Что такое пересыльная тюрьма
Пересыльная тюрьма
Отражение в культуре
Смотреть что такое «Пересыльная тюрьма» в других словарях:
пересыльная тюрьма — сущ., кол во синонимов: 2 • пересылка (15) • тюрьма (52) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Пресненская пересыльная тюрьма — ФКУ СИЗО № 3 УФСИН РФ (Краснопресненская пересыльная тюрьма) следственный изолятор, находящийся в районе Хорошёво Мнёвники СЗАО города Москвы, по адресу: 1 й Силикатный пр., д. 11. Пресненская тюрьма была построена в… … Википедия
Центральная таганская пересыльная тюрьма — Московская губернская уголовная тюрьма, Таганская тюрьма или просто «Таганка» была сооружена в 1804 году по указу Императора Александра I го. Она находилась на тогдашней окраине Москвы, недалеко от Таганской площади (от которой получила своё… … Википедия
тюрьма — ы/; мн. род. рем, дат. рьмам; ж. см. тж. тюремный 1) а) Место заключения, здание, где содержатся лица, приговорённые судом к лишению свободы; лица, находящиеся под следствием. Городская тюрьма/. Каторжная, пересыльная тюрьма/. Посадить, заключить … Словарь многих выражений
тюрьма́ — ы, мн. тюрьмы, рем, рьмам, ж. 1. Место заключения, здание, где содержатся лица, приговоренные судом к лишению свободы, заключению, а также лица, находящиеся под следствием. Каторжная тюрьма. Пересыльная тюрьма. □ Отвели меня в тюрьму и оставили… … Малый академический словарь
тюрьма — ы; мн. род. рем, дат. рьмам; ж. 1. Место заключения, здание, где содержатся лица, приговорённые судом к лишению свободы; лица, находящиеся под следствием. Городская т. Каторжная, пересыльная т. Посадить, заключить в тюрьму. Сидеть в тюрьме. Побег … Энциклопедический словарь
Пересыльная — ж. разг. Тюрьма, предназначенная для арестованных, подлежащих отправке в другое место. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Бутырская тюрьма — Координаты: 55°47′04″ с. ш. 37°35′38″ в. д. / 55.784444° с. ш. 37.593889° в. д. … Википедия
Дорогами жизни Гл. 10 Тюрьмы Ч. 3 Тюрьма на Пресне
ГЛАВА 10 ТЮРЬМЫ И ЛАГЕРЯ
ЧАСТЬ 2 ТЮРЬМА НА ПРЕСНЕ
За эти три месяца Юра побывал в Бутырской подследственной тюрьме, в пересылочной тюрьме на Красной Пресне и других многочисленных пересылочных пунктах во время этапа, который длился с 4 по 26 июля.
То, что он пережил и видел, не опишешь в письмах, которые он нам присылал.
Поэтому всё в подробностях, он рассказывал нам только после возвращения домой. Рассказывал о Бутырской тюрьме, о Пресне и других местах, где ему «посчастливилось «отметится».
Их постоянно упоминают в СМИ, посещают журналисты и правозащитники, показывают по телевизору, звезды русского шансона сочиняют про них песни.
Другие следственные изоляторы известны меньше. Хотя они тоже имеют довольно богатую историю. Например, СИЗО 77/3 «Красная Пресня», расположенный в одноименном районе Москвы.
ФКУ СИЗО № 3 УФСИН РФ (Краснопресненская пересыльная тюрьма) –
следственный изолятор, находящийся в районе Хорошёво-Мнёвники СЗАО города Москвы, по адресу: 1-й Силикатный пр., д. 11.
Пресненская тюрьма была построена в 1900-е годы году как Центральная пересыльная тюрьма. По проекту гражданского инженера Воейкова был построен корпус одиночных камер.
В период Большого террора 1937-38 годов через Пресненскую пересыльную тюрьму прошли тысячи заключенных, отправляемых из Москвы в лагеря ГУЛАГа.
Следственным изолятором тюрьма стала в 1960 г.
Так, в 1934 году был пущен знаменитый Беломорско-Балтийский канал, полностью построенный руками зеков всего за три года.
В те годы на месте нынешних зданий изолятора располагались огромные деревянные бараки, обнесенные колючей проволокой, в которых жили каналоармейцы. В «Красной Пресне» производилась их «сборка». То есть зеков сортировали, разбивали на бригады и отправляли на строительные объекты.
Отправка производилась в массовом порядке. На железнодорожной станции «Красная Пресня» формировались эшелоны, в которые за один раз грузилось от 300 до 1500 человек. По некоторым данным, через «Красную Пресню» тогда прошло около 60 000 заключенных.
ТРАНЗИТНО – ПЕРЕСЫЛОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Во время Великой Отечественной войны НКВД решил организовать на базе «Красной Пресни» транзитно пересыльное отделение. Некоторый смысл в этом имелся. Во-первых, таким образом, существенно разгружались главные московские тюрьмы. Человека, который получил срок, прямо из зала суда отвозили на «Красную Пресню» и там готовили к этапу. Обычно осужденный находился на пересылке не больше месяца.
В послевоенный период через пересыльную тюрьму на Красной Пресне, имевшую уже капитальные каменные корпуса, прошли: писатель Александр Солженицын, немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, бывший начальник «Смерша» генерал Петр Абакумов, генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, знаменитая певица Лидия Русланова, киноартист Георгий Жженов и тысячи других, не столь знаменитых осужденных.
В 1960 году, во время хрущевских реформ, пересыльная тюрьма была передана под надзор МВД и стала именоваться СИЗО № 3 ГУВД Москвы. Но функции ее остались прежними.
Специфику пересыльной тюрьмы очень хорошо описал правозащитник В. Абрамкин, сам побывавший в «Красной Пресне» в качестве арестанта.
И, честно говоря, тут иной раз лучше перетерпеть, иначе попадешь под обмолот, надзиратели на сборке бешеные.
Одно время, в 70-х годах, в московской пересыльной тюрьме царил настоящий беспредел. Поэтому уголовные авторитеты предприняли довольно жесткие меры, чтобы своими методами навести там порядок. В результате беспредельная «Красная Пресня» также стала жить по понятиям. Кстати, по некоторым данным, знаменитый Япончик (Вячеслав Иваньков) был возведен в ранг вора в законе именно в московской пересылке.
ТАМ, ГДЕ ВОЗДУХ ЗОНОЙ ПАХНЕТ
Бытовые условия в СИЗО № 3, как свидетельствуют очевидцы, находятся на приемлемом уровне. В бане имеется горячая вода, кормят неплохо, в камерах чисто. По загруженности камер следственный изолятор «Красная Пресня» можно считать одним из самых просторных в Москве. В среднем в камере там содержится от десяти до двадцати человек, что по российским меркам вполне терпимо. Во всяком случае, с переполненными «бутырскими хатами» не сравнить. В плане работы магазина, приема передач и прочего дела также обстоят нормально. Администрация СИЗО особо не зверствует. Видимо, поэтому в «Красной Пресне» не случалось серьезных бунтов, голодовок, захватов заложников, побегов и других чрезвычайных происшествий.
СУД В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
Одним из первых технической новинкой воспользовались полевой командир чеченских боевиков Салман Радуев и три его подельника.
Осужденные сразу же подали кассационную жалобу в Верховный суд РФ.
Во время слушания жалобы Салман Радуев вел себя очень уверенно. Он заявил об отводе члену судебной коллегии Верховного суда РФ по уголовным делам Магомеду Магомедову. Радуев посчитал, что судья «. как выходец из Дагестана мог быть как прямо, так и косвенно заинтересован в исходе дела».
Однако суд оставил отвод без удовлетворения, впрочем, как и сам приговор.
После окончания слушания Салман Радуев был этапирован в спецколонию для пожизненно осужденных «Белый лебедь», где через несколько лет скончался.
В «Красной Пресне» рассматривалась и кассационная жалоба осужденного Эдуарда Лимонова, известного писателя и политического деятеля, лидера нацболов. Вынесенный ему приговор также остался без изменений.
С недавних пор в «Красную Пресню» стали помещать и подследственных, в отношении которых еще не вынесен приговор. Это объясняется тем, что мест в московских изоляторах постоянно не хватает. При этом пересыльные функции за СИЗО № 3 сохранились в полном объеме. Здесь по-прежнему формируются основные московские этапы, отправляемые в различные исправительные учреждения РФ.
В настоящее время в учреждении работает интернет-магазин следственных изоляторов УФСИН России по г. Москве. Представленный ассортимент продукции отобран и утвержден управлением ФСИН России по г. Москве.
Действует домовый храм во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», приписанный к храму Спаса Преображения в Тушине.
Транзитно-пересыльные пункты
В 2008 году ФСИН начала реализовывать меры по созданию сети транзитно-пересыльных пунктов (ТПП) по всей России. Реальное новшество концепции ФСИН касается системы конвоирования.
Идеальным вариантом, с точки зрения системы ФСИН, является создание целой сети ТПП во всей стране, работающих максимально независимо от остальной системы исполнения наказаний. Посредством создания такой сети ТПП происходит максимально быстрое и удобное передвижение заключенных по всей стране, а это ежегодно десятки тысяч людей.
Первые ТПП, либо тюрьмы с подобными функциями, начали работать в 2008 г. Однако законодательный статус они получили лишь в 2012 г., после внесения соответствующих поправок. Процедура размещения осужденных в транзитно-пересыльных пунктах в момент конвоирования не была прописана в законе.
ТПП на протяжении нескольких лет оставались абсолютно «серыми» зонами для работников прокуратуры, правозащитников, родных и близких заключенных. ТПП – по-прежнему являются объектами повышенной режимной секретности в системе ФСИН. На их территорию невозможен доступ для адвокатов и родственников осужденных, заключенные в момент содержания в ТПП лишены возможности совершить звонок, отправить домой письмо, написать жалобу, получить передачу и пр.
Поправки касались статьи 76 УИК РФ и были следующими:
«Для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток».
«ТПП создаются на изолированном участке при исправительном учреждении или следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы в целях временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое (далее — осужденные)».
До сих пор ни на ресурсах тюремного ведомства, ни в открытой ведомственной отчетности, ни в прессе нет никакой внятной информации по ТПП, их количеству и адресах расположения, ответственных за их функционирование, о статусе и положении этих подразделений в общей системе ФСИН.
В пункте 23 ПВР помимо всего прочего отдельной строкой написано: «С осужденными в период нахождения в ТПП осуществляется воспитательная работа».
То есть, помимо своей прямой функции — обеспечения конвоирования осужденных, ТТП имеет воспитательную функцию. Это зафиксировано на формальном уровне.
Есть мнение, что создание сети ТПП изначально реализуется с целью «перевоспитания» и «ломки» всех элементов представляющих опасность для ФСИН – «блатные», «исламисты», «бандиты», «чеченцы», «тувинцы» и пр. и установлением полного контроля за жизнью заключенных.
То, что не удалось в полной мере реализовать в системе ГУЛАГа, сегодня реализуемо посредством использования новых технических средств и разработок в сфере психологии. Есть также мнение, что особый статус, внедрение и технологии реализации идеи функционирования ТПП принадлежат не только ФСИН, но и другим, куда более могущественным ведомствам.
Косвенным подтверждением, этому служит то, что ТПП имеют свои собственные мощные оперативные службы, у которых помимо воспитательной работы стоят задачи раскрытия преступлений. Открытой статистики нет нигде, но опять же есть мнение, что счет «явок с повинной» написанных в ТПП идет на тысячи.
Благодаря своему особому и крайне закрытому внутриведомственному положению, а также «серому» характеру функционирования, с точки зрения закона, у оперативных служб ТПП существует максимальная свобода действий в отношении заключенных.
Действуют они не напрямую. А через особую касту заключенных, которые сами называют себя « директорами ». Это элита красной масти, «преступность 21 века», как они сами себя называют. Выведена эта масть была в лабораториях оперативной службы Красноярского края и затем получила свое распространение на пересыльных тюрьмах Челябинска, Омска и Иркутска. «Гастроли» главных звезд этой новой масти заключенных из Красноярска в Иркутск, и обратно, наводят ужас на целые управления, и тысячи осужденных.
Карелия, Мордовия и Владимир меркнут на фоне реальности ТПП Челябинска, Омска, Красноярска и Иркутска. Любому человеку, побывавшему «в командировках за Уралом», само название этих городов расскажет о многом. Но абсолютное большинство заключенных, перенесших на себя ужасы этих ТПП, предпочтет молчать. Потому как у нас, как говорится, от тюрьмы «не зарекайся».
Расскажу о тех ТПП, которые более всего «на слуху» среди заключенных.
Транзитно-пересыльный пункт (с наполняемостью 447 мест) при ИК-6 г. Красноярска. Наиболее массовое и финансово успешное управление ФСИН которое, всегда имело особый статус в иерархии управлений ФСИН. Именно через данное ТПП проходят многие этапы, следующие из Европейской части России в Восточную Сибирь, Дальний Восток, и обратно. Любой заключенный, как-либо обозначивший свою принадлежность к воровским традициям, вынужден здесь писать письменный отказ от воровских традиций. Естественно, что этапы, которые шли, например, с Забайкальского края, Амурской области (славящихся своими криминальными традициями), попадая в данное ТПП, заканчивались кровавыми столкновениями.
Победитель всегда был один – «директора». Особый вопрос этапы из Чечни и Тувы (славящиеся неуправляемостью контингента). Представителей этих народов в количестве не более 2 человек на камеру распределяли для перевоспитания по всей тюрьме. И вновь победителями оказывались «директора».
Оперативная служба Красноярского управления ФСИН тщательно отбирает наиболее «сильные» кадры для ТПП, как правило, заключенных с большими сроками и устойчивой психикой. По факту– это «беспредельщики» из числа спортсменов.
«Директора» осуществляют «ломку» заключенных, придерживающихся воровских традиций, но не только. Особая их функция и ценность заключается в том, что они повышают статистику раскрываемости преступлений, посредством выбивания показаний и явок с повинной из осужденных, на которых им укажут оперативники.
Камеры в ТПП 16-местные: два «директора», два заключенных им в помощь, и собственно остальное пространство заполняется осужденными с этапа (до 12 человек соответственно). В моем случае, как стало ясно позднее, я попал не в самую худшую и не в самую лучшую камеру в данной тюрьме.
Два директора кратко «доводили» до вновь прибывшим распорядок и правила в камерах. Тех, кто отказывался от поочередной уборки в камере, избивали тут же. У «директоров» уже опытный глаз, осужденных, с тягой к «воровским» традициям и соответствующим поведением, они так же выявляли достаточно быстро.
К физическому насилию прибегают в последнюю очередь, как правило, «директора» виртуозно владеют всеми способами психологического давления и игрой слов. Не лишены они и собственного пафоса. «Срывайте маски, господа!» – с этого начинается их обращение к каждому новому этапу.
Частые столкновения с национальными меньшинствами сделали их расистами, что идет в разрез с укладом воровского мира. Большое внимание уделялось спорту. Физической форме «директоров» можно позавидовать. Тренировки длились по 2-3 часа, дважды в день. Это было также элементом давления на остальных заключенных. Питание в ТПП на удивление хорошее, как в советской столовой. Возможность заниматься спортом есть. Кроме того, у «директоров» всегда есть доступ к «майданам» (сумкам) других осужденных. Все самое вкусное несли к ним на стол. Иначе и быть не могло.
В тюрьме около 30 камер. «Директора» имеют возможность общения между собой. Ходят в гости друг другу, подолгу общаются. Так сказать, вырабатывают общую «линию поведения». Мне известно об их командировках, как минимум, в Иркутск. Слышал от заключенных о сексуальном насилии и вымогательствах в этой тюрьме. После недельного пребывания в подобных камерах, заключенные начинали кукарекать, лаять, прыгать зайчиком, жить под кроватью — по команде «директоров». Так ломалась человеческая воля и из человека уже далее лепили все, что угодно в лагерях. Как правило, роботов, с заученными ПВР и набором механических действий.
В ТПП Омска, Красноярска, Иркутска под различными предлогами привозят отдельных осужденных из других управлений на перевоспитание либо же для дачи кому-то очень необходимых показаний.
Девиантное поведение, культивируемое в подобных местах, может в короткие сроки транслироваться на всю систему исполнения наказаний. «Директора» готовят себе смену среди молодежи. За годы плодотворной работы они накопили огромный опыт и потенциал. Команда из 5-6 таких осужденных может легко «сломать» «черный» лагерь численностью в 2 тысячи человек.
ТПП – это не просто попытка реформирования процедуры конвоирования осужденных. Это значимый и закрытый эксперимент, который в миниатюре синтезирует традиции «ГУЛАГА», помноженные на новейшие психологические разработки и технологии 21 века. Какой монстр из этого может родиться в итоге, известно лишь тем структурам, которые стоят за этим экспериментом.
Виктор Васильев, аспирант экономического факультета МГУ им. Ломоносова, бывший заключенный ИК-8 ФСИН Республики Бурятия.
Пересыльные тюрьмы
nata74
visibility
nata74
visibility
Совет Федерации РФ сегодня одобрил закон, который предусматривает создание при исправительных учреждениях и следственных изоляторах транзитно-пересыльных пунктов для временного содержания осужденных, перемещаемых к месту отбывания наказания.
Документ предполагает, что осужденные будут содержаться в транзитно-пересыльных пунктах при СИЗО на определенных приговором суда условиях отбывания наказания. При этом должны будут соблюдаться требования законодательства о раздельном содержании мужчин и женщин, впервые судимых и рецидивистов.
В целях исключения предпосылок для коррупционных проявлений, когда осужденный сможет в более комфортных условиях отбыть назначенное наказание, предельный срок нахождения в транзитно-пересыльном пункте не должен превышать 20 суток.
Кстати, другое предложение, которое ранее содержалось в законопроекте, разработанном Минюстом, не нашло поддержки в Госдуме. Речь шла об ужесточении ответственности осужденных за действия, дезорганизующие деятельность исправительных учреждений. Так, в первоначальной редакции законопроекта предусматривалось, что групповая голодовка и ее организация, а также совершение группового акта членовредительства, должны быть приравнены к злостным нарушениям порядка отбывания наказания. Однако депутаты ГД пришли к выводу, что «акты голодовки и членовредительства не являются с очевидностью фактами противоправного поведения» и это «не дает оснований к безусловному отнесению их к злостным нарушениям порядка отбывания наказания». Ко второму чтению Госдума исключила эту неоднозначную норму из проекта закона.
nata74
visibility
nata74
visibility
Во время Великой Отечественной войны НКВД решил организовать на базе «Красной Пресни» транзитно пересыльное отделение. Некоторый смысл в этом имелся. Во-первых, таким образом существенно разгружались главные московские тюрьмы. Человека, который получил срок, прямо из зала суда отвозили на «Красную Пресню» и там готовили к этапу. Обычно осужденный находился на пересылке не больше месяца.
В послевоенный период через пересыльную тюрьму на Красной Пресне, имевшую уже капитальные каменные корпуса, прошли: писатель Александр Солженицын, немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, бывший начальник «Смерша» генерал Петр Абакумов, генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, знаменитая певица Лидия Русланова, киноартист Георгий Жженов и тысячи других, не столь знаменитых осужденных. В 1960 году, во время хрущевских реформ, пересыльная тюрьма была передана под надзор МВД и стала именоваться СИЗО № 3 ГУВД Москвы. Но функции ее остались прежними.
Одно время, в 70-х годах, в московской пересыльной тюрьме царил настоящий беспредел. Поэтому уголовные авторитеты предприняли довольно жесткие меры, чтобы своими методами навести там порядок. В результате беспредельная «Красная Пресня» также стала жить по понятиям. Кстати, по некоторым данным, знаменитый Япончик (Вячеслав Иваньков) был возведен в ранг вора в законе именно в московской пересылке.
Там, где воздух зоной пахнет
Бытовые условия в СИЗО №3, как свидетельствуют очевидцы, находятся на приемлемом уровне. В бане имеется горячая вода, кормят неплохо, в камерах чисто. По загруженности камер следственный изолятор «Красная Пресня» можно считать одним из самых просторных в Москве. В среднем в камере там содержится от десяти до двадцати человек, что по российским меркам вполне терпимо. Во всяком случае, с переполненными «бутырскими хатами» не сравнить. В плане работы магазина, приема передач и прочего дела также обстоят нормально. Администрация СИЗО особо не зверствует. Видимо, поэтому в «Красной Пресне» не случалось серьезных бунтов, голодовок, захватов заложников,побегов и других чрезвычайных происшествий.
Что такое этап: как перемещают осуждённых
Любите путешествовать? Сегодня расскажем о том, что такое этап – как перемещают осуждённых. Само слово «этап» происходит понятия «этапирование» – базового принципа, лежащего в основе перемещения подследственных и осуждённых в России (и не только в России).
Страна наша, как известно, широка – много в ней лесов, полей и рек, а также следственных изоляторов, тюрем, лагерей и колоний. Людей между ними перемещают поэтапно – от учреждения к учреждению или, как говорят в тюрьмах, «от централа к централу».
Куда этапируют подследственных и осуждённых
Основное направление этапирования – из СИЗО к месту отбывания наказания, но бывают исключения. Подследственного могут этапировать из СИЗО в СИЗО – например, для проведения следственных действий. Допустим, человека задержали в другом регионе – его поместят в изолятор по месту задержания, а затем отправят по этапу в тот регион, где ведётся следствие и будет суд (обычно по месту совершения преступления).
Осуждённого могут везти и из зоны в изолятор – например, для обеспечения его участия в следствии по другому делу, а также в суде. Сегодня для обеспечения участия арестантов в судах активно используют системы видеоконференцсвязи (ВКС), но колонии оборудованы такими системами нечасто, а вот СИЗО – почти всегда. Вот и приходится таскать людей по всей стране.
Что такое централ?
Централами некоторые осуждённые называют пересыльные тюрьмы – узловые СИЗО, через которые происходит этапирование подследственных и осуждённых. Собственно, централы – это и есть «этапы» перемещения.
Вообще-то, раньше централами назывались главные каторжные тюрьмы – прославленный Михаилом Кругом Владимирский централ (Учреждение Т-2 УФСИН России по Владимирской области) – как раз такая тюрьма. Кстати, этот объект упоминается не только в одноимённой песне Круга, но и в его же произведении «Еврейский арестант».
Применительно к пересыльным тюрьмам слово «централ» стало употребляться именно благодаря песням Михаила Круга. Прежде слова этого боялись – уж больно много легенд и слухов ходило вокруг Владимирской Тюрьмы.
На чём возят осуждённых и подследственных
На самом деле, вариантов перевозки не так много. Обычно осуждённых и подследственных возят или на автозаке (сокращение от «АВТОмобиль для перевозки ЗАКлючённых»), или в специальном вагоне («вагонзак»)– так называемом «Столыпине».
Об обоих этих транспортных средствах мы обязательно расскажем в отдельных статьях – ибо есть, что рассказывать.
Кроме того, есть ряд осуждённых, которых можно перевозить на обычных автомобилях – как правило, это ФСИНовские «Газельки», да «Нивы». Речь идёт о так называемых «расконвоированных» арестантах и осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Считается, что эти осуждённые не представляют опасности для общества и особый режим охраны им не нужен.
Вот и все виды транспорта для этапирования осуждённых.
Могут ли из колонии-поселения отправить по этапу
Да, могут. К сожалению, ФСИН умеет транспортировать людей на далёкие расстояния только этапами. Так что если человека перемещают далеко – придётся потерпеть тяготы и лишения, хлебнуть настоящей тюремной жизни.
Хотя, дух закона говорит о том, что можно было бы выдавать «поселенцам» деньги на дорогу и отправлять их своим ходом.
ZNBM.ru последовательно пытается оспаривать постановления об этапировании поселковых. Напишите нам на znbm.ru@yandex.ru, если у вас есть такое постановление.
Пересчёт срока этапирования
Много раз мы пытались отстоять право осуждённых на пересчёт срока нахождения на этапе, как наиболее жестоких условий содержания из всех возможных – суды продолжают считать этот ад нормой жизни и «издержкой». Мы, впрочем, не оставляем попыток – продолжаем требовать зачёта этапов – минимум как день в дороге за два в колонии. Повторимся, некоторые зеки проводят в пути месяцы, а иногда и годы.
На сегодняшний день (март 2020 года) пересчёт срока этапирования российским законодательством не предусмотрен.
Если за последние несколько лет вы провели много времени на этапах – напишите нам, мы попробуем зачесть время в срок лишения свободы.
UPD: Законопроект о пересчете срока этапирования представлен Минюстом в Государственную Думу в октябре 2021 года. Чтобы это случилось, мы обращались в суды более 60 раз.
Важный «этап» в тюремной жизни
Говорят, переезд – хуже пожара. В тюрьме это понимаешь особенно явно – этап хуже любого переезда. И хотя некоторые опытные сидельцы бравируют тем, что им нравятся этапы – поверить в это непросто. Конечно, на этапах происходит общение между арестантами из разных учреждений и регионов, обмен новостями (а иногда предметами – в том числе и запрещёнными), но стоит ли игра свеч?
Так, питерское СИЗО «Новые Кресты» построены с нуля, в нескольких сотнях метров от станции «Колпино» железной дороги. При этом собственной ветки у изолятора нет – людей грузят в автозаки и возят на вокзалы.
Даже поездки между соседними регионами могут запросто занимать несколько месяцев. В пределах одного УФСИН, как правило, возят осуждённых и подследственных автозаками – хотя бывают и исключения.
В практике юристов ZNBM.ru встречались случаи, когда человек практически провёл на этапах весь свой срок – более года. Подследственный содержался в СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но несколько раз в месяц его отправляли в Волхов – к месту совершения преступления.
При этом сначала человека этапировали в СИЗО-4 («Лебедевка»), а затем спецконвоем доставляли к следователю. Через год состоялся суд, бедолаге назначили два года колонии-поселения и зачли год в СИЗО по формуле «день за два».
Когда человек находится на этапе, его как бы нет – ни родственникам, ни адвокатом, ни ему самому не сообщают, куда и как его везут, где он находится в настоящий момент. Передать тоже ничего нельзя – даже тёплые вещи. Передачи принимают только в пересыльных тюрьмах, но навряд ли вы сможете что-то передать, ведь узнать, где именно находится заключённый – практически невозможно.
Зачем нужны этапы при перевозке заключённых?
Перевозка людей, содержащихся под стражей – сложный и дорогостоящий процесс, связанный с серьёзными мерами по обеспечению безопасности. Этапирование позволяет значительно оптимизировать логистику при перемещении спецконтингента.
На самом деле, тот же принцип применяется и при дальних поездках обычных граждан – для оптимизации расходов на поездку. Когда мы едем или летим куда-то с пересадками – это тоже этапирование.
Что такое «спецэтап» («спецконвой»)
Особо опасных преступников могут перевозить и без этапов – прямыми рейсами автомобильного, железнодорожного или авиационного транспорта. На языке ФСИН такая перевозка называется термином «спецэтап».
В среде арестантов часто можно услышать и название «спецконвой». На самом деле, оно не совсем верно. Конвой – это команда вооружённых людей, сопровождающих этап.
Бьют ли осуждённых на этапах
Бывалые сидельцы рассказывают, что сейчас бьют уже не так, как прежде – всё же системы видеофиксации делают своё дело. Хотя, если кому-то из конвоиров придёт в голову сделать что-то запрещённое – регистратор в нужный момент сломается, сервер будет перезагружаться, а плёнка – потеряется.
На вопрос «за что бьют на этапах» 100% сидельцев отвечают одинаково.
Что брать с собой на этап
Объясняя менее опытным товарищам, что такое этап, бывалые пассажиры «Столыпина» дают лишь несколько советов. Список рекомендаций невелик и относительно прост. Однако всякий, кто путешествовал таким образом, знает – нет ценнее этих нескольких пунктов:
Большинство пунктов связаны с тем, что осуждённых не выводят в туалет (хотя и должны). Если выводят – по одному и «на время». В этих условиях у многих людей отказывается своевременно работать организм – особенно у «первоходов». Иногда могут и сутки не выводить, в том числе и умышленно – ради издевательства.
Не есть и не пить советуют для того, чтобы в дороге не хотелось в туалет. Поэтому же берут с собой сухие продукты. Пластиковая бутылка также нужна для того, чтобы иметь возможность «отлить», если приспичит.
Во сколько обычно перевозят осужденных?
Из камеры осужденного вызывают рано – задолго до подъёма, иногда и в четыре утра, иногда около шести. О предполагаемом перемещении предупреждают за несколько часов: «С вещами на выход».
Большинство перемещений в городе конвойная служба старается осуществить максимально рано утром – пока в городах мало людей. Впрочем, часто конвои растягиваются на весь день, особенно в больших городах.
Движение регулярного конвоя организовано «по кругу» – автозак идет от учреждения к учреждению и возвращается на базу в конце, как маршрутное такси. Если учреждений в регионе много, это занимает довольно много времени.
В практике ZNBM.ru есть случай, когда осужденный добирался из СИЗО-4 («Лебедевка») в КП-8 («Старые Кресты») более 12 часов – между расстояние между учреждениями при этом составляет менее километра. Это УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Столыпинские составы тоже в основном отправляются рано утром, когда на станциях меньше пассажиров. Движение вагонов осуществляется в соответствии с расписаниями поездов, к которым вагоны цепляются. Маневрирование осуществляется по большей части в ночное и вечернее время и утренние часы.
Путь от изолятора до перрона
Путь от изолятора до перрона заключённый проводит в спецтранспорте для заключённых – в народе, «автозаке». Обычно это цельнометаллическая «Газель», более крупный «Валдай» или совсем огромный «ГАЗ». Для перевозки большого количества людей или в непростой местности иногда применяют «Камазы».
Железный фургон разделён на секции – «стаканы». Окон, как правило, нет, дверцы зарешёчены. Ящики рассчитаны на одного-трёх пассажиров. Более опасных транспортируют в одиночку, в наручниках. Обитателей «колоний-поселений» возят так – набивают полную секцию и везут. С баулами вдвоём уже тесно, а если ехать далеко – тесно и одному.
Внутри города (особенно такого большого, как Питер или Москва) осуждённых и подследственных тоже этапируют – то есть собирают по всем учреждениям. Машина идёт по кругу, как маршрутное такси. В фургонной клетке можно просидеть весь день. В туалет могут вывести на одной из остановок – и то, только если конвой «нормальный».
Если поездка дальняя, могут выдавать сухой паёк. Несмотря на то, что многие на эти пайки ругаются, есть можно. Суточная пайка (чай, каша, второе (иногда – тефтели), несколько галет и пакетики сахара) обходится государству примерно в 300 рублей – в пять раз дороже, чем еда в учреждении.
Впрочем, на поезд обычно везут сразу – рано утром, до того, как проснутся обычные пассажиры. Вагон подгоняют к крайней платформе. Машина подъезжает почти вплотную – дверь в дверь. Осуждённых и подследственных выгоняют из машины и загоняют в вагон – как скот.
Иногда (особо опасных) через ряд кинологов с собаками, могут и поколотить. Это момент устрашения и попытка поломать, никакого смысла в этом действии нет. Убежать некуда. При попытке могут и пристрелить.
По отзывам наших подопечных, особой жестокостью отличается Вологодский конвой.
Что такое столыпинский вагон («вагонзак»)
С вещами через вагон протиснуться непросто. Как непросто и уместиться в тесном «стакане» автозака, без ступенек выпрыгнуть из высокого фургона – падать нельзя, можно получить дубинкой. Баулы вообще мешают. Вот почему на этап не советуют брать много. Опытные сидельцы собирают весь свой нехитрый скарб в спортивную сумку – с ней хоть как-то можно путешествовать через турфирму под названием ФСИН.
При передаче человека от конвоя к конвою сверяют заключённых с личными делами, нужно безошибочно назвать свои данные – имя, дату рождения, статьи обвинения, каким судом осуждён, срок, даты начала и конца срока. Вообще, называть все эти «реквизиты» сидельцам приходится довольно часто – буквально чуть что.
Фсиновские вагоны называют «столыпинскими» в честь одноимённой аграрной реформы – после неё для перевозки крестьян впервые придумали использовать скотные вагоны. Принцип работы ФСИНовских конвоев полностью поддерживает и развивает эту практику.
Как и обычный вагон, «Столыпин» разделён на купе. По размеру они такие же, как в простом поезде, на котором ездят на юг. Только окон в купе нет – есть лишь в проходе (на них, разумеется, решётки). Вместо дверей тоже решётки.
В купе шесть мест – лавки в три этажа. Нижние, разумеется, оставляют полным и пожилым людям, а также разного рода уважаемым арестантам. Это если пассажиров шесть. Часто бывает, что их восемь, а иногда и гораздо больше. Все с вещами – тесно, а главное – жарко.
Окна конвойные иногда открывают в пути (это не запрещено) для проветривания. А иногда не открывают – вагон превращается в форменную душегубку. Иногда так делают и специально – вымогают у подопечных вещи, деньги, курево.
ВИП-купе для особо избранных (или особо обеспеченных) – тоже есть. «Виповость», правда, тоже весьма условная.
Время от времени в купе проводят «шмон» – людей уже досматривали при выезде из учреждения. Новый обыск нужен, чтобы не передавали запрещённых предметов друг другу, а также для того, чтобы найти что-то ценное, чем может поживиться конвой. К вещам относятся ещё хуже, чем к людям – после шмона всё оказывается мятым, рваным, грязным и валяющимся по всему купе. Собрать багаж обратно – целая наука.
Если не есть сутки до этапа – можно всю дорогу обходиться без туалета. Влага уходит из организма с потом. Жаль тех, кто не курит – в поезде будут курить все остальные. Представьте, как здорово в купе поезда, где курят 17 человек.
Вагонзак едет медленно – его постоянно отцепляют от одних поездов и прицепляют к другим. Часто он стоит на запасных путях днём, а едет только в тёмное время. Нет ничего удивительного в том, что такие перевозки спрятаны от глаз обычных людей. Вы и не знаете, что в конце вашего поезда есть «столыпинский» прицеп – едите спокойно курочку, чаёк пьёте.
Осуждённые коротают время за разговорами – о судьях, о тюрьмах, об общих знакомых. Как говорят бывалые путешественники – «те же на манеже». Если ездить в «Столыпине» более или менее регулярно, одни и те же лица будут попадаться достаточно часто.
В поезде редко кто-то проводит меньше суток – до следующей станции и следующего автозака. В пути люди сходят с ума от вони, собственного пота, сигарет и пустых разговоров. Вот почему на любом централе всегда обогреют прибывших с этапа, а тем, кому только предстоит адская поездка – помогут собраться в путь.
Дорожная или прогон
Данные всех прибывших в пересыльную тюрьму зеков фиксируются в специальную дорожную маляву (или «прогон»). Смотрящий камеры отправит записку по «дороге» – она пройдёт все камеры, и если у кого-то из арестантов есть претензии к прибывшим («предъявы»), придётся ответить. Могут поколотить, посадить на бабки или выкинуть из камеры.
Пока идёт «дорожная», положено пить чифирь с обитателями камеры. Все садятся вокруг стола («дубка»), пьют по очереди – из одной кружки. Есть множество тонкостей и нюансов, связанных с этим знаменитым тюремным напитком – потянет на отдельную статью.
Если предъяв нет – можно располагаться на ночлег и ждать следующего этапа. Ну, а если прибыл на лагерь – обживаться и надеяться, что больше никуда не сдёрнут.
Прибытие на зону
Зона – конечная точка маршрута, но важный этап зловещего путешествия. Если всё предыдущее время вместе с осуждёнными попадались подследственные, то на зону приезжают уже только те, кому назначен срок. Отношение к людям резко меняется на отвратительное – ты преступник, ты вообще не человек. Максимум беспородная собака.
Автозак надёжно спрятан за двумя слоями высоких стен – никто не увидит и не услышит, как осуждённые бегут с баулами от машины к приёмному пункту. Бегут – это, впрочем, громко сказано. Передвигаться можно только на корточках, смотреть только вниз. Замешкался – получил дубинкой.
Всё это сопровождается лаем собак – собак держат на поводках представители отдельного подразделения ФСИН. Иногда они веселятся – спуская собаку подальше от себя – если она прихватит уголовника, никому ничего не будет.
Жалобы за пределы учреждения не выходят – никакие, как бы не заклеивали конверты особо отважные сидельцы. Это только на бумаге письма адвокатам, прокурорам и правозащитникам не вскрываются и не подвергаются цензуре.
Вообще, жестокий приём (с собаками, корточками и автоматчиками) положен только осуждённым, которым назначено отбывание наказания в учреждениях строгого и особого режима. На деле, встречаются такие встречи и на общем, и даже в колониях-поселениях.
Заборы надёжно защищают фсиновцев от любых претензий со стороны гражданского общества.
В 2017 году международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала свой знаменитый отчёт «Этапирование заключённых в России – Путь в неизвестность». В нём зафиксированы страшнейшие нарушения человеческих прав при этапировании осуждённых и подследственных в нашей стране.
ПАСЕ рекомендовал российскому Правительству привести ситуацию к требованиям международного законодательства – но воз и ныне там.
Вот, что такое этап: вместо послесловия
Мы не нашли адекватных фотографий того, как в России этапируют осуждённых и подследственных. В основном, доступны постановочные кадры, подобранные самим ФСИН. Единственный способ понять, что такое этап – прочувствовать это на своей шкуре. Перевозка заключённых тщательно прячется от глаз людей – на вокзалы арестантов привозят в неурочное время. После погрузки вагон отгоняют на запасный путь и цепляют к составу последним.
Автозаки грузятся на закрытых территориях. Единственное место, где можно увидеть погрузку или разгрузку – подкараулить автозак перед зданием суда. Навряд ли вы увидите что-то необычное – людей просто грузят в железный фургон. Впрочем, не обольщайтесь. Конвойным очень хочется показать силу – они стесняются вас. Отыграются, когда будут по ту сторону колючей проволоки.