Что такое показатель качества продукции

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Цель, задачи: Понятие «качество продукции» относится к числу наиболее важных характеристик деятельности предприятия. С ним тесно связаны конкурентоспособность продукции, позиции предприятия на рынке. В теме приводится характеристика качества продукции, способы количественной оценки его и методы управления этим важным параметром деятельности предприятия.

Оглавление

4.1. Понятие качества и его значение для предприятия

Понятие «качество продукции» является комплексным. В нем находит свое отражение вся совокупность хозяйственных процессов.

Таким образом, качество продукции – это не только определенный критерий для покупателя, это показатель состояния техники и технологии производственного процесса, уровня организации производства, это коммуникация между производителем и потенциальным потребителем продукции (услуги).

Понятие «качество продукции» закреплено в государственном стандарте России в ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В этом нормативном документе качество определяется как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В Международном стандарте ISO 8402-94 качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Из этих толкований сущности качества следует, что основная роль в оценке качества товара отводится потребителю. А стандарты, законы, правила закрепляют и регламентируют прогресс в технике и технологии производства.

4.2. Показатели качества

Показатели качества представляют количественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества, раскрывающих ее качественную определенность. Все показатели качества продукции можно объединить в несколько групп.

Различают абсолютные и относительные показатели качества. Абсолютные показатели характеризуют свойства товара в абсолютных и стоимостных единицах, а относительные – в сравнении с базовыми, эталонными или конкурирующими образцами.

С точки зрения характеризуемых свойств различают следующие показатели качества:

По элементам бизнес-процесса показатели качества можно разделить на следующие виды:

4.3. Методы управления качеством

Управление качеством представляет собой процесс, включающий планирование, осуществление его, контроль, управляющее воздействие как обратная связь в управленческом процессе. Управление качеством должно осуществляться системно. Это означает, что на предприятии формируется система, все элементы которой нацелены на достижение более высокого качества. Отсюда система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством продукции.

Такой подход к управлению качеством обусловил формирование модели взаимосвязанных видов деятельности, которые в единстве образуют «петлю качества». В этой модели система качества выступает объектом управления на всех стадиях производственного процесса. «Петля качества» охватывает:

Однако усиление конкурентной борьбы потребовало дополнительных усилий предприятий по управлению качеством продукции. Так появилась система ИСО 9000 (Международная организация по стандартизации, International Organisation for Standartization, ISO). В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой хозяйственной деятельности. Эта система управления качеством включает 20 элементов, охватывающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Наконец, под влиянием конкуренции сформировалась система всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Содержание этой системы состоит в долгосрочном интегрированном подходе к руководству организацией, гарантирующем минимальные затраты и повышение качества выпускаемой продукции на всех стадиях производственного цикла. Система TQM регулирует отношения между поставщиками и потребителями и включает «жесткие» и «мягкие» составляющие. К «жестким» составляющим относятся персонал, системность (насколько всесторонне управление качеством охватывает все стороны производственного процесса), инструментарий. К «мягким» составляющим относятся вовлеченность персонала предприятия, организационная культура, коммуникации.

Важную роль в формировании качества и регулировании его играет система стандартов качества как нормативно-правовой базы организации. Система стандартов законодательно защищает интересы потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Стандарты гарантируют систему единства в разработке, производстве и эксплуатации продукции. Стандарты являются средством повышения конкурентоспособности продукции.

4.4. Влияние качества на конкурентоспособность

В рыночной экономике одной из важных характеристик предприятия выступает конкурентоспособность. Одним из факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия, является конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских и стоимостных характеристик, позволяющих выдержать конкуренцию с однородной продукцией и удовлетворить рыночной спрос. Конкурентоспособная продукция реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Это обусловлено тем, что не требуется дополнительных усилий по продвижению товара к конечному потребителю. В основе этого процесса лежит более высокое качество товара.

Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для покупателей и обеспечивают удовлетворение конкретной потребности. При этом прочие характеристики и свойства товара в расчет не принимаются. Возможна ситуация, когда товар более высокого качества будет менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно возросла в связи с затратами для придания более высоких характеристик товару. Товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Отсюда ясно, что существует объективная связь между качеством и конкурентоспособностью, но она не линейная и зависит от многих обстоятельств внешней и внутренней среды предприятия.

Количественная оценка конкурентоспособности товара осуществляется путем сопоставления параметров продукции с параметрами базового образца. Так рассчитывается параметрический показатель конкурентоспособности по определенному параметру. Если просуммировать все единичные параметрические показатели данного товара, то получим комплексный показатель конкурентоспособности по определенным параметрам.

Оценка конкурентоспособности продукции может осуществляться по экономическим параметрам. В этом случае сопоставляются полные затраты потребителя по сравниваемой продукции и образцу (эталону).

Однако показатель конкурентоспособности продукции важен не только для свойств с позиции потребителя, но и для управления проектированием и конструированием новых свойств у продукта. В этом случае используется балльный метод оценки конкурентоспособности. Каждому качественному параметру продукта выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом. Затем определяется средний балл изделия.

Важно иметь в виду, что конкурентоспособность диктуемая особенностями функций рынка, выдвигает на передний план процесс планирования и управления качеством продукции, выбором более экономичного варианта осуществления производственного процесса.

Источник

Что такое показатель качества продукции

Управление качеством продукции

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Product-quality control. Basic concepts. Terms and definitions

Дата введения 1979-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.01.79 N 244

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3519-81

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

6. ИЗДАНИЕ (май 2009 г.) с Изменением N 1, утвержденным в январе 1985 г. (ИУС 4-85)

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области управления качеством продукции.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Установленные определения разрешается при необходимости изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Допускается применение отраслевых терминов, не установленных настоящим стандартом, отражающих специфические особенности продукции отрасли.

В приложении даны пояснения и примеры к ряду терминов.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

Источник

Показатель качества

В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.

Что такое показатели качества продукции

Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.

С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.

Факторы, влияющие на качество продукции:

использование современных технологий;

уровень производства, который обеспечивается компанией;

качество применяемого оборудования;

характеристики используемых материалов и комплектующих;

организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);

интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.

Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.

Классификация показателей

Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.

Показатели можно классифицировать по предмету исследования:

Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.

Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.

Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.

Показатели можно классифицировать по группам:

Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.

Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.

Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.

Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.

Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.

Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:

До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.

После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.

На этапе создания используются производственные показатели.

Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.

Что такое показатель качества продукции. Смотреть фото Что такое показатель качества продукции. Смотреть картинку Что такое показатель качества продукции. Картинка про Что такое показатель качества продукции. Фото Что такое показатель качества продукции

По месту в жизненном цикле

Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.

Начальный период

Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.

Внедрение в производство

Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.

Создание рынка и дальнейшие этапы

На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.

По потребительским свойствам

Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:

Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.

Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.

Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.

Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.

Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.

Технические показатели качества продукции

Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.

Конструктивные

К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.

Показатели состава и структуры

Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:

процентное содержание определенных добавок в стали;

массовая доля сахара в продуктах;

количество серы, содержащейся в коксе.

Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.

Использование сырья

Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.

Экономические показатели

Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:

Доход. Насколько бизнес прибыльный.

Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.

Оптовые и розничные цены.

При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.

По применению для оценки

При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:

Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.

Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.

Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.

По количеству характеризуемых свойств

При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:

Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.

Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.

Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.

Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.

По возможности оценки

При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:

Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.

Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.

Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.

Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.

Методы измерения показателей качества

Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:

Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.

Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.

Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.

Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:

Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.

Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.

Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.

Итак, чтобы точно определить значение показателя:

Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.

Применяют непосредственные изменения характеристик.

Показатели берут из предоставленной документации.

Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.

Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.

Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.

В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.

Заключение

Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.

Источник

Научная электронная библиотека

Что такое показатель качества продукции. Смотреть фото Что такое показатель качества продукции. Смотреть картинку Что такое показатель качества продукции. Картинка про Что такое показатель качества продукции. Фото Что такое показатель качества продукции

Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,

19.4. Анализ качества продукции и ее конкурентоспособности

Важным показателем деятельности организаций является качество и конкурентоспособность продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Для характеристики качества продукции применяется ряд показателей (рис. 19.2).

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств.

Анализируя качество продукции, во-первых, анализируется динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения, во-вторых, определяется влияние качества продукции на стоимостные показатели работы организации: стоимость выпущенной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль:

?ВП = (Ц1 – Ц0)?VВП1; (19.9)

?В = (Ц1 – Ц0)?VРП1; (19.10)

?П = [(Ц1 – Ц0)?VРП1] – [(С1 – С0)?VРП1], (19.11)

стоимость выпущенной продукции;

выручку от реализации продукции;

цена изделия до изменения качества;

цена изделия после изменения качества;

уровень себестоимости изделия до изменения качества;

уровень себестоимости изделия после изменения качества;

объем произведенной продукции повышенного качества;

объем реализации продукции повышенного качества.

Что такое показатель качества продукции. Смотреть фото Что такое показатель качества продукции. Смотреть картинку Что такое показатель качества продукции. Картинка про Что такое показатель качества продукции. Фото Что такое показатель качества продукции

Рис. 19.2. Показатели, характеризующие качество продукции

Если организация выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость произведенной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных отклонений: изменение удельного веса по каждому сорту нужно умножить на цену соответствующего сорта, результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении:

изменение веса по каждому сорту;

цена соответствующего сорта;

общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении.

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;

общий объем выпуска продукции в натуральном выражении отчетного периода.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают.

В значительной степени качество продукции определяет ее конкурентоспособность. Конкурентоспособность – это характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

– техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

– эстетическим (внешний вид товара);

– эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

– нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

– экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 19.3.

Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100 %:

Что такое показатель качества продукции. Смотреть фото Что такое показатель качества продукции. Смотреть картинку Что такое показатель качества продукции. Картинка про Что такое показатель качества продукции. Фото Что такое показатель качества продукции

Рис. 19.3. Методика анализа конкурентоспособности продукции

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gj) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

Если I 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной организацией. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров на данном рынке, и наоборот.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Таким образом, анализ качества и конкурентоспособности продукции позволяет не допустить выпуск некачественной продукции и способствует повышению ее конкурентоспособности. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *