Что такое подмалевок в живописи

PERPLEXED_SEA

I DON’T DO DRUGS. I AM DRUGS

Подмалевок

Сперва немножко теории и истории

Теории:

Принцип «Жирным по нежирному»:

Принцип заключается в том, что: чтобы создать прочную пленку краски, подмалевок должен быть тонким и быстро сохнущим, а последующие слои краски должны сохнуть медленнее и содержать больше краски.
Что касается масла – свинцовые белила в форме хлопьев и все разбавленные краски земли подходят для подмалевка. Эти краски быстро сохнут и образуют достаточно прочную пленку. Они также являются катализаторами при смешивании с другими быстро сохнущими красками.
Алкидные краски (Такие краски изготавливаются из пигментов, смешанных с маслом, разного рода спиртами, органическими кислотами и другими. Алкидные краски можно смешивать с масляными. В результате скорость высыхания масляных красок ускоряется, алкидных — замедляется, поэтому все краски сохнут в течение примерно одного времени. Любые основы, подходящие для масляных и акриловых красок, можно использовать для письма алкидными красками, если загрунтовать их маслом или акриловой грунтовкой) и темпера также подходят для подмалевка, потому что быстро сохнут.
Акриловые краски также подходят для подмалевка, поскольку высыхают быстро, но их необходимо развести небольшим количеством воды (не растворителя) и наносить тонким слоем.
Каких красок следует избегать

Истории (в двух словах):

Фламандский метод

Этот метод легко видеть во многих работах Рубенса:
Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи
Фламнадский метод письма маслом сводился в основном к тому, что:
На гладко отшлифованный белый грунт переводился рисунок с картона. Затем этот рисунок обводился и оттушевывался прозрачной коричневой краской.
В последствии техника претерпевала некоторые изменения: поверхность, подготовленная под живопись, покрывалась слоем масляного лака с примесью коричневой краски, через который просвечивал оттушеванный рисунок. В тенях просвечивала коричневая подложка. Иногда по ней (подложке) писали «мертвыми красками» –
Серо-голубыми, серо-зелеными, заканчивали работу лессировкой.

Итальянский метод

Вместо белого грунта итальянцы использовали цветной, либо белый грунт полностью покрывали какой-либо прозрачной краской.
По серому грунту рисовали мелом или углем (не прибегая к картону). Рисунок обводили коричневой клеевой краской, этой же краской обозначали тени и прописывали темные драпировки.
Затем покрывали всю поверхность слоями клея и лака, после этого писали масляными красками, начиная с прописывания света белилами. Далее по просохшей белильной подложке писали корпусно в локальных цветах; в полутенях оставляли серый грунт. Заканчивали живопись лессировками.

Позже начали пользоваться темно-серыми грунтами, выполняя подмалевок двумя красками — белой и черной. Еще позже стали применять коричневые, красно-коричневые и даже красные грунты.
Итальянский способ живописи затем был усвоен некоторыми фламандскими и голландскими мастерами.

Источник

Подмалёвок в живописи

Р абота художника состоит из многих этапов: от выбора удачного ракурса и подготовки всех материалов к работе, до нанесения графического наброска, подмалёвка и наложения дальнейших цветовых слоев. Только в результате разумной первоначальной разработки будущей картины у художника получается законченное, правильно построенное произведение с живыми, не «из банки», цветами. Одним из таких необходимых, особенно в ученичестве, подготовительных этапов художественной работы является подмалёвок.

Что это такое?

Подмалёвок – слово, будто выдуманное ребенком или о детских поделках: малыши малюют свои детские рисуночки, на которых красками изображено нечто неразборчивое. Оказывается, это явление встречается не только в детской живописи! Под законченной картиной ученика художественной школы и настоящего художника всегда остается начальная быстрая разработка изображения. На ней уже сформирована композиция и обозначены фигуры, нанесен тонкий слой краски, грубо намечен объем, большими кистями закреплены основные цветовые пятна. Все эти элементы зададут направление для дальнейшей работы живописца. Этот подготовительный уровень картины и называется подмалёвком или подмалёвкой. Краска распределяется по всему полотну, чтобы перекрыть отвлекающую белизну бумаги или холста.

Получается, что подмалёвок становится маячком, смотря на который художник дополняет картину более точными и подробными цветовыми комбинациями. Легко догадаться, что маячок должен быть точным, иначе собьешься с курса и пропадешь: начальные цветовые пятна нужно подбирать аккуратно, особенно при работе с акварелью. Неверно наложенный слой может испортить всю последующую картину. Нельзя забывать, что в рисовании все этапы творческой работы важны!

Эскиз обычно носит неоконченных характер, но может восприниматься как самостоятельный вариант художественного произведения. Подмалёвок же становится частью картины, спрятанной в ее недрах. Но он может быть частью эскиза (П. П. Рубенс «Ахиллес среди дочерей Ликомеда», 1616–1618).

Какой подмалёвок выбрать?

Чем лучше делать подмалёвок в живописи? Ответ во многом зависит от предпочтений художника. Маячок может быть выполнен акварелью, гуашью, масляными красками или акрилом. Но для разных красок существуют разные правила нанесения начального слоя. Подмалевок акварелью должен быть более легким и светлым, чем цвета в последующих слоях из-за особенностей водной краски: она полупрозрачна. Это значит, что слишком густая основа перебьет верхние цвета.

Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи

Подмалевок гуашью наоборот не должен быть прозрачным, эта краска более густая и бумага не должна просвечивать сквозь краску. Чтобы гуашь лучше зафиксировалась можно предварительно загрунтовать поверхность для рисования, но это совсем не обязательно. Подмалевок маслом делается тонким ровным слоем разбавленной краски на грунтованную поверхность. Разумно наносить подмалевок, когда есть большой запас времени на просыхание (около недели).

Это важно, потому что не до конца застывшая краска, при нанесении верхнего слоя, со временем начнет трескаться. На пленэре, когда картина пишется быстро, работа выполняется в один слой. Однако во время основного учебного процесса на написание картины дается достаточно времени, чтобы все уровни зафиксировались, и изображение получилось детально проработанным. Масляный подмалевок стоит зафиксировать лаком, чтобы слои краски лучше схватывались между собой и начальный был более гладким.

Легко писать акриловый подмалёвок, потому что он высыхает быстрее масляного. В акрил достаточно добавить немного воды, чтобы нанести тонкую прослойку. Делать акриловый, гуашевый и акварельный подмалёвок можно под масляную живопись, но не наоборот. Чтобы убедиться, какой подмалёвок больше подходит Вашему стилю, беритесь за кисть и пробуйте!

Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

Подмалёвок в живописи

А Вы знаете, что такое подмалёвок, какую роль он играет в создании картины, какими материалами делается? В самом названии “подмалёвок” есть что-то отталкивающее. Как же, если мы взяли кисти в руки, значит пишем, а не малюем, процесс пошёл, и картина вот-вот будет готова. Так обычно и происходит у начинающих художников — картина почти завершена, а ошибки, которые были сделаны по причине отсутствия подмалёвка, исправить уже нельзя.

Какие это могут быть ошибки? Композиционные, колористические и т.д. Подмалёвок в живописи — это не просто рутинная работа, а уже сам процесс творчества, который состоит из ряда задач. Самая важная — раскрыть нашу будущую картину в цвете, определив цветовые и тональные отношения основных пятен. Проделывая эту работу, следует не просто выкрашивать большие плоскости с целью их замазать, а писать уже на стадии подмалёвка.

Именно писать, моделируя форму большой кистью, не отвлекаясь на детали. Работа идёт от общего к частностям, а не наоборот, что можно наблюдать у неопытных художников.

Бывает, начинающий художник панически боится большой кисти и, например, двенадцатый номер плоской щетины вызывает у него дикий ужас. “Как этим можно рисовать?” — восклицает он.

В том-то и дело, что рисовать нельзя, а писать можно. Кистью мы пишем, а не срисовываем, и каждый мазок — это пятно, моделирующие форму предмета. Перестаньте путать карандаш с кистью, не нужно мучить себя, выкрашивая всю поверхность картины маленькой кисточкой только потому, что Вы так привыкли.

Выработайте более эффективные привычки, практикуясь большими кистями, и результат не заставит себя ждать. Уже скоро Вы будете удивляться тому, как раньше кропотливо штриховали третьим номером.

Есть такое понятие “писать широко”, что значит не упираться в деталь, а цельно, большими мазками брать цветовые отношения. Это, кстати, относится и к работе маленькими кистями.

Посмотрите на картины великолепного живописца И. Похитонова, их размер не более двадцати сантиметров по большей стороне, но, что интересно, стиль письма лёгкий, широкий, он словно играет кистью.

Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи

Так как мы сейчас говорим именно о начале работы, о подмалёвке, то “писать широко” наиболее важно. Когда Вы смоделируете большие пятна, правильно возьмете цвет и тон предметов, Вы сможете использовать кисти небольших размеров.

Начинающие художники, не приемлющие широкое письмо, ошибочно думают, что есть какой-то иной способ в работе над картиной и, как правило, изобретают велосипед. В очередной раз разочарую заблуждающихся — никаких других путей, ведущих к грамотно исполненной работе, нет, если Вы не гений.

Классический подход в работе над картиной — это движение от целого к частностям, то есть мы начинаем с подмалёвка и идём далее, уточняя форму до деталей. Даже если Ваша цель — добиться абсолютной идентичности изображаемого с натурой, то и в этом случае начинать писать нужно широко, постепенно приходя к более тонкой моделировке формы.

Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи

Н. Фешин. Танец кукурузы

Думаю, Вы бывали свидетелями или участниками споров, в которых один из оппонентов (возможно, Вы) пренебрежительно высказывался о живописи, исполненной широко, в импрессионистической манере либо ей смежной.

Ваши упрёки звучали примерно так: это мазня, никогда не понимал такой стиль, каля-маля, работа не закончена и т.д.

Вопрос, откуда Вам было понимать, если понимание — это приобретённые знания, Вы же их не приобрели, а понимать хотите!

Собственно, моя статья адресована тем, кто не понимает, и первый этап в работе над картиной — важнейшая часть, после которой она вообще может быть остановлена. Да, работа может быть закончена на стадии подмалевка, как, впрочем, и на любой следующей стадии, если автор выполнил поставленную им задачу.

Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи

И. Репин. Этюд к картине Торжественное заседание Государственного совета

Как Вы уже догадались, задачи бывают разные. Например, самая банальная — добиться иллюзии реальности на картине. Или более сложные — поэтизировать сюжет, создавать образы. Ещё сложней — ломать форму, предлагать новые решения, новые видения и т.д.

Однако прежде чем заглядывать так далеко, начинающему живописцу нужно разобраться с самым первым этапом, не перескакивать через него, не хвататься за детали и мучить их до зеркального блеска. Нужно научиться видеть картину в целом и вести работу в целом.

Уметь видеть — наиважнейший навык в работе живописца. Когда Вы им овладеете, многие непонимания уйдут сами собой, в том числе и споры “мазня — не мазня”, потому что изменятся критерии оценки. Пока Вы на картине видите только мазню, Вы не видите самого главного — взяты ли верно цветовые, тональные отношения, реализованы ли задачи, поставленные автором и т.д.

Вернёмся к подмалёвку. Многие спрашивают, можно ли делать его акриловыми красками, а затем писать масляными. Я бы ответил, что можно всё, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но чтобы их нарушить, как минимум, об их существовании следует знать.

Технология масляной живописи на самом деле очень проста, и не следует её усложнять. Важно понимать принцип — чем меньше мы разводим краску растворителями, тем она долговечней, чем меньше слоёв, тем лучше. В идеале писать “а-ля прима” без растворителей вообще.

Если наш подмалёвок будет выполнен акриловыми красками, в основе которых синтетическое связующее, то подмалёвок будет служить дополнительным акриловым грунтом. Живопись масляными красками по нему возможна, но насколько долговечна, неизвестно.

Акриловые краски быстро сохнут — это плюс, но одновременно и минус. Нельзя долго работать по-сырому, к тому же после высыхания они меняют цвет, и сама палитра получаемых цветов ограничена в отличие от масляных, которые дают широкий диапазон оттенков.

Подмалёвок — это не подготовительная работа, которую можно выполнить абы как, с него в идеале начинается сам процесс живописи, следовательно, результат Вашей работы во многом зависит от него.

Проделайте ряд упражнений, которые помогут Вам понять, как следует начинать работу над картиной. Их суть — научиться раскрывать работу в цвете согласно большим отношениям, а именно, чтобы все плоскости и предметы хорошо читались. Не следует доводить Ваши эскизы до завершения, то есть в них не должно быть никаких деталей. Положительный результат будет заключаться в том, что рассматривая на расстоянии выполненную серию эскизов, Вы в каждой работе будете чётко видеть передний, средний и дальний план, силуэты предметов и цветовую гамму согласно натуре.

Грамотный подмалёвок — ключ к успеху. Не игнорируйте эту часть работы, лучше совершить все страшные ошибки в самом начале, нежели бесконечно переписывать почти законченную работу в поисках более удачного решения.

В одной статье невозможно раскрыть данную тему полностью, конечно же, следует выполнять упражнения под руководством опытного наставника, но сам факт, что я обратил внимание на подмалёвок и его важность, поможет Вам сосредоточиться на правильной последовательности в работе над картиной.

Желаю вам творческих успехов!

Что такое подмалевок в живописи. Смотреть фото Что такое подмалевок в живописи. Смотреть картинку Что такое подмалевок в живописи. Картинка про Что такое подмалевок в живописи. Фото Что такое подмалевок в живописи

Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.

Источник

Что такое подмалевок

Подмалевок в масляной живописи: зачем нужен и как правильно сделать подмалевок для картины. Всё, что нужно знать про подмалевок начинающему художнику в блоге NY school.

Смешное слово – подмалевок. Зачем он нужен?

Наверное, нет человека, который бы не улыбнулся при произношении этого забавного слова. Вообще, подмалевок картины, это, конечно же, ни что иное, как подготовка, самый первый этап работы над произведением.

Зачем же вообще нужна подготовка? Разве нельзя просто перенести рисунок на холст и сразу залить всю картину краской, а потом прорисовывать детали? Конечно можно! Никто не запретит вам писать сразу краской, минуя подготовительный этап. Можете даже смело выдавливать краску прямо из тюбика и писать картину так.

Но если вы пишите картину, где присутствует много деталей, то вам же будет проще наметить для себя основные этапы работы. Так сказать, структурировать картину.

Так зачем же нужен подмалевок в масляной живописи? Чтобы ваша картина выглядела целостной и законченной, вам нужно наметить композицию и создать объем, сделать несколько акцентов с помощью контрастной краски, а также перекрыть яркий белый цвет холста.

Кстати, перекрывать белый холст нужно для того, чтобы сравнивать тон и цвет краски, которую вы будете наносить в дальнейшем на холст. А еще это сократит время написания картины.

Все это и будет подмалевком в живописи. Это как бы эскиз, но только уже красками, с яркими цветовыми акцентами, по которым вы сможете написать всю работу.

А еще подмалевок помогает художнику со сложными формами. Правильный подмалевок будет гармонировать со всеми красками и лессировками, а верхние слои и готовые слои не должны быть похожи на слой подмалевка.

Какой краской делать подмалевок

Подмалевок можно делать любой краской, все зависит от того, какую вы выберете. Если вы делаете акварельные пейзажи, то краску лучше брать светлее на несколько тонов. Так как акварель сама по себе краска прозрачная, то более темный цвет подмалевка, перебьет по цвету следующие слои.

Гуашевый, также, как и акриловый подмалевок, делать очень просто – вам нужно немного разбавить краску водой, ведь акрил — это краска на водной основе, и она хорошо ей разводится. А затем, нанести краску тонким слоем на холст.

А вот особенности подмалевка для масляных красок:

Как правильно сделать подмалевок

Как делать подмалевок правильно?

А вы умеете делать подмалевок? Расскажите, как вы сначала учились его делать.

Источник

Что такое подмалевок в живописи

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Подмалевок: нижняя одежда живописи

Главное преимущество техники старых мастеров, это то что она значительно упрощает и ускоряет работу над картиной.

Следуя методолигии ведения работы можно быстро добиться
внушительного результата. Минимум красок, максимум выразительности.
Правда надо немного уметь рисовать, остальное само получиться.

Многослойная техника живописи маслом состоит как минимум из двух
слоев масляных красок- подмалевка и прописки.Подмалевок- это первый
живописный слой, сделанный по рисунку или напрямую сразу по грунту.
Подмалевок пишется жидко разведенными масляными красками с целью найти
основные цветовые и тональные отношения, без деталей, с расчетом на
будущую подробную прописку. Иногда подмалевок делают водорастворимими
красками, такими как акварель или темпера по клеевым или эмульсионным
грунтам и затем покрывают дополнительно слоем клея или разведенным
скипидаром даммарным или мастичным лаком. На наш взгляд это не
оправданно и целесообразнее все-таки делать подмалевок масляными
красками.

Легко можно выделить два метода. Фламандский и итальянский методы письма масляными красками.

Фламандский метод

письма масляными красками в основном сводился к следующему:
на
белый, гладко отшлифованный грунт переводился рисунок с так называемого
картона (отдельно выполненного рисунка на бумаге). Затем рисунок
обводился и оттушевывался прозрачной коричневой краской (темперой или
масляной).
По свидетельству Ченнино Ченнини, уже в таком виде
картины выглядели совершенными произведениями. Эта техника в своем
дальнейшем развитии изменялась.

Подготовленная под живопись поверхность покрывалась слоем масляного
лака с примесью коричневой краски, через который просвечивал
оттушеванный рисунок.
Живописная работа заканчивалась прозрачными
или полупрозрачными лессировками или же полукорпусным (полукроющим), за
один прием, письмом.
В тенях оставляли просвечивать коричневую
подготовку. Иногда по коричневой подготовке писали так называемыми
мертвыми красками (серо-голубыми, серо-зеленоватыми), заканчивая работу
лессировками.
Фламандский метод живописи легко проследить по многим работам Рубенса.

Чтобы сохранить красоту цвета синих красок в масляной живописи
(синие пигменты, затертые на масле, изменяют свой тон), записанные
синими красками места присыпали (по не вполне высохшему слою) порошком
ультрамарина или смальты, а затем эти места покрывали слоем клея и
лака.
! Масляные картины иногда лессировали акварелью; для этого их поверхность предварительно протирали чесночным соком.

Итальянский метод

Итальянцы изменили фламандский метод, создав своеобразный
итальянский способ письма. Вместо белого грунта итальянцы делали
цветной; либо белый грунт сплошь покрывали какой-либо прозрачной
краской.

По серому грунту рисовали мелом или углем (не прибегая к картону).
Рисунок обводили коричневой клеевой краской, ею же прокладывали тени и
прописывали темные драпировки.

Затем покрывали всю поверхность слоями клея и лака, после чего писали
масляными красками, начиная с прокладки светов белилами. После этого
по просохшей белильной подготовке писали корпусно в локальных цветах; в
полутенях оставляли серый грунт. Заканчивали живопись лессировками.
Позже
начали пользоваться темно-серыми грунтами, выполняя подмалевок двумя
красками — белой и черной. Еще позже применяли коричневые,
красно-коричневые и даже красные грунты.
Итальянский способ живописи затем был усвоен некоторыми фламандскими и голландскими мастерами.

Сильные света на темном грунте получаются лишь при устранении
действия темного грунта на краски нанесением в светах достаточного слоя
белил.

“Интенсивные холодные тона на интенсивном красном грунте (например,
синий) получаются лишь в том случае, если действие красного грунта
парализуется подготовкой в холодном тоне или краска холодного цвета
наносится в толстом слое”.

Чтобы вызвать на светлом грунте глубину теней, действие белого грунта
на краски уничтожают прокладкой теней темно-коричневой краской.

Прописку желательно закончить также как и однослойную живопись,
тогда картина выглядит целостно и свежо. Если это не получается ввиду
большого размера картины и следовательно нехватки времени на ее
завершение за один сеанс, то допустимо нанесение нескольких красочных
слоев после полной просушки каждого низлежашего слоя.

Однако в этом случае следует помнить, что сцепление красочных слоев
между собой гораздо слабее, чем с подмалевком и возникает вероятность
осыпания красочного слоя, особенно при неправильном режиме хранения
картин.

Главное преимущество техники старых мастеров, это то что она
значительно упрощает и ускоряет работу над картиной. Следуя методолигии
ведения работы можно быстро добиться внушительного результата.
Минимум красок, максимум выразительности. Правда надо немного уметь рисовать, остальное само получиться.

Согласитесь сами, что необходимую черновую работу лучше делать в
начале, а не в конце работы. В самом деле, когда в подмалевке удается
добиться тона, близкого к тону будущей краски, то в процессе письма не
нужно будет заполнять все мелкие промежутки между штрихами; при гладком
слое подмалевка не нужно заполнять краской впадины и соскабливать
бугорки.

Если подмалевок сделан методично, без излишнего жара и увлечения, без
оставленных пустых промежутков и без грубых шероховатостей, то при
последующей работе вдохновение (вот оно, наконец!) может позволить вам в
процессе письма ограничиться затиркой только некоторых мест и не
копаться в мелочах.

Имея подмалевок яркий, даже немного резкий по цвету, можно, если
этого хочется, получать мягкие или приглушенные тона красок, в то время
как поверх тусклой прописки никогда нельзя достигнуть яркости красок;
яркая краска, положенная поверх такой же яркой, значительно выигрывает в
интенсивности.

Оконченному подмалевку, конечно, нужно дать возможность хорошо
высохнуть, прежде чем вторично производить прописки. Поскольку краски
кладутся тонким слоем и масло частично впитывается в дерево или в грунт,
для этого совершенно достаточно одного месяца в сухом помещении или
дней 15-ть на летнем солнце.

Совершенно высохший подмалевок покрывается лаком ретуше, который
высыхает, как уже указывалось, за несколько минут; проникая в
подмалевок, лак заполняет все пустоты, образовавшиеся от того, что
масло отчасти впиталось в основу.
Кроме того, после высыхания лака
на поверхности образуется тонкий слой смолы, который служит связью
между подмалевком и последующим слоем красок. Этот слой устраняет
жухлость и повышает этим яркость и прозрачность живописи.

В общем, мы рекомендуем художнику такой подмалевок, который не
причинял бы ему затруднений в дальнейшем и позволял бы ему работать
так, как ему нравится, прибегая к корпусному и полукорпусному письму, а
также пользоваться затирками и лессировками.

Такой методично выполненный подмалевок обеспечивает здоровье
живописи, это ее нижняя одежда. Нет надобности, имея яркий и сильный
подмалевок, усиливать интенсивность непомерной толщиной краски. Это
ухудшает прочность картины.
Нужно ли упоминать о том, что,
неправильно и изменчиво освещаясь благодаря такой поверхности, картина
будет производить ослабленное впечатление.
Здесь невольно может
возникнуть вопрос, а что если, несмотря на всю методичность выполнения
подмалевка, мы ошиблись в его выборе или захотелось изменить в нем
какое-либо место, например, вместо подмалевка для фигуры, одетой в
синее, нужно написать подмалевок для красной фигуры и т. п.? Ответим,
что тут не должно быть раздумья. Необходимо очистить такое место с
помощью бензина до грунта и подмалевать снова.
Конечно, написать
сразу, безусловно, лучше, но очевидно, что это не всегда возможно.
Иногда бывают нужны лессировки или оказываются испорченные места.
Возвращаясь
по нескольку раз к одному и тому же месту на картине, следует не
забывать покрывать его каждый раз лаком ретуше и никогда не писать
дважды подряд то же место густым письмом, — иначе говоря, избегать
поправок.

Несущественные местные поправки могут быть выполнены при помощи
полукорпусного письма или лессировок, но если понадобятся капитальные
переделки с изменением рисунка, где не обойтись без поправок, т. е. без
переписывания корпусно светлым по темному и темным по светлому, то надо
примириться с мыслью, что рано или поздно перекрытые места будут
видимы и. заставят пожалеть о сделанном.

Лессировки обыкновенно делаются разжиженной краской, что
обусловливает равномерность покрытия. Если место, которое хотят
лессировать, уже покрыто лаком-ретуше, то последний нужно удалить,
смазав маслом, полученным при перегонке нефти (l’huile de petrole).
Через несколько минут лак размоется, и тогда можно лессировать краской,
смешанной с небольшим количеством лака для живописи; если краски
содержат в качестве пигментов красочные лаки, добавляют еще небольшое
количество сиккатива.
Предназначенные для лессировки места, где не было лака-ретуше, предварительно протираются лаком для живописи.

Разжижение красок для использования их в лессировках производят
эфирными маслами или нефтяными растворителями различной степени
летучести. Чем сильнее разжижают краску нефтяным растворителем, тем
лучше надо высушить предыдущий слой.

Пользуясь нефтяными растворителями, лаками ретуше и лаком для
живописи, можно достигнуть желаемой прозрачности лессировок, не
опасаясь вредных последствий. Сиккатив же, напротив, надо брать
возможно в меньших дозах, особенно в светлых тонах, совершенно не
добавлять его к свинцовым белилам и хорошо размешивать мастихином с
красками на палитре.

Если акварельный подмалевок сделан по бумаге для акварели, то его
следует покрыть слоем акварельного фиксатива. Этот фиксатив впитывается в
бумагу и высыхает за несколько минут. Если бумага очень пориста, можно
повторить фиксирование; для проверки на край фиксированной бумаги
капают масло, и, если оно не проникает в бумагу, вторичное фиксирование
не нужно.

Все эти операции возьмут немного времени, каких-нибудь четверть часа,
— после чего можно взяться за масляные краски. Преимущество этого
приема заключается в том, что он позволяет оставить в акварели небо,
воду, в общем все, требующее прозрачности, особенно доступной этим
краскам, и писать остальное масляными красками. Когда же все будет
покрыто лаком, то будут достигнуты абсолютная прочность и очень приятный
вид. При работе этим способом нужно выбирать тонкую бумагу, так как
плотная бумага после покрытия лаком приобретает грубый вид.

Подмалевок на деревянной нагрунтованной доске также нужно покрыть
акварельным фиксативом, а затем, как только он высохнет, т. е. через
несколько минут, можно писать маслом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *