Что такое поэтический синтаксис

Поэтический синтаксис

Слово «синтаксис» произошло от греческого слова, означающего «структура», «построение», «порядок». Поэтический синтаксис – это особые приемы, порядок слов, построение фразы, благодаря которым проза превращается в поэзию.

Ведь поэзия отличается от прозы не только наличием рифмы. Известны, например, белые стихи. Японские хокку являются стихами, несмотря на то, что в них нет ни рифмы, ни размера. Задача поэзии – не передавать читателю некую информацию, а будить чувства, рисовать в воображении образы. Для этого поэт пользуется различными инструментами, такими, как рифма, размер стиха, конструкция строфы. Поэтический синтаксис – это особое сочетание звуков, размера, из которого создается особая «мелодия» стиха.

Поэтические конструкции служат изобразительным целям – повтор, анафора, риторический вопрос, инверсия (нарушение принятого порядка слов) – все эти средства служат тому, чтобы передать читателю чувства автора. Иногда в угоду поэтической форме поэт пренебрегает правилами, обязательными для прозы. И эти «неправильные» лексические конструкции не только не отторгают, но, наоборот, придают необходимый «изъян», как бы отличительный знак мысли автора.

Синтаксис стиха – это «визитная карточка» автора, по особенностям построения поэтической фразы можно «опознать» почти любого поэта. Вспомните «рваный» стих Маяковского, необычные, как бы несогласованные сочетания слов у Есенина. Интонация, логическое ударение, порядок – все средства служат для достижения наибольшей выразительности стихотворного произведения. Порой неправильное построение фразы вызывает «отторжение» у читателя – а, оказывается, поэт и старался добиться такого эффекта своим поэтическим приемом. Ведь поэзия вызывает работу чувств, а не мысли.

Но синтаксис не может быть самоцелью, он всегда инструмент. Насколько умело пользуется поэт родным языком, насколько он подчиняется или не подчиняется определенным нормам, и говорит о мастерстве автора. И наоборот, излишнее потакание нормам зачастую выдает графомана, который, научившись подбирать рифмы к словам, начинает сочинять «стихи», которые никому, кроме автора неинтересны. Такими свойствами зачастую грешат тексты современных песен, в которых форма не несет никакого содержания.

Поэт, овладевший стихосложением, не ограничен рамками «дозволенного», он интуитивно «лепит» из слов такие конструкции, такие сочетания, которые немыслимы в прозе. Например, сонет имеет такую специфическую форму, которая была найдена экспериментальным путем и наиболее точно отражала замысел автора. Или «онегинская строфа» изобретенная гениальным Пушкиным 300 лет назад до сих пор заставляет восхищаться даже искушенного искусствоведа.

Источник

Поэтический синтаксис

Вы будете перенаправлены на Автор24

Поэтический синтаксис – это совокупность специальных средств, которые используются для построения речи, характеризующейся усиленной образной выразительностью.

Поэзия

Поэзия представляет собой особый способ организации речи, который характеризуется привнесением в речь нетипичных для повседневного общения языковых элементов или нетипичным сочетанием слов в речи. Таким образом, поэзия является одним из видов творчества и искусства (в данном случае словесного).

Термин «поэзия» произошёл от греческого слова «ποίησις», которое переводится на русский язык как «творчество, сотворение».

Помимо выполнения непосредственно художественной и эстетической функций поэзия имеет прикладное применение: многие научные тексты (в частности, медицинские) облекались в стихотворную форму для их выделения как наиболее значимых текстов, а также в целях более простого заучивания объемистых и сложных произведений. В последнее время распространение получило использование в рекламе небольших, но легко запоминающихся стихотворных текстов.

Поэзия обогащает язык дополнительными мерами речи. К таковым относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Поэзия зарождалась ещё на заре человеческой цивилизации, когда выкрики первобытных людей осуществлялись в форме, близкой к музыкальной, и сопровождались активными движениями и жестикуляцией (схожими с танцами).

В современном мире, несмотря на растущий объем прозаических произведений, изменения общественного уклада и новейшие научные открытия, поэзия до сих пор играет значительную роль. Она позволяет человеку через естественно дарованный ему механизм описать сущность и характерные особенности человеческого бытия. Кроме того, благодаря располагающей эмоционально-экспрессивной окрасе поэзия способна обогатить и описать «сухие» факты действительности и, в частности, науки.

Синтаксические средства поэзии

Синтаксис представляет собой раздел грамматики и, соответственно, языкознания, предметом изучения которого являются словосочетания и предложения.

Основное предназначение синтаксиса заключается в разработке правил, которые упорядочивают структуру предложений.

Поскольку синтаксис занимается изучением связи между языковыми единицами, то с ним тесно переплетена стилистика. Это вызвано том, что признаки функциональных стилей и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц в основном проявляются через особенности внутреннего устройства предложений. Для придания речи стилистических черт коммуникатор применяет определенные синтаксические средства.

Основными синтаксическими средствами, которые используются авторами при написании художественных произведений, являются:

Благодаря данным поэтическим средствам выразительной речи ученые-лингвисты получают возможность проанализировать стихотворные произведения художественной литературы. Этот анализ позволяет выявить особенности, характерные для конкретного автора и переходящие из текста в текст. Они объединяются под понятием «творческой индивидуальности», однако изучение авторского употребления синтаксических средств потеряло свою актуальность к середине прошлого столетия.

Современное языкознание выработало новое направление поэтического синтаксиса: изучение встречающихся в стихотворных произведениях явлений, которые находятся на стыке синтаксиса и различных сторон художественного текста (ритма, стихотворного метра, лексики и др.).

Источник

Шпаргалка для поэтов. Часть 2

ПОЭТИКА – изучение способов построения литературного произведения.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА – имеет три раздела:

1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА.

Если мы соединяем слова по привычным ассоциациям, то получаем шаблонные фразы (хорошая погода, костёр любви. )
Употребление слова в необычной ассоциации, новизна словесных конструкций придаёт речи художественность.
Новизна исчезает, если её часто повторять. Подновление, освежение поэтической лексики достигается:
– перемещением слова в необычную лексическую среду;
– приданием слову необычного значения.
– заимствованием слова, выражения из другой лексической среды.

Ломоносов делил стиль на высокий, средний и низкий. «Высота» стиля зависит от подбора слов определённой лексической среды. При контрастном внедрении чужеродные слова привлекают внимание, придают смысловой вес. Пародия стиля передаёт комизм или сатиру. Лесков стилизовал речь Левши под «народную».

РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ.

а) ВАРВАРИЗМЫ (иностранные слова):
Как ДЕНДИ лондонский одет.
Сей неприятный ТЕТ-А-ТЕТ. (Пушкин)

МАКАРОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – если много варваризмов:
Утро ясно ИЛЬ ФЕБО;
Дня светило, ЛЁ ФЛАМБО. (Мятлев)

ЭКЗОТИЗМ – создаётся варваризмами и собственными именами:
Барон д Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот –
Энциклопедии скептический причёт. (Пушкин)

КАЛЬКИ – буквальный перевод иностранных выражений: (имеет место, выглядит из себя, сделать знакомство. )

б) ДИАЛЕКТИЗМЫ – из нелитературных говоров того же языка:

ПРОВИНЦИАЛИЗМЫ – слова, характерные для какой-либо одной местности: шабёр (друг), дивчина (девушка).
МЕЩАНСКИЙ ГОВОР – исковерканные «культурные» слова:
Я хочу проминаж сделать (погулять). по-аглицки чего-нибудь. клеветон. (Лесков)
ЖАРГОНИЗМЫ – лексика отдельных групп (воры, улица, врачи, моряки. )
ВУЛЬГАРИЗМЫ – грубые слова (сволочь, стерва и т.д.)

Подобные слова «снижают язык» и допустимы только для передачи характеров персонажей, их бытовых условий.

в) АРХАИЗМЫ – устаревшие, библеизмы, славянизмы:
(юдоль, объемлет, виждь и внемли) – «высокий» стиль;
«приказной стиль» (препровождая при сем) – понижает.

Архаизмы, употреблённые в несоответствующей обстановке – источник комического, пародийного эффекта.

г) НЕОЛОГИЗМЫ – вновь образованные по законам русского словообразования слова, псевдоварваризмы:
(досадная укушетка, зуболомный, сникерсни. )

д) ПРОЗАИЗМЫ – разговорный синоним (вместо «очи» – глаза. ), научные и технические термины.

2. ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС.

Выражение можно сделать ощутимым путём подбора отдельных слов или целых фраз и предложений. Обычно слова располагают в определённом порядке: подлежащее (существительное), сказуемое (глагол), определение (прилагательное) перед определяемым.

Нарушение порядка слов вызывает ощущение необычности и требует особой интонации.
Мы произносим каждую группу слов, выделяя логическим ударением, делая паузы, разделяющие фразы, изменяя темп произношения, повышая или понижая голос – придаём ИНТОНАЦИЮ.
Интонация может не совпадать со знаками препинания.

Меняя логические ударения поочерёдно на различных словах одного и того же контекста, можно поменять смысл выражения:
ИВАН вчера был дома Иван ВЧЕРА был дома
Иван вчера БЫЛ дома Иван вчера был ДОМА

Как видите – получены четыре смысловых значения.

ИНВЕРСИЯ – перестановка слов, нарушение обычного порядка.

Инверсия вносит разнообразие и придаёт движение конструкции, «Дума тайная» звучит выразительнее, чем «Тайная дума».

Азартной ночи сыновья,
Кронштадтских дней наводчики
Держали поле по краям
И, штурма свежестью легки,
Их балагурили штыки. (Н. Тихонов)

ЭЛЛИПСИС – когда не хватает какого-либо члена предложения, обычно, глагола:
Ночь, улица, фонарь, аптека. (А. А. Блок)

ХИАЗМ (греч. хиазмос) – крестообразное расположение в виде греческой буквы Х (хи) – риторическая (стилистическая) фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях крестообразно изменяется последовательность слов:
В России две напасти: Внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти. (Гиляровский)
Делить веселье все готовы: Никто не хочет грусть делить. (Лермонтов «Одиночество»)

Особо увлекаться «украшательством» не следует – всё должно подчёркивать смысл, а не затемнять его.

ФИГУРЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ – изобразительные средства в поэтическом синтаксисе.
Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.

АНАФОРА – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих фразах:

Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины. (Ф. И. Тютчев)

ЭПИФОРА – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:

Степям и дорогам
Не кончен счёт;
Камням и порогам
Не найден счёт. (Э. Багрицкий)

О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры:
И блеск, и шум, и говор волн (А. С. Пушкин).

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов:
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет (А. С. Пушкин)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День – как трава расстилаюся.
Ночь – слезами умываюся. (Н. А. Некрасов)

ПЕРЕНОС (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Над вороным утёсом –
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Ждать на твоём крыльце! (М. И. Цветаева)

ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М. Ю. Лермонтов)

«Обычный» порядок слов в этом примере должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря».
Но тогда стихотворение станет прозой.

АНТИТЕЗА – противопоставление образов и понятий:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)

ГРАДАЦИЯ – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. (М. А. Волошин)

РИТОРИЧЕСКИЙ вопрос – ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа.
Знаете ли вы украинскую ночь. (Н. В. Гоголь)

Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью. (А. С. Пушкин)

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
– повторение одинаковых звуков или их групп придаёт стихотворной речи благозвучие и музыкальность, подчёркивает то или иное настроение, помогает раскрыть поэтический замысел.

АССОНАНС – повторение одинаковых гласных наглядно демонстрирует красоту языка, благозвучность русского слога:
Дыша духами и туманами / Она садится у окна. (Блок «Незнакомка»)

Звуки различаются по их роли в системе человеческой речи. Чтобы слово зазвучало, нужно проделать определённую работу: напрягать мускулы гортани, изменять положение губ и языка.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ
– употребление звукосочетаний, приятных для слуха (акустическое благозвучие);
– построение речи, удобной в произношении (артикуляционное благозвучие).

ФОНЕМЫ – качественные типы звуков: гласные и согласные.

ГЛАСНЫЕ звуки: А – Я; О – Ё; Э – Е, И – Ы; У – Ю;
звук Й входит в Я, Ё, Ю, Е (йа, йо, йу, йэ – яма, ёлка, юг, если);
самый высокий (пронзительный, «белый») – звук И;
самый низкий (глухой, «тёмный») – звук У;
лабиализованные гласные О и У (сближаются губы).

В конце слов и перед глухими согласными звонкие согласные произносятся глухо:
столБ (столП), роЖЬ (роШ), Второй раЗ (Фторой раС);
Ш, Ж, Ц всегда звучат твёрдо – мыШ, ноШ, ЦЫрк;
Щ (сложный звук шч) и Ч всегда мягкие – (плоЩЯТка, меЧЬ).

* Неблагозвучная речь – когда много Ч, Щ, Ц, Ш, К или сталкиваются согласные в словах
(оТМЩение, меРЗКий). или стоят подряд (поеЗД МЧится).

* Благозвучная речь – когда гласные сменяются согласными:
приятно звучат ВЛ, ПЛ. по возможности следует избегать употребления Р.

* Фонемы, лёгкие для произношения (в порядке возрастания трудности):
– гласные;
– сонорные согласные (кроме Р);
– звонкие фрикативные (В, Ж, З);
– глухие фрикативные (Ф, Ш, С);
– взрывные;
– аффрикаты и звук Р.

ЗИЯНИЕ – несколько гласных подряд: «рекА И Озеро», особенно одинаковых –
«расскажите про оазис» (прАААзис), «пророчества Исайи и Иисуса» (пять И подряд).

ПОВТОРЫ – делают благозвучие ощутимым и лёгким, если ввести некоторые звуковые однообразия:
Утихает СВЕтлый ВЕтер.
Наступает СЕрый ВЕчер.
Ворон кАНУл на сосНУ,
ТрОНУл сОННУю волНУ. (А. Блок)

Подобозвучащие слова тяготеют друг к другу (звуковые ассоциации): «гул глухой», «ревущий зверь», «звёзды золотые».

* Звукоподражания:
Р – рычание, гром; З – дребезг; С – свист; Ш, Щ – глухой шум, шипение, шорох; Ж –жужжание; М –мычание.
Звук может передать цвет: «лилия» – И, белый; «буря» – У, тёмный.

Сонорные звуки – лёгкие, нежные, милые, юные.
Губные глухие – презрение (фу, подлый, плохо).
Высокие звуки – голоса детей, женщин, слабые, нежные.
Низкие звуки – голоса мужчин, сильные, грубые.

Осторожно! Звуковые ассоциации!
Я запретил бы «продажу ОВСА и СЕНА».
Ведь это пахнет убийством ОТЦА и СЫНА. (Н. Асеев)

ПОВТОРЫ по положению в стихе:

ЭВРИТМИЯ – звуковая организация речи, всегда связанная с интонацией. Именно она определяет эмоционально-смысловую выразительность стихотворных строк, задаёт ритм.

Стиховая речь ритмизированная, должна чётко делиться на повторяющиеся в определённом ритме речевые выражения (колоны), поэтому приходится их подгонять под заданный РИТМ.

КОЛОН – ритмико-интонационная единица звучащей речи. В каждом обособленном колоне имеется одно слово, на которое падает логическое ударение, а вокруг него объединяются примыкающие слова колона.
Колоны короткие – речь быстрая, резкая, отрывистая.
Колоны длинные – речь медленная, плавная, неотчётливая.

4. ИЗМЕНЕНЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

Значение слова определяется контекстом: «штука» может заменить любое существительное, «такой» – любое прилагательное. Нейтральные слова помогают при затруднении в выборе слова, заполняют пустое место и придают фразе законченный вид.

ГОРИТ восток зарёю новой, СЕДОЙ пень, СВИНЦОВАЯ мысль.

Перенос названия места на явления, связанные с этим местом:
«власть ВАТИКАНА» (папская власть), «происки ПЕНТАГОНА».

В противоположность эвфемизму применяются «огрубляющие», резкие выражения:
вместо «человек умер» – говорят «дал дуба».

СЮЖЕТ – художественно изложенный ИНТЕРЕСНЫЙ замысел.
ФАБУЛА – совокупность событий, связанная с личным отношением автора к выбранной теме.
Описание природы – бесфабульное: «птичка пролетела», «осень настала».
Построение фабулы:
–завязка (противоречивость ситуации);
–интрига (движение, развитие событий);
–кульминация (нарастание напряжения);
–развязка (интересы согласованы, добро победило).
Это – классический принцип построения любого художественного произведения.

Источник

Поэтический синтаксис

Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.

Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:

Многосоюзие ( полисинтетон ) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при ко­тором однородные члены или части сложного предложения свя­зываются без помощи союзов:

Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, дан­ное в сходных синтаксических конструкциях:

Перенос ( анжанбеман ) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:

Над вороным утесом –

Ногу – уже с заносом

Бега – с трудом вкопав

В землю, смеясь, что первой

Встала, в зари венце –

Макс! мне было – так верно

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, прида­ющий фразе новый выразительный оттенок:

Белеет парус одинокий

«Обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.

Антитеза – противопоставление образов и понятий:

Они сошлись : волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Все грани чувств, все грани правды

Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:

Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:

Татьяна! Милая Татьяна!

Источник

Поэтический синтаксис

Экспрессивная стилистика проявляет себя не только при помощи смыслового значения слов и словосочетаний, но и посредством поэтического синтаксиса – способа соединения слов внутри предложения и сочетания предложений. Это со своей стороны позволяет влиять на характер высказывания, играть его оттенками. Если в устной речи необходимых смысловых акцентов можно достичь при помощи интонации, то в письменной подаче это осуществляется либо наглядными средствами (разрядка, курсив, жирный шрифт и т. п.), либо стилистикой – инверсивными приемами, риторическими оборотами, а также характером развертывания текста во времени.

Русский язык в отличие от аналитических языков с жестким порядком слов в предложении, является языком синтетическим с порядком слов свободным. Например, постановка определений за определяемым словом в последнем из приводимых примеров В. Каратыгина (переживаний бурных, крайних, острых, грозовых) усиливает эти яркие эпитеты именно таким их местоположением. Тот же эффект дает перенесение наиболее важного, ключевого по смыслу слова в конец предложения – наиболее активно воспринимаемую зону.

Своей выразительностью обладает и очень распространенный прием «единоначатия» (анафора), способный дать ощущение большого нарастания, ускорения в набегающих волнах повторов начальных слов (как смыслово значимых, так и служебных – союзов или предлогов). Именно такое нарастание, к примеру, возникает во второй половине приведенного ранее колоритного текста Каратыгина, воссоздающего характер музыки Прокофьева (см. с. 77). Прием анафоры использован здесь трижды: сначала со слова «все» начинается первая волна нарастания (все жило…, все ликовало..); далее со слов «это рождение» идут два очень развернутых, образно насыщенных периода; а затем трехкратным повторением слова «так» происходит стремительная раскрутка на коду (так странно, так поразительно, но и так реалистически убедительно…), в результате чего читатель буквально вылетает на последнее, ключевое слово – колдовство.

Восклицания, вопросы и ответы – также эффектные приемы поэтического синтаксиса, широко используемые в музыкально-критических текстах. Они прекрасно передают как состояние большого душевного волнения (от восторга до негодования), так и ощущение непосредственного, прямого и открытого контакта с читателем. Хотя наука о слове считает подобные риторические обороты особенно типичными для лирического развертывания темы, они вполне уместны и даже весьма характерны и для художественной публицистики.

Именно приемы поэтического синтаксиса открывают возможность для темпоритмической выстроенности текста, напоминая в этом другие процессуальные художественные формы: художественную прозу, поэзию и, особенно, музыку. Контрастные сопоставления предложений по длине и характеру, соотношение повествовательного развертывания, когда мысль течет спокойно и неспешно, и ускорений, резких сдвигов в изложении – все это является важным литературно-стилистическим средством, родственным приемам музыкальной драматургии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Andante — Синтаксис библиотеки

Andante — Синтаксис библиотеки В том, что есть общее правило, благодаря которому музыкант может извлекать из партитуры симфонию, благодаря которому можно воспроизвести симфонию из линий на граммофонной пластинке и — по первому правилу — снова воспроизвести

Во мне поэтический дар

Во мне поэтический дар Однажды в начале учебного года она подозвала меня пальчиком к себе. Мягкая, еле заметная улыбка на её лице была притягивающей, согревающей, нежной. Она воспитывает, любит меня улыбкою своею. Улыбка — лучик души. Видимо, душа у неё — как Солнце, а этот

И СИНТАКСИС — ТОЖЕ ОБОГАЩАЕТ

И СИНТАКСИС — ТОЖЕ ОБОГАЩАЕТ Принято говорить о том, что грамматика языка (т. е. способы и средства построения и изменения слов и построения предложений) недостаточно подвижна и активна в создании речевого разнообразия. Иногда даже кажется, что и поэт, и ученый, и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *