Что такое пейзаж определение

Значение слова «пейзаж»

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определение

2. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи. Чехов, Три года. [Карцева] задержалась у пейзажей Левитана. Серенькое небо, серая река и яркие пятна последнего снега на берегах, поросших рыжим кустарником, — ранняя весна. Кетлинская, Дни нашей жизни. || Описание природы в литературном произведении. Пейзаж в романах Тургенева.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПЕЙЗА’Ж, а, м. [фр. paysage]. 1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. Северный, южный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов (говорит писатель Тригорин в «Чайке»).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пейза́ж

1. общий вид какой-либо местности ◆ В саду, в роще она выбирала для прогулки тёмную, густую аллею и равнодушно глядела на смеющийся пейзаж. И. А. Гончаров, «Обыкновенная история», 1847 г. ◆ Что-то тоскливое, надрывающее сердце было в этом диком и пустынном пейзаже. Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г. ◆ Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольёт светом целый пейзаж. И. А. Гончаров, «Обломов», 1859 г.

2. картина или рисунок, изображающие природу, какую-либо местность ◆ Он постоянно рисовал один и тот же пейзаж: на первом плане большие растрёпанные деревья, в отдаленье поляну и зубчатые горы на небосклоне. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859 г. ◆ Здесь, по стенам, было несколько картин, всё портреты архиереев и пейзажи, на которых ничего нельзя было различить. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Лучшие лесные пейзажи, которым удивляется публика на выставках, просто кажутся жалкими по сравнению с вечно подвижной и глубоко поэтической в каждом своем уголке природой. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Золотуха», 1883 г. ◆ Без преувеличения можно сказать, что пейзажи старых мастеров являются детскими опытами по сравнению их с произведениями лучших современных художников-пейзажистов. В. В. Верещагин, «О прогрессе в искусстве», 1886 г. (цитата из НКРЯ)

3. жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы, какой-либо местности; пейзажная живопись ◆ Ему почти в одинаковой степени давались сюжеты религиозные и исторические, пейзаж и жанр, но особенно пленяли вкус и чувство фигуры в его любовных сценах, которых он писал много и которые часто заходили у него за пределы скромности. Н. С. Лесков, «Чертовы куклы», 1890 г. (цитата из НКРЯ)

4. описание, изображение природы, какой-либо местности в литературном или музыкальном произведении ◆ Вышло то, что мог дать автор: летучие наблюдения и заметки, сцены, пейзажи — словом, очерки. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: укладываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Пейзаж

Пейза́ж (фр.— страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии— марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

Содержание

Пейзаж в живописи

Хотя элементы пейзажа встречаются в картинах мастеров итальянского Возрождения, как, например, Леонардо да Винчи или Джорджоне, впервые в европейской живописи чисто пейзажные композиции появились в работах мастеров нидерландского Возрождения середины XVI века, в первую очередь Иохима Патинира и Херри мет де Блес.

Элементы пейзажа

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Картина также может включать:

Пейзаж в фотографии

В 1820-е годы годы французский изобретатель Ж.Ньепс проводил опыты над получением фотографического изображения. Ньепс пытался использовать медную, или известняковую пластинку, покрытую асфальтом. В 1826 году Ньепс для получения изображения установил на подоконник камеру-обскуру с оловянной пластиной, покрытой асфальтом, на весь световой день. Так получился первый в истории фотографии пейзаж. Дагеротипия изобретена французским художником Дагером в 18398 году. Дагерротипия считается первым практическим способом фотографирования. Для получения дагеротипа требовались длинные выдержки: от 15 до 30 минут. Поэтому чаще всего дагеротипию применяли для получения пейзажа. В 1830-е годы британский изобретатель Уильям Тальбот создаёт процесс калотипии. В 1844 году Тальбот опубликовал первую книгу с фотоиллюстрациями: «The Pencil of Nature» («Карандаш природы»).

Источник

Пейзаж

Изображения природы встречались ещё в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира). В рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н. э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно- теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.

Представители реалистичного пейзажа середины и второй половине XIX в. (Коро, мастера барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции; маккьяйоли в Италии; А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии; Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии и др.) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание пейзажа принимает теперь более демократическую направленность, проявляющуюся и в том, что в пейзаж всё чаще включались люди из народа, сцены сельского труда.

В русском пейзаже XIX в. романтические традиции играют ведущую роль в творчестве Воробьёва М. Н. и И. К. Айвазовского. На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа (основы которого были заложены ещё в творчестве А. Г. Венецианова и особенно А. А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников. Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращались к родной природе (Л. Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы которой отличаются особой монументальностью и эпическим размахом в произведений И. И. Шишкина. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирическая насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова, обретает драматически-напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. Позднеромантические веяния проявляются в произведениях А. И. Куинджи, сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости. В конце XIX в. линия эмоционально-лирического пейзажа, часто проникнутого мотивами гражданской скорби, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения; к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов.

Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.), считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом (Моне). В их работах отразилась и динамика современной городской жизни, благодаря чему городской пейзаж обрёл равные права с изображениями природы. На рубеже XIX и XX в. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические отношения с ними. П. Сезанн утверждал в своих произведениях монументальную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов. Ж. Сёра подчинил пейзажные мотивы строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. В. ван Гог стремился к повышенной, нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, придавая отдельным деталям пейзажа почти человеческую одушевлённость. В произведениях П. Гогена, близких пейзажу символизма и отличающихся звучностью ритмизованных локальных цветовых плоскостей, радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. Художники, связанные с символизмом и стилем «модерн» («наби» во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и «матери-земли» (отсюда происходят популярные в этот период типы пейзажа-мечты и пейзажа-воспоминания), обыгрывали в своих композициях различного рода «сквозные формы» (ветви, корни, стебли и т. д.), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для национально- романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, румын Ш. Лукьян, латыш В. Пурвит).

В искусстве XX в. ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего «преходящего» (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (представители фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше, и экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (представители сюрреализма). В творчестве ряда представителей этих течений тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, явилось путём перехода к абстрактному искусству (подобную роль пейзаж сыграл, например. в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского). В XX в. в Европе и Америке получил широкое распространение индустриальный пейзаж, нередко трактующий мир техники как своего рода антиприроду, непреодолимо враждебную людям (Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер в США, П. Брюнинг в ФРГ). Городской пейзаж футуристов и экспрессионистов часто принимает заострённо агрессивный или отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. Эта черта присуща и творчеству ряда мастеров-реалистов (М. Утрилло во Франции, Э. Хоппер в США). Вместе с тем бурно развивается пейзаж реалистического и национально-романтического характера, в котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б. Паленсия в Испании, Кьярваль в Исландии, «группа семи» в Канаде, Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии).

В русском пейзаже рубежа XIX-XX вв. реалистические традиции второй половины XIX в. переплетаются с влияниями импрессионизма и «модерна». Близки к пейзажу-настроению Левитана, но более камерны по духу произведения В. А. Серова, П. И. Петровичева, Л. В. Туржанского, изображающие преимущественно скромные, лишённые внешней эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Соединение лирических интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. Национально-романтические черты присущи произведениям А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона; фольклорный, исторический или литературный момент играет важную роль у А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. К. Рёриха, а также в «героическом» пейзаже К. Ф. Богаевского. В кругу мастеров «Мира искусства» культивировался тип пейзажа-воспоминания (Л. С. Бакст, К. А. Сомов), возникли проникнутые элегическими нотами историко-архитектурные виды (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматический городской пейзаж (М. В. Добужинский). Среди вариаций на тему ирреального пейзажа-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, типичного для художников «Голубой розы», выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. С. Сарьяна, а также картины Н. П. Крымова, стремившегося к строгой уравновешенности колористических и композиционных решений. В пейзаже мастеров «Бубнового валета» сочность цветового строя и темпераментная, свободная живописная манера выявляют пластическое богатство и красочность природы.

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определение
«Дворец в Лояне». Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в.

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определение
Я. Вермер. «Вид Делфта». Около 1658. Маурицхёйс. Гаага.

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определение
К. Лоррен. «Отплытие св. Урсулы». 1646. Национальная галерея. Лондон.

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определение
Дж. Констебл. «Мельница в Дэдхеме». Около 1819. Галерея Тейт. Лондон.

Что такое пейзаж определение. Смотреть фото Что такое пейзаж определение. Смотреть картинку Что такое пейзаж определение. Картинка про Что такое пейзаж определение. Фото Что такое пейзаж определение
И. Э. Грабарь. «Березовая аллея». 1940. Третьяковская галерея. Москва.

Источник

ПЕЙЗАЖ

Смотреть что такое «ПЕЙЗАЖ» в других словарях:

Пейзаж — (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В… … Художественная энциклопедия

пейзаж — а, м. paysage m. 1. Общий вид какой либо местности, картина природы. БАС 1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск. // Материалы 1965 308 309. Пейзаж природы. Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков. Вечерний… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия

ПЕЙЗАЖ — (фр., от pays край, страна). То же, что ландшафт, картина местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЙЗАЖ к н. вид, картина природы, ландшафт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ПЕЙЗАЖ — ПЕЙЗАЖ, пейзажа, муж. (франц. paysage). 1. Картина природы, вид какой нибудь местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание… … Толковый словарь Ушакова

пейзаж — См. картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пейзаж вид, картина, ландшафт; марина, рисунок, ведута Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ПЕЙЗАЖ — (франц. paysage от pays местность), вид, изображение какой либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов… … Большой Энциклопедический словарь

Пейзаж — (фр. paysage) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины). Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

ПЕЙЗАЖ — (от франц. paysage), синоним географического ландшафта в работах В. П. Семенова Тян Шанского (1928): “Жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве; сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную,… … Экологический словарь

Источник

ПЕЙЗАЖ

Ис­то­ри­че­ский очерк.

Пей­заж­ные эле­мен­ты древне-греческого искусства обыч­но не­от­де­ли­мы от изо­бра­же­ния че­ло­ве­ка; несколько боль­шей са­мо­стоя­тель­но­стью об­ла­дал эл­ли­ни­стический и древне-римский Пейзаж, вклю­чав­ший эле­мен­ты пер­спек­ти­вы (ил­лю­зио­ни­стической рос­пи­си, мо­заи­ки, так называемые жи­во­пис­ные рель­е­фы). Ланд­шафт­ные мо­ти­вы, изо­бра­же­ния сра­же­ний и кре­по­ст­ной ар­хи­тек­ту­ры на­пол­ня­ют по­ве­ст­во­вательные рель­е­фы ко­лонн Трая­на и Мар­ка Ав­релия в Ри­ме. Фан­та­стический Пейзаж слу­жит фо­ном во фре­сках на сю­жет «Одис­сеи» в древне-римской жи­во­пи­си, вы­сту­па­ет как са­мо­сто­ятельный суб­жанр в рос­пи­сях де­ко­ра­тив­но­го сти­ля в Пом­пе­ях (смотрите Пом­пе­ян­ские сти­ли). В це­лом для этой эпо­хи ха­рак­те­рен об­раз при­ро­ды, вос­при­ни­мае­мой как сфе­ра идил­лического су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка и бо­гов.

В средне-вековом искусстве Ви­зан­тии и Ев­ро­пы эле­мен­ты Пейзажа (осо­бен­но ви­ды го­ро­дов и отдельных зда­ний) не­ред­ко слу­жи­ли сред­ством ус­лов­ных про­стран­ст­вен­ных по­строе­ний (например, «гор­ки» или «па­ла­ты» в ико­но­пи­си), в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев пре­вра­ща­ясь в ла­ко­нич­ные ука­за­ния на ме­сто дей­ст­вия; наи­бо­лее час­то пей­заж­ные мо­ти­вы встре­ча­ют­ся в ми­ниа­тю­ре книж­ной. В ря­де ком­по­зи­ций ланд­шафт­ные де­та­ли скла­ды­ва­лись в умо­зри­тель­но-тео­ло­гические схе­мы, от­ра­жав­шие средне-вековые пред­став­ле­ния о Все­лен­ной.

В ис­лам­ском средне-вековом искусстве эле­мен­ты Пейзажа пер­во­на­чаль­но бы­ли пред­став­ле­ны весь­ма ску­по, ес­ли не счи­тать ред­ких об­раз­цов, ос­но­ван­ных на эл­ли­ни­стических тра­ди­ци­ях. С XIII-XIV веков они за­ни­ма­ют всё бо­лее зна­чительное ме­сто в книж­ной ми­ниа­тю­ре, в XV-XVI веках в про­из­ве­де­ни­ях теб­риз­ской шко­лы и ге­рат­ской шко­лы пей­заж­ные фо­ны на­ве­ва­ют пред­став­ле­ние о при­ро­де как замк­ну­том вол­шеб­ном са­де. Пей­заж­ные мо­ти­вы рас­про­стра­ня­лись так­же в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном искусстве: сце­ны охо­ты, под­ви­ги ге­ро­ев ук­ра­ша­ют ков­ры и ке­ра­ми­ку Ира­на. Боль­шой эмо­цио­наль­ной си­лы дос­ти­га­ют ланд­шафт­ные де­та­ли в средне-вековом искусстве Ин­дии (начи­ная с мо­голь­ской ми­ниа­тю­ры), Ин­до­ки­тая и Ин­до­не­зии (например, об­ра­зы тро­пического ле­са в рель­е­фах на ми­фо­ло­гические и эпические те­мы).

До­ми­ни­рую­щее зна­че­ние об­ре­та­ет Пейзаж у мас­те­ров им­прес­сио­низ­ма (К. Мо­не, К. Пис­сар­ро, А. Сис­лей, О. Ре­ну­ар), счи­тав­ших ра­бо­ту на пле­нэ­ре не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем соз­да­ния пей­заж­но­го об­раза. Важ­ней­шим ком­по­нен­том Пейзажа им­прес­сио­ни­сты сде­ла­ли виб­ри­рую­щую, бо­га­тую кра­соч­ны­ми от­тен­ка­ми све­то­воз­душ­ную сре­ду, обес­пе­чи­ваю­щую зри­тель­ную не­рас­тор­жи­мость при­ро­ды и че­ло­ве­ка. Стре­мясь за­фик­си­ро­вать мно­го­об­раз­ную из­мен­чи­вость со­стоя­ний при­ро­ды, они час­то соз­да­ва­ли пей­заж­ные цик­лы и се­рии, объ­е­ди­нён­ные од­ним мо­ти­вом (Мо­не, Э. Де­га). В их ра­бо­тах от­ра­зи­лась и ди­на­ми­ка современной жиз­ни, бла­го­да­ря че­му го­род­ской (ур­ба­ни­сти­че­ский) Пейзаж об­рёл рав­ные пра­ва с изо­бра­же­ния­ми сель­ской при­ро­ды.

В искусстве аван­гар­диз­ма XX века од­ни мас­те­ра стре­мят­ся най­ти наи­бо­лее ус­той­чи­вые чер­ты то­го или ино­го ланд­шафт­но­го мо­ти­ва, очи­щая его от все­го «пре­хо­дя­ще­го» (мас­те­ра ку­биз­ма), дру­гие с по­мо­щью дра­ма­ти­че­ски на­пря­жён­ных цве­то­вых со­зву­чий под­чёр­ки­ва­ют внутреннюю ди­на­ми­ку ланд­шаф­та (ху­дож­ни­ки фо­виз­ма и близ­кие им мас­те­ра во Фран­ции, Юго­сла­вии, Поль­ше, мас­те­ра экс­прес­сио­низ­ма в Гер­ма­нии, Ав­ст­рии и Бель­гии), тре­тьи пе­ре­но­сят основной ак­цент на при­чуд­ли­вость и пси­хо­ло­гическую вы­ра­зи­тель­ность мо­ти­ва (мас­те­ра сюр­реа­лиз­ма). В твор­че­ст­ве ря­да пред­ста­ви­те­лей этих на­прав­ле­ний тя­го­те­ние к де­фор­ма­ции пей­заж­но­го изо­бра­же­ния, са­мо­цен­ность цве­то­вых по­строе­ний от­кры­ли путь к аб­ст­рак­цио­низ­му (по­доб­ную роль Пейзаж сыг­рал, например, в твор­че­ст­ве П. Мон­д­риа­на, П. Клее и В.В. Кан­дин­ско­го). В XX веке в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ур­ба­ни­сти­че­ский (так называемая шко­ла му­сор­но­го вед­ра, Э. Хоп­пер в США) и ин­ду­ст­ри­аль­ный Пейзаж, не­ред­ко трак­тую­щий мир тех­ни­ки как сво­его ро­да ан­ти­при­ро­ду, не­пре­одо­ли­мо вра­ж­деб­ную лю­дям (Ч. Де­мут, Н. Спен­сер, Ч. Ши­лер в США, П. Брю­нинг в Гер­ма­нии). Пейзаж у ху­дож­ни­ков итальянского фу­ту­риз­ма, экс­прес­сио­низ­ма, пред­ста­ви­те­лей ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма, ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си и «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти» час­то при­ни­ма­ет за­ост­рён­но-аг­рес­сив­ный или от­чу­ж­дён­ный об­лик, про­ник­ну­тый на­строе­ния­ми тра­гической бе­зыс­ход­но­сти. Эта чер­та при­су­ща и твор­че­ст­ву не­ко­то­рых мас­те­ров па­риж­ской шко­лы 1-й половины XX века (М. Ут­рил­ло, Х. Су­тин, М.З. Ша­гал, Ж. Кар­зу и другие). Вме­сте с тем бур­но раз­ви­ва­ет­ся Пейзаж на­цио­наль­но-ро­ман­тического ха­рак­те­ра, в ко­то­ром гла­вен­ст­ву­ют об­ра­зы «пер­во­здан­ной» (Б. Па­лен­сия в Ис­па­нии, Кьяр­валь, «Груп­па се­ми» в Ка­на­де, Р. Кент, А. На­мат­жи­ра) или об­жи­той (рид­жио­на­лизм, Э. Уай­ет в США) при­ро­ды, а так­же об­ра­щён­ный к клас­сическим об­раз­цам Пейзажа но­ве­чен­то и в це­лом то­та­ли­тар­но­го ис­кус­ст­ва.

Пейзаж в Рос­сии.

В 1960-1980-е годы со­хра­ня­ет зна­че­ние прин­цип Пейзаж-кар­ти­ны, но на пер­вый план вы­сту­па­ет тя­го­те­ние к обо­ст­рён­ной вы­ра­зи­тель­но­сти ком­по­зиций рит­мов, фак­ту­ры и ко­ло­ри­та в Пейзаже су­ро­во­го сти­ля (Н.И. Ан­д­ро­нов, Е.И. Зверь­ков, П.П. Ос­сов­ский и другие), так­же в твор­че­ст­ве В.М. Си­до­ро­ва, В.Ф. Сто­жа­ро­ва, А.А. Яков­ле­ва. Яр­кой де­ко­ра­тив­но­стью вы­де­ля­ет­ся Пейзаж вла­ди­мир­ских (К.Н. Бри­тов, В.Я. Юкин) и ле­нинградских (В.В. Ва­те­нин, З.П. Ар­ша­ку­ни) мас­те­ров; в городском Пейзаже пе­тербургские тра­ди­ции «Ми­ра ис­кус­ст­ва» сле­до­ва­ли жи­во­пи­сец Я.И. Кре­стов­ский и мас­тер ли­но­гра­вю­ры А.А. Ушин; в клас­сической тех­ни­ке трав­лё­но­го штри­ха вы­пол­не­ны ком­по­зи­ции С.М. Ни­ки­рее­ва и Б.Ф. Фран­цу­зо­ва. Ос­вое­ние кос­мо­са по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в жи­во­пи­си: фан­та­зии на те­мы ас­тро­нав­ти­ки, ви­ды Зем­ли и звёзд­но­го не­ба с ор­би­ты (Е.П. Ле­о­нов, А.К. Со­ко­лов).

Дополнительная литература:

Бе­нуа А.Н. Ис­то­рия жи­во­пи­си. СПб., 1912. Т. 1: Пей­заж;

Friedländer M.J. Essays über die Landschaftsmalerei und andere Bild­gat­tungen. Den Haag, 1947;

Santini P.С. Modern landscape painting. L., 1972;

Barrell J. The idea of landscape and the sense of place 1730-1840. Camb., 1972;

Pearsall D., Salter E. Landscapes and seasons of the medieval world. Toronto, 1973;

Clark K. Landscape into art. L., 1976;

Wedewer R. Landschaftsmalerei zwi­schen Tra­um und Wirklichkeit. Köln, 1978;

Про­бле­мы пей­за­жа в ев­ро­пей­ском ис­кус­ст­ве XIX в. М., 1978;

Baur Ch. Landschaftsmalerei der Ro­man­tik. Münch., 1979;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *