Что такое педагогика высшей школы
Педагогика высшей школы
Полезное
Смотреть что такое «Педагогика высшей школы» в других словарях:
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия
Педагог высшей школы — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия
Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия
Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика великих цивилизаций Востока — На П. великих цивилизаций Востока определяющее влияние оказал подчёркнуто традиц. характер вост. общества; примат социального (семья, община, каста, гос во) или религиозного над личностно индивидуальным, синкретизм разл. сфер жизни людей. До… … Российская педагогическая энциклопедия
Креативная педагогика — Креативная педагогика наука и искусство творческого обучения[1]. Это разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогикa (от… … Википедия
Античная педагогика — направление общественной мысли, развивающейся как составная часть античной культуры. Античная педагогика явилась колыбелью европейского образования. В ее рамках сформировались идеи гуманизма и гуманистического воспитания, модель… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль пед. науки, изучающая организов. деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. И. т. п. как относительно самостоят. отрасль… … Российская педагогическая энциклопедия
Кино и педагогика — кино и педагогика. Воспитательная функция кино вытекает из самой природы кинематографа как неотъемлемой части мировой культуры, и эта функция, в свою очередь, неотделима от образования. Принципиальная позиция советской педагогики предполагает… … Кино: Энциклопедический словарь
Педагогика высшей профессиональной школы
Марина Морякова
Педагогика высшей профессиональной школы
Педагогика высшей профессиональной школы
Педагогика высшей школы относительно молодая наука. Она оформилась в самостоятельную отрасль педагогических знаний примерно в середине XX в., когда появились первые учебные пособия по педагогике. Однако отдельные мысли, советы, рекомендации по вопросам обучения, воспитания, работы со студентами сопровождали историю развития университетского образования. С учетом бурного развития научных знаний, несмотря на «молодость», от педагогики высшей школы уже начали отделяться отдельные отрасли.К ним можно отнести: дидактику высшей школы; теорию и методику воспитания в вузе; вузоведение; менеджмент в высшей школе. Педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основных педагогических категорий.
Актуальной проблемой педагогики высшей школы является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, осуществляемой в процессе его взаимодействия с преподавателями.
Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.
С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы утверждал, что научность, связь теории с практикой, практического опыта с наукой, системность и последовательность в подготовке специалистов, сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе, соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе.
Дидактика высшей школыпризвана поставить на научную основу решение следующих проблем:
1. Обоснование специфических целей высшего образования.
2. Обоснование социальных функций высшей школы.
3. Обоснование содержания образования.
4. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.
5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др.
Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учётом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта. В дидактике исследуются проблемы реализации содержания образования в учебном процессе с учётом возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов как средства повышения эффективности учебной деятельности; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности.
Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей; он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории.
Педагогика высшей школы исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодёжи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путём создания гуманитарной среды в высшей школе.
Можно выделить задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам педагогики высшей школы:
1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методик проведения исследований в профессиональной педагогике.
2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.
5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий профессионального образования.
8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности
Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения.
Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.
«Гуманная педагогика» Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям.
«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.
Музейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.
Консультация «Музейная педагогика для дошкольников» Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика Музейная педагогика Воспитатель Паташова Н. А. «Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической.
Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Воспитание гражданина и патриота, знающего и.
Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика» «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном» А. Николаев «Нет песни – нет калмыка».
Эссе «Моя педагогика» Решение стать педагогом я приняла по примеру своей первой учительницы. Кориковой Зинаиды Михайловны. Учителя с большой буквы. Человека с.
Педагогика высшей школы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогика высшей школы представляет собой научную область, направленную на выявление путей, условий оптимизации образовательно-воспитательных процессов в высших учебных заведениях, повышения эффективности формирования всестороннеразвитого конкурентоспособного выпускника вуза; общественная гуманитарная наука о студенчестве, его образовании и воспитании.
Предмет педагогики высшей школы
Под предметом педагогики высшей школы понимают педагогические исследования особого вида, направленные на выявление закономерностей и механизмов, поиск путей формирования специалистов высшей квалификации.
Как научная область, данное направление возникло на базисе общей педагогики, однако, особенности подготовки специалистов определенного профиля формируют специфику данного направления исследований.
Категории педагогики высшей школы
Ключевой категорией науки является категория образования. В структуре данной категории выделяют следующие составляющие:
Категория образования не может пониматься как простая сумма знаний, умений и навыков. Высокий уровень образования в обязательном порядке включает развитие, сформированность профессионально значимых личностных качеств и свойств, умений творчески и самостоятельно применять полученные знания в процессе достижения поставленных целей.
В качестве основных категорий педагогики высшей школы отдельно следует назвать категорию учения, под которой в современной научной литературе понимается самостоятельная деятельность студента в процессе познания, высокий уровень мотивации к реализации познания, самосовершенствования.
Готовые работы на аналогичную тему
Педагогический процесс как одна из важнейших категорий научной сферы представляет собой всю совокупность учебных, воспитательных, развивающих инструментов, которые используются в рамках того или иного образовательного учреждения для достижения поставленных целей, оптимизации процессов формирования профессиональных компетенций.
Место педагогики высшей школы в системе наук о человеке
Высокая гуманитарная составляющая, антропоцентризм научной области обуславливает многочисленные взаимосвязи дисциплины с другими исследовательскими отраслями, изучающими человека во всем многообразии его проявлений.
Продуктивное взаимодействие педагогики высшей школы и педагогической психологии обеспечивает
Достижения психологии ложатся в основу разработки тестов, программ, учебников и др. дидактических материалов.
Выступая общественной наукой, педагогика высшей школы тесто связана с социологией. Социологические исследования и статистика помогают педагогам и ученым выявлять закономерности, интенции и закономерности развития тех или иных феноменов, связанных с обучением студентов.
Отмечается тесное взаимодействие научной дисциплины с такими общественными и естественными науками, как биология, медицина, экономика, политология и пр.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе.
Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий — лекций, диспутов и т. п. — обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики, начиная с Квин-тилиана. Опыт преподавания закреплялся также в уставах высших уч. заведений. С 19 в. в Германии, Великобритании и др. странах стали появляться спец. труды по академич. (университетской) педагогике.
В России становление П. в. ш. связано с деятельностью М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Н. И. Пирогова, традициями уч. практики Московского, Казанского и Петербургского ун-тов, а также Профессорского ин-та при Дерпт-ском ун-те. Значит. внимание проблемам преподавания в высшей школе уделяли учёные Н. А. Умов, М. В. Остроградский, Д. И. Менделеев и др., а также писатели и обществ. деятели Л. Н. Толстой, Д. И. Писарев и др. В 1907 опубликован труд проф. Л. И. Петражицкого «Университет и наука», считающийся первой рус. книгой по П. в. ш.
После Окт революции развитию II в III способствовали ученые, создатели крупных науч. школ, а также педагоги А II Пинкевич, E H Медынский и др
С сер 60-х гг. II в III стала разрабатываться комплексно, охватив не только специфику образования студенч. молодежи, но и вопросы взаимодействия уч и науч. работы в высш. школе, организации и управления высш. уч заведениями II в III стала шире использовать достижения общей педагогики и психологии, в т.ч. наследие В А Сухомлинского, Л С Выготского, Б Г Ананьева Появились обобщающие работы по II в III И Я Конфедсратова, С И Зиновьева, С M Василейского, а также коллективные
Теория уч-познават. и науч. деятельности студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные пед.действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники В этом разделе изучаются проблемы внедрения в уч процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др
Теория обучения в высш. школе объясняет дидактич. явления через принципы обучения Вследствие единства в высшей школе обучения и науч. исследования в II в III как принципы дидактики выступают и нек-рые общенауч. положения науч. организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т. д. Осн. значение таких общенауч. принципов в II в III проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и науч. исследования
Теория обучения в высш. школе раскрывает качеств изменения в уч процессе, в к-рых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Уч. процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактич, психол, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактич. закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т. д. Лишь с учетом этих обстоятельств в П.В.Ш. выделяется неск. законов единства уч. и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и нек-рые др. С этими законами связаны специфич. правила и условия обучения Психол. подход к учению — необходимое условие установления такой связи.
Раздел Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в уч. –воспитат. процессе в вузе. Наиб. существенные среди них психол. обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных уч задач, психол. обоснование путей совершенствования методов преподавания.
Эти задачи распространяются как на уч и науч. работу, так и на формирование личности и проф. подготовку студентов. Для П.В.Ш. особенно важным выступает психол. анализ актов пед.воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.
Важную роль психол. аспекты П.В.Ш. играют в условиях применения активных методов обучения с использованием техн средств обучения, а также при освоении совр. науч. теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, спец. языков науки и т. д. Опираясь на данные психологии, преподаватели высш. школы могут управлять познават. деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения. Интерес и мотивы для уч процесса являются основой, на к-рой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практич.опыт студентов.
Уч. процесс в высш. школе — это сложная система движения информац. потоков, динамика к-рых характеризует у ч процесс как по форме, так и по содержанию. Эти аспекты анализирует теория основных информационных компонентов уч процесса, она рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании разл. видов уч и науч. деятельности студентов.
Раздел науч. организация уч процесса рассматривает вопросы управления уч и науч. деятельностью студентов Осн. задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т с понимания, создающего определенную базу для освоения новой уч. информации. Управление обучением направлено на рационализацию уч и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения П.В.Ш. определяет, т о, дидактич. стратегию — общую организацию уч. процесса и метод тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения).
С этими компонентами связана разработка «операционности» пед.воздействий на студенч. аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т с осуществление уч процесса с учетом оценки психологии восприятия уч. информации.
Теория и методика развития техн средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-пед.аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познават. деятельности.
В исследовании своей проблематики П.В.Ш. использует широкий круг обще-пед.и общенауч. методов.
П в III играет существ роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос. стандартах высш. образования, в уч планах и программах, а также в формировании содержат модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника высш. школы требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразоват.школы, вуза и последипломного повышения квалификации. Существ моментом в этой связи предстает поиск П.В.Ш. возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки разл. категорий студентов в рамках единого образоват.процесса. Актуальной задачей является также исследование заруб. опыта высш. школы.
П в III призвана обеспечивать реализацию в уч процессе вузов осн. принципов высш. образования фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенауч. и культурный уровень студентов, их сознат гражд. позицию.
С учетом процессов развития высш. школы перспективны исследования проблем системной организации уч процесса, оптимизации информац. обеспечения, концептуально-проблемной деятельности, углубления связи уч и науч. работы, интеграции межпредметных и меж-науч. связей и др.
В Рос. Федерации исследования по П.В.Ш. ведутся в НИИ высшего образования, на специализиров и общепед.кафедрах ун-тов и отраслевых ин-тов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высш. школы (первый обществ.ун-т пед.мастерства для них был организован в 1968 при МЭИ, под руководством И Я Конфедератова).
Педагогика высшей школы: структура, современное состояние
Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Вторая специфическая особенность педагогики высшей школы состоит в ее преемственности со школьной педагогикой.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе. Предметом ПВШ является образовательный процесс в высшей школе. В исследовании своей проблематики ПВШ использует широкий круг общепедагогических и общенаучных методов. ПВШ призвана обеспечивать реализацию в учебном процессе вузов основных принципов высшего образования: фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенаучный и культурный уровень студентов, их сознательную гражданскую позицию.
Структура. В рамках ПВШ разрабатываются:
1. Теория учебно-познавательной и научной деятельности (иногда называется дидактикой высшей школы) студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные педагогические действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники. В этом разделе изучаются проблемы внедрения в учебный процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др. Теория обучения в ВШ объясняет дидактические явления через принципы обучения. Вследствие единства в высшей школе обучения и научного исследования в ПВШ как принципы дидактики выступают и некоторые общенаучные положения: научная организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т.д. Основное значение таких общенаучных принципов в ПВШ проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и научного исследования.
Теория обучения в высшей школе раскрывает качественные изменения в учебном процессе, в которых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Учебный процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактических, психологических, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактическими закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т.д. Лишь с учетом этих обстоятельств в ПВШ и выделяется несколько законов единства учебной и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и др. С этими законами связаны специфические правила и условия обучения. Психологический подход к учению — необходимое условие установления такой связи.
2. Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в учебно-воспитательном процессе в вузе Наиболее существенные среди них психологическое обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных учебных задач, психологическое обоснование путей совершенствования методов преподавания. Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование личности и профессиональную подготовку студентов. Для ПВШ особенно важным выступает психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.
Важную роль психологические аспекты ПВШ играют в условиях применения активных методов обучения с использованием технических средств обучения, а также при освоении современной научной теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, специальных языков науки и т.д. Опираясь на данные психологии, преподаватели могут управлять познавательной деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения и т.п. Интерес и мотивы для учебного процесса являются основой, на которой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практический опыт студентов.
3. Теория информационных компонентов учебного процесса. Учебный процесс в высшей школе — это сложная система движения информационных потоков, динамика которых характеризует учебный процесс как по форме, так и по содержанию. Она анализирует эти аспекты, рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании различных видов учебной и научной деятельности студентов.
4. Методика учебной и научной работы студентов рассматривает систему знаний, навыков и умений научного и прикладного профессионального значения Основная задача — установление связи содержания изучаемых дисциплин с методами и средствами их изучения и науч анализа, в т ч с методами самостоят науч работы. Благодаря анализу содержательного материала в этом аспекте ПВШ формулирует основные методические направления учебно-познавательной деятельности пропедевтики, формирования научной системы предметных знаний, средств, методов и правил практических учебных действий, а также эвристических, проблемных и модельных методов решения учебных и научных задач.
5. Научная организация и управление учебным процессом рассматривает вопросы управления учебной и научной деятельностью студентов. Основная задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т.е. понимания, создающего определенную базу для освоения новой учебной информации. Управление обучением направлено на рационализацию учебного и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения. ПВШ определяет, т о, дидактическую стратегию — общую организацию учебного процесса, метод и тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения). С этими компонентами связана разработка «операционности» педагогических воздействий на студенческую аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т.е. осуществление учебного процесса с учетом оценки психологии восприятия учебной информации.
6. Теория и методика развития технических средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-педагогические аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познавательной деятельности.
7. История высшего образования и ПВШ.
ПВШ играет существенную роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос стандартах высшего образования, в учебных планах и программах, а также в формировании содержательной модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника ВШ требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразовательной школы, вуза и последующего повышения квалификации. Существенным моментом в этой связи предстает поиск ПВШ возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки различных категорий студентов в рамках единого образовательного процесса. Актуальной задачей является также исследование зарубежного опыта высшей школы.
Современное состояние педагогики высшей школы:
Европа: Некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности.
1. Рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием.
2. Интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7-10 лет.
3. Быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии.
4. Выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т.д.).
5. Наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда.
6. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;
7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.
Основные тенденции развития высшей школы:
1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.
3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант.
4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.
5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.
6. Компьютеризация высшего образования.
7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов.
8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.
9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.
10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т.п.
Россия: Среди современных научных проблем, которые ждут своей разработки, к числу актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно-ориентированными. Иначе говоря, приспособленным к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования (бакалавр, магистр), довузовскому опыту, набору педагогически профессионально значимых личностных качеств.
Перспективы развития высшего образования напрямую зависят от следующих основных факторов:
1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности.
2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;
3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; для нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений;
4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;
5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.