Что такое поэтический цикл

Структура поэтического текста

Как правило, когда мы читаем стихотворение, мы воспринимаем его как отдельный, самостоятельный текст — так же, как мы читаем и воспринимаем, например, короткие рассказы или новеллы. Это действительно самый распространенный случай: его можно назвать случаем «самодостаточного» стихотворения. Конечно, и такое стихотворение, как и всякое другое, существует в контексте творчества автора, определенной эпохи, определенного литературного направления и т. п., но это — его «внешние» связи, те связи, которые всегда возникают между одним самостоятельным законченным произведением и другими произведениями того же автора и той же эпохи.

Но бывает и по-другому: стихотворение, обладающее всеми признаками самостоятельности, еще и входит как отдельная часть в более сложный текст, состоящий из нескольких стихотворений. Такое объединение отдельных стихотворений, образующее некоторое новое целое, принято называть циклом.

Циклы могут быть короче и длиннее (обычно от двух до двадцати стихотворений). Почти всегда циклу дается собственное название (например, «Снежная маска» у Блока или «Шиповник цветет» у Ахматовой), а стихотворения внутри цикла могут нумероваться или иметь свои названия.

Следует сказать, что циклы встречаются не только в поэзии, но и в прозе, где особенно характерны циклы коротких рассказов, но возможны и циклы из более длинных произведений (например, романов). Более того, нечто похожее мы находим в живописи, где несколько картин могут быть объединены художником в особое единство, в музыке и т. п. Во всех случаях цикл — это собрание самостоятельных произведений, которые в совокупности воспринимаются как более сложное целое и порождают новые смыслы, каких отдельные произведения в составе цикла могли и не иметь.

Таким образом, стихотворение, входящее в цикл, имеет двойственную природу: с одной стороны, оно может читаться и восприниматься как совершенно самостоятельный законченный текст (в отличие, например, от главы в поэме) — но, с другой стороны, оно выступает частью другого, более сложного текста и в этом качестве может восприниматься как обогащенное особыми смыслами, возникающими уже только в составе цикла.

Но что именно объединяет стихотворения, входящие в цикл? На этот вопрос трудно дать простой ответ, который бы годился абсолютно для всех циклов. Приходится признать, что главный мотив для объединения стихотворений в циклы — воля автора. Конечно, в большинстве случаев между стихотворениями цикла действительно имеется нечто общее. Если же мы этого общего не видим, то сам факт объединения автором ряда стихотворений в цикл так или иначе побуждает нас это общее искать.

Так, один из ранних циклов Ахматовой называется просто «Два стихотворения» (это, кстати, довольно распространенный прием при выборе названия цикла — указание числа его элементов). В этот цикл входят стихотворения «Подушка уже горяча. » (описание бессонной ночи) и «Тот же голос, тот же взгляд. » (описание неожиданной — или, напротив, давно ожидаемой — встречи). Читая эти два стихотворения в составе цикла, мы можем предполагать, что речь идет о следующих друг за другом эпизодах, — и пытаться восстановить «пропущенные звенья».

Иногда — при отсутствии явной содержательной общности стихотворений в цикле — на первый план выступают их общие формальные особенности. Они могут быть совсем простыми, даже механическими (например, стихотворения начинаются на разные буквы алфавита), могут быть более сложными: у стихотворений цикла может быть общий размер, общая строфика, они могут содержать какие-то «сквозные» повторяющиеся слова и сочетания слов и т. п. Например, «Два романса» Сергея Гандлевского (любопытно, что они написаны с промежутком в пять лет и соединены в цикл задним числом) связаны друг с другом не только трехстопным анапестом и характерным сентиментально-меланхолическим («романсовым») настроением, но и тем, что оба текста насыщены географическими названиями.

Но все же самым распространенным случаем общности элементов цикла является какая-то достаточно очевидная содержательная общность. Стихотворения цикла объединяются сквозной темой, часто в них присутствуют повторяющиеся персонажи или обстоятельства (конечно, если в стихотворениях речь идет о событиях и обстоятельствах, что, как мы знаем, бывает далеко не всегда). У цикла может быть также общий адресат, которому цикл — явно или неявно — посвящен. При этом такое объединение, как правило, не жесткое: для цикла нетипичен единый связный сюжет, скорее речь может идти о вариациях какого-то общего мотива. Предельно упрощая, можно сказать, что разные стихотворения цикла, как правило, воспринимаются как написанные «на одну и ту же тему», но не более того.

Например, один из наиболее известных циклов начала XX века, «Снежная маска» Александра Блока (1907), представляет собой не просто совокупность стихотворений. Цикл разделен автором на две части, как бы два «малых цикла». Первый из них называется «Снега́» и содержит 16 отдельных стихотворений, второй — «Маски» и содержит 14 стихотворений; хорошо видно, что название всего цикла образуется из названий этих частей. Цикл имеет общее посвящение (Н. Н. В. — под этими инициалами скрыта актриса Н. Н. Волохова) и отчетливые общие мотивы, но не сюжет — большинство стихотворений этого цикла являются лирическими бессюжетными миниатюрами. Мотивы цикла обыгрывают ряд повторяющихся символов, важных для всего творчества Блока: заснеженные пространства, метель, мрак, ночное небо, звезды, предчувствие несчастья и гибели, зловещий силуэт женщины, лицо которой скрыто под маской. В каждом из стихотворений цикла эти элементы так или иначе присутствуют.

Цикл — во многом переходное явление с не вполне ясными границами. В поэзии начала XX века цикл сближался, с одной стороны, со слабо структурированной поэмой, отдельные главы или части которой могли быть написаны разными размерами и не иметь особого содержательного единства (таковы, например, «Поэма горы» и «Поэма конца» Марины Цветаевой). С другой стороны, к понятию цикла близко понятие поэтической книги, которую, начиная по крайней мере с рубежа XIX—XX веков, было принято оформлять не как простой перечень стихотворений, а как своего рода сложный цикл: с делением на разделы и подразделы (часто озаглавленные), с неслучайной группировкой стихов внутри разделов. Один из ранних примеров такой книги — «Сумерки» Евгения Баратынского (1842), однако популярным такой способ составления поэтических книг стал значительно позже.

Образцом такой книги, вырастающей из циклов и образующей особый сложный сверхцикл, может считаться «Кипарисовый ларец» Иннокентия Анненского (опубликован посмертно в 1910 году, но с учетом авторского плана). В эту книгу, помимо 25 «трилистников», входят также «складни» (циклы из двух стихотворений) и несколько отдельных стихотворений, не входящих в циклы, но объединенных в раздел «Разметанные листы».

Сходным образом устроено большинство поэтических книг Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Анны Ахматовой и других поэтов. Современные поэты также часто следуют этой практике: можно сказать, что та или иная циклизация, скорее вышедшая из моды в середине XX века, для современной поэтической книги вполне обычна (хотя, разумеется, не строго обязательна).

Из новейших русских поэтов исключительная приверженность циклизации характерна для Андрея Сен-Сенькова: в его книгах почти нельзя встретить «самодостаточных» стихотворений. Как правило, такие стихи объединяет общая тема: например, в цикле «Независимое чайное кино» каждое стихотворение посвящено поэтическому описанию одного из сортов китайского чая, а в цикле «Долгие, роскошные размышления при выборе самого коварного из альбомов Portishead» — разным альбомам этого британского музыкального коллектива.

Поэтический цикл, как правило, появляется в результате сознательной работы автора по объединению и структурированию собственных стихов, и это далеко не всегда стихи, написанные в рамках единого замысла и на протяжении короткого периода времени. Довольно часто в цикл объединяются тексты, написанные в разные годы и первоначально не мыслившиеся в составе общего целого. Так, «трилистники» Анненского во многих случаях были собраны поэтом из стихов разных лет (хотя иногда и сразу возникали как единое целое). Таковы же и многие циклы Ахматовой, созданные ею при подготовке поэтических книг из разнородного материала (стихи одного цикла иногда разделяют даже десятилетия, существует несколько вариантов разбиения на циклы и т. п.).

Таким образом, можно различать «спонтанные» циклы (написанные на единую тему) и циклы, созданные «постфактум», где единство более слабое, возникающее вследствие самого объединения стихотворений под единым заголовком. Наконец, иногда выделяются и так называемые «редакторские» циклы, отражающие не волю автора, а волю публикатора стихотворений (как правило, речь в таких случаях идет о посмертных публикациях). Например, стихи Федора Тютчева, адресатом которых была Елена Денисьева, после смерти поэта стали объединять в особый «денисьевский» цикл. В этот цикл включают известное стихотворение «О, как убийственно мы любим. » и другие поздние стихи поэта. Другой пример такого цикла — «рождественские стихи» Иосифа Бродского. Бродский написал около двадцати стихотворений, приуроченных к празднику Рождества (это и «Рождественский романс» 1961 года, и «В рождество все немного волхвы. »), которые уже при его жизни начали восприниматься как отдельный цикл, но поэт сам никогда не публиковал их вместе.

Источник

Изучение лирического цикла сегодня

И это не случайно. Очевидно, в дальнейшем плодотворном изучении лирики без решения проблемы цикла никак не обойтись. Но для того, чтобы увереннее идти вперед, необходимо подвести какие-то предварительные итоги, посмотреть, чего достигла современная наука о лирическом цикле и какие проблемы еще не решены?

В своем обзоре мы, разумеется, попытаемся выделить лишь те главные проблемы, которые возникают при изучении различных явлений лирической циклизации.

Действительно, лирический цикл оказывается явлением достаточно зыбким, как бы ускользающим из-под власти строгих формулировок и определений. Поэтому любой литературовед, принимающийся за изучение лирического цикла, и сегодня вынужден сначала ответить на вопрос: а что это такое?

Наряду с широким подходом к явлениям циклизации в последнее время все настойчивее заявляет о себе и другое узкоспециальное понимание лирического цикла. Разумеется, стремление исследователей превратить слово «цикл» в научный термин следует только приветствовать. Понятна и общая, прямо скажем, непростая задача, стоящая при этом перед литературоведами: попытаться отграничить лирические циклы от различных соседствующих явлений (от простых подборок стихотворений до цельных сборников и книг стихов).

Вышедшее в 1984 году учебное пособие И. Фоменко «О поэтике лирического цикла» пытается ответить именно на этот вопрос. Пособие состоит из двух основных разделов: «О содержании понятия «лирический цикл» и «О циклообразующих связях». Исследователь стремится выработать строго научное определение лирического цикла. «Предметом анализа, – пишет И. Фоменко, – будут лишь те циклы, что обладают как минимум несколькими содержательными и формальными чертами.

В то же время в пособии И. Фоменко содержится, на наш взгляд, немало спорных положений. Особенно в объяснении природы лирического цикла.

В частности, вызывает возражение мысль, что в лирическом цикле отдельное стихотворение якобы теряет свою самостоятельность. Ведь если бы это происходило на самом деле, то тогда цикл просто превращался бы в какой-то готовый жанр, например поэму. Вообще вопрос о жанровых пределах лирического цикла, на мой взгляд, остается открытым в нашем литературоведении. Где границы, пролегающие, с одной стороны, скажем, между циклом и книгой стихов, а с другой – между лирическим циклом и поэмой?

Разумеется, теория цикла еще только складывается, поэтому трудно требовать от одной работы решения всех проблем. Очевидно, вопрос о генезисе, развитии и становлении лирического цикла может быть решен только на исчерпывающем материале поэзии, К сожалению, у нас не сделано пока еще ни одной попытки систематического описания лирических циклов как в классической, так и в современной русской поэзии.

