Что такое педагогическое колесо
Дидактор
педагогическая практика
ПАДагогическое колесо Аллана Каррингтона — интерактивный инструмент учебного планирования
Таксономия учебных целей американца Бенджамина Блума до сих пор привлекает мировую педагогическую общественность. Современных учителей интересует, прежде всего, практическое целеполагание: как последовательно добиваться ощутимых учебных результатов, в том числе с помощью современных цифровых инструментов.
В интернет-пространстве появились десятки визуализированных моделей таксономии Б. Блума.
Многие педагоги стремились взять за основу таксономию Б. Блума и описать инструменты достижения целей.
Дидактор в своё время тоже внёс свой вклад, опубликовав Интерактивную таксономию учебных целей и задач, в которой таксономия учебных целей Б. Блума органично дополнялась таксономией учебных задач Д. Толлингеровой.
Модель планирования результатов и процесса обучения австралийского педагога Аллана Каррингтона вызвала большой интерес учителей ряда стран.
Это была уже расширенная модель, где таксономия Б. Блума рассматривалась как один из аспектов учебной деятельности.
В модели А. Каррингтона — пять основных взаимосвязанных компонентов (фильтров), изображённых в виде шестерёнок единого механизма, название которому учебный процесс.
Прежде всего, в модели австралийского педагога привлекает детальное описание глаголов действий и активностей по всем учебным целям, а также подборка цифровых инструментов к ним.
Популяризируя своё «колесо», А. Каррингтон проводил консультации, мастер-классы и семинары в ряде стран.
Благодаря усилиям образовательного блоггера Ольги Евстифеевой, появилась русскоязычная версия колеса А. Каррингтона.
Интерактивный плакат колеса на русском языке вы можете посмотреть и загрузить по этой ссылке.
Что такое педагогическое колесо
Фоксфорд.Учителю запись закреплена
Падагогическое колесо Аллана Каррингтона
Различные приложения могут быть использованы на уроках, но прежде чем применять их в классе, важно понять, как они помогут в достижении образовательных целей и усвоении учениками программы. На этот вопрос ответил австралийский педагог Аллан Каррингтон. Он создал пАдагогическое (от слова iPad) колесо и объяснил, как использовать мобильные приложения в преподавании.
Падагогическое колесо сочетает в себе:
возможности мобильных приложений,
глаголы действий и активности по учебным целям.
Суть колеса в том, чтобы преподаватель смог из сотни существующих приложений найти наиболее подходящее для решения задач не наугад, а задавая себе вопросы о выборе и методах.
Для чего использовать:планирование занятий,
развитие конкретных навыков,
планирование образовательных целей,
проектирования индивидуальных траекторий обучения.
Версия колеса на русском языке появилась благодаря образовательному блоггеру Ольге Евстифеевой.
Подробнее о секторах колеса:
Приложения, которые относятся к типу «Знание/понимание» учат:
работать с терминами,
идентифицировать факты,
находить информацию,
выбирать ответ из списка,
восстанавливать последовательность,
объяснять идеи или концепции,
суммировать содержание,
пересказывать смысл другими словами.
Приложения, которые относятся к типу «Применение» учат:
внедрять изученные методы,
применять знания в незнакомых обстоятельствах.
Приложения, которые относятся к типу «Анализ» учат: различать объекты,
определять отношения объектов,
распознавать разные типы организации содержания.
Приложения, которые относятся к типу «Оценка» учат:
оценивать материал или методы,
судить о достоверности содержания, точности, качестве, эффективности,
принимать обоснованные решения.
Приложения, которые относятся к типу «Создание» учат:
генерировать идеи,
разрабатывать планы,
разрабатывать свои проекты.
Вы пользуетесь какими-либо приложениями из падагогического колеса?
✨Падагогическое колесо сочетает в себе:
➖возможности мобильных приложений,
➖глаголы действий и активности по учебным целям.
✨Суть колеса в том, чтобы преподаватель смог из сотни существующих приложений найти наиболее подходящее для решения задач не наугад, а задавая себе вопросы о выборе и методах.
Для чего использовать:
🔸планирование занятий,
🔸развитие конкретных навыков,
🔸планирование образовательных целей,
🔸проектирования индивидуальных траекторий обучения.
✨Версия колеса на русском языке появилась благодаря образовательному блоггеру Ольге Евстифеевой.
✨Подробнее о секторах колеса:
Приложения, которые относятся к типу «Знание/понимание» учат:
работать с терминами,
идентифицировать факты,
находить информацию,
выбирать ответ из списка,
восстанавливать последовательность,
объяснять идеи или концепции,
суммировать содержание,
пересказывать смысл другими словами.
Приложения, которые относятся к типу «Применение» учат:
внедрять изученные методы,
применять знания в незнакомых обстоятельствах.
Приложения, которые относятся к типу «Анализ» учат: различать объекты,
определять отношения объектов,
распознавать разные типы организации содержания.
Приложения, которые относятся к типу «Оценка» учат:
оценивать материал или методы,
судить о достоверности содержания, точности, качестве, эффективности,
принимать обоснованные решения.
✨Падагогическое колесо сочетает в себе:
➖возможности мобильных приложений,
➖глаголы действий и активности по учебным целям.
✨Суть колеса в том, чтобы преподаватель смог из сотни существующих приложений найти наиболее подходящее для решения задач не наугад, а задавая себе вопросы о выборе и методах.
Для чего использовать:
🔸планирование занятий,
🔸развитие конкретных навыков,
🔸планирование образовательных целей,
🔸проектирования индивидуальных траекторий обучения.
✨Версия колеса на русском языке появилась благодаря образовательному блоггеру Ольге Евстифеевой.
✨Подробнее о секторах колеса:
Приложения, которые относятся к типу «Знание/понимание» учат:
работать с терминами,
идентифицировать факты,
находить информацию,
выбирать ответ из списка,
восстанавливать последовательность,
объяснять идеи или концепции,
суммировать содержание,
пересказывать смысл другими словами.
Приложения, которые относятся к типу «Применение» учат:
внедрять изученные методы,
применять знания в незнакомых обстоятельствах.
Приложения, которые относятся к типу «Анализ» учат: различать объекты,
определять отношения объектов,
распознавать разные типы организации содержания.
Приложения, которые относятся к типу «Оценка» учат:
оценивать материал или методы,
судить о достоверности содержания, точности, качестве, эффективности,
принимать обоснованные решения.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОЛЕСО
Педагогическое колесо придумал Аллан Каррингтон (Австралия). Оно позволяет соединить в требования к современному выпускнику, таксономию Блума (пересмотренную и цифровую) и уровни использования информационных технологий в обучении. В оригинале у Аллана это пАдагогическое (от iPad) колесо, и он рассматривает таксономию Блума в привязке к приложениям для iPad.
PadWheel_Poster_V4 — скачайте интерактивную версию колеса (http://designingoutcomes.com).
Посмотрим на сектора колеса, опирающиеся на уточненную таксономию Блума.
Запоминание: | Приложения, которые относятся к типу «Запоминание», улучшают возможности пользователя по определению терминов, идентификации фактов, и вспоминанию и нахождению информации. Многие образовательные приложения относятся к «Запоминающей» фазе обучения. Они просят пользователей выбрать ответ из списка, восстановить последовательность или ввести ответ. |
Понимание: | Приложения, которые относятся к типу «Понимание», предоставляют возможность учащимся объяснять идеи или концепции. Такие приложения помогают уйти от выбора «правильного» ответа и дать ученикам более открытый формат, чтобы суммировать содержание и пересказать другими словами смысл. |
Применение: | Приложения, которые относятся к типу «Применение», предоставляют возможности учащимся продемонстрировать свою способность внедрять изученные процедуры и методы. Они также подчеркивают способность применять концепции в незнакомых обстоятельствах. |
Анализ: | Приложения, которые относятся к типу «Анализ», позволяют улучшить способность учащихся различать между соответствие, определять отношения объектов, и распознавать разные типы организации содержания. |
Оценка: | Приложения, которые относятся к типу «Оценка», позволяют улучшить способность учащихся оценивать материал или методы, опираясь на критерии, установленные ими самими или кем-то другим. Они помогают ученикам судить о достоверности содержания, точности, качестве, эффективности и принимать обоснованные решения. |
Создание: | Приложения, которые относятся к типу «Создание», предоставляют возможность учащимся генерировать идеи, разрабатывать планы и создавать свои продукты. |
Для оптимального использования Падагогического Колеса используйте его как ряд подсказок или взаимосвязанных зубчатых колес, чтобы проверить Вашу концепцию обучения от планирования до реализации.
Колесо свойств:
Это основа дизайна образовательного процесса. Вы должны постоянно возвращаться к таким вещам как этика, ответственность и гражданская ответственность. Задайте себе вопрос: «Как будет «выглядеть» выпускник после этого учебного опыта, т.е. что в моем уроке или курсе сделает его успешным для него самого и для окружающих?» Спросите: «Как я поддерживаю эти свойства и возможности?»
Колесо мотивации
Спросите себя: «Как это все, что я строю и чему учу, развивает у учеников самостоятельность, мастерство и соответствует их целям»?
Колесо Блума
Помогает вам разработать цели обучения, которые обеспечивают достижение более высокого уровня мышления (развития теоретического мышления?). Постарайтесь, заложить в свой курс по крайней мере, одну цель обучения из каждой категории. Только после этого вы готовы к применению технологий.
Технологическое колесо:
Колесо SAMR Модели:
Задайте вопрос: «Как вы собираетесь использовать технологии, которые Вы выбрали»? На этом этапе Вы выбираете: технологии, применяемые вами, несут что-то новое, помогают расширить педагогическую задачу или просто являются заменой традиционных.
Модель SAMR (Substitute, Augmentation, Modification, Redefinition – Замена, Накопление, Модификация, Преобразование) объясняет, как внедрять современные технологии в преподавание. Цель модели — помочь учителям создавать и эффективно использовать в учебном процессе новые электронные технологии для повышения качества образования и уменьшения количества рутинной работы.
Колесо педагогического баланса
Автор: Макеева Наталья Алексеевна, воспитатель МБДОУ № 21 «Росинка» г. Долгопрудный.
Наверное, нет такого человека, который бы не сожалел о прошлых ошибках и не беспокоился о будущем. Подобные переживания не только не приносят ничего хорошего в психологическом плане, но и отнимают время. Или такая ситуация. Человек поставил перед тобой цель и достиг ее — но при этом ему многим пришлось пожертвовать. А потом вдруг оказалась, что цель была ложная. В итоге — крах надежд и затяжная депрессия. Чтобы подобного не могло произойти в принципе, нужно постараться существовать в гармонии с самим собой и своими планами. Конечно, это не особо легко.
Для эффективного анализа жизненных приоритетов коуч и автор книг по саморазвитию, Пол Дж. Майер, придумал простое наглядное пособие – «Колесо жизненного баланс». Я сама прибегаю к этому пособию, чтобы отслеживать прогресс и корректировать новые цели. Полезно делать «Колесо жизненного баланса» в случаях, когда сложно понять, чего хочется, есть трудность в постановке целей, либо ощущение, что задач множество в разных сферах жизни, и не понятно, за что взяться в первую очередь.
Проанализировав это психологическое пособие, я решила использовать его в профессиональной деятельности, переименовав его в «колесо педагогического баланса». Такой инструмент, поможет дать правильную оценку каждой сфере деятельности педагога, определиться с приоритетами, наметить правильные цели и пути продвижения к ним, ответить самому себе на важные вопросы.
Как работает данное колесо в педагогике, наглядно покажу на своем примере. Мое колесо педагогического баланса поделено на 7 сегментов. Количество секторов у каждого свое. Их может быть больше или меньше, все зависит от каждого из вас. Я выделила семь, потому что данная цифра для меня значима. Во-первых, в цифре семь, спрятано слово семья, а это самое главное в жизни человека, во-вторых в природе существует такое природное явление, как радуга и она состоит из семи цветов. А слово «радуга» означает радость, семь музыкальных нот на нотном стане, Бог создал жизнь на Земле за семь дней. Цифра семь не такая уж и простая она уникальная.
Данные сектора – сферы, отражающие основные компетенции педагога и составляющие мой портрет воспитателя. Мое колесо педагогического баланса – анализ баланса педагогических компетенций. После составления колеса я наглядно вижу, какие из сфер находятся в незыблемом приоритете, а в каких неизменно возникает дисбаланс.
Так как моя цель, чтобы колесо мое весело и стремительно катилось по дороге педагогики, а не ковыляло, спотыкалось, опиралось на что-то. Не забывайте хвалить себя за успех в каком-то определенном сегменте. Так как, не исключено, что именно отсюда, из этой успешной области колеса педагогического баланса вы сможете черпать силы и вдохновение для улучшения слабых пунктов. Связь между ними обязательно есть, ведь речь идет о вашей педагогической деятельности. Какие-то сферы связаны очень тесно, другие — слабее. Однако, подтянув одну, вы определенно увидите заметные улучшения и в других категориях, которые так или иначе взаимодействуют с этой. Я наглядно могу видеть, что низко оцененные области нужно поднять до более высокого уровня. Размышляю, почему я на сегодняшний момент уделяю им мало времени, и какие пути решения видны.
Итак, для меня колесо педагогического баланса – это прекрасный инструмент самоанализа в моей педагогической работе.
Теперь более детально познакомимся с каждой из сфер моего колеса педагогического баланса.
Первой и основной сферой, которая требует постоянной внутренней прокачки, является качество, которым должен обладать каждый современный педагог – это активная жизненная позиция в профессии.
Что такое для меня воспитатель?
Разве возможно все это без внутренней энергии и желания постоянно двигаться вперед?
Я, мои воспитанники и их семьи – постоянные участники муниципальных, региональных и всероссийских акций конкурсов, фестивалей которые повышают имидж дошкольного учреждения, способствуют укреплению института семьи, а также носят благотворительный характер.
Я активно организую взаимодействие с социальными партнерами нашего учреждения для расширения социокультурного пространства и успешной социализации своих воспитанников. Успешно совмещаю педагогическую деятельность с общественной работой.
С 2019 года являюсь председателем профсоюзной организации дошкольного учреждения.
Вторая важная сфера – владение актуальными методами обучения.
На сегодняшний день, модернизированные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
Обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Существуют различные методы образования дошкольников.
В своей работе с детьми я стараюсь стимулировать их познавательную деятельность, строить образовательный процесс таким образом, чтобы они были не пассивными слушателями, а активными его участниками. С этой целью активно применяю в своей работе различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности:
Результатом применения этих методов и технологий являются реализованные нами групповые проекты, экспериментальная деятельность, организация развивающих игр, сюжетно-ролевых игр, а также эти нетрадиционные формы обучения способствуют формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности дошкольников.
Следующая компетенция – владение современными информационно-коммуникативными технологиями.
Двадцать первый век – это век развития новых технологий, которыми должен владеть современный педагог. В своей работе я активно использую компьютерную технику, свободно ориентируюсь в образовательных интернет ресурсах. Владею компьютерными программами для создания видеофильмов, роликов, иллюстрированных альбомов, газет. Во фронтальной работе с детьми я активно использую СМАРТ-доску, при индивидуальной работе при выполнении заданий логопеда используется ноутбук, программы мерсибо.
В ситуации пандемии, все столкнулись с необходимостью осваивать дистанционное обучение. Мною были освоены мессенджеры Телеграмм, Зум, Скайп, Инстаграм. С помощью которых, проводились онлайн-занятия, записывались и выкладывались в сеть необходимые для выполнения рабочего плана мастер-классы и лекции. Отчеты дистанционной работы представлены на моем персональном сайте (https://makeeva-na-21dolsadik.edumsko.ru), который постоянно пополняется новыми педагогическими находками, идеями, конспектами, отчетами.
Четвёртая сфера моего колеса – это диссеминация педагогического опыта.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
На мой взгляд, это одно из обязательных требований, предъявляемых к современному педагогу. Я активно делюсь своими находками в режиме сетевого общения педагогов посредством личного сайта и сайта дошкольного учреждения.
Я активный участник методического объединения педагогов не только на уровне ДОУ, но на уровне округа и региона. Активно демонстрирую освоенные мною педагогические технологии посредством мастер-классов и выступлений, семинаров-практикумов.
Одна из наиболее значимых областей колеса – это индивидуальные образовательные достижения воспитанников.
Они имеют положительную динамику освоения основной образовательной программы дошкольного образования, регулярно принимают участие в городских, областных и всероссийских мероприятиях, выставках, конкурсах, занимая призовые места. Дипломы, грамоты и сертификаты их достижений систематически пополняют личные портфолио детей.
Всем нам знакомо чувство особенной радости – радости и гордости за успехи своих воспитанников, которое окрыляет нас на дальнейшее творчество и развитие.
Следующая сфера тесно связана с предыдущей – это взаимодействие с семьями воспитанников.
Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими достижениями, а если проблемами, то и совместно их решать.
Детский сад и семья должны рука об руку вести детей, воспитывая и обучая. Семья своей любовью дает ребенку чувство защищенности и семейно-бытовой опыт, а воспитатели являются помощниками родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОУ, я применяю, как правило, три формы сотрудничества это: индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.
Наглядно-информационные формы – фотовыставки и фотомонтажи, сайты детского сада и группы, выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фото уголок, листовки и буклеты, оформление папок-передвижек и стендов, выставка семейных реликвий и др.
Индивидуальные формы – «Почтовый ящик» (родители пишут свои вопросы), анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям, родительские клубы, мини-библиотека.
Наиболее интересными и результативными я считаю коллективные формы – работа с родительским комитетом, родительские собрания, дни открытых дверей, праздники, проведение различных акций, занятий тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование, родительские гостиные, устные журналы, экскурсии, походы, совместные досуги (праздники, посещение театра, музея и т.д.) и др.
И завершает мое колесо одна из самых интересных в моей практике сфер – развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности.
Все мы понимаем, что современному обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно поэтому, помимо традиционных способов развития творческих способностей детей, я использую нетрадиционные техники рисования: рисование мятой бумагой», «кляксография», «рисование пальчиками», «рисование отпечатками», «рисование на мыльной пене»; «эбру»; «пластилинография», «тестопластика», создание картины с помощью ниток и другие, а также коррекционные технологии, целью которых является снятие психоэмоционального напряжения и развитие эмоционального интеллекта дошкольников (сказкотерапия; цветотерапия; песочная терапия, музыкальная терапия).
В этом году для меня была особенно актуальна технология песочной терапии.
Для меня, как педагога, песочная терапия один из нестандартных и эффективных методов работы с детьми. Песочница может выступать как посредник для установления контакта с ребенком, а также облегчить адаптационный период при поступлении в дошкольное учреждение. Во время игр в песок у ребенка повышается интерес к занятиям, появляется желание узнавать что-то новое, работать самостоятельно и в команде, экспериментировать.
Хорошо развивается тактильная чувствительность, развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также мелкая моторика, что в свою очередь приводит к развитию речи и связного высказывания, умению вести диалог (что для меня сейчас особенно важно, так как я являюсь воспитателем логопедической группы).
Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникации ребенка. Стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, преодолеваются страхи, комплексы, повышается самооценка, в итоге развивается эмоциональный интеллект детей.
Подводя итог демонстрации своего опыта, хочу сказать, что современному воспитателю сегодня работать не просто. Эта постоянная внутренняя работа в поиске баланса, чтобы колесо его профессиональной деятельности ехало легко, не спотыкаясь. Он должен постоянно катиться вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Но именно все это делает профессию воспитателя одной из самых интересных, творческих и привлекательных.
Вы, наверное, успели заметить, что мое колесо педагогического баланса играет всеми цветами радуги. От этого моя профессиональная дорога становится еще более яркой, насыщенной, и, главное, я знаю, что со всеми поставленными задачами и проблемными ситуациями, я обязательно справлюсь, и как в природе после дождя, на моем профессиональном небе опять появится яркая радуга.