Что такое перечень изъятий товаров
Решение Совета ЕЭК от 14.07.2021 № 73 «О проекте распоряжения Евразийского межправительственного совета «О перечне изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, подлежащих устранению в 2021 – 2022 годах»»
Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:
1. Одобрить проект распоряжения Евразийского межправительственного совета «О перечне изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, подлежащих устранению в 2021 – 2022 годах» (прилагается) и представить его для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
От Республики Армения
М.Григорян
От Республики Беларусь
И.Петришенко
От Республики Казахстан
А.Смаилов
От Кыргызской Республики
А.Жапаров
От Российской Федерации
А.Оверчук
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ
1. Утвердить прилагаемый перечень изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, подлежащих устранению в 2021 – 2022 годах (далее – перечень).
2. Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) совместно с государствами–членами Евразийского экономического союза до 1 октября 2021 г. подготовить проект плана мероприятий («дорожной карты») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2021 – 2022 годы в соответствии с перечнем и представить его для рассмотрения Советом Комиссии.
3. Правительствам государств–членов Евразийского экономического союза до 15сентября 2021 г. представить в Комиссию предложения о мероприятиях, направленных на устранение изъятий и ограничений в соответствии с перечнем, для включения их в план мероприятий, указанный в пункте 2 настоящего распоряжения.
4. Комиссии доложить на заседании Евразийского межправительственного совета в IV квартале 2021 г. о ходе реализации настоящего распоряжения и работе по дополнению перечня.
5. С даты вступления в силу плана мероприятий, указанного в пункте 2 настоящего распоряжения, признать утратившим силу распоряжение Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. N 17 «О плане мероприятий («дорожной карте») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018 – 2019 годы».
6. Члену Коллегии (Министру) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии обеспечить мониторинг устранения изъятий и ограничений, включенных в перечень.
7. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Приложение
к распоряжению Евразийского
межправительственного совета
от _________ 20__ г. N____
1. Необходимость прохождения трудящимися государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) установленной законодательством государств-членов процедуры признания документов об ученых степенях и ученых званиях, выданных уполномоченными органами государств-членов.
2. Отсутствие гармонизации требований к профессиональной подготовке водителей, подтверждения их профессиональной квалификации и иных требований, связанных с выдачей водительских удостоверений и их использованием для осуществления предпринимательской или трудовой деятельности.
3. Неурегулированность вопроса взимания вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров, происходящих из государства-члена и облагаемых в этом государстве-члене вывозными таможенными пошлинами, с территории другого государства-члена.
4. Отсутствие условий для осуществления межгосударственного информационного взаимодействия между хозяйствующими субъектами государств-членов (физическими и юридическими лицами) в рамках Союза, предусматривающего использование имеющих юридическую силу электронных документов, заверенных национальной электронной цифровой подписью (электронной подписью).
5. Отсутствие в рамках Союза согласованного правового регулирования в сфере обращения сильнодействующих веществ.
6. Отсутствие в рамках Союза согласованного правового регулирования в сфере обращения культурных ценностей.
7. Отсутствие законодательных основ для взаимодействия уполномоченных органов государств-членов при осуществлении ими контрольных и надзорных мероприятий за соблюдением требований технических регламентов Союза, а также для рассмотрения и урегулирования спорных вопросов, возникающих между государствами-членами по итогам проведения контрольных и надзорных мероприятий за соблюдением требований технических регламентов Союза.
8. Отсутствие общих принципов и подходов к установлению сходного (сопоставимого) законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия.
9. Отсутствие достаточного обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в технических регламентах Союза, межгосударственными и национальными (государственными) стандартами, а также методиками исследований (испытаний) и измерений в связи с их неактуальностью и (или) отсутствием.
10. Недостаточность гармонизации законодательства государств-членов в области аккредитации, в том числе отсутствие взаимных сравнительных оценок, необходимых для достижения равнозначности применяемых процедур, а также процедур разрешения споров и претензий между государствами-членами в области аккредитации.
11. Отсутствие единых обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526.
12. Неурегулированность вопроса организации взаимодействия по выданным заключениям (разрешительным документам) между уполномоченными органами государств-членов в случаях, когда вывоз товаров осуществляется с территории государства-члена, не являющегося государством, с территории которого они происходят.
13. Несовершенство порядка установления государствами-членами изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок.
14. Отсутствие возможности использования банковских гарантий, выданных банками-резидентами одного государства-члена, в качестве обеспечения заявки на участие в государственных (муниципальных) закупках и обеспечения исполнения контракта (договора) при проведении государственных (муниципальных) закупок заказчиками другого государства-члена.
Перечень изъятий: что это и какие товары туда входят.
Что такое «Перечень изъятий»?
Казахстан с 01.01.2015 г. является членом ЕАЭС, куда помимо него входят РФ, Белоруссия, Армения и Кыргызстан.
В декабре 2015 г. Казахстан вступил также в ВТО, чем автоматически взял на себя обязательства по ряду товаров (так называемому «Перечню изъятий»), по которым ввозная ставка ниже тех пошлин, которые действуют в рамках ЕАЭС.
Для Казахстана это означало бы, что через территорию РК импортерам выгоднее завозить товары, входящие в ПИ, на территорию ЕАЭС. При этом, остальные члены ЕАЭС оказываются в невыгодном положении, поскольку не могут устанавливать для импортеров аналогичные низкие ставки пошлин. Это противоречило равенству прав стран-членов ЕАЭС, а кроме того, ущемляло права отечественных (казахстанских) производителей.
Чтобы урегулировать эти противоречия (т.к. Казахстан одновременно являлся членом и ВТО и ЕАЭС) в 2015 г. было подписано несколько международных договоров.
В частности, Казахстан подписал обязательства:
Эти меры призваны защитить интересы остальных стран-участниц ЕАЭС и не допустить демпинга со стороны казахстанских экспортеров.
Соответственно, товары из ПИ могут быть ввезены в Казахстан:
Какие товары входят в Перечень?
Решением Совета ЕАЭС № 59 от 14.10.2015 г. определен список товаров, включенных в ПИ и которым присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС. В него вошли товары, как импортированные на территорию РК, так и произведенные внутри страны.
Если наименование товара включено в ПИ ВТО (имеет так называемый «признак вхождения»), и ему присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС, то он признается «товаром, входящим в Перечень». При этом не имеет значения страна-происхождения товара и размер применяемых при его импорте пошлин.
Для того, чтобы проверить, входит ли товар в ПИ, необходимо определить его код ТН ВЭД, который указывается в первичных документах:
Если же документы отсутствуют, код необходимо определить самостоятельно, пользуясь правилами интерпретации, указанными в Решении Совета ЕЭК №54 от 16.07.2012 г.
После того, как код ТН ВЭД определен, следует воспользоваться сервисом ТН ВЭД Онлайн, разработанным КГД МФ РК. Сервис по коду ТН ВЭД определит, разрешен ли экспорт товара с территории Казахстана на территорию других стран ЕАЭС или предварительно требуется прохождение таможенной очистки товаров.
Список товаров неоднократно корректировался и на текущий момент ПИ определяется в соответствии Решением Совета ЕЭК №59 от 14.10.2015 г. с учетом Решений:
На текущий момент ПИ содержит 3317 наименований.
Как отражается включение в Перечень на выписке ЭСФ и СНТ?
Если реализуется товар, включенный в ПИ, у продавца возникает обязанность по выписке ЭСФ. При этом большое значение имеет заполнение раздела G графы 2 «признак происхождения». Кодировка указывается в цифрах от 1 до 6:
От правильно указанного кода зависит возможность дальнейшего экспорта товара.
Важно! Правила выписки ЭСФ с 2019 года регулируются Приказом №370 от 22.04.2019 г.
Если в дальнейшем товары будут реализованы физлицам, то поставщик должен по товарам, включенным в ПИ, выписывать ЭСФ (одну общую за рабочий день) в которой отражаются сведения о реализованных товарах. При этом необходимо в разделе C строка 20 установить отметку в ячейке «Розничная реализация». При этом строки 17 и 18 будут заполнены автоматически.
Также по таким товарам необходимо выписывать СНТ. Такая обязанность возникла у налогоплательщиков с 01.01.2020 г. По основной массе товаров выписка СНТ отложена до 01.10.2020 г. Также на рассмотрении находится проект приказа, переносящий сроки выписки накладных на 1 полугодие 2021 г.
Таким образом, если товар входит в ПИ, необходимо внимательно следить за корректностью заполнения документов на реализацию, чтобы не нарушить налоговое и таможенное законодательство.
Что такое перечень изъятий товаров
Решением Совета ЕАЭС от 14 октября 2015 года №59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин» определен Перечень изъятий таких товаров.
Для того, чтобы проверить входит ли товар в Перечень изъятий, необходимо:
1) Определить код ТН ВЭД товара
Определение кода ТН ВЭД упрощается в случае наличия первичных документов:
При отсутствии первичных документов код ТН ВЭД можно определить самостоятельно, воспользовавшись основными Правилами интерпретации ТН ВЭД, приведенными в Решении Совета ЕЭК №101 от 18.10.2016 года. Для поиска товара в классификаторе ТН ВЭД ТС можно воспользоваться полезной ссылкой на поисковую систему «ТН ВЭД онлайн», находящейся в разделе «Инструменты» cdb.kz.
2) Проверить наличие кода ТН ВЭД в Перечне изъятий
Для этого необходимо произвести поиск в таблице. Если код ТН ВЭД присутствует в утвержденном списке, то товар входит в Перечень изъятий. Кроме того, в сервисе «Поисковая система ТН ВЭД» в качестве причины применения пониженной ставки по товару с ссылкой на «Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС» подтверждается, что товар входит в Перечень изъятий.
В настоящее время Решение Совета ЕЭК от 14 октября 2015 года №59 применяется с учетом внесенных обновлений:
Перечень изъятий
Коллеги рекомендуют(сортировка по рейтингу):
Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):
Причины возникновения
12 октября 2015 года ратифицирован Протокол о вступлении Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО), в декабре 2015 года Казахстан стал полноправным членом ВТО.
Очевидно, что в таких условиях импортировать товары на территорию ЕАЭС, экономически выгоднее через территорию Республики Казахстан. При этом импортеры других государств – членов ЕАЭС оказываются в неравных условиях, что противоречит нормам Евразийского Экономического Союза. Ввозные пошлины применяются так же как инструмент антидемпинговых мер для защиты отечественных производителей. Пониженные пошлины по отдельным видам товаров могут создавать препятствия для развития внутреннего производства.
Если товар был импортирован в Казахстан по пониженным ставкам пошлин, то его вывоз в последующем на территорию других государств ЕАЭС запрещен!
Товары, входящие в Перечень
Перечень – перечень товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, к которым могут быть применены пониженные ставки пошлин, а также размеров таких ставок;
Товары, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень – товары, ввезенные на территорию Республики Казахстан с территорий государств-членов ЕАЭС, а также товары, произведенные на территории Республики Казахстан, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень.
Следовательно, признак вхождения реализуемого товара в Перечень зависит только от кода ТН ВЭД такого товара и не зависит от происхождения товара. Неважно был ли товар импортирован в Казахстан или был произведен в Казахстане, неважно какие ставки пошлин применялись при его импорте (пониженные или стандартные), но если ТН ВЭД товара входит в Перечень, указанный в Решении Совета ЕЭК № 59, товар является «Товаром, входящим в Перечень».
Более актуальную информацию о количестве позиций в Перечне на текущий период смотрите в ежегодных разделах по обновлениям Перечня.
Группы, элементы которых составляют основную часть Перечня по состоянию на 11 января 2016 года представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Группы ТН ВЭД, элементы которых наиболее часто встречаются в Перечне изъятий.
Мясо и пищевые мясные субпродукты
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
Сахар и кондитерские изделия из сахара
Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус
Древесина и изделия из нее; древесный уголь
Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания
Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности
Изделия из черных металлов
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона
Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные
Изменения в Перечне изъятий в 2019 году
Приказом МФ РК от 12 декабря 2018 года № 105 были внесены существенные изменения в Перечень изъятий, действующий на основании Приказа МНЭ РК от 09 февраля 2017 года № 58. Данные изменения вступили в силу 06 января 2019 года и с начала 2019 года для определения товаров, входящих в Перечень изъятий, налогоплательщики должны были пользоваться списком товаров, утвержденным Приказом МНЭ РК от 09.02.2017 № 58.
Решением Совета ЕАЭС от 29 апреля 2019 года № 44 внесен ряд изменений в перечень товаров, утвержденный Решением ЕАЭС от 14 октября 2015 г. № 59. На основании изменений, которые вступили в действие с 16 мая 2019 года, перечень товаров, в отношении которых при импорте на территорию РК применяются более низкие ставки ВТО по сравнению с ЕТТ, был утвержден в новой редакции.
Начиная с 16 мая 2019 года Перечень изъятий определяется в соответствии с перечнем, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2019 года № 59.
Изменения в Перечне изъятий в 2018 году
Изменения в Перечне изъятий в 2017 году
Перечень содержит 2 167 позиций ТН ВЭД ТС. Скачать Перечень изъятий 2017 года в формате Excel и Word вы можете на странице Библиотека бухгалтера портала PRO1C.kz
В сравнении с ранее действовавшим Перечнем:
Исключены 122 позиции. Посмотреть позиции, исключенные из Перечня с 24 марта 2017 года.
23 октября 2017 года опубликован Приказ об исключении из Перечня еще 68 позиций. Подробнее в статье Изменения в Перечне изъятий утверждены. Приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2017 года.
С 1 декабря 2017 года Перечень действует в новой редакции. Подробнее в статье Новая редакция Перечня изъятий, действующая с 1 декабря 2017 года. В перечне исключено 25 позиций, добавлено 401.
Подробнее о внесенных изменениях:
Изменения в Перечне изъятий в 2016 году
Скумбрия вида scomber scombrus или scomber jaрonicus, мороженая
Скумбрия вида scomber australasicus, мороженая
Прочий арахис в первичных упаковках нетто-массой более 1 кг, приготовленный или консервированный иным способом, содержащий или не содержащий добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованный или не включенный
Обжаренный арахис, в первичных упаковках нетто-массой не более 1 кг, приготовленный или консервированный иным способом, содержащий или не содержащий добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованный или не включенный
Прочий арахис, в первичных упаковках нетто-массой не более 1 кг, приготовленный или консервированный иным способом, содержащий или не содержащий добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованный или не включенный
Прочие ковры ворсовые, из химических текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, неготовые
Прочие ковры ворсовые, из прочих текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, неготовые
Прочие безворсовые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из прочих текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, неготовые
Прочие безворсовые, ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из химически текстильного полипропилена, нетафтинговые или нефлокированные, готовые
Прочие безворсовые, ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из прочих химических текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, готовые
Прочие безворсовые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из прочих текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, готовые
Ковры, прочие текстильные напольные покрытия из войлока, в виде пластин максимальной площадью 0,3 м2, нетафтинговые или нефлокированные, готовые или неготовые
Ковры и напольные покрытия прочие, из химических текстильных материалов, готовые или неготовые
Как определить что товар входит в Перечень изъятий?
Для проверки вхождения товара в Перечень изъятий в первую очередь необходимо определить код ТН ВЭД по товару. В случае если имеются первичные документы: Декларация на товары, Заявление о ввозе, Сертификат продукции или Электронный счет-фактура поставщика, то задача определения кода существенно упрощается. Можно принять за основу указанный в них код ТН ВЭД.
Выписка электронных счетов-фактур при реализации товаров Перечня
Для контроля товаров, входящих в Перечень изъятий, при их обращении на территории Республики Казахстан в настоящее время применяется система Электронных-счетов фактур. При реализации товаров, входящих в Перечень изьятий, налогоплательщик обязан выписать в адрес покупателя электронный счет-фактуру.
Заполнение счета-фактуры при реализации товаров имеет ряд особенностей. Подробнее о заполнении ЭСФ по товарам, входящим в Перечень изъятий можно прочесть в статье «Особенности заполнения ЭСФ по товарам из Перечня изъятия»
Какие сопроводительные документы оформляются при вывозе товаров из Перечня изъятий с территории РК
Согласно заключенным соглашениям, Казахстан обязан не допускать ввоз продукции, которая входит в Перечень изъятий, на территории иных государств Евразийского экономического союза лишь при условии их ввоза в нашу Республику с использованием сниженных ставок таможенных пошлин. Ввоз продукции, входящей в Перечень изъятий, в нашу страну должен проводиться:
Одновременно с этим, согласно Постановлению Евразийского Межправительственного Совета, при движении с территории РК на территории иных стран-участниц ЕАЭС, продукции, включенной в Перечень изъятий, в роли товаросопроводительной документации будет выступать бумажная версия электронного счета-фактуры, узаконенная печатью службы государственных доходов. Также ввоз такой продукции должен сопровождаться одним из нижеуказанных документов:
Начните работать с сопроводительными накладными на товары в 1С. Закажите настройку Виртуального склада у менеджеров Первого Бита.
Закажите обмен у менеджеров Первого Бита и сэкономьте время и ресурсы.
Продукция из Перечня изъятия, доставленная в Казахстан по ставкам ВТО
Вывоз с территории нашей Республики на территории государств Евразийского экономического союза категорически запрещен.
Информационный сервис «Электронные счета-фактуры» применяется службами государственных доходов для надзора над продукцией, внесенной в Перечень изъятий. В системе осуществляется разработка товаросопроводительной документации, содержащей нижеуказанные данные:
В связи с тем, что перевозка продукции, включая ввезенную по сниженным ставкам, выполняется перевозчиками, ответственность за действия недобросовестных предпринимателей, будет наложена на самих перевозчиков.
Таким образом, в соответствии с Регламентами Протокола, перевозчики имеют законное право отказа в транспортировке товара, на который нет вышеназванной сопроводительной документации, необходимой для предоставления при вывозе с территории РК.
Помимо этого, оформить электронный счет-фактуру на вывоз продукции, включенной в Перечень изъятий, разрешено лишь при наличии ЭЦП (электронная цифровая подпись). Это значит, что ведущий торговую деятельность налогоплательщик обязан иметь ЭЦП.
Все актуальные сведения и поправки, касающиеся провоза продукции в рамках ВТО, можно найти на официальном сайте Комитета государственных доходов РК.