Рассуждая о циклах, мы не всегда хорошо представляем себе конкретный материал. Между тем полученные объективные данные могли бы послужить хорошей основой для всех последующих теоретических выводов Расширение проблематики на основе расширения базы фактов – неотложная задача. Ведь именно узкая сосредоточенность исследователей «на споем материале» приводит к появлению совершенно автономных и порой «глухих» друг к другу концепций.

Сегодня благодаря исследованиям пушкинистов, продолживших начинание Н. Измайлова, мы можем с большей уверенностью говорить, что лирические циклы появляются в русской поэзии не только в середине XIX века, как нередко еще считают, а гораздо раньше, в эпоху Пушкина.

Именно этим, с точки зрения С. Фомичева, объясняется тот факт, что Пушкин наряду с текстом Корана использовал и жизнеописание Магомета, о котором, между прочим, упоминается в биографии пророка, предпосланной переводу Корана М. Савари. Само расположение стихотворений внутри цикла «Подражания Корану» как бы подчиняется определенной «агиографичности» его содержания, разумеется, с поправкой на лирическую интерпретацию. Проведенный анализ убеждает в том, что в период работы над циклом Пушкин как бы сопоставлял свою собственную судьбу с судьбой пророка. В вышедших из печати в самом конце 1825 года «Стихотворениях Александра Пушкина» цикл «Подражания Корану» заключает книгу, что, по справедливому мнению С. Фомичева, подчеркивает его принципиальное значение в творческой эволюции Пушкина. В целом, как убедительно показал С, Фомпчэв, «Подражания Корану» предвосхищают характерные для позднего Пушкина поиски новых обобщенно-мировоззренческих возможностей лирики.

Попытками оригинальных интерпретаций пушкинского цикла 1836 года отмечены новые работы исследователей.

В статье «О композиции лирического цикла 1836 года А. С. Пушкина» 24 Т. Савченко, доказывая вслед за Н. Измайловым правомерность включения в цикл стихотворения «Когда за городом задумчив я брожу…», возражает против включения в него «Памятника» и предлагает поставить на первое место цикла четверостишие «Напрасно я бегу к сионским высотам…». По мнению Т. Савченко, в этом четырехстрочном стихотворении мы находим и проблематику, и стиховую форму (александрийский стих), присущие всему циклу 1836 года..

Оказывается, композиция цикла основана на расположении стихотворений в соответствии с последовательностью событий страстной недели и их ежегодного поминовения. Анализ композиции цикла показывает, что обозначенная Пушкиным цифровая последовательность включенных в него стихотворений имеет свою четкую цель и сюжетную закономерность. «Сквозной, стержневой темой цикла является актуальная для Пушкина в ту пору тема «мирской власти», – приходит к выводу В. Старк. Поэтому Пушкин сосредоточивает внимание на тех моментах из евангельских рассказов, которые способствуют развитию этой темы. Следовательно, обращение Пушкина к мифологическим, библейским преданиям послужило целям, выходящим за пределы отправных сюжетов, решению проблем большого общественного и морального значения.

Итак, исследования о циклах Пушкина 27 убедительно свидетельствуют об известной укорененности циклических явлений в русской поэзии 1820- 1830-х годов вообще, внося неизбежные поправки в выводы теоретиков. После появления этих работ, думается, уже просто невозможно, как раньше, безоговорочно утверждать, что лирические циклы в русской поэзии появляются лишь в середине XIX века… Исследования о циклах Пушкина самим фактом своего существования обязывают нас еще пристальнее вглядеться в эпоху 1820-х, 1830-х годов, эпоху романтизма. Очевидно, еще ждут своего всестороннего исследования лирические циклы К. Батюшкова, Е. Баратынского, В. Теплякова и других поэтов. Вероятно, уже сейчас возникает необходимость говорить не о каком-то одном «каноническом» типе цикла, но о разных типах циклов, объективно соответствующих исторически разнообразным явлениям лирики.

В своем обзоре мы не могли сказать о всех работах, посвященных циклу и вышедших в последнее время. Количество их возросло и будет возрастать в будущем. Очевидно, для плодотворного решения проблемы цикла нужна координация усилий. Отрадно, что в некоторых сборниках научных трудов по проблемам цикла 28 выделяются отдельные рубрики, которые, как правило, отражают материалы обсужденных на научных конференциях докладов. Для приближения «разгадки» цикла нужен активный диалог ученых.

Источник

Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Ветошкина, Зинаида Анатольевна

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ветошкина, Зинаида Анатольевна

1. О понятии «цикл» в современной филологии

1.1. Художественный текст как объект исследования в литературоведении и лингвистике

1.2. Разноаспектные подходы к выделению художественного цикла

1.3. Методология исследования циклизации Выводы

2. Критерии циклообразования

2.1. Анализ текстовых характеристик цикла К.Д.Бальмонта «Внушение весны. Из южных настроений»

2.2. Анализ текстовых характеристик цикла К.Д.Бальмонта «Четверогласие стихий»

2.3. Обязательные критерии циклообразования

2.3.1. Наличие единой организации цикла на всех языковых уровнях

2.3.2. Контекстная зависимость элементов цикла

2.3.3. Концептуальное единство

2.3.4. Общность художественного мира

2.4. Вероятностные критерии циклообразования Выводы

3.1. Собственно цикл

3.2. Ансамбль Выводы

4. К проблеме авторского и читательского циклов

4.2. Читательский цикл

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова: «Итальянские сонеты», «Зимние сонеты», «Римский дневник 1944 года» 2009 год, кандидат филологических наук Кулыгина, Виктория Викторовна

Прецедентные феномены в цикле И. Северянина «Медальоны»: функционально-типологическая характеристика 2002 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Яна Валерьевна

Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой 2011 год, кандидат филологических наук Касимова, Альфия Рифхатовна

Поэтика циклических форм в книге М.А. Волошина «Годы странствий» 2006 год, кандидат филологических наук Сухорукова, Наталья Владимировна

Любовно-философские повести И.С. Тургенева и проблема циклообразования в творчестве писателя 1850-х годов 2012 год, кандидат филологических наук Кузавова, Мария Викторовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста»

Поэтический цикл, его природа, особенности взаимодействия произведений, входящих в его состав, специфика художественного мироощущения автора, мыслящего и «пишущего» циклами, начинают интересовать отечественных филологов на рубеже Х1Х-ХХ веков. Именно в это время цикл становится одной из самых популярных форм творческого самовыражения поэтов, которые и явились первыми его теоретиками.

С 70-х годов XX века интерес к художественному циклу приобрёл особый характер. Стали изучаться не только отдельные явления процесса циклизации, но и вся проблема в целом. Наибольший интерес представляют работы М.Н.Дарвина, И.В.Фоменко, В.А.Сапогова, Л.Е.Ляпиной. Однако в большинстве последних исследований, посвященных циклу, изучаются отдельные циклические формы и частные вопросы, связанные с ними. Так, работа И.Ф.Замановой раскрывает композиционно-, сюжетно- и циклообразующие роли пространства и времени в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя [82], философско-эстетическому своеобразию «циклического венка» «Сонетов к Орфею» Райнера Марии Рильке посвящено исследование В.А.Сергеева [164]. Интересной представляется работа М.Е. Музалевского, в которой изучаются внутрижанровые циклические образования (микроциклы, циклические элементы и т.п.), проявляющие себя в художественной логике одного произведения [131]. 5

Лингвисты, как правило, уделяют вопросам цикловости меньше внимания, чем литературоведы. Не разработана методология лингвистического анализа цикла, в результате чего большинство исследователей ограничивается изучением частных проблем, связанных с отдельными циклическими формами.

Эта цель реализуется в решении ряда задач:

1) анализ текстовых характеристик наиболее показательных в структурном отношении циклов;

2) характеристика на основе проведённого анализа синтагматической и парадигматической «осей» цикла (определение инвариантов и отношений между ними);

3) проведение таких видов анализа, как концептуальный, контекстуальный; установление наличия/отсутствия «внутреннего сюжета», а также наличия/отсутствия общности художественного мира на материале различных циклов;

4) выявление в рамках исследуемого материала вероятностных критериев циклизации;

5) выделение видов циклов по характеру связи между элементами;

6) выявление на текстовом уровне отличия авторского и читательского циклов.

В процессе исследования применялись как общенаучные методы (описательный, сравнительный, статистические), так и специальные лингвистические (концептуального анализа, контекстуального анализа).

Положения, выносимые на защиту.

1. В свете современных гуманитарных исследований художественный цикл предлагается считать разновидностью художественного текста, представляющей собой текстовую структуру более высокого уровня в иерархическом отношении, чем обычный XT.

2. Структура цикла, степень его «цикличности» и характер связи его элементов определяются на основе анализа текстовых характеристик различных уровней (фонетического, лексического, морфологического, синтаксического), а также на основе элементов структурного анализа.

3. Критерии циклообразования делятся на два вида: 1) обязательные, т.е. концептуальное единство, контекстная зависимость элементов цикла, общность художественного мира, наличие единой организации цикла (на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях); 2)вероятностные, т.е. название, эпиграф, посвящение, единство темы, жанровая общность, единство места, единство времени, наличие «внутреннего сюжета» и др. Выявить все вероятностные критерии циклообразования не представляется возможным, т.к. они являются элементами случайного характера, появление которых зависит от очень многих факторов, не поддающихся учёту.

4. Существует два основных вида циклических форм, различаемых по характеру связи: собственно цикл, отличающийся большей степенью цикло-вости (т.е. степенью связанности текстов, закономерным характером этих связей, завершённостью) и ансамбль, предполагающий более свободный характер межтекстовых связей.

5. Читательский цикл представляет собой объединение текстов читателем-исследователем по законам циклообразования и является одной из разновидностей циклических форм, в большей степени тяготеющей к собственно циклу. в

Практическая значимость работы проявляется в том, что выдвинутые в ней положения могут найти применение в преподавании дисциплины «Лингвистический анализ художественного текста», а также спецкурсов, посвященных творчеству рассматриваемых в предлагаемом исследовании авторов.

Апробация диссертации. Результаты исследований, выполненных по теме диссертации, докладывались на международной конференции «Коммуникативно-прагматические аспекты фразеологии» (Волгоград, 1999); на межвузовской Пушкинской научной конференции (Краснодар, 1999); на научной конференции «К.Бальмонт и М.Цветаева и художественные искания XX века» (Иваново, 2001); на восьмой Цветаевской международной научно-тематической конференции (Москва, 2000), на научно-практической конференции «СМИ в современном мире» (Санкт-Петербург, 2001) и на ежегодных докторантско-аспирантских научных конференциях филологического факультета КубГУ 1999-2001 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложения и библиографического списка, насчитывающего 240 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе произведений Н. В. Гоголя: «Арабески», «Женитьба», «Мертвые души» 2000 год, кандидат филологических наук Музалевский, Максим Евгеньевич

Проблемы цикла и циклизации в творчестве В. Ф. Ходасевича 2000 год, кандидат филологических наук Баранов, Сергей Валерьевич

Циклизация как прием создания художественного единства в книге рассказов В. Шаламова «Левый берег» 2009 год, кандидат филологических наук Панченко, Полина Валентиновна

Циклизация как принцип поэтики П.И. Мельникова-Печерского: На материале произведений 1840-1860-х гг. 2005 год, кандидат филологических наук Баланчук, Ольга Евгеньевна

Проблемы циклизации в творчестве Ю.Д. Левитанского 2010 год, кандидат филологических наук Никулин, Дмитрий Владимирович

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Ветошкина, Зинаида Анатольевна

Всё многообразие оценок роли автора и читателя в создании художественного целого можно свести к двум подходам: от автора к тексту и текста к читателю. В рамках первого подхода циклом является группа произведений, собранных и расположенных в определённом порядке автором. Второй подход предполагает наличие у самих текстов качеств, позволяющий объединять их в художественное целое. Все виды циклических форм делятся на авторские и читательские циклы. Рассмотренным нами авторским циклам, также как и читательским свойственна определённая структура, которая может быть выявлена посредством анализа фонетического, лексического, морфологического, синтаксического уровней.

Нами предложено определение понятия читателя-исследователя как языковой личности, обладающей достаточным объёмом информации, а также творческим потенциалом, позволяющим ей формировать циклы.

Анализ рассмотренного читательского цикла показал, что самостоятельные художественные произведения могут быть объединены в цикл не только по воле автора, но и с опорой на результаты исследования вполне поддающихся научному анализу параметров изучаемых текстов.

Таким образом, как авторскому, так и читательскому циклам свойственна определенная структура, которая может быть выявлена посредством анализа текстовых характеристик, структурного и других видов анализа. Исследование авторского и читательского циклов на текстовом уровне показало, что автор, формируя цикл, проявляет больший (с точки зрения читателя) произвол, В точности восстановить авторский замысел не всегда представляется возможным. Читательский же цикл (согласно нашим наблюдениям), по причине того, что формируется он на основе выявления мотивированных межтекстовых связей, всегда обладает большей степенью цикловости и тяготеет к собственно циклу.

Мы признаём циклом и авторский, и читательский циклы, как циклические формы ансамблевого типа, так и собственно цикл, как имеющие событийный сюжет в традиционном смысле этого термина, так и не имеющие его.

На основе анализа текстовых характеристик была исследована структура циклических форм «Внушение весны. Из южных настроений», «Четве-рогласие стихий» К.Д.Бальмонта, «Стихи Юрия Живаго», «Тема с вариациями» Б.Л.Пастернака, «Песни западных славян А.С.Пушкина», «Париж» В.В.Маяковского и др.

209 стовые семантические поля. Установление отношений между доминантами явилось на втором этапом анализа циклических форм.

У всех рассмотренных циклов выявлены такие признаки, как наличие единой организации (на всех языковых уровнях), концептульное единство, контекстная зависимость элементов, общность художественного мира, оза-главленность, которые признаны нами обязательными критериями циклообразования. Вероятностными критериями циклообразования, встречающимися в одном или нескольких циклах, выступили: название, эпиграф, посвящение, единство темы, жанровая общность, единство времени, единство места, наличие «внутреннего сюжета» и др. Последние обусловлены характером эстетической системы того или иного литературного направления, свойствами языковой личности автора, содержательными особенностями конкретного цикла, а также другими особенностями, полный перечень которых вряд ли может быть выявлен.

Следовательно, самостоятельные художественные произведения могут быть объединены в цикл не только по воле автора или на основании субъективно понимаемого «поэтического настроения», не всегда верно истолкованного авторского замысла, но и с опорой на результаты исследования вполне поддающихся научному анализу параметров единиц различных уровней изучаемых текстов.

Для авторского цикла характерным является то, что замысел поэта в материальном выражении представляет собой некую определённую текстовую структуру, зависящую от особенностей языковой личности автора. Такая структура может быть представлена как организация некоего эмоцио

211 нального сюжета средствами фонетического уровня (цикл «Двое» М.И.Цветаевой), и как особая модель (так, цикл «Лермонтов» К.Д.Бальмонта построен по схеме сонета) и т.п.

Исследование авторского и читательского циклов на текстовом уровне показало, что автор, формируя цикл, проявляет больший (с точки зрения читателя) произвол. В точности восстановить авторский замысел не всегда представляется возможным. Читательский же цикл (согласно нашим наблюдениям), по причине того, что он формируется на основе выявления мотивированных межтекстовых связей, всегда тяготеет к собственно циклу.

Перспективы дальнейших исследований, по нашему мнению, заключаются в уточнении критериев циклообразования, расширении классификации циклических форм. Серьёзного изучения также требует проблема сопоставления читательского восприятия с авторским замыслом и детальное осмысление читательских циклов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ветошкина, Зинаида Анатольевна, 2002 год

1. Тексты художественные

2. Бальмонт К.Д. Внушение весны. Из южных настроений // Ежемесячные сочинения. 1900. №7.

3. Бальмонт К.Д. Будем как Солнце. М., 1908.

4. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. М., 1991.

5. Бальмонт К.Д. Собр. соч. в 2-х т. Можайск, 1994. Т.1

6. Герасимов К.С. Из глубины. Тбилиси, 1992.

7. Маяковский В.В. Сочинения в 2-х томах. М., 1987. Т.1.

8. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М. 1990.

9. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. М., 1991.

10. По Э.А. Стихотворения. М., 1988. Ю.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. М., 1985.

11. Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX начала XX века. М., 1990.

12. Цветаева М.И. Собр. соч. в VII т. М., 1997. Т. И.

13. Тексты научные и критические

14. Айхенвальд Ю.И. Похвала праздности. М., 1922. Н.Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. М., 1997.

15. Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Л., 1972.

16. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. М., 1997.

17. Баевский B.C. Темы и вариации // Вопросы литературы. 1987. №10.

18. Баевский B.C. Пушкин и Пастернак. К постановке проблемы // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1989. Т.48. №3.

19. Бальмонт К.Д. Горные вершины. М., 1904.

20. Бальмонт К.Д. Поэт внутренней музыки // Утро России. 1916. 3 декабря.

21. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

22. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.213

23. Бахтин М.М. Проблемы текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976. № 10.

24. Белый А. Вступление // Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.

25. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.

26. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). М., 2000.

27. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

28. Бехер И. Любовь моя, поэзия. М., 1965.

29. Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1980. Т.1.

30. Брюсов В.Я. Предисловие // Urbi et Orbi. М., 1903.

31. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.

32. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева // Русская литература. 1977. №2.

33. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.

34. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 1999.

35. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). М., 1989.

36. Виноградов В.В. О литературной циклизации (По поводу «Невского проспекта» Гоголя и «Исповеди опиофага» Де Квинси) // Поэтика русской литературы. М., 1976.

37. Винокур Г.О. Критика поэтического текста. М., 1927.

38. Воронин С.В. Основы фоносемантики. Дис.докт филол.наук. Ленинград, 1982.

39. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. 1974. №6.

40. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. 1981.

41. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). М., 1989.214

42. Гаркави A.M. Композиция стихотворных циклов Н.А.Некрасова // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1980,

43. Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. №3.

44. Гаспаров М.Л. Семантический ореол метра: к семантике русского 3-х-стопного ямба // Лингвистика и поэтика. М., 1979.

45. Гегель Г.В. Эстетика. М., 1971.

46. Герасимов К.С. Диалектика канонов сонета // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985.

47. Гиголов Г.М. «Литературоведческие» сонеты («Плеяда» Л.П.Гроссмана) // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985.

48. Гин Я.И. Проблемы поэтики грамматических категорий. СПб, 1996.

49. Гиндин С.И. Анализ структуры текста стихотворения Н.А.Некрасова «Смолкли честные, доблестно павшие.» с помощью семантического словаря // Сб. науч. трудов Ярославского пединститута. Вып. 111. Ярославль, 1973.

50. Голубович К., Чухрукидзе К. От составителей // Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

51. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1989.

52. Греймас А.-Ж. В поисках трансформационных моделей // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

53. Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

54. Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.

55. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

56. Гроссман Дж. Д. Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние. СПб, 1998.215

57. Грудцина Е.Л. Поэтика цикла И.А.Бунина «Тёмные аллеи»: Автореф. дис. канд. филол наук. Казань, 1999.

58. Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.

59. Гюббенет И.В. К проблеме понимания литературно-художественного текста. М., 1981.

60. Даниленко В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. М., 1977.

61. Дарвин М.Н. К проблеме цикла в типологическом изучении лирики // Типологический анализ литературного произведения. Кемерово, 1982.

62. Дарвин М.Н. Лирический цикл: часть и целое («Северное море» Г.Гейне) // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983.

63. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.

64. Дарвин М.Н. Цикл // Литературная учёба. 1985. №2.

65. Дарвин М.Н. Изучение лирического цикла сегодня // Вопросы литературы. 1986. №10.

66. Дарвин М.Н. Поэтика лирического цикла («Сумерки» Е.А.Баратынского). Кемерово, 1987.

67. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы. Дис. докт. филол. наук. Кемерово, 1995.

68. Дарвин М.Н. Цикл // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 2000.

69. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

70. Димова Л. К определению лирического цикла // Русская филология. Тарту, 1975. Вып. IV.

71. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1963.

72. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М., 1989.216

73. Дриккер А.С. Информационный подход к проблеме цикличности в европейском искусстве нового времени: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1994.

74. Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М., 1978.

75. Ежова Е.Н. Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О.Мандельштама: Автореф. дис. канд. филол. наук. Ставрополь, 1999.

76. Жинкин Н.И. Развитие детского голоса. М., 1963.

77. Жинкин Н.И. Грамматика и смысл // Язык и человек. М., 1970.

78. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

79. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

80. Журавлёв А.П. Фонетическое значение. Л., 1974.

81. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., 1981.82.3аманова И.Ф. Пространство и время в художественном мире сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Автореф. дис. канд. филол наук. Орёл, 2000.

82. Золотарёва О.Г. Проблема «несобранного стихотворного цикла» 40-60-х г.г. XIX века: Автореф. дис. канд. филол наук. Томск, 1982.

83. Измайлов Н.В. Стихотворение Пушкина «Мирская власть» (Вновь найденный автограф) // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз., 1954. Т.XIII. Вып.6.

84. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

85. Ильин И.П. Ризома // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1999.

86. Ильин И.П. Структурализм // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1999.217

87. Им Хе Ен. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». Стихи и проза в свете общефилософских представлений писателя. Автореф. дис. канд. филол. наук.Санкт-Петербург, 2000.

88. Интертекстуальные связи в художественном тексте. Межвуз. сб. науч тр. СПб, 1993.

89. Исаева JI.A. Художественный текст: скрытые смыслы и способы их представления. Краснодар, 1996.

90. Ищенко Н.А. Переводческий цикл как контекст: Автореф. дис. канд. филол наук. Одесса, 1989.

91. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесо-ва книга. Саратов, 1993.

92. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград Архангельск, 1996.

93. Карпов А. Книга стихов // Литературная учёба. 1979. №4.

94. Качура Е.В. Поэтика цикла М.Е.Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни»: Автореф. дис. канд. филол наук. Орёл, 2000.

95. Капшявик К.Ю. Идейно-художественное своеобразие цикла о Терезе Дес-кейру Франсуа Мориака: Автореф. дис. канд. филол наук. Нижний Новгород, 2000.

96. Киладзе С. От конструкции к творчеству // The New Paradigms. 1998. №1. P. 149-150.

97. Ковалёв Ю.В. Философия «Ворона» // По Эдгар Аллан. Эссе. Материалы. Исследования. Краснодар, 1997. Вып. 2.

98. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1968.

99. ЮО.Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

100. Ш.Колокольникова М.Ю. Проблемы интертекстуальности. Саратов, 1996.

101. Ю2.Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект). Автореф. дис. докт. филол. наук. Краснодар, 1998.218

102. ЮЗ.Корецкая И.В. О «солнечном » цикле Вячеслава Иванова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1978. Т.37. №1.

103. Корниенко С.Ю. Поэтика книги стихов М.Кузмина «Сети»: Автореф. дис. канд. филол наук. Новосибирск, 2000.

104. Ю5.Косиков Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиологии) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

105. Юб.Красильникова Е.В. Синтагматика // Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.

106. Ю7.Кристева Ю. К семиологии параграмм // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

107. Ю8.Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

108. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

110. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

111. ПЗ.Липгарт А.А. Лингвопоэтика и теория литературы // Филологические науки. 1995. №4.

112. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. М., 1997. С.

113. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Уч. зап. Тартуского ун-та. Тарту. Вып. 567.1981.

114. Пб.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.

116. Лукьянов С.А. Анализ художественного текста. Лингвистическое толкование. Краснодар, 2000.

117. Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово, 1995.

118. Лыков А.Г. Лингвистический статус языка русского фольклора // Потенциал русского языка. Краснодар, 1997.

119. Ляпин С.Х. Концепты. Архангельск, 1997.

120. Ляпина Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-1860-х годов: Автореф. дис. канд. филол наук. Л., 1977.

121. Ляпина Л.Е. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта // Исследования по теории стиха. Л., 1978.

122. Ляпина Л.Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1990.

123. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. СПб, 1999.

124. Майборода Д.В. Герменевтика // Новейший философский словарь. Минск, 1999.

125. Марутина-Катрецкая Е.М. Реализация функционально-семантических связей «целое его части» в семантическом поле соединения/разъединения в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол наук. Краснодар, 2000.

126. Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Тверь, 1998.

127. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М. 1992. Т.2.

128. Моль А., Фукс В. Кесслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975.

129. Музалевский М.Е. Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе произведений Н.В.Гоголя («Арабески», «Женитьба», «Мёртвые души»): Автореф. дис. канд. филол наук. Саратов, 2000.

130. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

131. Мышление и речь. М., 1963.220

132. Назаренко В. Язык искусства. Л., 1961.

133. Найдич Э.Э. Избранное самим поэтом // Русская литература. 1976. №3.

134. Нестерова Е.К. Русские переводы стихотворения Э.А.По «Ворон» // тетради переводчика. М., 1976. № 13.

135. Нижегородова Е.И. Композиционно-речевая организация макротекста первой книги стихов Максимилиана Волошина: Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1996.

136. Николаева Т.М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.

137. Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. М., 1983.

138. Новикова М.Л. Остранение как языковая структура текстового поля // Филологические науки. 1999. №6.

139. Озеров Л. Необходимость прекрасного. М., 1983.

140. Очерки истории языка русской поэзии XX в. Поэтический язык и идео-стиль: общие вопросы. Звуковая организация текста. М., 1990.

141. Платон. Соч. в 3 т. М., 1968. Т.1.

142. По Эдгар Аллан. Эссе. Материалы. Исследования. Краснодар, 1995. Вып. 1.

143. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.

144. Потебня А. А. Мысль и язык. М., 1999.

145. Призрачная тень: Поэзия эпохи Мин (XIV-XVII в.в.). СПб., 2000.

146. Птицын И.А. Христианская символика в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Автореф. дис. канд. филол. наук. Череповец, 2000.

147. Ревзин И., Ревзина О. Краткий словарь терминов структурной лингвистики // Русский язык в национальной школе. 1966. №5. С.

148. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996.

149. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей. Л., 1974.

150. Риффатерр М. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение. 1992. №1.221

151. Руднев В.П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М., 1996.

152. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

153. Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.

154. Рягузова JI.H. Метаязыковая концептуализация сферы «творчество» в эстетической и художественной системе В.В.Набокова. Автореф. дис. докт. филол наук. Краснодар, 2000.

155. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А.Блока // Язык и стиль художественного произведения. М., 1966.

156. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А.А.Блока: Автореф. дис. канд. филол наук. М., 1967.

157. Сапогов В.А. Цикл // Краткая литературная энциклопедия. М., 1977. Т.8.

158. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

159. Сапогов В.А.Цикл // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

160. Саришвили В.К. Сонеты К.Д.Бальмонта: Автореф. дис. канд. филол. наук. Краснодар, 1999.

161. Саришвили В.К. Сонеты К.Д.Бальмонта: Дис. канд. филол. наук. Краснодар, 1999.

162. Сергеев В.А. Философско-эстетическое своеобразие цикла «Сонетов к Орфею» Райнера Марии Рильке: Автореф. дис. канд. филол наук. Казань. 2000.

163. Серова М.В. Поэтические циклы Марины Цветаевой (Художественный смысл и поэтика): Автореф. дис. канд. филол наук. Иваново, 1994.

164. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

165. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.

166. Смирнов И.С. Эпоха Мин: время, поэзия, антологии // Призрачная тень: Поэзия эпохи Мин (XIV-XVII в.в.). СПб., 2000.222

167. Смолицкий В.Г. «Рождественская Звезда» Б.Пастернака и духовные стихи //Русская словесность. 1997. №4.

168. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1999.

169. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.

170. Солнцев В.М. Уровни языка // Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.

171. Солоухина О.В. Позиция читателя в организации художественного целого. Дис. канд. филол. наук. М., 1985.

172. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

173. Спроге JI.B. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у русских символистов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1988.

174. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1959.

175. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

176. Степанов Ю.С. Язык и метод. М., 1998.

177. Суханова И.А. Интертекстуальные связи в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Дисс. канд. филол.наук. Ярославль, 1998.

178. Тименчик Р.Д. О составе сборника Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец» // Вопросы литературы. 1978. №8.

179. Тимофеев Л.И. Лирика // Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т.4. Стб. 210.

180. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.

181. Тимофеев Л.И., Черкасский В.Б. Об особенностях творческого пути А.Блока (1908-1916) // Филологические науки. 1983. №1.

182. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

183. Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 2000.223

184. Удальцова Э.Д. «The Raven» Э.По и перевод К.Бальмонта (К проблеме сопоставления изучения стиля) // Изучение стиля художественного текста. Смоленск, 1984.

185. Усманова А.Р. Семиотика // Новейший философский словарь. Минск, 1999.

186. Усманова А.Р. Текст // Новейший философский словарь. Минск, 1999.

187. Утков Г.Н. К характеристике связи между звучанием и содержанием текста (на материале басни И.А.Крылова «Волк и Кот») // Педагогика, филология, журналистика: опыт и перспективы. Сб. науч. тр. КубГУ. Краснодар, 1996.

188. Утков Г.Н. Лексико-статистический анализ повести И.А.Бунина «Антоновские яблоки // Филология-Philologica. 1996. №10.

189. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла // Филологические науки. 1982. №4.

190. Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере книги стихов Б.Пастернака «Петербург») /7 Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

191. Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1986. Т.45. №2.

192. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла: Автореф. дис. докт. филол наук. Москва, 1990.

193. Фомичёв С.А. «Подражания Корану». Гёнезис, архитектоника и композиция цикла // Временник пушкинской комиссии. 1978. Л., 1981.

194. Фомичёв С.А. «Песни западных славян» Пушкина. История создания, проблематика и композиция цикла // Духовная культура славянских народов. Литература. Фольклор. История. Л., 1983.

195. Фомичёв С.А. Последний лирический цикл Пушкина // Временник пушкинской комиссии. 1981. Л., 1985.224

196. Хаев Е.С. Проблема композиции лирического цикла (Б.Пастернак «Тема с вариациями») // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980.

197. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

198. Хализев В.Е. Сюжет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 2000.

199. Хелемский Я. Русское поклонение волхвов. Перечитывая «Рождественскую звезду» Б.Пастернака // Вопросы литературы. 2000. №1.

200. Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М., 1988.

201. Холшевников В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения. Межвуз. сб. Л., 1985.

202. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1994.

203. Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

204. Цурганова Е.А. Герменевтика // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1999.

205. Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986.

206. Чередниченко В.И. Формальный метод // Литературная Грузия. 1991. №6.

207. Чередниченко В.И. Концепция сюжетности лирического рода (опыт построения) // Филология-Philologica. 1995. №4.

208. Чередниченко В.И. Логические приёмы в лирической поэзии // Филоло-гия-Philologica. 1997. №11.

209. Чередниченко В.И. Стихотворение Эдгара Аллана По «Ворон» в русских переводах. Статья вторая // По Эдгар Аллан. Эссе. Материалы. Исследования. Краснодар, 2000. Вып. 3.225

210. Чередниченко И.В. Структурно-семиотический метод тартуской школы. СПб., 2001.

211. Черепанова И.Ю. Текст как фактор изменения установки личности (лингвистические аспекты суггестии). Дис. канд, филол. наук. Пермь, 1992.

212. Чернявская В.Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория в научной коммуникации. Автореф. дис. докт. филол. н. СПб, 2000.

213. Чумаков С.Н. Мифологический язык литературы. Античная мифология в поэтических иллюстрациях. Краснодар, 1996.

214. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград, 1998.

215. Шеллинг Ф.В. О дедукции произведения искусства вообще // Литературная история немецкого романтизма. Л., 1934.

216. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970.

217. Эйзенштейн С.М. Избр. собр. соч.: в 6-ти т. М., 1964. Т.2.

218. Языковая личность: культурные концепты. Волгоград Архангельск, 1996.

219. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Поэтика. Варшава, 1961.

220. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

221. Якобсон Р. Взгляд на развитие семиотики // Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

222. Якобсон Р. Структурализм и телеология // Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

223. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

224. Barthes R. Texte. //Encyclopaedia universalis. P., 1973. Vol. 15.

225. Dictionary of World Literary Terms, edited by Joseph Chiply with contributions by 260 authorities. Boston, 1970.228.1hekweazu E. Goethes-West-ostlicher Divan. Untersuchungen zur Struktur des Lyrischen Zylclus. Hamburg, 1971.226

226. Ingram F.Z. Reprezentative Short Story Cycles of the Twentieth Century. Paris, 1971.230.1ser W. Der Implizite Leser. Munchen, 1979.

227. Kristeva J. Narration et transformation. // Semiotica. The Hague, 1969. № 4.

228. Lang L. Der Zyklus bei George undRilke: Diss. Erlangen. 1848. S. 148-153.

229. Muller J. Das zyklische Prinzip in der Liric // Germanisch-romanisch Monatsschrift. 20. 1932.

230. Mustard H.M. The Lyric Cycle in German Literature. New York, 1946.

231. Рое E.A. The Philosophy of Composition // The Harper American Literature. New York, 1994. V.l. P. 1671-1679.

232. Roberts Maureen B. Beautiful Circuiting the Alchemical Imagination in English Romanticism // Кубанский госуд. ун-т. Научная библиотека. 1998. http://etext-lib.virginia.edu.

233. Sloane D. Aleksandr Blok and the Dynamics Lyric Cycle. Columbus, Ohio, 1988.

234. Stownik terminow lterackich. Pod redakcia Janusza Stawinskiego. Wrostaw. Warsawa. Krakow. Gdansk, 1976.

235. Textual strategies: Perspectives in post-structuralist criticism. / Ed. with an introd. by Harari J. V. L., 1980.

236. Vroon R. Prosody and Poetic Sequences. Los Angeles, 1987.гтт234

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *