Что такое педагогический отряд
Педагогические отряды
Содержание
Движение педагогических отрядов
Педагогические отряды — сообщества, команды, клубы вожатых, студентов педагогических учебных заведений, а также в школах. Создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Участники педотрядов называли себя вожатыми, ведущими, комиссарами, мастерами и т. д.
История
Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 1960-х годов и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД), на основе новаторских идей Игоря Петровича Иванова.
Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч», а также Иркутский государственный педагогический институт с отрядом «Труверы» работающий уже с 1966 г. Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Этому во многом способствовала творческая атмосфера в самих отрядах, множество профильных смен в детских лагерях, песенные фестивали и конкурсы самодеятельности.
Современность
Сегодня педагогические отряды в системе подготовки и кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений работают со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.
В настоящее время самые крупные межвузовские отряды входят в состав Студенческих Отрядов(РСО, СО»Алтай», МОО «Свердловский областной студенческий отряд» и т.д.).
Педагогический отряд
Педагогический отряд, Движение педагогических отрядов
Содержание
Движение педагогических отрядов
Педагогические отряды — сообщества, команды, клубы вожатых, студентов педагогических учебных заведений. Создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Участники педотрядов называли себя вожатыми, ведущими, комиссарами, мастерами и т. д.
История
Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 60-х и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. ЛенинаМГПИ, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Этому во многом способствовала творческая атмосфера в самих отрядах, множество профильных смен в детских лагерях, песенные фестивали и конкурсы самодеятельности.
Современность
Сегодня педагогические отряды в системе подготовки и кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений работают со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Педагогический отряд» в других словарях:
Педагогический отряд, Движение педагогических отрядов — Содержание 1 Движение педагогических отрядов 2 История 3 Современность 4 Ссылки … Википедия
Экономический факультет Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва — Экономический факультет Мордовский государственный университет … Википедия
Педагогические отряды — Содержание 1 Движение педагогических отрядов 2 История 3 Современность … Википедия
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Запрос «ИТМО» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Коммунарское движение — Коммунарское движение возникшая в 60 х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая… … Википедия
Ерёмин, Виталий Аркадьевич — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Новокузнецкий филиал Кемеровского государственного университета — Новокузнецкий филиал институт Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) Головная организация Кемеровский государственный университет Год основания 1995 … Википедия
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса — ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) … Википедия
Что такое педагогический отряд
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ и РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В РОССИИ
18 декабря 2006 года была принята Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. В соответствии с данной Стратегией молодежная политика реализуется по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной сиуации, в жизнь общества. Одной из форм реализации первого приоритета является работа молодых людей в педагогических отрядах.
Ученые, исследующие деятельность педагогических отрядов, дают множество определений «педагогический отряд». Понимание «педотряда» менялось с течением времени. Но, тем не менее, существуют основополагающие принципы, которые присущи педагогическому отряду как начала XX века, так и в XXI столетии: принцип добовольности; принцип самоуправляемости; некоммерческий характер деятельности; принцип объединения людей на основе их интереса к педагогической деятельности.
Безусловно, современный педагогический отряд отличается от педотряда XX столетия. Как любой общественный феномен, педотряд претерпевал изменения с течением времени. Менялись методы и формы работы с детьми и молодежью, изменялись функции педагогического отряда, при этом вышеперечисленные принципы, положенные в основу деятельности педотряда, оставались неизменными. Поэтому на современный педотряд необходимо смотреть через призму возникновения и развития педагогического отряда как такового.
За основу периодизации, исходя из исторического анализа становления и деятельности педагогических отрядов, взяты: изменения государственного устройства общества, история развития молодежной политики, деятельность молодежных общественных объединений.
На рубеже XIX и XX вв. возникли различные педагогические направления, пересматривающие концептуальные основы воспитания, образования и обучения.
В России в русле общественно-педагогического движения были распространены формы «хождения в народ» и общественных инициатив по созданию общеобразовательных школ и курсов.
Движение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов наиболее активно заявило о себе в Москве, Петербурге, Томске и в других городах. В 1906 г. было институциализировано в качестве официально зарегистрированного общества «Сетлемент» (переименованного позже в общество «Детский труд и отдых»). Общество
объединяло группу представителей московской интеллигенции (архитектора А.У Зеленко, студента С.Т. Шацкого, пианистку В.Н. Демьянову, учительниц Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинову, М.В. Полетаеву, Л. Д. Азаревич и др.). Общество занималось организацией детских клубов (объединений), первых детских площадок, загородной летней колонии труда и отдыха, мастерских, «дополнительной школы», педагогических курсов. Особое внимание уделялось созданию условий для самореализации детей в труде, социальном, художественном и техническом творчестве. Общество вело широкую пропаганду своей деятельности, издавая брошюры. Материально общество «Сетлемент» поддерживалось московским купечеством (Морозова и др.). Общество сотрудничало с Московской Думой, но отношения с властями были сложными. Общество временно было закрыто в 1907 г. Однако возродилось через год под названием «Детский труд и отдых». А в 1915 году даже получило дотацию от Министерства народного просвещения. Участники Общества считали необходимым вести работу углубленно, качественно и лишь с посильным количеством детей (около 300 детей), в то время как их оппоненты из фребелевско-го педагогического общества Петрограда считали необходимым «охватить» как можно больше детей.
С 1908 г. по инициативе военного ведомства появляется скаутское движение. Его явное отличие от зарубежного заключается в следующем: возникновение движения по инициативе «сверху», военная направленность движения, особое внимание к подготовке руководящих кадров движением, явная политическая направленность.
Таким образом, в данный период происходит зарождение общественных объединений, появление схемы функционирования, атрибутики, направлений деятельности и специфичность объединений,
В период с середины XIX века и до 1917 года педагогическая общественность формулирует следующие задачи деятельности педагогических отрядов (молодежных общественных объединений педагогической направленности): удовлетворять стремлению молодежи к самостоятельности, свободно выбранной деятельности; воспитывать общественность, развивать общественные интересы и чувство гражданского долга, готовность быть участником общего дела: приучать полагаться на самого себя, не ждать руководства со стороны. В этот период закладывается фундамент осмысления значимости воспитания и организации досуга продрастающего поколения в системе педагогических отрядов и создается опыт решения этой задачи.
Уже в начале 20-х годов, с приходом к власти большевиков, была поставлена задача развития социальной активности молодежи, предусматривающая включение комсомольцев в процесс строительства нового общества, новой коллективистской морали.
ЦК ВЛКСМ поддерживал идею создания вокруг работы с детьми широкого движения добровольных инициативных групп комсомольцев. Так зарождались первые комсомольские педагогичские общественные объединения.
Изменялись функции общественных объединений педагогической направленности, важнейшими из которых стали: общественно-политическая, социально-пре-образующая, функция проявления самодеятельности и социального творчества, реализующихся в ключе коммунистической идеологии.
Основными функциями общественных объединений стали: следование политическому курсу правящей партии, реализация разработанных в высших партийных и комсомольских органах программ. Шло накопление опыта организационной работы комсомольцев в рамках общественной работы с подрастающим поколением.
Однако в сфере детского досуга конца 30-х годов заметным явлением было «тимуровское движение», о котором некоторые сведения можно найти даже в «Советском энциклопедическом словаре»: «Тимуровское движение развернулось в СССР среди пионеров и школьников под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Содержание тимуровского движения: оказание помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустройство населенных пунктов, уход за могилами погибших воинов и др.».
Ребята действовали не по чьим-то кабинетным директивам, а именно по обстановке.
Но постепенно тимуровское движение стало тимуровской «формой работы» пионерской организации, ребенку, приписанному как крепостному к отряду-классу, навязывали, помимо прочего, и тимуровский «оброк», «поле самореализации» исчезло. Остались лишь очаги, островки в океане формализма. И только вокруг взрослого, с которым интересно. Вокруг личности. В последние годы на этих «островах» тимуровцы помогают «афганцам», жертвам катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов.
это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворены современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы. «Сэновцы» разыскивали, где могли, материалы о предшественниках, серьезно изучали опыт
С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 20-х годов, идеи А П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским движением» в Польше.
Изучение «предшественников» позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно (в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы) превратились в стройную, цельную концепцию, в то, что позже стали называть «коммунарской методикой», «теорией и методикой коллективною творческого воспитания».
«Инкубационный период» или период локальных экспериментов (во время которого шло опробование отдельных идей, приемов, методов «на базе» разных школ и их пионерских организаций), продолжался до марта 1959 года, т. е. до того времени, когда «сэновцы» создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную «Коммуной юных фрунзенцев» (КЮФ).
С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их «старших друзей».
Летом 1963 г. в «Орленке» были собраны уже 500 старшеклассников и среди них 50 коммунаров. И на этот раз «эксперимент» удался. Теперь уже 500 юных «апостолов» «коммунарской веры» разъехались по стране и у Клуба ЮК появились сотни «секций» в разных ее концах. Вот с этого-то времени и появился в прессе термин «коммунарское движение».
Можно сказать, что происходил процесс г.едагоги-зации. Если первое десятилетие «коммунарского движения» ознаменовалось резким противопоставлением «жизненной практики» «учебной практике», воспитания опосредованного воспитанию «открытому», то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание «жизненной практики» с «практикой учебной», сочетание педагогики «скрытых педагогических воздействий» с педагогикой «открытой педагогической позиции». И действительно, 70-е годы ознаменовались «движением педагогических отрядов», к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против «открытой педагогической позиции». Переход от «коммунарского движения» к «движению педагогических отрядов» был непростым, болезненным, но в условиях «эпохи застоя» необходимым.
Деятельность комсомольских педагогических отрядов нашла поддержку со стороны партийных органов, комсомола, органов народного образования, педагогических коллективов школ, ПТУ. Был принят ряд мер, направленных на оказание помощи движению комсомольских педагогических отрядов. Так, Секретариат ЦК ВЛКСМ принимает ряд постановлений по проблемам деятельности педотрядов, Министерство просвещения СССР приняло решение, направленное на оказание помощи деятельности комсомольских педагогических отрядов.
Важнейшими функциями педотряда становятся:
— самосовершенствования (осознание молодыми людьми общественно-политической ценности работы с подростками вне школы и приобретение навыков педагогической работы на этой основе);
— идеологическая функция, которая состояла в закреплении в сознании учащихся политических идей ВЛКСМ и пионерской организации, передаче им духовных ценностей старших поколений: традиций, идеалов, формировании убеждений учащихся;
— профилактическая функция педагогического отряда реализуется в наибольшей степени в работе членов педотряда по профилактике правонарушений, в воспитательной деятельности с трудными и педагогически запущенными, слабоуспевающими учащимися, в работе по усвоению учащимися норм и правил поведения, соответствующих коммунистической морали, организации стиля общения, нравственного микроклимата, отвечающим нормам общения в обществе в борьбе с проявлениями отклонений от норм поведения;
воздействуют на них.
Действенность названных функций во многом зависела от успешной реализации функций педотряда по отношению к самому себе как субъекту воспитания воспитателей.
В целом в комсомольский период наблюдаются противоположные по сравнению с первым периодом тенденции: мощная государственная поддержка единой комсомольской молодежной организации как важного фактора развития социальной активности подрастающего поколения, политика вовлечения молодежи в ее деятельность, преобладание регуляции со стороны правящей партии. Все это предопределило изменение функций деятельности молодежных общественных объединений от самореализации в сторону реализации формулируемых государством задач, что ограничивало развитие социальной активности, характеризующейся преимущественно свободой выбора, самостоятельностью, творчеством.
С начала 90-х годов развитие молодежного общестенного движения педотрядов характеризуется отходом от единого движения, образованием множества общественных объединений и многообразием форм этих объединений, отказом от унификации, единообразия форм и методов организации, отказом государственной политики от стремления к обязательному вовлечению всей молодежи в деятельность общественных объединений и, как результат, резким снижением числа молодых людей, охваченных деятельностью общественных объединений. Одновременно с кризисом формальных объединений и организаций возникают неформалъные объединения, имеющие самодеятельную основу. Их деятельность получила освещение в работах В.В. Грибанова, Г.И.Грибановой, В.И.Добрынина, В.Ф.Левичева, Е.Н.Михайловой и др.
Происходит отказ от опыта, накопленного в комсомольский период, что вс многом объясняется безразличным отношением новой государственной власти к деятельности педагогических отрядов.
Ситуация изменяется с принятием в 1995 году Закона РФ «Об общественных объединениях», узаконившего деятельность новых молодежных общественных объединений.
Специфика деятельности новых общественных объединений связана с перестройкой всего воспитательного процесса, заключающегося в переносе центра тяжести с формирования личности на реализацию личности. Реализуя себя, молодые люди тем самым осуществляют самостроительство. Молодежному общественному объединению предоставляется свобода выбора деятельности, организационной структуры.
Современные молодежные объединения являются средством социализации личности, где происходит не только усвоение общественного опыта и его активное творческое воспроизводство, но и предоставляется возможность проявить свою индивидуальность.
Современное движение педагогических отрядов представляет интегративное, постоянно развивающееся формирование, в котором молодые люди посредством реализации различных программ, акций, участия в фестивалях взаимодействуют с другими обществеными организациями, а также с государством и обществом. Это позволяет рассматривать движение педагогических отрядов не только как часть, но и как потенциал, позитивный резерв общественного движения.
Таким образом, третий период (с начала 90-х) характеризуется созданием законодательной основы деятельности молодежных общественных объединений, в частности педагогичесих отрядов, гарантирующей свободу выбора направлений, форм деятельности, организационной структуры объединения. Социально-педагогическая деятельность педотряда рассматривается властью и обществом как значимая, признается, что данные объединения способствуют развитию социальной активности молодых людей. При этом государственная поддержка их деятельности по сравнению с предыдущим периодом значительно сократилась, как и научно-исследовательская работа по данной проблематике. Это предопределило изменение функций современных педотрядов:
— фукция осуществления гражданских прав и свобод;
— функция формирования готовности молодых людей самостоятельно решать материальные, информационные, организационные проблемы;
— функция адаптации к деятельности в современном социуме по законам новой рыночной экономики;
— функция воспитания инициативности в социально-педагогической деятельности, реализация творческого потенциала члена педагогического отряда;
— функция формирования собственного педагогического опыта деятельности в рамках гуманистической педагогики;
— досуговая функция. В рамках педотряда досуг выполняет коммуникативную, рекреативную, познавательную, креативную и эвристическую функции;
— рефлексивную функцию можно отнести к аксиологической сфере сознания молодых людей. Концептуально-этиологические средства позволяют достаточно определённо оценивать, насколько соответствует та или иная идея, действие ценностям, закрепленным в педагогическом сознании членов педотряда;
— прогностическая функция, позволяет на основе анализа и оценки педагогических процессов давать определённую гипотетическую оценку и направление развития педагогических явлений.
Таким образом, исторический анализ позволяет проследить развитие педагогических отрядов в истории нашей страны. От стихийного развития общественных объединенй в начале XX века через регламентируемую реализацию принятых партией и правительством программ к многовариативности, свободному самоопределению общественных объединений в сфере работы с детьми и молодежью в рамках работы педагогических отрядов. Деятельность молодых людей в педагогических отрядах дает им возможность получать новые знания и применять их на практике, формировать новые умения и навыки, приобретать опыт работы в сфере «Человек-Человек», повышать уровень своей компетенции и т.д. Тем самым молодой человек развивает свой потенциал и реализует его в интересах детей, молодежи, страны в целом.
Педагогический отряд, Движение педагогических отрядов
Содержание
Движение педагогических отрядов
Педагогические отряды — сообщества, команды, клубы вожатых, студентов педагогических учебных заведений. Создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Участники педотрядов называли себя вожатыми, ведущими, комиссарами, мастерами и т. д.
История
Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 60-х и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. ЛенинаМГПИ, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Этому во многом способствовала творческая атмосфера в самих отрядах, множество профильных смен в детских лагерях, песенные фестивали и конкурсы самодеятельности.
Современность
Сегодня педагогические отряды в системе подготовки и кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений работают со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Педагогический отряд, Движение педагогических отрядов» в других словарях:
Педагогический отряд — Педагогический отряд, Движение педагогических отрядов Связать? Содержание … Википедия
Коммунарское движение — Коммунарское движение возникшая в 60 х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая… … Википедия
Педагогические отряды — Содержание 1 Движение педагогических отрядов 2 История 3 Современность … Википедия
Таджикская Советская Социалистическая Республика — (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия
Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия
Корея — (корейский Чосон) I. Общие сведения К. страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На В. омывается Японским морем (в К. оно называется Восточным), на З … Большая советская энциклопедия
Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия
Иран — (до 1935 Персия) I. Общие сведения И. государство в Западной Азии. Граничит на С. с СССР, на З. с Турцией и Ираком, на В. с Афганистаном и Пакистаном. Омывается на С. Каспийским морем, на Ю. Персидским и Оманским заливами, в… … Большая советская энциклопедия
Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия