Что такое покаяние в исламе
Истинное покаяние должно быть именно таким!
Всевышний Аллах в Коране и через своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) сообщает своим рабам, что Он любит и прощает тех, кто кается в своих грехах. Покаяние подразумевает раскаяние в совершённом грехе, немедленный отказ от него и обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой о прощении. Как обещает Всевышний Аллах, каждое истинное покаяние будет принято, и грех будет прощён.
Учёные говорят, что за каждый совершённый грех следует приносить покаяние, не откладывая. При этом, если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, и никого из людей оно никак не затронуло, то покаяние должно соответствовать трём условиям:
во-первых, человеку следует отказаться от совершения этого греха;
во-вторых, раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех;
в-третьих, принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.
Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий не будет соблюдено, то покаяние не будет считаться действительным (в полной мере).
В том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно соответствовать уже четырём условиям, а именно — трём вышеупомянутым и ещё одному: согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него. А если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах, или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
Если же дело касается клеветы или любого иного греха, который в соответствии с установлениями Корана и Сунны подлежит обязательному наказанию (хадд), то виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего. Если же это связано с возведением хулы (высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно), то виновному следует попросить прощения именно у потерпевшего. То есть следует сообщить ему лично о том, что говорилось за его спиной, и попросить у него прощения за это.
Покаяние следует приносить за все грехи без исключения.
Если же человек покается только за часть своих грехов, то его покаяние, по мнению учёных, придерживающихся истины, может считаться действительным, но при этом на нём остаются другие грехи, в которых он не покаялся. Следовательно, он должен будет принести покаяние и за остальные грехи, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и Сунна, и единодушное мнение учёных (Иджма’).
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى اللّه توبة نصوحاً
«О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с истинным покаянием». (Сура «Ат-Тахрим», 8).
Обращайтесь с таким покаянием (тавба насух), которое смоет все предыдущие грехи и плохие деяния каявшегося, очистит его от всего того низменного и негативного, что было до покаяния.
‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
قال عمر التوبة النصوح أن يتوب من الذنب، ثم لا يعود فيه أو لا يريد أن يعود فيه
«Истинное покаяние – это такое покаяние в грехах, после которого человек никогда потом не возвращается к ним, или у него даже не возникает такого желания».
Поэтому и учёные говорят: истинное покаяние это, во-первых, отказ от греховного поступка, который он совершает в данный момент; во-вторых, сожаление о том, что человек уже успел совершить; и в-третьих, твёрдое решение не совершать таких поступков в будущем. Если имеются какие-либо обязательства перед людьми, то следует выполнить и эти обязательства, ибо от Абдуллаха Ибн Масуда передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وفي الحديث الصحيح: الندم توبة
«Раскаяние (сожаление) – это покаяние». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)
Также передаётся, что Убаййа Ибн Кааба (да будет доволен им Аллах) спросили:
«Что же является искренним покаянием (тавба насух)?» Он ответил: «Я спрашивал про это Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он ответил:
سألت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم عن ذلك فقال: هو الندم على الذنب حين يفرط منك فتستغفر اللّه بندامتك منه عند الحاضر ثم لا تعود إليه أبداً (أخرجه ابن أبي حاتم)
«Это раскаяние в грехе в то время, когда ты совершаешь его – ты просишь у Аллаха прощения за этот грех, сожалеешь о содеянном в настоящее время и никогда не совершишь подобного впредь». (Ибн Абу Хатам)
Исходя из всего вышеприведённого, возникает вопрос:
Является ли обязательным условием истинного покаяния и смывания всех предыдущих грехов отказ от греха, в котором он покаялся, до конца своей жизни, ибо в хадисе говорится: «Никогда не совершишь подобного впредь», или же достаточно твёрдого решения не возвращаться к этому греху в дальнейшем?
В ответ на это приводится следующий хадис:
من أحسن في الإسلام لم يؤاخذ بما عمل في الجاهلية، ومن أساء بالإسلام أُخذ بالأول والآخر
«Того, кто будет благочестивым (совершать благодеяния) после принятия Ислама, Аллах не накажет за его (плохие) деяния, совершённые им во время невежества (джахилии), то есть до принятия им Ислама. А того, кто будет неблагочестивым (будет совершать зло, плохие деяния) после принятия Ислама, Аллах накажет за это и за то, что было до принятия им Ислама». (Бухари)
Если таково решение относительно человека, принявшего Ислам, то более предпочтительным будет такое же решение относительно покаявшегося человека.
Любой грех, несмотря на величину, требует покаяния. Грех, в котором человек искренне раскаялся, обязательно будет прощен Всевышним Аллахом. Если же человек совершает плохие поступки и не раскаивается в них, то по воле Аллаха он непременно будет наказан как в этом Мире, так и в Ахирате (жизни вечной).
Покаяние (тауба) в Исламе
Покаяние (тауба) — то, с чего человек верующий начинает свой день, и то, что никогда его не покидает, становится неотъемлемой частью его духовной жизни[1].
Один из наших современников метко заметил: «Разве может быть пустословным человек, говорящий, что построил дворец или написал книгу? А ведь построить прекрасный дворец легче, чем выстроить, восстановить опустошенную душу. Написать ценную книгу проще, чем суметь поднять душу над легкомыслием и беспечностью. Покаяние является важной составляющей в душевном строительстве. Поэтому странно и удивительно, что люди могут говорить о покаянии без осознания и соответствующего внимания».
С точки зрения мусульманской этики покаяние требует от каждого в отдельности определенных усилий.
«Верующие! Кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) искреннейшим покаянием» (см. Св. Коран, 66:8).
Настолько правдиво, что человек без слов становится в душевной чистоте и искренности примером для других.
У имама ‘Али спросили о смысле покаяния, на что он ответил: «В нем (покаянии, правдивом покаянии) шесть составляющих: 1) раскаяние в совершенных ранее грехах; 2) восполнение пропущенных обязательств; 3) возмещение обид и нанесенного другим ущерба; 4) испрашивание прощения у тех, с кем спорил, враждовал; 5) вознамеренность не повторять впредь ошибок и прегрешений; 6) воспитание себя в покорности Всевышнему, как ранее воспитывал себя в грехе [когда человек допустил возникновение какой-либо дурной привычки или греховного качества и позволил им развиться, пройдя определенный путь для того, чтобы эта привычка или качество стали чем-то обычным для него, естественным]»[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал следующие слова Господа миров: «О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня [о прощении с сильным и искренним желанием], Я буду прощать тебе несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе несмотря ни на что! Сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, что ими можно было бы заполнить всю эту землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего [то есть по количеству ошибок твоих и промахов]!»[3].
Пророк также оповестил: «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]»[4].
Посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал][5]. Если Аллах (Бог, Господь) полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда»[6]. Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся[7] и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]»[8]. У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление[9]«[10].
Три категории кающихся
По осознанию, глубине раскаяния людей можно разделить на три категории:
Первая — те, кто не имеет проницательности, не видит того, что стоит за тем или иным событием, поступком. Прегрешение или ошибка оставляют в их душе определенный отрицательный осадок. Для удаления его и возвращения себя в первичное легкое состояние души они, с упоминанием форм раскаяния и покаяния, устремляются всей своей сутью к Всевышнему Творцу.
Вторая — люди, обладающие проницательностью, приобретшие умение анализировать то, что в душе, и то, что происходит вокруг. При малейшем проявлении беспечности, легкомыслия, душевной пустоты они голосом сердца устремляются к Богу, к Его помощи, окрыленные заботой о возвышенности и духовной чистоте.
Третья — «глаза мои спят, а сердце бодрствует»[11]. Этот уровень устремленности к Творцу и связи с Ним практически недостижим. Он был присущ Божьим пророкам и посланникам Всевышнего Аллаха. Был ли дан кому-либо помимо них? Ведомо только Ему, Богу.
Покаяние — величественная клятва, исполнение которой зависит от мужественности и волевых качеств раскаявшегося.
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд говорил: «Правдивая клятва — это когда ты больше не возвращаешься к греху, в совершении которого раскаялся ранее»[12].
Сподвижник Пророка Джабир ибн ‘Абдулла говорил: «Кающийся (искренне раскаявшийся и навсегда оставивший свой грех позади) пред Всевышним — (по степени величественности поступка и вознаграждаемости) на уровне мученика за веру (отдавшего жизнь в защиту своей веры, Родины)»[13].
На словах страшащийся Ада и продолжающий при этом грешить; рассказывающий о неописуемых красотах Рая, но крайне скупой на благородный поступок; вдохновенно говорящий о любви ко Всевышнему и посланнику Его, но при этом ни на шаг не приблизивший себя к пророческому наследию… Убеждения такого человека несерьезны. Покаяние для подобных людей — это перемена, передышка в нескончаемом потоке грехов и ошибок. В этом контексте интересны слова праведника Фудейля ибн ‘Ияда: «Наиболее бесчестный человек — совершающий один и тот же грех дважды».
