Что такое пилот в кино
«Фашизм победил не мифический рядовой Райан» В кино выходит главный русский блокбастер года «Летчик». Как он создавался?
В прокат вот-вот выйдет главный отечественный блокбастер сезона — «Летчик» Рената Давлетьярова, вместо типичного ура-патриотического военного кино предлагающий зрителю практически российский ответ «Выжившему»: Петр Федоров играет здесь пилота сбитого «Ил-2», который в одиночестве пробивается к своим по холодному и смертельно опасному зимнему лесу. «Лента.ру» поговорила с Давлетьяровым о том, чем эта история отличается от судьбы знаменитого летчика Маресьева, почему российскому кино не обойтись без господдержки и какой реакции на фильм он ждет от зрителей.
«Лента.ру»: Каково выпускать рассчитанный на максимально широкую аудиторию фильм в такой сложной эпидемиологической обстановке?
Ренат Давлетьяров: Эта картина вообще все возможные испытания на себе собрала. Это же не первый локдаун. Мы уже снимали, когда в середине процесса гикнулся инвестор — и мы остановились. Потом снова собрались, снова начали снимать, и тут локдаун двухмесячный — остановились. Затем пришлось перенести релиз в первый раз (выход «Летчика» переносили дважды — сначала в мае 2021-го из-за совпадения дат релиза с «Девятаевым» Тимура Бекмамбетова, а затем в ноябре из-за закрытия кинотеатров — прим. «Ленты.ру»). Что, честно говоря, дало возможность доделать на постпродакшне многие вещи. Ни одна из рабочих версий мне не нравилась. И непонятно, в чем дело. Смотрю каждый эпизод, как сыграно, как сделано — вроде бы ничего ужасного нет, а картина мне не нравится. Так что время на осмысление было дано, чтобы как следует все это починить, убрать лишнее. Знаю точно одну вещь: кино начинает получаться тогда, когда ты перестаешь быть влюбленным в собственный материал. Когда уходит вот это — «Боже, сколько мы здесь всего испытали! А как здесь играют! А какой здесь пейзаж!» Эта логика не работает.
Как вообще формировался замысел?
Никого референса не было. Из разных «вспышек сознания» все это складывалось несколько лет. Одна из них — это «Выживший», но только потому что когда человек ползет по зимнему лесу, в сознании всплывает летчик Маресьев.
«Повесть о настоящем человеке» — советский «Выживший» и есть.
Судя по портретам на титрах, вдохновлялись вы далеко не только Маресьевым, но и другими летчиками, тоже потерявшими ноги и тоже вернувшимися в небо.
Во-первых, я хочу сказать, что это фильм не о Маресьеве, конечно
Потому что немедленно начнется: он летал не на штурмовике, а на истребителе, и так далее. Невозможно было про Маресьева снимать — не получилось бы. Потому что не было у него такой девушки, не было схваток с волками, подробностей боев и так далее. Во вторых, меня удивило, что Маресьев был такой не один. Сначала я узнал, что какой-то англичанин, немец и японец летали с ампутированными ногами. А наших — аж целых девять человек. Они и появляются на титрах. Разница в том, что про Маресьева Полевой написал, а про них — нет. А в реальности у них была масса интересных историй. Например, один из летчиков писал, как он тоже был сбит, тоже шел через лес, промерз и к вечеру вышел на опушку леса. А там стоят стога сена, запорошенные снегом. Он разрыл один из них, устроился, заснул, а проснулся от того, что по нему ползут десятки мышей полевых. Я сказал команде: нужно сорок мышей. Петя Федоров залез в стог. Мы запустили мышей. Они ползали по его лицу. Причем не разбегались, а наоборот — тепло же — тут же стали заползать Пете всюду. Какие-то такие сюжеты. Кто-то в церкви разрушенной пережидал. Удивительная вещь — эпизод клевый, но в фильм не клеится и эмоционально не работает. Как ни странно, в монтаже именно те эпизоды, в которых была реконструирована правда.
Как раз обе эти не вошедшие в фильм сцены — со стогом и мышами и с разрушенной церковью — как будто совсем напрямую отсылают к «Выжившему», где герой и в труп лошади залезал, и церковью галлюцинировал.
Вопрос один — насколько долго ты можешь в отсутствие слов на человека смотреть. С вырезанными эпизодами у нас получался час такого времени, если не больше. Как бы ты ни был увлечен, это очень тяжело воспринимается. В «Выжившем» все-таки есть, кроме галлюцинаций и воспоминаний героя, еще и Том Харди со вторым персонажем, идет параллельный монтаж, и ты немножко балансируешь между ними. А у нас нет, и поэтому нужно было сокращать. Повторю, что это возможно, только когда ты понимаешь, что перестаешь влюбленными глазами смотреть на свой материал.
По сравнению с вашими предыдущими фильмами — особенно военными, как «А зори здесь тихие» и «Донбасс. Окраина» — «Летчик» выглядит довольно сдержанным, не пытается все время впечатлить.
Все зависит от материала. «Зори» — это повесть Васильева, там в принципе все прописано. Совсем небольшие были домысливания. Здесь-то я основной автор сценария был, потому что никто не знал, как это развивать вообще. Фильм начинался с придуманного кадра. Заснеженный лес, летит сорока, мы летим с ней, ее крыло отодвигается — а там река внизу и льдина, на которой лежит в темном комбинезоне летчик. С этого фильм на уровне сценария начался. И потом начали писать, отталкиваясь от этого кадра. Конечно, было сложно с воздушными боями — по каждому из них надо было, по сути, либретто написать. Опыта никакого, потому что ни на штурмовике, ни на истребителе я не летал и не сбивал немецкие самолеты. Мы с супервайзером — когда еще сценарий не был готов — сидели, как дебилы, с самолетиками игрушечными. Играли с ним в самолетики: где камера, кто куда летит, кто куда стреляет. Такое изобретение было боев. А логика выживания героя в лесу, которое мы примеряли на себя, была такая: я иду через лес, я ранен, голоден, под снегом нашел бруснику, брусничный лист заваривается и помогает бронхам. Но ведь нужно вскипятить воду. Так что долбишь снег, раскалываешь лед, какие-то камни бросаешь в костер — и ими кипятишь воду. Иногда просто доходили до какого-то места, где заводили героя в драматургический тупик — и три недели не могли понять, что должно произойти, чтобы он оттуда выбрался. И так шаг за шагом появлялся фильм.
Вы когда-то говорили, что в режиссуре вынужденно — потому что с вашими продюсерскими проектами другие постановщики не справлялись. Сейчас уже режиссером себя чувствуете?
Я как-то об этом не задумывался. Я в кино всю жизнь. Наверное, да, чувствую. Такие картины, такого объема и масштаба, ты не поднимешь, если не стоишь на вершине снежной горы. Это все сложно. Адский труд всех людей. Я уж не говорю про авиацию. Когда зимой невозможно летать, когда за семь дней ты снимаешь 40 минут — оплатив аэродром. Или простая вещь. Ты стоишь в лесу. Репетировать ты не можешь. Это девственный снег — ты не можешь туда пустить группу, потому что это все равно, что стадо оленей пробежит сразу же. Поэтому ты рассчитываешь каждый шаг. Хорошо, когда в кадре только Петя Федоров. У меня не было никакого кастинга на эту роль, я его взял сразу же. А с молодыми артистами иногда съемочный день оказывался выкинут на помойку. А это означает, что снег просто граблями не выровняешь — надо поднимать всю аппаратуру, все вещи, всех людей и искать другое место в лесу.
Ни одного простого съемочного дня у нас не было
Все, что вы описали, это кинопроизводство на сверхусилии. Нет ощущения, что зритель уже наелся военным кино?
Я об этом не думаю. Если меня эта история цепляет, то дальше молишься богу, чтобы это было интересно еще кому-то. Во всяком случае, у меня так. А реакция публики это самое главное для меня. Хотя публика неоднородна. Есть немногочисленная категория зрителей, у которых два навязчивых убеждения. Первое — «все кино в России придумано для того, чтобы распилить бюджет». Я знаю даже одного чиновника, который так именно и считает. Что все это ерунда, что адский труд сотен людей на морозе в снегу, в говне, сценарий, подвиги, — все придумано, чтобы украсть один миллион рублей. Вторая идея фикс — ремейк это или не ремейк? Я не могу найти истоков этих шизофренических исследований. Относительно американских фильмов они не задумываются или не знают, что «11 друзей Оушена», «Идеальное убийство», «Лицо со шрамом» — это ремейки. Вот и сейчас жду, что все эти знайки начнут обсуждать в парадигме «ремейк это или не ремейк» и сравнивать фильм «Летчик» с картиной «Повесть о настоящем человеке».
Фильмы и Сериалы 12+
«До самого финального кадра главный герой доказывает, что разум сильнее тела». Почему нельзя пропустить фильм «Летчик»
Актерская самоотдача на уровне подвига: Петр Федоров сбросил 15 кг и отказался от утепления
Главный герой фильма — военный летчик, подбитый при выполнении операции под Москвой зимой 1941 года. Николай Комлев получил ранение, но выжил и несколько дней пробирался к своим. Персонажу Петра Федорова приходится переплывать ледяные реки, преодолевать буреломы, проваливаться в снег и противостоять голодным волкам, рискуя в любой момент быть пойманным фашистами, которые объявили на него настоящую охоту…
режиссер, сценарист и продюсер
На съемках ему было несладко. Он то от волков убегает, то в огне горит, то в снегу ползет, то в ледяной реке плывет. И в Пете я был уверен, знал, что он не превратится в капризную девочку и не скажет, что ему холодно и мокро.
Холодно и мокро Федорову было практически всегда — съемки проходили в настоящем зимнем лесу, а актер отказался от дублеров и через все испытания героя проходил самостоятельно. Но для полного погружения артисту этого показалось мало, и он сбрасывал вес по ходу съемок, чтобы, как и его герой, выглядеть все более и более изможденным. Всего за время проекта Федоров похудел на 15 кг.
Я не видел в этом большой необходимости, но актер выбрал такой путь, и я согласился. Честно говоря, я бы назвал это подвигом. Еще и потому, что в какой-то момент у нас был форс-мажор, отложилась съемка, но Петя продолжал держать этот страшный вес. Потом мы приготовились к съемке, но наступил локдаун, и когда мы просто встретились с ним пообщаться, я честно думал, что сойду с ума, это невозможно было – у него фактически торчали ребра… Он продержал год этот вес!
Но и на этом Федоров не остановился — вопреки настойчивости съемочной группы он отказался от специально придуманного утепления и в мороз до —20°C по несколько часов проводил в сугробах без дополнительной защиты. После таких испытаний самому отрастить бороду и усы по просьбе режиссера было для него скорее приятной мелочью.
Где боль, где лишения, где опасность – там мой дом. Чем опаснее, тем мне легче: ничего не приходится играть! Как только мы добрались до леса, ничего не пришлось придумывать.
Абсолютное погружение: реальная техника военных лет и живые волки
С начала 2019 года масштабные съемки картины проходили в Москве, Подмосковье, Новгородской и Калужской областях, павильонах «Мосфильма». Производство проекта было приостановлено из-за пандемии и вновь запущено летом 2020 года. Как для съемок любого исторического фильма, для «Летчика» улицы Москвы пришлось преобразить. Демонтировали современные дорожные знаки, автоматы для оплаты парковки и воссоздали атмосферу военных лет: заклеили окна крест-накрест, привезли настоящий аэростат, который применяли во время войны для заграждения.
Но Ренат Давлетьяров и компания пошли на один уникальный шаг — сняли настоящий военный самолет, хотя действующая техника периода Великой Отечественной войны в кино появляется крайне редко. Мало того, что штурмовик ИЛ-2 вошел в кадр, он полетел!
У машины уникальная судьба. Во время одного из боевых вылетов он получил повреждения, и летчик Валентин Скопинцев был вынужден посадить его на лед. Перед смертью он оставил сыну карту с указанием места посадки. Машину нашли, отправили в Новосибирск на реставрацию и довели до летного состояния. В фильме ей управляет заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук.
Мы работали на высоте 5-7 метров в условиях ограниченной видимости. Нам приходилось совершать разные маневры, удивлять рыбаков и местных жителей, но, тем не менее, сложнейшая задача выполнена, и я считаю, что именно с этим самолетом такие кадры получены впервые.
Настоящими на съемках были не только самолеты, но и животные: волки, от которых убегает герой Петра Федорова, были с артистом в одном кадре и несколько дней пугали жителей близлежащих деревень.
Волки, конечно, классные, но в то же время глупые и страшные, и они считаются совершенно не дрессируемыми. Во время съемок нападения на моего героя у костра я наблюдал за дублером и думал: «Жалко, что волка не очень хорошо видно, зрители подумают, что это собака, а это ведь реальный волк!»
Трогательная история любви: женщина, как символ Родины
Главный источник сил для Комлева, то, что заставляет его преодолевать нечеловечески трудные препятствия, чтобы выжить — любовь. Перед отправкой на фронт герой спасает от бандитов артистку театра оперетты Ольгу, которая становится его женой. Ольгу сыграла Анна Пескова («Тест на беременность», «Прощаться не будем»), которой на съемках пришлось полностью обнажиться. По словам создателей, откровенный эпизод важен был, чтобы понять мотивацию героя: через все лишения его гонит не абстрактная любовь к Родине, а любовь к женщине, ее живому теплу, тому, с чем Родина для него ассоциируется.
В нашем фильме не только война. В нем есть сильная любовная линия, которая появилась, поскольку нашей задачей было рассказать жизненную историю. Ведь именно мысль о доме, о родных, о любимой – это то, что помогало не сдаваться солдатам даже в самых страшных ситуациях. До самого финального кадра главный герой доказывает, что разум сильнее тела. И поэтому наш фильм будет понятен и интересен любому зрителю.
В широкий прокат выходит фильм «Летчик»
Киномир в ожидании громкой премьеры. Уже послезавтра в широкий прокат выходит фильм «Летчик». Это — военная драма о подвиге, преодолении себя и, конечно, большой любви. В основу легли реальные истории советских героев. Сами съемки проходили в сложнейших условиях — минимум спецэффектов. Задействовали настоящие боевые машины времен Великой Отечественной.
Декабрь 41-го. Фашисты рвутся к Москве. Летчик Николай Комлев получает приказ уничтожить танковую колонну.
Задание выполнено, но самолет подбит зенитками. И вот уже два «Мессершмита» на хвосте. Силы не равны: истребители против штурмовика. Николай сажает машину на поле.
Николай изо всех сил старается выжить. И не только потому, что любит жизнь, а потому что просто любит.
«У меня образ собирательный, образ женщин войны, которые верили, надеялись, ждали и любили. Их вера и надежда была настолько сильна, что она возвращала своих героев с войны», — рассказывает актриса Анна Пескова.
В фильме минимум спецэффектов. Все по-настоящему. И когда Петр Федоров в кадре синеет от холода, это не грим.
«Когда ты касаешься темы Великой Отечественной войны, ты должен быть максимально правдив. Поэтому и отсутствие грима, живые самолеты, живые танки, огонь, и Федоров, действительно ест промерзшую рыбу, выковоренную изо льда», — рассказывает режиссер Ренат Давлетьяров.
И самолет в фильме настоящий, времен Великой Отечественной, а не нарисованный на компьютере. Потому сценарий воздушных боев режиссер прорабатывал особенно тщательно.
Снимали с вертолета. И в этом сложность. У вертолета максимальная скорость 230 километров в час, а у Ил-2 минимальная — 190. Очень узкий диапазон, в котором они могут летать вместе. За штурвалом Ил сидел опытный летчик-испытатель, но даже ему было нелегко.
«Некоторые сцены приходилось снимать на высоте 2-3 метра. Полет на маленькой скорости на небольшой высоте он вдвойне опасен в случае какого-то сваливания», — отмечает летчик-испытатель Владимир Барсук.
Судьба самого самолета во многом перекликается с сюжетом фильма. В ноябре 1943 года его в Мурманской области сбили фашисты. За штурвалом Валентин Скопинцев. Он посадил Ил-2 на лед озера. Несколько километров старший лейтенант нес раненого стрелка до своих. Донес. Спустя десятилетия сын летчика Олег организовал экспедицию и в 2012 году нашел на дне самолет отца.
«Когда машина была поднята на поверхность, первым, кто трогал ручку после рук отца, был сын летчика, а после него внук летчика. Оба держались за ручку пилота, и это был очень эмоциональный момент», — рассказывает президент фонда “Крылатая память Победы” Борис Осятинский.
В корпусе 55 пулевых отверстий. Реставрировали Ил пять лет. И поставили его на крыло, более 60% деталей — оригинальные. Уникальный случай в истории мировой авиации.
Самолет выглядит, как новый, и даже не верится, что ему 80 лет, из которых 70 он провел под водой. Но если присмотреться, то можно увидеть отверстие. Это — след от попадания 20-миллиметровой фашистской зенитки. Реставраторы специально его оставили в память о боевом пути штурмовика.
Николай Комлев — собирательный образ героя. Конечно же, первым в этой связи вспоминается подвиг Алексея Маресьева. Но во время Великой Отечественной было девять советских летчиков, которых сбили, они ценой невероятных усилий смогли прорваться к своим, лишились ног, но вернулись в небо. Про них рассказано в финальных титрах фильма.
ТОП 29 лучших фильмов про летчиков и авиацию
Фильмы про военных и гражданских летчиков традиционно пользуются большой популярностью у зрителей. Люди этой опасной и романтической профессии кажутся небожителями, представителями особой породы, храбрыми, отважными, иногда безрассудно смелыми. Им посвящено множество картин – художественных, документальных, в различных жанрах – от драмы до фантастики. Ниже представлен список наиболее популярных, лучших кинолент.
«Последний отсчет» (1980)
Этот фильм про морскую авиацию соединяет в себе реальную историю и выдумку. Авианосец «Нимиц» попадает во временной шторм и перемещается на 40 лет назад, за несколько часов до атаки японцев на Перл-Харбор. Перед моряками и летчиками стоит дилемма: вмешаться и изменить ход истории, или же ничего не делать, чтобы не вызвать непредсказуемые последствия.
«Железный орел» (1986)
У юного Дага Мастерса есть пример – его отец. Дага не берут в летную школу, но ему нужно спасать отца, попавшего в плен. Парень при помощи друга отца бросается на помощь, воспользовавшись военным истребителем.
«Красные хвосты» (2012)
Расизм в американской армии, особенно в авиации, закрывал путь в небо многим талантливым чернокожим летчикам. Главный герой, обожающий самолеты, сумел преодолеть многочисленные препятствия, и собрал первый воздушный батальон из афроамериканцев.
«Эскадрилья Лафайет» (2006)
Первая мировая война. В состав эскадрильи «Лафайет» входят летчики из государств, не воевавших с Германией. На фоне трагических событий развивается романтическая любовная история.
«Взвейся в небо» (2012)
Южнокорейское кино не часто балует публику фильмами на такую тематику. Главный герой совершил уникальный летный маневр, но сорвал авиашоу. Его переводят в другой авиаотряд, где он сталкивается с другим пилотом, его антагонистом.
«Полет Нарушителя» (1991)
«Нарушитель» – это палубный всепогодный бомбардировщик А-6. Он способен летать в экстремальных условиях, но не имеет вооружения на борту. Летать на нем могут только настоящие асы. Главному герою предстоит опасная миссия без малейшей защиты. Он может рассчитывать только на друзей и на свой самолет.
«Зияющая синева» (2001)
После оккупации Чехословакии фашистами и расформирования ее армии несколько летчиков бегут из государства и продолжают борьбу с врагом в рядах Королевских ВВС Великобритании.
«Красный Барон» (2008)
Манфред фон Рихтгофен, прозванный «Красным Бароном» из-за дворянского титула и красного цвета самолета, – историческая личность, «ас из асов». Его чувство справедливости и благородство проявляется даже на войне, что оценили и друзья, и враги.
«Рыцари неба» (2005)
«Лучший стрелок» (1986)
На фоне виртуозных полетов на истребителе развиваются сложные отношения между главным героем и инструктором авиаучилища. Фильм Тони Скотта давно стал легендой и творческим достижением Тома Круза.
«Мидуэй» (2019)
В битве у атолла Мидуэй в Тихом океане участвовали не только военные корабли, но и многочисленные самолеты. В отчаянной попытке переломить ход войны многие летчики погибли, но не уступили врагу.
Страна: США, Китай, Гонконг, Канада
Рейтинг: «КиноПоиск» – 6.518; IMDb – 6.7
«Ураган» (2018)
Польский летчик после разгрома Польши фашистами вступает в ряды Королевских ВВС Великобритании, чтобы оказать достойный отпор врагу.
«Бомбардировка» (2018)
Вторая японо-китайская война. Из-за переноса китайского правительства из Нанкина в Чунцин японские военные решают полностью уничтожить город. Предстоит ужасная бомбардировка.
«Небесный охотник» (2017)
В элитный отряд летчиков входят только настоящие асы. Они противостоят опасным террористам.
«Истребители» (сериал, 2013)
События разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Двое молодых летчиков попадают в летную школу и узнают, что вскоре им предстоит отправка на фронт.
«Вечный ноль» (2013)
Брат и сестра изучают прошлое своей семьи, чтобы выяснить информацию о дедушке, который погиб во время Второй мировой войны.
«Крылья славы» (2013)
Художественные фильмы производства ЮАР – редкость в прокате. Этот фильм рассказывает историю летчика, который во время Второй мировой войны решил, что он обязан принять участие в борьбе с фашизмом. Будучи сбитым в тылу врага, он с командой ищет пути спасения.
«В белом плену» (2012)
В воздушном поединке над Норвегией немецкий и британский самолет падают, но пилоты выживают. В результате врагам предстоит выживать в суровых зимних условиях, что приводит к сближению вчерашних противников.
«Авиатор» (2004)
Говард Хьюз – чрезвычайно успешный и удачливый молодой бизнесмен, обожающий небо и самолеты. Но в его характере и поведении наблюдаются некоторые странности.
«Стелс» (2005)
Искусственный интеллект настолько хорошо летает на боевом самолете, что решает самостоятельно принимать важные решения. Это приводит к ряду существенных проблем для людей и самого БПЛА «Эди».
«Воздушный маршал» (2014)
В ходе межконтинентального воздушного рейса маршал получает угрозы от террориста, который стремится подставить представителя власти. Воздушному маршалу ничего не остается, как попытаться вычислить преступника.
«Горячие головы» (1991)
Саботаж на авиабазе? Не проблема, с ней разберется Топпер Харли – талантливый летчик-ас с серьезными психологическими проблемами. Эта удачная пародия на «Лучшего стрелка» доставит огромное удовольствие зрителям.
«Красавица Мемфиса» (1990)
Этот военный фильм вовсе не про летчиц. «Красавица Мемфиса» – это бомбардировщик типа «летающая крепость». Кино снято по документальному фильму и посвящено последнему боевому вылету «Красотки».
«Чудо на Гудзоне» (2016)
Совершить аварийную посадку на водную поверхность реки Гудзон, не задеть мосты и высотки Манхеттена и не потерять ни одного человека из 115 при этом – настоящее чудо. Фильм основан на реальных событиях.
«В бой идут одни старики» (1973)
Во время Второй мировой войны на подготовку военных летчиков отводилось слишком мало времени. Новички вынуждены были становиться асами или погибать. «Поющая эскадрилья» капитана Титаренко стала живым памятником всем героям, отдавшим свои жизни в 1941-1945 гг.
«Три процента риска» (1984)
После аварии летчика-испытателя отстраняют от полетов. Его заменяют другим пилотом, который вынужден провести последние 10 испытательных вылетов, хотя планировал отпуск.
«Воздушный бой» (2020)
В 1943 году женщины-летчики подвергались насмешкам мужчин-пилотов. В бомбардировщике Б-17 героине придется занять место пулеметчика в нижней части самолета. Оттуда она замечает японский истребитель. Но на крыле ее самолета сидит нечто невероятное.
«Линия горизонта» (2020)
Оказаться в летящем самолете, у пилота которого случился сердечный приступ – то еще удовольствие. Но вариантов нет – нужно спасать жизни.
«Экипаж» (2016)
Абсурдный приказ становится причиной закрытия для Алексея военной авиации. Теперь ему доступны только пассажирские перевозки. Командир судна и второй пилот-женщина существенно осложняют ему адаптацию. Но только вместе они смогут спасти пассажиров.