Что такое поисковый исследовательский подход к обучению
Поисковый (исследовательский) подход к обучению:
(один ответ)
1) Метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
2) Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
3) Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога.
4) Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
В чём заключается принцип деятельности модульного обучения
(один ответ)
1) Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2) Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
3) Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
4) Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Дайте определение понятию технология воспитания.
(один ответ)
1) Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
2) Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
3) Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
4) Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми.
73.Принцип параллельного действия (теория коллективного воспитания) был определен:
(один ответ)
2) группой амеприканских педапгогов
74.Автором технологии укрупнения дидактических единиц является:
(один ответ)
75.В «официальной» педагогической науке эта технология называется словом «погружение»
(один ответ)
1) науке технология М.П. Щетинина
2) коммуникативная технология
3) технология укрупнения дидактических единиц
4) проблемно-поисковая технология
(один ответ)
1) технологии обучения М.П. Щетинина
2) Игровая технологии обучения
3) технологии обучения В. Ф. Шаталова
(один ответ)
3) Методологическая основа технологии
4) Колледж (техникум, училище)
(один ответ)
Синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся:
(один ответ)
4) Педагогическое мастерство
(один ответ)
1) Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.
2) Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области.
3) Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
4) Все ответы верны
(один ответ)
1) Необходиме условия оценивания
2) Приемы инновационного оценивания
3) Типичные ошибки оценивания
4) Принципы оценивания портфолио
82.Философия учебного портфолио предполагает:
(один ответ)
1) Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
2) Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
3) Интеграцию количественной и качественной оценок
4) Все ответы верны
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 2224 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Что такое поисковый исследовательский подход к обучению
Исследовательский принцип в педагогике предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия. Идеи самостоятельного приобретения знания обучающимися звучали еще в античной педагогике и педагогике Возрождения. В современной педагогике внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых моделей связано, прежде всего, с именем Джона Дьюи. Именно он наметил основные этапы мышления как решения проблем. Он же сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт (собственный опыт ребенка и опыт других людей, в том числе в прошлом) и интерес учащихся. Д. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания», в которой учебная ситуация начинается с выявления и упорядочивания скрытого и явного репертуара знаний учеников, за которым следует систематическое их посвящение в новые способы обращения с изучаемым предметом.
Напомним, что поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных». Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей и, С. 191, 346]. В зарубежной педагогике существует очень условное разделение поисковых и исследовательских технологий, но поскольку оба типа технологий основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем и самостоятельном научном или практическом поиске, мы не будем разделять их.
Основные характеристики исследовательского обучения в сопоставлении с традиционным определяются изменением позиции учащегося в учебном процессе, ее инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь вытекают специфические условия поисковой учебной деятельности.
Сочетание исследовательского характера обучения с опорой на собственный опыт учащихся ставит педагогов перед особыми трудностями. Опыт и знания учащихся нередко кажутся им слишком ограниченными для того, чтобы служить отправным пунктом при постановке задач учебного исследования. Однако требование опоры на опыт слишком значимо, чтобы им можно было пренебречь ради самого по себе «содержания предмета».
Одна из характерных тенденций разработок в русле исследовательского обучения – изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся. При выборе проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учащихся, наличие у них возможностей исследовать проблему. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.
Сущностной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Рефлексия обычно происходит в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах.
В практике образования данный подход реализуется в собственно исследовательском обучении, организуемом на основе использования соответствующих алгоритмов и моделей, в проблемно-ориентированном обучении, методе проектов, ТРИЗе и других технологиях.
В каждом предмете таких понятий должно быть немного, не более пяти–семи. Например, в русском языке это такие понятия как «часть речи», «слово», «предложение» и т.д. Их выделение помогает детям структурировать все получаемые знания, объединяя их вокруг нескольких «базовых» понятий, выстраивая на этой основе собственную систему знаний.
Основные способы познавательной деятельности в настоящее время находят свое выражение в общеучебных компетентностях, перечисленных выше. Реализация данного принципа обеспечивает самостоятельность учащихся в процессе обучения и возможность для них учиться в ходе всей жизни.
О важности реализации данного принципа много было сказано выше.
Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания и, соответственно, построения урока в исследовательском обучении? Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса :
Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывает основные отличия поискового обучения от традиционного. Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя в новом знании (без него не решить поставленную проблем), что значительно повышает их мотивацию и активность. Во-вторых, активность и самостоятельность детей на уроке гораздо выше. Учащиеся разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.
Активность учителя на уроке зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса. На протяжении последних десятилетий многие зарубежные педагоги придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и сам намечает метод ее решения. Решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащемуся. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются учащимися самостоятельно, учитель лишь очерчивает сферу, в которой обучающиеся должны вычленить проблему.
При постановке проблемы учитель оценивает и способности и возможности отельных учащихся, выбирая для них степень сложности задания. Выделяют несколько уровней сложности заданий или учебных целей, которые объединяют в таксономии (таксономия – иерархическая последовательность). Одна из первых таксономий учебных целей была разработана в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом Б. Блумом. Очевидно, что если ученик может достичь цели только первого уровня, его знания и общеучебные навыки будут невысокими. Достижение все более высоких уровней говорит о все более высоком уровне успехов в учебе и общего развития учеников.
На основе общей последовательности шагов в поисковом обучении разработаны конкретные алгоритмы построения уроков. Приведенные ниже три модели урока базируются на различном уровне сложности заданий. Первый из них рассчитан на уровень знания и понимания, второй включает и уровень применения, третий включает все шесть уровней из таксономии Б. Блума.
Как построить урок на исследовательском подходе и что это вам даёт
Про международный бакалавриат многие из нас уже слышали, но вряд ли кто-то даже из родителей обучающихся по этой системе сможет с лёгкостью объяснить суть подхода. Наш блогер Елена Смит, уже больше 20 лет работающая в системе образования, рассказывает об истоках и плюсах исследовательского подхода.
Исследовательский подход (inquiry based learning) или обучение путём открытия — педагогический подход, разработанный в 1960-х годах как ответ на традиционные формы обучения, в которых требовалось запоминать информацию из учебных материалов.[4] Философия «обучения через открытие» происходит из конструктивистских теорий обучения, таких, как работы Пиаже[1], Дьюи[2], Л.С. Выготского[3] и Фрейре[4].
Работы этих учёных изучает любой студент педагогического института, любой уважающий себя учитель знает и истоки системно-деятельностного подхода в отечественной педагогике.
Я бы хотела рассмотреть исследовательский подход с точки зрения его применения в практике международного бакалавриата IB PYP, познакомив читателей с именами менее известными российскому педагогическому сообществу — Джозеф Шваб и Маршалл Херон. Именно им принадлежит идея практического обучения: подразумевает взаимодействие с содержанием/материалом во время исследования, а также сотрудничество между учениками в ходе изучения, чтобы вместе добраться до смысла. В 1971 году появляется «шкала Херона», представленная в таблице 1 — шкала для определения уровня исследовательской деятельности Херона[5].
При этом важно понимать, что эти уровни не противопоставляются на практике друг другу, они все используются в процессе обучения, но с разными целями.
Объяснение (сonfirmation inquiry) — учитель задаёт вопрос, ставит задачу, даёт ответ, объясняет способы её решения. Задача учеников — познакомиться со стратегиями критического мышления, позволяющими решать подобные задачи, познакомиться с тем или иным методом познания.
Организованное исследование (structured inquiry) — учитель даёт вопрос или задание, алгоритм решения. Ученики должны, используя предложенный метод, найти решение и его обосновать.
Управляемое исследование (guided inquiry) — учитель даёт ученикам задачу, для решения которой ученики объединяются в группы.
Открытое, свободное исследование (open inquiry) — учитель даёт только время и поддержку. Ученики сами формулируют задачу для решения, методы, а в итоге представляют результаты для обсуждения и дальнейшего изучения.
Эти уровни применения исследовательских навыков также называют типами исследовательской деятельности. Вне зависимости от того, какой тип использует учитель, основная цель — развивать навыки анализа, синтеза и оценки информации (индикаторы развития навыков мышления высокого порядка в соответствии с таксономией Блума[6] (Рисунок 2).
Учителям, которые живут в цифровом пространстве, будет интересно познакомиться с падагогическим колесом (padagogy wheel) Аллана Кара[7], где он представил на диаграмме, какие приложения и программы развивают тот или иной уровень таксономии.
Ещё одна репрезентация когнитивной таксономии представлена на рисунке 3, здесь же можно увидеть некоторые примеры заданий на развитие тех или иных умений.
Примечательно, что в педагогике чаще всего идёт отсылка к когнитивной пирамиде, представленной на рисунке 2, мало кто упоминает об ещё одной таксономии, созданной Б. Блумом. Для международного бакалавриата она не менее важна. Это таксономия, затрагивающая аффективную область обучения. Всё, что связано с чувствами, эмоциями и настроением в процессе обучения.
Восприятие. Осведомлённость, готовность услышать, избирательное внимание. Пример: слушать других с уважением. Ключевые слова: признание, просьба, внимательность, вежливость, понимать, слушать.
Реагирование. Активное участие со стороны обучающихся, реакция на определённое явление, готовность отвечать и мотивация. Примеры: участие в обсуждениях в классе, создание презентаций. Ключевые слова: ответить, помочь, выполнить, приветствовать, помогать, исполнить, рассказать.
Усвоение ценностей. Ценность, которую человек придаёт конкретному явлению, объекту, человеку или событию. Варьируется от простого принятия до более сложных состояний. Примеры: демонстрация веры в демократический процесс, чувствительность к индивидуальным и культурным различиям (ценностное разнообразие). Учение является обязательным, придерживается своего слова, предлагает план социального оздоровления. Ключевые слова: ценить, беречь, демонстрация, инициировать, приглашать, присоединяться, уважать, делиться.
Организация ценностей. Ученик объединяет ценности в приоритеты, противопоставляя различные ценности, разрешая конфликты между ними и создавая уникальную систему ценностей. Акцент делается на сравнении, соотношении и синтезе ценностей. Примеры: ученик признаёт необходимость обеспечения баланса между свободой и ответственным поведением, принимает профессиональные этические нормы. Ключевые слова: связать, сравнить, синтезировать.
Интернализация ценностей. Ученик имеет систему ценностей, которая контролирует его поведение. Такое поведение является повсеместным, последовательным, предсказуемым. Пример: ученик демонстрирует уверенность в себе, когда работает самостоятельно. Использует объективный подход в решении проблем. Выявляет профессиональную приверженность этической практике на ежедневной основе. Пересматривает суждения и изменяет своё поведение в свете новых доказательств. Ценит людей такими, какие они есть. Ключевые слова: действовать, различать, модифицировать, выполнять, задавать вопросы, пересматривать, решать, проверять.
Как Салман Хан создал Khan Academy и получил миллионы долларов инвестиций
Эта классификация помогает при создании заданий, направленных на развитие качеств портрета ученика Международного бакалавриата (IB Learner Profile). Ещё она может быть использована при работе с центральными идеями, направлеными на качественное изменение отношений, установок и развитие личности учащегося.
Вернёмся к исследовательскому подходу, обозначим когнитивные процессы, в которых люди участвуют во время обучения через открытия включают в себя следующее[8]:
Обучение через открытие включает в себя постановку вопросов, умение замечать детали, проверку того, какая информация уже усвоена, разработку методов проведения экспериментов, разработку инструментов для сбора данных, сбора, анализа и интерпретации данных, указание возможных объяснений, предсказания для будущих исследований.
С точки зрения ученика, исследовательский подход строится вокруг открытого вопроса или задачи. Учащиеся должны решать её через рассуждения. Опираясь на факты, используя творческие способности и критическое мышление, они должны прийти к выводу, который потом могут представить и защитить.
Что это даёт педагогу
С точки зрения учителя, исследовательский подход ставит перед собой цель помочь ученику выйти за рамки любопытства в область критического мышления и понимания. Учитель побуждает учеников задавать вопросы, находить на них ответы путём исследования, объясняет, с чего начинается процесс познания, как он строится.
Такие методы как наблюдение, анализ документов и сессии вопросов и ответов (question-and-answer sessions) могут быть использованы учителем для проведения:
Вне зависимости от типа и вида исследовательской работы учителю необходимо давать ученикам возможность самим разработать методы достижения результата.
Преимущества исследовательского подхода
Стратегии и примеры заданий
Поскольку учащиеся могут быть не знакомы с правилами исследовательской работы, покажите им пример, объясните, как высказать мнение, развивать идеи, предлагаемые другими, задавать конструктивные вопросы себе и другим участникам дискуссии, изучать идеи и проверять гипотезы.
Например, озвучив какую-либо идею, проведите мозговой штурм, выстраивая логические цепочки и развивая их.
Удивляйте учеников. Это можно сделать, показав видеофрагмент, раздав математическую формулу, математическую задачу, текст или статью.
Важно, чтобы этот материал соотносился с интересами учеников, вызывал желание узнать больше. После того, как они познакомились с содержанием, разделите их на небольшие группы, попросите их ответить на открытый вопрос. Например, можно попросить их определить, как и где применяется эта формула. Исследования показывают, что те выводы, к которым они придут, сохранятся в памяти и после выполнения задания.
Организованное или управляемое исследование может быть использовано при изучении тем, которые традиционно вызывают сложности. Почему? Эта практика позволяет ученику самостоятельно выбрать способ получения и обработки информации. После того, как он попытался разобраться с материалом, можно организовать дискуссию, заполнить пробелы в понимании.
Почему высшее образование не секрет успеха (и не принесёт вам денег)
Необходимо понимать, что иногда исследовательский метод неэффективен. Представим, что вам нужно ввести понятие «отрицательные целые числа» и обсудить его применение на практике. Если вы попросите учеников прочитать текст, скорее всего, это будет потерей времени и может вызвать замешательство. Если вы дадите краткое объяснение понятия, то позволите большую часть урока провести за изучением того, как оно работает в реальной жизни.
Не нужно ждать идеального вопроса. Бывает так, что вопрос ученика вызывает любопытство у одноклассников, побуждая учителя подготовить задание исследовательского характера. Но это случается не так часто. С большей вероятностью, учителю нужно быть готовым самому инициировать исследование, используя вопрос, который:
Обязательно обсудите результаты после исследовательской деятельности. Это необходимо для восполнения пробелов в понимании и готовит к следующим заданиями подобного типа.
Подводя итог всему вышесказанному, исследовательский подход сможет вывести учащихся на новый уровень осознанности в усвоении знаний. Что ещё? Он даёт им дополнительную мотивацию, но это требует от учителя владения стратегиями исследовательской деятельности, понимания, как строится учебный процесс, как управлять познанием таким образом, чтобы учащиеся видели преимущества, ценность происходящего в классе.
Этот подход работает только в том случае, если ученики действительно увлечены идеей, а не просто самостоятельно изучают скучный и непонятный текст. Мастерство учителя заключается в том, чтобы сделать процесс познания увлекательным, вооружив учеников инструментами для самостоятельного получения знаний.
Литература
[1] Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
[2] Dewey, J (1997) How We Think, New York: Dover Publications
[3] Vygotsky, L.S. (1962) Thought and Language, Cambridge, MA: MIT Press.
[4] Freire, P. (1984) Pedagogy of the Oppressed, New York: Continuum Publishing Company.
[5]Herron, M. (1971) «The nature of scientific enquiry». The School Review. Vol.79, № 2 (Feb. 1971). The University of Chicago Press.
[6] Bloom, B. S.; Engelhart, M. D.; Furst, E. J.; Hill, W. H.; Krathwohl, D. R. (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. New York: David McKay Company.
[8] Bell, T. (2010). «Collaborative inquiry learning: Models, tools, and challenges». International Journal of Science Education.
[9] Bruner, J. S. (1961). The act of discovery. Harvard Educational Review, 31, 21-32.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Статья на тему «Поисковые и исследовательские технологии»
Поисковые и исследовательские технологии
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
Какое место имеют поисковые и исследовательские технологии в формировании системы УУД?
Здесь важно вспомнить, что УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:
Напомню, что поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных». Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей, С. 191, 346]. Но поскольку оба типа технологий основаны на деятельности учащихся в ходе решения проблем и самостоятельном научном или практическом поиске, обычно их не разделяют или рассматривают как две части единого целого.
Какое место при новом подходе к образованию будет занимать поисковая и исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Сущностной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая проводится в конце занятий и помогает детям понять, что нового они узнали, чему научились, какие качества у себя развили, чем полезны для них новые знания. Рефлексия обычно происходит в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах.
Процесс поискового и исследовательского обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учащихся формируются метапредметные и личностные компетенции :
обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению.
формирование культуры рефлексивного мышления;
формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;
обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;
эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;
эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.
Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания и, соответственно, построения урока в исследовательском обучении? Для поискового и исследовательского обучения характерна следующая последовательность обобщенных этапов учебного процесса :
1. постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2. поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;
3. максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;
4. поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;
5. обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.
Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывают основные отличия поискового обучения от традиционного:
Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя нового знания (без него не решить поставленную проблем), что значительно повышает их мотивацию и активность.
Во-вторых, активность и самостоятельность детей на уроке гораздо выше. Учащиеся разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.
В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах.
Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:
Уметь выдвигать гипотезу.
Самостоятельно ставить задачи.
Планировать и оценивать свою работу.
Уметь проводить эксперимент.
Уметь объяснять увиденное, делать выводы.
Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументированно говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.