Что такое пещерная живопись
Наскальные рисунки древних людей
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
История сквозь века – шедевры наскальной живописи
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов.
Петроглифами называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. С их помощью учёные больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки. Например, с помощью рисунков, найденных в пещерах Сахары, учёные выяснили, что когда-то местность, на которой раскинулась самая большая на Земле пустыня, когда-то была зелёной и цветущей.
Пещера Шове (Франция)
Эту уникальную археологическую достопримечательность обнаружил в 1994 году французский спелеолог Жан Мари Шове.
В пещере было обнаружено более 300 наскальных рисунков лошадей, львов, носорогов, волков, бизонов и других животных. Радиоуглеродная датировка показала: возраст отдельных «полотен» составляет 30-33 тысячи лет. Поражает реалистичность и сохранность рисунков.
Увы, увидеть их может далеко не каждый – пещера закрыта для посещений. Испортить картины может малейшее изменение света, температуры и влажности воздуха. Даже археологи могут находиться там всего несколько часов. А вот немецкому режиссёру Вернеру Херцогу повезло: он даже снял документальный фильм об этой картинной галерее.
Ньюспейпер-Рок (США)
Эта скала, расположенная неподалеку от города Монтиселло (штат Юта), считается одним из самых внушительных каменных «полотен», на котором на один квадратный метр приходится огромное количество петроглифов. Всего на скале насчитывается около 650 изображений.
Нанесли их, как предполагают учёные, древние индейцы доколумбовых культур Фремонт и Анасази. Велика вероятность, что петроглифы высекались как в древнюю эпоху, так и после знакомства с европейцами. Считается, что рисунки рассказывают об охоте на кабанов, мамонтов и бизонов, а также о приручении лошадей и быков, изобретении колеса и других орудий труда.
Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)
Дословно название пещеры можно перевести как «Пещера рук», поскольку на её стенах запечатлены отпечатки сотен ладоней (800 изображений), причем 90% из них – левые. Отпечатки были сделаны от 13 тысяч до 9 тысяч лет назад, предположительно путём распыления краски вокруг кисти.
Больше всего рук можно увидеть у самого входа в пещеру. Складывается впечатление, будто они служат приветствием для входящего. Есть также мнение, что изображения рук у древних индейцев символизировали переход во взрослую жизнь, поэтому в этом почитаемом предками индейцев месте отпечатаны ладони мальчиков-подростков. Помимо рук в пещере есть и рисунки животных – страуса-нанду и гуанако, а также петроглифы.
Альтамира (Испания)
Эту пещеру на севере Испании ещё называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Возраст рисунков эпохи палеолита насчитывает порядка 20 тысяч лет. Для придания цвета древние художники пользовались углём и охрой, а для объёма – естественными выступами и углублениями в стенах пещеры. Рисунки здесь настолько хороши, что научное сообщество поставило под сомнение их подлинность, обвинив первооткрывателя пещеры Марселино де Саутуолу в подделке. Лишь после смерти археолога в 1902 году было установлена подлинность рисунков.
Из-за разрушения изображений пещера закрыта для туристов. Вместо этого в 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с Альтамирой, открылись копии панно Большого плафона.
Альта (Норвегия)
Крупнейшая и единственная из открытых для туристов «выставок» наскальной живописи находится под открытым небом в нескольких километрах от города Альта, недалеко от Северного полярного круга. Пять тысяч изображений животных, рыб, самих охотников и рыбаков, религиозных обрядов и просто танцевальных сюжетов, открытых в 1970-х годах, доказывают, что в период с 4 тысяч 200 до 500 лет до нашей эры эти места населяли люди.
Три тысячи рисунков, расположенных под открытым небом внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Калбак-Таш (Россия)
Урочише Калбак-Таш (Тялбак-Таш), расположенное на правом берегу реки Чуи на 723 километре от Чуйского тракта, – крупнейшая коллекция петроглифов в Горном Алтае. Урочище протянулось на 10 километров и насчитывает более пяти тысяч рисунков и рунических надписей. Самыми популярными являются рисунки быков, оленей, волков, барсов и прочих животных, распространённых в этих местах.
Урочище было святилищем для людей разных эпох – от неолита (VI-IV тысячелетие до нашей эры) до древнетюркского периода (VII-X тысячелетие до нашей эры).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
Пещерная живопись.
Пещера Эль-Кастильо, Испания, 40.800 лет. Считаются самыми старыми пещерными рисунками Европы.
Пещера Фон-де-Гом, Франция. 14.000 лет. Копии фотографий из научной литературы.
Пещера Ласко, Франция, 17.000 лет. Многие рисунки несут в себе короткие истории, случай.
Пещера Шове, Франция, 20.000 лет.
Пещера Пеш-Мерль, Франция, 20.000 лет. Большинство отпечатков рук принадлежат женщинам.
Пещера Нио, Франция, 20.000 лет. Предположительно рисовали в основном мужчины, охотники.
Пещера Горама, Гибралтар, 39.000 лет, предположительно рисунок сделан Неандертальцами, «современный человек» появился в этих местах много позже.
Южный Сулавеси, Индонезия, время не определенно. Эти рисунки в Индонезии полностью меняют картину заселения человеком земли «Стандартно, из Африки». вообщем это одна из загадок.
В некоторые из этих мест можно попасть и сейчас, большинство закрыто для посетителей ввиду вандализма примерно с шестидесятых годов, большинство числится в регистре ЮНЕСКО.
Сейчас известны около 350 пещер с подобным искусством, в основном в Испании и Франции, пещеры Африки исследованы мало или не исследованный совсем, есть предположения что много новых рисунков ждет когда их обнаружат.
Даже пещерные люди рисуют лучше чем я.
Южный Сулавеси, Индонезия, время не определенно. Эти рисунки в Индонезии полностью меняют картину заселения человеком земли «Стандартно, из Африки».
И каким же образом это меняет картину заселения?
Слово «неандерталец» пишется с маленькой буквы.
Гений места: Архангельская область
Ломоносов, ледяные пещеры, каргопольская игрушка, Соловецкий монастырь, СЛОН — что ни слово, то история, великая или трагическая. Телеканал «Моя Планета» — о самых главных местах Поморья.
Одним из первых российских путешественников можно смело назвать Михаила Васильевича Ломоносова. Зимой 1730 года он предпринял поистине экстремальный поход — отправился пешком в Москву из своей родной Архангельской земли, по морозу да по сугробам. Зимы тогда были суровые, не то что сейчас. Добирался Ломоносов целых три недели. В итоге дошел, стал великим русским ученым и прославил свою родину на всю страну. Сегодня мы отправимся по стопам Михаила Васильевича, только в обратном направлении — из Москвы в Архангельскую область.
АРХАНГЕЛЬСК: ПЕШЕХОДНЫЙ ЦЕНТР И СУДОВАЯ ВЕРФЬ
Архангельск начинается с Чумбаровки. Названа она в честь пролетарского писателя, революционера Федора Чумбарова-Лучинского. А горожане, которые красиво зовутся архангелогородцами, ее Чумбаровкой прозвали. Улица эта — своего рода музей под открытым небом: на ней собраны деревянные дома со всего города, многие из них в буквальном смысле были сюда перевезены. И теперь, гуляя по Чумбаровке, вполне можно представить, каким был Архангельск давным-давно. А сколько тут всевозможных скульптур! Вот на пересечении с улицей Поморская — памятник самому популярному на улице архангелогородцу Сене Малине, крестьянину-помору, герою сказок Степана Писахова, который небылицы сочинял не хуже барона Мюнхгаузена.
Здесь же и магазинчиков достаточно. Самое время сувениров купить и пирогов всяких. Например, с лесными грибами, палтусом, творогом. Калиточки с облепихой, морошкой, шаньги прямо из печки. И не забудьте кофе попить. Кофе для Архангельской области — напиток особенный, потому что проник он в нашу страну именно через эти края, город Мезень. Только здешние жители не знали, как его пить, и заваривали так же, как чай, — в самоваре. А чтобы вкус был более изысканным, в чашку соль добавляли.
Архангельский край неслучайно Поморьем называют: морей вокруг много, целых три. Но обычно с чем моря ассоциируются? С солнцем, пляжем, теплой соленой водичкой. А тут все другое — тут север. Посмотрим, как у северных морей люди жили и живут. Начнем, пожалуй, с Северной Двины. Ее набережная в Архангельске — место популярное, в том числе и зимой. Горожане с детьми гуляют, на лыжах катаются.
Совсем недалеко расположена памятная стела в честь 400-летия основания Архангельска. В конце XVI века на берегу Северной Двины возвели крепость, а неподалеку — пристань корабельную. Вот так Архангельск стал первым морским портом России и центром русской внешней торговли, приносившим больше половины доходов государственной казны.
С момента основания и по сей день суда в городе — полноправные жители. Одни с наступлением холодов встают на прикол, а другие трудятся круглый год. Чтобы они могли без проблем ходить по Северной Двине даже зимой, ледоколы каждый день занимаются своими прямыми обязанностями. А самое большое скопление кораблей — на заводе, который располагается в городе на острове Соломбала. Построить судостроительную верфь здесь решил еще Петр I. И старейшая в России верфь по сей день работает: на ней по-прежнему суда и строят, и ремонтируют. На заводскую территорию попасть можно — с экскурсией. И сделать это надо обязательно, сейчас поймете почему.
Справедливости ради стоит сказать, что Петр I в истории Архангельска сыграл двоякую роль. Начав строить тут флот, он вдохнул в город новую жизнь, а потом буквально перекрыл ему кислород. После основания Санкт-Петербурга государь запретил всю внешнюю торговлю через Архангельск и практически полностью похоронил этот город как главный внешний морской порт.
ЛОМОНОСОВО: МУЗЕЙ УЧЕНОГО И РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Изначально Архангельск носил название Новохолмогоры и являлся своего рода филиалом Холмогор, которые на тот момент были столицей Двинской земли. Только в 1702 году эти города поменялись местами, и административным центром стал Архангельск. Холмогоры вообще одно из старейших поселений Поморья: город известен с XVI века. Первоначально он находился в подчинении у Великого Новгорода. Через Холмогоры осуществлялась торговля новгородцев с Севером. Уже тогда здесь начало зарождаться судостроение, но лишь в частном порядке. А прославил холмогорскую землю на весь мир ее уроженец — великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
Село Ломоносово совсем небольшое, обойти его можно буквально за час. А между тем образовалось оно из двух деревень: Денисовки и Мишанинской.
В последней и родился в 1711 году Михайло Ломоносов. Именем Ломоносова здесь, на его малой родине, очень много всего названо: и населенные пункты, и улицы, и учреждения, и даже алмазные месторождения, и музей его, конечно, есть. Находится он там, где когда-то располагался дом семьи Ломоносовых. Сам дом не сохранился, но, рассматривая экспонаты, можно представить, как выглядела тогдашняя деревня и как рос будущий ученый. Семья была не бедной и не богатой — зажиточной. Отец грамоты не знал, но смог добиться больших успехов.
Но музей рассказывает не только о детстве великого ученого. Здесь можно проследить весь жизненный путь Михаила Васильевича — буквально от купели и до самых больших его научных достижений. Один макет химической лаборатории чего стоит. Она была создана по инициативе Ломоносова и стала первой в России научной и учебной лабораторией.
Впрочем, эти места прославил не только Ломоносов. Еще один местный бренд общероссийского значения — резьба по кости. Работам холмогорских мастеров-косторезов в музее посвящен отдельный зал. Промысел зародился в XVII веке и со временем стал самым настоящим явлением в культурной жизни нашей страны. Чего только не делают из кости холмогорские мастера: ларцы, бокалы, украшения, статуэтки и даже мебель. Ремеслу обучаются три года в профессиональном училище. Ну а туристу на мастер-классе дают попробовать сделать что-то самое простое.
Надо сказать, резные изделия из кости очень недешевые. Ну, во-первых, материал дорогой, особенно если это моржовая или мамонтовая кость. А во-вторых, сами видели — ручная работа.
ПИНЕГА: ЛЕДЯНЫЕ ПЕЩЕРЫ И СТОЙБИЩА ОЛЕНЕВОДОВ
Еще более древнее, чем Холмогоры, — поселение Архангельской области Пинега. Здешний народ чудь покорили новгородцы, и впервые село упоминается в 1137 году уже в составе Новгородских владений. Издавна символом этих мест считаются рябчики, они даже украшают герб Пинеги. Рябчиков тут было так много, что их каждый год тысячами увозили в Москву и Петербург, в том числе к царскому столу. Также известно это село как место ссылки. Среди самых известных пинежских каторжан — маршал Климент Ворошилов, князья Голицыны и писатель Александр Серафимович.
Каменные купеческие дома, деревянные мостовые, тихие улочки да дымок из труб. Пинега сейчас — это типичный северный поселок, который живет своей спокойной и размеренной жизнью. Гордость этих мест — пещеры. Сотни пещер.
Большинство их находится на территории Пинежского заповедника и в охранных зонах. Попасть туда проще всего с экскурсией, которая включает в себя и доставку до места, и согласование с администрацией заповедника, и услуги гида.
Каждая из пещер имеет свое имя. Образовались они еще в ледниковый период. Десятки тысяч лет назад, когда таял ледник, вода просачивалась сквозь земные слои и образовала под землей древние тоннели. Эти пещеры — русло подземной реки. Летом сюда не пробраться — все залито водой. А вот зимой — самый сезон! Застывшая вода образует удивительной красоты сталагмиты, сталактиты и даже сталагнаты, соединяющие «пол» и «потолок».
Существуют и другие версии образования пещер. Может, и менее научные, зато более красивые. Если верить легендам, после прихода славян здешний народ чудь буквально исчез с лица земли. На самом же деле он скрылся под землей в Пинежье, а вышел на свет белый уже у Белого моря. Так вот пещеры — это подземные тоннели, по которым и ушла чудь от недругов.
А еще здесь, в Пинежье, можно познакомиться с коренными северными народами. Живут они обычно около морей, а сюда на зиму приходят оленей кормить, потому что здесь ягеля много. И у туристов есть прекрасная возможность увидеть, как живут настоящие оленеводы. Вот чумы. Внешне больше напоминают обычную палатку, а внутри — настоящий дом на три зимних месяца. Верхнюю одежду здесь не носят: тепло, печка топится, она и греет, и кормит. Каждый житель поселка занят делом. Мужчины — профессиональные оленеводы, а женщины сами называют себя чумработницами. Уборка, готовка, работа (работой называют уход за животными), в свободное время — шитье. Шить здесь обязана уметь каждая — в тундре без этого никак. Шубки-малицы, меховые пимы (обувь) делают сами.
В каждом чуме живет по одной семье. Вместе с людьми квартируются и собаки. Оленей в чумы не пускают. Они пасутся в тундре — добывают ягель из-под снега. Но эти рогато-мохнатые умники уже знают: раз приехали туристы, жди чего-нибудь вкусненького.
Архангельская область — самый большой регион европейской части России. По своим размерам он сравним с крупнейшими странами Европы — Францией и Испанией. Крайняя северная точка этой области, а также России, Европы и Евразии находится на острове Рудольфа на мысе Флигели. 2500 км отделяют эту точку от достопримечательности на юге Архангельской области — старинного городка Каргополь.
Площадь Архангельской области — 589 913 км²
Площадь Франции — 547 030 км²
Площадь Испании — 504 782 км²
Прошлое Каргополя и Пинеги во многом похоже. Они ровесники, Каргополь всего-то на девять лет моложе, первый раз он упоминается в 1146 году. Оба места были во власти Великого Новгорода, оба были местом ссылки. Однако Каргополь в Средние века был городом гораздо более крупным и более значимым. Тут шла бойкая торговля рыбой и солью.
Эта полоскальня не единственная. Есть и другие. Сейчас-то с водой попроще, а когда-то у входа выстраивались длинные очереди, причем даже в самые лютые морозы. Ну а мы отправляемся в музей Каргопольской игрушки, который создал Владимир Дмитриевич Шевелев — потомственный гончар-игрушечник.
У каждого мастера свой конек. Ульяна Палкина придумала легендарного Полкана, который по сей день остается здесь самым популярным глиняным персонажем. А у Владимира Дмитриевича своя фирменная игрушка — ворона. Оказывается, раньше игрушки изготовлялись «между делом» — из глины, что оставалась от горшков, квашней, крестьяне лепили фигурки и продавали их на ярмарке вместе с посудой. Вручную лепили. Техника веками отработана.
Традиционная каргопольская игрушка очень архаична и немного напоминает поделки художников каменного века. Формы просты, местами грубоваты, цвета минимальны. Раскрашивать красками изделия стали позже, в старину же использовали известь и сажу или просто сразу обжигали. Максимальный декор — продавленный прямо в глине.
Каргополь — город атмосферный. От музея уютные улочки выводят в центр, на Соборную площадь. Здесь располагается старейший городской храм — Христорождественский собор, который построили новгородцы в середине XVI века. Обязательно нужно зайти внутрь. Там есть на что посмотреть: на внушительных размеров пятиярусный иконостас, огромную железную руку, когда-то державшую паникадило, и икону «Страшный суд», которая произведет впечатление на кого угодно. И постоять рядом необходимо, послушать чистейший церковный перезвон.
Омывается территория Архангельской области морями Северного Ледовитого океана: Белым, Баренцевым и Карским. В них впадают практически все реки региона. Так, река Онега, у истока которой расположен Каргополь, впадает в Онежский залив Белого моря, или Студеного, как его называли раньше. Это одно из самых маленьких морей, омывающих нашу страну. Его главная достопримечательность — Соловецкие острова, гордость и визитная карточка всей Архангельской области.
Есть старинная поморская легенда о появлении Соловецких островов. Она рассказывает, что как-то в начале весны пошли охотники на забой тюленей. А когда возвращались назад, путь им преградил ледоход. Испугались поморы неминуемой смерти посреди Белого моря и стали молиться. Смотрят, а вдали что-то виднеется. Пошли они по льду и выбрались на землю, которой не было здесь никогда прежде. С тех пор и стали говорить поморы: чудо-земля выросла посреди Белого моря для спасения людей.
Холод здесь царит большую часть года. Тех, кто прибывает на остров, встречает ледяная пустыня Белого моря, простирающаяся на километры вокруг. Но, говорят, чтобы понять и почувствовать, что такое Соловки, нужно приехать сюда именно в непогоду, зимой, когда бушуют ветра, скачет давление и почти нет солнечного света. То есть это такая проверка на прочность. И тем, кто ее проходит, Соловки являют свои чудеса. Посмотрим.
Представьте только: первая половина XV столетия, девственные места, ни людей, ни построек. И вот отшельники Герман и Савватий приплывают сюда на лодочке, имея под рукой лишь то, что в ней могло уместиться. Строят келью на берегу и приступают к молитвам. Так начинается история Соловецкого монастыря, одного из самых значимых и влиятельных на Руси. Ее продолжали Герман уже с другим преподобным — Зосимой.
Ну а потом возникли эти стены. Их начали возводить по указу сына Ивана Грозного Федора Иоанновича в 1582 году. Тогда было решено сделать из Соловецкой обители надежный форпост на северных рубежах Российского государства.
Начиная с XVI века монастырь служил еще и царской тюрьмой. В его студеные камеры попадали провинившиеся политические деятели и служители церкви. Сначала в монастыре не было специальных мест для содержания узников, использовали какие-то подсобные помещения, например первый ярус сушила. Или бойницы для пушек. Настилали пол, делали лавки. Темно здесь, окошки маленькие, арестант мог смотреть только на монастырское кладбище, что не прибавляло оптимизма. А в советское время на Соловках наступил сущий ад. В 1920 году монастырь на островах сменил один из первых в нашей стране лагерь особого назначения.
После монастыря мы заглянули в Морской музей, изучили экспонаты, рассказывающие о жизни поморов — потомков финно-угорских племен, а также славян, пришедших осваивать эти северные территории. Со временем их культуры объединились, так и получились поморы. А вообще, тот, кто побывал в Архангельской области, уже сам в какой-то степени помор, потому что помор — это не народность даже, а состояние души.