Что такое первичный интеллект

Все, что вам нужно знать об интеллекте

Друзья, мы постоянно ищем для вас новую информацию, интересную для тех, кто стремится преуспеть в саморазвитии и стать умнее. Сегодня перед вами — разнообразные научные теории интеллекта. Вы получите общее понимание и, как знать, может быть, изобретете что-то свое?

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

Последовательность рождения

Ученые уже долго и упорно разбираются в непростом вопросе: какие дети умнее — первенцы или последующие? Еще недавно считалось, что лучшие результаты в IQ тестах демонстрируют те, кто появился в семье первым. Это объясняется отсутствием конкуренции за любовь родителей, относительно спокойные условия для усвоения новой информации.

Но вот одно из свежих исследований Американской психологической ассоциации доказало обратное — что никакой взаимосвязи между порядком рождения и уровнем детского интеллекта нет.

Тесты на IQ

С помощью тестов на интеллект оцениваются когнитивные способности и уровень достижений. Самые распространенные — это Академический оценочный тест SAT, а также опросник Стенфорд-Бине, который используется для одаренных детей.

Однако хотя этим методикам уже много лет, в последнее время они чаще стали подвергаться критике. Некоторые эксперты считают, что в данных тестах налицо смещение по расовому, половому, культурному и социально-экономическому признакам. А еще есть мнение, что они основаны на ставших неактуальными представлениях о том, что мощь интеллекта закладывается при рождении и в течение жизни уже сильно не меняется. Поэтому многие современные ученые считают эти тесты предвзятыми и неточными.

Краниометрия

В XIX веке французский хирург Поль Брока заявил, что умнее всех остальных люди белой расы с определенным соотношением длины предплечья и плеча. Но полноценно доказать это у него не получилось. Однако Брока не сдавался: он предпринял другой ход. Ученый стал высчитывать объем мозга исходя из параметров черепа и лицевых костей. И назвал этот способ оценки интеллекта краниометрией.

Согласно данному подходу, чем крупнее череп, тем выше интеллект. Но краниометрию довольно быстро раскритиковали, и уже в ХХ столетии она прекратила свое существование.

Наследственность

В народе ходит мнение, что ребенок, родившийся у родителей-интеллектуалов, «обречен» быть умным. Как всегда, есть исследования, которые это подтверждают, а есть и те, которые опровергают. Но в любом случае неоспорим тот факт, что наследственность однозначно влияет на IQ.

Однако не менее сильно данный показатель зависит от внешних факторов — среды, в которой вырос человек, его культуры.

Первичный потенциал интеллекта

На заре ХХ столетия американский психолог Луис Терстоун озвучил семь составляющих интеллекта:

Эта теория тоже не выдержала суровое испытание временем, ее упрекали в искусственном, надуманном посыле. Но у Терстоуна и сегодня есть единомышленники, особенно в психометрии — научной области, которая количественно описывает психологические измерения.

Гендерный вопрос

Отличие женского и мужского мышления уже прокралось даже в анекдоты. Но до сих пор нет никаких научных фактов, которые бы это подтвердили. Ученым удалось определить только два типа человеческого мозга. В первом наибольшая концентрация серого вещества, которое ответственно за обработку информации. А в мозге второго типа больше «белых клеток» — соединительной ткани серого вещества. Исследования показывают, что в мозгу мужчин почти в семь раз больше «серых клеточек», а в мозгу женщин — в десять раз больше белых.

Какой отсюда вывод? Преобладание определенного типа мозговой ткани никак не влияет на работу и производительность мозга. Просто представители сильного и слабого полов несколько иначе решают задачи, а при достижении результатов демонстрируют специфические способности и возможности.

Общий интеллект

Эта теория гласит, что существует так называемый общий интеллект, и он не зависит от результатов, которые конкретные человек демонстрирует на фоне остальных. Кроме того, есть инновационные методики, которые позволили ученым выдвинуть любопытную гипотезу: якобы в мозгу есть специальные отделы и нейронные связи, которые помогают формированию общего интеллекта.

Так что не исключено, что в один прекрасный день ученые докажут, что как индивидуальный, так и общечеловеческий интеллект имеют биологическую основу.

Множественный интеллект

Согласно этой концепции Говарда Гарднера, интеллект любого из нас включает 9 «подинтеллектов», а именно — вот такие виды: пространственный, музыкальный, экзистенциальный, внутри- и межличностный, телесный, лингвистический, натуралистский и математико-логический интеллект.

