Что такое перспективное планирование в детском саду

Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование

Что такое перспективное планирование в детском саду. Смотреть фото Что такое перспективное планирование в детском саду. Смотреть картинку Что такое перспективное планирование в детском саду. Картинка про Что такое перспективное планирование в детском саду. Фото Что такое перспективное планирование в детском саду Анна Туренко
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС ДО.

Перспективно-календарное планирование.

по физической культуре

комбинированного вида №8

Кудрявцева Анна Юрьевна

Если в недавнем прошлом на первое место в вопросах планирования работы ставились вопросы идеологии, то сейчас, безусловно, на главную роль претендуют организационные моменты. Перспективные планы должны конкретизировать задачи образования в определенный момент времени с учетом уровня развития, как группы, так и отдельных детей. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Обязательной педагогической документацией педагога дошкольной образовательной организации является план работы с детьми. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными детьми. Планирование работы в дошкольной образовательной организации придает процессу образования детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение «Общеобразовательной программы дошкольного образования» для каждой возрастной группы детского сада. Именно план поможет учесть все виды детской деятельности, распределить их во времени, не упустить ничего.

Одной из форм планирования является перспективно-календарное планирование. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при перспективно-календарном планировании:

1. Объективная оценка уровня своей работы в момент перспективно-календарного планирования.

2. Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей.

3. Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода.

4. Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

5. Учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

6. Профессиональная компетентность педагога.

По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение, как содержания, так и методов образования, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для

полноценного воспитания и обучения детей. Стоит внимательно отнестись к конкретным деталям перспективно-календарного планирования. Большое количество «воды» в планах хорошо лишь для формальной отчетности, но при этом крайне негативно сказывается на педагогическом процессе в целом.

Перспективно-календарный план работы с детьми,он должен отвечать определенным принципам:

1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.

3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.

4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей.

6. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

7. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Остановимся подробней на такой форме планирования, как перспективно-календарное планирование. Данная модель плана оформляется в начале учебного года на компьютере в табличном варианте, где отражены программное содержание и формы организации детской деятельности.

и состоит он из трех блоков: «Общие сведения», «Перспективное планирование» и «Ежедневное календарное планирование». А заполняет ее конкретным содержанием инструктор по физической культуре от руки. Материал распределен на четыре квартала, а затем в каждом квартале определено помесячное планирование.

Перспективно-календарное планированиеинструктора по физической культуре включает в себя:

2. Режим дня группы.

3. Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Расписание организованной образовательной деятельности.

5. Годовые задачи дошкольной образовательной организации по физическому развитию.

Перспективно-календарный план – это индивидуальный документ инструктора по физической культуре, поэтому он самостоятельно может включать в него материалы необходимые ему для более эффективной работы. Это могут быть памятки по формам организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, список методической литературы и пособий. Этот вид планирования дает педагогу больше возможность варьировать свою деятельность в зависимости от погоды, настроения и состояния детей, отдельных проявлений в поведении детей. Чтобы не переписывать многократно задачи и содержание разных форм работы с детьми, при перспективно-календарном планировании приветствуется использование картотек подвижных игр, утренней гимнастики. Перспективно-календарное планированиеможет включать следующие пункты:

1. Комплексы утренней гимнастики. В дошкольной образовательной организации, как правила, на месяц планируется два комплекса утренней гимнастики, и проходят они совместно с музыкальным руководителем.

2.Комплексы оздоровительных гимнастик и упражнений: дыхательной и зрительной.

Раздел ежедневное календарное планированиеосуществляется инструктором по физической культуре понедельно и включает в себя: сетку образовательной деятельности с указанием темы и программного содержания.В развернутом варианте этот раздел включает:

1. Тему недели, название, цель, дату проведения мероприятия.

2. Интеграцию образовательных областей.

3. Совместную деятельность взрослых и детей (индивидуальную и подгрупповую).

4. Конкретных условия совместной деятельности, которая зависит от уровня развития детей.

5.Этапы усвоения навыков детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике.

6. Организацию развивающей среды.

7. Если это необходимо, взаимодействие с родителями и социальными партнерами в рамках реализации темы недели.

Плюсы такой формы планирования:

1. В использовании информационно-коммуникационных технологий – это комплекс таблиц, набранных на компьютере, распечатанных и сброшюрованных, что значительно сокращает время написания плана.

2. В использовании картотек различных форм детской деятельности, что позволяет не переписывать содержание образовательного материала на каждый день в план, а подготовить для работы набор карточек с играми номера и источники, которых указаны в плане.

Таким образом, основа перспективно-календарной работы: создать определенную систему, которая бы не суживала сознание педагога, не держало бы его в узких рамках, а напротив, давала бы возможность работать творчески, большую часть рабочего времени отдавать детям, экспериментировать, применять новые технологии.

Источник

Виды и формы планирования в ДОУ

Что такое перспективное планирование в детском саду. Смотреть фото Что такое перспективное планирование в детском саду. Смотреть картинку Что такое перспективное планирование в детском саду. Картинка про Что такое перспективное планирование в детском саду. Фото Что такое перспективное планирование в детском саду Лилия Федоровна Огородник
Виды и формы планирования в ДОУ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план.

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

• календарной (разбитой по месяцам,

• цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,

• текстовой (иметь текстовое описание содержания,

• табличной (иметь табличную форму написания,

• блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

— непосредственно образовательная деятельность;

— нерегламентированные виды деятельности;

— свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Циклограмма для написания календарного планирования (подготовительная группа) по ФГОС День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро Утренняя гимнастика Беседа\заучивание Психогимнастика Инд. раб. по.

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Теремок» на 2015-2016 уч. год воспитатель: Кипяткова.

Индивидуальный маршрут планирования своей деятельности детьми Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Мастрикова Н. В. Работа с детьми строится на основных документах. Одним из них является.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Консультация «Организация календарного планирования в ясельных группах» 1. Список подгрупп. 2. Сетку занятий на неделю. Модель организации адаптационного периода через режимные процессы (использование гибкого.

Один день календарного планирования Ежедневное ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Старшая группа комбинированной направленности № 12 «Почемучки» Тема «Хлеб».

Отрывок календарного планирования по ФГОС 1 апреля (среда). Режимные моменты Виды деятельности Совместная деятельность детей и взрослого Организация ППРС Поддержка индивидуальности.

Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей. Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей. Вопросы планирования постоянно интересовали и интересуют музыкальных.

Структура планирования групповых занятий СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ ЦО №25 на 2016-2017 уч. год Вторая группа раннего возраста: занятия проводятся.

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

Источник

Перспективно-календарное планирование образовательной деятельности

Что такое перспективное планирование в детском саду. Смотреть фото Что такое перспективное планирование в детском саду. Смотреть картинку Что такое перспективное планирование в детском саду. Картинка про Что такое перспективное планирование в детском саду. Фото Что такое перспективное планирование в детском саду Лилия Ханова
Перспективно-календарное планирование образовательной деятельности

Вопрос планирования постоянно интересует воспитателей. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

План должен быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).

На чем же основывается написание календарного плана?

Расписание всех проводимых мероприятий, режимных моментов в день без описания цели, методов проведения, задач и т. д.

2. Перспективный план, который предлагает нам программа ДОУ, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Перспективный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательного процесса.

3. Комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Планирование работы по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной форме.

Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

При написании календарного плана воспитательно– образовательной работы мы отражаем утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку и работу с родителями.

ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:

План работы воспитателя может быть перспективным (на месяц, квартал,календарным (на неделю, каждый день, перспективно-календарным.

Используются различные формы написания планов: текстовая, планшет (карманчиковая, текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема и т. д.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

По желанию педагога перспективный план составляется на месяц либо на квартал. Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др.

В перспективном плане могут быть отражены:

2. Список детей по подгруппам.

4. Виды детской деятельности: общение, физкультурно-оздоровительная работа, игровая деятельность, организованные занятия, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, элементарная трудовая, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, перспективы.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.

Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.

Перспективно-календарное планирование предусматривает:

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.

Структура плана образовательной работы такова:

темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.

Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.

Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным областям следующим образом:

Наименование образовательной области

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

планирование организованной образовательной деятельности

При таком подходе к написанию плана воспитательно – образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.

Планированиеутреннего отрезка времени:

— труд в уголке природы;

— повседневный труд (дежурства);

— занятия по интересам.

— игровая деятельность детей;

— исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;

— развитие устной речи и выработке правильной интонации;

— стимулирование двигательной активности и др.

— индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Планирование прогулки:

— работа с родителями

— сюжетно – ролевые игры;

Первая половина дня:

— художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)

— дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).

— труд по самообслуживанию

— занятия по интересам.

— игровая деятельность детей;

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— праздники, досуги, развлечения

— специально организованная деятельность

— виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

Вторая половина дня:

— повседневный труд (дежурства);

— занятия по интересам.

— игровая деятельность детей;

— художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— сюжетно – ролевые игры;

— работа с родителями.

Планирование в летний период. Так как летний период в ДОУ носит оздоровительный характер, то и все мероприятия, проходящие в период летних каникул, направлены на укрепление и поддержку детского организма, и развитие познавательных интересов. Соответственно и на летний период составляются перспективные планы со всеми режимными моментами не содержащие занятий математики, развития речи и др. (игры, развлечения, физкультурные праздники, олимпиады, спектакли и мн. др.)

Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.

Календарное планирование внеобразовательной деятельности в режимных моментах по теме «Космос» (подготовительная группа) Календарное планирование внеобразовательной деятельности в режимных моментах День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей.

Календарное планирование дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности в старшей группе Сентябрь «Чем и как можно рисовать?» Цель: расширять представление детей о нетрадиционных изобразительных материалов; вызвать интерес.

Календарное планирование образовательной области «Музыка» на летний период (вторая младшая, средняя, старшая группы) Календарное планирование образовательной области «Музыка» на летний период 2 младшая группа IV квартал 1-2.

Календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе (2) Центр «Конструирование» Центр «Познавательной и исследовательской деятельности Центр «Безопастности» Конструирование «Мебель» (из деталей.

Календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе Центр «Конструирование» Центр «Познавательной и исследовательской деятельности Центр «Безопастности» Конструирование птицы из природного.

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на день в рамках недели «Весна-красна» 12 03. 2018. Понедельник Тема: Весна – красна. Итоговое мероприятие: Досуг «Весняночка» Цель: Расширять представления о весне. Воспитывать.

«Краски осени». Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности Календарное планирование воспитательно – образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности ТЕМА НЕДЕЛИ: «Краски осени».

Перспективное календарное планирование образовательной деятельности Декабрь, январь, февраль. Физкультурно- оздоровительная работа Утренняя гимнастика… ежедневно Физкультурные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *