Что такое пени за просрочку коммунальных платежей

Когда и за что грозит начисление пени за коммунальные услуги в 2020 году

Каждый раз, когда приходят квитанции на оплату коммунальных услуг, мы тщательно изучаем, сколько должны заплатить за тепло, свет, воду, мусор, капремонт и прочие блага цивилизации. И если вдруг видим слово «пеня», начинаем возмущаться, не понимая, откуда она взялась. Давайте разберемся, когда и как рассчитываются пени по коммунальным платежам в 2020 году.

Что такое и как возникают пени на коммунальные платежи (2020 г.)

По закону, потребители должны платить за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим. Решением общего собрания членов ТСЖ (иного кооператива жильцов) либо договором с управляющей компанией может быть установлен иной срок оплаты потребленных услуг. Если не заплатить или заплатить меньше, на задолженность начнут начислять пени – рассчитанные определенным образом штрафы за неисполнение обязанности расплатиться.

Потребители должны знать, что начисление пени за коммунальные услуги (2018 г.) может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом. А с точки зрения закона (см. ст. 154 ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ), коммунальные услуги (ресурсы) это:

При этом в состав платы за жилье входят:

Таким образом, штраф может начисляться только при наличии долгов по вышеназванным платам. Неустойка за неоплаченный вовремя домофон, антенну или интернет – незаконна. Если у вас образовалась задолженность по такой дополнительной услуге, после соответствующего предупреждения поставщик может отключить вас от нее. Но все подробности об этой процедуре должны быть тщательно описаны в договоре.

Основные принципы начисления неустойки

Напомним, что ставка рефинансирования, о которой идет речь, сейчас приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ, которую финансовый регулятор пересматривает не реже 1 раза в квартал. С 17.12.18 этот показатель равен 7,75%.

Расчет пени в 2020 году: примеры и разъяснения

Чтобы было понятно, как рассчитывается неустойка, возьмем следующие исходные данные:

Иванов должен был заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на оплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2018 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 7,25%. Размер штрафа — 1/300 ставки, то есть на долг ежедневно будут начислять 0,024% (7,25% / 300 = 0,024%). Таким образом, с 10 по 16 сентября (7 дней), неустойка для Иванова составит:

С 17 сентября ставка ЦБ РФ повысилась до 7,5%. Поэтому за непогашение долга на 10 октября 2018 года Иванову насчитают еще:

В общей сложности за месяц просрочки с 10 сентября по 10 октября должнику придется заплатить

Предположим, что Иванов не сможет рассчитаться в ближайшие три месяца. Поскольку с 31-го по 90-й день включительно неустойка рассчитывается с учетом ставки 1/300, то с 11 октября по 9 декабря 2018 года (при условии, что за этот период основные показатели не изменятся) дополнительно насчитают:

В дальнейшем штрафы увеличиваются. С 91-го дня надо использовать в расчетах уже 1/130 ставки ЦБ РФ. Допустим, что она сохранится на уровне 7,75%, и рассчитаем сумму неустойки еще на 3 месяца (с 10 декабря 2018 по 9 марта 2020 года, включительно). Она составит:

Такие несложные расчеты показали, что при задолженности в 1 тысячу за просрочку в 6 месяцев начислят чуть менее 80 рублей (7,68 + 16,5 + 54 = 78,18 рубля). Сумма ориентировочная и может измениться, если будут пересмотрены ключевые показатели.

Источник

Должникам за коммунальные услуги не будут начислять неустойку до конца 2020 года

Что случилось. С 6 апреля на сумму долга за услуги ЖКХ не станут начислять неустойку. Это касается всех коммунальных платежей, даже капремонта. Но это не значит, что можно вообще не платить за свет, газ и воду. Списать долги никто не обещал. Хотя отключать доступ к ресурсам пока тоже не будут.

Кого это касается. Мораторий на неустойку касается всех, кто пользуется коммунальными услугами и должен платить поставщикам ресурсов и управляющим компаниям, делать взносы на капремонт и оплачивать вывоз мусора. Отмена неустойки не зависит от снижения доходов, ситуации в бизнесе или карантина.

Как было раньше. Если не платить за услуги ЖКХ, на сумму долга начисляли неустойку. Ее размер привязан к ставке ЦБ и увеличивается со временем. Чем дольше копится долг, тем выше ставка пени. Если год не выплачивать долг в размере 10 тысяч рублей, пеня может составить около 2 тысяч.

Что изменилось. До конца 2020 года неустойку начислять нельзя — ни ту, что предусмотрена договором, ни указанную в законе. И отключать свет, газ и воду за неуплату тоже запрещено.

Платить все равно придется. Отмена неустойки и отключений не означает, что за услуги ЖКХ можно вообще не платить. Долг будет копиться и никуда не денется. Сумма не вырастет из-за пени или штрафа, но задолженность нужно будет погашать. Если не сделать это добровольно — будут взыскивать через суд. Для этого даже заседание проводить не нужно: хватит судебного приказа.

Такая мера поможет переждать сложный период карантинов, увольнений и снижения доходов. Если семья временно не может платить за коммуналку, дом не оставят без газа, а сумма долга не будет дополнительно расти. Хотя для поставщиков ресурсов это будет большой проблемой.

Субсидию продлят без документов. Если право на субсидию по оплате услуг ЖКХ истекает в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года, из-за коронавируса ее автоматически назначат еще на полгода — без подтверждения доходов и расходов и в том же размере. Даже если потом при пересчете выяснится, что субсидия была больше положенного, возвращать излишек не придется. Но в этом постановлении есть странное условие: там написано, что оно действует в тех случаях, когда субсидию предоставили с 26 марта 2020 года. Но тогда и срок истечет только к октябрю. Хотелось бы верить, что этот абзац означает что-то другое и субсидию продлят всем, у кого срок истекает в ближайшие полгода.

Источник

Что такое пени за просрочку коммунальных платежей

ЖК РФ Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 155 ЖК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Об особенностях применения ч. 6.2 ст. 155 к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до 01.01.2016 на срок более 10 лет, см. ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.04.2018 N 59-ФЗ) в части внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 03.04.2018.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 05.12.2015.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

(часть 14.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

(часть 16 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

(часть 17 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(часть 18 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

(часть 19 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *