Почему мы приветствуем поэтическую справедливость и отчаяние от поэтической несправедливости
Недавно сообщалось, что охотник, застреливший слона, был раздавлен, когда он упал замертво на него сверху. Друг прислал мне эту историю с одним словом в теме: «Справедливость!»
В моей жизни я вспоминаю чернокожую женщину, которая враждебно относилась ко мне за то, что была белым парнем, романтически связанным с другой чернокожей женщиной, но в итоге вышла замуж за белого парня сама. Я улыбаюсь каждый раз, когда думаю о ней.
Что такое поэтическая справедливость?
Поэтическую справедливость обычно определяют как результат, в котором «порок наказывается» «особенно подходящим» или «особенно подходящим» образом. Но не ясно, что наказание действительно то, что происходит в вышеупомянутых случаях. Люди подвергаются вреду или дискомфорту, но агент не намеренно причиняет им вред, чтобы осудить проступок, прямое понимание наказания.
Кроме того, даже если кто-то хочет считать эти плохие вещи «наказаниями» в широком смысле, естественный вопрос, который необходимо задать, состоит в следующем: что именно делает их особенно или особенно уместными?
Некоторые другие словари предлагают ответ на этот вопрос: что наказание доставляется ироничным способом. Но это не кажется мне совершенно правильным. Да, агент попадает в (плохую) ситуацию, которую он или она не ожидали, но быть пойманным и осужденным судом не равносильно поэтической справедливости, даже если она неожиданна.
Реальность поэтической несправедливости
Достоинство такого понимания поэтической справедливости заключается в том, что оно естественным образом обосновывает параллельный анализ поэтической несправедливости. Люди не часто говорят об этой категории, но некоторые события точно описываются таким образом.
Более известный случай убийства американского студента по обмену Фулбрайта Эми Биль в 1993 году также вспоминается как пример поэтической несправедливости. Она была молодой активисткой против апартеида и продемократии, которая была зарезана и избита за пределами Кейптауна группой черных людей, потому что она была белой. (Напротив, существует некоторая поэтическая справедливость в том, что двое из ее убийц пришли на работу в фонд, названный в ее честь.)
Поэтическая несправедливость, как я полагаю, характерна для человека, который вышел за рамки морального долга помогать другим, а затем получил вред, возможно, того же рода, который она пыталась облегчить, и (хуже всего?) От тех, кого она пытался помочь.
Реагируя на поэтическое в / правосудие
Почему поэтическая справедливость иногда может быть удивительной, а поэтическая несправедливость ужасной? Почему мы склонны приветствовать поэтическую справедливость и качать головами в отчаянии от поэтической несправедливости?
Поэтическая несправедливость кажется мне ужасной отчасти из-за абсурда, бесполезности или бессмысленности. Хотя философы различают эти вещи, общим для этих злодеев является неспособность достичь желаемых целей перед лицом попыток. Или, что еще хуже, возникновение или страдание от нежелательных условий в связи с попытками продвижения желаемых. Помимо несправедливости в том, что ты не заслуживаешь зла, когда кто-то пытался творить добро, здесь есть что-то бессмысленное или какая-то трата.
Часть объяснения может заключаться в том, что другие люди не должны выполнять неприятную и морально сомнительную задачу по наложению штрафов. Мы никогда не можем быть абсолютно уверены, что кто-то заслуживает наказания или что мы оправданы в том, чтобы дать кому-то наказание, которого он заслуживает. Лучше, если Бог, или природа, или сам виновный причинит вред.
Но и этого пункта недостаточно. Предположительно также лучше, в некотором отношении, что противоправное деяние виновного в конечном итоге причиняет ему вред, чем то, что заслуженный вред ему исходит от всеведущего Бога или невежественной природы. Зачем?
Я не могу сказать наверняка на данный момент. Но я испытываю желание думать, что это как-то связано с последствиями не только для виновной стороны, но и для тех, кому они угрожают или затрагивают. Если кто-то вел себя плохо, тем лучше, что этот человек дает нам повод для улыбки.
Джон Синглтон Стив Николаидес Дуайт Аланзо Уильямс
В главной роли
109 минут
Страна
Соединенные Штаты
Язык
английский
Бюджет
14 миллионов долларов
Театральная касса
27 миллионов долларов
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Однажды, когда она работает в салоне красоты, появляется молодой почтовый служащий по имени Лаки ( Тупак Шакур ) и начинает с ней флиртовать. Она и ее босс Джесси отвергают его ухаживания, притворяются лесбиянками и издеваются над Лаки с их «отношениями».
Другу Джастиса Иеша ( Реджина Кинг ) удается уговорить Джастис отправиться в поездку в Окленд с парнем Иеши, Чикаго ( Джо Торри ), коллегой Лаки в почтовом отделении. Джастис с осторожностью соглашается, в основном потому, что ей нужно ехать в Окленд на шоу причесок, а ее машина перестала работать в последнюю минуту. Без ведома Джастиса, Счастливчик также находится в поездке, и теперь она будет делить почтовый фургон с ним и их двумя общими друзьями. Вначале они спорят, но постепенно становятся мягче по отношению друг к другу, постепенно обнаруживая сходство.
Квартет делает несколько объездных шагов, первым из которых является барбекю по случаю воссоединения семьи, которые они видят на дороге, где становится очевидным (хотя ранее было достаточно намеков), что отношения Иеши и Чикаго проблемные. Иеша открыто флиртует с другим мужчиной на барбекю, в то время как Чикаго размышляет, наблюдая за ее поведением. Иеша и Чикаго спорят в почтовом вагоне, пока Джастис не разговаривает с Иешой о ее поведении с алкоголем. Иеша рвет, кричит на Джастис и извиняется перед ней.
На следующей остановке карнавал, Счастливчик и Справедливость сближаются, обсуждая свою жизнь. После воссоединения они останавливаются на пляже, где каждый из четырех персонажей обдумывает свои отдельные ситуации во внутренних монологах. После этого трения между Чикаго и Иешой резко возрастают, когда Иеша сообщает Чикаго, что она видела кого-то сбоку, и он физически нападает на нее. Лаки сначала решает воздержаться, пока Джастис не защитит Иешу, ударив Чикаго в пах, а тот в ответ жестоко и физически угрожает Джастису. Счастливчик, Джастис и истекающая кровью и потрясенная Иеша покидают Чикаго рядом с дорогой и продолжают свое путешествие.
Счастливчик останавливает почтовый фургон на пляже, а Джастис идет посмотреть, что случилось. Она начинает рассказывать ему о своей жизни, и Лаки начинает сочувствовать. Они целуются, и Джастис уходит, по-видимому, неуверенная в своих чувствах к Счастливчику. Она возвращается к нему, и они снова целуются.
Когда теперь уже трио прибывает в Окленд, они получают новости о том, что двоюродный брат Лаки, с которым он работал над записью музыки, был убит. Обвиняя себя в том, что он не оказался в Окленде раньше, и полагая, что он мог бы предотвратить стрельбу, будь он в городе, Лаки сердито обвиняет Джастис в том, что тот отвлек его, пока они были в дороге. Джесси советует Джастису и Иешу насчет мужчин перед шоу причесок. Дядя и тетя Лаки отдают ему записывающее оборудование его двоюродного брата. Лаки решает не возвращаться к работе и позаботиться о Кейше.
Несколько месяцев спустя Счастливчик снова встречается с Джастисом в парикмахерской, принося Кейшу. Сожалея о своем поведении в Окленде и своих жестоких словах в адрес Джастиса, он приносит извинения. Она застенчиво улыбается ему, и они страстно целуются. Затем она обращает свое внимание на Кейшу, возясь с ее волосами. Глаза Джастиса и Счастливчика встречаются над головой Кейши, и они улыбаются, как никогда сильно связанные друг с другом.
Бросать
Производство
Выпускать
Прием
Театральная касса
Критический прием
В настоящее время фильм имеет рейтинг 34% на « Тухлых помидорах» на основе 32 отзывов. Консенсусные состояния сайта; « Поэтическое правосудие похвально амбициозно и может похвастаться парой привлекательных звезд, но их подрывает разочаровывающая нехватка дисциплины сценариста-режиссера Джона Синглтона».
Несмотря на посредственные отзывы основных критиков, многие считают этот фильм одним из самых устойчивых фильмов Синглтона.
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шопенгауэр Артур — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шопенгауэр, Артур — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДЕТЕКТИВ — роман или рассказ, в котором фигурирует тайна, а упор делается на головоломный поиск ее разгадки. От других форм художественной литературы детектив отличается тем, что в основе его сюжета лежит загадка. Обычно это преступление, но внимание… … Энциклопедия Кольера
ГОМЕР — первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений. Многие города притязали на право зваться родиной поэта,… … Энциклопедия Кольера
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Захват Синт-Эстатиус — Capture of Saint Eustatius Война за независимость США Остров Св. Евстафия, XVIII в … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Коцюбинский, Михаил Михайлович — (род. в 1864 г.) малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах «Правда», «Зоря», «Жите и Слово» и «Дзвiнок» появились его первые рассказы. Лучшие из них… … Большая биографическая энциклопедия
Коцюбинский — Михаил Михайлович (1864 1913) знаменитый украинский писатель. Р. в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище бурсу (в Шаргороде, б … Литературная энциклопедия
ИОВА КНИГА — [евр. ; греч. ᾿Ιώβ; лат. Iob], каноническая ветхозаветная книга, названная по имени праведника, о к ром она повествует. (Об этимологии имени Иов см. в ст. Иов) В каноне Праотец Иов. Икона иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон ря. 1652 г.… … Православная энциклопедия
Идеальная справедливость заключается в вознаграждении добродетели и наказании порока. Выражение идеальной справедливости – одна из наиболее характерных черт заключительной части рассказа. По сути с ее помощью авторы демонстрируют свои нравственные убеждения или свою систему верований. Когда персонаж в конце рассказа вознаграждается за свое поведение в жизненных ситуациях, логично сделать вывод, что такое поведение получает одобрение как добродетельное. Прямо противоположное относится к персонажам или поступкам, которые в конце рассказа «проигрывают» или осуждаются.
Классификация библейских историй, в которых выражается идеальная справедливость, выходит за рамки этой статьи, однако важно помнить, что почти каждый библейский рассказ заканчивается авторской оценкой, не только указывающей на добродетель и порок, но и выражающей веру в Божью справедливость как основополагающий принцип реальности, который в конечном счете так или иначе проявится (и часто проявляется в земной и человеческой жизни). Принцип идеальной справедливости кратко изложен Богом в рассказе о Каине: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» ( Быт. 4:7 ).
Вторым примером служит рассказ о сыне Иакова Иосифе и его братьях, в котором идеальная справедливость выражается на нескольких уровнях. Иосиф оставался добродетельным в ходе его искушений и страданий в Египте и был вознагражден стремительным взлетом к власти при дворе фараона. Хотя в связи с предполагаемой смертью Иосифа Иаков страдал не по заслугам, тем не менее он был в определенной мере наказан за пристрастное отношение к Иосифу как к любимчику. Обращением Иосифа со своими братьями те, в свою очередь, были наказаны за совершенное в его отношении зло.
В Книге Есфирь тоже присутствуют элементы идеальной справедливости, которые проявляются по ходу развития событий и выражаются помимо прочего в том факте, что замышлявшие погубить евреев сами подвергаются уничтожению. Самого ироничного наказания удостоился Аман. За свое крайнее высокомерие Аман был вынужден провести своего врага Мардохея с почестями по улицам, поскольку сам предназначил это человеку, которого хочет отличить царь. Затем Амана, безгранично ненавидевшего Мардохея, повесили на том самом дереве, которое он приготовил в предвкушении падения своего врага.
Рассказы о героях невозможны без выражения идеальной справедливости как движущей силы повествования, поскольку сама его цель заключается в прославлении главного персонажа и (как часть этого побудительного мотива) в демонстрации наград, которые получают добродетельный персонаж и его дела. Так, Ной был вознагражден за свое благочестие спасением от потопа. Авраам получил награду за веру и послушание. Руфь отважилась проявить верность своей свекрови и посвятить себя еврейской вере и была вознаграждена любовью, браком и семьей. В конце Книги Иова все его состояние было восстановлено после того, как он покаялся во враждебном отношении к Богу, а его самодовольные друзья были обличены Богом. Гедеон ответил на Божий призыв стать освободителем и преуспел как военачальник.
Ветхозаветная история. Выражение идеальной справедливости в более широком плане можно увидеть в ветхозаветной истории народа Израиля. Повторяющийся цикл состоял из этапов благоденствия, отступничества, подчинения враждебному народу, покаяния и освобождения. Вожди, подобные Моисею и Самуилу, ставили народ перед выбором, перечисляя грядущие благословения в результате соблюдения завета и проклятия в результате непослушания ( Втор. 28 ; 1Цар. 12 ). Основанием служил принцип идеальной справедливости – вознаграждение за добродетельное поведение и наказание за порочное поведение. Эта же тема служит фоном ветхозаветных пророческих книг. Наказание предсказывалось, исходя из факта невыполнения народом обязанностей завета. Главная тема выражалась в Божьем суде за неповиновение. В связи с этим народ призывался «искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых; – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами» ( Ам. 5:14 ), то есть подчеркивался принцип вознаграждения за праведное поведение.
Идеальная справедливость в псалмах и притчах. Идеальная справедливость выражается также в псалмах и притчах. Псалмы жалобы (самая многочисленная категория псалмов) исходят из предпосылки, что существует добро и зло и что Бог защищает дело правых. В Пс. 72 повторяется мысль: хотя самонадеянные нечестивцы какое-то время процветают, Бог ставит их на «скользкие пути» и они «погибают от ужасов» ( Пс. 72:18–19 ), а также утверждается, что «благ Бог. к чистым сердцем!» ( Пс. 72:1 ). Лейтмотив задается с самого начала в Пс. 1 : «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс. 1:6 ).
Та же мысль выражается во многих ветхозаветных притчах, в которых предполагается причинно-следственная связь между поведением человека и его последствиями. «Добрый разум доставляет приятность; путь же беззаконных жесток» ( Притч. 13:15 ). Или: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда» ( Притч. 21:28 ). С одной стороны: «Кто надеется на Господа, тот блажен» ( Притч. 16:20 ). С другой стороны: «Далек Господь от нечестивых» ( Притч. 15:29 ). Это лишь выбранные наугад примеры образа, пронизывающего все притчи в Библии.
Идеальная справедливость в спасительной истории. Библейский рассказ в целом представляет собой выражение идеальной справедливости, основанной на предпосылке конечной победы добра над злом. Искупление предоставляется не за заслуги, а по благодати, тем не менее те, кто будет царствовать со Христом, изображаются в Библии как получившие награду за свою веру и преданность Богу. Даниил рисует картину конечного воскресения, когда мертвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди» ( Дан. 12:2–3 ). Свою речь на Елеонской горе Иисус тоже закончил видением принятия в Божье вечное Царство тех, кто сострадательно служил людям, и осуждения на ад равнодушных («пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» [ Мф. 25:46 ]). Книга Откровение завершает Библию на ноте высшей и вечной идеальной справедливости с победой добра и низвержением зла.
Заключение. Идеальная справедливость служит в Библии одновременно литературной условностью и выражением нравственно-богословского видения человеческой истории. Не следует преуменьшать значение идеальной справедливости в буквальном смысле по ходу рассказов. Широкое распространение таких повествовательных финалов не обязательно указывает на использование художественного приема. Род человеческий просто любит истории, которые заканчиваются «хорошо». Аристотель утверждал, что без такой завершающей рассказ морали наше нравственное чувство не получает удовлетворения. Разумеется, идеальная справедливость выражается не во всех библейских рассказах, но преобладание именно таких историй совершенно очевидно. Вместе с тем, идеальная справедливость в Библии – не только литературная условность. В ней также выражается нравственное и духовное видение мира, которого придерживается библейская вера. Литературный критик Джон Деннис в 1968 г. писал: «Идеальную справедливость можно было бы считать просто недоразумением, если бы она не была образом божественного». Созданные и управляемые Богом законы мироздания обеспечивают конечное вознаграждение добродетели и наказание порока. Таким образом, идеальную справедливость можно рассматривать как первостепенную тему всей Библии.
См. также: БИБЛИЯ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ, ГЕРОЙ, НАГРАДА, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОКЛЯТИЕ.