Что такое план качества
План качества
Когда в организации существует система качества, то для управления качеством работ применяются документированные процедуры и карты процессов СМК. В основном, этих документов достаточно для нормальной работы, т.к. они регламентируют «типовые» для организации виды деятельности, проекты или процессы. Однако бывают ситуации, когда приходится отступать от «типовой» деятельности. Например, при изменении процессов, при организации новых видов работ, при исполнении проектов с дополнительными или новыми требованиями. В таком случае, чтобы обеспечить качественный результат необходимо создавать план качества.
План качества предназначен для управления качеством в конкретной ситуации и представляет собой документ, определяющий какие процедуры и ресурсы, кем и когда следует применять к конкретному проекту, продукту, процессу или контракту. Стоит отметить, что если организация, занимается проектной деятельностью, то план качества необходимо разрабатывать всегда, на каждый проект, т.к. каждый проект по своей сути является уникальным «продуктом».
Содержание плана качества
План качества составляется на основе процедур и карт процессов системы качества, поэтому в его состав, как правило, включаются процедуры СМК, рабочие или технологические инструкции, формы записей существующей СМК или ссылки на эти документы.
В зависимости от отрасли, в которой работает организация и характера работ (вида проекта, состава процессов, условий контракта) состав разделов плана качества может меняться. Несмотря на это, существуют разделы, которые должны содержаться в каждом плане качества.
Раздел содержит сведения об объекте плана качества. Объектом может быть проект, процесс или контракт. Далее указываются требования, которые должны быть реализованы в ходе выполнения работ. Требования могут указываться как напрямую, так и за счет ссылок на нормативные документы.
В данном разделе обычно указываются значения целевых показателей, которых необходимо достичь в результате работ, либо, если цели не могут быть выражены количественно, то формулируются качественные показатели. Также, могут указываться способы достижения целевых значений и методы измерения показателей.
Указываются обязанности, функции и ответственность руководителей работ и персонала. Может составляться оргструктура управления работами и указываться подчиненность и взаимодействие участников работ.
Управление документацией и контроль:
Как правило, документы являются основным способом связи в системе управления работами. В плане качества может приводиться состав документов, способы их идентификации и оформления, ответственность за создание, проверку и утверждение, а также способы доступа к документам.
Управление проектированием и разработкой:
Если в ходе работ предполагается проектирование, то план качества должен включать в себя план проектирования. В этом случае указываются применяемые стандарты проектирования, технические требования и характеристики качества проекта. Обязательно приводятся источники получения входных данных и правила проверки результатов проектирования. Кроме того, в данном разделе указывается порядок проверки проекта и правила управления изменениями.
Данный раздел обычно включает в себя процедуры и правила выполнения работ, а также необходимые действия по контролю. Если план качества создается на базе действующей документации СМК, то приводятся ссылки на существующие процедуры системы качества. Если предполагается выполнять работы, которые не входят в область действия существующей системы качества, то в данном разделе необходимо разработать схемы управления такими работами. Они должны включать этапы исполнения работ, сопровождающие документы, рабочие и операционные инструкции, состав инструментов, оборудования и методик, методы контроля и критерии приемки работ.
Мониторинг и измерения:
Здесь представляют основные функции обеспечения качества работ. План качества в этом разделе должен содержать применяемые методы мониторинга и измерений характеристик работ, этапы на которых выполняются измерения, состав контролируемых характеристик (показателей), критерии и основания приемки работ.
Независимо от размеров или характера работ необходимо периодически проводить проверки качества для оценки соблюдения стандартов и требований плана качества. Эти проверки могут выполняться внутренней командой или внешними аудиторами.
В данном разделе плана качества указывают, кто будет проводить аудиты, какова периодичность аудитов и каковы объемы проверки.
В данном разделе план качества устанавливает виды несоответствий и порядок управления каждым из этих видов несоответствий. Также в этом разделе указывают, кто отвечает за принятие решений по выполнению тех или иных действий с выявленными несоответствиями.
Раздел определяет состав рисков, методы определения рисков и методы контроля их возникновения в ходе исполнения работ. Также здесь указываются действия по снижению рисков и степень их влияния на цели и результаты работ.
Управление персоналом, квалификация и обучение:
План качества должен содержать требования по образованию, подготовке и навыкам персонала, выполняющего работы. Если требуется дополнительная подготовка персонала, то в плане качества указывают график обучения или порядок привлечения к работам сотрудников, обладающих необходимыми навыками.
Применение плана качества
Наиболее часто план качества используется для управления различными видами проектов. С целью стандартизации подходов к управлению качеством проектной деятельности в менеджменте качества применяется международный стандарт, который устанавливает порядок разработки, состав и содержание плана качества.
ISO 10005:2005 Quality management systems – Guidelines for quality plans (Системы менеджмента качества – Руководящие указания по планам качества). В этом стандарте даются рекомендации по созданию плана качества, указываются разделы и их содержание, приводятся указания по анализу, внедрению и пересмотру плана качества. Также в стандарте есть несколько вариантов оформления плана качества.
В России принят национальный стандарт, являющийся аутентичным переводом международного – ГОСТ Р ИСО 10005:2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества.
Все указания, которые даются в стандарте, носят справочный и рекомендательный характер, поэтому любая организация может составлять план качества, основываясь на своих собственных потребностях и нуждах.
план качества
3.8 план качества (quality plan): Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны быть применены к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
1 Эти процедуры обычно имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции.
2 План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству или документированные процедуры.
3 План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества (ИСО 9000, пункт 3.7.5).
план качества: Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
3.7.5 план качества (quality plan): Документ (3.7.2), определяющий, какие процедуры (3.4.5) и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться в отношении конкретного проекта (3.4.3), продукции (3.4.2), процесса (3.4.1)или контракта (3.3.8).
1 К таким процедурам обычно относятся процедуры, связанные с процессами менеджмента качества и процессами жизненного цикла продукции.
2 План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству (3.7.4) или процедурные документы.
3 План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества (3.2.9).
документ, определяющий, какие процессы (3.3), процедуры (3.2) и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту (3.5), продукции (3.4), процессу или контракту
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Эти процедуры обычно включают те, которые имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы реализации продукции.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству или документированные процедуры.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества.
3.8 план качества (quality plan): Документ, точно определяющий, какие процессы (см. 3.3), процедуры (см. 3.2) и соответствующие ресурсы к какому объекту и в какие сроки должны быть применены для обеспечения соответствия требованиям проекта (см. 3.5), продукции (см. 3.4), процесса или контракта.
1 Эти процедуры обычно включают в себя процедуры, которые относятся к процессам менеджмента качества и реализации продукции.
2 В плане качества часто делается ссылка на отдельные части руководства по качеству или на документированные процедуры.
3 План качества обычно является одним из результатов планирования качества.
3.14 план качества : документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту по ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
3.7.5 план качества (en quality plan; fr qualité): Документ (3.7.2), определяющий, какие процедуры (3.4.5) и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту (3.4.3), продукции (3.4.2), процессу (3.4.1) или контракту.
1 Эти процедуры обычно включают те процедуры, которые имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции.
2 План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству (3.7.4) или документированные процедуры.
3 План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества (3.2.9).
3.7.5 план качества (quality plan): Документ (3.7.2), определяющий, какие процедуры (3.4.5) и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться в отношении конкретного проекта (3.4.3), продукции (3.4.2), процесса (3.4.1)или контракта (3.3.8).
1 К таким процедурам обычно относятся процедуры, связанные с процессами менеджмента качества и процессами жизненного цикла продукции.
2 План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству (3.7.4) или процедурные документы.
3 План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества (3.2.9).
3.7.57 план качества (quality plan): Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны быть применены к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
3.2.9 план качества : Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
Смотри также родственные термины:
273 план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи): Документ, определяющий, какие мероприятия, виды деятельности и ресурсы необходимы на уровне структурного подразделения поставщика услуг железнодорожной электросвязи для достижения целевых показателей, установленных в программе качества.
Полезное
Смотреть что такое «план качества» в других словарях:
план качества — Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться в отношении конкретного проекта, продукции, процесса или контракта. Примечания 1. К таким процедурам обычно относятся процедуры, связанные с… … Справочник технического переводчика
План качества — (quality plan): документ, точно определяющий, какие процессы, процедуры и соответствующие ресурсы к какому объекту и в какие сроки должны быть применены для обеспечения соответствия требованиям проекта, продукции, процесса или контракта. … … Официальная терминология
план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи) — Документ, определяющий, какие мероприятия, виды деятельности и ресурсы необходимы на уровне структурного подразделения поставщика услуг железнодорожной электросвязи для достижения целевых показателей, установленных в программе качества. [ГОСТ Р… … Справочник технического переводчика
план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи) — 273 план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи): Документ, определяющий, какие мероприятия, виды деятельности и ресурсы необходимы на уровне структурного подразделения поставщика услуг железнодорожной электросвязи для достижения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
план — 3.1.14 план: Вид сверху или горизонтальный разрез здания или сооружения. Источник: ГОСТ Р 21.1101 2013: Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
план менеджмента проекта — 3.7 план менеджмента проекта (project management plan): Документ, устанавливающий меры, необходимые для достижения целей проекта (3.5). Примечания 1 План менеджмента проекта должен включать в себя план качества (3.8) проекта или ссылаться на него … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
План статистического приемочного контроля (план контроля) — Совокупность правил и порядка формирования выборок определенных объемов, получения данных контроля, их обработки, а также правил принятия решений о соответствии или несоответствии контролируемой совокупности продукции требованиям к групповым… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Планёрный спорт — Планёр Антонов А 15. Планёрный спорт (планеризм) вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами. При хороших погодных условиях опытные пилоты… … Википедия
План обеспечения качества — – документ, отражающий конкретные практические методы обеспечения качества и определяющий ресурсы и последовательность работ применительно к конкретной продукции, услуге, контракту или проекту. [ЕОК 6 89] Рубрика термина: Общие, качество… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
План качества
«. План качества (quality plan): документ, точно определяющий, какие процессы, процедуры и соответствующие ресурсы к какому объекту и в какие сроки должны быть применены для обеспечения соответствия требованиям проекта, продукции, процесса или контракта. «
Источник:
«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ КАЧЕСТВА. ГОСТ Р ИСО 10005-2007»
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 567-ст)
Смотреть что такое «План качества» в других словарях:
план качества — Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться в отношении конкретного проекта, продукции, процесса или контракта. Примечания 1. К таким процедурам обычно относятся процедуры, связанные с… … Справочник технического переводчика
план качества — 3.8 план качества (quality plan): Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны быть применены к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту. Примечания 1 Эти процедуры обычно имеют ссылки на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи) — Документ, определяющий, какие мероприятия, виды деятельности и ресурсы необходимы на уровне структурного подразделения поставщика услуг железнодорожной электросвязи для достижения целевых показателей, установленных в программе качества. [ГОСТ Р… … Справочник технического переводчика
план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи) — 273 план качества (поставщика услуг железнодорожной электросвязи): Документ, определяющий, какие мероприятия, виды деятельности и ресурсы необходимы на уровне структурного подразделения поставщика услуг железнодорожной электросвязи для достижения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
план — 3.1.14 план: Вид сверху или горизонтальный разрез здания или сооружения. Источник: ГОСТ Р 21.1101 2013: Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
план менеджмента проекта — 3.7 план менеджмента проекта (project management plan): Документ, устанавливающий меры, необходимые для достижения целей проекта (3.5). Примечания 1 План менеджмента проекта должен включать в себя план качества (3.8) проекта или ссылаться на него … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
План статистического приемочного контроля (план контроля) — Совокупность правил и порядка формирования выборок определенных объемов, получения данных контроля, их обработки, а также правил принятия решений о соответствии или несоответствии контролируемой совокупности продукции требованиям к групповым… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Планёрный спорт — Планёр Антонов А 15. Планёрный спорт (планеризм) вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами. При хороших погодных условиях опытные пилоты… … Википедия
План обеспечения качества — – документ, отражающий конкретные практические методы обеспечения качества и определяющий ресурсы и последовательность работ применительно к конкретной продукции, услуге, контракту или проекту. [ЕОК 6 89] Рубрика термина: Общие, качество… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
План качества. Стандарт предприятия
Планирование качества основные положения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью стандарта является установление единого порядка планирования деятельности предприятия в Системе менеджмента качества.
Стандарт разработан службой БУСК.
При его разработке учтены требования ISO/TS 16949, ISO 9001.
1. Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные правила и процедуры, подлежащие выполнению на предприятии при организации планирования повышения качества и контроля выполнения разработанных планов.
1.2 Стандарт служит руководством для должностных лиц предприятия, являющихся разработчиками планов, а также для персонала, являющегося исполнителем и осуществляющим контроль, за исполнением мероприятий.
1.3 B рамках этой деятельности стандартом предприятия устанавливается ответственность и взаимодействие соответствующих подразделений и должностных лиц за выполнение предусмотренных в нем правил и процедур.
2. Нормативные ссылки
При разработке данного стандарта учтены требования и рекомендации следующей нормативной документации:
3. Определения
В настоящем стандарте предприятия применены термины с соответствующими определениями:
Менеджмент — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Планирование качества — часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области менеджмента качества.
План качества — документ, определяющий какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту. Несоответствие — невыполнение требования.
4. Обозначения и сокращения
5. Общие положения
5.1 Планирование качества является неотъемлемым элементом функционирования СМК предприятия.
5.2 Планирование качества — это деятельность, связанная с разработкой и контролем выполнения организационных документов (программ, планов, решений, протоколов и т.д.), необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет требованиям потребителя к качеству.
5.3 Целью планирования качества является распределение ресурсов и работ между исполнителями, установление последовательности исполнения этих работ и сроков их окончания.
5.4 Организационные документы в СМК (далее мероприятия по обеспечению качества) должны охватывать работы, вытекающие из целей политики в области качества, задач, предусмотренных функциями системы менеджмента качества.
5.5 Мероприятия по обеспечению качества включают работы, направленные: на достижение запланированных показателей качества на разработанную и выпущенную продукцию, и их поддержание; на совершенствование СМК и ее функций.
5.6 Планирование качества на предприятии предусматривает:
5.7 Ответственность за организацию процедуры разработки, согласования, утверждения, контроля исполнения мероприятий несут директора по направлениям, а также руководители цехов и отделов.
6 Порядок разработки ежегодных Целей предприятия в области качества
6.1 Стратегические цепи предприятия сформулированы в Политике Оценка по итогам реализации политики проводится согласно процедуре установленной
6.2 Ежегодные Цели предприятия в области качества (далее Цели), разрабатываются в соответствии с требованиями и ожиданиями потребителей и используются для развертывания политики в области качества,
6.3 Исходными данными для разработки целей являются:
6.4 Цели являются основой для разработки конкретных планов и выполнения действий, поэтому формулирование целей необходимо выполнять по определенным правилам:
1) Цель должна быть конкретной. Это означает, что по формулировке цепи однозначно можно понять, какого результата необходимо достигнуть.
2) Цель должна быть измеримой. Т.е. на каждую цель можно назначить определенный показатель. Измеримость цели может быть количественной или качественной. Качественный показатель применяется в том случае, когда результат невозможно или просто не целесообразно измерять в числовых значениях.
3) Формулировка цели должна мотивировать на ее достижение, Цель необходимо установить такой, чтобы трудность ее достижения вызывала удовлетворение от затраченных усилий.
4) Цель должна быть реалистичной. Если установить заведомо недостижимые цели, то стимула к достижению такой цели не будет.
5) Цель должна быть ограничена во времени. На достижение цели необходимо отвести строго определенный период времени. Это позволит осуществлять мониторинг достижения цели и, при необходимости, корректировать усилия по ее достижению.
6.5 Ответственность за формулирование целей на предстоящий период несут руководители дирекций.
6.6 Документирование целей в области качества является обязательным условием мониторинга их достижения, отслеживания адекватности и актуальности, а также оценки правильности принимаемых решений, направленных на развитие СМК.
6.7 Анализ и пересмотр целей происходит в период подведения итогов за год, когда готовится итоговая управленческая и бухгалтерская отчетность.
В течение текущего года оценку цепей проводят при проведении анализа СМК со стороны Руководства.
6.8 Рекомендуемая форма структуры годовых целей представлена в приложении A. Содержание разделов при формировании целей:
Возможно дополнение темами: общество, экология, собственник, акционеры и др. Структура может меняться в зависимости от концепции развития предприятия на предстоящий период.
6.9 Цепи в области качества по подразделениям, по процессам и по продуктам обычно устанавливаются на период до одного года, и их документирование осуществляется в отдельных документах.
Цели по подразделениям должны также иметь числовые, измеримые показатели.
7 Планирование качества
7.1 Порядок составления, согласования и утверждения плана качества
7.1.1 План мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции (далее План качества) является документом, определяющим объем мероприятий, направленных на: улучшение качества выпускаемых предприятием изделий, снижение потерь от брака, предупреждение различных отклонений (несоответствий) в продукции и процессах, совершенствование СМК.
7.1.2 План качества составляется ежегодно с распределением мероприятий по подразделениям-исполнителям.
7.1.3 План качества составляется в период с 1 ОКТЯБРЯ по 30 НОЯБРЯ предыдущего года по форме приложения Б.
7.1.4 БУСК составляет перечень имеющихся проблем: в области качества процукции (информацию о внутренней и внешней и дефектности — специалисты ДпК);
в области СМК (информацию по результатам внутренних и внешних аудитов предоставляет БУСК).
БУСК направляет Перечень проблем и запросы (служебные записки) в дирекции, службы и цеха предприятия с указанием срока представления предложений 8 План качества (как правило — это ноябрь месяц).
Руководители и специалисты разрабатывают свои предложения для включения мероприятий в проект Плана качества на основе анализа информации о состоянии качества продукции, процессов и Системы менеджмента качества. Основными носителями информации при планировании качества являются следующие документы:
организационные и распорядительные документы, функционирующие в СМК: мероприятия по поддержанию и совершенствованию показателей качества продукции, условий производства; протоколы “Дня качества»; акты анализа возвращенной продукции от потребителей; протоколы испытаний; акты конструкторского и технологического надзора; заключения специалистов и руководства предприятия по документам вышестоящих организаций, касающихся вопросов качества заключения специалистов и руководства предприятия по документам вышестоящих организаций, касающихся вопросов качества (приказов, ГОСТов и т.д.):
данные о фактических и планируемых показателях качества продукции, условиях производства, качестве работ; акты и заключения комиссий по результатам проверки качества, надзора за качеством, анализа системы качества и проектов, внутреннего и внешнего контроля; технические задания на разработку и модернизацию продукции; данные о требовании потребителей (рынка) к качеству выпускаемой продукции.
требования к качеству выпускаемой продукции, выявленные в результате маркетинговом деятельности. Разработанные предложения в виде служебных записок передаются в БУСК, где проводится обобщение поступивших предложений и формируется проект Плана качества.
Рекомендуемые разделы плана качества: улучшение качества выпускаемой продукции (по видам изделий), снижение потерь от брака, предупреждение несоответствий в продукции и процессах, совершенствование (улучшение) СМК.
Проект плана качества согласовывается с заинтересованными службами и подразделениями предприятия и утверждается Генеральным директором.
Если при согласовании возникают разногласия по некоторым из пунктов проекта Плана, то решения по ним принимаются руководством на совещаниях.
Копии утвержденного Плана качества БУСК рассылает исполнителям для выполнения и контроля, Контрольный экземпляр Плана хранится в БУСК.
7.2 Разработка ежемесячных мероприятий по повышению качества Подразделения предприятия в своих планах работы на текущий месяц учитывают мероприятия, установленные годовым планом качества, а также дополняют мероприятиями, которые сформулированы в текущий период времени по результатам работы и анализа продукции и процессов.
7.3 Порядок внесения изменений и дополнений в план качества
7.3.1 В ходе выполнения Плана качества и в результате возникновения новых проблем, требующих вкпючения в План качества, допускается его изменение и внесение в него дополнений.
7,3 Предложения по данным вопросам направляются в БУСК руководителями заинтересованных подразделений. Предложения рассматриваются руководством предприятия и при положительном решении вносятся в План качества.
7.4 Ответственность и контроль
7.4.1 Ответственность за организацию процедуры разработки, согласования, утверждения и контроля за ходом реализации вышеуказанных планов несут руководители дирекций, руководители цехов и отделов предприятия.
Ответственность за функцию «Планирование качества» возлагается на директора по качеству, Ответственность за выполнение мероприятий Плана качества, а также ежемесячных планов несут руководители подразделений, за которыми закреплены мероприятия, а также непосредственные исполнители.
7,4.2 Контроль за выполнением Плана качества и дополнений к нему, оценка результативности мероприятий плана проводится согласно Организация контроля возлагается на директора по качеству. Все мероприятия ставятся на контроль исполнения согласно…
В случае невыполнения ответственным подразделением назначенных мероприятий на заводском «дне качества» решается вопрос о его выполнении, принимаются необходимые меры и санкции.