Что такое персонализированное образование
Персонализированное обучение: будущее или реальность?
Цифровая революция, глобализация и конкуренция за таланты привели к появлению относительно нового тренда в построении систем высшего образования – персонализации. Что необходимо сделать, чтобы персонализация стала не просто тенденцией, но реальностью современного университета? Эксперты пленарной дискуссии поделятся лучшими практиками создания персонализированных систем обучения в своих университетах.
Университеты усиленно ищут новые способы кастомизировать содержание обучения и образовательные технологии, академическую и карьерную поддержку под групповые и индивидуальные образовательные потребности студентов, их когнитивные стили и карьерные устремления. Современные поколения студентов, которые приучены к персонализированным сервисам Amazon и Spotify, уже не готовы получать стандартизированные образовательные услуги, рассчитанные на среднестатистического студента, и в этом контексте персонализация приобрела более широкое значение и понимание, нежели давно известные индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.
Что такое персонализированное обучение
Персонализация сегодня – это ключевой тренд, который пронизывает все аспекты студенческого опыта. «Персонализированное обучение включает в себя, как минимум, индивидуальную образовательную траекторию, составленную совместно с ментором, — объясняет Татьяна Станко, проректор по развитию КНИТУ — КАИ им А. Н. Туполева. — Причем траектория динамично меняется во время обучения. Кроме того, студенты сами определяют индивидуальную скорость обучения: по завершении образовательного модуля они могут подумать где и как применить полученные знания и навыки на практике, заняться практической работой на некоторое время. Затем опять вернуться к обучению, когда возникнет потребность в новом знании. К сожалению, в настоящий момент университетам достаточно сложно реализовать такой подход».
Оксана Анистратенко, директор программ Агентства социальных инвестиций и инноваций, добавляет, что индивидуальное обучение — это гораздо большее, чем просто складывание студентом пазла из набора учебных курсов. Аристотелевскую школу, когда учитель часами обсуждал всего лишь с несколькими учениками особенности бытия, вполне можно отнести к самой первой форме персонализированного обучения, когда каждому ученику можно было уделить внимание. Сейчас подобное индивидуальное взаимодействие возможно только на уровне аспирантуры, но это не означает, что персонализированное обучение нереально начать в бакалавриате. При этом на преподавателя ложится ответственность научить студента не только и не столько фундаментальным знаниям, но и научить его учиться, донести необходимость концепции обучения в течение всей жизни, помочь развить эмоциональный интеллект и навыки XXI века, которые сейчас у всех на слуху.
Тренды будущего
По словам Татьяны Станко, при персонализированном обучении образовательные модули становятся высоко адаптированными под конкретного студента, принимая во внимание начальный уровень, время доступное для обучения, предпочитаемый тип обучения — визуальный, вербальный, индивидуальный или групповой, online или offline, c практическими задачами по выбранному направлению. Студенты смогут выбирать при поддержке рекомендаций искусственного интеллекта преподавателя, команду, образовательную среду и локацию на время обучения.
«Многие полагают, что на первый план при таком подходе выходят технологии, а не преподаватель, — продолжает Оксана Анистратенко. С помощью искусственного интеллекта и больших данных определяются индивидуальные потребности студента и обеспечивается доступ к курсам по интересам, в том числе и онлайн». «При этом для студентов важно признание ценности своей личности и человеческая забота, поэтому я не верю, что технологии полностью заменят живое общение студентов и преподавателей/менторов. Наоборот, именно живое общение станет самым «дорогим» элементом образовательного процесса», — делится своим мнением Татьяна Станко.
Удовлетворенность и результаты студентов
«Если под персонализированным обучением понимать совокупность факторов, а именно: индивидуальные образовательные треки, возможности для развития социальных навыков через практико-ориентированный подход, взаимодействие с преподавателем и однокурсниками в малых группах, то это, безусловно, в конечном итоге, имеет положительный эффект, — подытоживает Оксана Анистратенко. — Институт Гэллаппа ежегодно проводит социологические исследования, посвященные в том числе и факторам, влияющим на успешность студентов. Действительно, чем больше возможностей есть по осознанному выбору предметов, чем меньше соотношение студентов, приходящихся на одного преподавателя, чем больше внеклассных занятий, тем выше степень удовлетворенности от образовательного процесса».
Методическая статья на тему «ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»
Личностно-ориентированное мышление, персонализация в обучении, индивидуализация,
дифференциация, обучение с учетом особенностей учащегося, индивидуальное портфолио, личностно ориентированный курс обучения, индивидуальный курс обучения, вовлеченность учащихся, гибкость подачи материала, самообразование, самостоятельная постановка задач, самостоятельное определение приоритетов.
Принцип персонализации впервые был применен в образовании примерно в 1905 году,
когда Хелен Паркхерст предложила использовать метод, сегодня известный как «Дальтон-
план». В ходе своей работы активистка народного образования столкнулась с необходи-
мостью преподавать сразу несколько предметов. И, чтобы наладить работу, она разделила
кабинет на несколько зон, посвященных различным дисциплинам. Таким образом, дети
могли учиться самостоятельно, выбирая оптимальный темп и, что особенно важно, по-
могая и советуясь с одноклассниками. Хелен Паркхерст также сформулировала принципы
личностно-ориентированного подхода к оценке успеваемости и первой задала важнейший
вопрос, ставший основой современного представления о персонализированном обучении:
«Что мы можем сделать, чтобы подтолкнуть детей брать инициативу в свои руки, когда
речь идет об образовании?»
Идея персонализации обучения приобрела популярность в 1970 году благодаря работе
испанского педагога Виктора Гарсиа Хоца. С тех пор было сформулировано множество
трактовок термина. Некоторые из них построены на идее выбора информации, исходя из
индивидуальных потребностей, а некоторые подчеркивают важность максимального ис-
пользования личного потенциала каждого учащегося. Кен Робинсон, один из успешнейших мировых экспертов в области образования, описал данный феномен так: «На мой взгляд, персонализация в образовании — это построение процесса обучения конкретных учеников с учетом сильных и слабых сторон, различных интересов и различных способов освоения информации, характерных для каждого из них». Иногда персонализацию ошибочно приравнивают к другим принципам, таким как индивидуализация и дифференциация. Такое упрощение понятия привело к тому, что сегодня до сих пор отсутствует его однозначное общепринятое определение. Чтобы структурировать наши знания, давайте посмотрим на процессы обучения и преподавания с точки зрения их развития. В самом простом случае со всеми учениками занимаются одинаково: все получают одну и ту же информацию, одни и те же учебники и дополнительные материалы. Оценивают всех также, исходя из одинаковых критериев. Этот подход многие годы использовали в школах по всему миру.
Но однажды стало понятно, что ученики настолько отличаются друг от друга, что имеет
смысл разделить их на более однородные группы (дифференциация). Яркий пример диф-
ференциации — разделение учащихся на обычных, талантливых и проблемных. В этом
случае подготовка материалов и упражнений требует трех разных уровней сложности.
Единообразие Дифференциация Индивидуализация Персонализация
В то же время принцип персонализации предполагает, что учащиеся сами организуют, реализуют и изменяют учебный процесс. Ребенок сам выбирает, в каком направлении развиваться, и не важно, будет ли он придерживаться утвержденной школьной программы. Персонализация — это осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. Персонализированное образование не ограничивается школой и выходит за рамки системы образования в самом широком смысле, затрагивая стремление, выбор роли в жизни общества, личное развитие и опыт. Это единственный способ максимально использовать потенциал образования. Учителям в персонализированном обучении отведена очень важная роль. Именно они должны научить анализировать собственные потребности и возможности, рассказать о том, какие инструменты доступны для обучения, давать советы и при необходимости подсказывать нужное направление работы. Но основа персонализации — сами ученики. Никто, кроме самого человека, не сможет персонализировать его образование.
• Низкая эффективность унифицированного
подхода ко всем учащимся.
• Неумение учащихся определять цели
• Желание соответствовать требованиям
• Анализ причин провала системы
и ответственности учащегося в ходе
• Возможность показать учащимся, как они
могут повлиять на результаты обучения
и развитие системы образования.
• Возможность полностью раскрыть
потенциал учащихся, формируя
гармоничные и счастливые личности.
• Отсутствие инструментов и знаний,
необходимых для персонализированного
• Высокие затраты, связанные с созданием
многочисленных версий учебных
прогнозирования и контроля
• Политика Института ЮНЕСКО по информационным технологиям
в образовании о персонализированном образовании.
• Исследование центра цифрового
• Исследование методов персонализированного образования в Кембриджском университете
An Investigation of Personalised Learning. Approaches used by Schools — University
Персонализация обучения: что это такое, формы, технологии
Среди трендов современного образования выделяется персонализация обучения. Что это такое, какие формы и технологии скрываются за этим термином — об этом мы расскажем в статье.
Не забудьте подписаться на наш информационный канал, чтобы получать свежие новости первыми. И пользуйтесь скидками и акциями компании, чтобы учиться ещё выгоднее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Персонализация обучения: что это такое
Что такое персонализация обучения и чем она отличается от индивидуализации? Давайте разбираться. Начнём с определения, которое может звучать следующим образом:
Персонализированный подход в образовании — это система действий, которая направлена на развитие личностного потенциала в образовательном процессе.
Такая образовательная модель позволяет индивидуализировать учебный процесс под конкретного студента. Ведь именно он становится главным потребителем обучения, а значит, его запросы, цели и желания выходят на первый план.
Основные принципы персонализированного обучения
Персонализированный подход в обучении строится на определённых принципах:
То есть, в идеальном мире персонализация — это такой подход в образовании, в котором студент сам выбирает образовательную программу, скорость и способы обучения, а преподаватели его поддерживают и помогают корректировать учебный план в соответствии с целями и желаемыми результатами. Однако в реальности полностью персонализировать процесс обучения не всегда получается. Поэтому существуют разные формы персонализированного подхода.
Персонализация присутствует во всех сферах нашей жизни. Так, идеальный пример персонализированного подхода — это сервисы Spotify, Яндекс Музыка и Amazon, в которых пользователю предлагают контент, исходя из его предпочтений и интересов.
Формы персонализации обучения
Какие виды персонализированного образования существуют в современных школах и университетах?
Адаптивное обучение
Это образовательная модель, где компьютерные технологии подстраивают учебную программу курса под требования и способности ученика. При адаптивном обучении студент может выбирать объём и скорость образования, но не содержание программы. Курс разрабатывают заранее, и изменить что-либо в процессе практически невозможно.
Дифференцированное обучение
Студентов делят по разным группам, исходя из их уровня подготовки, образовательных целей и мотивации. И, соответственно, подбирают для каждой категории свои методы, условия и сложность программы. Такой подход позволяет регулировать сложность обучения, но не учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задача персонализированного обучения — помочь ученику осознать свои потребности в образовании, перевести их в мотивы и цели обучения, а потом и в реальные действия, чтобы получить нужные знания.
Расширение автономности обучающегося
Данный подход позволяет студенту больше проявлять себя и свои способности в самом начале обучения. Для этого преподаватель предлагает больше самостоятельных заданий, организует углубленные курсы. Это позволяет расширить возможности отдельного студента, но не предполагает полностью индивидуальный маршрут обучения.
Групповые проекты также позволяют персонализировать обучение
Самообразование
Студент самостоятельно организовывает процесс обучения. Он сам определяет образовательные задачи и те средства и условия, которые нужны для их достижения. Вуз в данном случае используется лишь как площадка, где студент может получить необходимые материалы или проверить свои знания. К этому же виду персонализированного образования относится домашнее обучение. Минус такого подхода — недостаточное взаимодействие ученика и преподавателя.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Liberal Arts
Персонализированный подход в высшем образовании представлен моделью Liberal Arts. В её рамках студенты могут самостоятельно выбирать траекторию обучения, практиковать междисциплинарные взаимодействия и использовать интерактивные технологии для достижения своих образовательных целей. Найти такие учебные заведения можно не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в других городах России.
Первый пример персонализированного обучения в истории — это аристотелевские школы Древней Греции. В них преподаватель-философ обучал небольшое количество учеников, учитывая особенности и способности каждого и уделяя им должное внимание. Сейчас такой формат можно полностью воссоздать только в аспирантуре.
Технологии персонализации обучения
Персонализация обучения как методология может применяться и без компьютерной техники. Ведь главные технологии, которые активно используются в данном подходе — это методики в области индивидуального и личностно-ориентированного образования.
Однако именно цифровая революция и технологический прогресс позволили расширить возможности персонализированного обучения. Давайте перечислим преимущества, которые появились благодаря новым технологиям:
Оценка знаний в персонализированном обучении
Как оценивать знания при таком персональном подходе? В идеале преподаватели должны предоставить студентам самим выставлять отметки. Ведь человек должен уметь оценивать себя самостоятельно. Это позволит учащемуся во взрослой жизни соотносить свои усилия и полученные результаты. Но чтобы такая модель сработала, необходимо формировать культуру оценивания.
Хорошая критериальная обратная связь — сердце любой оценки.
Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ.
Для этого преподавателю необходимо объяснить критерии и показать образцы, на которые студенты смогут ориентироваться при самостоятельной оценке своих достижений.
В школе нас приучают к вычитательной системе оценивания, когда за каждую ошибку учитель снижает баллы. Однако, есть и другой подход — накопительный. При нём педагог добавляет баллы за каждый верный ответ. Это меняет само отношение к оценкам.
Персонализация в образовании учащихся с инклюзией
Персонализация процесса инклюзивного обучения и воспитания — это несомненное достижение последних лет. Ведь такой подход позволяет найти подходящие носители информации, разработать индивидуальную программу для учащихся с особенностями развития и помочь им получать нужный объём знаний, несмотря на физические ограничения.
Так, для учеников с проблемами слуха готовят материалы на основе визуальных образов, для слепых — аудиоуроки и задания, озвученные голосом, а студенты, которые ограничены в движении, могут учиться наравне с другими благодаря видеосвязи. Развитие персонализированного образования даёт надежду, что учащиеся с инклюзией смогут быстрее и качественнее адаптироваться в обществе.
Университет Сбербанка, Высшая школа экономики и другие ведущие университеты страны активно применяют принципы персонализированного обучения. Так что если хотите обучаться с максимальной пользой для себя, выбирайте подобные образовательные программы. А если нужна будет помощь в подготовке и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Как выбрать LXP. Зачем нужны платформы для персонализации образования
Персонализацию образования сейчас не пытается внедрять только ленивый. На смену классическим LMS-платформам (Learning management system) приходят LXP-системы (Learning Experience Platform). Об их возможностях и о трендах персонализированного обучения рассказывают Виталий Генаров, руководитель Центра проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35, и Егор Рудометкин, старший владелец продукта Центра сетевых программ и цифрового контента Университета 20.35.
Чем LXP отличается от LMS? Обе системы помогают в организации дистанционного образования. Но LMS были разработаны в первую очередь для поддержки традиционных образовательных форматов. Это туннельные программы, когда у каждого студента есть определенный набор образовательных мероприятий, который он должен освоить за определенное время. LMS-система нужна в первую очередь для доставки этой образовательной программы и выдачи отчетности.
LXP же – это класс систем, необходимый для персонализации учебного опыта. Если в LMS работают с группой студентов, которых нужно провести через туннельную программу, то в LXP людям дают инструмент для выбора персонализированного контента. Так как контента очень много, без помощи алгоритмов машинного обучения не обойтись.
LXP-платформа больше похожа на Youtube или Netflix, она представляет собой систему доставки контента, которая позволяет легко находить нужную информацию. Обе системы – и LMS, и LXP – необходимы, но со временем разница между ними стирается. Многие организации стремятся интегрировать системы LMS в платформы LXP.
Становится понятно, что целиком производить весь образовательный контент, в том числе для узкой предметной области, слишком дорого. Даже на Youtube есть огромное количество полезного материала, и лишать обучающихся доступа к нему некорректно. Значит, больше не имеет смысла агрегировать у себя все, нужно пытаться дать пользователям инструмент для навигации на основе LXP-платформы.
Мы ориентированы на сетевые программы. Это значит, что вузы не должны у себя целиком разворачивать все программы, они закрывают только часть образовательных активностей по профильной тематике, которая хорошо представлена именно в этом вузе. Это позволяет каждой организации больше внимания уделить качеству контента. Вузы из сети обмениваются контентом и друг друга усиливают. Но для этого нужно прийти в логику партнерства, а не конкуренции.
Чтобы продолжать наращивать эффективность обучения, необходимо открывать в людях проактивность (self-directed learners) – тогда у них выше мотивация и результативность. В проектно-образовательных интенсивах Университета 20.35 используется такая схема: вместо обязательной программы – возможность выстроить персональную траекторию из трансляций, учебных материалов и онлайн-курсов. Основанием выбора может быть проектная деятельность. Человека погружают в эту деятельность, он получает набор задач и сам выстраивает под них персональную траекторию на основе рекомендаций LXP-платформы.
Мир стремительно меняется и технологизируется. Необходимо быстро подстраивать модели компетенций/навыков/знаний, собирая и агрегируя данные из HR-платформ, текстов вакансий, содержимого задач. Выполняемые задачи меняются еще чаще при переключении с одного проекта на другой, с одной компании на другую. Поэтому для рекомендательных движков своей платформы Университет 20.35 использует таксономию образовательных результатов, полученную в результате машинного анализа большого количества текстов. Её значительно дешевле и быстрее поддерживать в актуальном состоянии.
Для чего нужна таксономия образовательных результатов? Студенты не просто работают над проектом, но и ведут его в таск-трекере. Университет 20.35 научился забирать цифровой след проектной деятельности из Trello и из MC Planner. На шаблонной доске Trello прописывается, как конкретно ставить задачи, чтобы адаптеры корректно забрали цифровой след, разметили его по модели компетенций и выдали персонализированные рекомендации. То есть каждой команде выдаются рекомендации на основе тех задач, которые они добавили в свой таск-трекер. Более того, эти рекомендации можно фильтровать по отдельным задачам. В выдаче есть и онлайн-курсы, и учебные материалы с разных платформ, и др.
Нужны ли индивидуальные образовательные траектории в массовой школе? Мнения экспертов
Персонализация — один из главных трендов в образовании. Разбираемся, можно ли ввести её в государственных школах по-настоящему, а не «для галочки».
В феврале Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка) провела Международную научно-практическую конференцию «Тенденции развития образования». Наряду с последствиями пандемии исследователи и педагоги обсуждали будущее персонализации (индивидуализации) образования.
Теоретики ещё не договорились, стоит ли разделять эти два понятия — «индивидуализация» и «персонализация» в образовании. За три дня конференции мы услышали не меньше трёх противоположных определений этих процессов. Но большинство спикеров объединяли их в один тренд:
Индивидуализация и персонализация — это движение от стандартных, общих для всех учеников программ и форматов обучения к ответу на индивидуальные образовательные запросы.
В целом участники конференции оценили этот тренд как позитивный. И на вопрос «Возможна ли персонализация обучения в массовой школе?» на тематических сессиях многие ответили «Да», хотя и с различными оговорками. В то же время, говоря о том, что мешает российским школам перейти на по-настоящему индивидуальный подход, эксперты затронули очень глубокие проблемы нашего образования. Попытки персонализации делают эти проблемы более заметными.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Препятствие №1. Индивидуализация усугубляет неравенство
Эту позицию представил научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. Смысл в следующем. По идее, чтобы построить свою образовательную траекторию, ученик должен выбрать учебные курсы, уровни их освоения, форматы обучения. Но вся сложившаяся на сегодня практика показывает: в ситуациях образовательного выбора более престижные и перспективные варианты достаются детям из более обеспеченных, благополучных и образованных семей. И неравенство воспроизводится независимо от личных успехов учеников в учёбе.
В исследованиях Института образования можно найти множество таких примеров. Так, предсказать, пойдут ли дети с одинаково высокой успеваемостью после девятого класса в старшую школу (и затем в вуз) или в колледж, позволяет уровень образования родителей. Большинство (85%) учеников, чьи родители получили высшее образование, выбирают десятый класс. А среди тех, чьи родители имеют среднее специальное или только школьное образование, таких от 63 до 66%.
Конечно, это не значит, что вуз — лучший выбор всегда и для каждого. Колледж тоже может быть частью сознательно выбранной образовательной траектории. Но почему такую траекторию выбирают всего 15% детей родителей с высшим образованием, и более 30% — если родители без него? Очевидно, что образовательные запросы у них изначально были неравными.
Почему это происходит? По словам Исака Фрумина, ответов несколько. Родители настраивают детей на тот уровень образовательных притязаний, который знаком им по собственному опыту. Даже если они хотели бы дать ребёнку максимум возможностей, у них самих просто нет информации о некоторых вариантах. Они советуют проторённый путь. Сами ученики тоже знают об образовательных и карьерных перспективах за пределами опыта их семей недостаточно. Если никто в семье не получил высшее образование, как ребёнку узнать, чем занимается, например, финансовый аналитик в банке или учёный в лаборатории геномной инженерии?
Из доклада Исака Фрумина следует, что в системе образования воспроизводятся характерные для общества информационные, культурные и социальные барьеры. И школа, как правило, не помогает их преодолеть: социальная мобильность учеников не в списке её приоритетов.
Если внедрить в школах индивидуальные образовательные траектории, не пытаясь снять эти барьеры, то неравенство только углубится, предупреждает Исак Фрумин. Увеличится количество точек, в которых ученики будут делать выбор с учётом своих социальных ограничений, а значит, увеличатся и разрывы между теми, кто выбирает разные варианты.
Другое мнение: индивидуализация бывает разная
Не все участники конференции согласились с выводом Исака Фрумина. Впрочем, он и сам подчеркнул в конце доклада: он за индивидуализацию, но хорошо продуманную. Возражения обобщила заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Ковалёва:
«Если мы обсуждаем индивидуализацию, которая выводит нас на разное содержание, то, действительно, она усиливает этот контекст неравенства. Если же мы обсуждаем содержание как единый учебный материал, а индивидуализацию — как контекст способов освоения этого материала, то в этой логике она, наоборот, расширяет возможности, работает на равенство, потому что увеличивает число способов освоения одного и того же учебного материала».
Мировой опыт тоже показывает, что индивидуализацию можно понимать по-разному, и не обязательно она означает неравный доступ к знаниям. Ректор МГПУ Игорь Реморенко насчитал целых пять направлений, по которым в разных странах в школах внедряют индивидуальные подходы:
1. Ориентация на традиционные образовательные результаты
Это самое инерционное направление. В этом случае в стандарты не добавляют ничего нового, но разделяют традиционные образовательные результаты по уровням освоения. Например, в образовательных стандартах США (Common Core Learning Standards — общие базовые стандарты обучения) уровни называются грейдами. Такое дробление позволяет точнее отслеживать продвижение каждого ученика к образовательным целям. Допустим, ребёнок может учиться в шестом классе, но математику к этому времени освоить только на уровне пятого грейда. И это значит, что ему рано давать задания на уровне шестого грейда. Отчасти, по словам Реморенко, похожий подход воплощён в проекте новых российских государственных образовательных стандартов для средней школы. В них для всех предметов указано, что ученик должен уметь после каждого года обучения.
2. Ориентация на интересы каждого ребёнка
Здесь в центре внимания не единые для всех образовательные результаты, а личные качества и потенциал. Общая программа тут — только материал, и ничего обязательного в ней нет. Этот радикальный подход исповедуют педагоги-новаторы во всём мире, по нему живут отдельные экспериментальные школы, но не образовательные системы целых стран. Реморенко процитировал слова украинского педагога, создателя концепции Школы диалога культур Сергея Курганова:
«Самое главное, чему должен научиться педагог, — быть абсолютно независимым от системы образования».
Разумеется, во ФГОС такой подход не запишешь.
3. Ориентация на традиционные результаты с элементами индивидуализации
Это самое популярное направление. В нём школа выстраивает индивидуальную траекторию только для личностного развития ребёнка. Программа по традиционным предметам остаётся общей для всех. В классные журналы результаты «личностной» линии не попадают, но её тоже можно формализовать. Например, в канадской системе образования учителя отслеживают по специальной системе, с выполнением отдельных тестов и заполнением карточек, развитие у учеников навыков коллаборации, коммуникации, креативности, критического мышления, а также формирование характера и гражданского сознания. Чем-то подобным, предположил Реморенко, будут заниматься в российских школах новые советники по воспитательной работе.
4. Взаимосвязь предметных и непредметных результатов
Это значит, что в программе не только по литературе или обществознанию, но и по математике, физике и химии должно быть место для развития инициативности, сотрудничества, организованности и других важных межпредметных навыков. Этот подход реализован пока в локальных, но достаточно успешных примерах. Например, образовательные стандарты Финляндии подразумевают, что изучение каждой дисциплины должно помогать ребёнку развить одну или несколько «перекрёстных компетенций». Это умение учиться, сотрудничество и самовыражение, навыки самообслуживания и самоорганизации, компьютерная грамотность, предприимчивость.
Сейчас эксперты МГПУ, как рассказал Реморенко, разрабатывают такие связи изучаемых дисциплин с личностным развитием детей для российской школьной программы. Результаты ректор пообещал представить на следующей конференции.
5. Концептуально-ориентированное обучение
Это самое актуальное направление. В нём образовательные программы строятся на основе больших идей (Big Ideas). Большие идеи — это ключевые точки программы, те знания, без которых у ученика не сложится адекватного понимания предмета. При таком подходе образовательные траектории могут быть любыми, но они обязательно должны пройти через эти точки. По словам Игоря Реморенко, именно во время пандемии стало понятно: значительную часть школьной программы всегда можно «подсмотреть» в интернете, но далеко не всё можно освоить таким образом. Именно такие сложные концепции, которые недостаточно просто зазубрить или отыскать в сети, и могут стать узловыми точками программы.
«Можно разделить содержание образования на две части. Первую можно „нагуглить“ — и разобраться. Например, как решать квадратные уравнения. А есть такие штуки, о которых можно в интернете посмотреть, но понимания это не даёт. Мы все можем прочитать, что дезоксирибонуклеиновая кислота как-то связана с наследственностью. Но как это всё работает, почему это спираль, а не шарик, — с этим разобраться сложно. Нужна совместная работа, кооперация, дискуссия, выдвижение гипотез и их опровержение. И это другого типа содержание образования», — объяснил спикер.
Препятствие №2. Школьники не умеют управлять своим образованием
Мало обеспечить школьникам возможность индивидуальных траекторий — надо, чтобы они умели и хотели этой возможностью воспользоваться. А вот с этим у нас проблемы.
Индивидуальный путь рассчитан на зрелую личность
Заместитель директора Красноярской университетской гимназии «Универс» Владислав Галимов рассказал на конференции, что у них обучение в старшей школе уже строится по индивидуальным образовательным программам.
Суть вот в чём: каждый старшеклассник планирует выбор будущей профессии и с учётом этого выстраивает свой учебный план на два года. Поменять выбранную траекторию можно дважды. Ученики получают исследовательский и проектный опыт в профильных «лабораториях» и посещают только выбранные курсы: фактически в старшей школе нет постоянных классов, только множество индивидуальных расписаний. По словам Галимова, чтобы сориентироваться в этой сложной системе и успешно учиться, от школьника требуется большая ответственность.
То есть, чтобы обучаться по индивидуальной траектории, ученик должен быть очень мотивирован. Но могут ли все школьники в классе быть такими? Как понять, когда ребёнок готов управлять своей образовательной траекторией и готов ли вообще?
Исак Фрумин категорично заявил, что сегодня исследователи ещё не знают, что такое готовность к индивидуальной траектории, как её описать и как измерить. У учёных впереди большой путь, а практикам уже сейчас приходится изобретать собственные способы научить детей учиться.
Осложняет дело то, что сейчас семьи вовлечены в учебный процесс гораздо сильнее, чем это было в советской школе. О том, какую роль это играет в персонализации обучения, напомнила на конференции психолог, преподаватель МГПУ Татьяна Климова.
По её словам, родители часто смешивают сиюминутные желания детей и их образовательные потребности — и, например, необоснованно откладывают поступление в школу. С другой стороны, участие родителей во многом создаёт основу для развития индивидуальных образовательных траекторий — запрос на персонализированное образование от семьи и поддержка родителей ребёнку необходимы. Поэтому первый шаг к осознанному построению образовательной траектории в массовой школе — сотрудничество с родителями.
Можно ли воспитать самостоятельность
Есть ли у педагогов-практиков методы подготовки самих учеников к индивидуализации? Преподаватель красноярской гимназии «Универс» Ирина Кухаренко рассказала, что у них тестируют несколько таких инструментов. Они предназначены для того, чтобы ученики уже на ранних этапах умели отрефлексировать своё обучение: видели, какие результаты уже достигнуты, что впереди, что нужно сделать, чтобы добиться целей. Например, учителя гимназии проводят «мотивирующие уроки» перед контрольными работами, а потом обсуждают с классом результаты.
Ещё одно интересное нововведение «Универса» — рефлексивный дневник. Предполагается, что в нём ученик будет писать, чему он научился за последнее время; какие навыки и знания приобрёл, а какие улучшил; что помогло добиться результатов, а что мешало; что пока не получается совсем. Эксперимент только начинается, говорить о результатах этой практики пока рано.
Чтобы школьник был способен выстраивать свою образовательную траекторию, а не подменять важный выбор перебором вариантов, в образовательных стандартах должно найтись место для новой группы навыков — самостоятельности (self skills), считает профессор МГПУ Татьяна Ковалёва. Речь идёт не только о самостоятельности как таковой, но и о самоорганизации, самоопределении.
Выделять их из общей группы «гибких навыков» (soft skills), по мнению Татьяны Киселёвой, необходимо, потому что эта категория уже перегружена и не поддаётся чёткому определению. А чтобы «навыки самости» развивались, нужно сознательно над ними работать. Массовое образование должно повернуться в сторону принципиального формирования таких навыков, считает она: «В современной школе, в вузе и в дошкольном образовании должно быть выделено для этого место, и это должно быть встроено в общий стандарт образования».
Препятствие №3. Учителя не готовы к новым подходам
Заметная часть учителей в России не считают нужным переход к индивидуализации в образовании, рассказала на конференции научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Галина Токарева. Такие результаты исследователи получили в результате опроса, который завершился перед самым началом пандемии в марте 2020 года.
Только 25% опрошенных учителей считали, что обучение по индивидуальной программе способствует повышению образовательных результатов. Ещё 48% респондентов предпочли бы единую для всех программу, остальные затруднились с ответом. На вопрос, возможно ли организовать индивидуальное обучение в их школе, больше 10% ответили «нет», а 30% респондентов сочли, что «можно только для мотивированных учащихся».
О чём говорит такое распределение ответов? Мы можем сделать вывод, что учителя не видят причин менять сам принцип единой учебной программы, — ведь почти половина опрошенных считает, что именно единообразная программа способствует повышению образовательных результатов. С другой стороны, учителя, похоже, не считают большинство своих учеников достаточно вовлечёнными и ответственными для индивидуального обучения.
Но явно заметен ещё один фактор, который влияет на отношение учителей к идее индивидуализации. Внедрение индивидуальных программ и персонализированных подходов возлагает большой объём дополнительной работы именно на педагогов.
Во многом эта новая нагрузка связана с обновлением подходов к преподаванию. Например, в гимназии «Универс» в Красноярске, как рассказала Ирина Кухаренко, учителя освоили уровневую модель прогресса, чтобы отслеживать индивидуальные успехи учеников в движении к образовательному результату. Это сложнее, чем стандартный контроль успеваемости по отметкам. Хотя бы потому, что метрик и инструментов оценки при таком подходе гораздо больше. Разумное использование такого подхода — вызов и для системы управления школой.
Препятствие №4. Ресурсов одной школы недостаточно
Другой вопрос, что в большинстве случаев внутри одной школы нельзя создать разнообразную и насыщенную образовательную среду, в которой каждый ученик построит свою индивидуальную траекторию. В том же «Универсе» лабораторные занятия проводят не только учителя гимназии. Другие практики считают, что необходимо выходить за пределы школы ещё дальше — к сетевому взаимодействию.
Например, в Ямало-Ненецком автономном округе в нескольких городах, рассказал руководитель регионального департамента образования Марат Ныкышов, начался эксперимент по персонализации образовательных услуг в старшей школе.
Индивидуальные планы старшеклассников включают курсы и мероприятия не только в школах, но и в организациях дополнительного и среднего профессионального образования. Предполагается, что координировать движение школьников по индивидуальным маршрутам будут городские центры персонализации образовательных услуг. Авторы проекта рассчитывают, что он сократит перегрузку учеников: вся их дополнительная активность — кружки, предвузовские курсы, подготовка к ЕГЭ — будет учтена в индивидуальной программе.
Но на пути у эксперимента масса финансовых, нормативных и организационных барьеров. Например, управлять образовательными траекториями сразу в нескольких организациях даже в небольшом городе без цифровой платформы невозможно.
Препятствие №5. Цифровизация пока не очень помогает персонализации
Что там, выстроить персональные траектории для учеников нескольких классов в одной школе — тоже колоссальный труд. Представьте, сколько информации о каждом ученике учителю надо учесть, чтобы на каждом занятии предлагать ему подходящие по уровню знаний и интересам задания? К счастью, сейчас мы живём в мире, где эту работу можно переложить на машины. Цифровые платформы для школ уже помогают подбирать задания и проверять решения, выдавать ученикам обратную связь, отслеживать их прогресс. Но, как справедливо заметила на конференции учитель математики гимназии №67 в Санкт-Петербурге Мария Белостоцкая, с «цифрой» тоже есть проблемы.
Трудности с цифровыми платформами бывают и объективные, и субъективные. Многие учителя, как рассказала Мария Белостоцкая, столкнулись с ошибками в заданиях и тестах от электронных помощников, поэтому им пришлось проверять контент вручную, — то есть «помощники» не упростили, а усложнили им работу.
Проблемы субъективного плана связаны с родителями: некоторые опасаются, что цифровые тесты полностью заменят живое общение, и потому недовольны, когда их детям задают «онлайн-домашку».
Сами учителя тоже часто предубеждены против цифровых помощников, рассказал Дмитрий Рубашкин из инновационного центра «Технологии современного образования». Эта организация уже несколько лет развивает цифровую платформу для начальной школы «Учим учиться», на которой дети тренируют метапредметные навыки. В школьную программу по математике или окружающему миру платформа не вмешивается. Задания направлены на развитие, например, функциональной грамотности, способности извлечь нужную информацию из данных в разных форматах.
По словам Дмитрия Рубашкина, тестирование платформы «Учим учиться» в разных школах показало, что педагогам непривычно работать с той богатой информацией о ребёнке, которую может дать «цифровой след» платформы. Кроме того, платформа делает гораздо более прозрачной работу учителя. Например, по «цифровому следу» хорошо видно, если педагог сдерживает развитие самых сильных учеников в классе, чтобы они не обогнали остальных, и не даёт им заданий под их уровень. Не каждый учитель готов оказаться «под лупой» у руководства школы, а тем более у родителей учеников.
К тому же не все учителя и родители доверяют рекомендациям искусственного интеллекта: автоматизацию в подборе заданий нередко воспринимают как попытку вытеснить живого учителя из школы.
Цифровая платформа сама по себе не меняет школу и не формирует культуру учения, предупреждает методолог Павел Кириллов. По его словам, всегда есть риск, что занятия на платформе сформируют у ученика не волю к обучению в течение всей жизни, а привычки «цифрового потребителя» без особой мотивации. И это, как и отсутствие в цифровой среде сообщества, коллектива одноклассников, — проблема на пути цифровой персонализации.
Выводы: «грозит» ли школам индивидуализация
Что в итоге? Эксперименты с индивидуальными образовательными траекториями уже сейчас идут в государственных российских школах, и некоторые из них громко называют себя персонально ориентированными. Но о настоящей персонализации говорить пока рано. Да и чего больше принесёт нацеленность на индивидуализацию массовым школам — пользы или рисков, пока неизвестно. Для успеха индивидуализации школе необходимо:
Далеко не у каждой школы есть возможности и воля руководства, да и самих учителей, чтобы решиться на эти перемены.