Любопытно, что с 1983 года, когда появилась эта теория, ее так никому и не удалось опровергнуть. Хотя и для подтверждения нужно провести еще огромное количество экспериментов.

Tabula rasa

Теория «чистой доски» заявляет, что ум каждого человека при рождении чист как белый лист. В нем заложен огромный потенциал, и он ждет наполнения опытом и эмоциями.

Как бы то ни было, каждая из этих теорий про интеллект и все они в совокупности позволяют нам лучше узнавать себя. Но гораздо важнее самим обогащать свой интеллект и интересной теоретической, и, конечно, практической информацией. В этом плане курсы и тренажеры Викиум — просто незаменимое подспорье. Выбирайте то, что актуально для вас именно сейчас — «Эмоциональный интеллект», «Целеполагание», «Мышление Шерлока» и пр. Все эти продукты — залог качественного всестороннего развития. Желаем успехов!

Источник

Чего вы могли не знать об интеллекте

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

Научные исследования – это неисчерпаемый источник информации практически на любую тему, и в особенности это касается человеческого мышления. Благодаря стараниям ученых сегодня даже совершенно обычный человек может узнать о мозге и интеллекте то, что поможет ему становиться умнее, достигать успехов и расширять свои границы.

В нашей статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее» мы подробно говорили о том, для чего вообще нужно становиться умным, и даже приводили интересную статистику и научные данные. Однако имеющееся сегодня у человечества сведения до сих пор оставляют без ответа массу вопросов на тему того, как думает человек, что такое мысли, из чего складывается интеллект и т.д.

В нашем сегодняшнем материале мы хотим вкратце рассказать вам о десяти любопытных теориях о человеческом интеллекте, изучением которых занимаются ученые. Часть из них уже опровергнута, другая часть подвергается критике, но все же нельзя исключать, что в один прекрасный день специалисты найдут доказательства той или иной теории, после чего понимание интеллекта и его механизмов в корне поменяется.

Так или иначе, мы считаем, что эта информация может показаться интересной каждому, кто занимается саморазвитием и стремится стать умнее. Вполне возможно, после прочтения этой статьи у вас появятся какие-то новые идеи, которые вы сможете успешно использовать в своей жизни.

Последовательность рождения

Ученые уже не одно десятилетие пытаются понять, как последовательность рождения сказывается на том, что влияет на интеллект человека. Но в одном из последних исследований, проведенном Американской психологической ассоциацией, говорится, что между порядком рождения детей в семье и уровнем их интеллекта никакой прямой взаимосвязи нет.

Еще не так давно специалисты считали, что лучшие результаты в текстах на интеллект показывают именно первенцы. Объясняли они это отсутствием конкуренции за внимание и заботу родителей, что позволяет детям уделять больше времени на получение и усвоение новой информации. А дети, которые были рождены позже, по мнению ученых, испытывали дефицит родительской опеки и, как следствие, показывали на тестах уже не такие хорошие результаты.

Что же касается конкретно последнего исследования, то в нем сравнивали братьев и сестер, не касаясь при этом последовательности рождения. И удалось установить, что между порядком рождения и умственными характеристиками отсутствует какая-либо существенная взаимосвязь.

Тесты на интеллект

Тесты на IQ применяются, как правило, для оценки когнитивных способностей, коэффициента интеллекта и уровня достижений. Более всего распространены стандартные тесты на интеллект, например, тест SAT (Академический оценочный тест) и тест Стенфорд-Бине для одаренных детей. С помощью этих тестов оцениваются когнитивные навыки человека и сравниваются с показателями основной массы людей.

Подобные тесты популярны уже не один десяток лет и среди обычных людей, но, несмотря на это, сегодня они все больше подвергаются критике. Некоторые специалисты, например, убеждены, что в этих тестах присутствует определенное смещение по разным признакам: расовому, половому, культурному и социально-экономическому.

Подобные IQ-тесты основываются на уже неактуальных представлениях, что сила человеческого интеллекта является чем-то, что определяется при рождении и что не претерпевает серьезных изменений в течение жизни. Поэтому ученые, разделяющие мнение о предвзятости «старых» тестов, рекомендуют всем, кто их проходит, не относиться к получаемым результатам слишком серьезно.

Краниометрия

В 19 столетии ученые считали, что оценить интеллект человека можно, если измерить его череп и лицевую структуру. В самом начале развития этой теории французский хирург Поль Брока сделал и противоположное предположение: он считал, что на уровень интеллекта влияет величина отношения длины предплечья к длине плеча.

Ученый попытался доказать, что самая интеллектуально развитая раса – это раса белых людей, при этом основываясь лишь на длине руки, но у него это не получилось. Тогда он решил измерить череп и лицевые структуры для определения того, мозг какого объема способен поместиться внутри черепа того или иного человека. Данный способ показался ему более подходящим для оценки. Это и называлось краниометрией.

Согласно краниометрии, чем крупнее кости черепа, тем больше и мозг, который в нем находится, а это значит, что человек обладает высоким интеллектом. Однако методика подвергалась постоянной критике: многие нашли в ней расовые предрассудки, а также указывали на отсутствие доказательной базы. В итоге в начале 20 века краниометрия прекратила свое существование как методика оценки интеллекта.

Но все же стоит заметить, что исследования в краниометрии поспособствовали нахождению мозговых речевых центров и выявлению концепций интеллектуального фактора, которые все мы сегодня знаем как коэффициент интеллекта.

Наследственность

Многие считают, что если ребенок рождается в семье умных родителей, значит, и он тоже будет умным, но так ли это? Часть исследований подтверждает это, а часть отрицает, но точно известно, что наследственность все же оказывает влияние на IQ человека.

Однако нельзя забывать и об окружающих условиях и о том, что в формировании интеллекта человека играет роль культура. А вот насчет генов интеллекта уверенно сказать ничего нельзя. Исследования в этой области говорят о том, что количество генов, ответственных за интеллект, может составлять и 40, и 80 процентов.

Ученые сегодня активно изучают как влияние на интеллект генов, так и влияние воспитания. Данная область еще только набирает обороты, а исследователи надеются, что соответствующие эксперименты помогут не только понять, как функционирует разум, но и лучше разобраться в тонкостях характера человека и его поведения, а также в особенностях психики.

При этом особое значение имеет тот факт, что на разум человека не влияет раса, а наследственность нельзя рассматривать в качестве единственного фактора, определяющего интеллектуальный потенциал.

Первичный потенциал интеллекта

В начале 20 века американский психолог Луис Терстоун предположил, что интеллект состоит из семи компонентов. Эта теория существенно разнилась с бытовавшими в то время представлениями об интеллекте, согласно которым интеллект основывался на одном факторе (о том, что именно это за фактор, понятия не было).

По мнению Терстоуна, в число семи компонентов, на которых основывается интеллект, входили:

Теория Терстоуна не смога пройти испытание временем, но его изыскания даже сегодня находят сторонников, особенно в области психометрии – науки, которая проводит количественные исследования психологических измерений.

Интеллект и пол

Все мы сегодня обращаем внимание на то, что мышление мужчин и женщин отличается, однако никаких фактов, которые бы подтверждали, что один пол умнее другого, все-таки нет. Хотя исследования в этой области сегодня очень популярны.

Ученным удалось определить два типа человеческого мозга. Мозг первого типа содержит в себе наибольшее количество серого вещества, отвечающего за обработку информации, а мозг второго типа содержит большее количество белого вещества – ткани, соединяющей серое вещество. Так вот исследования показывают, что в мозге мужчин в 6,5 раз больше серого вещества, а в мозге женщин в 10 раз больше белого.

Какие выводы можно сделать? Если говорить коротко, то преобладание того или иного типа мозговой ткани не влияет на производительность мозга. Разница лишь в том, что мужчины и женщины немного по-разному решают разные задачи и добиваются в этом разных результатов.

Общий интеллект

В нашей статье мы не можем не упомянуть об идее общего интеллекта, ведь на ней строятся многие теории, в том числе и теория, называемая фактором G. Научные исследования говорят о том, что есть общий интеллект, и он не зависит от результатов, показываемых каким-то одним человеком по сравнению с общей массой людей.

Обычно информация об особенностях работы человеческого интеллекта получается посредством психометрии. Но теперь есть инновационные методики, использование которых позволило ученым предположить, что в мозге есть особые отделы и нейронные связи, способствующие созданию общего интеллекта.

