Что такое педагогическая профессия каково ее место среди других профессий
Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком своего личностного потенциала, т. е. для его самореализации. Но в существующих дефинициях «профессия» (от лат. рrofessio — «объявляю своим делом») определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессия определена как «род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом словаре указывается, что «профессия — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования».
Как видно, в приведенных определениях профессия рассматривается как специфическая, квалифицированная трудовая деятельность, которая позволяет человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э. М. Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы». Исходя из этого, заключается, что человеку в профессии важно иметь возможности для удовлетворения трех основных потребностей:
экономически обеспечивать свое существование;
выполнять в благоприятной среде работу, которая нравится;
удовлетворять потребности в общественных связях и отношениях» (приводится по: Калицкий, Э. М. Профессия, профессиология и профессиональное образование / Э. М. Калицкий. Мн., 1996. С. 16).
При такой трактовке профессия не просто вынужденное занятие, а сфера, в которой человек реализует свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит свой личный вклад в социальный прогресс.
Профессия — род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал.
Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.
Педагогическая профессия — род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Любая профессия содержит совокупность определенных требований, которым должен соответствовать человек. При описании профессии с точки зрения этих требований используется понятие «профессиограмма».
Профессиограмма — разностороннее описание характера профессиональной деятельности и соответствующих требований к личности.
Рассмотрение любой профессии при помощи понятия «профессиограмма» предполагает выделение в ней четырех составляющих:
социальной (социально-статусные характеристики; место профессии в структуре социальных отношений; социальные коммуникации и т. д.);
производственно-технической (содержание производственных операций, техническая сторона деятельности и т. д.);
психофизиологической (требования к психофизиологическим характеристикам субъекта деятельности);
В основе выделения психологической составляющей лежит положение, что эффективность любой профессии, в том числе и педагогической, обусловливается соответствием психологических свойств и процессов человека требованиям деятельности. Для описания профессии с этой стороны используется понятие «психограмма».
Психограмма — характеристика профессии с точки зрения психологических требований к личностным качествам и навыкам.
Нас особо интересует именно психограмма педагогической деятельности, так как во многом анализируя ее, мы можем лучше понять вопросы, связанные с психологическими основами деятельности педагога.
Педагогическая профессия, в соответствии с подходом известного российского специалиста Е. А. Климова, принадлежит к группе профессий системы «человек — человек». Помимо этого ученый также выделяет такие группы, как «человек — природа», «человек — техника», «человек — знак», человек — образ».
По мнению Климова, субъекту профессиональной деятельности в рамках системы «человек — человек» должны быть свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) «душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность; 9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1997. С. 175).
Педагогическая деятельность — воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и выступающее основой для формирования у него мотивации саморазвития.
Для понимания особенностей педагогической деятельности важно проанализировать ее социальную роль и назначение (т. е. функции), а также строение (т. е. структуру).
Многие авторы все педагогические функции разделяются на две группы: целеполагающие и организационно-структурные.
Целеполагающие функции указывают на основное целевое назначение педагогической деятельности. К ним относятся:
ориентационная функция (одна из основных задач педагога — сориентировать учащегося в системе знаний);
развивающая функция (предполагает создание педагогом особой образовательной ситуации взаимодействия, которая позволит ребенку раскрывать свой потенциал);
мобилизующая (означает необходимость стимулирования педагогом учащихся для концентрации усилий на наиболее важных учебных задачах);
информационная функции (педагог выступает организатором процесса формирования у учащегося системы знаний).
К организационно-структурным функциям относятся:
конструктивная функция (обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации; проектирование деятельности учащихся для усвоения информации; проектирование педагогом собственной деятельности);
организаторская функция (предполагает организацию процесса передачи информации учащимся; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности):
коммуникативная функция (указывает на установление правильных взаимоотношений с учащимися, с другими учителями, с администрацией школы);
гностическая (исследовательская) функция (предусматривает познание особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков; возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; познания себя и особенностей своей деятельности).
Структурный анализ деятельности подразумевает выделение в ней ряда составляющих (компонентов), их характеристику и описание характера связи между ними. В этой связи, с одной стороны, педагогическая деятельность определяется психологическим содержанием таких ее компонентов, как мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат, а с другой — может быть рассмотрена, как состоящая из совокупности действий педагога.
Мотивация является важнейшим компонентом педагогической деятельности. Она определяет уровень и направленность профессиональной активности личности. Важно, чтобы в основе деятельности педагога лежали внутренние мотивы: процессуальные (сам процесс работы доставляет удовольствие) и результативные (ориентация на достижение высоких результатов). На основе мотивов педагог ставит определенные цели, в которых выражается идеальный образ желаемого результата. Предметом педагогической деятельности выступает организация учебной деятельности учащихся по усвоению социокультурного опыта, а также содействие их личностному развитию. Средствами педагогической деятельности являются научные знания, текстовые и электронные носители информации, технические, графические и другие вспомогательные средства. Способы педагогической деятельности — совокупность используемых приемов (объяснение, показ, лабораторные работы, опыты и т. д.), обеспечивающие усвоение социокультурного опыта. Результатом педагогической деятельности является познавательное и личностное развитие учащегося. На основе соотношения целей и результатов делается вывод об эффективности педагогической деятельности и при необходимости в нее вносятся коррективы.
Педагогическая деятельность включает в себя совокупность самых различных действий, которые обусловлены конкретной педагогической ситуацией, мастерством педагога, его индивидуальными особенностями, возрастными характеристиками учащихся и другими факторами. Так, педагогическая деятельность может включать в себя перцептивные действия (направлены на восприятие информации, других людей), мнемические действия (запоминание и хранение информации), коммуникативные действия (организация общения), предметно-преобразующие действия, исследовательские действия (более глубокое познание предметов, людей), контрольные действия (направлены на оценку хода образовательного процесса) и др. Все эти действия подчинены педагогическим целям, а их уникальное сочетание определяет индивидуальный стиль деятельности конкретного педагога и свидетельствуют об уровне его педагогических способностей.
Педагогическая профессия в системе других профессий
По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком своего личностного потенциала, то есть для его самореализации. Однако в различных словарях понятие «профессия» (от лат. profession – объявляю своим делом) определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессия определена как «род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом словаре указывается, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Из приведенных определений видно, что профессия рассматривается как специфическая, квалифицированная трудовая деятельность, которая позволяет человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э. М Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы» Ученый приходит к выводу, что «посредством профессиональной деятельности человек стремится удовлетворить три основные потребности:
1. экономически обеспечивать свое существование;
2. выполнять работу, которая нравится и в благоприятной среде;
3. удовлетворять потребности в общественных связях и отношениях».
Таким образом, исходя из такой трактовки, получается, что профессия не просто вынужденное занятие, а сфера, в которой человек реализует свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит личный вклад в социальный прогресс.
Профессия– род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал.
Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.
Педагогическая профессия – это род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Любая профессия содержит совокупность определенных требований, которым должен соответствовать человек. При описании профессии с точки зрения этих требований используется понятие «профессиограмма».
Профессиограмма– разностороннее описание характера профессиональной деятельности и соответствующих требований к личности.
Рассмотрение любой профессии при помощи понятия «профессиограмма» предполагает выделение в ней четырех составляющих:
— социальной (социально-статусные характеристики; место профессии в структуре социальных отношений; социальные коммуникации и т. д.);
— производственно-технической (содержание производственных операций, техническая сторона деятельности и т. д.);
— психофизиологической (требования к психофизиологическим характеристикам субъекта деятельности);
В основе выделения психологической составляющей лежит положение, что эффективность любой профессии, в том числе и педагогической, обусловливается соответствием психологических свойств и процессов человека требованиям деятельности. Для описания профессии с этой стороны используется понятие «психограмма».
Психограмма – характеристика профессии с точки зрения психологических требований к личностным качествам и навыкам.
Нас особо интересует именно психограмма педагогической деятельности, так как во многом, анализируя ее, мы можем лучше понять вопросы, связанные с психологическими основами деятельности педагога.
Педагогическая профессия, в соответствии с подходом известного российского специалиста Е. А. Климова, принадлежит к группе профессий системы «человек–человек». Помимо этого, ученый также выделяет такие группы, как «человек-природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек-образ».
По мнению Е. А. Климова, субъекту профессиональной деятельности в рамках системы «человек-человек» должны быть свойственны:
1) умение руководить, учить, воспитывать «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;
6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;
7) способность сопереживания;
9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
Педагогическая профессия среди других профессий
1 Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Указ. соч. С. 10.
2 Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении. способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.
При этом, если учесть, что профессия «Человек-Человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей (Дж. Холланд, Е. А. Климов), то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной.
Существенным для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-
1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 47.
При рассмотрении, по Е. А. Климову, педагогической деятельности с позиции предмета труда, обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений, и прежде всего «Человек-Знак». Знаковые, и в частности языковые системы, в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы являются предметом усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет и техника, электронно-вычислительная, компьютерная. Педагог использует ее и как средство передачи, и как предмет изучения, а затем и обучения учеников умению ею пользоваться.
Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е. А. Климов наметил четыре их группы:
1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.).
2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.
3. Действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.
1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 36—40
4. Действие по согласованию усилий.
Отметим, что педагог как субъект деятельности осуществляет все эти действия (в меньшей степени действия первой группы, если это только механические действия). Это определяет разносторонность интеллектуальной и поведенческой культуры педагога как ее субъекта.
Профессиональная деятельность может быть классифицирована в зависимости от цели,которую ставит субъект: гностическую (познавательную), цель преобразования или изыскания, причем, вторая и третья связаны с постановкой задачи и нахождением новых способов и средств их решения. Преобразующая деятельность соотносится с любым классом вещей, явлений, процессов, людей. Соответственно педагогическая деятельность прежде всего предполагает у ее субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач.
Отмечая функциональные орудия труда — внешние по отношению к сознанию и внутренние, Е. А. Климов имеет в виду средства и способы, и прежде всего «устную и письменную речь, изображения». Приведенная общая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности на основании ее целей, предмета, средств, способов действий показывает всю сложность и многоаспектность этой позиции — субъекта педагогической деятельности.
Выбор профессии
Таким образом, профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений «Человек-Человек», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.
1 Климов Е. А. Как выбирать профессию. С. 121—128.
2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28.
Педагогическая профессия среди других профессий
В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек—Природа», «Человек—Техника», «Человек—Знак», «Человек—Образ», «Человек—Человек» [88—90].Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человет ка, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции [90, с. 176-181].
При этом, если учесть, что схема «Человек—Человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей человека (Дж. Холланд, Е. А. Климов), то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной.
Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек—Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. «Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «просто так»» [90, с. 181]. Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек—Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные — профессиональная компетентность и дидактическая культура.
При рассмотрении педагогической деятельности с позиции предмета труда обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений, и прежде всего «Человек— Знак». Знаковые, и в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет компьютерная техника. Педагог использует ее и как средство передачи знаний, и как предмет изучения, а затем и обучения.
Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы.
1. Двигательные действия (перемещения, расположения, поворота и т.д.).
2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические.
3. Действия межличностного общения: диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.
4. Действие по согласованию усилий.
Отметим, что педагог как субъект деятельности выполняет все эти действия (в меньшей степени действия первой группы, если они только механические). Включение всех групп перечисленных действий в профессиональную деятельность педагога определяет разносторонность его интеллектуальной и поведенческой культуры.
Профессиональная деятельность может быть классифицирована в зависимости от цели, которую ставит субъект: гностической (познавательной), цели преобразования или изыскания. При этом вторая и третья связаны с постановкой задач и нахождением новых способов и средств их решения. Преобразующая деятельность соотносится с любым классом вещей, явлений, процессов. Педагогическая деятельность прежде всего предполагает у ее субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач.
Отмечая функциональные орудия труда — внешние и внутренние по отношению к сознанию, Е.А. Климов имеет в виду средства и способы профессиональной деятельности и прежде всего«устную и письменную речь, изображения». Речь педагога, как известно, является одной из важнейших характеристик его деятельности.
Приведенная общая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности на основании определения ее целей, предмета, средств, способов действий показывает всю сложность и многоаспектность этой профессии.