Устремленность к Творцу и мольба о прощении должны быть в сердце любого мусульманина:
«Верующие, кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом), причем все, без исключения [ведь у каждого из вас есть промахи и прегрешения]» (см. Св. Коран, 24:31)[14].
В одном из аятов Священного Писания люди с точки зрения наличия и отсутствия в их сути голоса покаяния делимы на две категории:
«А те, кто не раскаивается [не кается, не сожалеет о совершенных ошибках и грехах], они — залимы (грешники, притеснители, поступающие несправедливо, в первую очередь по отношению к самим себе)» (см. Св. Коран, 49:11).
Этим аятом все люди разделены на (1) кающихся, раскаивающихся в своих ошибках, прегрешениях и (2) грешных, несправедливых к себе, к другим; жестоких, они даже и не думают исправляться. В ком умерло чувство раскаяния пред Богом и осознание своего греха, тот невежественен в ощущении истинного положения своих дел. Он далек от Господа и крайне эгоистичен в людской среде. Совесть его находится в заточении у низменных чувств и животных потребностей. Он редко когда считается с людьми. От такого человека можно ожидать чего угодно.
Важно отметить, что когда человек в полной мере устремлен к Творцу и чувствует единство с милостью Его и силой, слова «астагфирулла» (прости меня, Господи) не являются покаянием (тавба), он просто не совершает грехов, чтобы каяться. А произнесение «астагфирулла» стало для него средством укрепления связи со Всевышним, символом устремленности к Нему. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день»[15].
Человек верующий никогда не может быть до конца уверен в получении полного прощения, и это поддерживает в нем определенный трепет пред Аллахом, бдительность во взаимоотношениях с людьми, что в свою очередь становится определенным гарантом мирского и вечного благополучия. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) подчеркнул: «[Сколь бы велики и благородны ни были ваши поступки] никого из вас и никогда они не введут в Рай! [Великодушные и искренние благодеяния, даже если в жизни вашей их будет очень много, не смогут стать гарантом проявления к вам милости Творца и Его всепрощения]». Сподвижники в недоумении спросили: «Даже тебя [дела не введут в Рай], о посланник Божий?» — «Да, даже меня, — ответил Пророк, — кроме как по милости Аллаха (Бога, Господа), проявленной в большей мере, чем мы того заслуживаем [своими земными делами и поступками].
Наставляйте на верное (правильное) [самих себя и других] (погашайте долги, выполняйте финансовые обязательства)! Сближайте [умейте вести диалог; мирите людей и примиряйте] (приближайтесь к намеченным целям без фанатизма или промедлений) [ставьте цели и последовательно достигайте их] (делайте больше благого, приближающего вас к Богу)! [Все это потребует от вас кропотливого труда, но и в значительной степени поможет претендовать в Судный День на милость Творца к вам и Его прощение.]
Пусть никто из вас и ни в коем случае не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться»[16].
Разумный, проницательный и приобретший крупицы жизненной мудрости легко понимает, что окружающие его блага и достаток — это не то, что он заслужил и обязан получить, а то, что временно оказалось в его управлении и ведении в результате приложенных усилий и Божьей милости, благословения. Это касательно мирского. Что уж говорить о вечности, о райской обители, великолепие которой неописуемо словами и невообразимо разумом[17].
Для людей по-настоящему верующих покаяние, легкое естественное раскаяние и ощущение своей неполноценности пред Господом миров будет неотъемлемой частью внутренних ощущений, внешних проявлений и в Судный День:
«Верующие! Кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) искреннейшим покаянием. Велика вероятность, что Господь простит вам прегрешения и введет вас в сады [райской обители], под которыми текут реки, в День [в Судный День], когда Он не будет позорить (срамить) [заключительного] Пророка [но наоборот, щедро с почетом встретит его], а также тех, кто уверовал вместе с ним. Их [яркий] свет будет струиться спереди и по правую сторону от них. Они скажут: «Господи, доведи наш свет до необходимой полноты проявления и прости нас. Поистине, Ты можешь абсолютно все» (Св. Коран, 66:8).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия (691–751 гг. по хиджре). Мадаридж ас-саликин [(Духовные) пути идущих]. В 3 т. Дамаск: аль-Баян, 1999. Т. 1. С. 184.
[2] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 28. С. 315.
[3] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 486, хадис № 10/1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 979, хадис № 3549, «хасан».
[4] Хадис от Абу Саида; св. х. Ахмада, Абу Я‘ли и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 124, хадис № 2025, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1624, хадис № 2344; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 180; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 2. С. 467, 468, хадис № 3, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 10. С. 430.
[5] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4250, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3385, «хасан».
[6] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3386, «хасан».
[7] В кораническом аяте применена усиленная форма слова «кающийся».
[9] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4252, «сахих».
[10] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, а также от Анаса; св. х. Ибн Наддара. См., например: аль-Муттакы А. (885–975 гг. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 4. С. 261, хадис № 10428; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 10. С. 150, хадис № 10281; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 10. С. 259, хадисы № 20560–20562.
[11] Слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ на вопрос его супруги ‘Аиши.
Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др., «сахих»; хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ас-Суюты (Аль-хасаис), «хасан». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 342, хадис № 1147; аль-‘Аскаляни А. (773–852 гг. по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. (15 — основные, а 3 — вступление и указатели). Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 3. С. 343, хадис № 1147; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 8 т. Стамбул: аль-Мактаба аль-исламийа, [б. г.]. Т. 2. С. 48, глава № 19, хадис № 16; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 291, хадис № 125–(738); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 17, хадис № 125–(738); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 6. С. 186, 187, хадис № 2430, а также т. 14. С. 297, 298, хадисы № 6385, 6386.
[12] См.: ад-Дайлями Ш. (445–509 гг. по хиджре). Аль-фирдавс би ма’сур аль-хытаб [Высшая ступень словесного наследия]. В 6 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, 1986. Т. 2. С. 76, хадис № 2430.
[13] См.: ад-Дайлями Ш. (445–509 гг. по хиджре). Аль-фирдавс би ма’сур аль-хытаб. Т. 2. С. 76, хадис № 2431.
[14] Важно отметить, что сура, в которой упоминается данный аят, относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1984, хадис № 6307; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 31, хадис № 1/13. Также см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 334; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3382, «хасан».
[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1816, хадис 5673; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 157, хадис № 5673.
Также см., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1133, хадис № 75–(2816); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 75–(2816); аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1643, хадис № 2371; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 587, хадис № 9948, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 180, хадисы № 6349–6351.
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмада и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 468, хадис № 4779; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 2. С. 91, хадис № 369, «сахих».
Покаяние за совершённые грехи (тауба)
Каждый человек не является свободным от совершения грехов. Все люди – существа грешные, разница лишь в количестве совершённых запретных поступков и в их тяжести. Совершая грех, человек отдаляется от истинного пути и может даже наслать на себя гнев Всевышнего. В подобной ситуации лучшим средством в руках верующего, способным стереть его пригрешения, служит покаяние (тауба).
Коранический аят гласит:
Процедура, как делать покаяние, описана в хадисе Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Если верующий, совершив грех, очищается, затем совершает намаз в два ракаата и просит у Господа прощения, то Аллах непременно простит его» (ат-Тирмизи).
То есть после того, как человек согрешит, ему сначала следует сделать омовение, далее – прочитать тауба-намаз, процедура совершения которого ничем не отличается от других намазов, и в конце попросить у Создателя прощения за содеянное.
Однако для того, чтобы покаяние было совершено наилучшим образом, верующему следует соблюсти ряд условий:
1. Искреннее раскаяние в содеянном
Прежде всего, верующему надлежит чётко осознавать в чём именно он допустил ошибку и искренне раскаяться в совершённом грехе. В Своём Откровении Творец говорит:
2. Отказ от повторного совершения этого греха
Человеку, осознавшему пагубность некого деяния, следует отказаться от его повторения в дальнейшем. На это есть указание в Коране:
3. Отказ от разглашения своих проступков другим людям
Совершивший грех человек не должен рассказывать о нём другим людям. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «Создатель простит и исцелит всех мусульман, за исключением тех, которые публично разоблачили себя, распространяясь о своих грехах, в то время как Всевышний их скрыл от взора других» (хадис приводят Бухари и Муслим).
4. Искренняя вера в прощение Всевышним
Ещё одно немаловажное условие – рабу Аллаха следует верить и всем сердцем ожидать милость своего Создателя. Пророк Мухаммад (с.г.в.) высказывался по этому поводу так: «Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», то Творец отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу» (Бухари, Муслим).
5. Многократное прошение о прощении грехов
Верующим желательно регулярно взывать к своему Господу с просьбой простить их за совершённые проступки. В хадисе, который приводится со слов Ибн Умара, сказано: «По нашим подсчётам, за время одной встречи (с людьми) Посланник Всевышнего (с.г.в.) обычно стократно (произносил слова): «Господь мой, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Приемлющий покаяние, Милосердный! (Рабби-игфирли уа туб ‘аляй-йа, иння-кя Антат-Тау-уабур-Рахим!)» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
6. Терпение
Также покаявшимся надлежит помнить, что залогом успеха всегда служит терпение. Здесь можно привести такой хадис: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Господу миров), но не получил ответа!”» (Бухари).
7. Нельзя затягивать с покаянием
Достоинства покаяния
— Господь радуется покаянию. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием» (Муслим).
— Тауба стирает грехи. На этот счёт имеется достоверный хадис: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не грешил» (Ибн Маджа).
— Создатель не наказывает Своих рабов, совершающих покаяние. В Священном Писании говорится:
«Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8:33)
— За раскаявшихся ангелы совершают дуа. В Книге Аллаха приводятся слова ангелов, обращённые к Нему:
— Кающиеся – лучшие из людей. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) наставлял: «Все люди совершают ошибки, а лучшими среди ошибающихся являются кающиеся» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Уа алейкум ассалам. Это находится в ведении Аллаха. Что касается избавления от привычки, то тут или жениться, или поститься, как сказано в хадисе.
Здравствуйте. У меня очень много грехов. Если я буду для каждого делать таубу намаз, то пройдёт много времени. Можно ли покается во всех своих грехах за раз? И как?
Ассаляму алейкум. Возможно, Аллах примет и такое покаяние «оптом», при этом в дуа после такого намаза следует перечислить все Ваши грехи, в которых желаете раскаяться.
Ассаламу 1алайкум!Можно ли оставлять на чистом месте Коран но только в игротеке
Уа аляйкум салям, да, можно.
Islam Global, Ассаляму Алейкум у меня много грехов я молю у Аллаха много раз что не стану пить алкоголь но потом пью не могу сдержаться что то не то происходят со мной что мне делать
Уа алейкум ассалам. Вам нужно побороть тягу к алкоголю всеми возможными способами. Это тяжкий грех, и нужно от него отстраниться. Проявите больше усердия на этом пути, по воле Аллаха, у Вас все получится.
Ас`саламу алейкум, мне 14 лет, я читаю намаз и в один день я осознанно прочитал намаз без тахарата, так как из-за лени не сделал тахарат. Я сделал намаз тауба, считается ли мой поступок куфром?
Уа алейкум салям! Это не куфр, но велика вероятность, что намаз без тахарата не будет принят. Его лучше перечитать.
Всемогущий Аллагь прощающий Милосердный. Самое главное это не откладывать Тауба, ибо шайтан не дремлет и наущает отложить, или вовсе не раскаиваться. Сразу после греха надо раскаяться, инша Аллагь, или когда приходит осознание тяжести греха. Тяжкие грехи требуют искреннего Раскаяния и оставления греха, со слезами. Читайте Хадисы, не оставляйте намаз, пост, фарзы. Будьте стойки на пути Аллагьа
Ассаляму алейкум! Совершите тауба-намаз. Выводить татуировку теперь уже не следует (если рисунок не противоречит исламу), так как это нанесёт ещё больший вред организму.
Ас-саляму алейкум. Помогите пожалуйста. Хочу совершить тауба намаз, но не понимаю как именно совершать. Какие слова говорить в начале и в конце. Какие движения надо делать. Искала на ютубе, на сайтах, но везде описание только словами. Не знаю какие движения нужно делать. Пожалуйста если можете объясните словами как совершить этот намаз. Мне не у кого спросить. Если можете распишите подробно что именно надо говорить в начале (как приветствоваться), какую молитву читать и что говорить в конце. Как я поняла в конце надо рассказать грех, могу ли я говорить на русском? И что надо сказать в самом конце? И какие движения надо делать во время всего намаза? Помогите пожалуйста.
Уа алейкум ассалам. Тауба намаз совершается как классический суннат намаз. Просто в конце Вы совершаете дуа о прощении грехов.
Aссаляму алейкум, после намаза тауба попросите в дуа прощения у Аллаха за содеянное с искренним намерением никогда не повторять этот грех.
Здравствуйте. Я хочу спросить. Я покаялся и вновь совершил те грехи. Мне 18. Я шас из сердца чистого хочу и даже спросил Аллаха за покаяния. 😢. Могут ли мои грехи быть прошены? 😢😢 спасибо. Пожалуйста покажите что мне делать
Уа алейкум ассалам. Вам нужно навсегда оставить этот грех и искренне покаяться в содеянном. Что касается прощения, то это все по воле Аллаха.
Мусульманин, раскайся занова и больше не косайся тех грехов то что совершал.
Уа алейкум ассалам! Вы совершили тяжкий грех, за который полагается суровое наказание, но Аллах обладает безграничной милостью. Вам нужно совершать тауба и просить у Аллаха прощения, также ни в коем случае не совершать этот грех вновь.
ISLAM.GLOBAL, Ассалам Алейкум дорогой имам. Я Анар. Меня 14 лет. Я каждый день делаю намаз. Но у меня беда. Я грешен. Я каждый день извиняюсь перед Аллахом, каждый день когда я заканчиваю намаз и начинаю делать дуа я извиняюсь и даю слово что болше не буду. Но проходит несколько дней и вновь я совершаю грех, а потом раскаиваюсь. Что меня делать? Простит ли Аллах за повторные грехи который я уже покаялся ранее? Пожалуста Имам помогите меня ради Аллаха. Дай Аллах вам счастье
Грешник, каждый из нас совершает знающие и незнающие грехи поэтому лучше каждый день делать минимум 2 раката сунат намаз ТАУБУ. АЛЛАХ ТЕБЕ МНЕ И ВСЕМ НАМ ПОМОЖЕТ ИН ША АЛЛАХ
Грешник, нельзя рассказывать свои грехи другим
اسلام عليكم ورحمة الله وبركاته А можно ли просить прощения за своих родственников, которые не совершают намаз, или это будет считаться, что я их осуждаю и сама совершаю грех
Уа алейкум салям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Нет, это не расценивается как осуждение, наоборот, тем самым Вы стремитесь к тому, чтобы Аллах удостоил их лучшей участи. Пусть Всевышний примет эти и другие Ваши дуа!
Aliya, даже нужно просить за всех
Здравствуйте. Совершила один и тот же большой грех 3 раза,все было через нехочу.Каждый раз я сожалела об этом,место себе не находила.На самом деле я нехотела этого,но незнаю как все это происходило.Я немогу вырвать эти мучения из своего сердца несколько лет.Делаю намаз,но каждый раз когда прошу прощения у Всевышнего,я плачу немогу успокоиться.И задаю себе вопрос,как я могла на это пойти? Поверьте я действительно этого нехотела.Помогите пожалуйста,мне очень очень плохо.Я уже зрение теряю от этих горьких слез.
Сонаханум, вам Аллах сказал, что при покаянии он вас прощает! Вы Его не осушаетесь получается? Не думайте плохо об Аллахе. И знайте что вы попались на уловку шайтана, он задел за больное и раскрутил вас. Сделайте Тауба намаз, покайтесь и не возвращайтесь к этому. Укрепляйтесь в знаниях. Вы слабы.
Сонаханум, я тоже совершила болшой грех 4 раза. Сегодня 4 раз.Я все еще жалею я посмотрела то, что совсем недолжна была. Испортила себе психику. Мне всего 12 лет. Знаю я выгляжу тупым бесстыдным ребенком который ничего не понимает, но в душе я далеко не 12 летний ребенок. Я много чего знаю что не должна знать. Внутри мне будто 30. Зашла искупить вину потому что саму совесть мучает от увиденного. Думаю вы уже подозреваете о чем я. Я не делаю намаз хоть говорят родители и вся семья. Хочу быть моделью и тд. Хоть и мучала совесть что хочу это все поняла что обязана начать делать намазы, не должна подводить всю семью. Думаю вам надо сделать намаз попросить прощения и делать это каждый день. Просто хочу сказать будьте как 1 доллар. Если мы помнем 1 доллар или наступим на него или, и помьем и наступим он не будит стоить 90 или может 50 центов он останеться 1 долларом. Если мы его порвем то сможем приклеить и он все равно будет 1 долларом. Тогда вы тоже будьте мусульманкой которую даже помяв или наступив останеться мусульманкой которая жалеет о содеянном. Дай Аллах нам всем прощения