Что такое пилигрим в истории
Значение слова «пилигрим»
[Итал. pellegrino от лат. peregrinus — чужестранец]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПИЛИГРИ’М, а, м. [от латин. peregrinus — чужестранец] (книжн.). Паломник, богомолец, идущий на поклонение т. наз. святым местам (истор.). || перен. Странник, путник.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пилигри́м
1. истор. странствующий богомолец; паломник ◆ Но я глядел на вас благоговейно, как благочестивый пилигрим глядит на святыню, но я довольствовался тем, что приносил вам жертву безмолвно в сердечной глубине моей. Гоголь, «Письма 1836—1841 гг.», 1836—1841 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это монахи небывалых монастырей, пилигримы, которые век свой ходят от Хитровки до церковной паперти или до замоскворецких купчих и обратно. В. А. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1934 г. ◆ Истощенные, шатающиеся от усталости и болезней пилигримы сотнями умирали в преддверии святынь, которые грёзились им на тернистом пути в Палестину. Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. странник, путник ◆ Я утешал его, объяснял, что вообще-то и герань не русский цветок, герань пилигрим с далёкого юга планеты… Виктор Конецкий, «Начало конца комедии», 1978 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Потомки пилигримов, в своё время решивших освоить далёкий континент, занимают четвёртое место по соотношению численности миллионеров с общей численностью этой демографической группы. А. Шубин, «Путь к благополучию», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: премиальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пилигримы: история сакральных путешествий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Несмотря на то, что слово «пилигрим» уже довольно давно утратило свою былую актуальность, оно все еще присутствует в нашем активном словаре, удивляя и своей многогранностью, и количеством современных понятийных маркеров.
Сколько смысловых оттенков у этого термина сегодня и какие из них имеют для нас особое значение – разберемся по порядку.
Пилигрим — это.
Самый краткий и исчерпывающий ответ можно найти в «Словаре иностранных слов» А.Н.Чудинова. Там уточняется, что слово «пилигрим» произошло от латинской основы «peregrinus», образовавшейся в результате слияния двух частей:
В итоге получился термин «peregre», который использовался в значении «вне отечества, вне дома, за границей, в чужих краях», а смысл самой основы «peregrinus» конкретизировался до понятия «иностранец, чужеземец».
Со временем – уже в романских языках, объединенных общим латинским предком, – появилось слово «pellegrino», которое использовалось как в своем непосредственном значении («богомолец, идущий к святым местам, паломник»), так и в обобщенном, более широком смысле («странник, путешественник, путник»).
Примечательно, что – согласно данным «Этимологического словаря» М.Фасмера – в русскую речь это слово проникло не из романского первоисточника, а из раннегерманских языков, где термин «pelegrîme» использовался примерно с III-IV веков.
Однако особую актуальность он приобрел гораздо позже, когда паломничество как таковое стало массовым явлением не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
После создания в XII веке духовно-рыцарского Тевтонского ордена, призванного защищать паломников (а на деле – бороться с нехристианами), появилось и другое понятие – пилигримы-крестоносцы.
По сути, это были участники Крестовых походов, которые «принимали крест» перед тем, как отправиться в Святую Землю.
Сами «принявшие крест» именовали свои путешествия «хождениями» и «паломничествами», но все прочие сограждане обычно называли это «пилигримством», а таких вот странствующих вероборцев – просто пилигримами.
Паломничество к святыням – как все начиналось
Идею пеших путешествий к святым местам давно и полномерно эксплуатировали практически все религии, но только на рубеже IV-V веков паломничество обрело истинно сакральный смысл, превратившись в общепризнанное доказательство набожности.
В такие походы могли отправиться представители любых сословий, что оказывало достаточно ощутимое влияние как на культуру, так и на общество в целом.
Это была так называемая эпоха Поздней Античности, основной чертой которой стала легализация христианства, осуществленная Константином Великим в Римской империи (313 год), и последующее присвоение христианству статуса государственной религии.
Церковь как орган управления только формировалась, и основные ее усилия были направлены на укрепление власти.
Понятно, что паломничество стало вполне действенным инструментом для этих целей, а священнослужители всеми силами поддерживали желание верующих отправиться чуть ли не за тридевять земель, чтобы:
Уже из одного только списка таких вот «богоугодных» целей можно заключить, что пилигрим – это верующий, который отправляется в паломничество по религиозным мотивам.
И таких странствующих богомольцев в те времена было очень много – в основном благодаря тонкой политике Рима, направленной на подчинение людей господствующей во всех сферах жизни религии.
Дети, вне зависимости от сословия и благосостояния семей, воспитывались не только в страхе перед карой божьей, но и на постулатах, что главное в их жизни – делать «все» во имя спасения своей души, которой не кто иной, как господь даровал бессмертие.
И первое из этого самого «все» – любить бога и беспрекословно подчиняться его служителям. Так что никому и в голову не приходило оспаривать эти первоистины, а если кто и сомневался, то выход тут же подсказывали церковники – отправиться к святым местам, чтобы укрепиться в вере.
Что касается христианских паломников, то вплоть до начала Высокого, или Классического, Средневековья (а это примерно XI-XII вв.) для них существовало только три особо значимых святыни, к которым круглый год устремлялись многолюдные потоки пилигримов, предельно изможденных из-за лишений и трудностей пеших походов:
Позже, в разгар Средневековья, для паломничества к Святой Земле и некоторым европейским реликвиям начали создаваться специально организованные общества пилигримов, у которых могли быть разные атрибуты, но единая для таких сообществ эмблема: круглая двустворчатая морская раковина, нередко используемая в путешествии как компактная дорожная посуда.
Эта эмблема, будучи своеобразным символом святости, традиционно именовалась «гребешком святого Якова».
В дороге пилигримы носили ее на виду, прикрепив к головному убору, а по возвращении домой заделывали ракушку в стену своего жилища, чтобы она служила наглядным свидетельством того, что хозяин этого дома весьма набожен и благочестив, поскольку совершил путешествие к святыням.
Пилигримы в других религиях
Верующие люди, к какой конфессии они бы ни принадлежали, странствуют не только ради поклонения святыням – все они ищут душевного спокойствия и стремятся обрести хотя бы кратковременное единение с близкими по духу людьми.
В принципе, особой разницы в паломнических странствиях приверженцев разных вероучений нет, разве что святые места и реликвии отличаются.
Так, в частности, для пилигримов-мусульман существуют, помимо Иерусалима, еще два центра притяжения – Мекка со своей Заповедной мечетью (Великая Аль-Харам) и утопающая в зелени Медина со своей знаменитой мечетью Аль-Масджид-ан-Набави из нежно-розового гранита, где, по преданию, жил, проповедовал и затем был погребен сам пророк Мухаммад.
Жители Индийского субконтинента – практически все индуисты, а в этом вероучении считается большой заслугой совершить паломничество в один из семи городов, которые уже несколько тысячелетий почитаются как священные, потому что там побывал и какое-то время обитал верховный творец Вишну:
Каждый паломник, которому удастся в течение жизни посетить хоть одно из семи мест обитания четырехрукого божества, обретет ясность и свет (или, как еще индусы это называют, «особое духовное освобождение»).
Немного иначе обстоят дела с буддизмом (это что?) и ламаизмом. Здесь существует такое понятие, как кора – ритуальный обход святого места или какой-либо святыни.
По сути, это просто хождение с молитвами вокруг реликвии или молчаливое движение по часовой стрелке в цепочке других богомольцев. У буддистов этот ритуал используется и в качестве паломничества, и в качестве одного из видов медитативной практики.
Помимо этого у буддийских пилигримов, в частности, есть свои места притяжения, и основное из них – монастырь Джоканг в городе Лхаса, исторической столице Тибета.
Храмовый комплекс на территории монастыря занимает свыше 25 тыс.кв.м, а на ритуальном пути вокруг него расставлены не только молитвенные барабаны для начитывания мантр, но и множество торговых рядов, способных обеспечить всем необходимым почти два миллиона паломников, приходящих сюда ежегодно.
Вместо заключения
Ну вот, надеюсь, мы достаточно детально разобрались с прямым значением понятия «пилигрим»: кто это такие, что вынуждает этих людей отправляться в нелегкие пешие походы, куда они держат путь и что в итоге находят.
Что касается обобщенного значения этого термина, то очень многие из прагматичных современников совершают паломничества, пусть и не в том смысле, каким наделяют его религиозные паломники.
Но тем не менее практически любого человека можно назвать пилигримом, потому что у каждого из нас свои святыни и каждый из нас предпринимает к ним свое – личное, индивидуальное – путешествие, потому все мы, как и странствующие богомольцы, стремимся к духовному совершенству.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Классный текст! Нашла все ответы по теме! Спасибо!
Если у человека есть какая-то духовная цель, то любое тихое путешествие в одиночестве может помочь в ее достижении. Совершенно не обязательно выбирать места, которые по общепринятому мнению имеют какую-то силу.
Прежде всего слово ассоциируется с Индией. С местечком Варанаси, грязной рекой Ганг по которой плывут трупы умерших. Как в грязной воде совершают омовение пилигримы, а на берегу коптят кремационные костры.
Средневековая Европа. Кто такие пилигримы?
Влияние католического духовенства в Европе со времен его официального признания только увеличивалось. Рим вел тонкую политику невидимого для людей их подчинения религии. Страх за спасение своей бессмертной души дети познавали раньше, чем все остальное. Любить бога и слушать его служителей — первые уроки в жизни. Человеку Средневековья просто не приходило в голову отрицать эти постулаты.
Люди пообразованней и познатней, знакомые с политикой, властью и роскошью, конечно, не принимали все так серьезно, но использовали религию как универсальное средство управления людскими массами и их подчинение.
Насаждение всеобщего благочестия привело к зачаткам религиозного фанатизма, позже оно выльется в крестовые походы, затем в религиозные войны, Инквизицию и, как следствие от давления — возникшее сопротивление в форме Реформации и других еретических движений.
Но сначала появились пилигримы — безобидные странники к Святым местам в Палестине. Иерусалим, Святой город с Гробом Господа, манил богомольцев. Особо впечатлительные и благочестивые, запуганные священниками, не имели смысла в жизни, кроме как замаливать свои грехи. Многие уверяли себя, что возлюбили бога, а кто-то действительно проникся страданиями Христа и во что бы то ни стало хотел увидеть места, где жил и погиб Спаситель.
Люди толпами шли в Иерусалим. Образовались различные организации для охраны пилигримов и помощи им — орден Госпитальеров (Иоаннитов) и позже, уже после Первого крестового похода — орден Тамплиеров. Правда, Тамплиеры быстро забудут, для чего они созданы: алчность и жажда власти станут идолами рыцарей-храмовников под маской служения богу.
Вообще, движение пилигримов в Палестину началось еще давно — с III в. н. э. В то время странники шли в Святую землю осознанно, без манипуляций со стороны духовенства. Но это привлекло внимание церковников, стремившихся контролировать все сферы жизни людей и начались злоупотребления. Власть имущие во все времена искали и находили средства управления сознанием людских масс.
В XI в. церковное покаяние заменили пилигримством и согрешившие в наказание шли за прощением в Святую землю. Но не так просто было отправиться в паломничество по собственному желанию. Будущий богомолец должен был сначала получить разрешение епископа: вдруг он из праздного любопытства? Так не пойдет. Или работай и плати налоги, или служи примером истинного благочестия.
Пилигримы не имели никакой защиты в пути, кроме креста. Фанатично религиозные, они не боялись никакой опасности, порой даже не пытаясь ее избежать. Воспринимали все как ниспосланное свыше и неизбежное: испытаниям нельзя сопротивляться. Знатные люди тоже становились пилигримами, но отправлялись в путь часто в сопровождении свиты.
Наиболее известные сеньоры, предпринявшие паломничество к Святым землям — Роберт Фландрский и граф Барселонский Беренгард II (XI в.). Фулько Черный, граф Анжу, оставил в Палестине о себе хорошую память. Богатства позволяли графу раздавать щедрую милостыню. Бывший всю жизнь жестоким, вдруг, поддавшись голосу совести и общественному осуждению за свои деяния, граф Анжу отправился замаливать грехи. Дух благочестия действовал на всех: и на бедняков, видевших в вере единственное утешение своей убогой жизни, и на сеньоров.
У богатых пилигримов было, конечно, больше шансов вернуться на родину. Но бывало, что и они погибали в пути. Роберт Дьявол, герцог Нормандский, человек весьма суровый и беспощадный, закаленный в боях, отправился на богомолье, невзирая на то, что оставил малолетнего незаконнорожденного сына Вильгельма (будущего Завоевателя Англии) одного, в окружении враждебно настроенных баронов. Герцог домой не вернулся — он умер в Никее.
Если удавалось страннику прибыть живым к Иерусалиму, ему надо было отдать золотую монету за вход в Святой город. Откуда у наверняка ограбленного в пути бедняги золотой? Он и ел — не помнил когда в последний раз… Пилигриму оставалось бродить под стенами Иерусалима, ради которого он столько вытерпел, и не иметь возможности войти внутрь. Часто они так вот и погибали под стенами Святого города от голода, жажды или от рук особо нетерпимых к чужой вере мусульман. Однако, несмотря на такие трудности и опасности, пилигримов становилось все больше.
Для многих было счастьем умереть там, где закончил свой земной путь Спаситель. Если же странник возвращался домой, то становился примером для всех и наделялся особой святостью. Положение его становилось привилегированным.
Особенно много пилигримов уходило в паломничество в ежегодный праздник Пасхи. Целые толпы стекались в Иудею для празднования этого важного для христиан праздника. Но перед этим толпы проходили через страны, города и деревни. Порой для населения это становилось кошмаром, несмотря на миролюбивый настрой странников, люди их побаивались.
К примеру, в 1054 г. епископ Камбрэ Лиутберт отправился в путь в сопровождении трех тысяч пилигримов. В народе паломникам к святым местам, странствовавшим толпами, дали название — войска Господни. Как бы предугадывая вот-вот наступавшие времена крестовых походов, куда отправятся уже пилигримы-воины.
Первые поселенцы в США были святошами-убийцами
Навсегда вошедшему в английскую историю судну Mayflower, которое доставило в Новый Свет первых европейских поселенцев, прозванных отцами-пилигримами, в 1620 году настолько не придавали никакого значения, что даже не удосужились зарегистрировать его в портовой книге Плимута.
Кто такие отцы-пилигримы
Mayflower перевозил мужчин, женщин и детей, большинство из которых были пуританами, религиозными инакомыслящими, но всех их теперь называют отцами-пилигримами, прибывшими из портового города Плимута к устью, как им казалось, реки Гудзон. На самом деле, после 66-дневного плавания по волнам Атлантики они сбились с курса и высадились на землях индейского племени вампаноагов (буквальное значение «люди первого света»), которые проживали в этих краях более 12 тысяч лет. Сейчас эти края являются частью штата Массачусетс.
В начале 17-го столетия местное население не превышало 15 000 человек, которые проживали как на побережье современного штата Массачусетс, так и в глубине. Индейцы не просто помогли европейским пришельцам выжить, но также поспособствовали возникновению нынешнего национального праздника США Дня благодарения.
Отцов-пилигримов частенько используют в качестве мифа о происхождении США, хотя англичане прибыли в Северную Америку позднее прочих. Хуан Понсе де Леон исследовал Флориду еще в 1513 году, а к 1565 году у испанцев было поселение в Сент-Огастине, в то время как французские гугеноты пытались, но не смогли основать колонию на побережье нынешней Южной Каролины в 1562 году.
Святоши с окровавленными руками
Примерно за 35 лет до Mayflower два корабля отправились из Плимута, чтобы исследовать побережье Северной Каролины, а в следующем году была основана колония Роанок, но к 1590 году все поселенцы пропали без следа. В конце концов в 1607 году англичане укоренились в колонии Джеймстаун, штат Вирджиния. Первые поселенцы из Европы пришли сюда не столько торговать, сколько обращать в рабов коренных американцев. Это случилось задолго до прибытия якобы набожных паломников.
Хотя мифология представляет их как яростных критиков англиканской церкви, стремящихся к свободе вероисповедания, они все же решили пересечь Атлантику из-за отсутствия экономических возможностей.
Но религиозная свобода и экономические возможности для англичан дорого обойдутся вампаноагам. К тому времени, когда прибыли английские пилигримы, аборигены уже были знакомы с европейцами, в том числе и с ужасными болезнями, которые они принесли. За несколько лет до того, как пассажиры Mayflower высадились на берегах, чума уничтожила около 70% местного населения. Ослабленные вампаноаги были готовы заключить союз с англичанами, чтобы держать в страхе своих соперников наррагансеттов.
«Это были люди, которые приехали сюда за своей религиозной свободой, потому что они не могли поклоняться так, как им заблагорассудится в своей стране, и все же, когда они приехали в эту страну, у них, похоже, не было такой же терпимости к людям, с которыми они встречались здесь, несмотря на то, что вампаноаги делали все, чтобы помочь им», — сказала в интервью «Гардиан» член совета племени Mashpee Wampanoag Tribe Паула Петерс (Paula Peters).
Периоды добрососедских отношений между англичанами и вампаноагами чередовались ожесточенными конфликтами, кульминацией которых стала война короля Филипа 1675 года, закончившаяся тем, что голову вождя племени вампаноагов Метакомета, получившего от англичан прозвище Король Филип, насадили на пику, а его выживших соотечественников продали в рабство. Это совсем не походило на американский миф о трудолюбивых христианских паломниках, которым помогали добрые индейцы.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Идут по земле пилигримы. Что такое пилигрим?
У И. Бродского есть стихотворение «Пилигримы». Оно рассказывает о нищих паломниках, идущих сквозь века своей дорогой. Образ настолько яркий, что так стали называть туристические клубы. Особенно с преимущественно пешим уклоном, хотя в Саратове клуб с таким названием занимается водным туризмом: сплавом на байдарках. В Арзамасе есть такое рекламное агентство. Что такое пилигрим? Вернее, кто такой? Обратимся к словарям.
Что говорят словари
У славян не было слова «пилигрим», значение и происхождение его можно увидеть в справочниках:
Средневековая Европа и пилигримы
Что такое паломничество к святым местам, сейчас знает каждый. О нем известно из письменных источников еще третьего века. Первые пилигримы и были паломниками. Они шли по зову сердца, надеясь на Бога. Но с одиннадцатого века церковь заменяет покаяние пилигримством. С этого момента, согрешившие идут за прощением в Иерусалим, получив особое разрешение епископа (посох странника). Пилигрим получал по пути приют в монастырях, которые называли «госпитали».
Добравшись до Святого города, пилигрим должен был заплатить за вход в него. Часто ограбленные и голодные, оборванные и разочарованные люди так и умирали под его стенами.
Позже богатые вельможи снаряжали целую экспедицию. Тут были и воины, охранявшие знатную особу, и примкнувшая толпа простолюдинов. Называли они себя «войско Господне» и их начинали побаиваться. Известно, что епископ Камбрэ Лиутберт возглавлял три тысячи пилигримов.
Появлялись организации помощи странникам – рыцарские ордена. Потом уже, будто забыв о цели, эти паломничества превратились в крестовые походы.
Путь пилигрима
В семнадцатом веке каждая английская семья имела Библию, а рядом, на полке, стояла книга Джона Буньяна «Путешествие пилигрима». Что такое Библия, объяснять не надо. А вот о Джоне Буньяне можно сказать пару слов. Этот нонконформистский пастор был подвергнут гонениям и посажен в тюрьму. Там за пять лет он и написал свою книгу. Его называли «Шекспиром проповеди». Сюжет книги – приключения человека по имени Христианин.
Он, получив напутствие от Евангелиста, отправился в путь через тесные врата. Его поджидала топь уныния, смущал мирской мудрец, он преодолел гору затруднения. На пути из города Гибель на гору Сион ему встретилась Долина смертной тени, после была Ярмарка суеты, где к нему присоединился Уповающий. Вместе они пришли к Замку сомнения, в котором жил великан Отчаяние… Ему они представились пилигримами.
С первых страниц становится понятно, что автор составляет повествование на основе библейских притч. Поэтому не остается и тени сомнения, что такое пилигрим. Это странствующий проповедник. Кстати, в Библии есть свидетельство, что учение первых христиан называли Путем. Вот по этому жизненному пути и идет Христианин.
Отцы-пилигримы
В 1620 году «Мейфлауэр», английское судно, достигло берегов Америки. Новыми колонистами были пуритане, которых преследовали на родине: закрывали молитвенные дома, арестовывали пасторов. Летописец Уильям Брэдфорд писал: «Они знали, что они пилигримы».
Так, сто два человека, бежав от религиозных гонений, стали основателями города Плимут. А слово «пилигрим», значение которого раньше было «странствующий», приобрело новый смысл: отправившиеся в путешествие в поисках обетованной земли.
Сейчас это слово используют редко. Но, поскольку оно несет романтический оттенок, оно встречается в поэтической речи или в ироничном замечании. В таком случае оно употребляется в переносном значении.