Что такое педагогические условия в педагогике определение
Терминология «педагогические условия»
Дата публикации: 04.12.2015 2015-12-04
Статья просмотрена: 22629 раз
Библиографическое описание:
Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 30.11.2021).
An analysis of the scientific and educational literature suggests that today a unified approach to the concept of «pedagogical conditions» does not exist. It is known that the term «pedagogical conditions» evolve and change over time, gaining and losing certain traits. The article is devoted to consideration of the concept, the analysis of its components. The approaches to the definition of the concept of «pedagogical conditions» are given different interpretations of the conditions changing over time. Particular attention is paid to the modern interpretation of the concept of «pedagogical conditions», discussed in detail the components of the concept and its importance in modern science. Separately, I note the author’s point of view on the definition of the term under review, highlighted additions which, in my opinion, it is necessary to introduce the definition in accordance with modern trends of development of technology and science.
Keywords: conditions, pedagogical conditions, pedagogical research, teacher, methodology, educational technology.
Анализнаучно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогическиеусловия» несуществует. Известно, чтотермин«педагогическиеусловия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты. Статья посвящена рассмотрению данного понятия, анализу его составляющих. Описаны подходы к определению понятию «педагогические условия», приведены различные трактовки условий, меняющиеся во времени. Особое внимание уделено современным трактовкам понятия «педагогические условия», подробно рассмотрены составляющие данного понятия и их значение в современной науке. Отдельно отмечена авторская точка зрения на дефиниции рассматриваемого термина, выделены дополнения, которые, по мнению автора, необходимо ввести в определение с учетом современных веяний развития технологий и науки.
Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий:
организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В. А. Беликов, Е.И Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и ряд других.),
психолого-педагогические (обозначенные в трудах Н. В. Журавской, А. В. Круглия, А. В. Лысенко, А. О. Малыхина и других),
дидактические условия (их рассматривает М. В. Рутковская и др.)
Все перечисленные типы логичным образом расширяют и дополняют понятие термина «педагогические условия», а также позволяю сделать педагогический процесс более комфортным и продуктивным.
В периоды становления и развития науки в целом и педагогической науки в частности происходила трансформация рассматриваемого понятия и его составляющих. Неоднозначно трактовались педагогические условия и в трудах отечественных педагогов. Так, ряд специалистов, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательных процессов, представляли данные условия не только и не столько в виде совокупности определенных возможностей, способствующих эффективному решению образовательных задач, но также и считали необходимым включить в определение рассматриваемого понятия его направленность на необходимость и значимость развития процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления. В данном ключе развивали свои трактовки следующие специалисты:
С. Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей [3, с. 14];
А. В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [4, с. 279–282].
Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» [1–5] позволяет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:
1) Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) Совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) Основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.
На наш взгляд, сегодня определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Автор настоящей статьи считает максимально подходящей для современного определения термина «педагогические условия» трактовку С. Н. Павлова. Вместе с тем, необходимо дополнить предложенное определение. Так, по нашему мнению, войти в структуру определения термина «педагогические условия» помимо организационных форм и материальных возможностей должны следующие компоненты:
Присутствие перечисленных элементов в определении понятия «педагогические условия» объяснимо по ряду причин. Во-первых, наполнение дефиниции и его изменение во времени происходит по мере развития науки, в том числе и педагогической. Во-вторых, бурный рост и скачкообразное развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних десятилетий предопределило необходимость встраивания данных элементов в определения.
Таким образом, подводя итоги анализа позиций различных исследователей касательно определения понятия «педагогические условия», можно выделить ряд положений, важных для понимания данного термина и максимально полного его определения:
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [6].
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.
И возникает вопрос: какие педагогические условия использовались учителями школ для успешного духовно-нравственного воспитания младших школьников?
Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна только при создании следующих педагогических условий:
1. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
2. При организации процесса духовно-нравственного воспитания использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников.
Раскроем первое педагогическое условие – рассмотрим основные возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста:
1) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
2) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности, был подобран комплекс форм и методов, которые будут способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста – это является вторым педагогическим условием.
Основной формой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности мы выбрали классный час.
Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Сейчас рассмотрим методы воспитания.
Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания [5].
Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) [3]:
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Далее рассмотрим те методы, которые способствуют успешному духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Рассказ – это последовательное изложение материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу, как воспитательному методу, предъявляются такие требования, как: логичность, последовательность, четкость, эмоциональность, образность. Важно также учитывать возрастные особенности детей – в младших классах рассказ должен быть продолжительностью 5-10 минут.
Большое значение имеет рассказ именно в младшем школьном возрасте при духовно-нравственном воспитании. Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять смысл нравственных оценок и норм поведения.
Выделяют 3 главные задачи рассказа как воспитательного метода:
Вызвать нравственно положительные чувства (радость, сопереживание, сочувствие, гордость, удивление) и непринятие поступков героев рассказов, проявляющих отрицательные качества (злость, зависть, безразличие, гнев, месть);
Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;
Показать образ нравственного поведения и вызвать желание подражать положительному примеру.
При развитии познавательных мотивов и смыслов учебной деятельности нужно зачитать детям притчу «Все в твоих руках». Обсуждая данную притчу, нужно объяснить детям, что они сами принимают решения и несут ответственность за свой выбор. Рассказ В. Осеевой «Плохо» на примере героев показывает, какие поступки совершают воспитанные люди и какие поступки говорят о невоспитанности человека. Для развития знаний об основных моральных нормах (доброта, правдивость, честность, ответственность, взаимопомощь), можно обсудить с детьми рассказы «Добрый мальчик» В. Брэйэра, рассказ «Две сестры» и рассказ В. Осеевой «Что легче». Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем.
Объяснение – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Данный метод является неотъемлемой частью воспитательного процесса. С помощью метода объяснения нужно дать детям основы этикета, то есть как правильно вести себя за столом, в транспорте, как разговаривать со взрослыми и с друзьями.
Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия учителя и учеников в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа приобрела весьма обширное применение. Главная цель беседы – это научить учеников оценивать поступки, события и явления общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к собственным моральным, нравственным и гражданским обязанностям. Во время беседы на тему дружбы, можно задать такие вопросы: Что такое дружба? Кого можно назвать другом? Каким должен быть хороший друг? А как вы считаете, сами вы умеете дружить?
Пример как метод педагогического воздействия основывается на желании учеников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., ученики глубже и нагляднее понимают сущность и содержание социально-нравственных отношений. Важное значение как раз таки для учеников имеет личный пример самого учителя. Также, можно привести примеры знаменитых людей, представляющих разные профессии, что в свою очередь будет способствовать ознакомлению с миром профессий, их значимостью и содержанием.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение учениками различных действий, практических дел для формирования и развития их личности. Для формирования адекватной самооценки можно выполнить с учениками такие упражнения как: напиши свои положительные и отрицательные качества; напиши 2-3 хороших качества, которые ты бы хотел развить у себя; написать, какие бывают у человека вредные и полезные привычки.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение определенным объемом знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [4]. Можно задать детям сделать проект «Моя семья», «Кем я хочу стать когда вырасту» или «Зачем нужно учиться». При выполнении данных проектов дети будут демонстрировать и свои творческие способности.
Мы рассмотрели основные формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Только при соблюдении этих двух главных условий, процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста окажется эффективным и будет способствовать формированию гармонично развитой личности.
Список литературы
3. Педагогика: учеб. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 1996.- 603 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – 272 с.
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 186 с.
Теоретические основы развития детей раннего возраста. Педагогические условия развития детей раннего возраста
Тазаян Арменуи Анна
Теоретические основы развития детей раннего возраста. Педагогические условия развития детей раннего возраста
Педагогические условия развития детей раннего возраста
В отечественной педагогике выделено несколько уровней педагогических условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно.
содержания и организации деятельности детей (ребенка,
межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,
отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком,
вхождения ребенка в объединение,
взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.
Деятельность ребенка (детей) в качестве педагогического условия может представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику. Например, по А. В.Мудрику: познание, общение, предметно-практическая, духовно-практическая, спорт, игра (представленность видов деятельности или их взаимосвязь).
Свойства взаимодействия с окружающей средой могут быть рассмотрены как степень открытости или автономности образовательного учреждения (детского объединения) для внешних воздействий. Примером автономности учреждения и объединения могут быть летний детский лагерь, психологический тренинг и т. д.
Обозначим место второго и четвертого уровней педагогических условий. Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.
Состояние включенности характеризуется интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности (В. В. Рогачев).
педагогическая деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;
педагогическая деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т. д.);
педагогическая деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного сообщества;
педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;
педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.
кадрового обеспечения (свойства субъекта педагогической деятельности,
материального обеспечения деятельности детей (оборудование и проч,
пространственно-временных параметров воспитательного процесса,
сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,
нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,
программно-методического обеспечения воспитания,
Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога,как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:
прогнозирования, проектирования и конструирования педагогического процесса;
осуществления преемственных связей между наукой и практикой;
создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;
объективной диагностики его результата;
выстраивания перспективы развития каждого ребенка на основе диагностики его достижений.
При организации педагогического процесса должна обеспечиваться обратная связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка.
Особенности организации педагогического процесса раннего детства.
Педагог:
Создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения).
Поддерживает у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.
Помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений.
Поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
Наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.
Поддерживает стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки.
Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями.
Обеспечивает правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов.
Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.
Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
Организация педагогического процесса построена на принципе «сквозного» развития ребенка, т. е. комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, в процессе движения и активного исследования предметного и окружающего мира.
Педагогический процесс выстраивается на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослым (воспитателем, психологом, родителем и т. д.). День жизни малыша строится, как взаимосвязь разных видов деятельности
Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как личность, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности, уникальности.
Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключается в поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет, развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной системой; характер взаимодействия взрослого с ребенком, в совместной деятельности, предметно-развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающего мира.
В процессе развития детей раннего возраста необходимо:
использование инновационных подходов к организации педагогического процесса;
регламентацию требований к отбору содержания, его уровню и качеству;
ориентацию медико-педагогической работы на сохранение здоровья ребенка;
обеспечение условий для реализации социальной ситуации развития.
Педагогические условия развития детей данного возраста предусматривают взаимосвязь сенситивных периодов развития детей от рождения до семи лет и их влияние на цели воспитания, обучения.
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.
Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.