Что такое пешеходный мост
Пешеходные мосты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сегодня города проектируются согласно идеям функционализма, и прерогатива при разработке генпланов отдается транспорту, а не пешеходу. Улицы, мосты и бульвары должны быть широкими настолько, чтобы вместить весь транспортный поток большого города, но до сих пор остаются места, где в первую очередь планировщики ориентируются на масштаб человека, это пешеходные улицы и мосты, о них и поговорим далее.
Виды пешеходных мостов
Мост как объект, который и связывает, и разделяет, стал предметом рассмотрения многих архитекторов-теоретиков. Пешеходные мосты в городской среде — это необходимый элемент, без которого сложно выстроить связную инфраструктуру.
Мосты классифицируются по следующим признакам:
Также мосты различаются по материалу, из которого они возведены и по конструктивной схеме.
Пешеходные мосты могут являться частью путепровода или размещаться самостоятельно.
В зависимости от препятствия мост может размещаться на разных уровнях, если препятствие расположено низко, то мост располагается на уровне земли. Если препятствие имеет недостаточно пониженный уровень, то выполняют небольшой подъем. Большой и высокий подъем позволяет обеспечить необходимые для проезда габариты.
Мост – это инженерное дорожное сооружение, построенное над препятствием.
Рисунок 1. Пешеходный мост. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Конструкции, из которых состоит пешеходный мост
Для пешеходных мостов применяют те же элементы, что и для других типов мостов, отличаться будут лишь показатели по нагрузке и соответственно размеры элементов.
К основным конструктивным элементам относятся:
В целом пешеходные мосты имеют меньшие габариты по сравнению с железнодорожными или автомобильными мостами, в них стараются избегать сложных подходов и развязок. Значимой характеристикой является ширина моста, она должна соответствовать потребностям и обеспечивать свободное движение людского потока.
При проектировании учитывается устойчивость максимального потока, плотность и скорость движения, необходимое число полос.
Ширина одной полосы составляет 65—75 сантиметров, такая ширина позволяет обеспечить пропускную способность в 30-50 человек в минуту. Но поскольку движение должно быть организовано в обе стороны, то пешеходные мосты делают шириной не менее 3 полос, то есть не менее 2,15 м. Важно также выдержать значение поперечного и продольного уклона.
Мосты, размещающиеся в городе, должны обладать и эстетической привлекательностью, применяют различные композиционные приемы, позволяющие гармонично вписать этот элемент в среду. Криволинейные формы, плавные и спокойные линии позволяют создать не только объект, выполняющий утилитарную функцию, но и создать пространство для отдыха и созерцания. Такой мост может стать ядром и лавной достопримечательностью района, центром притяжения для жителей и туристов.
Рисунок 2. Мост мира в Тбилиси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При проектировании моста всегда оцениваются альтернативные варианты организации маршрута, в частности возможности для организации подземного перехода. В большинстве случаев пешеходный мост имеет больше плюсов, он не требует круглосуточного освещения, возводится быстрее и дешевле, в меньшей степени ограничивает движение транспорта и экономичен в дальнейшей эксплуатации. К минусам пешеходных мостов можно отнести затруднённую эксплуатацию в непогоду (дождь и снег), большая высота моста, если необходимо пересечь трассу или дорогу.
Красивые и Интересные Пешеходные Мосты со всего мира
Пешеходный мост – это мост, построенный для пешеходов, а иногда и для велосипедистов, в общем любых других поездок, кроме автомобильного движения. Пешеходные мосты дополняют картину ландшафта и могут представлять собой декорацию, соединяющую две отдельные территории. Во многих развитых странах пешеходные мосты выполняют свою практическую функцию, а также служат примером искусства и скульптуры.
1. Пешеходный Мост BP, Иллинойс, США.
Пешеходный Мост BP является балочным мостом в жилом микрорайоне Луп Чикаго, Иллинойс, США. Данный пешеходный мост защищает от автомобильных шумов с улицы Columbus Drive. Он ведет от парка Миллениум к восточному направлению, а именно к озеру, другим частям Grant Park, а также к стоянке.
Мост BP состоит из скрытых балок коробчатого сечения, а мостовая выполнена из твердых пород древесины. Здесь отсутствуют перила, вместо которых используются парапеты из нержавеющей стали. Длина моста составляет 935 футов (285 метров), с уклоном на пять градусов, что обеспечивает легкий доступ к нему. В зимний период мост закрывается, из-за невозможности удалить лед с деревянной мостовой. Мост получил много положительных отзывов относительно дизайна и эстетики.
2. Подвесной мост Капилано, Канада
Подвесной мост Капилано в Ванкувере является излюбленным местом туристов. Он был построен в 1889 году. На сегодняшний день длинна моста составляет 450 футов (137 метров) и высота – 230 футов (70 метров) над рекой. Ежегодно около 800,000 посетителей посещают мост Капилано и здешний Парк. С моста открывается восхитительный вид на реку и огромный вековой лес. Почувствовать вибрацию самого большого подвесного моста Ванкувера является обязательным развлечением для местных жителей и туристов.
Мост был построен в 1889 году Джорджем Грантом Маккеем, шотландским инженером-строителем и руководителем парков Ванкувера. Изначально он был выполнен из пенькового троса, а мостовая из кедровых досок. В 1903 году материалы были заменены на проволочный канат. Макэкран купил мост у Магона в 1935 году и предложил местным коренным жителям расположить в парке их тотемный столб, тем самым придав мосту дух здешних мест. В 1945 году он продал мост Анри Абенау. Мост был полностью перестроен в 1956 году.
3. Мост Шахара, Йемен.
Мост Шахара, Йемен был построен для сражений с турецкими захватчиками. Легенда гласит, что местные жители могут разрушить его в считанные минуты, в случае надвигающейся опасности.
Мост был построен в 17 веке, чтобы соединить города, находящиеся на вершине гор Йемена. Несмотря на то, что мост довольно пугающий, он является популярным туристическим направлением, а местные жители пересекают его ежедневно. Мост простирается на 300 метров (990 футов) над ущельем.
4. Старый Мост, Босния и Герцеговина.
Старый Мост является реконструкцией оттоманского моста, построенного в 16 веке в городе Мостар, Босния и Герцеговина. Он пересекает реку Неретва и соединяет две части города.
Старый Мост простоял на протяжении 427 лет, до 9 ноября 1993 года, когда он был разрушен боснийской и хорватской армиями во время войны между Боснией и Хорватией. Затем был разработан проект по его реконструкции, и в 2004 году был открыт новый мост.
5. Мост Трифт, Швейцария.
Мост Трифт является одним из самых зрелищных подвесных мостов, рассоложенных в Альпах. Высота его составляет 100 метров (330 футов), длина – 170 метрв (569 футов). Он располагается над территорией Трифтглечер. Даже канатная дорога через ущелье, ведущая к мосту, способна вызвать немало эмоций.
Мост пересекает озеро Трифт, около Гадмена, Швейцария. Данную территорию ежегодно посещают около 20,000 посетителей, направляющихся в Трифтглечер. Первый мост был построен в 2004 году. Реконструированный мост был открыт 12 июня 2009 года. Он был обновлен всего за 6 недель.
6. Мост Aiguille du midi, Франция.
Мост построен в французских Альпах и представляет собой смотровую площадку. Вкратце, это крошечный мост между двумя скалами, соединяющий две горы и предоставляющий завораживающий вид на Монблан.
Мост достаточно широк и прочен, но высота, на которой он находится (12,605 футов или 3850 метров над уровнем моря) ужасает. Помимо всего прочего, этот мост дарит настоящие и незабываемые эмоции любителям экстрима.
7. Мост Мариенбрюке (Marienbrücke), Германия.
Мариенбрюке (Мост Марии) располагается около известной крепости Нойшванштайн в Хоеншвангау, Бавария. Многие туристы приезжают сюда, чтобы насладиться великолепным видом замка и сфотографироваться на его фоне. Мост пересекает большое ущелье, окруженное крутыми скалами. Внизу находится водопад, по которому вода с гор попадает в долину.
Мост находится в 30 минутах ходьбы от городка Хоеншвангау. За мостом находиться горная местность, пройдя которую, можно добраться до другой известной точки обзора крепости.
8. Мост Женщины (Puente de la Mujer), Аргентина.
Puente de la Mujer – это вращающийся мост к Доку 3 в Пуэрто Мадеро – коммерческом районе Буэнос Айреса, Аргентина. Это канатный висячий мост, а также разводной мост, но его необычность состоит в его асимметрии.
Он стоит всего на одном столбе, от которого отходят канаты, держащие ту часть моста, которая вращается на 90 градусов, чтобы пропускать водный транспорт. Когда он разводится, чтобы пропустить транспорт, дальний конец фиксируется на стабилизирующей мачте.
9. Мост Риальто, Италия.
Мост Риальто это один из старейших четырех мостов, пересекающих Гранд Канал (Венеция). Первый мост, пересекший Гранд Канал был понтонным. Он был построен в 1181 году. Благодаря развитию Рынка Риальто, движение по мосту увеличилось, и к 1255 году он был заменен на деревянный мост. В течение первой половины 15 века, вдоль моста были построены магазины, доход от которых шел на содержание моста (за счет налогов, выплачиваемых владельцами магазинов).
В 1310 году он частично сгорел, а в 1444 он рухнул под тяжестью толпы, смотревшей парад лодок. В 1524 году он опять рухнул. Строительство современного каменного моста завершилось еще в 1591 году. По обе стороны моста располагаются торговые ряды.
10. Мост Кингсгейт (Kingsgate), Великобритания.
Мост Кингсгейт – это поражающий современный бетонный мост, пересекающий реку Уир в Дарем, Англия. Это строение первой степени. Он был спроектирован в 1963 году лично Сэром Оувом Эрапом. Мост соединяет Bow Lane, находящееся на историческом полуострове в центре Дурема и Dunelm House в Новом Эльвете (в строении которого также участвовал Эрап). Мост был открыт в 1966 году.
Среди прочих своих творений, Эрап особо выделял именно этот мост. Он провел много часов за разработкой каждой мельчайшей детали. Его строительство происходило необычно. Две части были построены параллельно реке, потом были повернуты на 90 градусов, таким образом мост пересек реку.
11. Мост Jade Belt, Китай.
Мост Jade Belt, также известный как мост Верблюжьего Холма, был построен в 18 веке как пешеходный Лунный мост, расположенный на территории Летнего Замка в Пекине, Китай. Он знаменит своей единственной выпирающей тонкой аркой.
Мост Jade Belt самый известный из шести мостов на западном берегу озера Кунмин. Он был воздвигнут в 1751-1764 гг. в период правления Империи Кианлонг и принадлежит стилю тонких мостов загородной части южного Китая. Он состоит из мрамора и белого камня.
12. Старый Мост в Коннице, Греция.
Старый мост в Коннице через реку Аоос, один из высочайших в своем роде в Греции. Под мостом берет свое начало Национальный Парк Викос-Аоос. В зимний период русло реки полностью покрывается водой.
Под мостом висит колокол. Местные сельчане говорят, что если ветер настолько силен, что колокол звенит, мост опасно переходить.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂
Рубрика “Пешеходный мост”
Категория: Пешеходный мост
The longest pedestrian bridge in the world
Самый длинный пешеходный мост в мире Самый длинный пешеходно-велосипедный мост Three Countries Bridge — это…
Hörn Bridge
Huangtengxia Glass Viewing Platform
Huangtengxia Glass Viewing Platform Huangtengxia Glass Viewing Platform — это консольная стеклянная платформа (отчасти консольный…
CHIO Bridge
Пешеходный мост CHIO Bridge CHIO Bridge — это пешеходный железобетонный мост вантовой конструкции построенный в…
Пешеходный мост — это мостовое ( искусственное ) сооружение предназначенные для пропуска пешеходов через естественные (реки, овраги, горные ущелья) или искусственные (авто — или железнодорожные трассы, городские улицы) препятствия.
Классификация пешеходных мостов
Следует заметить, что история мостостроения вообще началась именно с пешеходных мостов. Впервые необходимость преодолевать естественные препятствия появилась в древнем мире, когда человеку было необходимо перебраться на противоположный берег ручья.
В наше время с ростом транспортного движения, авто- и железнодорожных мостов стало гораздо больше, а пешеходные мосты занимают подчиненное положение. По характеру пересекаемого препятствия пешеходные мосты можно разделить на 3 типа:
Классификации мостов по назначению
№ п/п | Наименование моста | Определение |
1 | Пешеходные — Footbridges Pedestrian Brides | Мосты, предназначенные в основном для движения пешеходов. По статической схеме пешеходные мосты делятся на |
Основные требования к пешеходным мостам
Пешеходные мосты относятся к ответственным инженерным сооружениям, и к ним предъявляются ряд требований.
Требование | Описание |
Производственно-эксплуатационные требования | Производственно-эксплуатационные требования сводятся к обеспечению удобного и безопасного движения по мосту и судоходства иди движения транспорта под ним. Конструкции пролетных строений и опор должны быть рациональными для изготовления и возведения, а также удобными в эксплуатации. |
Расчетно-конструктивные требования | Расчетно-конструктивные требования направлены на обеспечение прочности, жесткости и устойчивости конструкций моста в течение всего срока службы. Сооружение и его элементы должны быть стойкими против воздействия воды, температуры, льда, агрессивных сред и т. д. |
Экономические требования | Экономические требования состоят в необходимости при проектировании выбора решения, требующего наименьшей затраты средств и материалов на строительство при возможно меньшей трудоемкости работ по возведению сооружения. Кроме того, к пешеходным мостам предъявляется требование по экономическому обоснованию положения моста и наивыгоднейшей ширины, которые могут быть решены на основе анализа ожидаемой интенсивности пешеходного движения с учетом предполагаемой перспективы развития инфраструктуры. |
Архитектурно-планировочные требования | Помимо перечисленных выше требований к пешеходным мостам предъявляются повышенные архитектурно-планировочные требования, т.к. чаще всего пешеходные мосты строятся в городских условиях. Архитектурный облик моста должен гармонично сочетаться с городской застройкой или окружающим ландшафтом, которые могут влиять как на вид, так и на систему моста |
Выбор типа пешеходного перехода | При выборе типа пешеходного перехода в разных уровнях основными критериями должны служить создание максимальных удобств для движения пешеходов и транспорта; экономические показатели строительства (включая в случаях необходимости и затраты на переустройство подземных и надземных сооружений) и эксплуатационные характеристики; увязка проектируемых сооружений с окружающей застройкой. Тщательное сравнение указанных факторов позволит обоснованно выбрать оптимальное решение. При выборе типа пешеходного перехода следует иметь в виду, что подъем на мост связан с затратами времени и энергии пешеходов. Поэтому лестничные спуски и подъемы могут быть допущены при небольшой высоте. При больших высотах расположения внеуличных переходов необходимо устройство эскалаторов или подъемников. Высота подъема зависит от рельефа местности, положения пунктов, вызывающих приток пешеходов, расположения и уровня остановок общественного транспорта и т. д. Пешеходные мосты могут иметь значительные продольные уклоны: до 6% в пролетной части и 12…16% на подходах. Входы и сходы с моста часто выполняют в виде лестниц или пандусов. В плане лестничные сходы располагают как по оси моста, так и под углом к ней. Иногда их встраивают в первые этажи прилегающих к переходу зданий. Пандусы могут быть в плане прямолинейными, криволинейными, ломаного очертания, разветвляющимися. Минимальную площадь занимают спиральные пандусы. Для предотвращения образования гололеда в них предусматривают устройство отопительной системы. Широкое применение в настоящее время получили закрытые пешеходные мосты, которые могут быть оборудованы эскалаторами, обеспечивающими подъем и спуск с моста. Закрывают мосты прозрачным материалом, как правило, органическим стеклом. В этом случае в зависимости от проектного задания мост рассчитывают на колесную нагрузку, кроме того предусматривают наклонные пандусы, способные пропустить транспорт. |
Элементы пешеходных мостов
Основными размерами пешеходного моста и его элементов принято
считать:
№ п/п | Основные размеры пешеходного моста |
1 | Полная длина моста L — расстояние между задними гранями устоев |
2 | Отверстие моста, обеспечивающее пропуск высокой воды за вычетом толщины опор |
3 | Высоту моста — расстояние исчисляемое от верха пешеходной прохожей части до уровня меженных вод УМВ |
4 | Строительная высота — расстояние от верха пешеходной прохожей части и до низа конструкции пролетного строения |
5 | Расчетный пролет — равный при балочном пролетном расстоянию между центрами опорных частей, на которые устанавливают балки (фермы) |
6 | Расчетная ширина пролетного строения — расстояние между осями главных несущих конструкций (ферм или крайних балок) |
7 | высоту тела опор — от верхней площадки до верха (обреза) фундамента |
8 | глубину фундамента и др. |
Все эти размеры моста и его элементов устанавливают в процессе проектирования с учетом местных инженерно-гидрологических, геологических и судоходных условий, выявленных в процессе изысканий, а также на основе предъявленных требований по ожидаемой интенсивности движения не только в момент проектирования, но и в более далекой перспективе, соответствующей сроку службы моста.
Для мостов через водные преграды существенное значение имеют уровень меженных вод (УМВ), расчетный судоходный горизонт (РСГ) и расчетный уровень высоких вод (РУВВ)
Опоры пешеходного моста
Основные элементы моста — опоры и пролетные строения. Опоры
различают береговые, обычно называемые устоями, и промежуточные.
Каждая опора воспринимает нагрузку от веса пролетных строений и подвижной нагрузки, проходящей по ним. На устои, кроме того, действует давление насыпи подходов к мосту.
Опоры мостов воспринимают нагрузки от пролетных строений и передают их на грунт через фундаменты. Промежуточные опоры пешеходных мостов сооруженных через реки, могут испытывать воздействие льда и навала судов.
Устои моста, кроме того, могут работать как подпорные стенки, воспринимая давление от насыпи подходов в случае их устройства в одном уровне с пешеходной частью. Материалом для опор служит железобетон.
Форма и размеры опор зависят от величины и характера нагрузок, передающихся от пролетных строений, собственного веса и давления насыпи, а также, в значительной мере, определяются условиями прохода под мостом водного потока, ледохода и местными инженерно-геологическими условиями.
Кроме того, на размеры опор могут влиять и конструктивные требования. Например, опоры балочного разрезного пролетного строения должны быть шире, чем неразрезного, из-за необходимости расположения на опоре опорных частей для каждого пролетного строения.
Опоры имеют фундамент с надфундаментной частью. Фундаментом
называют часть опоры, находящуюся ниже поверхности грунта (на суше) или ниже самого низкого (меженного) уровня воды в водотоке (водоеме) и предназначенную для передачи нагрузок на основание.
Фундаменты пешеходного моста
Различают массивные фундаменты, состоящие из одного несущего элемента, и немассивные, состоящие из группы (куста) свай разных видов (в том числе забивных и буровых), объединенных в единую конструкцию плитой, называемой ростверком.
Основными типами фундаментов пешеходных мостов являются: фундаменты мелкого заложения (стаканного типа и ленточные), свайные фундаменты из забивных свай, свайные фундаменты из буровых столбов.
Независимо от типа фундаментов и особенностей их конструкции
принято называть
Пролетные строения пешеходных мостов
В пролетных строениях выделяют следующие составные части;
Пешеходная часть состоит из мостового полотна и несущих элементов. Мостовое полотно предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов и отвода воды. Несущие элементы пешеходной части в общем случае состоят из балочной клетки и плоской или ребристой плиты.
Современные пешеходные металлические мосты проектируют в основном с железобетонной или стальной ортотропной (цельнометаллической) плитой прохожей части. Применяют также деревянное полотно в виде дощатого настила по деревянным поперечинам или прогонам.
Железобетонную и стальную ортотропную плиты практически всегда опирают на главные балки без устройства дополнительной балочной клетки, характерной для автодорожных мостов. При этом железобетонную плиту в современных мостах, как правило, включают в совместную работу с главными балками, образуя так называемую сталежелезобетонную (объединенную) конструкцию пролетного строения.
Основными несущими конструкциями пролетных строений являются балки, фермы, арки, а также висячие, вантовые и комбинированные системы, перекрывающие пролеты между опорами и поддерживающие все остальные элементы. Главные несущие конструкции соединяют между собой системой связей, обеспечивающих пространственную неизменяемость и жесткость пролетного строения.
Система связей состоит из горизонтальных (верхних и нижних) продольных ферм и вертикальных (опорных и промежуточных) диафрагм.
Опорные части представляют собой специальные элементы, с помощью которых опорные реакции от главных конструкций передаются на опоры в фиксированных местах.
Кроме того, они обеспечивают поворот и смещение главных балок (ферм) при их прогибе от действия временной нагрузки, а также продольные и поперечные смещения, возникающие в результате температурных деформаций пролетного строения.
Основные схемы статической работы пешеходных мостов
По характеру работы под нагрузкой пролетных строений и опор, т.е. в зависимости от статической схемы, различают
Балочные пролетные строения пешеходных мостов
Наибольшее распространение имеют балочные системы мостов (балочные мосты). В них пролетные строения в виде сплошных или коробчатых балок, сквозных решетчатых ферм свободно установлены на опорные части, через которые передаются все вертикальные нагрузки на опоры моста.
Пролетные строения со сплошными главными балками имеют наиболее широкое применение благодаря ряду достоинств:
Пролетные строения со сплошными балками могут быть
Схема моста | Описание |
Разрезные | Разрезные пролетные строения рациональны при пролетах до 50…60 м |
Неразрезные | при больших пролетах экономичнее неразрезные, в которых снижается расход металла главных балок и материала промежуточных опор. Неразрезные главные балки устраивают постоянной или переменной (при L>80 м) высоты. |
Консольно-балочные | Пешеходный мост (тёщин мост) через спуск Жанны Лябурб в Одессе |
Увеличение высоты опорных сечений диктуется распределением изгибающих моментов та пролету. Очертание нижнего пояса может быть ломаным или криволинейным. Балки с криволинейным очертанием нижнего пояса более сложны в изготовлении, но отличаются хорошими архитектурными качествами.
Неразрезные балочные пролетные строения чаще всего проектируют трехпролетными. Применение неразрезных систем с большим числом пролетов сдерживается усложнением конструкции температурных деформационных швов.
Кроме того, трехпролетные балки предпочтительнее по архитектурным соображениям. Соотношение средних и крайних пролетов неразрезных балок L1/L2 наиболее рационально в пределах 0,7…0,8, в этом случае выравниваются значения пролетных и опорных моментов.
Это хорошо видно на примере пешеходного моста (тёщин мост) через спуск Жанны Лябурб в Одессе (52*0,7-0,8)=41,6 (42)
Из- за отрицательного влияния значительных неравномерных осадок опор на усилия в неразрезной балке в конце XIX — начале XX вв. широко применялись балочно-консольные системы. Современные фундаменты позволяют существенно снять осадки опор, в связи с чем неразрезные системы нашли применение при любых грунтовых условиях.
Рамные пешеходные мосты
Рамная система находит применение в пешеходных эстакадах и путепроводах благодаря более рациональному, та сравнению с балочными системами, распределению усилий и возможности получения конструкций с малой строительной высотой при достаточно высокой вертикальной жесткости.
Легкие стальные опоры рамных систем позволяют добиться благоприятного внешнего вида сооружения и одновременно улучшить условия эксплуатации транспортных магистралей, пересекаемых мостом.
В рамных системах небольших пролетов применяют вертикальные стойки с шарнирным опиранием на фундаменты, что снижает чувствительность системы к изменениям температуры и неравномерным осадкам опор.
Достаточно широкое распространение получили металлические рамные мосты с наклонными стойками. Конструкции по схемам, представленным явились дальнейшим развитием системы «бегущая лань». Пролет ригеля в рамах с наклонными стойками существенно меньше пролета рамы, что, наряду с увеличением распора, обусловливает существенное снижение изгибающих моментов в ригеле.
В результате удается значительно понизить высоту ригеля до 1/30… 1/50 пролета рамы, а при больших пролетах и до (1/60..1/80)L. Соотношение пролетов L1/L2 в многопролетных рамах принимают примерно 3:1. Значительный распор, передаваемый наклонными стойками на фундаменты, несколько снижает эффективность рамных систем при слабых грунтах основания.
В практике строительства преимущественно применяют пешеходные мосты рамной системы со сплошной стенкой. Конструктивное решение ригелей аналогично балочным пролетным строениям. Существенную особенность представляет узел сопряжения ригеля со стойкой. Сложное напряженное состояние стенки требует особого внимания к обеспечению ее устойчивости.
Арочные пешеходные мосты
Арочные металлические пролетные строения пешеходных мостов обладают большим разнообразием конструктивных решений. Основное достоинство арочных систем — художественная выразительность. Пешеходные арочные мосты применимы практически при любых пролетах, легко вписываются в городскую застройку.
При малых пролетах (20…30 м) пешеходную часть в виде лестничных
маршей устраивают непосредственно по аркам. При больших пролетах в традиционных арочных системах имеется надарочное строение.
В пешеходных мостах применяют, в основном, двухшарнирные арки, которые мало чувствительны к изменениям температуры и осадкам опор. При этом двухшарнирные арки обладают достаточной жесткостью.
Величина стрелы подъема в большой степени влияет на работу арок и
опор. Увеличение ее снижает усилия в арках и облегчает конструкцию опор, но при этом возрастает строительная высота. В существующих мостах отношение колеблется в широких пределах (1/2…1/18). Чаще всего применяют арки с пологостью 1/7… 1/8.
При наличии слабых грунтов арочные пролетные строения проектируют с гибкой затяжкой, воспринимающей распор (Рис. б).
Для повышения эффективности арочных мостов стремятся использовать совместную работу надарочного строения с аркой.
На (рис. в) представлена схема моста, в котором арка трубчатого сечения образует единую пространственную конструкцию с надарочным строением из трубчатых элементов и железобетонной прохожей частью.
На основе арочной и балочной систем, в зависимости от соотношения
их жесткостей, конструируются многочисленные комбинированные системы. На рис.г показана схема безраспорного пролетного строения, скомпонованного двумя наклонными арками и балкой жесткости, в уровне которой устроена пешеходная часть.
Высота сечения может быть постоянной по всей длине пролета или постоянной на большей части длины с уменьшением к пятовым шарнирам (серповидные арки). Рациональная ось арок в пешеходных мостах близка к параболе, но для упрощения изготовления форму оси принимают по дуге окружности.
Пространственная неизменяемость и поперечная жесткость арочных
пролетных строений обеспечивается системой продольных и поперечных связей.
Висячие и вантовые пешеходные мосты
Основа несущих конструкций висячих и вантовых пешеходных мостов система растянутых элементов из высокопрочных стальных канатов или вант, к которым подвешивают балки жесткости с пешеходной частью.
В практике строительства висячих и вантовых мостов применяют одно-, двух- и трехпролетные системы. Наряду с классической схемой висячего моста, применяют системы повышенной жесткости, вертикальные прогибы которые в сравнении с системой «нить-балка» меньше на 30…50%.
Схемы висячих пешеходных мостов
Жесткость висячих мостов повышают за счет постановки дополнительных нисходящих вант, использования треугольных и наклонных подвесок (рис. б, в, г). Распор может быть передан на балку (рис. д).
В пешеходных мостах находят применение висячие системы, отличающиеся отсутствием балки жесткости и представляющие собой геометрически изменяемые конструкции.
Временная вертикальная нагрузка уравновешивается в результате искажения геометрической схемы. Пешеходная часть может быть уложена непосредственно на кабели (ленточная конструкция) или подвешена к ним. В последнем случае кабели могут выполнять функцию перил.
Вантовые пешеходные мосты
Безраспорные вантовые системы (вантово-балочные мосты) могут
иметь симметричную или несимметричную схемы (Рис а,б).
Схема вантовых пешеходных мостов
По расположению вант различают
По конструктивным и архитектурным соображениям в вантовых мостах нередко применяют однопилонные системы (рис. б, в).
В современных висячих и вантовых пешеходных мостах применяют, в основном, неразрезные цельнометаллические балки жесткости двутаврового или коробчатого сечения высотой от 1/100 до 1/300 в висячих системах и 1/50… 1/120 в вантовых.
При этом распор может быть передан на грунт — внешнераспорная система, или на балку жесткости — внешнебезраспорная система.
Во внешнебезраспорных конструкциях балка жесткости работает не только на изгиб, но и на продольную силу, что несколько увеличивает расход металла, но при этом отпадает необходимость устройства анкерных опор.
Наклонные ванты или главный кабель увеличивают поперечную жесткость пролетного строения. Расположение их в одной плоскости создает благоприятный внешний вид моста, но ухудшает условия работы балки жесткости на кручение.
В связи с этим балки жесткости рекомендуется применять коробчатого сечения. В практике строительства вантовых мостов встречаются и наклонные пилоны.
Стойки пилонов вьполняют, как правило, коробчатого или круглого сечения.