Что такое плиссировка ткани
Как делается плиссировка ткани в домашних условиях?
Платья и юбки плиссе нравятся многим женщинам, потому что придают их образам нежность и романтизм. Плиссировка ткани в домашних условиях — процесс несложный, хоть и требует аккуратности. Из получившегося материала в дальнейшем можно будет пошить изделия, не отличающиеся от производственных.
Что это такое?
Перед самостоятельным изготовлением плиссировки надо выбрать ткань и подготовить материалы для шаблона разметки.
На натуральных и смесовых тканях складки долго не держаться, поэтому надо выбрать материал, в составе которого более 50% синтетики. Предварительно надо убедиться в том, что материя хорошо мнется. Для этого следует сжать ее в руке и посмотреть, остались ли после этого на полотне заломы. Если складки есть, то ткань легко будет плиссировать, если нет, оставить складки будет сложнее.
Чтобы рассчитать расход, надо измерить свой объем бедер, умножить полученное число на 3 и добавить несколько см на швы. Полученные цифры — ширина будущего изделия.
Для того чтобы сделать шаблон, понадобятся следующие материалы:
Как делают?
Чтобы сделать шаблон, надо выполнить следующие действия:
Затем следует разложить 1 ватман на гладильной доске и уложить на него ткань, которую следует прикрыть листом. Натуральные ткани лучше предварительно смочить раствором: 20 г мыльной стружки и 2 ст. л. уксуса в 3 л воды. Полученную конструкцию надо сложить по складкам шаблона. Важно следить за тем, чтобы материя не сдвинулась, иначе плиссе получится неровным. По мере формирования складок их надо закреплять зажимами или прошивать.
После того как вся ткань будет сложена, заготовку следует пропарить, а затем прогладить. На каждом этапе лучше проверять, не сместились ли складки.
В сложенном виде под прессом (любой тяжелой вещью) шаблон оставляется на 8-10 часов. По истечении этого времени зажимы снимаются, а ткань извлекается из-под ватмана. Если все этапы плиссировки были сделаны правильно, на полотне должны остаться красивые ровные складки.
Из получившейся материи можно сшить любое изделие, но обращаться с ним следует бережно. Неосторожная стирка и глажка может повредить плиссе. Перед стиркой рекомендуется прометать складки вдоль и посередине, чтобы они не исчезли после процедуры.
Технология плиссировки поможет рукодельницам изготовить нарядную одежду для детей и взрослых, которая при должном уходе будет радовать владельцев долгое время.
Изготовление прямого плиссе в домашних условиях
Подробнее расскажу об инструментах. Ватман может быть в листах разного формата А1, А0 и рулонный ватман 1,20мx10м, я использую именно такой для своих форм, т.к. мне он больше подходит, с ним можно сделать формы для любой длины юбок.
Металлический строительный метр нужен для точной разметки складок, т.к. отклонения не допустимы, иначе форма не сложиться и пойдет на выброс, деревянные, пластиковые линейки не подойдут.
Клей потребуется для склеивания листов ватмана.
Нож должен быть либо старенький тупой, либо пользоваться другой его стороной.
Парогенератором пропаривать плиссе получится гораздо быстрее, чем обычным утюгом, т.к. там пар выходит под очень большим давлением. Бытовым утюгом будет подольше и желательно его чем-нибудь утяжелить, либо придется сильно давить на него.
Ткань лучше брать с синтетикой в составе минимум 50%, если задумали сделать плиссе из натуральных тканей, то для них только химчистка. Никаких специальных составов для пропитки я не использую в этом способе изготовления. Ткани по фактуре могут быть различными, далее по плотноти: шифон, фатин, синтетический шелк, атлас-стрейч, тонкий трикотаж, тонкие костюмно-плательные ткани с хорошей драпируемостью, габардин, эко-кожа. Я буду использовать в МК шифон.
Для начала раскроим ватман, для формы нужно будет сделать 2 одинаковых листа, короткая сторона-это длина вашей юбки или отделочной детали+3 см про запас, можно больше, длинная=(обхвату бедер+5 см) x3 для юбок, для отделки- длина среза (например линия кокетки) x3.
На одном из листов по двум длинным сторонам проводим линии на 1,5 см от краев.
Размечаем будущие складки, от края отмечаем точками на линии с краю 1 и 2 см, далее через каждые 2 см делаем засечки, как на фото. Размечаем острым простым карандашом максимально точно.
Совмещаем два листа вместе и придавливаем грузиками, чтобы они ни в коем случае не смещались. Пробиваем иглой все точки с двух сторон формы.
Продавливаем тупым концом ножа линии складок по пробитым точкам на обоих листах формы.
Загибаем форму по продавленным линиям. Склеиваем листы клеем, склеенный шов верхней и нижней частей формы должны совпадать.
Вкладываем верхнюю часть формы в нижнюю, все складочки должны сойтись, а форма сложиться. Специально немного двинула верхнюю часть, чтобы было видно.
Далее начинаем пропаривать форму с заложенными складками, чтобы она стала эластичной и не рвалась впоследствии. Я это делаю парогенератором, если у вас утюг, то сначала смачиваете хлопковый проутюжильник в воде, отжимаете, накладываете на форму в 3−4 слоя и застаиваете складки утюгом на максимальной температуре без пара.
Даем форме высохнуть, можно положить на батарею или рядом чтобы быстрее подсохла. Затем все складки распрямляем утюгом или парогенератором на обоих частях формы, чтобы ткань потом легла ровно.
Теперь нужно подготовить ткань. Если в составе есть хлопок, вискоза, шерсть, шелк, то предварительно ее прополоскать и высушить, чтобы впоследствии ткань не дала усадку, поутюжить, выкроить полотнища по своим размерам- общая ширина полотна=(Об+5см)x3, длина=Дю+подгиб+1см на шов. Примерный расход ткани на юбку при Об=94 см и Дю=65 см, при ширине ткани 1,5−1,4 м потребуется 1,5 м.
У ткани срезаю обязательно кромки, шифон крою по выдернутой нитке, чтобы не было перекосов.
Обрабатываем низ юбки, я это сделаю ролевым швом на оверлоке, на других тканях также можно обметать и подшить вручную, либо на машине, а также «московским швом».
Далее закладываем ткань в форму, на нижнюю часть расстилаем ткань, накрываем верхней частью формы и начинаем закладывать складки, аккуратно, чтобы не перекосить ткань.
Я закладываю сначала 6 штук и с обеих сторон закрепляю зажимами для бумаг, посередине формы кладу груз, чтобы складки не «уехали», пропариваю тщательно (если используете утюг, то через 3−4 слоя смоченного проутюжильника на максимуме хорошо застаивая складки утюгом), тут же кладу на складки пресс, у меня длинная доска, на нее ставлю что-нибудь тяжелое, жду минут 10, когда остынет, потом модно закладывать сразу таким образом уже большее количество складок, у меня получается по 12 и так, пока не кончится ткань.
Затем снова прохожусь по уже собранной форме без пара и ставлю ее под пресс, также доски, а на них тяжести. Сохнет все это часов 8, если использовался утюг, 4−5 после парогенератора, потом можно доставать и плиссе готово.
Стирать такую ткань при 30° вручную, не выкручивать, сушить в подвешенном состоянии, утюжить очень осторожно сухим утюгом без пара, аккуратно собирая складки. Объясню, почему не пользуюсь всякими составами и пропитками, якобы предназначенными для закрепления складок. Любой состав при стирке смоется, и складка держится вовсе не засчет него, а от того, что в процессе запаривания синтетическое волокно спекается при высокой температуре в месте сгиба.
История плиссировки
Плиссировку из сезона в сезон интерпретируют ведущие дизайнеры. Романтичные юбки и платья если и покидают список главных трендов, то ненадолго. Этой весной плиссе снова правит модный бал. По этому случаю вспоминаем, когда зародился такой способ обработки ткани и как вещи в складку стали символом женственности.
Первые изобретения
Техника плиссировки известна со времен древних цивилизаций. Первыми собирать ткань в складки стали египтяне, позже к ним присоединились греки. Об этом свидетельствуют античные барельефы, древнеегипетские фрески и другие исторические артефакты. Азиатские ремесленники, стараясь повторить фигурки оригами и складки вееров, тоже подвергали шелк специальной обработке. О том, как именно это делали в разных регионах, ученые ведут споры. Принято считать, что египетская плиссировка получалась после того, как ткань обрабатывалась желатином из рыбных хрящей, а затем высушивалась на специальной доске с желобами. К такому мнению пришли археологи, исследовавшие старейшее платье, сшитое более пяти тысяч лет назад. Также существует гипотеза, что в Древней Греции примерно в IV веке до н. э. ткани плиссировались с помощью горячего металлического прута.
В городе Бирка, крупнейшем торгово-ремесленном центре шведских викингов, был обнаружен один из наиболее информативных источников для изучения скандинавской одежды IX–X веков — могильник. Найденные в нем артефакты говорят о том, что викинги тоже носили похожие юбки и платья. Историки предполагают, что они помещали между двух глиняных досок уложенную складками мокрую ткань и отправляли ее на некоторое время в печь. Затем доски разбивались, а полотно становилось плиссированным.
Долгое время большинство видов мелких складок делалось совершенно непохожими друг на друга методами от прошивки и присборивания ткани до обработки ее крахмальными составами. Но к середине XIX века появились первые утюги и прессы для бытового использования. В конце столетия изобретатели стали предлагать все новые и новые модели плиссировочных станков. Благодаря этому производителей одежды в складку стало в разы больше. Увеличились и объемы вещей плиссе, поступающих в продажу.
Новая эра
Одним из таких изобретателей был испанский модельер Мариано Фортуни-и-Мадрасо. Он прославился тем, что в 1907 году создал легендарное платье в греческом стиле «дельфос», которое совершило революцию в женской моде. Но на самом деле его вклад в историю плиссировки был куда более ценным. Для того чтобы сотворить этот шедевр, ему пришлось придумать и запатентовать механическую машину с системой шкивов и роликов, способную создавать очень мелкую складку с эффектом волнистости. Платье было создано из отреза плиссированного шелка и садилось строго по фигуре, подчеркивая всю ее суть. Поначалу в таком наряде считалось неприличным появляться в обществе. Но с легкой руки танцовщицы Айседоры Дункан и художника по костюмам Наташи Рамбовой модель «дельфос» в 20-е годы раз и навсегда вышла за пределы будуара.
Появлению плиссе в современной моде поспособствовал и французский кутюрье Жан Пат. Именно он разработал юбку в складку для теннисистки Сюзанны Ленглен, которую девушка надела для выступления на Уимблдоне в 1921 году. Короткая плиссировка произвела фурор.
Плиссе от-кутюр
Вскоре волна популярности плиссе утихла. В сороковые годы единственными, кто носил юбки в складку, были ученицы закрытых школ Западной Европы. С тех пор такие модели еще долго будут ассоциироваться с формой и академическим стилем. Кристиан Диор изменил ситуацию и вернул плиссировке статус вечерней одежды, когда в 1947 дебютировал с показом New look. Коллекция, вдохновленная изяществом цветов, включала в себя утонченные и романтичные платья в складку. Вскоре к маэстро присоединились и другие дизайнеры. Ирландка Сибил Коннолли выпустила линию одежды с горизонтальной плиссировкой, а француженка мадам Гре — кутюрные наряды с вертикальной. Мало кто мог себе позволить такой туалет, ведь на создание одного лоскутка длиной в семь сантиметров у портных уходило по три метра ткани. В 1955 году на экраны выходит «Зуд седьмого года» с Мэрилин Монро в главной роли, культовую сцену из которого знает каждый: белое плиссированное платье раздувает ветер. С тех пор этот образ прочно остается в сознании миллионов, а одежда в складку приобретает еще большую популярность.
Японские технологии
После некоторого затишья очередной всплеск внимания к плиссе случился в восьмидесятые. Причиной тому стал резко возросший интерес модной индустрии к стилю ретро. Первым, кто решил переосмыслить старомодную плиссировку, стал японский дизайнер Иссэй Миякэ. На протяжении нескольких лет он проводил эксперименты с тканью и способами ее обработки. В итоге в 1993 году кутюрье выпустил коллекцию Pleats Please, в которой он представил плиссированную авторским методом одежду. Согласно его технологии, модели сперва раскраивали, а затем плиссировали, а не наоборот, как это делали ранее. Так, вещи, сшитые на два размера больше, он укладывал между листами бумаги и пропускал через горячий пресс. Оказало влияние на модную индустрию и то, что Миякэ стал использовать при этом синтетические ткани. К 1997 году было продано около 700 тысяч вещей из серии Pleats Please.
Плиссе сегодня
Возвращение плиссировки на подиум и в жизнь в целом ознаменовал Алессандро Микеле. В его дебютной коллекции 2016 года для дома Gucci плиссировка появилась вновь и с тех пор не покидает список главных трендов. Этой весной дизайнеры все как один признаются в любви романтичным складкам. Поклонницы летящих тканей и нежных женственных силуэтов смогут найти плиссе себе по душе в коллекциях Valentino и Dior. Разлетающиеся мини, как у школьниц, представили дома Jil Sander и Acne Studios, а архитектурные детали — Givenchy. Строгих правил, какую модель юбки или платья стоит носить в этом сезоне и с чем сочетать, нет. Дизайнеры предлагают довериться интуиции и поэкспериментировать.
Фото: Zara, Stradivarius, Bershka, Zarina, Reserved, Mango, H&M
Кто придумал плиссировку? Из истории модных складочек
В наши дни, пожалуй, никто достоверно не скажет, кто первым придумал складывать ткань в гармошку, чтобы получить интересную игру света и тени.
Может быть, это были древние египтяне, которые с помощью мелких складок подчеркивали изгибы человеческой фигуры.
Нельзя забывать древних греков, в мраморе изваявших красоту человеческого тела.
Кому-то понравится история о том, что складывать ткань мелкими складками придумал сам Александр Македонский.
Сложенная таким образом ткань обеспечивала простор движениям воина.
Складки периодически появлялись в одежде, из женской моды плиссе кочевало в мужскую, а потом возвращалось обратно. В разное время юбки и накидки «в складку» украшали представителей знати и клира. Знаменитый воротник «мельничный жернов» тоже имеет в основе складки.
Складки присутствуют и в народном костюме. Шотландские килты декорировались заутюженными складками.
Обязательную отделку в виде плиссе имеет азербайджанская верхняя одежда архалыг.
Классические торжественные китайские юбки-плахта вплоть до 20 века также декорировались с помощью плиссированных складок на боковых поверхностях, обрамляющих гладкие части полотнищ с вышивкой.
Особую популярность складки получили в японской униформе — сэйфуку.
Несмотря на то, что как отдельный вид обработки ткани, плиссировка появилась задолго до начала нашей эры, название мелким параллельным складкам на ткани было придумано лишь в 17 веке во Франции (от pli — складка).
Но по-настоящему победное шествие плиссировки началось после того, как Мариано Фортуни-и-Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo), выдающийся изобретатель и декоратор, великолепный художник и фотограф выяснил, что свет может изменять оттенок, отражаясь от разных поверхностей, а также интенсивность и некоторые другие свои свойства, и придумал способ производства плиссированного шелка.
Кстати, когда в конце XX века попробовали по технологии Фортуни сделать мелкие складки, ничего не вышло.
В 1907 году дизайнер создаёт платье Delphos — «Дельфос», платье-тунику из плиссированного шёлка, ставшее бессмертным.
Оно было признано произведением искусства и стало настоящим событием для затянутых в корсет женщин. Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками ложится на пол, создавая колоннообразный силуэт. Платье простого покроя, которое «…ничего не показывает, и ничего не скрывает…», свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчеркивает естественные линии женского тела.
Долгое время это платье женщины не могли отважиться надеть в качестве повседневного наряда. Это платье считалось «чайным» платьем, или домашним, в котором принимали гостей, причём в узком кругу. И только в 1920-е годы, когда наряды обнажили женское тело «донельзя», дамы осмелились носить его вне дома.
Платье приобрело статус вечернего наряда. Это был наряд необыкновенной красоты — плиссированный шёлк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял свой оттенок в зависимости от освещения. Ведь никому другому так не было достаточно известно о свойствах освещения, как это было известно Мариано Фортуни. Между прочим, одним из источников вдохновения знаменитого дизайнера был венецианский художник Карпаччо.
Платье соответствовало духу эпохи модерн, на него ориентировались многие дизайнеры.
Это и знаменитая Коко Шанель.
И не менее известный скульптор и кутюрье Аликс Гре.
Созданные ею платья с греческими складками превращали каждую женщину в богиню.
Японский дизайнер Иссей Мияке не только не оставил без внимания плиссировку, но и придумал новый способ фиксировать складки.
В 1993 году Мияке запустил бренд под названием Pleats Please, который принес ему невероятный успех. Технология, по которой делалась коллекция, была не изведана ранее — сначала кроилось платье, а потом уже делалась плиссировка.
Традиционный метод создания плиссе исполняется с точностью наоборот, то есть: сначала плиссировка, а потом платье.
Сегодня плиссированные детали используются в самых разных видах одежды, от деловой до вечерней.
Есть варианты использования мелких складок в трикотаже.
Думается, что каждая женщина хотя бы раз в жизни носит плиссированную юбку.