть фото Что такое полевая экспедиция. Смотреть картинку Что такое полевая экспедиция. Картинка про Что такое полевая экспедиция. Фото Что такое полевая экспедиция

Геологическая экспедиция подразумевает под собой исследование природы. В большинстве случаев ее целю является исследование горных пород, выяснение образования отдельных участков земной коры. Благодаря геологам, сегодня написаны целые трактаты, повествующие о тех или иных условиях на планете Земля в определенные исторические периоды.

Геологическая экспедиция это не простой туристический поход, который, безусловно, предоставляет возможность побыть наедине с природой и увидеть красоту новых краев и уголочков. Подобные мероприятия отличаются повышенным уровнем подготовки, работой в достаточно сложных условиях и сугубо научными целыми.

Любая экспедиция, ставящая перед собой задачи «изучить» и «исследовать», должна приносить науке пользу. В случае с геологическими мероприятиями — это сбор максимально качественных образцов горных пород для проведения детального анализа в соответствующих условиях, что ставит перед геологами еще одну цель – сохранить собранный материал и доставить его в целости ы стационарные лаборатории.

Что важно для археологии и ее сторонников

Археологические экспедиции менее всего относятся к развлекательным мероприятиям. Чаще всего в них принимают участие те, у кого «болит душа» за памятники древности. Основной задачей подобных мероприятий является комплектование исторического фонда, посвященного определенной тематике. Сюда же можно отнести:

Такие экспедиции как этнографическая, археологическая и геологическая относятся к разряду научных мероприятий, где за каждым стоит незабываемое приключение с массой положительных впечатлений даже несмотря на некоторые лишения и даже страдания. Осознание того, что вместе делает большое дело, приводит к удивительным открытиям.

В научных экспедициях необходимо проявлять повышенный уровень дисциплинированности, но здесь обретаются новые надежные друзья и те знания, которые невозможно получить путем пребывания в пыльных архивах. Для того чтобы принять участие в подобных мероприятиях ненужно иметь ученые степени, достаточно изъявить желание поучаствовать как волонтер.

Сегодня по всей территории России ведутся активные раскопки, например на Урале и Алтае, а также в Туве. Кто благосклонно относится к более теплым регионам, может отдать предпочтение Краснодарскому Края, а также Азовскому или Черному морю.

Специальные экспедиции

Одной из самых опасных экспедиций считается полевая, ибо ее маршруты пролегают в условиях нетронутой дикой природы со всеми вытекающими последствиями. Подобные мероприятия в обязательном порядке должны проводиться только под руководством опытных путешественников, исследовавших этот маршрут и знающих, что может встретиться на пути, а также как действовать в экстремальных ситуациях.

Особенности полевых экспедиций

Зачастую в подобные маршруты включены труднодоступные места, сопряженные с особенностью географического положения, животного и растительного мира, климата. К любой полевой экспедиции стоит подойти со всей серьезностью, ибо здесь понадобиться хорошая физическая подготовка, стрессоустойчивость, а также:

Царство вечной зимы

К северным экспедициям принято относить путешествия, маршрут которых пролагает в Арктику, за Полярный круг. Конечно, со времен покорения Северного полюса протоптанных маршрутов стало значительно больше, и все же в силу суровости климата здесь масса неисследованных уголков, которые ждут своих первооткрывателей.

Что такое полевая экспедиция. Смотреть фото Что такое полевая экспедиция. Смотреть картинку Что такое полевая экспедиция. Картинка про Что такое полевая экспедиция. Фото Что такое полевая экспедиция

Если говорить о пределах Российской Федерации, то северные экспедиции проводятся в Кандалакшском заливе и Белом море. Сюда же относятся Кольский полуостров и Аймыр. Этим списком вариативность выполнения северных экспедиций не ограничивается и можно поискать иные места для достижения поставленных целей.

Все северные экспедиции проводятся в сложных условиях. Они рассчитаны исключительно на выносливых людей, обладающих соответствующей физической подготовкой, смелостью, решительностью, умением действовать в нестандартных ситуациях и любящих приключение, или лучше сказать, желающих убежать от быта и однообразной серости.

Одной из отличительных черт всех северных экспедиций является максимальная независимость всех действий группы на маршруте. В силу суровости климатических условий, одежда, оборудование и съестные припасы должны быть продуманы до мелочей и взяты с запасом.

Источник

Занимательная энтомология

Что такое полевая экспедиция. Смотреть фото Что такое полевая экспедиция. Смотреть картинку Что такое полевая экспедиция. Картинка про Что такое полевая экспедиция. Фото Что такое полевая экспедиция

Если вы ходите в пешие, водные или горные походы, может быть вас заинтересует наше предложение. В путешествии всегда есть вероятность встретить интересных представителей мира насекомых. Особенно это относится к регионам, расположенным за Уральскими горами, в Средней Азии, на Кавказе и за границами нашей страны. Но и в средней полосе есть виды интересные для коллекционеров, готовых заплатить определённую сумму за редкий экземпляр. Повторюсь, что насекомые продаются и покупаются, существуют фирмы, специализирующиеся на таком бизнесе. Ежегодно только в Европе проводится около 100 ярмарок насекомых в больших и малых городах разных стран (если окажетесь в Праге в первый week-end октября или марта, посетите одну из них). В бывшем СССР с его огромными территориями и труднодоступными местами ещё довольно много редких и пользующихся у коллекционеров популярностью жуков и бабочек, которых вы можете случайно обнаружить в своих походах. Итак, если вы турист или путешественник, мы готовы заказать вам, а затем и купить за вполне приличные деньги довольно много разных насекомых. Вам это позволит частично перекрыть свои затраты, а при определённом везении и накопленном опыте даже зарабатывать какие-то деньги. С другой стороны, охота за насекомыми ничуть не менее увлекательна, чем рыбалка, или сбор грибов, или кладоискательство. Ваши горизонты станут шире, любовь к природе приобретёт конкретное содержание. Немаловажное значение имеет тот факт, что фундаментальная наука (к каковой относится и классическая энтомология) в наше время практически не финансируется. Сборы, сделанные любителями на местах, добыча туристов и коллекционеров-любителей часто пополняет фундаментальные коллекции института зоологии АН России, по ним делаются описания новых для науки видов. Поэтому все насекомые, которых вы встречаете в своих путешествиях и походах, заслуживают внимания с той или другой стороны.

Вы хотите много знать? Тогда тут и там интересно!

Источник

Полевая экспедиция НУЛ СОН – 2018: подготовка и основные идеи

Социологическое лето, организованное НУЛ СОН, в этом году отличалось от предыдущих: мы вышли на новый уровень продуктивности. Во-первых, регион поездки – Калужская область, был выбран не случайно. Совместно с проектом “Учитель для России”, НУЛ СОН уже в течение двух лет проводит исследование школ по всей Калужской области, в ходе которого было опрошено 27 000 подростков. Собранные данные были тщательно обработаны. Мы проанализировали ключевые факторы, которые могут быть связаны с благоприятным школьным климатом, а также измерили уровень школьной дифференциации (между учебными заведениями и внутри них). Чтобы найти объяснение полученным статистическим результатам, а самое главное, обогатить их эмпирическим контекстом, мы отправились в Калужскую область брать интервью. Такая поездка дала возможность вживую познакомиться со школами, которые вошли в базу данных, поговорить с подростками, которые учатся в этих школах, и их родителями.

Во-вторых, поездке в этом году предшествовала солидная подготовка. На семинарах, будучи еще в Петербурге, студенты разобрали большой блок теории, посвященной буллингу, школьной сегрегации и изучению онлайн-активности школьников, включая социальные сети и онлайн-игры. Вооруженные этим знанием, студенты разрабатывали путеводители для интервью. Также они подробно проанализировали и нанесли на карту показатели социально-экономического развития региона (см. фото), тщательно изучили возможные маршруты между городками и поселками Калужской области.

Общими усилиями был определен наиболее интересный для изучения и доступный в отношении транспортной сети Дзержинский район. Социологический отряд расположился рядом с районным центром, городом Кондрово, в маленькой деревушке Горки, где студенты и команда исследователей НУЛ СОН разместились в очаровательных домиках. Кстати, в этом году в экспедиции приняли участие не только студенты с младших курсов, но и старшекурсники, и даже выпускники, что вылилось в весьма взаимовыгодное и продуктивное сотрудничество.

Включая день приезда и отъезда, студенты и исследователи из НУЛ СОН провели в экспедиции 14 дней. За это время команда социологов успела обойти и объездить 16 населенных пунктов и 22 школы, провести более 200 бесед с подростками, их родителями, работниками школ и просто местными жителями.

Все населенные пункты и школы, которые представляли интерес для исследования, можно разделить на две группы. Во-первых, были отобраны поселения с значительной межшкольной или внутришкольной сегрегацией и другими показателями. Такие городки и поселки прорабатывались детально: вначале студенты картировали местность, разговаривали с местными жителями, чтобы познакомиться с обстановкой, проблемами, пространственной организацией поселения. Затем ребята разговаривали с учениками из школ, которые находятся на территории изучаемого поселения, а также их родителями. Тем временем старшие коллеги проводили интервью с директорами, завучами, классными руководителями.

Вторую группу изучаемых кейсов составили школы, идентичные по социально-экономическому статусу родителей, но различающиеся по показателям школьного климата, в частности, буллингу (так называют ситуации травли, одностороннего проявления агрессии). В такие школы были организованы короткие однодневные поездки, а главным фокусом стал поиск ответа на вопрос: “Почему здесь все по-другому?”.

Путеводитель интервью, который был подкорректирован после первых полевых выходов, был посвящен трем основным темам: буллинг, школьная дифференциация и активность подростков в социальных сетях и онлайн-играх. Первая часть поездки была целиком посвящена сбору интервью, поиску информации о нужных школах и населенных пунктах, а ближе к завершению экспедиции студенты разбились на три группы и во главе со старшими наставниками из Лаборатории перешли к аналитике собранного материала. На основе первичного анализа по каждому из направлений, реализованных в экспедиции, уже сейчас можно сделать несколько важных выводов.

Отзывы студентов об экспедиции можно прочитать в материале по ссылке:

Источник

Этнологические экспедиции: организация проектных полевых исследований

Направления этнографических исследований. Полевая этнография в системе методов этнографической науки. Методы обследования и сбора полевых этнографических материалов. Подготовка этнографической экспедиции. Методика работы в поле на примере поселения.

РубрикаКраеведение и этнография
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления14.05.2016
Размер файла84,1 K

Что такое полевая экспедиция. Смотреть фото Что такое полевая экспедиция. Смотреть картинку Что такое полевая экспедиция. Картинка про Что такое полевая экспедиция. Фото Что такое полевая экспедиция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Этнологические экспедиции: организация проектных полевых исследований

1.1 Направления этнографических исследований

2. Полевая этнография в системе методов этнографической науки

3. Виды полевых исследований

3.1 Стационарные исследования

3.2 Экспедиционные исследования

4. Методы обследования и сбора полевых этнографических материалов

4.1 Маршрутный метод

5. Подготовка этнографической экспедиции

6. Основные виды работ в поле

7. Методика и практика работы в поле на примере поселения

этнография исследование экспедиция поселение

Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта и в современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, литература и т.д. Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. Сегодня в этнологии существует целый ряд методов этнологических исследований, таких как полевые исследования, изучение письменных источников и устных преданий, изучение археологических материалов, сравнительное языкознание, статистические методы.

Задачи реферата: изучение этнографии и направления ее исследований, полевых исследований и их виды и методы, подготовки и организации полевых исследований и практической работы в поле на примере.

Круг проблем, изучаемых современной этнографией, очень широк и разнообразен. Для их изучения этнографы используют самые разнообразные исторические источники и в том числе: письменные документы, графические материалы, музейные коллекции, данные смежных наук (археологии, лингвистики, этнической антропологии и др.). Однако одним из основных источников этнографии являются материалы, которые этнографы собирают, непосредственно наблюдая живую действительность, что и отличает этнографию от многих других исторических дисциплин.

Этнографические материалы, собранные в ходе непосредственного наблюдения и изучения живой действительности, называются полевыми этнографическими материалами, а работа по собиранию таких материалов и сведений получила название полевой этнографической работы или полевых этнографических исследований.

Объектом изучения в процессе полевых этнографических исследований всегда бывает народная культура и народный быт.

Содержание понятия «народная культура» нельзя считать одинаковым для всех периодов и всех исторических типов человеческого общества. Для обществ, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития, и содержание, и пределы того, что в этнографии обычно понимается под народной культурой, будут различными.

1.1 Направления этнографических исследований

Стоит отметить, что проблемы, исследуемые в процессе полевой этнографической работы, чрезвычайно многообразны и это многообразие естественно группируется в некоторое число наиболее важных, основных направлений этнографических исследований, ведущихся на основе сбора и изучения полевых этнографических материалов.

Перечислим эти направления:

1. Реконструкция истории первобытного общества. Сбор полевых материалов по этой теме проводится преимущественно среди тех народов, которые в силу определенных исторических причин задержались в своем экономическом, социальном и культурном развитии, сохранив до настоящего времени или сохранявшие в недавнем прошлом первобытные хозяйственные формы, общественную организацию, культуру и т. п.

2. Реконструкция истории культуры угнетенных масс в рабовладельческом и феодальном обществах. Как по задачам, так и по методам исследования это направление во многом близко предыдущему.

Относящиеся к рабовладельческой и феодальной эпохам исторические документы и памятники, как правило, весьма скудно освещают жизнь трудящихся, их культуру и быт, сосредоточивая все внимание на описании быта и культуры господствующих классов. Данные этнографии и особенно данные полевой этнографии позволяют значительно восполнить этот пробел в наших исторических источниках.

3. Реконструкция истории культурных связей между народами и целыми историко-культурным областями в различные периоды мировой истории.

Этнографический материал позволяет значительно расширить фактическую базу исследований историко-культурных связей, хотя, разумеется, окончательное решение вопроса каждый раз зависит от того, насколько полно использованы исследователем не только данные этнографии, но и данные археологии, антропологии, истории и других смежных наук.

4. Исследование этнической специфики культуры различных народов.

Будучи тесно связанными с предыдущим направлением (3), этнографические исследования специфики различных культур опираются в своих выводах, главным образом, на полевые материалы этнографических экспедиций. Не будет преувеличением сказать, что определение этнической специфики культурных явлений невозможно без непосредственного этнографического изучения этих явлений в поле.

5. Исследование этногенеза (происхождения народов) и этнической истории современных народов.

Как и большинство проблем исторической этнографии, проблемы этого направления решаются с привлечением выводов и заключений, сделанных на своем материале археологами, антропологами, лингвистами, историками. Тем не менее, данные полевой этнографии, собранные в процессе изучения современной культуры, представляют собой неоценимый источник сведений для исследователя этногенеза и этнической истории современных народов и являются, поэтому обязательной составной частью фактического материала, необходимого для решения названных проблем.

6. Исследование современности.

Совершенно особо ставится перед этнографией в целом и перед полевой этнографией в особенности задача этнографического исследования современности. Среди советских этнографов до сих пор нет еще полной ясности о конкретных путях решения этой задачи. Одни исследователи склонны понимать задачу этнографического изучения современности очень широко, включая в нее исследование всех сторон жизни современного населения, всех сторон его культуры. Другие считают, что при изучении современности этнографы должны ограничиться исследованием роли и судьбы этнических, национальных черт культуры каждого народа. Если учесть к тому же чрезвычайную сложность современной жизни, вследствие чего большинство отдельных сторон жизни современного общества стали предметами специальных наук, то становится понятным, почему в советской этнографии до сих пор ведутся споры о том, как и какими методами изучать современность.

Вследствие этого в нашем распоряжении нет пока, к сожалению, достаточно проверенной и общепризнанной методики этнографического изучения современности

Многообразие проблем, стоящих перед современной этнографией, выдвигает перед учеными, ведущими полевую, этнографическую работу, сложные задачи, особенно если их целью становится всестороннее изучение жизни и культуры народа.

2. Полевая этнография в системе методов этнографической науки

Одно из развернутых определений этнографической науки принадлежащее С.П. Толстову гласит: «Этнография, историческая наука, изучающая преимущественно путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения в развитии этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов».

К настоящему времени не сложилось устоявшегося определения метода непосредственного наблюдения, которое чаще сводится к понятию «полевой этнографической работы», то есть сбору этнографических материалов в полевых условиях. В то же время, универсальность способов сбора материалов, которые этнографы традиционно используют в полевых условиях, предполагает возможность определить метод непосредственного наблюдения, как комплекс методических приемов, направленных на установление и фиксацию бытующего этнографического явления. Реализация метода непосредственного наблюдения возможна только в условиях полевой работы.

Учебная и методическая литература рассматривают метод непосредственного наблюдения как сумму взаимосвязанных методик полевой работы, основными составляющими которой являются следующие: личные (непосредственные) наблюдения, работа с информантами, фиксация изучаемого материала, сбор этнографических коллекций, работа с документальными источниками. Такое широкое понимание содержания метода непосредственного наблюдения, с одной стороны определяется объектом и предметом полевой этнографии, с другой, спецификой этнографического источника, по отношению к другим видам источников, применяемых в этнографических исследованиях.

Разработки теории этноса и, прежде всего, определение объекта и предметной области этнографических исследований, позволяют достаточно уверенно указать объект и предмет полевой этнографии. Так, в качестве объекта полевой этнографии следует рассматривать этносы-народы, которые представляют собой исторические образования.

Возникает справедливый вопрос. Какие же народы можно изучать методом непосредственного наблюдения? Очевидно, что это будут все ныне существующие народы вне зависимости от их древности или уровня этнического оформления. В этом случае объект полевой этнографии будет несколько уже, чем собственно науки, которая, используя данные смежных дисциплин, изучает народы, которые в современности уже не существуют. В то же время, в полевых условиях есть возможность сбора фольклорного материала в виде исторических преданий о древних народах.

Этнографический источник, как один из видов исторических источников, был выделен в самостоятельный вид в связи с обособлением наук, работами над классификацией исторических источников в целом.Это предполагало подчинение этнографического источника задачам исторического исследования. В общей классификации исторические источники представлены в следующем виде: письменные, вещественные, лингвистические, фольклор, этнографические, кино-фото-фоно документы. Существуют суждения, что такая классификация не отражает сущность выделяемых групп источников по формальным классификационным критериям. Поэтому, в основе классификации исторических источников предлагается использовать принцип материального отражения в них факта или явления.

3. Виды полевых исследований

3.1 Стационарные исследования

Однако стационарное изучение имеет ряд неоспоримых преимуществ. Живя постоянно среди изучаемого населения, ежедневно наблюдая его жизнь, исследователь получает возможность очень глубоко и всесторонне изучить и описать быт и культуру народа, избегнув случайных выводов, основанных на поверхностных наблюдениях.

3.2 Экспедиционные исследования

Подобные экспедиции могут ставить перед собой различные задачи (изучение материальной культуры, семейных отношений, обрядов и т. д.), но более всего они пригодны для исследования тех сторон народной культуры, изучение которых не требует обязательного длительного пребывания на месте. Так, за сравнительно короткий срок можно собрать достаточно полные сведения о жилище, одежде, утвари, пище и о многих других явлениях и сторонах культуры и быта. Широко используются кратковременные экспедиции и для проведения этнографической разведки, проверки полученных ранее сведений, уточнения границ распространения тех или иных явлений.

4. Методы обследования и сбора полевых этнографических материалов

4.1 Маршрутный метод

Более типично для краткосрочных, целевых или тематических экспедиций, а так же для сплошных маршрутных обследований, применяемых в комплексных экспедициях. Данный метод предполагает, в связи с этнической картой, предварительный выбор района работ, основных населенных пунктов, через которые прокладывается линейный маршрут движения экспедиции. Выбранные населенные пункты являются основными единицами обследования, в них экспедиция работает в течение заранее определенного времени. Преимущество маршрутного метода обследования заключается в широте охвата территории, где проживает исследуемая этническая общность, причем не только основного массива, но и контактных зон.

Он же может успешно применяться при исследовании этнических общностей, проживающих в пределах историко-этнографической общности. Маршрутный метод является более предпочтительным при тематическом обследовании единичного или комплекса взаимосвязанных явлений культуры. Данный метод обследования является предпочтительным при работе по сбору материала для историко-этнографических атласов. В то же время он мало приемлем при исследовании духовной культуры, традиционных социальных институтов, то есть тех областей культуры, которые требуют длительного наблюдения за функционированием исследуемого явления.

Сроки работ здесь могут быть длительными: 1-2 недели, что предполагает более углубленное, чем при маршрутном методе, исследование, но, в связи с сокращением времени работы по маршруту, ограничивает территориальный охват. Кустовой метод используется при сборе материала по монографическим темам, при изучении современности, этнографии города и т. п. В сочетании с долгосрочными экспедициями он может быть рассмотрен как приближение к классическому стационарному способу.

5. Подготовка этнографической экспедиции

Помимо выборки фактических данных из литературных источников, важной частью научной подготовки экспедиции является изучение музейных коллекций и графических материалов, характеризующих культуру данного народа. Никакое описание не может дать этнографу того, что он получает, знакомясь с вещами, рисунками, фотографиями. Изучая их, этнограф как бы заглядывает вперед, предварительно знакомится с тем, что может встретиться ему в поле.

Немалое значение для успеха будущей экспедиции имеет и знакомство с историей и историей культуры изучаемого народа, а также с литературой по смежным с этнографией разделам науки.

Особое место в научной подготовке экспедиции уделяется изучению географии района, где предстоит работать этнографам. Здесь важно всё: климат, ландшафт, гидрография, пути сообщения. Нельзя забывать и того, что географические условия оказывают значительное влияние на развитие различных сторон культуры народа. С климатическими и другими природными условиями нужно считаться и при выборе района работ, времени года для проведения работ, при расчете времени на передвижение и т. д.

Особое внимание нужно обратить на изучение демографии района, в первую очередь этнической демографии, сведения по которой можно извлечь как из материалов переписей населения, так и из этнографических, карт.

Научная подготовка экспедиции завершается составлением программы экспедиции. Программа экспедиции содержит научную проблематику экспедиции, темы (разделы), по материалам которых эта проблематика будет решаться, а также определяет конкретные пути и формы такого решения. В соответствии с этим в программе указываются:

1) общая проблематика экспедиции, чему посвящается вводная часть программы;

2) перечень тем экспедиции, т. е. тех сторон культуры народа, по которым будут собираться полевые материалы, необходимые для решения главной проблемы (или проблем);

3) район работы экспедиции и ее маршрут;

4) сроки работы экспедиции и расчет времени, работы на отдельных отрезках маршрута;

5) состав участников экспедиции и закрепленная за каждым из Них отдельная тема или часть темы (раздел). Если предполагается работа несколькими отрядами, то конкретная задача каждого отряда и районы его работы;

6), краткие методические разработки, где перечисляются основные особенности культуры, на которые следует обратить особое внимание, и основные приемы исследования (опрос, анкеты и т. п.).

В дополнение к программе и одновременно с ней подготавливаются и утверждаются различные подсобные документы экспедиции: анкеты, анкеты-бланки и т. п.

6. Основные виды работ в поле

Полевая работа в этнографической экспедиции всегда очень разнообразна. В один и тот же день этнографу нередко приходится беседовать с местными жителями и фотографировать, описывать те или иные явления, обмерять и зарисовывать всевозможные предметы и т. д. и т. п. Строго отделить один вид работы от другого можно только условно, теоретически, хотя к разным видам работы предъявляются различные требования, и при их выполнении используются разные технические приемы.

Основные виды работ в поле:

1.Личные наблюдения исследователя.

Каждый участник экспедиции должен вести дневник, куда записываются все полезные этнографические сведения, не зафиксированные в полевых записях или в других документах. Ценность таких заметок и наблюдений зависит от направленной наблюдательности работника экспедиции. «Мало глядеть, надо видеть». А умение видеть зависит в первую очередь от объема знаний работника, от его опыта.

2) Опрос населения (работа с информаторами).

3) Фиксация вещественных материалов.

Включает в себя:1) Описание предметов или явлений. При описании полезно придерживаться определенного порядка, определенной последовательности. Так, если описывается жилище, то начинают с описания устройства фундамента, затем стен, кровли, потом переходят к описанию деталей (дверей, окон) и т. д. Последовательность и порядок каждый раз зависят от целей исследования и от характера изучаемых явлений. Так, при описании обрядов составляют, если это известно заранее, «сценарий» обряда, его схему и распределяют обязанности наблюдателей за отдельными этапами обряда. 2) Графические приемы: рисование, черчение, копирование. Рисование (масштабное, по координатной сетке и др.) позволяет графически изобразить устройство сложных орудий труда, показать принцип взаимодействия их частей и характер рабочих операций. На рисунках-схемах легко и удобно проставить наименования фиксируемого, предмета и его частей. Рисование дает возможность более точно, чем цветная фотография, фиксировать цветовые соотношения узоров, росписей, орнаментов и т.п

4) Сбор этнографических коллекций.

Никакие описание, фотография или рисунок не в состоянии заменить собой саму вещь, предмет. Особенно важно собирать те предметы народной культуры, которые выходят или уже вышли из массового употребления. Современная эпоха с ее развитыми экономическими связями и массовым промышленным производством предметов быта характерна в частности тем, что многие особенности местной культуры, сохранявшиеся до того, столетиями, быстро исчезают без следа. Этнографы и вообще все научные работники, изучающие народную культуру, обязаны собрать и сохранить в музеях все, что возможно, чтобы нашим потомкам не пришлось производить археологические раскопки для получения необходимых сведений о XX в. как это приходится делать сейчас при изучении древних периодов нашей истории.

6. Методика и практика работы в поле на примере поселения

Приступая к изучению поселения, необходимо установить, хотя бы приблизительно, его возраст. Определение возраста поселения возможно как по документальным данным, если таковые есть (списки населенных мест, упоминание поселения в летописях и других документах и т. д.), так и по данным полевых наблюдений. Для фиксации материалов о поселениях лучше пользоваться крупномасштабными картами или топографическими планами поселений. Они наиболее точны и не нужно тратить времени на самостоятельную съемку планов. Если карт и топографических планов нет, можно снять план поселения (не очень крупного), пользуясь простейшими приемами топографической съемки: способом прямой засечки из двух точек или способом обратной засечки по двум точкам (Приложение 1).Производить мерную съемку планов (как это делают землемеры) в полевых условиях нецелесообразно.

Изучение новых современных поселений выходит за рамки этнографии, так как и их проектировка, и их организация производятся специалистами то градостроению. Но этнографы могут оказать последним существенную помощь в деле учета местных традиций и привычек.

1. Бромлей, Ю.В. Этнография / Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. М.: Высшая школа, 1982. 320 с.

2. Громов, Г.Г. Методика этнографических экспедиций / Г.Г. Громов. М.: Изд-во Московского университета, 1966. 117 с.

3. Зорин, А.Н. Основы этнографии / А.Н. Зорин. Каз.: Изд-во Казанского Государственного Университета. 1994. 80 с.

4. Козьмин, В.А. ПОЛЕВАЯ ЭТНОГРАФИЯ / В.А. Козьмин. СПб.: Левша, 2006. 336 с.

5. Садохин, А.П. Этнология / Садохин, А.П, Грушевицкая Т.Г. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. 304 с.

6. Токарев, С.А. Истоки этнографической науки / С.А. Токарев. Москва: Наука, 1978. 167 с.

7. Шмелева, М.Н. Полевая работа и изучение современности / М. Н. Шмелева // Советская этнография: сборник статей. 1985. №3. С. 43-51.

8. Что изучает этнография? Задачи этнографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/215516/chto-izuchaet-etnografiya-zadachi-etnografii. (Дата обращения: 03.05.2016).

Съемка плана поселения методом обратной засечки

Использование примерного плана поселения для определения размещения родственных групп

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Методы этнографических исследований. Сущность эволюционного метода: история и распространение теории. Основные идеи эволюционизма. Основная идея структурно-функционального метода. Методология функционализма. Диффузионизм и символический интеракционизм.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 25.11.2008

Характеристика методов этнографии, таких как полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный. Стационарное и маршрутное наблюдение.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 21.12.2010

Семантическое поле слова «этнография». Основной предмет изучения культурной антропологии. Культура, воплощенная в предметах. Архаические особенности низовой культуры. Антропология и этнография города. Методы культур-антропологического исследования.

реферат [236,9 K], добавлен 21.10.2013

Организация этнографических исследований в Крыму, освещение их итогов в публикациях. Особенности исторических форм архитектуры крымских татар. Экскурс в историю производства из шерсти и ковроткачества. Изучение фольклора, музыки и песенного творчества.

реферат [27,6 K], добавлен 07.10.2012

контрольная работа [29,9 K], добавлен 16.05.2016

реферат [19,9 K], добавлен 27.11.2010

Понятие этнографии как науки, ее сущность и особенности, история возникновения и развития. Предмет и направления изучения этнографии. Методы и источники исследования в этнографии, их классификация и разновидности. Понятие этноса и этнические процессы.

краткое изложение [53,3 K], добавлен 18.02.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *