Что такое период в музыке
Период (в музыке)
Смотреть что такое «Период (в музыке)» в других словарях:
ПЕРИОД (в музыке) — ПЕРИОД, в музыке, см. Музыкальная форма (см. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА) … Энциклопедический словарь
Период (определ. круг времени) — Период (от греч. períodos обход, круговращение, определённый круг времени), 1) промежуток времени, в течение которого совершается какой либо процесс. 2) Этап общественного развития, общественного движения. См. также Период в музыке, Период в… … Большая советская энциклопедия
ПЕРИОД — в музыке, см. Музыкальная форма … Большой Энциклопедический словарь
Период — I Период (от греч. períodos обход, круговращение, определённый круг времени) 1) промежуток времени, в течение которого совершается какой либо процесс. 2) Этап общественного развития, общественного движения. См. также Период в музыке,… … Большая советская энциклопедия
Период (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Период. Период в музыке наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. И состоит чаще всего из 2 предложений. Содержание 1 Роль в… … Википедия
период — а, м. période f. <лат. periodus<гр. periodos обход, круговращение, орбита небесного тела. 1. Промежуток времени, в который протекает та или иная часть общего процесса. БАС 1. Бывают в жизни его периоды во время которых выступает он из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Период — (от греч. periodos обход, круговращение, определённый круг времени) простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. значение. Осн. функция П. изложение относительно законченной муз. мысли… … Музыкальная энциклопедия
период — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? периода, чему? периоду, (вижу) что? период, чем? периодом, о чём? о периоде; мн. что? периоды, (нет) чего? периодов, чему? периодам, (вижу) что? периоды, чем? периодами, о чём? о периодах 1. Периодом … Толковый словарь Дмитриева
Период — I м. 1. Промежуток времени, в который протекает определенная часть общего процесса. отт. Время, в течение которого отлагаются осадки, образующие систему; часть эры (в геологии). отт. Время между началом реакции и моментом достижения ею скорости,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Период — I м. 1. Промежуток времени, в который протекает определенная часть общего процесса. отт. Время, в течение которого отлагаются осадки, образующие систему; часть эры (в геологии). отт. Время между началом реакции и моментом достижения ею скорости,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Период (музыка)
Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. И состоит чаще всего из 2 предложений.
Содержание
Роль в произведении
По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения. Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только как составная часть более крупной формы. Вторая точка зрения заключается в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период включает все логические функции — экспонирование, развитие, замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего — это полный совершенный каданс.
Классификация
По тональному строению
По степени расчленения
По тематизму
По масштабу
Примечания
Вокальные формы | Куплетная форма • Запевно-припевная форма | |
---|---|---|
Простые формы | Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма | |
Сложные формы | Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната | |
Циклические формы | Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория | |
Полифонические формы | Канон • Фуга | |
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения | Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал | |
Специфические формы эпохи барокко | Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка | |
Специфические формы эпохи романтизма | Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма | |
Формы музыкального театра | Опера • Оперетта • Балет | |
Музыка • Теория музыки |
Полезное
Смотреть что такое «Период (музыка)» в других словарях:
Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
Музыка — Музыка. С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Музыка Индии — включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Индийская классическая музыка, представленная традициями Карнатака и Хиндустани, восходит к «Сама веде» и описана как сложная и многообразная … Википедия
Музыка в видеоиграх — Музыка в компьютерных и/или видеоиграх это любые мелодии, композиции или саундтреки видеоигр. Содержание 1 История 1.1 Ранние технологии: музыка на интегральных схемах … Википедия
Музыка Бурятии — музыка (народная и профессиональная) народов, населяющих Бурятию. Содержание 1 Народная музыка 1.1 Бурятская народная музыка … Википедия
Музыка — С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Музыка (телеканал) — Музыка Страна Россия Зона вещания … Википедия
Музыка Португалии — имеет общие истоки с музыкой Испании и на протяжении веков развивалась во взаимодействии с ней, при этом отличаясь яркой самобытостью. Содержание 1 Португальская музыка до 12 века … Википедия
Музыка Латвии — в течение многих лет находилась под сильным влиянием немецкой культуры, лишь в конце XIX века начала формироваться национальная школа. В то же время народные музыкальные традиции страны имеют давнюю историю и богатое наследие. Содержание 1… … Википедия
Музыка средневековья — Средневековые музыканты. Манускрипт XIII века Музыка эпохи средневековья период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э … Википедия
Что такое период в музыке
Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!
Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки
Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи. Музыкальное произведение делится на части, называемые построениями. Границей между построениями служит цезура. Признаками цезуры являются 1) пауза, 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор, 4) контраст.
Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры
4. Дробление с замыканием. Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).
Типы периодов. Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:
I. Строение. По строению периоды бывают
3. Периоды из 3-х предложений. Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)
1. Повторный период. Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.
Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.
При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.
Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.
При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.
Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.
III. Тональное оформление.
Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.
Самые распространённые формы музыкальных произведений
Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.
Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.
Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.
Формы музыкальных произведений
Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).
Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.
Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.
В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.
Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор
Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.
Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.
В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.
Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:
Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).
Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.
Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.
Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.
На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.
История и теория музыки
История и теория музыки
Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. (Меньше периода законченной формы нет!)
(Каденция – это гармонический или мелодический оборот завершающего характера).
Типичная протяжённость периода – 8 или 16 тактов. Может быть 4 такта, если медленный темп, или (редко) 32 такта, если темп быстрый.
— как часть более крупной формы
— как форма самостоятельного произведения
Как определить границы периода?
1. Об окончании можно судить по достаточной высказанности музыкальной мысли.
2. Период закончился, если дальше звучит его точное повторение.
3. Период закончился, если дальше идёт новый материал.
4. Период закончился, если дальше идёт развивающее построение.
5. О завершении периода также свидетельствуют:
— ритмические остановки, паузы, цезуры,
— спад мелодической волны.
Внутренне устройство периода.
Период может делиться на предложения.
Предложение – это наибольшая составная часть периода, завершённая каденцией.
Типично сложение периода из 2-х предложений. 1-ое предложение завершается неустойчивой (не на тонике) серединной каденцией, она играет в музыке роль запятой. 2-ое предложение завершается устойчивой (на тонике) заключительной каденцией, она, соответственно, играет роль точки.
В зависимости от внутреннего устройства, различают несколько типов периода.
1. Период повторного строения. Это период из 2-х предложений, которые отличаются только каденцией. Начала предложений одинаковые или очень сходные.
2. Период неповторного строения из 2-х предложений. Предложения однородные, однотипные, но тематически различные.
3. Период единого строения или большое предложение. В этом периоде одна каденция, на предложения он не делится.
Предложения в периоде могут делиться на фразы. Фразы не завершаются каденциями, а отделяются друг от друга цезурой.
Фразы состоят из мотивов.
Мотив – это наименьшая часть музыкального произведения, по которому его ещё можно узнать. Обычно, это группа звуков вокруг одной сильной доли.
Понятие квадратности и неквадратности.
Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта.
Неквадратный период устроен иначе.
Неквадратность может быть органической, когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование.
Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений.
Дополнение – это послекаденционное увеличение периода. Представляет собой построение заключительного характера, способствует закреплению устойчивости. Часто повторяет каденционный оборот. Размеры разные, дополнений может быть несколько.
Расширение – это докаденционное увеличение размеров периода. Всегда связано с наличием внутри периода развития музыкальной мысли. Часто на расширение приходится кульминация.
Простые формы состоят из периодов (это может быть сочетание 2-х – 3-х периодов или периода и 1-ого – 2-х иных построений, не превышающих по размеру период). Главное отличие от периода – наличие развития.
Две основные разновидности – простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.
Это форма, где 1-ая часть – период, 2-ая – или тоже период или замкнутое построение не сложнее периода.
— части более крупных фор.
Для простой 2-х частной формы характерна зависимость от бытовых жанров, поэтому характерна чёткость строения, опора на квадратность.
Существует 2 разновидности: репризная и безрепризная.
Первая часть простой двухчастной формы – период. Применяются простейшие типы периода: повторного строения, неповторного строения из двух предложений (другие редко).
Вторая часть репризной формы – состоит из 2-х разделов, они слитны, но ясно различимы. 1-ый раздел – развивающий, называется «середина». 2-ой раздел – завершающий, это реприза (повторение) одного из предложений начального периода, чаще второго.
Вторая часть безрепризной формы, в свою очередь, может быть контрастной и развивающей.
Контрастная строится на новом материале, это ещё 1 период (припев в песне).
Развивающая, как и в репризной форме, состоит из развивающего и завершающего разделов, но повторения (репризы) не содержит.
Применение: (чрезывчайно распространена)
— номер в опере или балете
— раздел более сложной формы.
Размеры колеблются – это может быть маленькая пьеска или, например, финал 6-ой симфонии Чайковского.
Существует 2 основные разновидности:
развивающая (т. е с серединой развивающего типа)
контрастная (т. е. с серединой контрастного типа).
Развивающая – однотемная, а контрастная – двухтемная. На практике преобладает развивающая, т. к. контраст не очень свойственен простым формам.
Первая часть простой трехчастной формы – период любого типа.
Вторая часть или середина развивающего типа использует материал начального периода. Ощущение развития создаётся неустойчивостью гармоний и некоторыми другими приёмами.
Вторая часть или середина контрастного типа – обычно период с новой темой. Встречается в тех случаях, когда развитие не требуется, например, в музыке картинного, пейзажного типа.
Реприза повторяет материал начального периода, но редко бывает точной. Изменения могут быть разными. В репризу могут проникать элементы как развивающего, так и завершающего характера. Поэтому тип периода может быть другим.
Особые виды простой 3-х частной формы:
1. С повторением частей :a:ba:
2. Трёхпятичастная ababa
3. Двойная трёхчастная abab[1]a
4. Безрепризная трёхчастная abc
Основной принцип строения сложных форм в том, что они составлены из простых (а простые из периодов).
По своей природе сложные формы не могут содержать один музыкальный образ. Музыкальных образов в сложных формах два. Соответственно, содержание произведения, написанного в сложной форме, раскрывается через соотношение этих образов. Музыкальные темы при этом могут быть контрастны или сходны.
У сложных форм много конкретных развидностей:
-концентрическая и т. д.
Это репризная форма из трех частей, каждая из которых (или хотя бы первая) сложнее периода.
— крупные симфонические произведения
— части сонатно симфонического цикла, прежде всего 3я часть
— самостоятельные пьесы, марши, танцы.
Существуют две основные разновидности:
— сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (B типа трио)
— сложная трехчастная форма со средней частью в стиле эпизод (В типа эпизод)
Первая часть сложной трехчастной формы: чаще простая двухчастная или трехчастная форма развивающего типа.
Вторая (или средняя) часть типа «трио«.
Трио отличается конструктивной четкостью и определенностью формы. Форма простая двухчастная, простая трехчастная и может быть период.
Трио – это не только определенная структура, но еще и характер музыки. Музыка трио всегда оживленная, с четким ритмом. (Медленных трио не бывает).
Трио всегда имеет индивидуальный облик. Когда оно начинается, мы слышим, что меняется тональность, фактура, инструментовка.
Трио вводится (начинается) без подготовки, скачком, после цезуры. Этим
подчеркивается тип контраста, а именно контраст-сопоставление.
Примечание: Существует два типа контраста:
Как правильно трио замкнуто, имеет четкое окончание, цезуру, отделяющую его от репризы.
Вторая (или средняя) часть типа «эпизод».
Как правило, плавно вытекает из первой части и плавно втекает в репризу. Встречается в медленной музыке, например, в медленных частях симфонии. Контраст с первой частью сильный, обычно это музыка беспокойная, взволнованная, возбужденная.
Третья часть, она же реприза.
Посвящена утверждению главной темы. Повторение может быть точным и
измененным. Как правило, в формах с трио реприза точная. В формах с эпизодом реприза измененная.
Что может меняться?
Реприза может быть сокращена. Может быть перепланирована. Может содержать изменения инструментовки, фактуры. Все для того, чтобы создать ощущение итога.
В сложной трехчастной форме часто встречается кода (отдельный завершающий раздел формы).
Кода нужна для уравновешивания контраста. В коде часто совмещаются черты крайних частей и средней части.
Особые виды сложной трехчастной формы:
-Сложная двойная трехчастная:
— С двумя трио, следующими подряд:
Это форма из двух частей, каждая из которых сложнее периода.
Возникает контраст, который не снимается, т. к. не повторяется. Отсюда смысловая неопределенность, недосказанность, структурная неустойчивость.
— в вокальной музыке, когда недосказанность является важным смысловым компонентом.
— в программных инструментальных произведениях, где объединяющим моментом служит литературный сюжет.
Зеркально-симметричная многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке.
Применяется в пейзажной музыке, и очень часто в сказочно-фантастической музыке, когда описываются волшебные превращения (туда и обратно)
Число частей может быть различно, это не определяется правилом.
Повторяющаяся часть называется «рефрен», чередующиеся части называются «эпизоды».
И сейчас рондо сохраняет связь с бытовыми песенно-танцевальными жанрами. Оно всегда имеет танцевальный ритм, быстрый темп, жизнерадостный, иногда юмористический характер. Как правило, рондо пишутся в мажоре.
У родно три основных разновидности:
Старинное рондо (17 и нач.18 века).
Это музыка французских клавесинистов и Баха.
Применялось в самостоятельных пьесах и в частях сюит.
Складывалось из большого числа малоконтрастных частей. Последовательного развития при этом не было. (Франсуа Куперен позволял исполнителю переставлять эпизоды местами).
Рефрен тогда представлял из себя период и повторялся без изменений в основной тональности.
Эпизоды строились на новой теме или служили развитием рефрена).
Это рондо венских классиков: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Структура классического рондо устойчива: 5 частей. АВАВА
— в финалах, реже в других частях симфоний и сонат
Рефрен в простой двухчастной форме, реже в трехчатсной форме, очень редко период.
При повторении рефрен может сокращаться или варьироваться.
В классическом рондо бывают связки от эпизода к рефрену (способствуют непрерывности развития) и коды (являются итогом развития).
Послеклассическое рондо (от начала 19-го века вплоть до наших дней)
Объединяет множество разнохарактерных произведений. Можно отметить несколько тенденций развития этой формы.
1. Необычное применение. Например, по принципу рондо может строиться большая оперная сцена.
2. Чрезвычайное расширение образности. Рондо могут быть эпические, лирические, драматические, сказочные.
3. Свобода и индивидуальность решения формы. Количество частей может быть любым, даже четным, т. к. может быть пропущен один из рефренов. Рондо может закончиться эпизодом. Рефрен может проводиться не целиком.
(или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл).
Вариационная форма — это форма, состоящая из изложения темы и её неоднократных повторений в измененном виде.
— части цикла, чаще медленные
— раздел более крупной формы
Существует 4 типа вариаций:
— вариации на basso ostinato
— вариации на выдержанную мелодию
Использовались в 18 веке венскими классиками и в 19 веке в виде блестящих вариаций на темы из модных опер.
Тема в простой двухчастной, иногда трехчастной форме, редко период.
Сохраняется форма и гармонический план.
Жанрово характерные свободные вариации.
Возникают в 19-ом веке и развиваются в 20-ом.
Принцип образования свободной вариации: из темы вычленяется составной элемент, а именно, мелодический оборот или гармонический оборот или даже ритм, и он остановится основой новой пьесы. Форма свободной вариации может быть любой, она не зависит от формы темы.
Определение «характерная» вариация подразумевает, что новая пьеса обладает
индивидуальным характером, не повторяющимся в других вариациях. Жанровая характерность возникает в том случае, если для индивидуализации в вариации используется конкретный жанр. Например, возникает вариация-марш, вариация-вальс, вариация-ноктюрн и т. п..
Это форма, основанная на многократном повторении темы в басу при постоянном обновлении верхних голосов. Таким образом, сама тема не меняется, меняется её окружение. Такие вариации называются косвенными.
— части более крупного целого
Сначала тема баса была простой по мелодии и ритму. Потом она стала более
протяженной и сложной. В Баховскую эпоху часто использовался нисходящий хроматический бас. (В эпоху барокко это был символ смерти).
В вариациях тема не изменяется, иногда слегка варьируется, переностся в другую тональность, или в другой голос. Наиболее распространенный прием развития – добавление контрапунктирующих голосов. Соответственно, характерна полифоническая фактура.
Вариации на выдержанную(неизменную) мелодию.
Это форма, основанная на варьировании сопровождения неизменяемой мелодии, проводимой в одном из верхних голосов.
Тоже старинная форма. Достигла расцвета в 19 веке. Особенно широко применялась русскими композиторами в связи с развитием песенных тем (поэтому ее еще называют «глинкинские вариации»). При неизменной мелодии варьирование осуществляется за счет изменениея аккордов, фактуры, оркестровки.