Что такое первородство по библии
Первородство
Полезное
Смотреть что такое «Первородство» в других словарях:
первородство — первородство … Орфографический словарь-справочник
первородство — приоритет, первенство, пальма первенства, нетронутость, старшинство, первое место Словарь русских синонимов. первородство см. первенство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З … Словарь синонимов
Первородство — система наследования, при которой рожденный первым сын целиком наследует имущество, титул и т.д. По английски: Primogeniture См. также: Институт наследования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ПЕРВОРОДСТВО — ПЕРВОРОДСТВО, первородства, мн. нет. ср. (юр., ист.). Старшинство по рождению (среди братьев). Права первородства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПЕРВОРОДСТВО — ПЕРВОРОДСТВО, а, ср. 1. Старшинство по рождению среди братьев (стар.). Продать свое п. за чечевичную похлёбку [по библейскому сказанию об Исаве, продавшем свое право первородства брату близнецу за чечевичную похлёбку]. 2. перен. Первенство,… … Толковый словарь Ожегова
ПЕРВОРОДСТВО — англ. primogeniture; нем. Erstgeburt. Система наследования, при к рой рожденный первым сын целиком наследует имущество, титул и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
первородство — первор’одство преимущественное право первенца в семье, обеспеченное законом и благословением отца (в случаях Исава и Рувима оно отошло не к перворожденному). Но земное первородство ничего не значит в сравнении с небесным, о чем говорит ап. Павел… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Первородство — (Бехора) Предания периода праотцев свидетельствуют об особом положении первенца среди братьев. Первенец как бы замещал отца семьи, и его младшие братья оказывали ему почести, как отцу, вставали при его появлении и прислуживали ему. Возможно,… … Энциклопедия иудаизма
первородство — первор’одство преимущественное право первенца в семье, обеспеченное законом и благословением отца (в случаях Исава и Рувима оно отошло не к перворожденному). Но земное первородство ничего не значит в сравнении с небесным, о чем говорит ·ап. Павел … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Первородство — см. Первенец … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА (BIRTHRIGHT)
Мысль о первородстве выражается в Ветхом Завете именем существительным b e kor/b e kora. Общим еврейским корнем bkr оно тесно связано с понятием «первенец». Среди 158 случаев употребления этого корня только в четырех использована форма глагола, и это показывает, что основанием для других производных от него слов служит именная форма. Понятие первородства подразумевает привилегии и надежды, связанные с наследованием. Имя существительное всегда употребляется в единственном числе и указывает на законные права старшего сына на двойную часть наследства, на право носить родовое имя и на другие привилегии.
Буквальный смысл. Самый наглядный пример смысла этого термина – присвоение Иаковом права первородства Исава ( Быт. 25:29–34 ). Тем самым Иаков приобрел привилегию на заветные благословения и продолжение обещанной Богом родословной линии Авраама. Благословения в данном случае касались благосостояния и властных полномочий ( Быт. 27:27–29 ; ср. Быт. 27:39–40 с соответствующим проклятием Исава). Продолжение заветной родословной линии давало первенцу право на двойную часть семейного наследства ( Втор. 21:15–17 ). Сам принцип и связанные с ним обычаи были широко распространенными на древнем Ближнем Востоке, однако в Ветхом Завете понимание значения и преимуществ первородства выходит за рамки просто соблюдения обычаев – оно рассматривается как дарованная Богом милость. Поэтому, несмотря на все совершенные Ревеккой и Иаковом обманы и на всю нечестивость Исава ( Быт. 25:34 ), старший брат был вынужден служить младшему ( Быт. 25:23 ; ср. Быт. 44:12–20 ) в соответствии с полновластной волей Господа (ср. Мал. 1:2–3 с Рим. 9:3 ).
Лучшие жертвы, первенцев и начатки (см. ПЕРВЫЙ) следовало посвящать Богу (ср. Быт. 4:4 и правовые установления, как, например, в Лев. 27:26 ). В долгом ряду сыновей связанные с первородством привилегии предоставлялись в зависимости от возраста и нравственных качеств. Вступивший в кровосмесительную связь Рувим был лишен обычных прав ( Быт. 49:3–4 ). Благословение первородства получили его племянники, сыновья Иосифа ( 1Пар. 5:1 ), первенца любимой жены Иакова Рахили.
В Ветхом Завете образы первенца и первородства встречаются часто (напр., 2Пар. 21:3 ; Иер. 31:9 ), а вот в Новом Завете слово prototokeia («первородство») использовано всего один раз в связи с «нечестивостью» Исава ( Евр. 12:16 ). Неверность Исава принесла ему мимолетное удовлетворение, но лишила долговременных благословений ( Евр. 12:17 ), поэтому читателям нельзя отступать от веры, чтобы избежать гонений, так как в этом случае они потеряют благословение сонаследников Христа ( Евр. 12:1– 3 ).
Право первородства Израиля как молодого народа основывается на милости полновластного Творца, Всевышнего, а не на его способности одерживать победы, как это видно из рассказов о пасхе и переходе моря. Кроме того, проклятие, наложенное Господом на египетских первенцев, показывается как Его защита Своего народа-первенца (напр., Пс. 77:51; 104:36 ).
Народ как первенец показан также в образе Израиля-сына, которому Бог Отец обещает непоколебимость престола царства Давида, вечную Божью милость и власть ( 2Цар. 7:14–17 ). Сын Давидов, в свою очередь, объявляется в мессианском пророчестве идеальным Царем, Который установит законное владычество Отца над землей и ее царями ( Исх. 19:5 ; Пс. 2; 88:21–30; 109 и т.д.). Кроме того, происходит смещение акцента от первородства к усыновлению «помазанника» ( Пс. 2:2; 88:21, 28 ), так что законные права Бога на землю представляются уже как наследие сыновей Давида ( Мф. 1:1, 20 ; Лк. 1:32–33 ). Как отмечалось выше, верховная власть определяется статусом помазанника Всевышнего Отца, ставящим всех других царей в подчиненное положение.
В LXX и в Новом Завете используется слово protótokos («первенец»), а не классическое prototókos («первородный»). Таким образом подчеркиваются превосходство и преимущество, а не очередность рождения. Слово protótokos в единственном числе всегда относится к Христу, будь то в прямом ( Мф. 1:25 ; Лк. 2:7 ; Евр. 1:6 <«Первородный»>) или переносном смысле.
Символику образа новозаветные авторы развивают применительно к царствованию Христа и спасительному освобождению или эсхатологическому наследию. Христос «рожден прежде всякой твари» ( Кол. 1:15 ), что в данном контексте означает превосходство или первенство во всем. Мысль о наследии также имеется в виду в словах «первенец из мертвых» ( Кол. 1:18 ; Отк. 1:5 ), ибо в яркой метафоре показано, что снять Печати с книги творения достоин только Агнец. То есть только Он имеет законное право на творение как на Свое наследие ( Кол. 1:20 ; Отк. 5:6–7; 6:1 ). Снятием печатей в Откровении отмечается структурный переход от падшего мира к новому творению. Вместе с творением Христос как Агнец получит также «братьев» как сонаследников Своего славного владения ( Кол. 1:18 ; Рим. 8:29–30 ; Евр. 12:23 ). Вместе с тем, будучи первенцем, Он обладает абсолютным «правом первородства».
См. также: ПЕРВЫЙ, РОЖДЕНИЕ, ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ, СЫН.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Первородство
Первородство ( Быт. XXV, 31 ) – первородный сын между евреями пользовался особенными правами и преимуществами пред своими братьями.
Ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества ( Быт. XLIX, 3 ), говорил Иаков своему первородному сыну, Рувиму. Между этими преимуществами были следующие: посвящение Господу ( Исх. XXII, 29 ), особенное достоинство ( Быт. XLIX, 3 ) двойная часть из имущества отца ( Втор. XXI, 17 ) и (в царском семействе) наследие престола по смерти отца ( II Пар. XXI, 3 ). Старший сын во время отсутствия отца считался в доме его представителем. Благословение отчее считалось в частном смысле также правом первородного, хотя право это и благословения оного могли быть перенесены на прочих братьев, как то видно из истории Исава и Иакова, Рувима и Иосифа. Исав сам отказался от первородства или продал его Иакову за хлеб и кушанье из чечевицы ( Быт. XXV, 33 ).
Ап. Павел внушает верующим осторожность, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы между верующими не было нечестивца, который бы как Исав за одну снедь отказался от своего первородства ( Евр. XII, 16 ). Первородство же Рувима перешло к Иосифу вследствие его гнусного преступления ( I Пар. V, 1 ). Впрочем, подобное перенесение прав первородства на других было отменено законом Моисеевым. Всякое лицо, пользовавшееся правами первородства, считалось облеченным особенно великим достоинством и преимуществами, как сказано выше. Потому-то Сын Божий называется первородным между многими братьями ( Рим. VIII, 29 ) и наследником всего ( Евр. I, 2 ). Ему принадлежит всемирное владычество и Небесная Церковь называется церковью первенцев ( Евр. XII, 23 ).
Посвящение Богу первенцев состояло в том, что первородного младенца мужского пола приносили в храм и здесь приносилась очистительная жертва матери, младенец же был представляем пред Господа ( Исх. XIII, 2, 15 ). По сему закону и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим, чтобы представить Его пред Господа и принести в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных ( Лк. II, 22, 24 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Первородство, первородный
Первородство, первородный
I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
В Библии особое значение придается всему первородному — первенцам у людей и у скота, «первым плодам земли». Эти воззрения нашли свое отражение в ряде предписаний, касающихся первенцев и жертвоприношений первородного. Греч. слово апархэ – «начаток», «приношение начатков» — указывает на бытовавший и в языч. мире обычай жертвовать божеству лучшее из того, чем владеешь. Первое — это залог последующего, поэтому пожертвованием первого освящается все остальное. Принося в жертву первородное, народ Израиля признавал, что все принадлежит Господу. Только после приношения в жертву первого снопа израильтяне получали право есть хлеб нового урожая ( Лев 23:14 ).
II. ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ О ПЕРВЕНЦАХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ.
Право П. принадлежало прежде всего старшему сыну отца (независимо от того, любимой или нелюбимой женой он был рожден) ( Втор 21:15–17 ). У скота учитывается рождение первого потомства у женской особи. Ритуальное сжигание первородных детей считалось у израильтян языч. «мерзостью» и было строжайше запрещено ( 4Цар 3:27 ; 4Цар 16:3 ; 4Цар 21 и др.). Таким образом, пожертвование первородных детей Богу носило символический характер. Все первенцы, как у человека, так и у скота считались посвящ. Господу. В соотв. с Законом, первенцы у израильтян должны были быть посвящены на служение Господу. При этом вступали в силу предписания о выкупе. Все человеч. первенцы подлежали → выкупу ( Исх 13:13 ). Первенцев, которые должны были лично служить Господу, замещало колено Левия. Левиты были отделены и предназначались для Господа, заменяя собой всех первенцев народа Израиля ( Чис 3:11–13 ; Чис 8:14–19 ). При отделении левитов ( Чис 3:40 ) Моисею было поручено исчислить всех первенцев мужского пола. Полученное при этом число на 273 человека превысило число левитов. За этих 273, «которые лишние против числа левитов», надлежало выплатить Аарону по пять сиклей серебра. Этот выкуп и служение Богу левитов явились замещением того служения, которое было долгом первенцев;
2) В ОТНОШЕНИИ СКОТА.
Еще Авель принес жертву Богу от первородных своего стада, израильтяне также жертвовали Господу всех первенцев чистых животных ( Исх 22:29 ; Чис 18:17 ). Эти жертвы можно было совершать лишь в специально отведенных местах. Мясо жертв. животных никогда не разрешалось есть в жилищах, его ели только на святых местах. Первородных животных нельзя было стричь и использовать для работы ( Втор 12:5,17 ; Втор 15:19–23 ). Жертв. животные не должны были иметь физич. пороков. Если у первородного животного обнаруживался к.-л. изъян, его мясо следовало есть в жилище ( Втор 15:21–22 ). Но принесение в жертву всех первенцев скота, видимо, не было единственно допустимой практикой. Подобно тому как левиты заменяли иуд. первенцев, скот левитов также становился выкупом всего первородного скота израильтян. Так было завещано Богом Моисею ( Чис 3:41.45 ). Нечистые животные не могли быть принесены в жертву Господу, «первородное из скота нечистого должно быть выкуплено» ( Чис 18:15 ). Выкуп следовало производить в соответствии с оценкой, прилагая к этому пятую часть суммы ( Лев 27:27 ). → Осел (2);
3) В ОТНОШЕНИИ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ.
«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ( Притч 3:9 ) — это установление должно было неукоснит. исполняться народом Израиля. Все самое лучшее из первого урожая — масло (елей), зерно, виноград, плоды деревьев, а также мед — надлежало приносить в дом Господа ( Исх 23:19 ; Чис 18:12 ; во Втор 18:4 «начатки от шерсти овец»; 2Пар 31:5 ; Неем 10:36 ). После переработки даров земли полагалось совершать приношение Господу от получ. продукта. Священник должен был освятить «хлебы первого плода» ( Лев 23:20 ). «Из начатков теста» полагалось принести в жертву Господу лепешку ( Чис 15:20 ). Все эти приношения поступали в собственность священника, и каждый чистый в его доме мог их есть ( Чис 18:11 ; Иез 44:30 ). Когда плоды первого урожая приносили в святилище, священник ставил корзину с дарами перед жертвенником. При этом приносящий жертву совершал благодарств. исповедание, признавая чудесное руководство Господа его народом ( Втор 26:1–11 ). Особые предписания касались плодов недавно посаженных деревьев ( Лев 19:23–25 ). В течение трех лет их плоды нельзя было есть как «необрезанные» (→ Обрезание) и нечистые. На четвертый год плоды освящались «для празднеств Господних», т.е. их торжественно приносили в святилище и затем они доставались священникам. И только начиная с пятого года их могли есть все израильтяне.
III. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОРОДНЫХ СЫНОВЕЙ У ИЗРАИЛЬТЯН
Из рассказа об Иакове ( Быт 27 ) с очевидностью следует, что израильтяне придавали особое значение праву П. Хотя первенцем фактически был Исав, но по воле Господа истинным носителем права П. и всех связанных с ним обетований стал Иаков ( Рим 9:10–13 ). Избрание Иакова не было безосновательным. Исав показал себя недостойным, презрев свое право П. ( Быт 25:29–34 ). Однако и Иаков тоже не был безвинен, поскольку пытался завладеть правом П. обманным путем, за что потом тяжело поплатился. Несмотря на все это, Господь считает Иакова-Израиля Своим сыном, Своим первенцем ( Исх 4:22 ); Иаков олицетворяет весь народ Израиля. Здесь вновь подтверждается тот факт, что первое является залогом всего последующего. Поскольку фараон отказывался отпустить первенца Божьего, то был наказан смертью собств. первенца. Особенно отчетливо значение первородных сыновей у израильтян проявляется в отношении к левитам, замещающим всех первенцев. Они принадлежат Господу как неотторжимая собственность и обязаны служить Ему как священники. Привилегиров. положение первенцев выражается и в том установлении, что первородный, как «начаток силы», получает двойную часть в наследстве отца ( Втор 21:17 ).
IV. ХРИСТОС, ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА КАК «ПЕРВЕНЦЫ»
Звание первородного, прилагаемое в Писании ко Христу, к народу Израиля и к Церкви Христовой, заставляет по-особому взглянуть на носителей этого звания. Когда Христос называется Первородным ( Евр 1:6 ), или «рожденным прежде всякой твари» ( Кол 1:15 ), или «первородным между многими братиями» ( Рим 8:29 ), то таким образомвоздается хвала Его верности и священнич. самопожертвованию. Нечто совершенно новое выявляется, когда НЗ называет Иисуса «первенцем из мертвых» ( Кол 1:18 ; Откр 1:5 ) или «первенцем из умерших» ( 1Кор 15:20.23 ). Из этого следует, что первое является залогом целого. Обозначение народа Израиля как сына Божьего, первенца Его ( Исх 4:22 ) позволяет судить о священнич. назначении евр. народа на земле (ср. Исх 19:5 ). В этом же значении Павел называет «начатком Ахаии для Христа» Епенета, первым в этой провинции обратившегося в христианство ( Рим 16:5 ). То же звание носит и семейство Стефана ( 1Кор 16:15 ). Эти первенцы позволяют надеяться, что еще многие в провинции Ахаии последуют за ними, поскольку они, как истинно первородные, «посвятили себя на служение святым». Так и мы, «имея начаток Духа», достигнем «Церкви первенцев», чтобы в известной степени стать «некоторым начатком Его созданий» ( Рим 8:23 ; Евр 12:23 ; Иак 1:18 ). Те сто сорок четыре тысячи человек, стоявшие на горе Сион, были искуплены как «первенцы Богу и агнцу» ( Откр 14:4 ). Этих примеров достаточно, чтобы показать, что и членам Церкви Христовой в Божьем творении принадлежат права и обязанности первенцев и что эти первенцы, соединившись с Христом, великим Первенцем, представляют собой подтверждение исполнения обетований для всего мира. Павел, называя в 1Кор 15:20.23 Христа в связи с Его воскресением «первенцем из умерших», подразумевает и то, что день воскресения (см. Мф 28:1 ) был днем по прошествии субботы, первым днем Опресноков, когда приносили в жертву «первый сноп» ( Лев 23:10 ).
Похищенное первородство
На вопросы читателей отвечает прот. Андрей Спиридонов
В нашу редакцию приходит немало писем с разными, порой довольно сложными вопросами. Именно такие непростые и для понимания, и для объяснения вопросы читателей мы решили собрать в одном материале и попросили ответить на них поэта, радиоведущего и, главное, мудрого пастыря овец Христовых протоиерея Андрея Спиридонова.
Итак, что такое первородство с точки зрения еще ветхозаветной и что это такое для нас, христиан? Очевидно, что разница довольно существенная. Можно сказать, что психология христианина и психология ветхозаветного человека, в том числе и ветхозаветного праведника существенно различаются. Впрочем, дело даже и не в психологии в современном смысле, а в том, что, вполне привычно, можно назвать религиозным миропониманием. И здесь, опять же, миропонимание различно. С одной стороны и там и там единобожие, однако и в контексте единобожия как такового Ветхий завет и Новый завет различаются как земля и небо. И различие это не во внешней праведности или комплексе морально-этических установлений, а в имени Христовом.
Здесь можно сказать и так, что основной смысл христианской жизни — в ответной любви ко Христу. Понятие нравственного угождения Богу, разумеется, есть во всякой религиозной системе, которая существование единого Бога вообще предполагает. Однако понимание осуществления жизни, что называется, Христа ради, подразумевает особую ответственность, особую глубину личностного отклика на призыв Божий. Именно с этой точки зрения и следует рассматривать поставленные вопросы о первородстве, первенстве, а также допустимости некой хитрости или обмана в жизни верующего человека. Само же по себе понимание первородства может играть существенную роль в тех или иных исторических перипетиях в том числе и христианской истории (взять, к примеру княжескую междоусобицу в истории древней Руси), однако в деле нашего спасения, в истории Церкви это понятие, фактически, уже не имеет серьёзного значения, потому что Новый Израиль это богочеловеческое Тело Христово, где духовное первородство принадлежит каждому христианину, а некогда павшая скиния Давида, получила своё восстановление в именно что в Теле Христовом как истинном Мессии для всех народов, в том числе и для народа еврейского. Фактически, вопрос о первородстве, это вопрос, скорее, уже исторического характера, а не прямо нравственно-духовного.
Иаков обманул престарелого Исаака, и это не вменилось ему во грех? Почему?
В истории с обманом Исаака присутствует явный промысел Божий. То есть, желая утвердить первородство за собой, Иаков следует воле Божией, поскольку эта воля заключается в том, чтобы истинным наследником был тот, кто и впрямь соответствует обетованиям Божиим по своим нравственным качествам, а не формальный наследник, каковым являлся Исав и который самому призванию послужить делу грядущего спасения всех народов явно не соответствовал. Вряд ли здесь можно говорить о вменении греха Иакову. Скорее, грехом для него было бы уклониться от следования воли Божией, от своего настоящего призвания.
Почему первородство можно похитить? Что в таком случае следует понимать под первородством?
В высшем и собственном смысле первородство похитить нельзя. В формальном плане оно принадлежит старшему сыну. Быть восхищенным или перейти к другому сыну первородство может только, согласно особого промысла (действия) Божьего, что мы и видим в истории Иаковы и Исава.
Можно ли соотнести это похищение Иаковом первородства с идентичностью еврейского народа? Иаков ведь — праотец, положенное им основание сохраняется доныне или нет?
Вопрос относительно идентичности еврейского народа является крайне сложным и требует высказываний специалистов в этой области. Можно только заметить, что одного общего мнения относительно этой темы нет и в среде знатоков современного иудаизма. К тому же, здесь важно определиться, о какой именно идентичности идет речь: иудаизм ветхозаветный и современный довольно сильно отличаются. На представителей современного иудаизма повлияли такие традиции, как Талмуд и Каббала, которые активно развивались, как мировоззренческие и мистические системы, на протяжении последних двух тысячелетий уже после РХ. То есть, те или иные значимые эпизоды древней истории в восприятии современных иудеев получают соответствующие толкования — в этом смысле и можно говорить об их особой значимости, но здесь я сам вовсе не специалист. Но если вас эта тема всерьез занимает, обратите, к примеру, внимание на труд под названием «Основные течения в еврейской мистике» за авторством Гершома Шолема, который среди современных исследователей считается наиболее научно авторитетным в понимании того, что есть Каббала и как это учение повлияло на мировоззрение еврейского народа.
Опять же, с точки зрения христианской, с момента явления Христа и Его Воскресения, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11), поэтому вопрос относительно духовной идентичности еврейского народа является, скорее, проблемой самого этого народа и его нравственного выбора. Повторюсь, что с христианской точки зрения история с похищением первородства уже сама по себе не может иметь какого-то решающего или детерминирующего воздействия с точки зрения Бога и Его промысла, за исключением того, что сам человек или народ имеет свободу осознавать свою историю, как это человеку или народу же заблагорассудится. В контексте историческом для судеб еврейского народа решающим является отвержение Христа, как истинного Мессии, а не гораздо более давняя история с продажей первородства.
Как можно охарактеризовать с духовно-нравственной стороны поведение Иакова, Исава, Исаака и Ревекки?
Поведение Иакова, Исава, Исаака и Ревекки должно рассматривать именно с точки зрения следования воле Божией, призванию к осуществлению высоких обетований. Никто из них, как и всякий человек, изначально не является образцом нравственного совершенства, каждый может ошибаться и вообще является представителям древнейшего человечества, связанного и родоплеменными традициями того времени. Однако Исав, формально являясь первенцем, имеет характер приземленный и в своих стремлениях, желаниях не способен послужить Богу и Его промыслу. Поэтому он легко соглашается на продажу первородства, исходя из сиюминутных интересов, и вообще не видит в первородстве для себя никакого толку. Здесь главным нравственным критерием является не совокупность более или менее нравственных поступков, а вообще способность слышать Бога, отвечать на Его призыв, следовать Его воле. Исав на это не способен в принципе, почему он и менее нравственен.
Всё решает направление воли?
Безусловно, личный выбор и направление воли, действительно, имеют важный, порой, решающий характер. Правда, это не отменяет в человеке его личной же определенности как некой изначальной данности: наследственность, характер, воспитание, влияние среды и т.д. Можно сказать, что характер и склонность того же Исава к исключительно материальному развитию определяют его выбор в отношении первородство, которое ему ненужно и продается, что называется, походя. И, напротив, характер, способность Иакова «слышать» Бога, определяет его линию поведения не только в истории с первородством, но и во многих других событиях, имеющих для Священно истории ключевые значения.
Если допустим обман Иакова даже в таком серьёзном деле, значит ли это, что вообще допустим обман — как метод? И как в таком случае различать ложь допустимую и недопустимую — каков критерий?
Обман, как метод, все же недопустим. По крайней мере, если рассматривать понятие метода как набора формальных правил. Единственный метод для христианина это любовь, как ответственность пред Богом и другими людьми. Ответственность за исполнение заповедей, за следование Истине.
А критерием является только совесть. Разумеется, совесть это тоже не формальный принцип, а именно что — «голос Божий» в человеке. Совесть, как критерий, работает тогда, когда есть вера и обращение к Богу за вразумлением и помощью, то есть — покаяние, молитва, усилие по исполнению евангельских заповедей. Это и есть истинный выбор человека, можно сказать, что — сама жизнь в ее духовном измерении, в обращенности ко Христу.