Что такое петь под фонограмму
Какими бывают живой звук и фонограмма
Эта статья посвящена живым выступлениям музыкантов и уловкам, на которые они идут, чтобы доставить слушателю максимальное удовольствие от концерта и…максимально обмануть его.
Статья ориентирована на людей, не разбирающихся в концертном звуке, и призвана помочь им в понимании процесса живых выступлений.
В прошлой статье мы уже писали, как формируется звук на концертах и по какому принципу выстраивают звук. Здесь узнаем, как выступают артисты на концертах. Для наглядности я покажу модели выступления в виде списка и алгоритма:
1. Выступление под фонограмму
На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты слышали звук и попадали движениями под музыку. Музыканты делают вид что играют, вокалист изображает пение, но звуков они не производят
Тут все понятно: зрители слышат звук и видят как музыканты играют, это скорее больше шоу чем концерт. Обман на лицо. Думаю, четверть из присутствующих на концерте догадываются, что их обманывают, но обманывают красиво. Поэтому такие артисты в большинстве своем имеют свою аудиторию.
2. Выступление под полный плюс
Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Артист или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Звукорежиссер включает музыку и подмешивает к сигналу фонограммы звучание инструментов и голоса.
На сцене работает вся аппаратура – это мониторные линии, гитарные и басовый усилители, барабанная установка, вся аппаратура озвучена. Музыканты действительно играют, вокалист поет. Но они играют сверху на ту же самую фонограмму. То есть повторяют то что было записано на студии, только делают это вживую.
Как таковым обманом это не назовешь, но все же он присутствует. Такие выступления распространены в нынешнее время, так как качество звука значительно повышается по сравнению с живым выступлением, а затраты и скорость настройки звука понижаются. Удобство и выгода от таких выступлений видны невооруженным глазом.
3. Живой звук
Концерту предшествует длительный саунд чек. Музыканты появляются на площадке задолго до выступления, идет настройка инструментов и голосов. После начала концерта звукорежиссер полностью выполняет свою функцию в отличие от предыдущих пунктов. В данном выступлении весь звук идет со сцены поэтому полагаются только на тот звук который был настроен на саунд чеке.
Ну а слушатель получает свое наслаждение, так как он слышит не созданную запись в студии когда-то, а звук, исполнение и эмоции исполнителя которые рождаются у него на глазах и он становится этому свидетель.
4. Выступление под минус
Выступление под минус можно условно разделить на две категории:
Возможные другие варианты выступлений являются интерпретацией изложенных выше или их частичным смешением.
Конечно, каждый исполнитель выбирает сам как ему выступать. Все зависит от средств, вложенных в выступление и последующей отдачи, от мастерства исполнителя, от технического оснащения площадки, от репутации исполнителя и его способностей.
Группа Оранжевый VINIl выступает исключительно вживую! В нас только живые барабаны, бас, гитара, клавиши, вокал и саксофон. На корпоратив мы приезжаем полным составом и исполняем самые популярные песни!
Фонограмма: необходимость или профнепригодность?
Фонограмма: необходимость или профнепригодность?
Есть такое правило: если ты выбрал путь артиста, всегда пой вживую и с полной самоотдачей. Тем не менее, в России оно нарушается повсеместно – и пример тому недавние события на фестивале в Юрмале.
В интернете тут же поднялась волна негодования в адрес горе-вокалистов, причем высказывались не только их разочарованные поклонники, но и коллеги по цеху. Одним из первых отреагировал Профессор Лебединский:
В условиях живого исполнения большая часть участников выглядит посмешищем. По форме и по содержанию, весь этот телегламурный паноптикум глубоко вторичен и не имеет никаких общих корней с современной мировой музыкой, а потому никому, кроме взяточников и «распильщиков» c телевидения, неинтересен».
Есть свое мнение по этому вопросу и у Юрия Лозы: «Все попытки принять какие-нибудь законы, запрещающие петь под фонограмму, глупы и неуместны. Есть закон о защите прав потребителя, который распространяется и на зрителей тоже. Купив билет на концерт, мы хотим получить то, за что заплатили, то, что нам было предложено на афише. Если артист объявил, что он собирается петь, а сам включил фонограмму, мы имеем право требовать в суде компенсации моральных убытков. Доказав обман один раз и получив с артиста сумму, в десятки раз превышающую его гонорар за такой концерт, мы создадим прецедент, который отвадит всех остальных артистов от использования фонограмм.
Это были мнения артистов. А что думают наши слушатели? Пойдут ли они на концерт любимого певца, заранее зная, что выступление будет под фонограмму? Чтобы выяснить это, мы провели опрос в социальных сетях. 25, 5 % наших подписчиков radioshanson.fm : В последнее время мы постепенно пришли к осознанию того, что слишком увлеклись искусственными проектами – всеми этими реалити-шоу, заставляющими медийных персонажей заниматься на экране чем попало, лишь бы не основной работой. И вот сделаны первые шаги к подлинности – появились программы, где поющие люди поют, а не лазают по канату, появилась тяга к живому звуку, и не только на «Новой волне».
В результате зрители узнали, что группа «Серебро» и Вера Брежнева совершенно не умеют петь живьем, и вдоволь посмеялись над этим в интернете. И что же? Мы стали меньше любить Веру Брежневу? Дело в том, что музыка не вполне поддается тотальному законодательному регламентированию. Запретом фонограммы не выправишь музыкальный вкус населения и не выведешь голосистых исполнителей на первые строчки чартов. Можно, конечно, заставить артистов указывать мелким шрифтом на афишах, что часть концерта идет под «фанеру», но это не приведет к вымыванию безголосых из профессии.
Происходит так потому, что далеко не все посещают концерты ради вокала – многим достаточно посмотреть, как Вера Брежнева или Жанна Фриске, согласно бородатому анекдоту, «ходят по сцене туда-сюда». Согласитесь, бывает и так, что для людей, посещающих концерты, короткая юбка порой важнее умения петь. Кстати, можно бы и длину юбок регламентировать – но, боюсь, это приведет только к тому, что корпоративные концерты окончательно перейдут в теневой экономический сектор: длинноногие герлз-бэнды будут получать деньги от заказчиков напрямую без налоговых вычетов.
Одни потребители считают свои права нарушенными, когда слышат «фанеру», другие – когда вместо привычной качественной записи звучат безнадежные попытки кумира попасть в ноты. Чьи права в данном случае важнее? Как ни странно, жизнь давно все отрегулировала и без принятия специальных законов. Не нравится телеконцерт – выключи, послушай в интернете то, что любишь. Надоели безголосые – сходи в филармонию.
Не веришь страданиям поп-певички – включи душераздирающую балладу. Не нравятся одни и те же лица на экране – создай свой плейлист. Вряд ли большую аудиторию соберут рокеры, не способные создать в реальности атмосферу настоящего драйва. Никто не пойдет на концерты к шансонье, который вместо искреннего душевного исполнения включит зрителям фонограмму.
Что такое плюсовка и минусовка
Сегодня мы поговорим о том, что такое плюсовка и минусовка. Эта статья будет интересна всем, кто интересуется пением, а также записью вокала.
Что такое минусовка
Для начала дадим определение для такого понятия, как минусовка. Минусовка, или минусовой трек (англ. minus track) – это специально подготовленная музыкальная запись, на которой, по сравнению с первоначальным вариантом, отсутствует голос или какой-либо инструмент. Чаще всего встречаются именно голосовые (вокальные) минусовки, но бывают и другие. К примеру, вам может встретиться минус для пианино, гитары или бас-гитары. Минусовки часто используются для записи вокальной партии в студии с последующим сведением записанного материала и мастерингом готового трека. Также минусовые треки применяются в концертной деятельности, как известными исполнителями, так и певцами-любителями. Дело в том, что позволить себе живое исполнение аккомпанемента песни может далеко не каждый певец, и вот тогда на помощь и приходит качественно подготовленная в музыкальной студии минусовая фонограмма. Теперь обратимся к первой части нашего вопроса.
Что такое плюсовка
Плюсовка, или плюсовая фонограмма – это полноценная запись песни, на которой звучат все инструменты и голос. То есть плюсовкой можно считать любую песню, которая официально выпущена и которую вы слушаете дома через любимый плеер. Известные артисты нередко выступают на сцене, используя не минусовую фонограмму, а плюсовку. При этом они якобы поют, но на самом деле просто открывают рот, иногда «вживую» выкрикивая что-то в паузах для достоверности. Это, конечно, совершенно бесчестно по отношению к зрителю, но таковы уж современные реалии.
Что такое плюсовка и минусовка?
Почему я пою лучше вместе с плюсовкой?
Именно такой вопрос часто задают непрофессиональные вокалисты, которые недавно начали пробовать себя в этой роли. На этот вопрос есть несколько ответов.
Итак, мы рассказали о том, что такое плюсовка и минусовка, почему так приятно петь под плюсовую фонограмму и, напротив, сложно под минусовку. Удачи в покорении творческих вершин!
Что такое минусовка?
Музыкальный жаргон полон специфических слов и выражений. Некоторые из них, такие как “теплый ламповый звук” или “лабух”, прочно вошли в обыденную речь людей, далеких от музыки, а другие только готовятся стать частью лексики и требуют разъяснения. Поклонникам караоке хорошо известен термин “караоке-минусовка”. Давайте подробно разберемся, что же это за зверь такой и с чем его есть.
Музыка без вокала
Когда впервые появился минус доподлинно неизвестно. Уже в 20—30-х годах XX века выпускались пластинки с мелодиями популярных песен без записи вокала. Они предназначались для домашнего пения в кругу семьи. С развитием телевидения минус перебрался в музыкальные шоу. Мы довольно подробно рассказывали об этом в статье “Эволюция караоке”. В 60-х на американском телевидении выходила телепередача “Пой вместе с Митчем”, где совмещали музыку и текст внизу экрана, чтобы зрители могли подпевать во время просмотра.
Минусовка оказалась крайне востребованной среди артистов, желающих добиться идеального выступления на любой площадке в любых условиях и не зависеть от случайных обстоятельств. Обратной стороной медали стало появление фонограмм с плюсом, то есть с записанным вокалом, когда исполнитель просто открывает рот на сцене. Если пение под минус воспринималось зрителями нормально, то плюс вызывает ожесточенные споры до сих пор.
С одной стороны, “фанера” заметно облегчила жизнь артистам, которые активно двигаются по площадке и танцуют, с другой – выглядит это не совсем честно, так как публика заплатила деньги за живое исполнение, а не прослушивание альбомной записи, даже на мощном концертном оборудовании. Новую жизнь фонограмма приобрела с появлением караоке. Минус и текст на экране словно ждали, пока кому-то придет в голову объединить их в одно целое.
Сводный топ-2020 с главными музыкальными хитами весны!
Минусовка и караоке
Чем сложнее становились караоке-системы, тем более качественными становились и караоке-песни. Самые первые минусовки представляли собой кавер-версии популярных композиций, сыгранные на синтезаторе. Со временем на смену простеньким минусам в кодировке формата MIDI пришли студийные треки с профессиональными аранжировками, записанные профессиональными музыкантами, и лицензионные оригиналы, предоставленные правообладателями. По сути, разница между музыкой, звучащей в альбоме исполнителя, и фонограммой на караоке-системе окончательно исчезла.
Производители караоке, как правило, предпочитают разрабатывать свои форматы файлов. Это позволяет добиваться поставленных задач в плане качества трека и его модуляции, а также предотвращает кражи песенных баз и их перепродажу – процесс расшифровки файла может оказаться не настолько рентабельным делом, чтобы этим заниматься.
Трек для караоке состоит из:
К распространенным форматам караоке-файлов относятся:
Компания Studio Evolution использует собственный формат файлов EK2, разработанный специально для караоке-систем Evolution. Это один из наиболее совершенных форматов на данный момент, включающий в себя:
Иногда минус без голоса в караоке дополняется бэк-вокалом. Это придает выступлению настоящий концертный размах. Вместе с исполнителем на фоне могут звучать как несколько голосов, так и целый стадион, энергично подхватывающий припев. Раньше добиться подобного звучания можно было только в высококлассном караоке-клубе с бэк-вокалистками, музыкантами и профессиональным звукорежиссером, а теперь благодаря современным минусовкам Studio Evolution и LiveFX концертное шоу зазвучит у вас в гостинной.
Название караоке происходит от японских слов “пустота” и “оркестр”. В зависимости от контекста караоке может означать и тип развлекательного заведения, и исполнение под фонограмму, и непосредственно устройство для проигрывания минусовки. Но каким бы ни был контекст, мы всегда представляем микрофон, яркий свет экрана с титрами и атмосферу праздника. Так что же такое караоке?
Что такое петь под фонограмму
Разговоры о фонограммах и фонограммщиках давно набили здоровенную оскомину на зубах не сильно благодарных посетителей концертов и изощренных маститых муз-критиков. В моем канале на ты-трубе количество негатива по теме зашкаливает. Ругают всех подряд – от многочисленного музыкального потомства грузинско-украино-российского деятеля Кости Меладзе до «нашего всего в эстраде» галкиной Алки. По всему получается, что пение под фанеру – третья по значимости (после дураков и дорог) беда России.
Увлечение фанерным искусством, между тем, изобретение отнюдь не российское и не современное.
Короче, сей опус – о фонограммах: что это такое, зачем оно надо и всегда ли это плохо.
«Фонограмма Филиппа Киркорова всерьез задумалась о сольной карьере»
«За пение под фонограмму нужно расплачиваться ксерокопиями денег»
«Молодожены Константин Меладзе и Вера Брежнева ссорятся только под фонограмму»
Когда устанешь вдруг играть и петь,
А зритель требует еще, не зная меры,
На помощь, чтобы все преодолеть,
Придет Ее Величество Фанера.
(собственное клеветническое измышление)
Что такое фонограмма? Виды фонограмм
Если коротко и без изысков, это – любой звук, записанный на звуковом носителе (в разное время – восковой валик; пластинки из парафина, шеллака и винила; магнитная проволока и лента; цифровые носители – от CD до SD-карты).
В контексте этой статьи под фонограммой будем понимать более узкий спектр этого понятия, а именно: песни, записанные для имитации исполнения в массовых культурных мероприятиях, будь то телешоу на центральном канале или концерт поп-звИзды в каком-нибудь очень Нижнем Тагиле.
Пением под фонограмму народ обычно называет тупое открывание певцом рта под заранее записанный им же поп-шедевр. Однако, все не так просто. Существует довольно большое количество различных видов фонограммного исполнения музыки. Основные из них:
1. Фейк-фанера, или, если по рабоче-крестьянски, лажа. Звук записан профессионалами своего дела, а на сцене «играют и поют» специально подобранные шоумены-танцоры (которым зачастую медведь хорошо прошелся по ушам). Яркие примеры – Milli Vanilli за бугром и Мираж с Масковым лаем в России.
2. Плюс-фанера. Песня, записанная полностью – инструментальное сопровождение и голос в одном флаконе. В отличие от пункта 1, имитация лабания на инструментах и воодушевленное открывание рта производится теми, кто и записывал фонограмму. Один из самых распространенных видов фанеры в России. Как правило, один в один соответствует «альбомной» версии композиции, но могут быть варианты.
3. Фанера «минус». Обычно под нею понимается инструментальная запись, предназначенная для исполнения под нее песни «живым» вокалистом. Но, строго говоря, «минус» может быть любым – без голоса и/или без любого инструмента. Кроме певцов, часто используется для выступлений солистами-гитаристами, флейтистами, пианистами и др. Наиболее распространенный вид «фанеры» на Западе.
5. Звуковые спецэффекты. Отдельный вид фанеры, необходимый для записи тех звуков, которые трудно (либо невозможно) воспроизвести на сцене при помощи музыкальных инструментов (взрывы, гул моторов, рев самолета, шум океана и пр.) Такие фонограммы часто применялись и применяются рокерами. В частности, практически любое шоу Pink Floyd не обходилось без подобных фонограмм.
Фонограмма на ТВ
Подмена звука, вообще-то, дело не новое. Еще в древнегреческих театрах были попытки заставить говорить детскими голосами взрослых или наоборот при помощи предварительно спрятанных за сценой невидимых зрителю артистов.
Но, строго говоря, подменного «живого» артиста полноценной фонограммой считать сложно, поэтому развитие процесса началось, вероятно, где-то в конце 50х годов прошлого века, когда музыканты получили в свое распоряжение достаточно качественную аппаратуру, предназначенную для записи и воспроизведения звука. Однако, массового явления фанеры народу тогда не случилось. Все же, технические характеристики тогдашней техники не позволяли полностью имитировать «живой» звук – в частности, из-за довольно узкого спектра воспроизводимых той самой аппаратурой звуковых частот. Налицо была неприменимость тогдашних магнитофонов для фанерно-гастрольной деятельности (если кому-то и приходила в голову подобная мыслишка). Зато нашлась иная сфера применения фонограмм.
Первыми фонограммы стали использовать крупные радиостанции. Например, в радиостудию приглашался известный певец, у него брали интервью, а попутно он как бы пел свои песни. Поскольку акустика в студиях не всегда отвечала требованиям «живого» пения, ди-джей запускал магнитофон с фонограммой той или иной песни.
В 1963м произошел и первый телевизионный фанерный скандал. В период «звездной раскрутки», в январе-ноябре 1963, Битлы 4 раза выступили в популярной тогда британской телепрограмме Thank Your Lucky Stars. В отличии от большинства программ тех лет, на Thank Your Lucky Stars не особенно скрывали того факта, что все песни исполняются под фонограмму. Другое дело, что рок-музыканты со своей электрической атрибутикой раньше в ней не светились. У Битлов в студии отсутствовала какая-либо аппаратура, и гитары были, естественно, отключены; не было и микрофонов. В конце года, в период нарастания битломании, в адрес программы стали поступать гневные вопросы поклонников: почему их кумиры поют «не по-настоящему»? Редакция была буквально завалена негативными письмами. Позже ситуация неоднократно повторялась с Битлз и иными звездами разного уровня. В 1966 программа была закрыта из-за крайне низких рейтингов. Это, вероятно, самый первый скандал в музыкальном мире, связанный с фанерным исполнением.
The Beatles в программе Thank Your Lucky Stars, 21.11.1963
Позже подобные скандалы не были редкостью по обе стороны океана. В 70х к телевизионной фанере публика, однако, привыкла. К тому же, появились доходчивые разъяснения, почему артисты по телевизору редко поют живьем.
В начале 70х фонограммный бум сделал свое дело: почти все телешоу частично или полностью работали под фанеру. Полностью фонограммными были: голландская передача «TopPop» (1970-1986) и немецкая «Disco» (1970-1982). В них, в числе прочих, засветились с фанерным пением монстры рока Deep Purple, Uriah Heep, Nazareth, Whitesnake, ELP, Slade – те, кто неоднократно заверял публику, что под фонограмму не пели нигде и никогда. Частично фонограммными были почти все остальные развлекательные программы, включая американское культовое шоу Эда Салливана, британский хит-парад Top Of The Pops и немецкий теле-фестиваль Musikladen. Исключением в общем фанерном звучании оставался немецкий Beat Club, но он продержался недолго, и был закрыт в 1972. В 80х под фонограмму пели уже в 99% всех музыкальных телешоу; более того, распространилась практика использования плюс-фанеры в концертных выступлениях, если их снимало ТВ.
В Советском Союзе началом телевизионной фонограммной эры можно достаточно вероятно считать «Голубые огоньки». Правда, советские телевизионщики попытались вначале идти обратным путем: на записанный по факту живой звук (в случае технических проблем) накладывали студийную фонограмму; однако такое действо быстро вышло из употребления по причине больших проблем с синхронизацией. Примерно с середины 70х полностью фанерным стал фестиваль «Песня года» на ЦТ, и остается таковым по сей день. Мне можно верить: я перелопатил в целью звукозамен все «Песни» с 1978 по 2016 год включительно, и практически во всех музыкальных номерах синхронизация студийного звука и видеоряда происходила без проблем.
Короче, с середины-конца 70х, фанерное исполнение стало телевизионным стандартом. Особенно, когда большое распространение получили феерические шоу с экстравагантными вокально-акробатическими номерами.
Тут необходимо сделать отступление.
Практически вся поп-музыка – это вторичность. Недаром постоянно внезапно находятся те или иные более ранние первоисточники попсовых или рокерских супершлягеров. Попса (ну, или эстрада, кому так больше нравится) – это, в большинстве своем, прежде всего броская аранжировка, и только потом – мелодическая основа. Чтобы усилить ощущение новизны и яркости, ушлые продюсеры додумались приклеивать к аранжировке впечатляющий видеоряд: сначала в промо-роликах (видеоклипах), а потом и на сцене. Появилась целая побочная индустрия шоу-биза – режиссура поп-шоу. Теперь музыкант не просто стоит на сцене и терзает гитару или насилует микрофон, а еще и должен по ходу концерта бегать, прыгать, делать сальто и взмывать в воздух на канатах. Одновременно качественно петь и играть при этом весьма и весьма сложно, если вообще выполнимо. Поэтому (среди прочих причин) в телешоу повсеместно стали внедряться плюс-фонограммы.
Фонограмма в гастрольной деятельности
С середины 70х, когда звукозаписывающая техника достигла высочайших стандартов звучания, фанера плавно вошла в расписание гастрольной деятельности ряда забугорных исполнителей (в СССР все случилось несколько позже), ибо имитировать живой звук стало просто. Под фанеру в сборных концертах пели практически все артисты – от Хулио Иглесиаса и Демиса Руссоса до Бониэмов и Чингизханов, да и в сольных выступлениях минусовые и плюсовые фонограммы редкостью не были. Правда, тогда музыканты на сцене еще не наглели настолько, чтобы выступать с отключенными от усилителей гитарами или петь в отодвинутый на три метра микрофон, что сейчас – в порядке вещей.
С гастрольными минусами и плюсами в 70х-80х иногда попадались Boney M, Silver Convention, Belle Époque (злословят, что Эви Лентон вообще никогда не пела живьем), Les Hamphries Singers, Энни Леннокс, Bee Gees, Мадонна… Короче, легче перечислить тех, кто с плюс-минус-фанерой не работал – это были либо классические музыканты, либо труъ-рокеры.
Фонограмму проще всего вычислить, если она внезапно прерывается, а музыканты и певцы все еще нещадно лупят по струнам и усердно открывают рты (но уже беззвучно). Еще хуже, когда фанера начинает «тянуть», «плавать» и «заикаться». У Бониэмов в Голландии в 1978 случился казус (позже повторенный в разных вариациях многими фонограммщиками): Лиз Митчелл во время выступления оступилась и распласталась на сцене, а фанера продолжала звучать, и пофиг. Еще одно из косвенных доказательств фанеры – это полная тождественность исполняемой песни ее студийному оригиналу. Но здесь все не так просто.
Быстро смекнув, что публика умнеет и начинает проверять исполнителей на «фанерность» посредством сличения концертных и студийных версий песен, продюсеры певцов и бэндов начали предпринимать ответные ходы. Самый простой из них – небольшое (на 1-3%) замедление или ускорение исходного оригинала. При этом менялась длительность песни, а ущерб для звука был небольшим, голоса – узнаваемыми. С развитием электроники, был найден иной способ. Вся поп-музыка – это сплошые семплы. Если говорить упрощенно, в студии записывается инструментал одного куплета и одного припева, затем из них делается нужное количество того и другого, и на них накладываются инструментальные соло и голоса солистов. Семплирование – это подарок для продюсера и звукооператора: они без особых проблем могут переставить местами первый и второй куплет песни, или смешать половину первого куплета с половиной второго, наложить поверху пару-тройку новых звуков, и – вуаля, студийный оригинал неузнаваем. Для этого даже исполнители не нужны – их задача лишь изучить, как открывать рот под то, что получилось в итоге. Сейчас это и вовсе стало простейшей задачей, с которой справится пятиклассник на мобиле за 5 минут.
Самый громкий западный скандал прогремел на рубеже 80х-90х годов, когда выяснилось, что немецкий бойз-дуэт от Фрэнка Фариана Milli Vanilli вообще никогда не пел не то что без фонограммы, а даже своими голосами. Скандал имел далеко идущие последствия: выпускающий лейбл немедленно разорвал с группой действующий контракт, начали изыматься из продажи тиражи дисков, последовали запреты на гастрольную деятельность… Папаша Фариан хоть и понес ощутимые потери, но выплыл; а вот подопечным его пришлось туго, и один из них позже принял ислам посредством передозы.
Milli Vanilli на пике популярности, 1988
Но это у них, а что в России?
В Союзе повсеместное концертное применение фонограмм началось, вероятно, примерно с начала 80х (хотя имеются неподтвержденные сведения, что уже в середине 70х фонограммы активно использовала Ротару, за что поплатилась полугодовым отлучением от сцены – но есть большие в том сомнения). Я сам лично присутствовал на концерте ВИА «Калинка» (где-то 80 или 81 год), когда половину выступления явственно побочно прослушивалась какофония с соседних дорожек используемого музыкантами магнитофона. Еще один казус с моим присутствием произошел с «Круизами». Гаина, во время исполнения «Волчка», в пылу музыкального экстаза, снял гитару с плеча и начал имитировать «блэкморовские» трюки; при этом он гитару нечаянно сильно уронил. А фанера, естественно, никак не прореагировала на это падение. В том же концерте клавишник Сарычев появился на сцене уже после того, как прозвучало вступление к «Попугаю». Он, ничуть не смущаясь, сел за клавиши и продолжил имитировать профессионализм. Впрочем, тогда приезд в нашу провинцию настоящего советского рок-бэнда был таким событием, что на эти «мелочи» мало кто обратил внимание – главным было созерцание кумиров «живьем»; но в местной «молодежке» появилась довольно критическая статья по фактам использования фанеры.
Далее круг фонограммщиков расширился многократно. В небольших «фонограммных» перипетиях середины-конца 80х оскандалились и «Веселые ребята», и «Голубые гитары», и Ротару, и «Диалог» (где, кстати, начинали братья Меладзе), и Крис Кельми. Проще назвать тех, кто с фонограммами выступал только на ТВ. Кобзон, да. Еще пару известных имен, и – конец списка.
Впрочем, довольно скоро даже неприхотливое население уяснило, что его обманывают. Особенно после того, как ВИА практически на всех концертах стали лабать отключенными от аппарата гитарами и прочей музыкальной утварью. Факты публиковались в местной прессе, перепечатывались в центральной. Началась охота за фонограммщиками, которая стоила карьеры певице Ольге Зарубиной и группе «Аракс» (в числе прочих, менее известных).
А потом пришел оптимистический северный пушной зверь – конец 80х. В эйфории праздника свободы и вседозволенности возникла целая плеяда полностью фонограммных коллективов, главными из которых числились Мираж Андрея Литягина и Ласковый май тоже Андрея, но Разина.
Мираж стал, собственно, первой советской группой, где пели не те, кто пел на самом деле. В начале своей карьеры (87-88) группа исполняла хотя бы часть песен голосами солисток, присутствовавших на сцене (Гулькина и Разина; три песни танцевались ими под фанеру в исполнении бывшей солистки Большого детского хора Риты Суханкиной), хоть и под плюсовую фонограмму. В дальнейшем Литягин вообще избавился от вокалисток и стал набирать танцовщиц, а бессменной реальной вокалисткой назначил закадровую Суханкину. Среди прочих, через его диско-шлягеры пробежали Ветлицкая, Салтыкова, Овсиенко (последняя безголосая дива даже получила диплом от «Песни-89», так-то), а также несколько безвестных девчонок, выступавших в провинциальных клонах Миража, создаваемых Литягиным по мере надобности. По собственному признанию Литягина, Мираж тех лет (я подозреваю, что и этих лет тоже) нигде и никогда не выступал без плюсовой фонограммы.
Триумф фонограммного Миража. Песня-89
Та же история – с Ласковым маем. Только тут еще хуже: Юра Шатунов голос имел, а петь его никто так и не научил. Мало того – он еще и хреново попадал губами в собственную фонограмму. А еще Разин наплодил столько клонов своего детища, что сейчас даже не может вспомнить имена всех «солистов» бойз-бенда. В начале 90х, по его воспоминаниям, одновременные гастроли Ласкового мая могли происходить в Москве, Калининграде, Владивостоке, Мурманске и Севастополе. Не считая еще и «самопровозглашенных» ласковых маев, коих существовало с десяток. И все они пели под фанеру Шатунова.
В конце концов ряд газет выступил с разоблачениями. Литягин, вложивший все бабки в новую аппаратуру, обанкротился, а Разин тихо слился в другие сферы бизнеса, поделив бабло с коллегами по принципу Попандопуло.
Однако, начало триумфальному шествию Ее Величества Фанеры на всей территории СССР (и России в дальнейшем) было положено. Примерно с этого времени практически вся попса перешла на фанеру – будь то звезды советско-российской эстрады или новоявленные диско-шоу-бэнды. Немного в стороне от фонограммных скандалов держались рокеры, однако и тут все было не очень гладко: с гастрольной плюс- и минус-фанерой попадались металлисты из Черного кофе и Арии.
Так постепенно российская эстрада и пришла к нынешнему весьма плачевному состоянию. Сейчас без фанеры выступают очень немногие. На смену магнитофонам 70х-80х пришли цифровые технологии. Теперь фанера может качественно воспроизводиться из китайской поделки размером со спичечный коробок, или передаваться на акустику по вайфаю. Для концертов создаются специальные «плюсы», состоящие из перемиксованных до неузнаваемости оригиналов, благо с применением современного софта это действо займет совсем немного времени. Солист по предварительному согласованию со звукорежиссером может воспользоваться микрофоном «живьем» и прокричать какое-нибудь приветствие публике (особенно часто этим пользуются Филя и Коля).
Еще в 90х годах в России развелась целая плеяда «певцов», не имеющих голоса, зато имеющих проблемы со слухом ( Зосимова, Салтыкова и т.д.) Более-менее нормальные записи подобных «певцов» достигались многодневным корпением звукорежиссера перед компом. Без фонограммы такие «звезды» спеть что-либо просто не в состоянии. Похоже, сейчас это считается нормой. Главное – имидж, а голоса и слуха у современного поп-исполнителя может и не быть.
Вера Брежнева образца 2012 года. Без комментариев.
В 2013 Крутой композитор внезапно решил устроить на фестивале «Новая волна» неделю без фанеры. Результатом оказался отказ 12 приглашенных звезд-гостей, которые ранее дали согласие на участие. Правда, Крутой так и не раскрыл, кто же эти люди, намекнув только про Пугачеву. С 2014 «Новая волна» существует в прежнем формате – с вездесущей фанерой.
В настоящее время пение под фонограмму законодательно запрещено в Туркменистане (но там много чего запрещено, в частности, балет и цирк) и в Китае. С незначительными оговорками – в Азербайджане. В некоторых странах (США, Канада) закон запрещает использование фонограмм, если нет предварительного уведомления об этом в пиар-продукции (реклама, афиши, билеты). Примерно то же самое предусмотрено законом на территории Москвы, с выплатой штрафов за его нарушение. На остальной территории России закон вроде бы действует, но за его неисполнение не существует никаких наказаний.
То, что получается, если во время фанерного исполнения что-то идет не так, смотрим ролик ниже.
Фонограмма – это однозначно плохо?
В мире нет ничего однозначно плохого (как и однозначно хорошего, впрочем).
Мы уже определились в начале, что поп-музыка вторична по сути. Для ее продвижения в массы требуется ряд серьезных усилий: создание красивой аранжировки (имеющей, помимо популяризации, еще и побочную роль – максимально скрыть от слушателя используемый более ранний оригинал мелодии), пиар (реклама на радио и ТВ), визуализация.
Побегайте-попрыгайте-сделайте сальто, а потом попробуйте складно спеть. Получится?
А теперь, любители поп-музыки, критикующие ее за «фанеризм», представьте: вы пришли на концерт, а там – все как на «Песне-71»: оркестр и микрофон певца. Все. Выходит Филя, становится перед микрофоном по стойке смирно и начинает петь «Диско-партизан»; за ним к микрофону подходит Газманов и так же поет «Эаскадрон». Потом Валерия с «Тик-таком»… Какое впечатление у вас останется от такого концерта? Еще раз вы его посетите? Сомневаюсь.
Как бороться и нужно ли бороться с фанерой?
Некоторые исполнители лукавят. Например, Киркоров везде и всюду утверждает, что всегда поет с включенным микрофоном. Это – вполне сермяжная правда. Но включенный микрофон не означает, что фанера не имеет места быть. Звукорежиссер на микшерском пульте делает вполне обыкновенную операцию: звук микрофона приглушает до необходимого уровня, и все пучком. И Филя в микрофон издает какие-то звуки (Шевчук гарантирует это), и фонограммный звук присутствует, делая выступление музыкально качественным.
Звук с микрофона Киркорова. Запись, опубликованная Юрием Шевчуком
В последнее время бороться с фанерой стало весьма сложно технически. Раньше было не очень трудно обнаружить включенный магнитофон или сиди-плеер за кулисами. Ныне фанера ушла в область высоких технологий: размеры проигрывателей фонограмм стали чрезвычайно малы, их можно встроить куда угодно на сцене, с беспроводным выводом на пульт звукооператора, либо запускать непосредственно с пульта. Но это – уже тоже пройденный этап. Сейчас все большее распространение получает передача фанеры по wi-fi, со всеми сопутствующими прибабасами в виде дублирующих каналов (на случай технических сбоев) и пр.
Поэтому, если уж вы попсу самозабвенно любите – созерцайте красочное шоу и миритесь с фанерой. В конце концов, уже хорошо, что тот же Филя в студии поет сам, и «вытягивать» его голос звукооператору практически не приходится.
Правда, голос голосу рознь, и от современного Киркорова (так же как и от 99,9% другой существующей ныне эстрады – вне зависимости от страны происхождения) я не буду фанатеть ни за какие коврижки. Но тут уж – о вкусах не спорят… если к попсе вообще имеет хоть какое-то отношение слово «вкус».