Что такое планировка откосов
Планировка откосов
Рис. 5.16. Планировка откосов автогрейдером, оборудованным откосником
Способы планировки откосов земляного полотна назначают в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок. Если рабочие отметки земляного полотна не превышают 3,5 м, то планировку наиболее рационально делать бульдозером или автогрейдером оборудованными откосниками. Перед началом работы по откосу выставляют, через каждые 20 м разбивочные колья, по которым ориентируется машинист во время планировки. Планировку начинают с верхней части откоса. Машина, двигаясь по основной площадке насыпи или по выровненной берме выемки, планирует часть откоса на высоту (глубину) до 0,8 м (рис. 5.16, а). Затем откосник переставляют в верхнее положение и планируют нижнюю часть откоса. Автогрейдер или бульдозер при этом перемещается по основной площадке выемки или по выровненной берме насыпи, а ориентиром служит уже спланированная верхняя часть откоса (рис. 5.16, б).
Откос планируют за несколько проходов машины и качество работы проверяют шаблоном-откосником. Грунт с откосов насыпей укладывают на бермах, а из выемок убирают скреперами или бульдозерами. Производительность планировки составляет около 4 тыс. м 2 откоса в смену.
Откосы земляного, полотна с рабочими отметками более 3,5 м планируют универсальными экскаваторами-планировщиками и драглайнами, предварительно установив через 20 м по линии бровки колья и укрепив на них откосники.
На верхней стоянке экскаватор устанавливают на расстоянии 1 м от бровки и параллельно ей, располагая стрелу перпендикулярно или под острым углом к линии бровки (рис. 5.17).
Рис. 5.17. Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с верхней стоянки
Рис. 5.18. Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с нижней стоянки
Находясь на нижней стоянке, экскаватор планирует откос за два приема. Вначале, перемещаясь по линии подошвы откоса, он планирует его верхнюю часть (I зону) движением ковша сверху вниз, а затем таким же приемом, но передвигаясь в 3…4 м от подошвы откоса (рис. 5.18), заканчивает планировку оставшейся части откоса (II зону).
При планировке можно использовать удлиненную стрелу, что увеличивает технологические возможности экскаватора: Технологическую схему планировки выбирают с учетом параметров экскаваторов-планировщиков, приведенных в приложении 1.
Производительность экскаваторов-планировщиков при планировке откосов составляет 1100 м 2 /смену в грунтах I—II групп и 800 м 2 /смену в грунтах III группы.
Откосы земляного полотна с рабочими отметками до 14 м можно планировать драглайном типа Э-652, оборудованным двухотвальным планировщиком (рис. 5.19).
Рис. 5.19. Планировка откоса двухотвальным скребком с нижней стоянки экскаватора
Разбивочные работы при использовании двухотвального планировщика те же, что и при универсальных экскаваторах-планировщиках. Планировать откосы можно как с верхней, так и с нижней стоянки экскаватора, который устанавливают на расстоянии 2,5…2,8 м от бровки в первом или от подошвы откоса во втором случае; стрелу располагают перпендикулярно к оси земляного полотна. В процессе планировки с верхней стоянки скребок забрасывают к подошве откоса, протягивают вверх к бровке земляного полотна, а затем опускают вниз к подошве откоса и сдвигают излишки грунта. После планировки откоса на участке стоянки экскаватора его перемещают по фронту на 1,5…2 м с расчетом перекрытия спланированной полосы на 1/3 ширины и процесс повторяют.
Планировку откоса с нижней стоянки выполняют, опустив стрелу экскаватора до положения, параллельного откосу. Скребок опускают к подошве откоса и протягивают вверх к бровке, а затем вниз.
Производительность планировки двухотвальным планировщиком в грунтах I-II групп составляет 1250 м 2 /смену.
Планировку откосов можно выполнять драглайном, оборудованным обычным ковшом. При этом работа возможна только с верхней стоянки и производительность будет меньше, чем при планировке экскаватором-планировщиком, примерно в 2,5 раза.
В насыпях и выемках, рабочие отметки которых не позволяют спланировать откосы указанными средствами, устраивают полки шириной не менее 5 м, чтобы разместить на них экскаватор с учетом зоны безопасного приближения к бровке полки (не менее 1 м). Для обеспечения стока воды поверхности полок придается уклон 0,02…0,04 в сторону откоса.
Откосы скальных выемок планируют экскаватором в процессе их разработки на каждом уступе. При этом в случае необходимости крупные камни, которые экскаватор убрать не может, предварительно дробят взрывами накладных зарядов.
Для планировки откосов выемок в мягких скальных грунтах можно использовать драглайны, оборудованные обычными ковшами или двухотвальным планировщиком.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
5.6. Планировка и крепление откосов
Планировка откосов и земляного полотна (гребня плотины или дамбы) необходима для приведения профиля сооружения в соответствие с проектом, обеспечивает водоотвод и повышает устойчивость грунта в насыпи.
Технология планировки откосов и применяемые машины определяются типом крепления откосов, их длиной. При жестком креплении в процессе планировки необходимо удалить с откоса неуплотненный грунт (бахрому), который появляется из-за того, что каток при уплотнении запрещается приближать к бровке ближе чем на 0,5 м. При заложении откоса плотин не менее 2,5 для этой цели используют бульдозеры. При этом неуплотненный грунт срезается движением вверх по откосу и укладывается в тело насыпи. При более крутых откосах применяют прицепные грейдеры-бульдозеры с откосниками. В связи с относительной малой длиной бокового отвала работы выполняются параллельно с отсыпкой тела насыпи на высоту 1,0–1,5 м. Возможно использование одноковшовых экскаваторов с рабочим оборудование драглайн с планировочным ковшом или телескопическим рабочим оборудованием также по мере отсыпки на высоту 3–5 м.
При креплении откосов посевом трав, отсыпкой гравия или другим нежестким способом срезка неуплотненного грунта не производится.
Движение машин при планировке откосов и гребня организуется следующим образом.
При заложении откосов с коэффициентом заложения не менее 3 и использовании автогрейдера последний может двигаться непосредственно по откосу вдоль оси сооружения. При более крутых откосах планировка может осуществляться боковым дополнительным отвалом, как и при срезке бахромы.
Планировка гребня выполняется, как правило, грейдерами с движением по круговой схеме с рабочими ходами в обоих направлениях последовательными проходами от бровки насыпи к ее примыканиям к существующим дорогам или проектным съездам.
Плиты на откос укладываются краном, движущимся по гребню насыпи, вверх по откосу, начиная от подошвы. Если вылета крюка крана недостаточно для укладки плит в нижней части откоса, то кран размещается у основания насыпи, а при большой длине откоса – и на промежуточной берме.
Растительный грунт на откосе распределяется бульдозером движением сверху вниз (при заложении откоса не менее 2,5) или одноковшовым экскаватором с оборудованием драглайн или телескопическим. Таким же образом при необходимости откосы покрываются гравием или щебнем. Для нанесения растительного грунта на откосы небольших дамб, дорожных насыпей можно применять буртоукрыватель на тракторе МТЗ-82. Грунт берется с основания у подошвы насыпи.
Низовой откос плотин, откосы дамб и дорожных насыпей обычно крепят посевом трав с использованием чаще всего гидросеялок.
Планировка откосов земляного полотна
Насыпи земляного полотна уширяют или досыпают с запасом грунта на откосах, равным 5. 10 см. Откосы выемок не добирают на 10. 15 см, чтобы при планировке ограничиться только срезкой грунта. В случае укладки на откосах растительного грунта запаса на планировку не предусматривают.
Откосы выемок глубиной до 2 м и насыпей высотой до 2 м планируют автофейдером при крутизне откосов (1:3). (1:4). При высоте насыпей и глубине выемок до 4 м откосы планируют навесными специальными откосопланировщиками на гусеничных тракторах или бульдозерах. При большой высоте насыпей и глубине выемок используют экскаватор-драглайн или универсальный экскаватор-планировщик (рис. 10.1).
До начала работ по окончательной планировке грунтового основания должны быть выполнены все предшествующие работы. Земляные работы в выемках осуществляют с недобором грунта на 5. 8 см, а в насыпях — с пересыпкой на 5. 8 см. При этом грунт в насыпи должен быть послойно уплотнен. Для профилирования применяется профилировщик TS-425 или ДС-97, который является универсальной автоматизированной машиной, предназначенной для планировки земляного полотна автомобильных дорог или грунтового основания аэродромов, распределения и планировки грунтов, укрепленных вяжущими при устройстве оснований, а также для чистовой планировки этих оснований. Для работы планировщика в автоматическом режиме устанавливают копирную струну.
Окончательную планировку грунтового основания осуществляют непосредственно перед устройством покрытия с минимальным разрывом во времени одним из следующих способов:
• планировка грунтового основания без фрезерования грунта;
• планировка грунтового основания с фрезерованием (разрыхлением) грунта.
Планировка грунтового основания без фрезерования грунта. Планировку этим способом осуществляют в случаях, когда между проведением земляных работ и планировкой грунтового основания нет длительного перерыва во времени.
Перед планировкой грунтового основания решают вопрос, куда сбрасывать лишний грунт — на стороны или на питатель конвейера-перегружателя (ДС-98). Если грунт сбрасывают на питатель конвейера-перегружателя для погрузки его в транспортные средства, то снимают заслонки центрального окна заднего отвала и осуществляют перестановку звеньев шнека на интенсивный выброс грунта.
Осмотром определяют местонахождение укороченных секций лопастей шнека (22,86 см) — на боковых концах шнека или в середине. Если укороченные секции расположены на боковых концах, то поступают следующим образом;
• секции лопастей (45,72 см) снимают с внутренних (центральных) концов шнека и ставят на боковые концы;
• укороченную секцию, снятую с бокового конца левого шнека, ставят на внутренний конец правого шнека, а укороченную секцию, снятую с бокового конца правого шнека, ставят на внутренний конец левого шнека.
Если укороченные секции расположены на внутренних концах шнеков, то их меняют местами. Перестановка секций лопастей шнека будет способствовать более интенсивному выбросу лишнего грунта через центральное окно заднего отвала.
Для выполнения планировки грунтового основания передний отвал поднимают, а задний отвал по механическим индикаторам устанавливают так, чтобы режущая кромка грейдерных ножей находилась на проектной отметке грунтового основания. Точную установку заднего отвала осуществляют с помощью установочных винтов, а затем ставят нижние ограничители. Величину опускания заднего отвала по механическим индикаторам определяют по разности отметок низа боковых стенок главной рамы и проектной отметке грунтового основания.
Установку отвала на проектную отметку можно сделать также по забитым под отметки грунтового основания колышкам (у концов отвала). Отвал опускают режущей кромкой до уровня колышков, осуществляют доводку установочными (регулировочными) винтами и ставят нижние ограничители.
Шнек устанавливают на 2,0. 2,5 см выше режущей кромки заднего отвала. Фрезу используют при плотных тяжелых грунтах. Ее опускают на проектную отметку основания, а затем поднимают на 0,5. 1,0 см и ставят нижние ограничители.
Для сброса лишнего грунта на питатель конвейера-перегружателя рычаги управления фрезой и шнеком переводят в позицию для перемещения грунта к середине ряда. Сначала пускают в работу фрезу и шнек для проработки грунта на месте, а затем включают гусеницы.
После обработки участка протяженностью 20. 30 м проверяют отметки спрофилированного участка и поперечный уклон. Если необходимо, осуществляют дорегулировку рабочих органов.
Если на поверхности грунтового основания заметны следы от зубьев фрезы или от геликоидных лопастей шнека, то фрезу или шнек немного поднимают.
Планировку основания выполняют, как правило, за один проход профилировщика на рабочей скорости 5. 10 м/мин. В процессе работы машинист профилировщика по механическим индикаторам наблюдает за положением рабочих органов, а через смотровые решетки — за правильной работой фрезы и шнека; при необходимости он перераспределяет грунт — лишний грунт шнеком перемещает к середине и сбрасывает на питатель конвейера-перегружателя; при этом шнеком грунт не срезают, а только перемещают.
Перед задним отвалом постоянно поддерживают валик грунта оптимального объема для выравнивания впадин и интенсивной переброски лишнего грунта на питатель конвейера-перегружателя. При значительном скоплении грунта у заднего отвала машинист снижает скорость движения профилировщика и увеличивает скорость вращения шнека. В то же время скорость вращения шнека не должна быть выше, чем это необходимо для интенсивной переброски грунта через центральное окно заднего отвала.
Оптимальную рабочую скорость профилировщика машинист устанавливает по числу оборотов двигателя и по показаниям манометров о давлении рабочей жидкости в гидросистеме. Если давление превышает этот предел, то машинист снижает число оборотов двигателя и уменьшает скорость движения профилировщика.
При точно выполненных земляных работах для окончательной планировки грунтового основания достаточно одного рабочего прохода профилировщика. Если же после первого прохода профилировщика обнаруживаются места с недостатком грунта, то на эти места вывозят необходимое количество грунта, разравнивают автофейдером и проводят повторную планировку всего участка (или его части). Для этого рабочие органы профилировщика поднимают в транспортное положение, датчики выдерживания курса переставляют на противоположные концы поперечин (они должны находиться на передних по ходу концах поперечин) и профилировщик на транспортной скорости возвращают к началу участка планировки.
Для повторного прохода задний отвал и шнек опускают в такое же рабочее положение, как и при первом проходе, а фрезу и передний отвал поднимают.
По окончании планировки грунтовое основание укатывают пневмокатками типа Д-627 за два-три прохода по одному месту.
Планировка грунтового основания с фрезерованием (разрыхлением) грунта. Планировку этим способом осуществляют в случаях, когда в результате движения автотранспорта грунтовое основание приобретает значительные деформации и неравномерное уплотнение. В процессе фрезерования, перераспределения и последующей укатки грунта создают равнопрочное грунтовое основание.
При планировке грунтового основания с фрезерованием грунта выполняют следующие операции:
• «прочерчивание» (разметка) за первый проход профилировщика;
• фрезерование грунта при обратном ходе;
• распределение и планировка разрыхленного грунта;
• уплотнение грунта катками;
• чистовая (прецезионная) планировка грунтового основания.
«Прочерчивание» производят в первый проход профилировщика. Задний отвал и фрезу устанавливают немного выше отметки грунтового основания с таким расчетом, чтобы срезать бугры и выровнять вчерне поверхность грунтового основания.
«Прочерчивание» дает полную картину мест, где необходимо делать срезку или досыпку грунта. На места, где необходима досыпка грунта, вывозят грунт и разравнивают его автофейдером или бульдозером.
Фрезерование грунта осуществляют на глубину 10. 12 см при обратном ходе профилировщика. Так как этот процесс наиболее энергоемкий, выполняют его только фрезой при поднятых остальных рабочих органах. Рабочая скорость составляет 10. 15 м/мин.
Если давление в гидросистеме превышает допустимый предел, то снижают скорость движения и уменьшают глубину зарезания фрезы.
В тех случаях, когда грунт необходимо увлажнять, воду подают через распределительную систему, дополнительно смонтированную на профилировщике. Норму розлива воды устанавливает представитель лаборатории.
Распределение и планировку разрыхленного грунта с погрузкой лишнего грунта в транспортные средства выполняют за один проход профилировщика на рабочей скорости 5. 10 м/мин. Для выполнения операции рабочие органы профилировщика ставят в следующее положение: задний отвал устанавливают на отметку грунтового корыта, плюс запас на уплотнение катками, плюс запас на срезку грунта при чистовой планировке грунтового основания 0,5. 1,0 см. Величину запаса на уплотнение ориентировочно принимают для супесчаных грунтов 15. 20% от толщины рыхлого слоя грунта, для суглинистых грунтов — 25. 30 %.
Для сброса лишнего грунта на питатель конвейера-погружателя открывают заслонки центрального окна заднего отвала, а боковые окна шнека и дверцы фрезы закрывают. Задачей этой операции является распределение, планировка грунта с дозировкой его по объему и сброс лишнего грунта. Поэтому стремятся к тому, чтобы наиболее эффективно распределить грунт и только его излишки сбросить на конвейер-перегружатель.
Уплотнение грунта выполняют сразу же после прохода профилировщика катками на пневматических шинах. При этом минимальный фронт работы должен составлять не менее: для самоходных катков — 25 м; для полуприцепных катков — 150. 200 м.
Укатку начинают от краев ряда с постепенным приближением к середине и перекрытием следов на 1/3 ширины катка.
Ориентировочное число проходов катка по одному месту — 6. 8. Окончательно это уточняют на месте работ пробной укаткой. Первые два прохода катков по одному месту осуществляют на минимальной скорости. При последующих проходах скорость движения катков увеличивают до 12. 15 км/ч.
Если катки имеют ценфализованную систему регулирования давления воздуха в шинах, то первые проходы катков осуществляют при давлении в шинах 2. 3 кг/см2, затем повышают до 4. 5 кг/см2.
При уплотнении грунта в сухую и жаркую погоду поверхностный слой грунта увлажняют до оптимальной влажности водой из поливомоечной машины. При этом норму распределения воды определяет представитель лаборатории.
Уплотнение грунта заканчивают при выполнении заданного числа проходов катков. При этом коэффициент уплотнения грунта должен быть не менее 0,98. 1,00.
Чистовую (прецезионную) планировку грунтового основания профилировщиком осуществляют сразу же после уплотнения грунта катками. Чистовая планировка является завершающей операцией по окончательной планировке грунтового основания, после которой поверхность грунтового основания должна быть ровной, иметь проектные отметки и поперечный профиль.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на строительном объекте.
Карта разработана на планировку откосов земляного полотна автомобильных дорог (насыпей и выемок) с применением комплексной механизации.
В технологической карте приведены способы планировки откосов с применением следующих основных машин:
экскаватора, оборудованного драглайном с двухотвальным планировщиком (скребком);
экскаватора-планировщика откосов Э-4010;
трактора С-100 с навесным оборудованием (откосником).
Технологическая карта должна быть привязана к конкретным условиям производства работ.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
До начала производства работ по планировке откосов участки работ должны иметь следующую готовность:
насыпи должны быть возведены до отметки низа дорожной одежды, грунт насыпи должен быть уплотнен до требуемого проектом коэффициента уплотнения;
выемки должны быть полностью закончены, но без устрой ства кюветов;
откосы насыпей и выемок должны иметь проектное очертание;
водоотводные сооружения должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод.
Перед началом планировки производят разбивочные работы, в процессе которых колышками через каждые 25 м обозначают линию бровки и очертание подошвы насыпи или выемки, а также устанавливают откосники-шаблоны, фиксирующие проектный профиль откоса.
Планировка откосов насыпи. Автогрейдером, к отвалу которого присоединен откосник, за один-два прохода по одному следу планируют обочину и верхнюю часть откоса, прилежащую к бровке. При этом грунт отсыпают на откосе.
Стрелу устанавливают перпендикулярно линии бровки.
При планировке откоса машинист экскаватора, сделав общую оценку состояния откоса, сначала срезает грунт в местах, где он лишний, и перемещает его во впадины, а затем, производит общую планировку откоса. Для этого скребок сначала забрасывают к подошве откоса и протягивают его вверх к бровке. Такой прием повторяют один-два раза, а затем протягивание скребка делают сверху вниз для окончательной планировки и сдвижки лишнего грунта вниз к подошве откоса.
При планировке откосов машинист экскаватора должен стремиться к тому, чтобы до окончательного прохода скребка удержать некоторый запас грунта в верхней части откоса, имея ввиду, что грунт, сдвинутый к подошве, трудно вернуть в верхнюю часть откоса. Поэтому проходы скребка следует делать осмотрительно и, главным образом, при сдвижке лишнего грунта к подошве откоса.
Для планировки откоса достаточно двух-трех проходов скребка по одному следу.
Перекрытие следов скребка и перемещение экскаватора производят в том же порядке, как и при планировке откосов насыпи.
Излишки грунта, осыпавшиеся или сдвинутые в процессе планировки к подошве откоса, удаляют скрепером при общей планировке дна выемки, а затем в выемке нарезают кюветы. При отсутствии двухотвального скребка планировку откоса делают ковшом экскаватора, имеющим сплошную полукруглую режущую кромку. При работе машинист экскаватора ковшом срезает излишки грунта и отсыпает его в места, где грунта недостает.
Производительность работы с ковшом в 2,5 раза ниже, чем при работе с двухотвальным скребком.
Окончательно спланированные откосы должны иметь проектное очертание и ровную общую поверхность.
Планировка откосов насыпи или выемки экскаватором-планировщиком откосов Э-4010, оборудованным скребком. Экскаватором-планировщиком Э-4010 (рис. 2) планируют откосы насыпей и выемок при верхней и нижней стоянках экскаватора.
Машинист экскаватора перед началом работ по планировке откоса должен осмотреть участок работ и выбрать способ производства работ (с верхней или нижней стоянки производить работы) и схему проходов экскаватора по участку. Он должен также решить, следует ли производить сдвижку лишнего грунта к подошве откоса насыпи или его подать на обочину, если требуется досыпка обочин.
Если производится окончательная планировка откосов, когда обочины земляного полотна полностью отсыпаны и уплотнены, перед тем как начать планировку откосов экскаватором-планировщиком Э-4010, рекомендуется сделать разбивку линии бровки и произвести планировку обочин за два прохода автогрейдером, на отвале которого смонтирован откосник. В этом случае получится хорошая линия бровки, а остальную часть откоса планируют экскаватором-планировщиком.
Планировка откосов навесным оборудованием (откосником) на тракторе С-100. Планировку откосов насыпей или выемок при длине откоса до 2,5 м можно производить навесным оборудованием, смонтированным на тракторе С-100 (рис. 6).
Подъем и опускание планировщика откосов производят тросом, соединенным с барабаном лебедки, смонтированной на валу отбора мощности трактора.
Перед началом работы по планировке насыпей необходимо разбить линию бровки насыпи и обозначить ее колышками, а затем за один-два прохода по одному следу спланировать обочины автогрейдером, отвал которого имеет небольшой откосник. После такой планировки обочины получаются хорошо обозначенная линия бровки насыпи и спланированная часть откоса, прилегающая к бровке.
Планировку откосов начинают с верха насыпи и производят по кольцевой схеме движения трактора.
Трактор устанавливают на обочине, ориентируют на вешки, опускают отвал планировщика на откос и начинают планировку.
Движение трактора происходит на I передаче.
Сделав первый проход по всей длине захватки, трактор переходит на другую обочину и планирует второй откос, после чего снова переходит к первой обочине и производит повторную планировку откоса и т.д. Для достижения требуемой ровности и крутизны откоса необходимы два-три прохода планировщика по одному следу.
В процессе работы необходимо проверять ровность и крутизну откоса шаблоном-откосником и на выявившиеся дефекты указать машинисту трактора. Повторными проходами планировщика дефекты устраняют.
Планировку нижней части откосов производят автогрейдером, на котором также смонтировано оборудование для планировки откоса.
Устанавливают автогрейдер внизу откоса, опускают отвал откосника и начинают планировку, ориентируясь на спланированную верхнюю часть откоса.
Движение автогрейдера происходит со скоростью 3 км/ч.
Сделав первый проход по всей длине захватки, автогрейдер холостым ходом возвращается назад и производит повторную планировку откоса и т.д.
Для исключения холостого хода автогрейдера на захватк е следует совмещать планировку низа откоса с планировкой внешнего откоса резерва и дна резерва.
Требуемой ровности и крутизны откоса достигают после двух-трех проходов автогрейдера по одному следу.
Если планировку откосов производят на участках, где устроено покрытие, то, чтобы не испортить его, на гусеницу трактора надевают резиновые башмаки.
В выемке откосы планируют так же, как при планировке откосов насыпи, только сначала планируют предоткосную полосу автогрейдером, а затем откос навесным оборудованием на тракторе С-100.
При производстве работ необходимо соблюдать правила по технике безопасности.
затормозить машину и подложить подкладки под колеса;
выключить механическое управление;
навесные или подвесные рабочие органы следует опустить до грунта и опереть на подкладки или специальные подпорки.
В технологической карте были использованы следующие нормативные документы:
«Наставление по организации труда при производстве механизированных земляных работ», Оргтрансстрой, 1966;
«Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН 97-63, Транспорт, 1964;
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по планировке откосов земля ного полотна, как правило, ведутся в две смены. Для работы в каждую смену организуют звенья рабочих следующего состава:
Машинист экскаватора 6 разр. 1
Помощник машиниста 5 разр. 1
При планировке откосов двухотвальным планировщиком или ковшом экскаватора машинист управляет машиной. Помощник машиниста прицепляет и отцепляет навесное оборудование, поправляет знаки разбивки работ, подменяет машиниста во время его отдыха, помогает машинисту в очистке машины, в заправках машины горючим и по уходу за машиной.
При планировке откосов экскаватором Э-4010 машинист находится в рабочей кабине (при стреле) и управляет рабочим органом экскаватора.
Помощник машиниста находится в кабине автомашины и по сигналу машиниста перемещает экскаватор по фронту работы. Он также помогает машинисту по уходу за машиной, при необходимости частично восстанавливает знаки разбивки.
Планировку откосов навесным оборудованием на тракторе С-100 выполняет тракторист 6 разр.
Для периодического выполнения работ по планировке обочин и грунта, сдвинутого к подошве откосов, привлекается автогрейдер. Из-за малого объема этих работ машиниста автогрейдера в состав звена по планировке откосов, как правило, не включают.
В начале смены машинист должен получить задание от мастера и осмотреть участок работ.
Для выполнения работ с высоким качеством на участках работ должны регулярно проводиться геодезическая и рабочая разбивка работ.
IV. ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
А. График производственного процесса на планировку откосов экскаватором-планировщиком Э-4010 на сменную захватку 1100 м 2
Б. График производственного процесса на планировку откосов насыпей навесным оборудованием (откосником) на тракторе С-100 на сменную захватку 4100 м 2
Примечани е. Автогрейдер для выполнения работ привлекается периодически в течение смены.
V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА
А. Калькуляция затрат труда на планировку откосов насыпи экскаватором-планировщиком Э-4010 на 1100 м 2