Что такое пеленг в авиации
Что такое пеленг в авиации
Курс, пеленг, азимут.
Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.
Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.
Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.
Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.
Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.
Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?
Существует несколько способов определить местоположение самолета:
1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.
2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.
3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.
Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).
Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.
Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.
Пеленг радиостанции и пеленг самолета
Тот факт, что сам по себе КУР не является навигационным параметром, ограничивает возможности его применения для навигации.
Но с помощью КУР можно определить пеленг радиостанции, который является навигационным параметром и может быть использован для определения местоположения ВС. для определения пеленга необходимо знать курс ВС. Часто используется магнитный курс, измеренный магнитным компасом (курсовой системой).
Курс отсчитывается от меридиана до продольной оси ВС, а КУР – от продольной оси до направления на радиостанции. Очевидно, что сумма этих двух углов дает пеленг радиостанции – угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через ВС, и направлением на радиостанцию (рис.3.15).
Если, оставаясь в той же точке, ВС изменит курс (например, уменьшит его), то на столько же увеличится КУР. А пеленг радиостанции (сумма этих углов) не изменится. Из рис. 3.15, на котором в качестве начала отсчета выбран магнитный меридиан, можно записать
Пеленг может быть магнитным (МПР), истинным (ИПР), ортодромическим (ОПР) в зависимости от направления, принятого за начало отсчета.
Очевидно, что аналогичные соотношения можно записать и для пеленгов, отсчитанных от других направлений начала отсчета (истинного или опорного меридианов):
Рис. 3.15. Определение пеленга радиостанции
Если считать, что меридианы самолета и радиостанции параллельны, то нетрудно рассчитать и пеленг самолета, например МПС. Ведь пеленг радиостанции – это направление «туда», а пеленг самолета – это направление «обратно». И если они отсчитываются от одинакового направления отсчета, то различаются ровно на 180º:
МПС = МПР ±180 = МК + КУР ± 180. (3.2)
Во многих случаях считать параллельными меридианы самолета и радиостанции вполне допустимо, учитывая невысокую точность измерения КУР и, следовательно, точность определения МПР и МПС. Но на самом деле даже истинные меридианы самолета и радиостанции не параллельны. Ортодромия, проходящая от самолета к радиостанции, пересекает меридианы под разными углами, разность между которыми представляет собой угол схождения меридианов. Если же говорить о магнитных меридианах, то кроме того, их направления могут различаться из-за различия магнитных склонений в двух этих точках.
Точный расчет пеленга самолета будет рассмотрен позже. А пока будем считать, что магнитные меридианы радиостанции и самолета параллельны. Такое допущение во многих случаях допустимо, поскольку расстояние между радиостанцией и самолетом невелико, в средних широтах угол схождения меридианов невелик и магнитное склонение различается незначительно.
Дата добавления: 2015-06-22 ; просмотров: 8378 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Радионавигационные элементы.
Основными радионавигационными элементами являются:
Ø КУР – курсовой угол радиостанции;
Ø ОРК – отсчет радиокомпаса;
Ø Δ р – радиодевиация;
Ø ИПР – истинный пеленг радиостанций;
Ø МПР – магнитный пеленг радиостанции;
Ø ИПС – истинный пеленг самолета;
Ø МПС – магнитный пеленг самолета.
Рассмотрим их подробно.
Зная «КУР», можно указать направление на радиостанцию или узнать свое положение относительно радиостанции.
Показания курсовых углов радиокомпаса АРК-9 и положения радиостанций относительно самолета
Радиодевиация «ΔР»— это угол, заключенный между ложным направлением на радиостанцию и действительным направлением на радиостанцию. Сущность радиодевиации заключается в том, что самолет, являясь металлическим телом, находясь в поле радиосигнала, сам становится вторичным излучателем радиосигналов, и рамка в этом случае устанавливается по равнодействующей двух излучателей. Основного – наземной радиостанции и вторичного – самолета. Для точного определения КУР необходимо знать величину и знак радиодевиации
«ΔР». Величина и знак радиодевиации зависят от КУР, т.е. под каким углом приходит радиосигнал от наземной радиостанции к продольной оси самолета. Значение «ΔР» компенсируется механически, с помощью компенсатора, расположенного в чехле рамки. Остаточная «ΔР» списывается в график, который имеет вид:
С учетом ΔР курсовой угол радиостанции будет равен:
КУР = ОРК ΔР.
Ø истинный пеленг радиостанции «ИПР»;
Ø магнитный пеленг радиостанции «МПР.
Между курсом самолета и пеленгом радиостанции имеется взаимосвязь.
Пеленг радиостанции и его связь с курсом ВС.
Ø истинный пеленг радиостанции «ИПС»;
Ø магнитный пеленг радиостанции «МПС.
Между пеленгом радиостанции и пеленгом самолета имеется взаимосвязь:
ИПС = ИПР 180º
МПС = МПР 180º
Путь, курс, пеленг и другие
По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.
М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:
1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»
То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.
2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»
«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»
То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.
2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»
На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.
2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»
Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.
3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»
4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»
Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.
Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.
1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.
Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.
2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.
Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.
2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.
Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.
3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)
Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)
4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)
Радиалы. Курсы, направленные от станции.
Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.
Фотография Окань Дениса.
(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)
Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.
Чтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).
Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.
Справа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.
Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.
Так что, курс это – курс, а Course это – Course.
Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».
(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)
Пеленг и азимут в чем разница. Путь, курс, пеленг и другие
Пеленг
Пеленг разделяют на:
Пеленг и азимут
В отличие от азимута, допускающего вариации отсчета, пеленг всегда измеряется от направления на норд, по часовой стрелке и на полную дугу окружности. Таким образом пеленг соответствует круговому азимуту.
Пеленг (строй)
Разница между азимутом и пеленгом
Азимут против пеленга
Когда кто-то спрашивает у вас дорогу, мы всегда даем ему дорогу из места, которое вы оба знаете или с которым согласны. Это может быть место, где вы находитесь в данный момент, или другое место, которое вам обоим хорошо известно. Ключевой идеей здесь является то, что нам нужна общепринятая позиция или, более формально, ориентир для определения местоположения. Расширение этой, казалось бы, простой идеи можно увидеть везде, где возникает аналогичная проблема навигации.
Поскольку положение на сфере удобно выражать с помощью углового смещения от точки, этот метод широко используется в геодезии, навигации, астрономии и других связанных предметах. Земля — это глобус; поэтому любое местоположение на Земле можно определить с помощью двух независимых мер углового смещения. Эти меры часто называют координатами, а система известна как сферическая система координат.
Азимут — это одна из координат, используемых в сферической системе координат, которая представляет собой угловое расстояние по часовой стрелке от истинного севера вдоль горизонтальной плоскости до рассматриваемого положения. Подшипника также угловое расстояние, измеренное по горизонтали, но опорное направление или точка является выбором наблюдателя.
Подробнее об Азимуте
Азимут более формально определяется в общей форме как угол между горизонтальной проекцией вектора от начала координат (или точки наблюдателя) до рассматриваемой точки и опорным вектором на горизонтальной плоскости. В большинстве полей этот опорный вектор считается линией к северу или меридианом север-юг. Поскольку это угловое измерение, оно всегда имеет единицы измерения углов, такие как градусы, градусы или угловые милы.
Термин азимут используется в навигации, картографии, топографической съемке, стрельбе и во многих других областях. В каждое поле добавлены вариации к своему основному определению, что делает его более подходящим для контекста предмета. Поэтому азимут, описанный в астрономии, немного отличается от азимута, описанного в картографии.
Азимут может быть определен с помощью солнечного наблюдения, метода астрономического направления, метода равных высот, метода повторений, микрометрического метода и часовых углов Полярной звезды и пересечения альмукантара.
Подробнее о подшипнике
Пеленг — это угол от исходного направления / линии, выбранной наблюдателем, до другого направления. Обычно взять на север или на юг в качестве опорного направления. В зависимости от ситуации или приложения прямое направление также может считаться опорным.
В обозначениях азимут задается как простой угол, поскольку он является принятым стандартом, но в случае пеленга также упоминаются исходное направление и направление вращения. Рассмотрим следующие примеры.
Азимут | Подшипник | ||
45 ° | Восток | N 45 E | 45 ° к востоку от севера |
315 ° | Запад | N 45 W | 45 ° к западу от севера |
337 ° 30’ | северо-Запад | N 22.5 W | 22.5 ° к западу от севера |
В чем разница между азимутом и пеленгом?
• Азимут — это угол от севера вдоль горизонтальной плоскости и одна из двух основных координат сферической системы координат.
• Пеленг — это угол в горизонтальной плоскости относительно исходного направления, определяемого наблюдателем.
• Для азимута, опорное направление на север, и вращение по часовой стрелке, в то время, для подшипника, как опорный и вращение определяются наблюдателем
• Хотя азимут является стандартной мерой, пеленг — это скорее местная мера, основанная на наблюдении.
• С одной стороны, азимут — это азимут с базовым севером и вращением по часовой стрелке.
• При обозначении азимут просто указывается в градусах (или градусах или милах), а азимут указывается с углом, опорным направлением и направлением вращения.