Что такое перспектива интерьера
Рисуем фронтальную перспективу
Перспектива. Когда-то и меня она пугала.
Когда нам ее преподавали, это было что-то ужасное и непонятное, но все не так страшно, если разобраться!
Речь пойдёт о фронтальной перспективе и дистанционной точке.
С чего начать? Нам даются размеры комнаты, допустим, 3м высота, 4м — ширина. Выбираем нужный масштаб, и чертим наш прямоугольник. (Я взяла М1:75)
Определяем линию горизонта (ЛГ) и проводим её (обычно, это уровень —1,70).
Дальше, определяем где будет находиться наша точка схода(ТС). Выберем по центру. Проводим из ТС, через углы нашей комнаты (А,B,C,D) линии, и потом, их замыкаем, чтобы получился второй прямоугольник (А1,B1,C1,D1). Получилась наша комната.
Но как же определить глубину? Допустим, глубина комнаты 5м. Измеряем нижнюю линию, (в любом масштабе, в моем случае, это 14 см), и нужно поделить длину на равные 5 отрезков (была бы комната глубиной 7м, то на 7 делили бы). И делаем Заметки, на нижней линии (я поделила 14 на 5 и получила 2,8 сделав отметки).
А тут-то нам и пригодится в помощь наша дистанционная точка (ДТ)!
Мы, берём нижний левый угол (D1) комнаты и проводим диагональ через верхний угол комнаты (C) и проводим линию до пересечения с ЛГ. Так мы нашли ДТ.
Теперь, мы должны соединить все наши отметки с ДТ.
На нашей боковой линии появились пересечения, это и есть наши метры. Проводим через них параллели, тоже самое делаем с остальными линиями.
Обращаю Ваше внимание, что все размеры измеряются на нашей дальней стене! Дальше можно разукрасить наши квадратные метры)
11. Перспектива. Интерьер.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить алгоритм построения геометрических тел в перспективе и построить интерьер по этому алгоритму.
Что такое художественная перспектива
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира так, чтобы смотря на эту плоскость, мы получали впечатление формы предметов, тождественное с видимой формой их в природе.
Перспектива имеет точные законы, указывающие, как разместить на плоскости (картинная плоскость) очертания предметов с тем, чтобы, отражаясь на сетчатке глаза, эти очертания вполне совпадали с очертаниями самих предметов, видимых в натуре.
Если мы, рассматривая с определенной точки предмет или группу предметов (например, сложный пейзаж), изобразим видимое впечатление от этого предмета или группы предметов по законам перспективы на прозрачном стекле и поставим это стекло на известном определенном расстоянии между нашим глазом и объектом изображения, то линии изображения вполне совпадут с очертаниями изображенного предмета или группы. Нужна ли перспектива художнику и обязан ли он придерживаться ее законов в своих произведениях?
Для чего нужно знать перспективу
История пластических искусств доказывает нам, что вполне правдиво изобразить на плоскости формы видимого мира художники получили возможность только тогда, когда были открыты точные законы художественной перспективы. Поэтому в программу знаний, необходимых современному художнику-живописцу, архитектору, скульптору и прикладнику (особенно двум первым) 4, должна войти и линейная перспектива.
Теоретическое знание перспективы, конечно, не может заменить умения рисовать с натуры так же, как знание анатомии еще не научит рисовать человеческую фигуру. И несомненно, что человек, обладающий хорошим глазомером и вовсе незнакомый с перспективой и анатомией, нарисует с натуры лучше, чем знаток перспективы и анатомии, лишенный этого глазомера и чувства формы.
Но хорошие рисовальщики обладают обязательно и тем и другим, то есть и чувством формы, и глазомером, и знаниями. Эти знания особенно необходимы живописцу при работе непосредственно с натуры и архитектору для ясного представления того, как создаваемые им на бумаге архитектурные массы будут восприниматься в натуре глазами зрителя.
Очень важно, чтобы художник воспринимал научные истины не путем одного лишь теоретического освоения перспективных теорем и приемов построения. Художник должен ясно представлять себе положение предметов в пространстве и проекцию их очертаний на картинной плоскости.
Художник должен научиться рисовать на глаз и наизусть перспективно верно, а не приходя к верным очертаниям только путем длинного построения по теории перспективы с помощью линейки, циркуля и транспортира, так же, как рисующий человека должен научиться ясно представлять формы частей тела такими, чтобы в них правильно размещались кости и мускулы, а не припоминать и отыскивать каждый раз точки прикрепления мышц и сухожилий, которые он выучил по учебнику.
Как мы видим предметы
Трудно встретить человека, незнающего, что лучи света распространяются по прямой линии, что глаз не может видеть точку, которую бы нельзя было соединить с ним прямой линией, не встречающей на пути непрозрачных предметов, что предмет не может быть освещен со стороны, противоположной источнику света, что мы не можем увидеть верхнюю поверхность предмета, если он весь помещается выше наших глаз, и нижнюю поверхность предмета, стоящего ниже наших глаз, что предмет, отстоящий дальше от наших глаз, кажется нам меньше такого же предмета, находящегося к нам ближе.
Но явные и порой невероятно нелогичные нарушен
ия этих азбучных истин мы встречаем постоянно не только в работах детей, но и в рисунках взрослых и интеллигентных людей.
Обратимся к рис. 1, к кубу, стоящему на столе и изображенному неправильно. Попробуем дальше доискаться, в чем же ошибки этого изображения.
Зададим себе вопрос: откуда же мы смотрим на стол и стоящий на нем куб? Если мы стоим прямо против середины длинной стороны стола лицом прямо к передней стороне куба, то мы не увидим боковых сторон ни стола, ни куба и должны будем изобразить нашу модель так, как приведено на рис. 2.
Чтобы увидеть левую боковую сторону стола, мы должны или отойти от стола влево, или хоть немного повернуть стол углом к зрителю, тогда мы увидим стол так, как показано на рис. 3. У стоящего на столе куба мы увидим тоже левую боковую сторону.
На рис. 3 ближняя к нам ножка стола больше остальных: другие ножки уменьшаются по мере удаления их от зрителей. То же происходит и с вертикальными ребрами куба. Теперь мы видим, что благодаря этим сокращениям некоторые параллельные в натуре линии стали сходящимися по мере удаления их от зрителя. Но ведь так и должно быть.
Мы знаем, что расстояние между двумя параллельными линиями везде одинаково, но что равные между собой величины, удаляясь от зрителя, кажутся уменьшающимися. Следовательно, и расстояния между параллельными линиями, удаляющимися от зрителя, будут казаться уменьшающимися, а линии, в натуре параллельные, но удаляющиеся от зрителя, будут казаться сходящимися вдали.
Если мы эти линии продолжим, то они где-нибудь на плоскости нашего рисунка или за пределами его пересекутся.
Упражнение №1.
Нарисовать куб в трех ракурсах с одной точкой схода вместе с преподавателем.
Виды перспективы
Существует два вида перспективы – линейная и воздушная.
Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления.
Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую.
Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово «интерьер» с французского переводят как «внутри». Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.
В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера:
Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)
Что такое линия горизонта?
В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?
Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.
Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок.
Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.
Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.
Основы перспективы на примере комнаты
Пока художники не изучили перспективу, не было точной системы рисования архитектуры или другого геометрического пространства. Фактически, линейная перспектива была открыта всего лишь 500 лет назад, задолго до того, как люди разобрались в алгебре и геометрии.
Рисование в одноточечной перспективе — одна из тех вещей, которые кажутся сложными, если вы никогда не использовали ее раньше, но если будете следовать множеству простых правил, это будет просто для вас.
Линия горизонта в перспективе
Линия горизонта — горизонтальная линия, которая не только представляет собой горизонт, но и уровень глаз зрителя. Независимо от того, где он размещен на странице, все, что выше HL находится выше уровня глаз зрителя, а все, что ниже HL, находится ниже уровня глаз зрителя.
Точка схода в перспективе
Правило большого пальца в одноточечной перспективе состоит в том, что прямые линии обычно вертикальны, горизонтальны или поступают к точке схода.
Точка схода — это точка на линии горизонта, где сходятся линии, параллельные прямой видимости зрителя. Другими словами, любой набор векторов, которые движутся по направлению со зрителем, будут сходится в точке схода. Эти сходящиеся линии называют ортогональными векторами.
Ортогональные векторы
Эти диагональные линии, которые часто являются мнимыми или просто временными, соединяют точку схода с другими точками вашего чертежа, и они заставляют вас находится на уровне земли при создании перспективного чертежа.
Кажется, вы ничего не поняли? Не волнуйтесь, в дальнейшем мы все разберем.
Построение перспективы интерьера
Шаг 1 — нарисуйте линию горизонта
Сначала нарисуйте линию горизонта, поближе к середине листа. Пока не определяйте точку схода.
Теперь нарисуйте заднюю стенку вашей комнаты, используя только горизонтальные и вертикальные линии. Она может быть квадратной или прямоугольной, но старайтесь нарисовать ее маленькой, так как боковые стены и потолок будут на порядок больше. Убедитесь, что по крайней мере часть стены перекрывается линией горизонта.
Добавьте любые элементы, которые захотите — дверь и окно хорошо будут смотреться.
Шаг 2 — точка схода и ортогональные векторы
Теперь самая интересная часть. Вы можете добавить свою точку схода в любом месте комнаты вдоль линии горизонта. Точка схода представляет собой точку, в которую смотрит зритель.
Из точки схода отведите ортогональные линии, убедившись, что они проходят через углы стены нашей комнаты. Не беспокойтесь, что это не идеально выглядит — это произойдет только в том случае, когда ваша задняя стена была идеального размера, а точка схода находилась прямо в центре.
Шаг 3 — стена и перспектива
В любой точке ортогональных линий начните рисовать новый прямоугольник. Используйте только вертикальные и горизонтальные линии, которые пересекаются в каждом ортогональном векторе. Вы нарисовали комнату в одноточечной перспективе! На этом этапе вы можете стереть линию горизонта в своей комнате, но не пока оставьте точку схода.
Шаг 4 — мебель в перспективе
Конечно, комната нуждается в мебели, и вы можете использовать те же принципы, как и со стеной. На этот раз работайте с фронта назад к точке схода.
Сначала нарисуйте переднюю поверхность мебели, затем отведите ортогональные линии от точек на мебели в точку схода.
Шаг 5 — объем и перспектива
Нарисуйте объем стулу, выбирая точку вдоль ортогональной линии. Ввыбирайте точку поближе к торцу стула, чтобы он не казался вытянутым.
Прокладывайте себе путь по всем ортогональным линиям, следя за тем, чтобы каждая линия была идеально параллельна соответствующей линии на передней плоскости стула. Теперь вы получили заднюю плоскость стула.
Теперь добавьте соединяющие линии. Вы также можете использовать этот метод для определения глубины каждой ножки стула и других элементов
Шаг 6 — окна в перспективе
Проделайте тоже самое для остальных атрибутов комнаты, таких как окна, столы, тумбочки. С окнами все просто — нарисуйте набор вертикальных линий, соединенных ортогональными линиями, чтобы получить прямоугольник в одноточечной перспективе на стене. Когда вы закончите, сотрите ортогональные линии и точку схода. Идеальная комната в одноточечной перспективе!
Как и в любом случае, рисование в одноточечной перспективе становится проще с практикой.
Доклад: «Изучение перспективы: рисунок интерьера с одной и двумя точками схода» часть 1.
Преподаватель художественного отделения Просвирина Н.С.
1. Необходимость изучения перспективы через выполнение рисунка интерьера в старших классах ДШИ
Перспективные изображения являются наиболее наглядными. Они позволяют изображать предметы как существующие, так и не существующие: проектируемые. Перспектива позволяет не только представить будущее изделие, но и своевременно выявить достоинства или недостатки формы, композиционного или цветового решения проекта. С ее помощью удобно проверить и корректировать решения. Во многих случаях перспективные изображения успешно заменяют макеты сложных по форме и цветовым решением объектов. Высокие иллюстративные свойства перспективных изображений делают их незаменимыми в творческом процессе.
Способы построения изображений, приближающихся к перспективным, были известны еще в далекой древности. Так, в работе Эвклида (III в. до н. э.), названной «Оптика», есть указания на некоторые правила линейной перспективы. До нас дошли еще более древние сочинения о перспективе Птолемея. Много задач по построению перспективных изображений рассматривал римский архитектор Витрувий в своем труде «Десять книг об архитектуре» (I в. до н. э.), театральные декорации греческого художника Агафарга (вторая половина 5 в. до н. э.), росписи домов художников Помпеи – в основном «фронтальная» перспектива (I в. до н. э. – I в н. э.) и др.
При изучении рисунка интерьера перед педагогом встают следующие задачи:
1) необходимо дать учащимся представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;
2) сформировать представление о линия горизонта, точках схода, законах перспективы.
3) Развивать пространственного мышления у учащихся
3) научить выполнять рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе.
2. Основные этапы работы над рисунком интерьера:
I . Повторение и закрепление основных понятий:
перспектива – наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре.
законы перспективы или закономерности перспективного изменения предметов, их формы :
— При удалении от нашего глаза размеры предметов уменьшаются.
— Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз сходятся в одну точку – точку схода.
— Всё, что в натуре имеет вертикальное направление и на рисунке выглядит вертикальным.
Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д., это организация внутреннего пространства.
II . Рисование интерьера комнаты во фронтальной перспективе.
Последовательность выполнения задания:
— Линейный, контурный рисунок.
— Выбор учеником расположения фронтальной стены (левее, прямо или правее) на листе бумаги.
— Наметить линию горизонта и точку схода на ней.
— Наметить расположение потолка, боковых стен, пола.
— Наметить положение каждого предмета в пространстве, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка.
— Объёмно – тональный рисунок – используя различную штриховку, передать объём, форму изображаемых предметов средствами светотени.
Рассмотрим данные этапы более подробно.
1) Выполнение рисунка начинается с расположения фронтальной стены на листе бумаги)
— варианты: левее, по центру, правее
Для рисования предметов во фронтальной перспективе используется линия горизонта и точка схода.
На схемах построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальном положении» четко видно, что от изменения места точки схода линий или точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Та боковая стена, на которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная.
Рисующий должен определить точку схода параллельных линий, которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения рисующего.
Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная точка схода будет располагаться на середине фронтальной стены. Если будем перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода.
Зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолжении сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно наметить боковые стенки. Те линии, которые расположены выше уровня глаз (линия потолка), кажутся опускающимися, ниже уровня глаз (линия пола) – поднимающимися.
3) Определяем границы пола, всей комнаты, уточняем размеры окон, дверей.
4 ) После наброска фронтальной стены, потолка, боковых стен и пола учащиеся переходят к зарисовкам предметов– мебели в пространстве
Для этого, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка, рисующий изображает все предметы как бы прозрачными и тем самым имеет возможность точно определить положение каждого предмета в пространстве.
Рисунок стола у окна или рисунок дивана у стены начинается с изображения ребра боковой стены предмета, расположенной во фронтальной перспективе.
Затем намечается нижняя горизонтальная плоскость предмета. Построение рисунка начинается снизу- вверх.
Выполняется линейно-конструктивный рисунок каждого предмета в интерьере комнаты.
5) После выполнения линейного, контурного рисунка интерьера комнаты во фронтальной перспективе необходимо показать каждого предмета и в целом – комнаты.
Для этого используется различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени или цвет.
Перспектива комнаты. Часть 2 — перспективный масштаб.
Продолжаем разговор, начатый здесь.
Итак, вы уже знаете, что такое главная точка картины и точки схода. Теперь о том, как это знание поможет построить простую перспективу интерьера.
Для начала давайте построим в перспективе пол предполагаемой комнаты:
Получается практически готовый пол. Одно но: выглядит он несколько вывернутым, в реальности такого не увидишь. Почему так получилось? Вспомните, в первой части я говорила о том, что желательно, чтобы расстояние PD было примерно равно 1,5-2 диагоналям картины. Если точки D поставить дальше, получается более правдоподобная картинка:
Кстати, подобный рисунок пола очень любили использовать мастера итальянского Возрождения, он замечательно задает масштаб:
Джорджоне, «Мадонна Кастельфранко»
Ге, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Далее, как построить перспективу комнаты в целом. Мы будем использовать перспективный масштаб. Допустим, размеры комнаты нам известны, ну, скажем, 4х4 м. Также известна высота помещения и высота линии горизонта (на уровне глаз). Имея план комнаты, мы можем построить ее перспективу. Задайте себе удобный масштаб для построения, например 1м=5см. Начертите в этом масштабе рамку картины — ее размер будет равен ширине и высоте комнаты, и проведите линию горизонта. Дальше произвольно отмечаете главную точку Р и дистанционные точки. Чтобы найти нужный размер в глубину, откладываете его на рамке картины и соединяете с точкой D, как в примере с паркетом. Так вы можете найти масштаб глубин. Чтобы найти вертикальный размер, опять же откладываете его на рамке, но только в высоту, и соединяете с точкой Р. Получается масштаб высот.
Посмотрите на рисунок, вроде бы все достаточно понятно. Только один момент, с которым мы еще не сталкивались: обратите внимание, вместо точки D1 используется D1/2. Это дробная дистанционная точка. Для чего она нужна? Если расстояние PD будет очень большим, точка D просто не поместится на листе бумаги. Придется подклеивать еще листы и искать длинную линейку. Чтобы этого не делать, можно расстояние PD поделить. Например, пополам. И поставить на линии горизонта точку D1/2, которая для построений будет удобнее. Но в этом случае размеры для определения масштаба глубины тоже придется делить пополам. То есть, чтобы отложить 2 м в глубину, нужно D1/2 соединить с 1 м, и так далее.
Чтобы заполнить комнату мебелью, желательно ее тоже обозначить на плане. Тогда, расчертив пол сеткой (любой удобной, например 50 х 50 см), можно найти положение этой мебели в комнате (высота также откладывается на вертикальной рамке):
С помощью сетки вообще можно построить перспективу чего угодно:
Теперь вы знаете, как построить фронтальную перспективу интерьера. При рисовании же с натуры, самое сложное — это абстрагироваться, постараться смотреть на помещение не изнутри, а как будто на небольшом расстоянии. Это поможет избежать в рисунке перспективных искажений.