Что такое перегонное время хода
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
По установленным перегонным временам хода строится график движения поездов, при этом вначале прокладываются пассажирские поезда дальнего следования, затем пассажирские пригородные, грузоускоренные и грузовые поезда. [3]
Используя данные о перегонных временах хода и величинах станционных интервалов, разрабатывают график движения поездов, который утверждается Министерством путей сообщения. [4]
Указанное обстоятельство должно учитываться при производстве тяговых расчетов и установлении перегонных времен хода поездов для построения графика движения, а также при нормировании расхода топлива и электроэнергии. [11]
При построении так называемого безобгонного графика после накладки пассажирских поездов определяется суммарное перегонное время хода грузового прямого поезда на участке и спрямленной линией проверяется возможность накладки его в промежутках между линиями хода пассажирских поездов. При этом грузовые поезда накладываются на график с таким расчетом, чтобы они прибывали на участковую станцию до пассажирского поезда за время, необходимое по условиям интервала попутного прибытия между грузовыми и пассажирскими поездами. Периоды безобгонного следования грузовых поездов Т определяются на графике так, как показано на фиг. [12]
После окончания этой работы опытным инженером депо или отделения вычерчивается кривая скоростей и перегонных времен хода по отсечкам на заданный вес поезда с учетом допускаемых скоростей по состоянию пути и конструкции паровоза, ограничений по тормозам и выполнения инструкции по тормозам и по предупреждению обрывов. [15]
Расчет элементов графика движения поездов
Лекция 2
1. Элементы графиков движения
2. Расчет станционных интервалов
3. Расчет межпоездных интервалов
Элементами графика движения поездов являются:
· времена хода поездов по перегонам, как «чистые», так и с учётом дополнительного времени на разгоны и замедления при остановках;
· стоянки поездов на станциях;
· станционные интервалы, т.е. интервалы между прибытием, проследованием и отправлением поездов по станциям в тех случаях, когда выполнение указанных операций не может совершаться одновременно;
· интервалы между поездами в пакете;
· нормы нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо.
Времена хода рассчитывают для каждого перегона в четном и нечетном направлениях отдельно для пассажирских, грузовых поездов и одиночно следующих локомотивов, а также для пассажирских и грузовых поездов, которые имеют различные весовые нормы и скорости.
Перегонные времена хода, как и масса поездов, определяют тяговыми расчётами.
На величину перегонного времени хода оказывают влияние такие факторы, как длина перегона, план и профиль пути, мощность локомотива, установленная скорость движения, масса и длина поезда, мощность и состояние пути, устройств энергоснабжения ит.д.
Времена хода определяются с помощью тяговых расчетов отдельно по четному и нечетному направлениям как при движении поездов без остановок на раздельных пунктах (чистое время хода), так и при следовании с остановками. Разность этих времен хода составляет время на разгоны и замедления поезда.
Нормы стоянок поездов устанавливаются в зависимости от технологии работы станций. Они определяются расчетами или на основе хронометражных наблюдений с соблюдением нормативов.
Нормы времени нахождения локомотивов в пунктах оборота и на станциях основного депо зависят от продолжительности выполнения технических операций с локомотивами на путях станции и территории депо.
Станционными интервалами называют минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения на раздельных пунктах операций по приему, отправлению или пропуску поездов
Величина станционного интервала определяется временем, необходимым на операции, совершаемые на станции. В течение этого времени перегон не может быть занят следующим поездом. Величина станционных интервалов зависит от:
— средств сигнализации и связи при движении поездов на прилегающих перегонах и способа управления стрелками и сигналами;
— устройства раздельного пункта- длины стрелочного участка, числа стрелок, входящих в маршруты приёма и отправления поездов, расстановки сигналов и расположения помещений дежурного по станции по отношению к оси приёмо- отправочных путей;
— порядка вручения машинисту разрешения на право занятия перегона.
Интервалом неодновременного прибытия поездов противоположного направления называется минимальное время от момента прибытия на станцию поезда одного направления до момента пропуска через эту станцию или прибытия поезда встречного направления. Этот интервал рассчитывается, когда один из поездов следует без остановки, а также при остановке обоих поездов для тех станций, на которых, согласно ПТЭ, одновременный приём поездов противоположных направлений запрещён.
|
|
Станционный интервал неодновременного прибытия поездов рассчитывается как сумма затрат времени на выполнение следующих операций:
— контроль ДСП прибытия поезда;
— переговоры между ДСП станций о движении поездов;
— приготовление маршрута прибытия и отправления поезда;
— открытие входного и выходного сигналов поезду;
— проследование поездом расчетного расстояния
Минимальную величину интервала неодновременного прибытия можно определить по формуле:
мин;
или мин;
где — входное расстояние, равное
м;
— длина поезда, м;
— длина тормозного пути (или расстояние от предупредительного сигнала до входного), м;
— длина входной стрелочной горловины (от входного сигнала до контрольного столбика парка приёма), м;
— время восприятия машинистом показания входного или предупредительного сигнала (0,05-0,08), мин;
— средняя скорость входа поезда на станцию на протяжении расчётного расстояния, км/ч;
Интервалом скрещения называется минимальное время от момента проследования или прибытия поезда на станцию с однопутного перегона до момента отправления на тот же перегон другого поезда встречного направления.
В начальный момент интервала скрещения на станции находятся два поезда.
|
|
|
|
|
|
|
|
Интервал скрещения поездов рассчитывается как сумма затрат времени на выполнение следующих операций:
— контроль ДСП проследования поезда;
— переговоры между ДСП станций о движении поездов;
-приготовление маршрута отправления;
— открытие выходного сигнала поезду;
— восприятия сигнала машинистом и приведение поезда в движение.
мин
Интервал попутного следования — это минимальное время от момента прибытия поезда на соседний раздельный пункт до отправления с данной станции на освободившийся перегон следующего поезда того же направления. Величина
зависит от порядка пропуска поездов через раздельные пункты
Этот интервал применяется на участках, не оборудованных автоматической блокировкой.
Ст. Б |
Ст. А |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Величина интервала в пакете при этой схеме определяется по формуле:
, мин,
где — длина первого, второго и третьего блок-участков, м,
если они равны между собой, то в числителе можно принять ;
— длина поезда, м;
— средняя ходовая скорость на рассматриваемой части перегона, м;
— расчётное расстояние.
Назначение графика движения поездов
График движения поездов
Назначение графика движения поездов
График движения поездов – основополагающий технологический документ длительного действия, регламентирующий организацию эксплуатационной работы во всех звеньях и уровнях управления на железнодорожном транспорте.
График движения поездов представляет собой условную зависимость пройденного поездом расстояния от времени нахождения в пути следования, изображенную в осях координат «расстояние–время» в виде так называемой «линии хода» поезда на графике или «нитки» графика (рис. 8.1).
Условность изображения линии хода поезда на графике состоит в том, что по оси расстояния, расположенной на графике вертикально, скорость движения поезда в пределах одного перегона принимается равномерной. Вместе с тем, при трогании с места, прохождении кривых, спусков и подъемов на перегоне, торможении для остановки на станции и выполнении ограничений скорости реальная скорость поезда изменяется в значительных пределах.
Для построения графика следует нанести линии хода всех поездов на график, используется специальный шаблон, называемый «сетка графика». Сетка графика и линии хода поездов на ней снабжаются краткими комментариями, которые называются «реквизитами».
Графиком фиксируются три основные события, происходящие с поездами. К их числу относятся
· проследование поездами раздельных пунктов.
Существующая классификация поездов делит их на грузовые и пассажирские, а также на несколько категорий. Внутри каждой категории существуют дополнительные обозначения поездов, указывающие на специфику их использования. Деление поездов на грузовые и пассажирские в графике отражается в том, что для их прокладки используются разные нормативы. Основным и определяющим моментом при этом является перегонное время хода, которым проложена «нитка» графика. Пассажирские поезда проложены пассажирскими временами хода, а грузовые – грузовыми.
Номер поезда устанавливается в соответствии с его категорией. В зависимости от направления следования поездам присваиваются четные (следуют, как правило, с юга на север и с запада на восток) или нечетные (следуют в обратных направлениях) номера. В этой связи на графике различают четное и нечетное направления движения поездов. Линии хода четных поездов прокладываются из левого нижнего угла в правый верхний, а нечетных – из левого верхнего в правый нижний. Номер поезда сохраняется на всем маршруте его следования от станции формирования до станции расформирования (назначения) и изменяется с четного на нечетный или наоборот при смене направления движения в тех пунктах, где это предусмотрено графиком движения поездов.
Рис. 8.1. Пример графика движения поездов
Элементы графика движения поездов
Для составления графика должны быть определены его основные элементы:
· перегонное время хода поезда,
· продолжительность стоянки поездов на станциях,
· станционные интервалы и интервалы между поездами в пакете.
· Прибытие поезда – на графике соответствует моменту его полной остановки в пределах станционного пути.
· Отправление поезда – на графике соответствует моменту начала движения поезда (появление на регистиррующем устройстве локомотива скорости 1 и более км/ч).
· Проследование поезда – на графике соответсвует моменту пересечения первой колесной парой головного локомотива изолирующего стыка первого по ходу за осью станции светофора, располагающегося на пути проследования поезда.
Перегонное время хода
Перегонное время хода поезда – время в минутах, затрачиваемое поездом на прохождение расстояния между осями соседних раздельных пунктов или осями их приемо-отправочных парков, если они не совпадают с осью станции. Устанавливается тяговыми расчетами.
Перегонные времена хода рассчитываются отдельно для:
· всех категорий грузовых и пассажирских поездов;
· каждой весовой нормы состава в пределах каждой категории поездов;
· каждой серии локомотивов (моторвагонных секций) пассажирских и пригородных поездов, постоянная эксплуатация которых в пассажирском или грузовом движении предусмотрена на данном участке железной дороги.
В работе скорость грузового поезда составляет 1км/мин, таким образом, для варианта 1 время хода грузового поезда по перегонам равно: А-а: 20 мин, а-б: 17 мин, б-в: 16 мин и т.д. Время хода скорого поезда составляет 70% от времени хода грузового, т.е.
Время ходя электрички по перегону составляет 80% от времени хода грузового поезда:
§ tа-б = 17х0,8=14 мин и т.д.
При составлении графика движения поездов к чистому времени хода в необходимых случаях добавляется время на разгон:
§ грузовых поездов при тепловозной тяге – 2 мин;
§ грузовых поездов при электрической тяге – 1 мин;
§ пассажирских поездов при электрической и тепловозной тяге – 1 мин.
Время на замедление грузовых и пассажирских поездов при всех видах тяги принимается 1 мин.
Станционные интервалы
|
Станционные интервалы – это минимальные промежутки времени для выполнения операций по приему, отправлению или пропуску поездов через станцию (обгонный пункт или разъезд) называются станционными интервалами.
Численное значение станционных интервалов для различных условий эксплуатации определяются в соответствии с Инструкцией по определению станционных и межпоездных интервалов, утвержденной МПС России 16 июня 1995 г. № ЦД-361.
Станционные интервалы определяются построением технологических графиков по каждой стрелочной горловине станции (приемо-отправочному парку), для каждого примыкающего к станции перегона в строгом соответствии с требованиями технико-распорядительного акта (ТРА) станции и технологического процесса ее работы.
— интервалы для встречных поездов:
. τн— интервал неодновременного прибытия с остановкой обоих встречных поездов (тип I);
. τнп— интервал неодновременного прибытия поезда с остановкой и проследования без остановки встречного поезда (тип II);
. τс— интервал скрещения поездов (тип III);
. τвп— интервал неодновременного отправления и встречного прибытия поездов при враждебных маршрутах (тип IV);
. τбс— интервал безостановочного скрещения поездов на двухпутной вставке (тип V).
— интервалы для попутных поездов:
. τпо — интервал неодновременного прибытия и попутного отправления поездов (тип VI);
. τоп— интервал неодновременного отправления и попутного прибытия поездов (тип VII).
— интервал поездов противоположных направлений:
. τно— интервал неодновременного отправления поездов противоположных направлений (тип VIII).
. τп — интервал попутного следования поездов на линиях, не оборудованных автоматической блокировкой (тип XII).
Интервалы неодновременного прибытия с остановкой встречных поездов:
— а – грузового (или пассажирского) и грузового;
— б – грузового (или пассажирского) и пассажирского.
| |
Рис. 8.8. Интервал неодновременного прибытия с остановкой обоих поездов
Интервал неодновременного прибытия поезда с остановкой и проследованием без остановки встречного поезда τнп (тип II).Интервал τнп называют минимальное время от момента прибытия на раздельный пункт грузового или пассажирского поезда с остановкой до момента проследования без остановки встречного грузового либо пассажирского.
Интервалы неодновременного прибытия с остановкой и проследования встречного без остановки поездов:
— а – грузового (или пассажирского) и грузового;
— б – грузового (или пассажирского) и пассажирского.
| |
Рис. 8.9. Интервал неодновременного прибытия с проследованием одного поезда без остановки
Интервал скрещения поездов τс (тип III).Интервал скрещения поездов называют минимальное время от момента прибытия либо проследования раздельного пункта грузовым или пассажирским поездом до момента отправления на тот же перегон встречного грузового или пассажирского поезда.
Интервалы скрещения грузовых (пассажирских) поездов при:
— а – остановке прибывающего поезда;
— б – проследовании прибывающего поезда без остановки.
| |
Рис. 8.10. Интервал скрещения
Кроме двухпутных (или многопутных) линий, интервалы τп определяют на однопутных линиях при непарном непакетном графике.
Рис. 8.11. Интервал попутного следования
Интервалы попутного следования поездов τп и τпдля раздельных пунктов поперечного типа:
§ а – проследование без остановки первого поезда (№ 2001 либо № 15) по второму раздельному пункту (ст. В) и проследование без остановки второго поезда (№ 2003 либо № 17) по первому раздельному пункту (ст. А);
§ б – прибытие с остановкой первого поезда на второй раздельный пункт (РП) и проследование второго поезда по первому РП;
§ в – проследование без остановки первого поезда по второму РП и отправление после остановки второго поезда с первого РП;
§ г – прибытие с остановкой первого поезда на второй РП и отправление после остановки второго поезда с первого РП;
§ t – время выполнения технологических операций с рассматриваемой парой поездов;
§ Lnp – расстояние от центра второго поезда в момент подхода его к началу тормозного пути перед входным сигналом первого РП до расчетной оси первого РП.
Станционные интервалы (мин)
Станционные интервалы | Полуавтоматическая блокировка | Автоматическая блокировка |
Неодновременного прибытия | 4-5 | 2-3 |
Скрещение | 2-3 | 1-2 |
Попутного следования | 2-4 | — |
Интервал между поездами в пакете | — | 8-10 |
Сетка графика
Описание сетки графика
Для построения сетки графика используются следующие основные правила:
— горизонтальные линии сетки графика соответствуют осям раздельных пунктов: станций, разъездов, обгонных пунктов, путевых постов, парков станций, расположенных на данном участке;
— расстояния между горизонтальными линиями соответствуют расстояниям между осями раздельных пунктов в масштабе 2 мм = 1 км;
— для участков большой протяженности с целью достижения необходимой соразмерности чертежа и удобного чтения графика этот масштаб может быть уменьшен;
— по вертикали сетка графика разделена прямыми линиями на 24-часовые полосы;
— каждая часовая полоса в свою очередь делится тонкими линиями на 6 равных полос, которые соответствуют 10-минутным интервалам;
— получасовые линии обозначаются пунктиром.
График движения поездов
Назначение графика движения поездов
График движения поездов – основополагающий технологический документ длительного действия, регламентирующий организацию эксплуатационной работы во всех звеньях и уровнях управления на железнодорожном транспорте.
График движения поездов представляет собой условную зависимость пройденного поездом расстояния от времени нахождения в пути следования, изображенную в осях координат «расстояние–время» в виде так называемой «линии хода» поезда на графике или «нитки» графика (рис. 8.1).
Условность изображения линии хода поезда на графике состоит в том, что по оси расстояния, расположенной на графике вертикально, скорость движения поезда в пределах одного перегона принимается равномерной. Вместе с тем, при трогании с места, прохождении кривых, спусков и подъемов на перегоне, торможении для остановки на станции и выполнении ограничений скорости реальная скорость поезда изменяется в значительных пределах.
Для построения графика следует нанести линии хода всех поездов на график, используется специальный шаблон, называемый «сетка графика». Сетка графика и линии хода поездов на ней снабжаются краткими комментариями, которые называются «реквизитами».
Графиком фиксируются три основные события, происходящие с поездами. К их числу относятся
· проследование поездами раздельных пунктов.
Существующая классификация поездов делит их на грузовые и пассажирские, а также на несколько категорий. Внутри каждой категории существуют дополнительные обозначения поездов, указывающие на специфику их использования. Деление поездов на грузовые и пассажирские в графике отражается в том, что для их прокладки используются разные нормативы. Основным и определяющим моментом при этом является перегонное время хода, которым проложена «нитка» графика. Пассажирские поезда проложены пассажирскими временами хода, а грузовые – грузовыми.
Номер поезда устанавливается в соответствии с его категорией. В зависимости от направления следования поездам присваиваются четные (следуют, как правило, с юга на север и с запада на восток) или нечетные (следуют в обратных направлениях) номера. В этой связи на графике различают четное и нечетное направления движения поездов. Линии хода четных поездов прокладываются из левого нижнего угла в правый верхний, а нечетных – из левого верхнего в правый нижний. Номер поезда сохраняется на всем маршруте его следования от станции формирования до станции расформирования (назначения) и изменяется с четного на нечетный или наоборот при смене направления движения в тех пунктах, где это предусмотрено графиком движения поездов.
Рис. 8.1. Пример графика движения поездов
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.