Эта теория продолжает активно изучаться, и вполне вероятно, что уже совсем скоро ученые смогут доказать, что биологическая основа есть как у индивидуального, так и у общечеловеческого интеллекта.

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, разум человека включает в себя целый набор разных типов интеллекта. Автор этой теории – американский психолог Говард Гарднер говорит, что интеллект – это способность к созданию и поддержанию ценностей, решению проблем и расширению своих знаний посредством решения этих проблем.

Ученый считает, что один уникальный интеллект каждого человека состоит из девяти типов интеллекта, среди которых:

Интересно то, что с момента разработки этой теории в 1983 году она, в отличие от многих других, так и не устарела и не была никем опровергнута. Но, конечно же, чтобы полностью ее подтвердить, требуется провести еще немало исследований и экспериментов.

Tabula rasa

«Табула раса» (в переводе с латинского языка означает «чистая доска») – это теория, гласящая, что с рождения люди являются «чистыми умами». В течение многих столетий эта теория поддерживается психологами и философами. Предполагает же она, что в момент рождения ум человека пуст и свеж, обладает огромным потенциалом и ожидает наполнения жизненным опытом и эмоциями.

Как мы уже говорили, сегодня продолжаются активные споры о том, что же обладает наибольшим значением для интеллекта – воспитание или генетика, стоит ли считать человека исключительно творением природы или же окружающая среда играет большую роль?

В последние десятилетия было проведено немало исследований, в которых ученые изучали разлученных при рождении близнецов, ведь в них «содержится» один и тот же генетический материал, а среда, в которой они растут и развиваются, – различна. И, по мнению ученых, разум человека, как и другие его индивидуальные черты (например, все та же гендерная идентичность), является комбинацией наследуемых генов, получаемого опыта и влияния окружающей среды.

Триархическая теория интеллекта

Автором данной теории является американский психолог Роберт Стернберг. Разрабатывая ее, он пошел наперекор всем представлениям и предположениям об общем интеллекте и стандартных умственных способностях. Интеллект для ученого не был просто академическим фактором. Стернберг выдвинул гипотезу, что каждый человек обладает практическим интеллектом, существенно отличающимся от академического, но по значимости ему равноценным.

Триархическая теория интеллекта включает в себя три подтеории:

Последняя подтеория подразделяется на два направления:

Триархическая теория оказалась очень интересной, но у нее, конечно же, появились и критики. Они говорят, что она более похожа на описание набора практических навыков, необходимых человеку, нежели объясняет, как функционирует интеллект, а также, что Стернберг не в состоянии предоставить информацию, основанную на непосредственных наблюдениях.

Заключение

Мы познакомили вас лишь с небольшим количеством теорий, касающихся интеллекта, но в действительности их намного больше. Впрочем, и научные данные на эту тему постоянно обновляются.

Однако для нас с вами не столь важно, что говорят ученые по поводу мышления и его развития (хотя и это, безусловно, важно), сколько то, что мы сами делаем, чтобы становиться умнее. Можно бесконечно пополнять свой багаж знаний новой информацией, но при этом оставаться на том же уровне. Надеемся, что вы стремитесь к большему.

Поэтому в заключение хочется лишь сказать, что знать о всевозможных теориях важно и нужно, ведь это позволяет нам лучше узнавать самих себя. Но намного важнее самим становиться умнее, обогащая свой интеллект не только интересной теоретической, но и полезной практической информацией (напомним, что немало таковой вы можете почерпнуть в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»).

Желаем вам всестороннего развития, а представленный в статье материал пусть дополняет ваши знания о том, почему и как нужно становиться умнее!

Источник

Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству

Интеллект — только часть разума: разум есть у всех, а интеллект отличает людей друг от друга, это часть нашей индивидуальности. Исследуют его сразу в нескольких направлениях: о чем мы говорим, когда говорим об интеллекте? как мы пытаемся измерить это «что-то»? насколько сильно «оно» нас отличает друг от друга? где в головном мозге прячется? Наследуем ли мы его от родителей или можем его развивать?

Строго говоря, интеллект — не свойство, а сумма свойств: способность осознать, понять, обдумать, запомнить, потом вспомнить, сделать вывод, экстраполировать или связать с чем-то абсолютно другим…

Человек, который хорошо всё это умеет, может стать ученым или продажным политиком, но для начала — научиться читать.

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

Что такое интеллект

Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.

Англичанин Чарльз Спирмен эмпирически высчитал, что люди, которые преуспевают в одном виде задач на интеллект, обычно хороши и в других.

Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.

Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.

В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн разрабатывают теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде : умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.

Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.

По Балтесу, старость — не причина весело упасть в маразм; «прагмативные» механизмы можно задействовать, компенсируя упадок «когнитивных». Он приводит в пример машинисток: те, что постарше, медленнее печатают, если им диктовать по букве… но быстрее читают текст, который нужно напечатать. В итоге разницы в процессе работы — никакой.

Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.

Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.

По мнению авторов, стоит выделить способности вербальные, к восприятию и к трактовке изображений, а из них уже следуют «широкие» когнитивные способности. При этом корреляция между этими тремя не так сильна: человек может показывать высокие способности в одном и низкие в двух других.

Есть еще теория множественных интеллектов Говарда Гарднера. Он отрицает g-фактор, а взамен насчитывает восемь «интеллектов». В них входит, например, народный русский интеллект — внутриличностный: способность к рефлексии и самоанализу. Позже Гарднер застенчиво предложил добавить еще девятый — экзистенциальный — интеллект. Это умение размышлять о бытии и ничто, дар философа или хотя бы директора по стратегии.

Как передают интеллект

Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.

Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).

По итогам исследования 40 % вариаций «кристаллизированного» и 51 % вариаций «подвижного» интеллектов действительно связано с генетикой, то есть интеллектуальные различия частично обусловлены вариациями генов.

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.

На протяжении жизни интеллект плюс-минус стабилен, если сделать поправку на маразм — спасибо исследованию интеллекта, которое испытуемые прошли дважды, в 11 лет и в 77.

Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.

Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.

Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. Теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел.

То, что ты унаследовал от родителей, стало твоим собственным, лично выбранным.

Высокий интеллект напрямую связан с образованием. Образование, в свою очередь, — со здоровьем и жизнью: хуже образованные люди умирают раньше. А высокий интеллект и надежность обещают долголетие.

Параллельно умнеет всё человечество, это называется «эффектом Флинна». Именно Джеймс Флинн открыл, что за период с 1932 до 1978 года средний американец поумнел на 13,8 пункта IQ, а затем проверил, как с этим в других странах. Оказалось, тоже растет. Или рос тогда: сейчас эксперты предполагают, что в XXI веке IQ будет развиваться неравномерно. В регионах, где этот показатель в среднем невысок, он вырастет на 6–7 пунктов, но на Западе прибавит не больше одного, а в США вообще упадет на 0,45 пункта.

Как ваяют интеллект

Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.

Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.

В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права!

А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.

Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.

Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей. Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.

Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.

Так что если кто хочет раскладывать пасьянсы, пусть раскладывает. А тот, кто хочет запомнить что-то, пусть это учит, а не надеется на свой опыт раскладывания пасьянсов: специальные игры тренируют только навык игры, разгадывание судоку — только навык разгадывания судоку и т. д.

Как рассматривают интеллект

В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение, наносящее вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.

Вот мы поймем всё об интеллекте. Мы будем точно его измерять, будем знать его природу. Эти знания помогут работать как с одаренностью, так и с умственными нарушениями. Или разрушить мир, каким мы его знаем.

С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».

Что такое первичный интеллект. Смотреть фото Что такое первичный интеллект. Смотреть картинку Что такое первичный интеллект. Картинка про Что такое первичный интеллект. Фото Что такое первичный интеллект

С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:

«Битва за возможность утверждать, что различия между людьми наследуются, не так давно отгремела в психиатрии, чуть позже в психологии и до сих пор продолжается в сферах вроде образования».

В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:

В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.

Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой. Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации пожертвовали на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях.

Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):

«С точки зрения „левых“ все рождаются одинаковыми, и каждый может достигнуть того же, чего достигли другие. Генетические исследования показывают, что это не так».

Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.

Интеллект остается самой лучшей, драгоценнейшей человеческой индивидуальностью. А правят им эмоции.

В прошлом году тролли из Иллинойского университета в Чикаго провели исследование, дав консерваторам и либералам почитать научные исследования с цифрами, но без их интерпретации. Оказалось, что консерваторы и либералы проделали один и тот же фокус: сделали выводы в пользу своих убеждений и отринули те, что противоречат им.

Мы думаем то, во что верим, и верим в то, что думаем. Да еще передаем это своим детям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *