Что такое песочная игра в песочной терапии

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Наталия Часовская
Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно», — писал К. Г. Юнг.

На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми. Я впервые познакомилась с ней, будучи на семинаре у одного очень известного психолога-арттерапевта. Меня очень заинтересовала песочная терапия, и я закончила курсы и получила сертификат по этой современной форме работы с детьми. Далее я начала использовать полученные знания на практике и видела результаты своих трудов, получая в благодарность счастливые лица детей, стремящихся задержаться подольше на каждом занятии, и прийти вновь.

Как известно, песокобладает многочисленными свойствами:

— развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

— усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

— совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

— А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Темы для своих занятий я выбираю сама, отталкиваясь от желаний и потребностей детей,вот некоторые из них: «Моя страна», «Мое настроение», «Моя семья», «Мои друзья», «Место, где я счастлив», «То, что я люблю», «Мой страх», «Мой сон», «Место, где я отдыхаю» и т. д. Эти темы относятся к терапии. Также я провожу и тематические развивающие

занятия: «Дикие и домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Морские обитатели», «Семья», «Птицы», «Насекомые» и т. д.

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Консультация для родителей «Чудеса на песке» Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииМастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст. Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПесочная АРТ-терапия как средство для снятия стресса и раскрытия внутреннего мира ребёнка Воспитатель коррекционной группы «Светлячок» Богапова Т. Г. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПесочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Занятие в средней группе. Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Тема: Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Коррекционно – развивающее занятие – игры с песком с детьми с несформированной коммуникативной.

Источник

Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Ольга Чужикова
Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»

Консультация: «Песочная терапия для детей».

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

• Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.

• В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!

• Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт, который поможет ему преодолеть трудности.

Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

• формирование позитивного восприятия мира;

• укрепление навыков коммуникации;

• развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;

• устранение агрессии, замкнутости;

• развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;

• улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).

2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.

3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.

4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтическиеигры с песком бывают двух видов:

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

• Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);

• Агрессивное состояние, его направленность;

• Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;

• Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;

• Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)

• Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста.Они помогают определить:

• Микроклимат, взаимоотношения между детьми;

• Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочницепоказывают себя в работе с детками с:

• Задержкой психического развития – ЗПР;

• Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;

• Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок,лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder.Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть.Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно,тщательно выполняя такие этапы:

1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.

2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.

3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию,устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПесочная терапия как метод успешного развития ребёнка Особенности развития детей с ОВЗ свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников и требуют современного подхода в воспитании,.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииДидактическое пособие «Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть?» Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть? Почему игрушка шнуровка полезна? Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей.

«Игры с песком или песочная терапия». Консультация для родителей В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииКонсультация для родителей «Песочная игровая терапия (сендплей)» Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)» Подготовила воспитатель МДОУ №4 г. Можайска, Позднякова Е. А. Внедрение.

Консультация для родителей «Песочная терапия в работе с детьми с ОНР» Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые.

Консультация «Песочная терапия» ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке.

Консультация для родителей «Песочная терапия» Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия». Подготовил педагог – психолог Войтенко Олеся Станиславовна. Цели песочной терапии:.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Презентация «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Тема «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Содержание Цель работы: • повышение своего.

Источник

Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технология

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Тараканова Людмила Вячеславовна
Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технология

Выступление на педагогическом совете МБДОУ Тема: «Песочная игро-терапия- эффективная педагогическая технология»

«Представление о том, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Песочная игро-терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга, первым отметившего терапевтический эффект игры с песком в начале 20 века, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой –либо символ в глубине бессознательного.

Один из позитивных механизмов позитивного воздействия песочной игро-терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его собственными руками.

Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», учёный рекомендовал использовать на занятиях с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, как средство для их социальной диагностики и развития.

Метод песочнойтерапии берет начало в 1929 году: английский детский психотерапевт М. Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми, придавая огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Таким образом родилась техника «построения мира».

Д. Кальфф разработала технику песочной терапии и дополнила её психоаналитическим подходом, представив песочную терапию как составную часть аналитического процесса, форму выражения метода «активного воображения».

Позднее, наши соотечественники, Т. Грабенко и Т. Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими.

Песок – это натуральный материал,который состоит из мельчайших песчинок: в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества.

Занятия с песком имеют огромное значение для развития психики ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Метод игро- песочной терапии, а ныне – это эффективная технология развития в работе с детьми с ОНР в ДОУ. Песок обладает особенными свойствами, позволяющими развить у ребёнка саморегуляцию, терпимость, коммуникативные навыки; познавательно- речевую сферу в целом, мелкую моторику рук и тактильные ощущения, творческое начало и самовыражение.

Во время «песочных игр» развивается воображение, активизируется мышление ребенка.

Цели песочной терапии:

— создание естественной стимульной среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляет творческую активность;

— развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия); памяти, внимания, воображения; пространственных представлений;

— развитие фантазии, наглядно- образного и критического, словесно- логического мышление; побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания; способствуя к проявлению эмпатии.

— развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению;

— дифференциация, автоматизация звуков;

— совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные;

— снижение психофизического напряжения

Задачи песочной терапии:

• Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

• Обучать специальным движениям и их выполнение детьми.

• Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

• Закреплять представления об окружающем мире.

• Развивать психические процессы (внимание, память).

• Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.

• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

• Развивать умение действовать по инструкции.

— Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

— Развивать эмоциональную сферу, гуманные чувства.

• Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

• Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

• Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации; способствовать осознанию нравственных понятий посредством песочной игровой терапии.

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Дети,нуждающиеся в игре с песком:

• Различные формы нарушения поведения;

• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками;

• Повышенная тревожность, страхи;

• Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка)

Методы и приемы песочной терапии,рекомендуемые для использования в работе:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

• Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)

Формы проведения занятий

• Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивает тактильно-кинестетической чувствительность

• Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим.

• Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

• Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение.

Методы и приемы песочной терапии:

-экологические и исторические игры;

-рисование цветным песком; рисование на мокром и сухом песке разными способами;

— лепка с использованием «космического песка»;

Функции игро-песочной терапии: воспитательная, психотерапевтическая, диагностическая, коррекционная, развивающая.

Многофункциональность технологии песочной терапии позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи, памяти, логического и абстрактного мышления; мелкой моторики и тактильных ощущений рук; способствует развитию познавательно –речевой сферы в целом. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

-стабилизировать психоэмоциональное состояние;

-совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

-развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

-стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

-разнообразить способы сотрудничества.

Метод песочной терапии способствует развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, связной речи, наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Мариелла Зейц назвала песок универсальной игровой всевозрастной средой. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире. Для этого педагогам необходимо изучить специальную литературу, проявить творчество, фантазию, подобрать нужные предметы, выбрать форму песочной для достижения желаемого результата. При этом обязательно учитывать индивидуальные, психологические, возрастные особенности, помнить о соблюдении норм санитарной гигиены и технике безопасности во время организации игр с разными видами песка.

Играя с детьми в песке, можно использовать предметы различной фактуры. Необходимые материалы и оборудование

— Малая песочница.

-Чистый, речной песок.

— Цветной кварцевый песок.

«Космический» песок.

-Коллекция миниатюрных фигурок из «киндер – сюрпризов»;

•природный материал (плоды растений, ракушки ит. д)

•пластиковые или деревянные буквы и цифры.

Именно тактильная форма ощущений самым тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры и игровые упражнения по песочной терапии. Коррекционно- обучающие игры –обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте; звукопроизношению, формированию лексико- грамматических форм.

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.

Проектные игры – откроют потенциальные возможности ребёнка, разовьют его творчество и фантазию.

Развивая тактильно – кинестетическую чувствительность можно работать над речью ребенка – словарным запасом, лексико- грамматическим строем, связной речью, звукопроизношением.

Такие занятия по развитию речи основаны на действиях детей с предметами в песке, дают возможность использовать достаточно большое количество наглядного материала, звукозапись, в них можно включить чтение стихотворений, потешек, загадки, песенки, частушки. На таких занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы.

Речь может быть сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонаций.

Во время действий с песком можно развивать высоту и силу голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания. Игры в «песочницах» могут быть направлены на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения. Так, например, воспитатель, рассказывая историю о звуках, может сам находить нужные предметы, обсуждая с детьми местонахождение звука в словах, а в дальнейшем лишь подбирая предметы, а дети определяют место звука в слове. Можно планировать и проводить занятия на узнавание в различие неречевых звуков. На таких занятиях формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки.

Игры с песком можно применить и на занятиях на узнавание и различие речевых звуков. На таких занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков в чужой речи, так собственной, развивается восприятие и различие правильного и дефектного произношения звуков.

Опыт показывает, что песочные игры с предметами, разной фактуры, карточками- заменителями способствуют расширению словарного запаса, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; коррекции звукопроизношения; помогают освоить навыки звуко- слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.

Игры с песком в работе с детьми с ОНР и ОВЗ способствуют облегчению процесса обучения: чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры расширяют кругозор детей; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают творчество и фантазию.

Учитывая коррекционно- развивающую направленность педагогической деятельности нашего ДОУ эффективно использование песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ОНР. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Игры-занятия с песком могут быть использованы педагогами при изучении различных лексических тем. Использование элементов песочной терапии на занятиях с детьми усиливает положительное отношение к изучаемому материалу, способствует созданию психоэмоционального комфорта, самовыражению и самоутверждению каждого ребёнка. Так, например, при изучении лексической темы «Растения» можно спрятать в песок и отыскивать плоды деревьев (шишки, каштаны, желуди, при этом обследовать их форму, поверхность,отгадать: «С какой ветки детка»?

Изучая тему «Овощи», «посадить» в песок муляжи овощей, учить сочетать прилагательные с существительными, обсудить их вкусовые качества, как кем используются, какую имеют форму.

Знакомясь с темами «Перелетные птицы», «Домашняя птица», можно нарисовать на песке различных птиц, формы птичьих клювов, развивать при этом просодические компоненты речи, играя в д/игру «Кто как кричит?», послушать во время игры звукозаписи пения птиц. Во время изучения темы «Домашние животные» можно использовать игрушечных домашних животных. Детям педагог предлагает отыскать на песке детенышей и их мам, при этом выполняли звукоподражание лошади и жеребенка, корове и теленку, меняя высоту голоса, тембр, интонацию голоса, назвать действия, характерные для домашних животных и выполняя их игрушками на песке, изменяя темп действия по комментарию педагога: идёт, бежит, скачет, стоит. Педагогпредлагает детям образовать новые слова с помощью суффиксов:

осел – ослик – осленок;

козел – козлик – козленок.

Следующее задание- спрятать детенышей домашних животных в песке, согласовывать множественное число существительных в винительном падеже с числительными. На таких занятиях можно оказаться не только на скотном дворе, но и сказочной стране «Лимпопо», где живет гласный звук «О». Интересным может стать путешествие в страну звуков в гости к звуку «А», поиграть в веселые игрушки и спеть звук «И», побывать на лугу в гостях у звука «У».

«Песочные игры» можно применить на индивидуальных подгрупповых занятиях,с помощью песка можно оживить абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.

Погружаясь в песочные познавательные игры дети с легкостью усваивают понятия о геометрических фигурах, быстро овладевают количественным и порядковым счётом предметов, их расположением на поверхности песка (справа. слева, вверху, внизу, ориентируются в нахождении предметов в рамках углов песочницы, называя при этом, например, «машина стоит в правом верхнем углу песочницы» и т. д.

Через песочную игру дети могут познать то,что находится рядом с ними: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, профессии, транспорт, город. Ребята моделируют в песочнице «Живые» картинки на песке.

Рисование песком и на песке.

На практике, используя различные варианты (методы рисования песком, я убедилась, что психотерапевтические и свойства песка очень ощутимы в работе с детьми в целом, том числе и коррекционной работе.

Рисование можно использовать в индивидуальной подгрупповой формах работы с детьми, принимать участие может и сам педагог, что усиливает эффективность результата работы, способствует развитию диалогической речи у детей.

Рисовать можно песком и на песке. Песок может быть мокрым или сухим, обычным речным, либо цветным.

Техника рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Работая с данной техникой, можно поставить цели такие,как:

• свободное владение кистями обеих рук;

• развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;

• корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

• развитие художественно-эстетического вкуса;

• развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;

• упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;

• Рисовать можно песком и на песке. Песок может быть мокрым или сухим, обычным речным, либо цветным.

Рисование песком на гладкой поверхности.

Юный художник сыплет песок, создавая образы, которые под влиянием его пальцев и кисточки, новых струек песка перетекают в другие. Создать таким способом узнаваемые образы с помощью песка трудно. Но детям нравится пересыпать песок из в руки, из одной ёмкости в другую. (Открывателем этого способа считают американскую художницу Керолайн Лиф, создавшую с помощью такой техники анимационный фильм).

Предлагаю несколько вариантов рисования с детьми.

Детям доставляет удовольствие рисовать на поверхности, покрытой слоем цветного пластилина (причём во время нанесения на поверхность пластилина развивается мелкая моторика рук.) При этом можно использовать стекло и дополнительный материал для нанесения контура для украшения рисунка (ракушки, камешки, семечки, мозаику, пуговицу, и. т. д. А песок захватывается в щепотку и пальцами рассыпать по гладкой поверхности.

Песок в кулёчке.

Ребёнку предлагают кулёчек с небольшим отверстием (маленькую воронку). Кулёчек наклоняют и наполняют сухим песком. Затем положение кулька изменяют ближе к вертикальному, позволяя песку сыпаться тонкой струйкой. Песок можно сыпать на зеркало или картонку. Движения рукой позволяют создавать разные кривые, линии. С приобретением опыта задания можно усложнять.

Педагог заранее рисует контурное изображение, на картинке ребёнок пытается сыпать песок, повторяя линии. Чтобы замедлить бег песка, кулёк надо наклонять, но при этом следить, чтобы он не пересыпался через край.

Рисование всеми пальцами рук.

Круглое дупло на дереве можно сделать одним пальцем, а изобразить морские волны, используя одновременно по четыре пальца каждой руки.

Можно чередовать приёмы, это придаёт неповторимость картине и разнообразит действие пальцев рук.

Рисование способом обводки собственной руки.

Этот способ можно использовать во время рисования как на сухом, так и на мокром песке.

Рисование на мокром песке требуют больших физических усилий, напряжение мышц пальцев растёт. Так же, можно использовать стекло палочку, рисовать можно пальцем рук, кулачками, косточками пальцев, зажав кисти в кулак.

Такие рисунки можно сделать, более яркими, украсив их ягодами рябины, бутонами живых цветов, камешками, ракушками, шишками и т. д. А края подноса украсить прищепками!

Рисование водой на песке.

С помощью стеки, пальца, нанести контур рисунка, а за тем маленькой лейкой, чайника повторить рисунок водой. При этом развивается не только мелкая моторика рук, но и зрительные адаптеры. Детей очень манит такой способ рисования.

С помощью песка можно создать композиции в стеклянных ёмкостях, наполняя их слоями цветного песка разной толщены.

Все способы рисования использованы мной в практической педагогической деятельности с детьми с ОНР и дали положительный результат в развитии познавательно- речевой сферы у дошкольников.

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная

6. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04 апреля 2018 года № 287

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапии

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииПесочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть фото Что такое песочная игра в песочной терапии. Смотреть картинку Что такое песочная игра в песочной терапии. Картинка про Что такое песочная игра в песочной терапии. Фото Что такое песочная игра в песочной терапииТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *