Что такое плакатное искусство

Плакатное искусство: типы, характеристики литографических плакатов 1 162 слова читать

8 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

Плакат: определение, типы

Термин «плакат» описывает общую категорию печатных двумерных изображений, которые предназначены для прикрепления к вертикальной поверхности. Его эволюция и развитие были (и есть) тесно связаны с достижениями в процессах печати, в частности литографии и офсетной литографии, которые, в свою очередь, находятся под сильным влиянием фотографических и программных технологий.

Плакаты могут состоять исключительно из изображений или изображений и текста. В некоторых случаях (например, каллиграфические работы) он может полностью состоять из текстовой графики.

Плакатное искусство используется художниками и печатниками, художественными издательствами и организаторами культурных мероприятий, политиками и пропагандистами, а также коммерческими фирмами, рекламными агентствами. Среди наиболее частых применений: известные картины и политические плакаты.

Плакаты с произведениями изобразительного искусства (1870-1940-е)

Французский гравер Жюль Шере (1836-1932) был первым художником, сделавшим свою карьеру в области изобразительного искусства используемого для рекламных плакатов. Активно работая в течение последних трех десятилетий XIX века, он разработал трехцветный литографический процесс и таким образом эффективно изобрел литографический плакат. Этот тип плаката, на который повлияли японские гравюры на дереве укиё-э таких художников, как Хокусай (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858), начинался исключительно как средство продажи товаров и театральных развлечений, а затем превратился в популярную форму искусства.

С конца 1860-х годов, сначала в Париже, а затем в Милане и Берлине, цветные литографические плакаты стали основным средством массовой коммуникации в быстрорастущих городах Европы и Америки. Издатели и рекламные агентства заказывали изображения и графику у художников, обычно гуашью или акварелью (известную как макет), которая затем литографировалась в готовый плакат. Это рекламное искусство стало настолько популярным среди коллекционеров произведений искусства, что возник рынок винтажных плакатов.

Для получения дополнительной информации см.: Глоссарий по печати.

Категории визуального искусства – определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.

Значение искусства – подробнее о различных видах визуального и изобразительного искусства см.: Значение / определение искусства.

Плакаты были очень важны для Сергея Дягилева, организатора балетной труппы известной как Les Ballets Russes (Русский балет), которая впервые прибыла в Париж в 1909 году. Цвет был жизненно важной темой в декорациях, костюмах и освещении труппы и, соответственно, нашел отражение в рекламных плакатах.

Плакатное искусство начала 20 века находилось под сильным влиянием функционализма: см., например, привлекающий внимание зелено-черный плакат Маурина Куина (1906), разработанный дерзким итальянским карикатуристом Леонетто Каппьелло. После ар-нуво и раннего функционализма, следующим международным стилем плакатного искусства, появившимся в 1920-х годах, стал ар-деко, который точно отразил новую гладкую технологическую эпоху. Среди художников плакатов эпохи ар-деко были Герберт Материн, Фернан Леже, Амеди Озенфант и французско-украинский Адольф Мурон Кассандр – все они известны своими фотомонтажными туристическими плакатами. Виктор Вазарели, венгерский основатель оп-арта, в межвоенные годы также был профессиональным дизайнером плакатов и типографом. Между тем Швейцария быстро становилась важным центром графического искусства. Ключевыми фигурами в швейцарском дизайне были Стейнлен и Грассе (оба в стиле модерн), Эмиль Кардино (известный своим туристическим плакатом Маттерхорн 1908 года), а также молодое поколение швейцарских художников, на которых повлияло разнообразное сочетание русского конструктивизма, голландского де Стейла и Дизайн Баухаус. Во главе с Эрнстом Келлером, включая Яна Чихольда и Тео Баллмера, среди прочих, это поколение стало пионером доминирующего международного типографского стиля после Второй мировой войны. См. также: Иллюстрация.

Плакатное искусство пошло на спад в 1940-е года, в основном из-за все более преобладающей роли фотографии. Единственным исключением из этой тенденции был плакат в стиле психоделического рока, созданный Уэсом Уилсоном. Этот жанр появился в конце 1960-х вместе с другими произведениями поп-музыки, такими как плакат Милтона Глейзера к альбому Боба Дилана 1967 года «Greatest Hits». Сильнее всего в Сан-Франциско и Нью-Йорке, движение музыкального плаката расширилось до маркетинга и мерчандайзинга с бесплатными плакатами альбомов, а также рекламными плакатами концертов. Спрос на этот вид изобразительного искусства перекликается с более ранним спросом на винтажные плакаты в конце 19 века.

Репродукции известных картин

С 1960-х годов развитие офсетной литографии, а также усложнение как фотографических, так и компьютерных технологий печати привело к появлению широкого рынка репродукций известных художников и графического дизайна. По иронии судьбы, одними из самых популярных ранних сюжетов для этого типа «художественного плаката» были оригинальные плакаты 19 века таких художников, как Тулуз-Лотрек и образы в стиле модерн Обри Бердсли и Альфонса Мухи. К популярным модернистам относятся очаровательная художница-портретистка в стиле ар-деко Тамара де Лемпицка (1895-1980), а также Энди Уорхол (1928-1987), Рой Лихтенштейн (1923-1997), Рене Магритт (1898-1967) и Джек Веттриано. (р. 1951).

С тех пор каталог художественных плакатов пополнился шедеврами всех основных европейских старых мастеров, таких как: Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Ганс Гольбейн Младший, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Паоло Веронезе, Эль Греко, Караваджо, Адам Эльшаймер, Рубенс, Ван Дейк, Диего Веласкес, Рембрандт, Ян Вермеер, Франческо Гварди и Гойя. Издатели плакатов также производят репродукции произведений самых разных современных и известных художников., в том числе: Дж. М. В. Тернер, Каспар Давид Фридрих, Данте Россетти, Джон Эверетт Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Коро, Клод Моне, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Гоген, Ван Гог, Жорж Сёра, Анри Руссо, Марк Шагал, Густав Калим, Матисс, Кандинский, Модильяни, Эгон Шиле, Пикассо, Эдвард Хоппер, Норман Роквелл, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Бриджит Райли, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол и Джек Веттриано и это лишь некоторые из них.

Политические агитационные плакаты

Плакат в СССР

Для большевистского правительства плакаты были важнейшим средством воздействия на миллионы неграмотных рабочих и крестьян и контроля над ними и выпускался тиражами от 5000 до 100000 штук. Стили варьировались от очень символического авангардного конструктивизма и фотомонтажа до социалистического реализма. Под жестким контролем идеологических руководителей, таких как Андрей Жданов и Михаил Суслов известными представителями этой идиомы являются старый большевик Дмитрий Моор, художник-конструктивист Густав Клуцис (1895-1944), создатель окон РОСТА, Михаил Черемных, художники Ираклий Тоидзе, Виктор Корецкий, Виктор Иванов.

Посетите виртуальную выставку советского плаката в нашей галерее:

Плакат в коммунистическом Китае

Плакаты сыграли уникальную роль в китайском городском обществе ХХ века. Как и государственные газеты в Советском Союзе, они являются важным средством передачи социальной и политической информации, особенно городским жителям. Раннее китайское искусство плаката (1949-1965) рассказывало о строительстве нового коммунистического государства. Катастрофическим кампаниям Мао, касающимся Большого скачка вперед и насильственной коллективизации, в ходе которых погибло 30-40 миллионов китайцев, противостояли плакаты изображающие сцены благоденствия и счастья. Более агрессивные образы использовались для идентификации врагов западных империалистов в эпоху Культурной революции (1966–1976), тогда как более тонкие образы стали нормой в период модернизации (1977–1997). Среди известных китайских художников-плакатов: Цянь Дасин, Цай Чжэньхуа, Синь Лиланг, Ли Цзунцзинь, Жуй Гуантин, У Шаоюнь, Цзинь Мэйшэн, Чжан Линчжи, Цзян Наньчунь, Ли Мубай, Ха Цюнвэнь и Чжоу Руичжуан. Современные китайские художники изучавшие искусство плаката, включают ряд крупных художников, таких как: Чжан Сяоган, Цзэн Фаньчжи, Юэ Миньцзюнь и Ван Гуаньи.

Для получения информации об эволюции изобразительного искусства см.: История искусства. Даты и хронологические временные рамки см. в разделе Хронология истории искусства.

Источник

Плакат как жанр искусства: виды, история

Плакат в век интернета и светодиодной рекламы по-прежнему не теряет актуальность. Плакаты разные — девушки пин-ап, призывы к здоровому образу жизни, постер с презентацией бестселлера, совершенно потрясающая реклама нового блокбастера, агитка с призывами подняться на борьбу за правое дело.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Есть ли вообще такая сфера искусства, как плакат? И искусство ли это? На эти вопросы ответ утвердительный. Почему? Потому что здесь есть творец и объект приложения творческих усилий, и потому что не скучно. Если у вас есть лучшее определения того, что можно, а что нельзя называть искусством, то, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Любопытно, откуда взялся жанр плаката и какие претерпел метаморфозы с момента появления. Итак, дело было в XVI веке. В Европе развивалось книгопечатанье, получила популярность гравюра. Разумеется, оба этих явления ушлое человечество не могло не начать использовать в целях личного обогащения. Так появились первые афиши и печатные объявления.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Начиная со второй половины XIX века о плакате уже можно говорить как о жанре живописи, в котором уникальным образом сочетаются графика и текст, есть композиция и прочие атрибуты живописного художественного произведения. Тогда на парижских улицах появились монохромные литографии, чьими авторами были книжные иллюстраторы. На этих плакатах, чьей функцией было оповещать о выходе новых книг, были, как правило, изображены иллюстрации из книги, дополненные текстом. Конечно, эти рекламные поделки еще ни на что не претендуют, но начало положено.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Официальный родоначальник плакатного жанра — Жюль Шере (Jules Chéret) — начинал свою карьеру в мастерской гравера-литографа, где служил учеником. Позже Шере начал сам печатать гигантские, по меркам XIX века, объявления с рекламой парижских танцевальных заведений и кафе. Именно Шере принадлежит честь разработки решений, легших в основу жанра. Он увеличил площадь листа, очертил композиционные основы (крупные фигуры выдвинуты на передний план и выделены). Он превратил цвет в неотъемлемую часть композиции, причем, в плакатном жанре, с подачи Шере, цвет подчинен линиям, а не наоборот, как в живописи. Сам цвет упрощен, он достаточно плоский, без оттенков и полутонов.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Жанр плаката обрел второе дыхание, когда Франция «родила» импрессионизм. В конце XIX века график Пьер Боннар (Pierre Bonnard) выпустил плакат France-Champagne, где четко прослеживаются каноны, заданные Шере, и специфика, присущая работам импрессионистов. Эта литография и обозначила сложившийся специфический стиль плакатов, заполонивших города в то время и ставших важнейшей частью урбанистического пейзажа. Со временем плакат менялся, но основные каноны — главенство, доминирование линии над цветом, пространственное расположение элементов, «игра со шрифтами», композиция — остались неизменны.

У вас уже появилось желание стать владельцем, например, винтажного советского плаката? Тогда заходите на сайт Very Important Lot и выбирайте лоты на аукционах. Кстати, вполне возможно, что постер, купленный сегодня за разумные деньги, завтра будет стоить миллионы. Прецеденты есть.

Источник

История плаката

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Сейчас напечатать можно что угодно и на чем угодно. Но, придумывая новый плакат, дизайнеры все равно используют визуальные приемы японской ксилографии, французской литографии или швейцарской типографской школы.

Эстетика этих направлений сильно зависела от уровня развития печатной техники. Размер литографского камня, ограничения палитры или набора шрифтов — эти рамки заставляли дизайнеров искать мощные решения, которые работают до сих пор.

Разбираем, как сформировались национальные школы плаката, чем они характерны и во что развились сегодня.

Япония: природа и гейши

Техника. Ксилография — это отпечаток деревянной доски на бумаге. Предварительно резчик срезает на доске фон (те части, которые не должны отпечататься), а рисунок оставляет выпуклым. Краска наносится на выступающие части, а на срезанные — не попадает.

Японская ксилография долго была монохромной: столетиями на деревянную пластину наносили черную тушь, печатая так в основном тексты. В XVIII веке художник Судзуки Харунобу придумал, как создавать полноцветные изображения с помощью всего трех натуральных пигментов: синего, красного и желтого. Нужно взять несколько досок — по одной для каждого пигмента, и при наложении отпечатков получатся новые цвета.

Со временем в японских плакатах пигментов стало больше — печатники использовали уже по 20–30 досок для одного изображения.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Утагава Хиросигэ — «Храм Бэнтэн у переправы Ханэда» (слева). Кацусика Хокусай — «Ирисы и птица» (справа)

Школа. Изобретение цветной ксилографии оказалось своевременным. В Японии периода Эдо появились целые развлекательные кварталы — их огораживали высокими стенами, а внутри размещали театры кабуки, публичные и чайные дома. И им была нужна реклама.

Цветные изображения театральных актеров, куртизанок и гейш назывались укиё-э («картины ускользающего мира»), печатались на отдельных листах и стоили дешево — любой горожанин мог позволить себе десяток ксилографий. Со временем поджанров укиё-э стало больше: пейзажи, цветы, эротические, мифологические и бытовые сюжеты.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Судзуки Харунобу — «Женщина идет в храм ночью» (слева). Тосюсай Сяраку — «Два актера» (справа)

Особенности стиля японской ксилографии связаны не только с техникой печати, но и со взглядом на жизнь как череду ускользающих мгновений, которые не повторятся.

Для укиё-э характерны:

Сегодня японский плакат сочетает национальные графические традиции, мощное западное влияние и уникальную визионерскую, шаманскую образность. Японские графические дизайнеры используют кислотную палитру цветов, психоделические коллажи, тщательно подробную графику и выразительную типографику.

Франция: искусство и новый мир

Техника. Литографию изобрел владелец маленькой типографии Алоизий Зенефельдер в конце XVIII века. И это была революция в печатном деле: не нужно было вырезать рельефные формы (как для ксилографии или гравюры), пигмент наносился на плоский камень.

Если очень просто, процесс выглядит так: изображение наносится литографским карандашом или тушью прямо на камень. Потом его обрабатывают кислотой и покрывают краской. Закрашенные карандашом участки принимают краску, а незакрашенные — отталкивают ее благодаря кислоте. С камня изображение переносят на бумагу.

Школа. В Париже второй половины XIX века бум литографии совпал с другими большими переменами: масштабная перестройка города, бунт молодых художников-импрессионистов против официальной Академии художеств, первые общественные парки, железная дорога, катки, ипподромы, кафешантаны и кабаре.

Литография, которую до сих пор использовали только для печати репродукций, становится самостоятельным искусством. И огромную роль в этом сыграл художник Анри де Тулуз-Лотрек. Он впервые в истории изображает на плакате реальных столичных певцов, певиц и танцовщиц.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Плакаты Анри де Тулуз-Лотрека: слева направо — «Ла Гулю в “Мулен-Руж”», «Аристид Брюан в “Амбассадоре”», «Джейн Аврил», «Японский диван»

Особенности стиля французских плакатов сложились под большим влиянием японской укиё-э. Два с половиной века Япония была закрытой страной, а в 1854 открылась для дипломатов, торговцев, путешественников.

Стиль Тулуз-Лотрека — это микс японских арт-традиций и авторские приемы:

Сегодня быть французским дизайнером — это знать не только Лотрека, но и следующие поколения гениев литографии: Альфонса Муху и художников группы Наби. Поэтому современные плакаты французских агентств и дизайнеров — практически арт-энциклопедия плюс трендовые графические эксперименты.

СССР: кино и пропаганда

Техника. Фототипия — техника, которую использовали еще в XIX веке. Но в плакатном дизайне она появляется благодаря русским конструктивистам.

Типографское клише для фототипии делают на стекле или металле: наносят на основу желатиновую смесь, после обработки засвеченные участки принимают краску, а незасвеченные — отталкивают. Больше света — больше краски, меньше света — меньше краски. Так удается передавать полутона, мягкие тени, градиент — все, что нужно для качественной печати ч/б фотографии.

Школа. Молодые художники, вдохновленные революцией, строят новый мир. И главные искусства в этом мире — плакат, фотография и кино. Вместо «обманчивого» искусства прошлого — честная фиксация жизни. Никаких украшений и лишнего декора, только суть и строгость типографического плаката.

Нет смысла несколько дней убивать на иллюстрацию, когда можно заменить ее фотографией. Главной особенностью языка плаката становится сочетание фотомонтажа и яркой, динамичной типографики. Главными темами — кинопремьеры, реклама и агитация.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Слева направо: Александр Родченко — афиша фильма «Кино-глаз», Антон Лавинский — афиша фильма «Броненосец Потемкин», Сергей Сенькин — «Озеленим цехи»

Особенности стиля конструктивистских плакатов:

Сегодня советский конструктивистский стиль стал интернациональным — найти его признаки можно у дизайнеров по всему миру. Визуальный язык конструктивистов до сих пор считают актуальными, а минималистичную палитру и микс фото и графики используют, например, в современных театральных афишах.

Швейцария: математика и универсальность

Техника. После Второй мировой войны у художника появляется большой выбор типа печати — в зависимости от цели он может использовать линогравюру (подходит для очень больших изображений), высокую печать (если нужен только текст), литографию или офсетную печать.

Графические дизайнеры по всему миру в своих работах берут за основу новые типографские шрифты без засечек — простые и понятные. Именно тогда, например, появляются Helvetica и Universe. У одного шрифта есть несколько размерных вариантов — и это применяют в построении графического ритма плаката.

Школа. В 1950-х плакат используют уже не только локально, для рекламы местных событий и продуктов. Для глобального рынка и международных событий нужен новый язык — объективный, понятный, универсальный. В Швейцарии сразу в двух городах — Цюрихе и Базеле — появляются школы дизайна, которые создают такой язык.

Уже к 1970-м стиль швейцарских кинопостеров, театральных и концертных афиш подхватят дизайнеры по всему миру и назовут Интернациональным типографским стилем. А плакаты Эрнста Келлера, Армина Хофманна и Йозефа Мюллер-Брокманна остаются культовыми до сих пор.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Слева направо: Армин Хофманн для Муниципального театра Базеля, Эрнст Келлер для Музея Ритберга в Цюрихе, Йозеф Мюллер-Брокманн для весеннего концерта оркестра Тонхалле

Особенности стиля швейцарской школы дизайна впервые в истории не связаны с возможностями печати, потому они почти безграничны. Наоборот, создатели типографских шрифтов подключаются к формированию новой визуальной эстетики.

Определить интернациональный швейцарский стиль можно по таким приемам:

Сегодня швейцарские студии графического дизайна продолжают эксперименты с графикой и шрифтами, не просто используют сетку, а делают ее концептуальной частью изображения. А графдизайнер Дафи Кюне вручную печатает постеры с крутым эффектом объемного леттеринга.

Польша: живопись и фантазия

Техника. Офсетная печать — техника, которую используют в типографиях до сих пор. Ее суть в том, что краска с печатной формы переносится сначала на резиновый валик, а уже с него — на бумагу. Форма изнашивается медленно — и это позволяет печатать практически неограниченные тиражи очень быстро.

Школа. Польская школа плаката 1950-х — это арт-вызов цензуре, способ вырваться из рамок соцреализма если не идейно, то визуально.

Агентство художественной пропаганды — организация, которая поддерживала в Польше графиков-плакатистов, но еще и тщательно следила за содержанием их работ. При этом к форме (даже к самой авангардной) претензий не предъявляла.

Художники получили карт-бланш практически на любой визуальный эксперимент. Им не нужно было выполнять требования коммерческого заказчика или соответствовать единому государственному визуальному стандарту. Даже для афиши голливудского фильма можно было создать уникальную авторскую иллюстрацию, никак с фильмом не связанную.

Что такое плакатное искусство. Смотреть фото Что такое плакатное искусство. Смотреть картинку Что такое плакатное искусство. Картинка про Что такое плакатное искусство. Фото Что такое плакатное искусство

Афиши, слева направо: Францишек Старовейский — к опере «Франк V», Ян Леница — к опере «Воццек», Вальдемар Свежий — к фильму «Излучины Миссури», Ян Млодоженец — к спектаклю «Джульетта из снов»

Особенности стиля польской плакатной школы 1950-70-х определить практически невозможно — это максимально разнообразная палитра авторских стилей. Арт в чистом виде, эпатаж и визуальные игры. Но несколько частых приемов выделить можно:

Сегодня польских дизайнеров тоже узнают по уникальному авторскому стилю — это панк, винтаж, минимализм. Концертные афиши Давида Рыского или анимированные ч/б-постеры Малгожаты Гуровской — новая волна польской школы плаката.

Плакатный чек-лист

Плакатная графика сотню лет развивалась внутри национальных школ — со своими задачами, условиями, пассионарными личностями. Сегодня дизайнерское комьюнити космополитично — найти референс для своего проекта можно на другом конце планеты:

#1. Смотри японскую ксилографию, если нужно зарыться в детали и прорисовать узоры.

#2. Изучай французскую литографию, когда нужен смелый плакат для селебрити.

#3. Вспоминай советских конструктивистов, если есть задача говорить прямо и громко.

#4. Узнай все о швейцарской школе, когда нужна универсальная графика и минимализм.

#5. Знакомься с польскими дизайнерами, если нужен чистый арт и наив.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *